Что не относится к тропам метафора гипербола градация аллегория
Средства художественной выразительности речи: литературные тропы, примеры и таблица
Примеры литературных тропов
Его грыз червь сомнения (метафора)
Солнце весело улыбалось (олицетворение)
Тропы широко используются в литературе, в ораторском искусстве и в повседневном общении. Они позволяют не просто передать информацию, а показать свое отношение к ней, сделать слова эмоциональнее, навести на неожиданные мысли, создать яркий и запоминающийся образ.
Виды тропов и их примеры. Таблица
Глаголом жги сердца людей (А.С. Пушкин)
Парадом развернув моих страниц войска (В.В. Маяковский)
Я три тарелки съел. (И.А. Крылов)
Рука бойцов колоть устала. (М.Ю. Лермонтов)
И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)
По домам идет Европа. (А.Т. Твардовский)
Мой край, задумчивый и нежный (С. Есенин)
Крылатые качели (Ю. Энтин)
Прелестный шпиц, не более наперстка! (А.С. Грибоедов)
O чeм ты воешь, вeтep нoчнoй, о чeм тaк ceтyeшь бeзyмнo? (Ф.И.Tютчeв)
Просто обожаю работать в выходные!
Ну спасибо, удружил!
Как ваша фамилия, мыслитель? Спиноза? (И. Ильф, Е. Петров)
Женщина легкого поведения (проститутка)
Припудрить носик (сходить в туалет)
Отбросить коньки (умереть)
Дать в репу (ударить по голове)
Бухать (пить алкоголь)
Сев в такси, спросила такса: «За проезд какая такса?» (Я. Козловский)
голубая планета (Земля)
царь зверей (лев)
творец Макбета (Шекспир)
Литературные тропы в стихотворении. Пример
Писатели и поэты обычно используют сразу множество литературных тропов, сочетают их между собой.
Для примера посмотрим на стихотворение Арсения Тарковского «Вот и лето прошло…». В фильме Андрея Тарковского «Сталкер» эти стихи читает главный герой в исполнении Александра Кайдановского.
Автор использует эпитеты («лист пятипалый»), олицетворение («жизнь брала под крыло, берегла и спасала») метафору («день промыт, как стекло»), аллегорию (прошедшее лето как символ прошедшей жизни и несбывшихся надежд):
Вот и лето прошло,
Словно и не бывало.
На пригреве тепло.
Только этого мало.
Все, что сбыться могло,
Мне, как лист пятипалый,
Прямо в руки легло,
Только этого мало.
Понапрасну ни зло,
Ни добро не пропало,
Все горело светло,
Только этого мало.
Жизнь брала под крыло,
Берегла и спасала,
Мне и вправду везло.
Только этого мало.
Листьев не обожгло,
Веток не обломало…
День промыт, как стекло,
Только этого мало.
Тропы в литературе. Таблица с примерами
Тропы в литературе — это система специальных языковых средств, которая используется для достижения образности и выразительности художественного произведения.
Язык служит, в первую очередь, коммуникации людей в обществе. Но этой прагматичной ролью не ограничивается его значение в жизни человека. Кроме этой сверхзадачи, включающей в себя также информативность, язык и речь призваны выражать отношение говорящего к излагаемому материалу, его оценку и эмоции. С этой позиции существует ряд выразительных средств создания образности и выразительности речи, которые называются тропами.
Тропы — средства выразительности речи
Что такое троп?
Лингвистический термин «троп» в переводе с греческого буквально значит «поворот». Им называют образный оборот речи, созданный художником слова, на основе переосмысления прямого значения слова и возникновения нового, переносного значения. В основе тропа лежит сопоставление двух явлений, схожих между собой какими-либо сторонами или признаками. Автор, используя признаки одного явления, характеризует с их помощью другой предмет, стремясь пояснить его и в то же время создать о нем у читателя яркое, образное представление.
Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем
Свежо и остро пахли морем
На блюде устрицы во льду.
А. Ахматова. Вечером.
Определение
Дадим определение, что такое троп.
Троп можно назвать формой поэтического мышления. Художник слова с легкостью манипулирует словами, создавая в художественной речи новые сочетания слов, которые в необычном соседстве друг с другом создают неожиданно яркий и зримый образ:
И короткую песню разлуки паровозные пели гудки (А. Ахматова. Реквием)
Роль тропа в художественном произведении
Тропы служат не только для уточнения деталей, признаков и других характеристик явления. Они, как художественные средства, раскрывают особенности творческого мышления автора произведения, который с помощью различных тропов достигает образности картины окружающего мира. Чтобы наглядно пояснить это, вспомним, как в своих «Заметках об искусстве» художник Н. Жуков так писал о многообразии способов образно-художественного воплощения предмета или объекта действительности:
Как передать словами впечатление от очень толстого человека? Можно сказать, что он непомерно толст. Можно сказать иначе: он с трудом передвигался. Или: с трудом входил в дверь. Или ещё: был так толст, что напоминал шар. Можно определить толщину, сказав, что человек был низкого роста, он весил 130 кг. Существуют сотни способов определить комплекцию. Но вот как убедительно может быть передано ощущение полного тела через деталь: он был так толст, что щёки его были видны со спины. И сразу чувствуешь, как ординарны были предыдущие примеры и как меток глаз художника, ухвативший главное в образе человека, стоявшего перед ним.
Как видим, художественный троп (он был так толст, что щеки его были видны из-за спины) помог автору создать зримый и яркий образ. С его помощью лаконично передана сущность явления.
Использование тропов сообщает описываемому явлению то значение, новый оттенок смысла, который нужен в данной речевой ситуации автору, а также передает его личностную оценку явления.
Виды тропов
В художественной речи используются следующие виды тропов:
Таблица
Видеоурок «Литература 5 класс. Тропы. Поэтические приёмы»
Понятие о тропах
В 2016/17 учебном году в «Творческой Мастерской Алкоры» мы будем изучать средства художественной выразительности, которые используются в поэзии, и даже проведем по данной теме новую учебную конкурсную серию под общим названием ТРОПЫ.
При создании ТРОПА слово ВСЕГДА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ.
Познакомимся с самыми известными видами тропов.
— прилагательные:
кроткий лик (С.Есенин);
эти бедные селенья, эта скудная природа…(Ф.Тютчев);
прозрачная дева (А.Блок);
— причастия:
край заброшенный (С.Есенин);
исступленный дракон (А.Блок);
взлет осиянный (М.Цветаева);
— существительные, иногда вместе с окружающим их контекстом:
Вот он, вождь без дружин (М.Цветаева);
Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М.Цветаева).
В художественном произведении эпитет может выполнять различные функции:
— образно охарактеризовать предмет: сияющие глаза, глаза-бриллианты;
— создать атмосферу, настроение: хмурое утро;
— передать отношение автора (рассказчика, лирического героя) к характеризуемому предмету: «Куда поскачет наш проказник?» (А.Пушкин);
— совмещать все предыдущие функции (как это бывает в большинстве случаев употребления эпитета).
Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО, КАК БУДТО и подобными. Выражения типа ОН БЫЛ ПОХОЖ НА… нельзя считать сравнением в качестве тропа.
«И стройных жниц короткие подолы, КАК ФЛАГИ В ПРАЗДНИК, по ветру летят» (А.Ахматова)
«Так образы изменчивых фантазий, бегущие, КАК В НЕБЕ ОБЛАКА, окаменев, живут потом века в отточенной и завершенной фразе». (В. Брюсов)
Авторы используют сравнение для раскрытия различных признаков явления или передачи своего отношения к чему-либо.
Олицетворение может использоваться узко, в одной строке, в небольшом фрагменте, но может быть приемом, на котором построено все произведение («Край ты мой заброшенный» С.Есенина, «Мама и убитый немцами вечер», «Скрипка и немножко нервно» В.Маяковского и др.). Олицетворение считается одним из видов метафоры (см. далее).
» Любовь мою, как апостол во время оно, ПО ТЫСЯЧЕ ТЫСЯЧ разнесу дорог..» (В. Маяковский)
«И сосна ДО ЗВЕЗД достаёт». (О. Мандельштам)
» Ваш шпиц — прелестный шпиц, НЕ БОЛЕЕ НАПЁРСТКА! Я гладил всё его; как шёлковая шёрстка!» (А.Грибоедов)
» И шествуя важно, в спокойствии чинном, лошадку ведёт под уздцы мужичок в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах… А САМ С НОГОТОК!» (А.Некрасов)
Гипербола и литота позволяют автору показать читателю в утрированном виде самые характерные черты изображаемого предмета. Нередко гипербола и литота используются автором в ироническом ключе, раскрывая не просто характерные, но негативные, с авторской точки зрения, стороны предмета.
» Не жаль мне лет, растраченных напрасно, не жаль ДУШИ СИРЕНЕВУЮ ЦВЕТЬ. В саду ГОРИТ КОСТЕР РЯБИНЫ КРАСНОЙ, но никого не может он согреть». (С.Есенин)
«(. ) Исчезал сонный небосвод, опять ОДЕВАЛО ВЕСЬ МОРОЗНЫЙ МИР СИНИМ ШЕЛКОМ НЕБА, ПРОДЫРЯВЛЕННОГО ЧЕРНЫМ И ГУБИТЕЛЬНЫМ ХОБОТОМ ОРУДИЯ». (М.Булгаков )
«Здесь БАРСТВО дикое, без чувства, без закона, ПРИСВОИЛО себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время ЗЕМЛЕДЕЛЬЦА. » (А.Пушкин)
«Вы здесь ВСТРЕТИТЕ БАКЕНБАРДЫ, единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук (. ) Здесь ВЫ ВСТРЕТИТЕ УСЫ чудные, никаким пером, никакой кистью не изобразимые (. ) Здесь вы ВСТРЕТИТЕ ДАМСКИЕ РУКАВА на Невском проспекте! (. ) Здесь вы ВСТРЕТИТЕ УЛЫБКУ единственную, улыбку верх искусства, иногда такую, что можно растаять от удовольствия (. )»(Н.Гоголь)
» Гирей сидел, потупя взор, ЯНТАРЬ в устах его дымился (вместо «янтарная трубка») (А.Пушкин)
«Вся школа высыпалась на улицу»; «Россия проиграла Уэльсу: 0-3»,
» Все флаги в гости будут к нам (вместо «корабли» (А. Пушкин).
Определения некоторых тропов вызывают разногласия у литературоведов, поскольку границы между ними размыты. Так метафора, в сущности, почти неотличима от гиперболы (преувеличения), от синекдохи, от простого сравнения или олицетворения и уподобления. Во всех случаях присутствует перенесение смысла с одного слова на другое.
Общепринятой классификации тропов не существует. Примерный свод наиболее известных тропов включает такие приемы создания выразительных средств, как:
Эпитет
Сравнение
Олицетворение
Метафора
Метонимия
Синекдоха
Гипербола
Литота
Аллегория
Ирония
Каламбур
Пафос
Сарказм
Перифраз
Дисфемизм
Эвфемизм
О некоторых из них мы поговорим подробнее в процессе участия в отдельных конкурсах учебной серии «Тропы», а пока просто запомним новый термин:
Изобразительно-выразительные средства (тропы)
Изобразительно-выразительные средства — это приемы, позволяющие автору создавать более полную и яркую картину в своем произведении; — это средства, которые усиливают образность и яркость изображаемого явления.
Виды изобразительно-выразительных средств
В этой статье мы расскажем Вам о тропах и о том, какие задания могут быть с ними связаны.
Аллегория
Аллегория — троп; образное выражение; перенос значений с одного предмета на другой; — обособление понятий посредством художественного образа.
Функции аллегории
Гипербола
Гипербола — троп; образное выражение; преувеличение, резко выделяющее силу или значение какого-то явления.
Гипербола — изобразительно-выразительное средство, противоположное литоте.
Функции гиперболы
«У меня
да и у вас,
в запасе вечность. «;
«В сто сорок солнц закат пылал«;
«Коли проснусь до солнышка
Да разогнусь о полночи,
Так гору сокрушу«
Литота
Литота — троп; образное выражение; преуменьшение, выделяющее недостаток силы или ослабление значения какого-то явления.
Функции литоты
«Я иду отверженный, бездомный
И бедней последних бедняков«
Метафора
Метафора — троп; образное выражение; скрытое сравнение.
Обычно выражается через существительное или глагол.
Функции метафоры
«И солнца желтые мечи
Пронзали полдня первый час» (лучи солнца как желтые мечи);
«Лес полон тишины.
И желтых листьев.
Покинули природу
птичьи
стаи:
концертный зал
остался без артистов» (лес как концертный зал);
«Сегодня прошёл замечательный дождик –
Серебряный гвоздик с алмазною шляпкой» (дождик как гвоздик)
Метонимия
Метонимия — троп; образное выражение; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений.
Функции метонимии
«Не то на серебре, – на золоте едал» (не на золоте в прямом смысла, а на посуде из золота);
Оксюморон
Оксюморон (Оксиморон) — троп; образное выражение; соединение двух противоречащих значений; соединение несоединимого.
Функции оксюморона
«Наступило вечное мгновенье«;
«Мне и тогда на земле
Не было места!
Мне и тогда на земле
Всюду был дом.»;
«А у меня в глазах навек
Горячий снег, кровавый снег»
Олицетворение
Олицетворение — троп; образное выражение; наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленных ( способностью мыслить, говорить, чувствовать и действовать).
Функции олицетворения
«Весна, я с улицы, где тополь удивлен,
Где даль пугается, где дом упасть боится,»;
«И улицы старинной Праги
Молчат, одна другой извилистей,
Но заиграют, как овраги.»
«Лицом поворотясь на юг,
Сосна на солнце жмурится«.
Перифраз
Перифраз — троп; образное выражение; замена названия явления или имени лица посредством описания их существенных признаков или указанием на их характерные черты.
Функции перифраза
Повтор
Повтор — троп; образное выражение; частичный или полный повтор слова, выражения, строки.
Функции повтора
«И тихо кружится корабль,
мы,
звезды,
и кружится весь океан
круг
за кругом.»;
«Но не сердитесь на меня
вы,
Надя,
и не сердитесь на меня
вы,
Марта.»;
«Мы русские. Мы дети Волги.»
Синекдоха
Синекдоха — троп; образное выражение; замена единственного числа множественным и наоборот; название части вместо целого.
Синекдоха — разновидность метонимии.
Функции синекдохи
«Мы все глядим в Наполеоны» (все хотим быть известны, как Наполеон);
«Воды
Струились тихо. Жук жужжал..» (жук вместо жуки);
«И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз» (ликовали французы, а не один француз).
Сравнение
Сравнение — троп; образное выражение; сопоставление одного предмета/явления с другим.
Обычно, сравнение достигается при помощи союзов как, так, точно, будто, подобно, что, словно и т. д.
Функции сравнения
«Еще мои воспринимания
меня, как струи, обдают»;
«На меня ты, подбодряя словно, глянула»;
«Я жил
подобно глупому щенку«;
«И плывут, серебрясь,
по топору
струги,
струги,
будто чайки поутру. «.
Эпитет
Эпитет — троп; образное выражение; образное определение.
Функции эпитета
Задание ЕГЭ с данной терминологией:
Назовите средство иносказательной выразительности:
«Ты — моя» сказать лишь могут руки,
Что срывали черную чадру
Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в пятой строфе данного стихотворения. Запишите цифры, код которыми они указаны.
Тропы (гипербола, литота, гротеск, ирония, метафора, метонимия, олицетворение, перифраз, синекдоха, сравнение, эпитет)
Сто лет не виделись.
«Волны вставали горами»
«Я говорил это тысячу раз»
Это длилось целую вечность.
Жизнь человека – один миг.
Небо с овчинку.
Мальчик с пальчик.
«Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…»
ГРОТЕСК – чрезмерное преувеличение, карикатурное искажение, которое может достигать границ фантастического.
Взъярённый на заседание врываюсь лавиной, дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина другая? (Маяковский).
«Едва ли кто польстится на такую красавицу».
«Откуда, умная, бредешь ты, голова?»» Крылов. (слова лисицы ослу)
«Пчела из кельи восковой / Летит за данью полевой» (Пушкин)
«В крови горит огонь желанья» (Пушкин)
«Грустя, и плача, и смеясь, Звенят ручьи моих стихов» (Блок)
Тарелку съел;
У него бойкое перо;
Весь дом ушел;
Выпить целый самовар;
«О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно?» (Тютчев)
«. Нева всю ночь/рвалася к морю против бури,/не одолев их буйной дури. /и спорить стало ей не в мочь..» (Пушкин)
Мы едем в город на Неве.
Царь зверей сидел на камне.
«. и слышно было до рассвета, как ликовал француз. » (Лермонтов).
«Все флаги в гости будут к нам» (Пушкин)
Глаза, как океаны;
Мои стихи бегут, как ручьи;
добрый ветер;
живительная влага;
робкое дыхание;
горящие глаза;
↑ Синтаксические средства (анафора, эпифора, антитеза, градации, инверсия, лексический повтор, оксюморон, риторический вопрос/восклицание/обращение, параллелизм, умолчание, эллипсис, парцелляция, однородные члены, вопросно-ответная форма)
«Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?»
«Это есть художник Альтман, очень старый человек. По-немецки значит Альтман — очень старый человек».
«Полюбил богатый—бедную, / Полюбил ученый—глупую, / Полюбил румяный—бледную, / Полюбил хороший—вредную»
«Прекрасна, как ангел небесный, Как демон, коварна и зла”
«То истиной дышит в ней все, / То все в ней притворно и ложно! / Понять невозможно се, / Зато не любить невозможно»
«Не жалею, не зову, не плачу, / Все пройдет, как с белых яблонь дым.»
«Все грани чувств, все грани правды стерты: / В мирах, в годах, в часах»
«Но чернеют пламенные дали — / Не уйти, не встать и не вздохнуть»
И томных дев устремлены/На вас внимательные очи (А. С. Пушкин).
«Швейцара мимо он стрелой» (Пушкин)
«Над ухом шепчет голос нежный, / И змейкой бьется мне в лицо / Ее волос, моей небрежной / Рукой измятое, кольцо» (Полонский)
«Это еще не сказка. Сказка только начинается.»
«Мне опостылели слова, слова, слова» (А. Тарковский)
«Смотри, ей весело грустить.»
Убогая роскошь.
Горячий снег.
«Жар холодных числ» (А. Блок)
«Оптимистическая трагедия» (Вс. Вишневский)
Отчего мне так грустно, береза?
Здравствуй, солнышко!
Что за люди!
«Летал сокол по небу, гулял молодец по свету.»
«Утихает светлый ветер, Наступает серый вечер…»
«Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить…»
«А этот? Этот мне принес Тибо — / Где было взять ему, ленивцу, плуту? / Украл, конечно, или, может быть, / Там на большой дороге, ночью, в роще. » (Пушкин)
«Нет, вам красного детства не знать, / Не прожить вам спокойно и честно. / Жребий ваш. но к чему повторять / То, что даже ребенку известно.» (Некрасов)
«Татьяна ах!, а он реветь»
«Во всех окнах — любопытные, на крышах — мальчишки.» (А.Н.Толстой)
Я! Говорю! Хватит!
Я думаю. Что вы не правы.
«Некто четвертый – это мой страх. Он сидит во мне. Он правит мной. Подсказывает. Корректирует. Вымогает. Удерживает. Бросает в дрожь.»
«А и на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса.» (Солженицын)
«Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно.»
«Для чего нужны книги? Книги нужны, чтобы развиваться, узнавать что-то новое.»
↑ Фонетические средства выразительности (аллитерация, ассонанс, звукоподражание)
«Свищет ветер, серебряный ветер в шёлковом шелесте снежного шума»
«Нева вздувалась и ревела, / Котлом клокоча и клубясь…» (Пушкин)
«Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела.» (ассонанс на е).
«В соседнем доме окна жолты…» (Блок)
↑ Лексические средства выразительности (антонимы, синонимы, контекстные антонимы и синонимы, омонимы, паронимы, диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины, книжная (разговорная, просторечная, эмоционально-экспрессивная) лексика, архаизмы, историзмы, заимствованные слова, фразеологизмы)
«Я глупая, а ты умён. Живой, а я остолбенелая.»
«Жалобно, грустно и тоще / В землю вопьются рога… / Снится ей белая роща / И травяные луга.»
Ручка (инструмент для письма) – ручка (дверная);
Ласка (животное) – ласка (нежность).
Дипломат – дипломант, каменный – каменистый, абонент – абонемент.
Петух – кочет, балка – овраг, свекла – буряк, кушак – пояс, голицы – рукавицы.
Абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика).
Суффикс, метафора, гипотенуза.
Гипотеза, генезис, адресат, аргументировать, аналогичный, дифференцировать.
Белобрысый, жвачка, грязища, работяга, многовато, этакий, ерунда.
Вовнутрь, задаром, навряд, намедни, покамест, умаяться, навалом, ляпнуть, белиберда, артачиться, работяга, башковитый.
Детина, бабуля, солнышко, близехонько, восхитительный, чудесный, малевать, подхалим.
Очи (глаза), чело (лоб), отроковица (подросток), зерцало (зеркало), штиль (стиль), пиит (поэт).
Лакей, треуголка, зипун, грош, боярин, царь, волость.
Латте, вуаль, такси, ландшафт, либретто, соната, трюмо, афиша
Авгиевы конюшни, манна небесная, зарубить на носу, реветь белугой, задеть за живое.