Что не относится к уровням познавательной самостоятельности

Статья «Сущность и формирование познавательной активности и самостоятельности школьников».

.Сущность и формирование познавательной активности и самостоятельности школьников.

1. Необходимость формирования познавательной активности.

Познавательная активность и самостоятельность школьников в процессе обучения – это важнейшие условия развивающей направленности обучения.

Активность познания – означает, что окружающие человека предметы и явления в процессе их познания, творчески преобразуются в его психике и принимают форму идеальных образов.

Другая черта активности познания – проблемность, т.е. мышление человека протекает в виде решения каких-либо задач. Следовательно, необходимо организовать восприятие и мыслительные действия учеников так, чтобы они решали какую-то проблему,

Активизация учения – организация действий учащихся, направленных на разрешение конкретных учебных проблем. (Т.И. Шамова)

Таким образом, основным фактором активности познания является познавательный поиск учащимися способов решения поставленной перед ними учебной проблемы.

Человеку от природы присущ исследовательский рефлекс. В учебной деятельности исследовательская активность приобретает характер целенаправленно регулируемых познавательных действий.

2. Сущность познавательной активности школьников.

Познавательная активность – психическое состояние, которое характеризуется стремлением ученика решить возникшую перед ним познавательную задачу, а также интеллектуальным затруднением, умственным и эмоционально- волевым напряжением при решении задачи.

Познавательная активность по мере её возбуждения и поддержания (как состояния на уроке) постепенно становится личностным качеством. Его формирование является одной из целей обучения.

Познавательная активность должна служить качественной характеристикой учебной деятельности.

Познавательная активность проходит три уровня развития :

Воспроизводящая активность – ученик стремится понять, запомнить и воспроизвести знание по образцу;

Интерпретирующая активность – ученик стремится выявить смысл изучаемого, проникнуть в сущность явлений и применить знания в измененной форме;

творческий – ученик стремится осмыслить сущность явлений, их взаимосвязь, а также мысленно и творчески преобразовать их и сконструировать новые идеальные объекты.

3. Пути и способы формирования познавательной активности.

Рубинштейн С.Л. писал, что познавательная активность учащихся это результат рационально организованной перцепции. Для подготовки учеников к активному восприятию необходимо поставить перед классом познавательную задачу – это такое задание, которое требует анализа определенной информации, осмысления, понимания при ответе на вопрос о том, что неизвестно, что требуется выяснить и понять.

Для возникновения познавательной активности нужно, чтобы объективная задача была субъективно принята учеником и приобрела личностный смысл. Для этого нужно:

заострить противоречие между уровнем сложности познавательной задачи и уровнем ЗУН учащихся;

вызвать интерес учеников к задаче и потребность её решения. При выполнении перечисленных условий, возникает мотив учебно-познавательной деятельности. И, как следствие, активная целенаправленная деятельность учащихся.

Выделяют три уровня мотивов познавательной активности:

Способы, стимулирующие появление и подержание познавательной активности учащихся

1. Прием необычного начала урока (необычные факты или явления, эмоциональный красочный рассказ и т.д.)

2. Опора на интуитивное мышление школьников (концепция интеллектуального творчества А.Я. Пономарев)

3. Творческие задания учащимся на уроке

а) выполнение исследовательских работ

б) применение методов науки в познавательной деятельности: аналогии, моделирования, мысленного эксперимента и т.д.

4. Сущность и способы формирования познавательной самостоятельности.

Познавательная активность и познавательная самостоятельность тесно связаны и взаимообусловлены. Нельзя в полной мере добиться познавательной активности учащихся на уроке, если одновременно не развивать у них познавательную самостоятельность.

Познавательная самостоятельность – это способность и умение находить в конкретной учебной или практической ситуации познавательные задачи, осознавать и решать их, используя необходимые знания и способы познавательной деятельности.

Познавательная самостоятельность предполагает

а) умение пользоваться различными источниками приобретения знаний;

б) умение планировать, анализировать и критически оценивать свою мыслительную деятельность;

в) умение пользоваться различными методами и приемами при поиске способов решения познавательных задач.

Все эти умения позволяют школьнику осуществлять самостоятельную познавательную деятельность.

Познавательная деятельность школьников в зависимости от соотношения воспроизводящей (репродуктивной) и творческой деятельности на трех уровнях:

1 уровень – воспроизводящая деятельность;

2 уровень – воспроизводяще-творческая деятельность;

3 уровень – творческая деятельность.

Самостоятельная деятельность школьников всегда осуществляется на воспроизводяще-творческом или на творческом уровнях. (Исследования П.И. Пидкасистого)

Познавательная самостоятельность, как умение, проявляется при осмыслении и решении проблемных задач. Поэтому необходимо учитывать следующие пути и условия формирования познавательной самостоятельности.

1. По каждому предмету необходимо разработать систему познавательных задач для самостоятельного решения учащимися на уроках и дома.

2. Необходимо специально обучать школьников решению познавательных задач, используя для этого эвристические программы, алгоритмические предписания, инструкции и правила.

3. Необходимо вооружать школьников различными методами при решении различных задач и проблем.

а) общелогические приемы и методы (сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.);

б) методы научного исследования (эксперимент, наблюдение, моделирование, мысленный эксперимент, идеализация и формализация, аналогия и т.д.);

в) методы диалектического мышления (содержательного обобщения) (метод категориального синтеза, восхождение от абстрактного к конкретному).

г) методы переноса усвоенных знаний на новые познавательные задачи, определяющие способ переноса обобщенных знаний – (МПД, т.е. метод познавательной деятельности).

Способ переноса – это предписание о том, как надо рассуждать при применении знаний в процессе анализа и решения новой познавательной задачи.

— частный МПД – предписание для анализа и решения одной специфической познавательной задачи

— общий МПД – предписание использования знаний как общего способа решения задач одного или нескольких типов.

4. Применение проблемного обучения. Это система активного обучения, которая базируется на психологических закономерностях творческого мышления.

Источник

Что не относится к уровням познавательной самостоятельности

Что не относится к уровням познавательной самостоятельности

В основе Федерального государственного образовательного стандарта (Стандарт) лежит системно-деятельностный подход, который должен обеспечивать: формирование готовности к саморазвитию; активную учебно-познавательную деятельность; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся в построении образовательного процесса. Надо понимать, что при системно-деятельностном подходе планируемые образовательные результаты формируются в процессе определенных видов учебной деятельности. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, т.е. выпускник должен уметь учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, применять полученные знания в реальной действительности [1].

Для построения учебного процесса в соответствии с требованиями нового стандарта от учителя требуются новые знания и умения, ему необходимо уметь грамотно проектировать учебный процесс не только в традиционной форме, но и в новой информационно-образовательной среде. Так как новые формы обучения с требованиями ФГОС увеличивают самостоятельную работу учащихся, таким образом, актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых. В связи с этим целью учебного процесса является не только качественное усвоение знаний, но и развитие познавательных потребностей, творческого потенциала, умение применять полученные знания в жизни.

Вопрос организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся во время урока или вне урока в разные годы интересовало многих ученых (П.И. Пидкасистый [2], Н.И. Чиканцева [3], Т.И. Шамова [4], В.В. Дрозина [5], С.В. Митрохина 6 и др.).

В учебном процессе «самостоятельная деятельность» занимает особое место, она осуществляется в основном в форме самостоятельной работы.

«Самостоятельная работа» в процессе изучения у С.В. Митрохиной выступает как форма самостоятельной познавательной деятельности учащегося, где самостоятельность проявляется как качество личности учащегося, которое воспитывается в процессе самостоятельной деятельности [6].

Самостоятельные работы в школьном учебном процессе чаще применяются на уроках или при выполнении домашней работы с целью закрепления полученных знаний и формирования различных навыков и умений. Систематическая грамотная организация самостоятельной работы (решение задач, конспектирование, работа с учебником и т.п.) на уроках приводит к активизации учащихся в учебном процессе и повышению эффективности урока, где учащиеся могут получить более прочные знания, в отличие от готового изложения материала учителем. При систематическом выполнении домашней работы по дисциплине у учащихся формируются устойчивые навыки и умения практического характера, с их помощью ученик воспринимает, анализирует, где активность ученика проявляется в планировании, определении способов разрешения и выполнения самостоятельной работы, тем самым он мобилизует свои знания и контролирует себя. Современные учебные планы в образовательных учреждениях предусматривают большие возможности для увеличения доли самостоятельной работы обучающихся, с помощью которой формируются мотивация, потребность в познании. Самостоятельность в познании может быть реализована как с помощью учебно-методических пособий, справочников, дополнительной литературы, так и электронными средствами учебного назначения.

В связи с развитием различных современных образовательных технологий большое значение в образовательном процессе оказывает информационно-образовательная среда, где работа с информацией и информационными технологиями, овладение предметом познания, основными видами познавательной и практической деятельности стали важнейшей задачей современного школьного образования. Так, И.В. Роберт [9] информатизацию образования представляет как область педагогической науки, которая ориентирована на обеспечение сферы образования методологией, теорий и технологией обучения. В этой связи информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали важнейшим фактором развития математического образования, которые позволяют индивидуализировать и дифференцировать обучение.

Современные исследователи Е.С. Полат [10], С.В. Панюкова [11], И.Г. Захарова [12] и другие предлагают применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий, которые эффективно обеспечивают индивидуализацию, дифференциацию обучения, формирование самостоятельной деятельности, развитие интереса, повышение эффективности учебного процесса и т.д. Также опыт многих учителей показывает, что большую роль в организации самостоятельных работ играют всевозможные технические средства и специальное оборудование, где грамотное сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной работ позволяет сформировать у детей необходимые навыки познавательной деятельности. Средства ИКТ оптимизирует учебный процесс, имеют большие возможности в организации самостоятельных работ, при выполнении которых ученики в комфортных условиях могут самостоятельно постигать знания, в ходе которых они расширяют свой кругозор, развивают интерес к предмету, проявляют творчество. Преимущества применения средств ИКТ в обучении – это усиление мотивации к обучению, повышение интереса к самостоятельной работе, развитие пространственного, интуитивного мышления, творческого воображения, способности общения, коммуникации, формирование самостоятельной познавательной деятельности и информационной культуры.

Формирование самостоятельной познавательной деятельности у учащихся гуманитарных классов в учебном школьном процессе по математике в данное время не полностью раскрыто. Много диссертационных работ, посвященных исследованию самостоятельной познавательности через использование в учебном процессе современных информационных средств именно для студентов вузов и СПО. Так, С.В. Напалков [13] раскрыл в своей диссертационной работе развитие познавательной самостоятельности при обучении алгебре в основной школе через тематические веб-квесты. Г.А. Алексанян [14] исследовал использование облачных технологий в организации самостоятельной деятельности студентов. Ням Нгок Тан [15] посвятил свое исследование методике обучения математике студентов-гуманитариев, направленной на развитие познавательной самостоятельности средствами наглядного моделирования в коммуникативной деятельности. С.Ф. Катержина в своей работе предложила использование веб-технологии при обучении математике для развития познавательной самостоятельности студентов технического вуза [16] и др.

Далее рассмотрим уровни, критерии и показатели сформированности самостоятельной познавательной деятельности, предложенные разными исследователями.

Г.И. Щукина выделяет репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительский и творческий уровни активности учащихся в учебном процессе [17].

У Т.И. Шамовой, следующие уровни познавательной активности: воспроизводящая, интерпретирующая и творческая, где активность проявляется как качество учебной деятельности [4].

Г.И. Саранцев формирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся делит на 3 уровня: высокий, средний и низкий, которые характеризуются следующим образом: высокий – самостоятельность проявляется во всем, решает и находит рациональный способ решения задачи, самоконтроль, умеет оценивать свою работу, ищет информацию самостоятельно, свободно использует интернет-ресурсы; средний – требуется незначительная коррекция или подсказка учителя; низкий – требуется обязательное участие учителя: подсказка, контроль, задания репродуктивного характера [18].

Основываясь на теории развивающего обучения, В.В. Дрозина исследовала формирование творческой самостоятельной деятельности учащихся, обосновала контекстно-интенсифицированный подход формирования и развития самостоятельной деятельности, ориентированный на творческую деятельность. В своей диссертации она раскрыла технологию организации формирования творческой самостоятельной деятельности, в которой применяются игры, с помощью которых учебный процесс осуществляется планомерно, продуманно с переходом от простейших к высокому уровню творческой деятельности [5].

В.В. Дрозина предложила систему критериев контроля формирования самостоятельной познавательной деятельности у учащихся: научность знаний, которые определяются следующими признаками: систематичностью, осознанностью, действенностью; умение самостоятельной творческой деятельности [5].

В.Н. Пустовойтов самостоятельную познавательную деятельность признает как ключевую компетенцию и компетентность современного человека [19]. И в этой связи критерии отбора уровней градации познавательной самостоятельности рассматриваются в критерии отбора компетентности, которые составляют структуру познавательной самостоятельности, и выделяются три уровня сформированности самостоятельной компетентности старшеклассника: низкий, средний и высокий [20].

Г.А. Алексанян выявил следующие показатели оценки уровня сформированности самостоятельной познавательной деятельности студентов в рамках единой информационной среды с использованием облачных технологий: 1) мотивационный: интерес к реализации самостоятельной работы в рамках единой информационной среды; 2) когнитивный: наличие системы знаний, полученных в рамках единой информационной среды; 3) деятельностный: способность к учебно-исследовательской работе и углубленному изучению отдельных вопросов предметного содержания в ходе организации самостоятельной деятельности в рамках единой информационной среды; 4) рефлексивно-оценочный: способность организовать и контролировать свою самостоятельную работу, дать объективную оценку результатам своей деятельности [14].

На основе теоретического изучения и анализа уровней развития самостоятельной познавательной деятельности и систем критериев процесса формирования самостоятельной познавательной деятельности выделены три уровня познавательной деятельности обучающихся: активная, осознанная и инициативная.

Уровень активности (воспроизводящая деятельность) характеризуется стремлением, желанием обучаемых понять новую задачу, дополнить и воспроизвести знания, овладеть способом их применения самостоятельно в учебном процессе. Деятельность учащихся на данном уровне проходит при помощи учителя, где учитель ставит цели, составляет план действий. Ученики выполняют репродуктивный характер деятельности и нуждаются в помощи и поддержке учителя.

Уровень осознанной деятельности (репродукция с элементами продукции) характеризуется более высокой устойчивостью волевых усилий, которые проявляются в том, что обучаемый осознает цели обучения, сознательно планирует действия и самостоятельно решает математические задания, стремится к познанию связей между явлениями, самостоятельно ищет пути решения при затруднениях. Деятельность учителя заключается в консультировании.

Уровень инициативной деятельности (продукция) характеризуется стремлением обучаемых применить математические знания в новой ситуации, то есть перенести знания и способы деятельности в новые условия. Характерной особенностью этого уровня считается проявление высоких волевых качеств, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Учащиеся самостоятельно делают выводы по результатам деятельности и корректируют свои действия. На данном уровне деятельность учителя и ученика проявляется в совместном сотрудничестве.

Вышеизложенные уровни формирования самостоятельной познавательной деятельности в развернутом виде представлены в таблице.

Уровни формирования самостоятельной деятельности учащихся гуманитарных классов

Источник

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Признаками познавательной самостоятельности являются инициативность, уверенность, настойчивость. Важными принципами развития самостоятельности являются принцип обязательности, посильности, обучения новым формам и методам самостоятельной работы, интересности. Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения школьников. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив, и как стойкую черту личности, и как средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Именно творческий, исследовательский характер математических заданий влечет к себе молодые силы растущего интеллекта учащегося. Математика несет в себе сильный развивающий заряд, так как формирует определенную гибкость мышления, умение рассматривать нестандартные и проблемные ситуации. Чтобы развивать мышление учащихся необходимо знать, что конкретно для этого нужно делать и почему.

Необходимым условием также является развитость не только аналитического, но и образного мышления. Тренировка внимания, памяти, развитие пространственного и логического мышления имеет место и на других уроках, но, прежде всего, на математике. Умение задавать вопросы, находить связь между величинами и событиями, теорией и практикой, формулировать и решать разнотипные задачи, работать с учебной и справочной литературой формируется в ходе решения развивающих задач, которые позволяют поддерживать устойчивый интерес к предмету, формируют положительную мотивацию, активизируют мыслительную деятельность. Способность действовать в уме – одна из важнейших сторон мышления. В развитом виде эта способность содержит три основных компонента мыслительной деятельности:

анализ условия задачи;

планирование ее решения;

осознание обобщенного способа решения.

Предлагаю ряд упражнений для тренировки умения классифицировать объекты, заданные терминами, наблюдать, сравнивать, находить аналогии, выделять существенные признаки фигур, развивать абстрактное мышление.

Написать как можно больше математических терминов, содержащих букву «п».

Расшифровать высказывание Н. Карамзина.2 16 4 1 20 19 20 3 1633 9 29 12 16 19 20 282 16 4 1 20 19 20 3 1614 29 19 13 6 11Ответ: богатство языка есть богатство мыслей.

Исключите лишнее число:Ответ: 5/13.

Назвать все цифры от 9 до 0 в обратном порядке.

Петя утверждает, что держит в кулаке две монеты на общую сумму 15 рублей, причем одна из этих монет не 5 рублей. Какие монеты держит Петя?Ответ: 10 рублей.

Сумма в 9 тысяч, 9 сотен и 9 рублей записывается в виде 9909. Запишите быстро сумму в 12 тысяч, 12 сотен, 12 рублей.Ответ: 13212.

В равенстве 101 – 102 = 1 необходимо передвинуть одну цифру так, чтобы оно стало верным.Ответ: 101 – 102=1.

Как разделить 7 яблок между 12 мальчиками поровну, если ни одно яблоко нельзя резать более чем на 5 частей.Ответ: сначала 3 яблока, потом 4.

Подсчитай в уме значение выражения: 12345678902 – 1234567889 • 1234567891.Ответ: 1.

Решите устно уравнение: 12*12*12=6*X*6Ответ: 48.

Какое число лишнее: 1, 5, 6, 11, 14, 17, 28?Ответ: 14.

Сумма двух чисел равна… Одно из них в … раз больше другого. Найти эти числа. Поставить в условие задачи вместо точек такие числа, чтобы при ее решении было составлено уравнение x + 5x =108.Ответ:18 + 90 = 108.

Исключите лишнюю фигуру:Ответ: 1.

Летела стая уток. Одна впереди, две позади; одна позади и две впереди; одна между двумя и три в ряд. Сколько летело уток?Ответ: летели одна за другой три утки.

Сколько яиц можно съесть натощак?Ответ: только одно.

Два отца и два сына нашли на дороге три монеты и быстро поделили их между собой, причём каждому досталось по монете. Как им удалось справиться с задачей?Ответ: их было трое: дед, отец и сын.

В завещании умершего отца семейства говорилось, что имевшихся в хозяйстве 17 лошадей следует поделить между тремя наследниками в отношении одна вторая к одной третьей к одной девятой. Как выполнить завещание?Ответ: пропорцию 1/2:1/3:1/9 достаточно умножить на 18, чтобы получить 17.

Позавчера Феде было 17 лет. В следующем году ему будет 20 лет. Как такое может быть?Ответ: утверждение сделано 1 января. День рождения Феди 31 декабря. Позавчера ему было 17 лет. Вчера ему исполнилось 18. В этом году будет 19, а в следующем – ровно 20.

Работа над заданиями – это пока небольшие самостоятельные открытия, но это путь в большой мир серьезных математических проблем. Математика, даже в занимательной форме, – это труд, и как любой труд требует настойчивости, трудолюбия и терпения. Мы, учителя, должны сделать всё, чтобы простая детская любознательность переросла в устойчивый интерес. Это и является новой ступенью в развитии познавательной самостоятельности ребенка.

Источник

Уровни самостоятельности

1.2. Уровни самостоятельности.

Процесс развития самостоятельности человека сложен и противоречив. Это объясняется не только интегративностью и многомерностью самого качества, но и другими причинами. Главными из них являются возрастные и индивидуальные возможности ребенка (обучаемость, особенности волевых процессов), педагогические, социальные условия (влияние семьи, направленность и уровень обучения в школе ценностные ориентации одноклассников и др.). Принято считать, что по мере накопления знаний и умений пропорционально возрастает и самостоятельность ученика. Если иметь в виду только операционную сторону качества (умение, навыки), то это действительно так. Но с развитием других его компонентов (мотивы, воля) все обстоит гораздо сложнее. Обратим внимание читателя на всем знакомые примеры: приобретая учебный опыт, многие учащиеся утрачивают положительные мотивы учения. Это одно из противоречий, которое тормозит развитие самостоятельности как качества деятельности. Поэтому случается нередко и так что в семье самостоятельнее младший, а не старший ребенок, у которого более высокий уровень знаний и умений, богаче жизненный опыт. Не будем, однако, отрицать и тот очевидный факт, что чаще все же наблюдается обратное: у самостоятельного ученика гармонично сочетаются высокая успеваемость, мотивация и усердие, высока мобильность знаний и умений.

Потребность установить уровни самостоятельности обучаемых появилась у педагогов и психологов давно. Но вместе с тем, выявились и трудности такой диагностики. Не случайно основным показателем самостоятельности большинство склонны считать учебные достижения ученика (умения). В зависимости от того, как ученик умеет пользоваться полученными знаниями, выделяют три уровня самостоятельности: копирующий, воспроизводящий и творческий. Можно, конечно, ограничиться и таким подходом. Но если ориентироваться на более отдаленные результаты обуч­ения и развивать самостоятельность как качество деятель­ности и личности, то, определяя, ее уровни, необходимо меть в виду разные се стороны. Тогда критериями выде­ления уровней могут быть:

1) степень сформированности знаний и умений (их глубина, комплексность, гибкость, взаимосвязь в процессе осуществления деятельности, перенос);

2) содержание и устойчивость мотивации (проявление ситуативных или устойчивых мотивов, комплекс мотивов, их общественная направленность, связь с жизненными планами учащихся);

З) отношение школьников к учебной деятельности, ее нравственные основы (проявление интеллектуальной и практической инициативы, активности, ответственности, самоконтроля, взаимоконтроля, сотрудничества):

В соответствии с этими критериями можно выделить три уровня самостоятельности: подражательно-пассивный (низкий), активно-поисковый (средний), интенсивно-творческий (высокий). Раскроем кратко содержание каждого уровня.

В среднем и старшем возрасте низкий уровень самостоятельности характеризуется применением знаний на уровне воспроизведения. Слабо выражена их системность, межп­редметные связи. Поэтому предметные и общеучебные умен­ия используются только в стандартных ситуациях. Слабо представлены умения; связанные с мыслительным анализом условий задачи. Самоконтроль проявляется редко, главным образом на стадии констатации результатов деятельности. Мотивы носят ситуативный характер и связаны обычно с внешним побуждением. Познавательная потребность не выражена. Активность проявляется редко; ответственность чаще стимулируется внешним контролем. Выражена потребность в помощи товарищей, учителя

Уровни самостоятельностиОписание характеристик
Низкий уровеньСвободное применение знаний в знакомой, стандартной ситуации. Цель работы, учебную задачу выдвигает учитель, но планировать ее решение ученик может уже сам. Выполняя типовые упражнения, примеры, излагая текст, ученик подвергает материал частичной реконструкции, суть вопроса умеет раскрыть своими словами, не копируя учебник или рассказ учителя. Проявляется интерпретирующая активность. Одна ко межпредметные умения, навыки обобщения и систематизации материала развиты недостаточно. Если учебная задача усложнена или требует творческого решения, как правило, возникают затруднения и неудачи. Успешно осуществляется взаимоконтроль, и самоконтроль, но преимущественно после завершения работы. Сам же процесс деятельности контролируется слабо. Для этого уровня самостоятельности характерен чаще один, но устойчивый мотив (желание узнать новое, чувство долга и др.).
Ученик успешно применяет знания в новой, нестандартной ситуации, т. е. наблюдается явление переноса. При этом обнаруживается их системность, умение ученика устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи. Наблюдается высокий уровень прогнозирования собственной деятельности: ученик сам может поставить перед собой цель, способен видеть и сформулировать учебную проблему, планировать этапы ее решения. У школьников, обладающих высоким уровнем самостоятельности, может быть хорошо выражена оригинальность мышления, умение использовать различные средства обучения. Наблюдается высокая интенсивность самостоятельной деятельности, в процессе которой постоянно осуществляется самоконтроль. Процесс решения задачи непрерывно соотносится с ее условиями. Проявляется мотивация, часто связанная с жизненными планами и профессиональными намерениями учащихся. Наряду с этим хорош выражены и общественно значимые мотивы: активное отношение к работе товарищей, готовность сотрудничать с учителем, товарищами, работниками библиотеки, других внешкольных объектов. Отмечается высокая ответственность за результаты индивидуального и коллективного труда.

Приведен «обобщенный портрет» разных уровней познавательной самостоятельности, опираясь на исследование, опыт, наблюдения. Но у конкретного ученика каждый компонент этого качества может проявляться (и проявляется) индивидуально. Поэтому группировать учащихся класса по степени развитии самостоятельности нелегко, поскольку каждый уровень ее в «чистом», идеальном виде, как и темперамент человека, представлен не так уж часто. Тем не менее, стратегии обучения, ориентированная на развитие личности, побуждает сегодня творчески работающего учи­теля по возможности вести для себя такую дифференциацию. Это позволяет держать постоянно в поле зрения те стороны самостоятельности, которые «западают», целенаправленно их развивать. Эффективнее этот процесс протекает, если ученик тоже знает недостатки своей деятельности и стремится развивать у себя самостоятельность. И хотя в классе, разумеется, далеко не каждый может подняться до высокого уровня, но существенно продвинуться в чем-либо может каждый, если усилия, учителя помножены на усилия самого ученика.

Важно, что у школьников в процессе обучения формируются качества личности, свидетельствующие об их возросшей социально-психологической зрелости, появляется понимание социальной значимости своей деятельности. Проекты, создаваемые на занятиях факультатива, отличаются от «урочных» проектов большей содержательностью и сложностью. Особое внима­ние уделяется комплексным проектам, где реализуются межпредметные связи, куда включены более сложные и нетрадиционные технологии. Их выполнение требует более высокого уровня самостоятельности, активности и творчества детей.

По мнению психолога В.В.Дружинина, человек нередко переживает чувство собственной неполноценности, чаще всего это бывает в детстве и накладывает отпечаток на формирование и развитие личности. Так происходит, когда взрослые ограничивают инициативу и самостоятельность ребенка, демонстративно подчеркивают его ошибки, недостатки и неудачи, свойственные его возрасту. Компенсация чувства собственной неполноценности может быть полезной для индивида и для общества, если он активизируется в учебе, искусстве, каких-то увлечениях, общественной жизни».

Предпосылки развития самостоятельности отнюдь не гарантируют успешное формирование у подрастающего человека этого, качества. Доказано, что без знаний и умений нет самостоятельности в обучении. Ученик, отвергающий помощь и в то же время стремящийся к независимости, оказывается скорее самонадеянным, если не владеет необхо­димыми умениями. Вот почему важна полноценная учебная деятельность, в которой формируется комплекс разнообразных умений. Выделим лишь те основные группы умений, которыми учащиеся должны систематически овладевать в течение всего периода школьного обучения:

1. Общеучебные умения (правильно читать текст, находить ответ на вопрос, составлять план прочитанного, тезисы, конспект, таблицы, планировать свою деятельность, контролировать выполняемые действия).

2. Общелогические умения (выделять главное, проводить сравнение, доказывать, делать выводы, формулировать вопросы).

3. Предметные (специальные) умения, отражающие спе­цифику отдельных учебных дисциплин (читать карту, выполнять упражнения, писать сочинения, решать задачи и др.).

4. Коммуникативные умения (вести диалог с учителем, с товарищами, принимать участие в совместной деятельности, устанавливать контакты с целью выполнения задания за пределами школы и др.).

Зададимся, однако, и таким вопросом: всегда ли ученик, владеющий знаниями и умениями, стремится проявить самостоятельность? Однозначно ответить на него нельзя. Выполняя самостоятельную или контрольную работу, хорошо подготовленный ученик стремится, как правило, реализовать свои возможности. Однако в других ситуациях, скажем, при подготовке школьного тематического вечера, школьной олимпиады, это качество может у него и не проявиться. Почему? Да потому, что нет мотива внутренней потребности, действовать самостоятельно. Следовательно, самостоятельность характеризуется и определенной мотивационной установкой которая приводит в движение знание и умение, побуждает ученика действовать без посторонней помощи, напоминания.

Есть и такие ученики, которые владеют знаниями, же­лают работать, но на деле часто не могут довести работу до конца. В чем же причина? Дело в том, что самостоятельность непосредственно связана и с волевыми процессами. Чтобы принять самостоятельное решение, нужны не только знание, опыт, мотивация, но и волевые усилия, напряжение.

Как преодолеть эту традиционную непрактичность, низкую организацию труда? Думается, и сегодня нам может принести немалую пользу глубокое и вдумчивое изучение зарубежного опыта, важно вооружать организационными навыками ребят уже в школе, включать молодежь в практические дела. Само собой разумеется, что практически вос­создать в учебном процессе школы отношения, складывающиеся в трудовой деятельности взрослых, нелегко, поскольку учащиеся не владеют специальными знаниями и опытом старших поколений. Тем не менее, моделирование практических ситуаций, требующих от ребят самостоятельности, крайне важно и необходимо. И чем раньше учащиеся включаются в решение познавательно-практических задач, тем лучше.

Самостоятельность и нравственность

Не будем забывать о том, что нравственная направлен­ность самостоятельности ребенка в значительной степени обусловлена той атмосферой, которая царит в семье, школе, обществе. Особенно важную роль играет поведение взрослых (родителей, учителей, руководителей школы), их отноше­ние к своему делу, к деятельности и поступкам учащихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *