Что не относится к угрозам информационной безопасности относится

Технологии защиты информации в компании

Информационная безопасность (ИБ) – это защищенность данных от негативных воздействий, которые могут нанести урон. Для обеспечения ИБ применяются методы защиты информации.

Вопрос: Как отразить в учете организации (пользователя) приобретение неисключительных прав на использование программы для ЭВМ (средств криптографической защиты информации) на условиях простой (неисключительной) лицензии? Лицензионный договор с лицензиаром (правообладателем) заключен в виде договора присоединения.
Посмотреть ответ

Базовые элементы информационной безопасности

Рассмотрим основные составляющие информационной безопасности:

Категории относятся как к самой информации, так и к инфраструктуре, с помощью которой хранятся сведения.

Разновидности угроз информационной безопасности

Угроза – это то, что может нанести урон ИБ. Ситуация, предполагающая угрозу, называется атакой. Лицо, которое наносит атаку ИБ, – это злоумышленник. Также существуют потенциальные злоумышленники. Это лица, от которых может исходить угроза.

Угрозы доступности

Частая угроза доступности – это непредумышленные ошибки лиц, работающих с информационной системой. К примеру, это может быть введение неверных данных, системные ошибки. Случайные действия сотрудников могут привести к потенциальной угрозе. То есть из-за них формируются уязвимые места, привлекательные для злоумышленников. Это наиболее распространенная угроза информационной безопасности. Методами защиты являются автоматизация и административный контроль.

Рассмотрим подробнее источники угроз доступности:

Большая часть угроз относится к самим сведениям. Однако вред может быть также нанесен инфраструктуре. К примеру, это могут быть сбои в работе связи, систем кондиционирования, нанесение вреда помещениям.

Угрозы целостности

Центральная угроза целостности – это воровство и подлоги. Возникают они вследствие действий сотрудников компании. Согласно данным издания USA Today, в 1992 году вследствие рассматриваемых причин был нанесен совокупный ущерб в размере 882 000 000 долларов. Рассмотрим примеры источников угроз:

Внимание! Угроза нарушения целостности касается и данных, и самих программ.

Базовые угрозы конфиденциальности

Базовая угроза конфиденциальности – это использование паролей злоумышленниками. Благодаря знанию паролей заинтересованные лица могут получить доступ к конфиденциальным сведениям. Источники угрозы конфиденциальности:

Суть угрозы конфиденциальности кроется в том, что злоумышленник получает доступ к данным в момент наибольшей их неуязвимости.

Методы защиты информации

Методы защиты, как правило, используются в совокупности.

Инструменты организационно-правовой защиты

Основным инструментом организационно-правовой защиты являются различные организационные мероприятия, осуществляемые в процессе формирования инфраструктуры, с помощью которой хранится информация. Данные инструменты применяются на этапе возведения зданий, их ремонта, проектирования систем. К инструментам организационно-правовой защиты относятся международные договоры, различные официальные стандарты.

Инструменты инженерно-технической защиты

Инженерно-технические средства – это различные объекты, обеспечивающие безопасность. Их наличие обязательно нужно предусмотреть при строительстве здания, аренде помещения. Инженерно-технические инструменты обеспечивают такие преимущества, как:

Все это – базовые меры безопасности. Они не обеспечат полную конфиденциальность, однако без них невозможна полноценная защита.

Криптографические инструменты защиты

Шифрование – базовый метод защиты. При хранении сведений в компьютере используется шифрование. Если данные передаются на другое устройство, применяются шифрованные каналы. Криптография – это направление, в рамках которого используется шифрование. Криптография используется в следующих целях:

КСТАТИ! Криптография – это более продвинутый метод обеспечения защиты сведений.

Программно-аппаратные инструменты для защиты сведений

Программно-аппаратные инструменты включены в состав технических средств. К примеру, это могут быть:

В качестве этих инструментов могут выбираться разные программы. Предназначаются они для идентификации пользователей, ограничения доступа, шифрования. Для полноценной защиты применяются и аппаратные, и программные инструменты. Комплекс мер обеспечивает наивысшую степень защиты. Однако руководитель должен помнить, что добиться стопроцентной защиты невозможно. Всегда остаются слабые места, которые нужно выявлять.

Источник

Основы информационной безопасности. Часть 1: Виды угроз

Что не относится к угрозам информационной безопасности относится

Безопасность виртуального сервера может быть рассмотрена только непосредственно как «информационная безопасность». Многие слышали это словосочетание, но не все понимают, что же это такое?

«Информационная безопасность» — это процесс обеспечения доступности, целостности и конфиденциальности информации.

Под «доступностью» понимается соответственно обеспечение доступа к информации. «Целостность» — это обеспечение достоверности и полноты информации. «Конфиденциальность» подразумевает под собой обеспечение доступа к информации только авторизованным пользователям.

Исходя из Ваших целей и выполняемых задач на виртуальном сервере, необходимы будут и различные меры и степени защиты, применимые по каждому из этих трех пунктов.

Для примера, если Вы используете виртуальный сервер, только как средство для серфинга в интернете, то из необходимых средств для обеспечения безопасности, в первую очередь будет использование средств антивирусной защиты, а так же соблюдение элементарных правил безопасности при работе в сети интернет.

В другом случае если у Вас размещен на сервере продающий сайт или игровой сервер, то и необходимые меры защиты будут совершенно различными.

Знание возможных угроз, а также уязвимых мест защиты, которые эти угрозы обычно эксплуатируют, необходимо для того, чтобы выбирать наиболее оптимальные средства обеспечения безопасности, для этого рассмотрим основные моменты.

Под «Угрозой» понимается потенциальная возможность тем или иным способом нарушить информационную безопасность. Попытка реализации угрозы называется «атакой», а тот, кто реализует данную попытку, называется «злоумышленником». Чаще всего угроза является следствием наличия уязвимых мест в защите информационных систем.

Рассмотрим наиболее распространенные угрозы, которым подвержены современные информационные системы.

Угрозы информационной безопасности, которые наносят наибольший ущерб

Рассмотрим ниже классификацию видов угроз по различным критериям:

Применимо к виртуальным серверам, угрозы, которые Вам как администратору сервера, необходимо принимать во внимание это — угроза доступности, конфиденциальности и целостность данных. За возможность осуществления угроз направленных на конфиденциальность и целостность данных, не связанные с аппаратной или инфраструктурной составляющей, Вы несете прямую и самостоятельную ответственность. В том числе как и применение необходимых мер защиты, это Ваша непосредственная задача.

На угрозы направленные на уязвимости используемых Вами программ, зачастую Вы как пользователь не сможете повлиять, кроме как не использовать данные программы. Допускается использование данных программ только в случае если реализация угроз используя уязвимости этих программ, либо не целесообразна с точки зрения злоумышленника, либо не имеет для Вас как для пользователя существенных потерь.

Обеспечением необходимых мер безопасности от угроз направленных на аппаратуру, инфраструктуру или угрозы техногенного и природного характера, занимается напрямую та хостинг компания, которую Вы выбрали и в которой арендуете свои сервера. В данном случае необходимо наиболее тщательно подходить к выбору, правильно выбранная хостинг компания на должном уровне обеспечит Вам надежность аппаратной и инфраструктурной составляющей.

Вам как администратору виртуального сервера, данные виды угроз нужно принимать во внимание только в случаях при которых даже кратковременная потеря доступа или частичная или полная остановка в работоспособности сервера по вине хостинг компании могут привести к не соизмеримым проблемам или убыткам. Это случается достаточно редко, но по объективным причинам ни одна хостинг компания не может обеспечить Uptime 100%.

Угрозы непосредственно информационной безопасности

К основным угрозам доступности можно отнести

Основные угрозы целостности

Можно разделить на угрозы статической целостности и угрозы динамической целостности.

Так же стоит разделять на угрозы целостности служебной информации и содержательных данных. Под служебной информацией понимаются пароли для доступа, маршруты передачи данных в локальной сети и подобная информация. Чаще всего и практически во всех случаях злоумышленником осозхнанно или нет, оказывается сотрудник организации, который знаком с режимом работы и мерами защиты.

С целью нарушения статической целостности злоумышленник может:

Основные угрозы конфиденциальности

Конфиденциальную информацию можно разделить на предметную и служебную. Служебная информация (например, пароли пользователей) не относится к определенной предметной области, в информационной системе она играет техническую роль, но ее раскрытие особенно опасно, поскольку оно чревато получением несанкционированного доступа ко всей информации, в том числе предметной.

Даже если информация хранится в компьютере или предназначена для компьютерного использования, угрозы ее конфиденциальности могут носить некомпьютерный и вообще нетехнический характер.

К неприятным угрозам, от которых трудно защищаться, можно отнести злоупотребление полномочиями. На многих типах систем привилегированный пользователь (например системный администратор) способен прочитать любой (незашифрованный) файл, получить доступ к почте любого пользователя и т.д. Другой пример — нанесение ущерба при сервисном обслуживании. Обычно сервисный инженер получает неограниченный доступ к оборудованию и имеет возможность действовать в обход программных защитных механизмов.

Для наглядности данные виды угроз так же схематично представлены ниже на рис 1.
Что не относится к угрозам информационной безопасности относится
Рис. 1. Классификация видов угроз информационной безопасности

Для применения наиболее оптимальных мер по защите, необходимо провести оценку не только угроз информационной безопасности но и возможного ущерба, для этого используют характеристику приемлемости, таким образом, возможный ущерб определяется как приемлемый или неприемлемым. Для этого полезно утвердить собственные критерии допустимости ущерба в денежной или иной форме.

Каждый кто приступает к организации информационной безопасности, должен ответить на три основных вопроса:

Основные методы и средства защиты, а так же минимальные и необходимые меры безопасности применяемые на виртуальных серверах в зависимости от основных целей их использования и видов угроз, нами будут рассмотрены в следующих статьях под заголовком «Основы информационной безопасности».

Источник

Преднамеренные угрозы информационной безопасности

Защита данных
на базе системы

П од угрозой информационной безопасности принято понимать любое действие или событие, направленное на нанесение ущерба информационной системе предприятия. Обычно угрозам подвергается конфиденциальная информация: данные о сотрудниках и финансовой деятельности, научные и военные разработки, другие важные сведения. Однако иногда объектом атак злоумышленников становится отдельный человек. В этом случае они целенаправленно похищают информацию личного характера: фотографии, видеозаписи, переписку. Поэтому так важно обеспечить полную безопасность информации и защитить ее от всех существующих угроз.

Уязвимость данных обусловлена большим числом потенциальных каналов их утечки в автоматизированных системах обработки информации. Защита таких систем и содержащейся в ней информации основана на оценке и обнаружении всех видов угроз при создании, функционировании и реформации самой IT-системы.

К основным видам угроз защите безопасности относятся:

Потенциальные угрозы делятся на две группы в зависимости от причины возникновения: объективные (естественные) и субъективные (искусственные).

Объективные (природные) угрозы – это нарушение работы компонентов IT-системы вследствие вмешательства форс-мажорных обстоятельств, вызванных природными явлениями без участия человеческого фактора.

Субъективные (искусственные) угрозы спровоцированы действиями человека или группы лиц. В свою очередь их принято разделять на:

Источники угроз безопасности могут быть как внутренними (персонал, уязвимость оборудования и т.д.), так и внешними (конкуренты, хакеры и др.).

Неправомерный доступ является наиболее частой и вариативной формой киберпреступности. Цель неправомерного доступа заключается в получении злоумышленником доступа к информации с нарушением установленных правил контроля доступа, разработанных с учетом внутренней политики информационной безопасности. Неправомерный доступ выполняется с помощью нелегального ПО и специальных устройств. Ошибки в системе безопасности, некорректная установка и настройка защитных программ облегчают злоумышленникам эту задачу.

Способы реализации умышленных угроз

Умышленные угрозы напрямую зависят от преступных целей мошенника. Преступниками могут быть сотрудники предприятия, стратегические партнеры, наемные рабочие, конкурирующие фирмы и др. Способы реализации таких угроз правонарушителем зависят от следующих факторов: конкуренция, неудовлетворенность работника карьерным положением, финансовая подоплека (взяточничество), своеобразный способ самоутверждения и др.

Самые яркие представители компьютерных преступников – это не хакеры-юнцы, пользующиеся смартфонами и домашними ПК для взлома промышленных IT-систем. Типичные IT-мошенники – это работники компании, которые имеют привилегированный доступ к системе информационной безопасности. По определению нарушителями могут быть человек или группа лиц, умышленно совершившие незаконные действия в корыстных целях или по ошибке, в результате чего был нанесен ущерб информационным ресурсам предприятия.

Основными умышленными угрозами нарушения работы IT-системы, ведущими к выходу из строя оборудования, незаконному проникновению в систему и обеспечению неправомерного доступа к информационным активам выступают:

Такого рода угрозы являются наиболее распространенными в современном мире. Из-за них конфиденциальная информация регулярно оказывается в руках преступников. Это наносит вред экономике и подрывает репутацию как крупных компаний, так и частных лиц.

Защита информации от умышленных угроз

В зависимости от функциональности, средства обеспечения защиты информации можно разделить на следующие виды:

Проверить, все ли в порядке с защитой данных в компании, можно во время 30-дневного бесплатного теста «СёрчИнформ КИБ».

Создание системы защиты информации от непреднамеренных или умышленных угроз со стороны сотрудников и сторонних лиц – важнейший вопрос в обеспечении информационной безопасности. Существенную роль в его решении играют организационные методы в комплексе с обновленным технологическими решениями. Организационный метод включает обучения персонала, формирование доверительной атмосферы в компании, устранение конфликтных ситуаций между персоналом и руководством. На техническом уровне регулярно проводится контроль доступа к ценным ресурсам компании, отслеживание всех действий персонала в IT-системе компании.

Для обеспечения безопасности информации не всегда хватает усилий сотрудников и руководства компании. Чтобы защититься от всех существующих угроз, иногда нужно прибегать к помощи со стороны. Речь идет о специальных компаниях, которые предоставляют комплексные услуги по предотвращению утечек информации, хакерских атак и других угроз информационным активам предприятия. С их помощью защищать важные данные проще и надежней.

Источник

Что не относится к угрозам информационной безопасности относится

Что не относится к угрозам информационной безопасности относится

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Что не относится к угрозам информационной безопасности относится

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Что не относится к угрозам информационной безопасности относитсяОбзор документа

Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 “Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации”

В целях обеспечения информационной безопасности Российской Федерации постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Доктрину информационной безопасности Российской Федерации.

2. Признать утратившей силу Доктрину информационной безопасности Российской Федерации, утвержденную Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г. № Пр-1895.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской ФедерацииВ. Путин

Москва, Кремль
5 декабря 2016 года
№ 646

Доктрина
информационной безопасности Российской Федерации
(утв. Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646)

I. Общие положения

1. Настоящая Доктрина представляет собой систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере.

2. В настоящей Доктрине используются следующие основные понятия:

3. В настоящей Доктрине на основе анализа основных информационных угроз и оценки состояния информационной безопасности определены стратегические цели и основные направления обеспечения информационной безопасности с учетом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

4. Правовую основу настоящей Доктрины составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

5. Настоящая Доктрина является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором развиваются положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683, а также других документов стратегического планирования в указанной сфере.

6. Настоящая Доктрина является основой для формирования государственной политики и развития общественных отношений в области обеспечения информационной безопасности, а также для выработки мер по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности.

II. Национальные интересы в информационной сфере

7. Информационные технологии приобрели глобальный трансграничный характер и стали неотъемлемой частью всех сфер деятельности личности, общества и государства. Их эффективное применение является фактором ускорения экономического развития государства и формирования информационного общества.

Информационная сфера играет важную роль в обеспечении реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

8. Национальными интересами в информационной сфере являются:

а) обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в части, касающейся получения и использования информации, неприкосновенности частной жизни при использовании информационных технологий, обеспечение информационной поддержки демократических институтов, механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, а также применение информационных технологий в интересах сохранения культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации;

в) развитие в Российской Федерации отрасли информационных технологий и электронной промышленности, а также совершенствование деятельности производственных, научных и научно-технических организаций по разработке, производству и эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности, оказанию услуг в области обеспечения информационной безопасности;

г) доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации и ее официальной позиции по социально значимым событиям в стране и мире, применение информационных технологий в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в области культуры;

д) содействие формированию системы международной информационной безопасности, направленной на противодействие угрозам использования информационных технологий в целях нарушения стратегической стабильности, на укрепление равноправного стратегического партнерства в области информационной безопасности, а также на защиту суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве.

9. Реализация национальных интересов в информационной сфере направлена на формирование безопасной среды оборота достоверной информации и устойчивой к различным видам воздействия информационной инфраструктуры в целях обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, стабильного социально-экономического развития страны, а также национальной безопасности Российской Федерации.

III. Основные информационные угрозы и состояние информационной безопасности

10. Расширение областей применения информационных технологий, являясь фактором развития экономики и совершенствования функционирования общественных и государственных институтов, одновременно порождает новые информационные угрозы.

Возможности трансграничного оборота информации все чаще используются для достижения геополитических, противоречащих международному праву военно-политических, а также террористических, экстремистских, криминальных и иных противоправных целей в ущерб международной безопасности и стратегической стабильности.

При этом практика внедрения информационных технологий без увязки с обеспечением информационной безопасности существенно повышает вероятность проявления информационных угроз.

11. Одним из основных негативных факторов, влияющих на состояние информационной безопасности, является наращивание рядом зарубежных стран возможностей информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру в военных целях.

Одновременно с этим усиливается деятельность организаций, осуществляющих техническую разведку в отношении российских государственных органов, научных организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса.

12. Расширяются масштабы использования специальными службами отдельных государств средств оказания информационно-психологического воздействия, направленного на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в различных регионах мира и приводящего к подрыву суверенитета и нарушению территориальной целостности других государств. В эту деятельность вовлекаются религиозные, этнические, правозащитные и иные организации, а также отдельные группы граждан, при этом широко используются возможности информационных технологий.

Отмечается тенденция к увеличению в зарубежных средствах массовой информации объема материалов, содержащих предвзятую оценку государственной политики Российской Федерации. Российские средства массовой информации зачастую подвергаются за рубежом откровенной дискриминации, российским журналистам создаются препятствия для осуществления их профессиональной деятельности.

Наращивается информационное воздействие на население России, в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

13. Различные террористические и экстремистские организации широко используют механизмы информационного воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание в целях нагнетания межнациональной и социальной напряженности, разжигания этнической и религиозной ненависти либо вражды, пропаганды экстремистской идеологии, а также привлечения к террористической деятельности новых сторонников. Такими организациями в противоправных целях активно создаются средства деструктивного воздействия на объекты критической информационной инфраструктуры.

14. Возрастают масштабы компьютерной преступности, прежде всего в кредитно-финансовой сфере, увеличивается число преступлений, связанных с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе в части, касающейся неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, при обработке персональных данных с использованием информационных технологий. При этом методы, способы и средства совершения таких преступлений становятся все изощреннее.

15. Состояние информационной безопасности в области обороны страны характеризуется увеличением масштабов применения отдельными государствами и организациями информационных технологий в военно-политических целях, в том числе для осуществления действий, противоречащих международному праву, направленных на подрыв суверенитета, политической и социальной стабильности, территориальной целостности Российской Федерации и ее союзников и представляющих угрозу международному миру, глобальной и региональной безопасности.

16. Состояние информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности характеризуется постоянным повышением сложности, увеличением масштабов и ростом скоординированности компьютерных атак на объекты критической информационной инфраструктуры, усилением разведывательной деятельности иностранных государств в отношении Российской Федерации, а также нарастанием угроз применения информационных технологий в целях нанесения ущерба суверенитету, территориальной целостности, политической и социальной стабильности Российской Федерации.

17. Состояние информационной безопасности в экономической сфере характеризуется недостаточным уровнем развития конкурентоспособных информационных технологий и их использования для производства продукции и оказания услуг. Остается высоким уровень зависимости отечественной промышленности от зарубежных информационных технологий в части, касающейся электронной компонентной базы, программного обеспечения, вычислительной техники и средств связи, что обусловливает зависимость социально-экономического развития Российской Федерации от геополитических интересов зарубежных стран.

18. Состояние информационной безопасности в области науки, технологий и образования характеризуется недостаточной эффективностью научных исследований, направленных на создание перспективных информационных технологий, низким уровнем внедрения отечественных разработок и недостаточным кадровым обеспечением в области информационной безопасности, а также низкой осведомленностью граждан в вопросах обеспечения личной информационной безопасности. При этом мероприятия по обеспечению безопасности информационной инфраструктуры, включая ее целостность, доступность и устойчивое функционирование, с использованием отечественных информационных технологий и отечественной продукции зачастую не имеют комплексной основы.

19. Состояние информационной безопасности в области стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства характеризуется стремлением отдельных государств использовать технологическое превосходство для доминирования в информационном пространстве.

Существующее в настоящее время распределение между странами ресурсов, необходимых для обеспечения безопасного и устойчивого функционирования сети «Интернет», не позволяет реализовать совместное справедливое, основанное на принципах доверия управление ими.

Отсутствие международно-правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения в информационном пространстве, а также механизмов и процедур их применения, учитывающих специфику информационных технологий, затрудняет формирование системы международной информационной безопасности, направленной на достижение стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства.

IV. Стратегические цели и основные направления обеспечения информационной безопасности

20. Стратегической целью обеспечения информационной безопасности в области обороны страны является защита жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, связанных с применением информационных технологий в военно-политических целях, противоречащих международному праву, в том числе в целях осуществления враждебных действий и актов агрессии, направленных на подрыв суверенитета, нарушение территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности.

21. В соответствии с военной политикой Российской Федерации основными направлениями обеспечения информационной безопасности в области обороны страны являются:

а) стратегическое сдерживание и предотвращение военных конфликтов, которые могут возникнуть в результате применения информационных технологий;

б) совершенствование системы обеспечения информационной безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, включающей в себя силы и средства информационного противоборства;

в) прогнозирование, обнаружение и оценка информационных угроз, включая угрозы Вооруженным Силам Российской Федерации в информационной сфере;

г) содействие обеспечению защиты интересов союзников Российской Федерации в информационной сфере;

д) нейтрализация информационно-психологического воздействия, в том числе направленного на подрыв исторических основ и патриотических традиций, связанных с защитой Отечества.

22. Стратегическими целями обеспечения информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности являются защита суверенитета, поддержание политической и социальной стабильности, территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина, а также защита критической информационной инфраструктуры.

23. Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности являются:

а) противодействие использованию информационных технологий для пропаганды экстремистской идеологии, распространения ксенофобии, идей национальной исключительности в целях подрыва суверенитета, политической и социальной стабильности, насильственного изменения конституционного строя, нарушения территориальной целостности Российской Федерации;

б) пресечение деятельности, наносящей ущерб национальной безопасности Российской Федерации, осуществляемой с использованием технических средств и информационных технологий специальными службами и организациями иностранных государств, а также отдельными лицами;

в) повышение защищенности критической информационной инфраструктуры и устойчивости ее функционирования, развитие механизмов обнаружения и предупреждения информационных угроз и ликвидации последствий их проявления, повышение защищенности граждан и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных информационно-техническим воздействием на объекты критической информационной инфраструктуры;

г) повышение безопасности функционирования объектов информационной инфраструктуры, в том числе в целях обеспечения устойчивого взаимодействия государственных органов, недопущения иностранного контроля за функционированием таких объектов, обеспечение целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации, а также обеспечение безопасности информации, передаваемой по ней и обрабатываемой в информационных системах на территории Российской Федерации;

д) повышение безопасности функционирования образцов вооружения, военной и специальной техники и автоматизированных систем управления;

е) повышение эффективности профилактики правонарушений, совершаемых с использованием информационных технологий, и противодействия таким правонарушениям;

ж) обеспечение защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, иной информации ограниченного доступа и распространения, в том числе за счет повышения защищенности соответствующих информационных технологий;

з) совершенствование методов и способов производства и безопасного применения продукции, оказания услуг на основе информационных технологий с использованием отечественных разработок, удовлетворяющих требованиям информационной безопасности;

и) повышение эффективности информационного обеспечения реализации государственной политики Российской Федерации;

к) нейтрализация информационного воздействия, направленного на размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

24. Стратегическими целями обеспечения информационной безопасности в экономической сфере являются сведение к минимально возможному уровню влияния негативных факторов, обусловленных недостаточным уровнем развития отечественной отрасли информационных технологий и электронной промышленности, разработка и производство конкурентоспособных средств обеспечения информационной безопасности, а также повышение объемов и качества оказания услуг в области обеспечения информационной безопасности.

25. Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в экономической сфере являются:

а) инновационное развитие отрасли информационных технологий и электронной промышленности, увеличение доли продукции этой отрасли в валовом внутреннем продукте, в структуре экспорта страны;

б) ликвидация зависимости отечественной промышленности от зарубежных информационных технологий и средств обеспечения информационной безопасности за счет создания, развития и широкого внедрения отечественных разработок, а также производства продукции и оказания услуг на их основе;

в) повышение конкурентоспособности российских компаний, осуществляющих деятельность в отрасли информационных технологий и электронной промышленности, разработку, производство и эксплуатацию средств обеспечения информационной безопасности, оказывающих услуги в области обеспечения информационной безопасности, в том числе за счет создания благоприятных условий для осуществления деятельности на территории Российской Федерации;

г) развитие отечественной конкурентоспособной электронной компонентной базы и технологий производства электронных компонентов, обеспечение потребности внутреннего рынка в такой продукции и выхода этой продукции на мировой рынок.

26. Стратегической целью обеспечения информационной безопасности в области науки, технологий и образования является поддержка инновационного и ускоренного развития системы обеспечения информационной безопасности, отрасли информационных технологий и электронной промышленности.

27. Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в области науки, технологий и образования являются:

а) достижение конкурентоспособности российских информационных технологий и развитие научно-технического потенциала в области обеспечения информационной безопасности;

б) создание и внедрение информационных технологий, изначально устойчивых к различным видам воздействия;

в) проведение научных исследований и осуществление опытных разработок в целях создания перспективных информационных технологий и средств обеспечения информационной безопасности;

г) развитие кадрового потенциала в области обеспечения информационной безопасности и применения информационных технологий;

д) обеспечение защищенности граждан от информационных угроз, в том числе за счет формирования культуры личной информационной безопасности.

28. Стратегической целью обеспечения информационной безопасности в области стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства является формирование устойчивой системы неконфликтных межгосударственных отношений в информационном пространстве.

29. Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в области стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства являются:

а) защита суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве посредством осуществления самостоятельной и независимой политики, направленной на реализацию национальных интересов в информационной сфере;

б) участие в формировании системы международной информационной безопасности, обеспечивающей эффективное противодействие использованию информационных технологий в военно-политических целях, противоречащих международному праву, а также в террористических, экстремистских, криминальных и иных противоправных целях;

в) создание международно-правовых механизмов, учитывающих специфику информационных технологий, в целях предотвращения и урегулирования межгосударственных конфликтов в информационном пространстве;

г) продвижение в рамках деятельности международных организаций позиции Российской Федерации, предусматривающей обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества всех заинтересованных сторон в информационной сфере;

д) развитие национальной системы управления российским сегментом сети «Интернет».

V. Организационные основы обеспечения информационной безопасности

30. Система обеспечения информационной безопасности является частью системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Обеспечение информационной безопасности осуществляется на основе сочетания законодательной, правоприменительной, правоохранительной, судебной, контрольной и других форм деятельности государственных органов во взаимодействии с органами местного самоуправления, организациями и гражданами.

31. Система обеспечения информационной безопасности строится на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти в данной сфере с учетом предметов ведения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, определяемых законодательством Российской Федерации в области обеспечения безопасности.

32. Состав системы обеспечения информационной безопасности определяется Президентом Российской Федерации.

33. Организационную основу системы обеспечения информационной безопасности составляют: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Центральный банк Российской Федерации, Военно-промышленная комиссия Российской Федерации, межведомственные органы, создаваемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы судебной власти, принимающие в соответствии с законодательством Российской Федерации участие в решении задач по обеспечению информационной безопасности.

Участниками системы обеспечения информационной безопасности являются: собственники объектов критической информационной инфраструктуры и организации, эксплуатирующие такие объекты, средства массовой информации и массовых коммуникаций, организации денежно-кредитной, валютной, банковской и иных сфер финансового рынка, операторы связи, операторы информационных систем, организации, осуществляющие деятельность по созданию и эксплуатации информационных систем и сетей связи, по разработке, производству и эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности, по оказанию услуг в области обеспечения информационной безопасности, организации, осуществляющие образовательную деятельность в данной области, общественные объединения, иные организации и граждане, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации участвуют в решении задач по обеспечению информационной безопасности.

34. Деятельность государственных органов по обеспечению информационной безопасности основывается на следующих принципах:

а) законность общественных отношений в информационной сфере и правовое равенство всех участников таких отношений, основанные на конституционном праве граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом;

б) конструктивное взаимодействие государственных органов, организаций и граждан при решении задач по обеспечению информационной безопасности;

в) соблюдение баланса между потребностью граждан в свободном обмене информацией и ограничениями, связанными с необходимостью обеспечения национальной безопасности, в том числе в информационной сфере;

г) достаточность сил и средств обеспечения информационной безопасности, определяемая в том числе посредством постоянного осуществления мониторинга информационных угроз;

д) соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации.

35. Задачами государственных органов в рамках деятельности по обеспечению информационной безопасности являются:

а) обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и организаций в информационной сфере;

б) оценка состояния информационной безопасности, прогнозирование и обнаружение информационных угроз, определение приоритетных направлений их предотвращения и ликвидации последствий их проявления;

в) планирование, осуществление и оценка эффективности комплекса мер по обеспечению информационной безопасности;

г) организация деятельности и координация взаимодействия сил обеспечения информационной безопасности, совершенствование их правового, организационного, оперативно-разыскного, разведывательного, контрразведывательного, научно-технического, информационно-аналитического, кадрового и экономического обеспечения;

д) выработка и реализация мер государственной поддержки организаций, осуществляющих деятельность по разработке, производству и эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности, по оказанию услуг в области обеспечения информационной безопасности, а также организаций, осуществляющих образовательную деятельность в данной области.

36. Задачами государственных органов в рамках деятельности по развитию и совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности являются:

а) укрепление вертикали управления и централизация сил обеспечения информационной безопасности на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном уровнях, а также на уровне объектов информатизации, операторов информационных систем и сетей связи;

б) совершенствование форм и методов взаимодействия сил обеспечения информационной безопасности в целях повышения их готовности к противодействию информационным угрозам, в том числе путем регулярного проведения тренировок (учений);

в) совершенствование информационно-аналитических и научно-технических аспектов функционирования системы обеспечения информационной безопасности;

г) повышение эффективности взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан при решении задач по обеспечению информационной безопасности.

37. Реализация настоящей Доктрины осуществляется на основе отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации. В целях актуализации таких документов Советом Безопасности Российской Федерации определяется перечень приоритетных направлений обеспечения информационной безопасности на среднесрочную перспективу с учетом положений стратегического прогноза Российской Федерации.

38. Результаты мониторинга реализации настоящей Доктрины отражаются в ежегодном докладе Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Президенту Российской Федерации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

Обзор документа

Утверждена новая Доктрина информационной безопасности России.

Определены стратегические цели и основные направления обеспечения информационной безопасности.

Проанализированы основные информационные угрозы. Дана оценка состоянию информационной безопасности.

Отмечается, что практика внедрения информационных технологий без увязки с обеспечением информационной безопасности существенно повышает вероятность проявления информационных угроз.

На состояние информационной безопасности влияет, в частности, тот факт, что некоторые зарубежные страны наращивают возможности информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру в военных целях. Усиливается деятельность организаций, осуществляющих техническую разведку в отношении российских госорганов, научных организаций и предприятий ОПК.

Отмечается тенденция к увеличению в иностранных СМИ объема материалов с предвзятой оценкой отечественной госполитики. Российские СМИ зачастую подвергаются за рубежом откровенной дискриминации.

Различные террористические и экстремистские организации широко используют механизмы информационного воздействия. Возрастают масштабы компьютерной преступности.

Приводятся основные направления обеспечения информационной безопасности в области обороны, государственной и общественной безопасности, в экономической сфере, в области науки, технологий и образования, стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства.

Состав системы обеспечения информационной безопасности определяется Президентом РФ. Совбезом России устанавливается перечень приоритетных направлений обеспечения информационной безопасности на среднесрочную перспективу.

Результаты мониторинга реализации доктрины отражаются в ежегодном докладе Секретаря Совбеза Президенту РФ.

Прежняя Доктрина информационной безопасности России, утвержденная в 2000 г., признана утратившей силу.

Указ вступает в силу со дня его подписания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *