Что не относится к трем сторонам общения
Стороны общения в психологии кратко
Коммуницирование – важная составляющая жизни людей. Именно возможность разнообразно общаться отличает человека от животных. Речь и обмен информацией позволили людям стать социальными и культурными. Эффективный контакт с окружающим миром возможен только в том случае, если индивид успешно сочетает и реализует три стороны общения.
Аспекты общения в психологии
Общение является сложным многоплановым процессом, который позволяет установить и развить контакт между людьми.
Справка! Желание взаимодействовать с социумом возникает из-за потребности сообща заниматься каким-либо делом.
Для качественной коммуникации человеку требуется руководствоваться основными сторонами общения, которые в психологии представляют собой единое целое всего процесса взаимодействия людей.
Общение позволяет людям не только обмениваться информацией, но и учит правильно воспринимать и понимать собеседника. Несмотря на то, что коммуникация характерна для всех живых существ, только у человека взаимодействие с внешним миром носит осознанный характер.
Важно! Общаться люди могут при помощи вербальных (речь, слова) и невербальных актов (мимика, жесты, интонация, образы).
Человек, который принимает информацию, называется реципиентом, а передающий – коммуникатором.
В общении психологи выделяют 3 аспекта, которые составляют весь процесс взаимодействия:
Только активное взаимодействие 3-х основных аспектов способно установить контакт между людьми.
Характеристика сторон общения и примеры
Все стороны общения тесно переплетены между собой. Нередко они могут сливаться в одно целое или периодически подменять друг друга.
Три стороны коммуникаций
В обобщенную классификацию входят 3 основные стороны общения:
Каждая сторона общения имеет целый ряд особенностей, которые делают ее поистине уникальной. Эффективное коммуникативное общение между индивидами возможно только в том случае, если люди говорят «на одном языке».
Дополнительная информация. Если коммуникатор и реципиент обладают схожим набором знаний, опыта и убеждений, им легче будет взаимодействовать и делиться необходимой информацией.
Пример. Если взрослый мужчина будет рассказывать маленькому ребенку об устройстве автомобиля, то малыш его не поймет, так как у него отсутствуют начальные знания для понимания этого вопроса.
Понимание – залог успешного разговора
Лучше всего передавать информацию при помощи речи. Это самое универсальное средство, так как во время беседы меньше шансов потерять смысл разговора.
В качестве невербальных способов можно использовать:
Для эффективного взаимодействия требуется соблюдать определенную дистанцию с собеседником:
Зная основные концепции и понятия коммуникативного общения, получится выстроить качественный контакт с любым индивидом. Перцептивная сторона общения отвечает за установление взаимопонимания между людьми на основе их восприятия.
Важно! Чем лучше партнеры понимают друг друга, тем эффективнее будет их дальнейшее взаимодействие.
Чтобы овладеть перцептивной формой коммуникации необходимо:
Только при наличии этих двух условий можно реализовать качественный контакт. Существует целый ряд факторов, которые мешают развитию перцептивного общения:
Лучше всего не оценивать людей, с которыми приходится общаться. Потому что любой анализ другой личности – это лишь отражение собственных мыслей, мнений и суждений. Другие люди – это зеркала, в которых можно увидеть себя. К каждому следует относиться с уважением.
Интерактивное общение связано с получением определенных достижений путем совместной деятельности людей.
Интерактивное общение в офисе
Важно! Чем больше наблюдается общих взглядов в коллективе, тем эффективнее становится результат работы.
Благодаря общению с другими индивидами во время совместного труда, происходит формирование каждой личности:
Благодаря развитию науки и технологий, у человека появилось большое количество возможностей, чтобы реализовать интерактивное общение:
Эта сторона общения благотворно влияет на социальную адаптацию людей, позволяя добиваться высоких результатов в любой сфере.
Непродолжительные и поверхностные отношения между людьми чаще всего отражают коммуникативную или интерактивную форму. Для построения крепкого и взаимосвязанного союза должны быть задействованы сразу три основные стороны. Ведь только единый механизм общения с полной его структурой способен выстроить эффективное взаимодействие между индивидами.
Видео
Структура общения в психологии
Общение – важный процесс в жизни каждого человека. При помощи него люди делятся опытом и мыслями. Обмен информацией происходит всегда при совместной деятельности. Ознакомиться со всем разнообразием этого вида коммуникации можно, только поняв, что представляет собой структура общения и каковы ее основные уровни.
Структура общения в психологии
При общении реализуется социальное отношение людей друг к другу. Во время обмена информацией каждый человек укореняется в качестве полноправного члена общества. Понятие «общение» является сложной формой взаимодействия, поэтому, чтобы разобраться в его сути, необходимо изучить его составные части:
На схеме видно, что каждая из частей отвечает за одну из сторон общения.
Стороны общения
Давая характеристику структуре общения, в психологии выделяют 3 взаимосвязанные стороны:
Каждая из них имеет свои особенности.
Коммуникативная сторона общения
Термин «коммуникация» возник от англ. communicate, что в переводе означает «передавать», «сообщать». Этот вид контакта направлен на обмен информацией, которая включает в себя:
Коммуникативный процесс, согласно исследователю Гарольду Лассуэллу, состоит из 5 элементов, которые помогают информации дойти до адресата:
Коммуникативная сторона во многом зависит от субъективной информативности личности, то есть от характеристики человека, его степени осведомленности о собеседнике и теме разговора.
Важно! Если уровень знаний человека будет низким, велика вероятность возникновения недопонимания.
Пример 1. Педагог рассказывает новый материал на уроке обществознания. Если он будет общаться с детьми на профессиональном языке, не упрощая научную терминологию, ни один ученик не сможет понять содержание информационного посыла.
Пример 2. Человек, который не знает этикета, будет не принят в обществе, где все стараются действовать по правилам. Некультурного человека просто не поймут.
Обмен информацией между людьми может происходить по 2-м каналам:
Согласно мнению психолога Аллана Пиза, 60-70% всей информации передается при помощи краткого невербального контакта.
Перцептивная сторона общения
Перцепция, или перцептивная сторона общения в психологии – это такая форма взаимодействия людей, которая направлена не только на восприятие и понимание собеседника, но и на его принятие.
Дополнительная информация. Если 2 человека будут разделять убеждения, культуру и ценности друг друга, между ними могут развиться привязанность, дружба или влюбленность.
Перцептивное общение способствует «чтению» окружающих людей. Анализируя собеседника, можно «увидеть», что он о себе не рассказал. В случае неверного истолкования собственного восприятия может образоваться конфликт.
Социальная перцепция помогает:
Благодаря перцепции, личность способна понять общество, в котором живет, а также выстроить отношения с людьми, используя полученные знания.
Интерактивная сторона общения
Основным направлением интерактивной стороны общения является выстраивание стратегии для последующей эффективной коммуникации.
Важно! Качественный обмен информации необходим людям для организации совместной деятельности.
Среди основных принципов построения интерактивного общения можно выделить следующие четыре варианта:
Несмотря на то, что все требования одинаковы для всех лиц, задействованных в коммуникации, поведение участников может отличаться друг от друга. Чаще всего взаимодействие людей подразделяется на 2 основных вида:
Помимо основных видов, в психологической литературе можно встретить другие стратегии поведения, например:
Все стороны общения, которые входят в структуру коммуникации, дополняют друг друга и взаимосвязаны между собой. Эффективный контакт возможен только при задействовании всех 3-х процессов.
Разделение структуры общения на уровни
Структурные компоненты общения подразделяются на уровни, каждый из которых позволяет анализировать особенности воздействия одного человека на другого, а также характер их коммуникации.
Уровни по А.Б. Добровичу
А.Б. Добрович подразделил структуру взаимодействия людей на 7 уровней:
В 2 раза меньше уровней предложил выделить Б.Ф. Ломов:
Микроуровень в структуре общения является фундаментом, лежащим в основе всех остальных коммуникаций.
Общение людей может быть гармоничным и полноценным только при тесной взаимосвязи невербальных и вербальных сигналов с поведенческими действиями участников. Чем больше индивиды нацелены на качественный контакт, тем сильнее необходимо проявлять эти факторы.
Видео
Стороны общения в психологии, их характеристика и значение
Общение является основным способом взаимодействия людей друг с другом.
В психологии выделяется три ключевых стороны данного процесса.
Что такое зоны общения и как их правильно определить? Читайте об этом здесь.
Три аспекта общения
Стороны коммуникативного процесса тесно взаимосвязаны между собой.
Часто границы между ними достаточно символичны и одна сторона может сливаться с другой, дополняя ее.
В психологии принято выделять 3 основных стороны общения:
Характеристика и примеры
Каждая сторона обладает определенными характерными особенностями.
Коммуникативная
Чаще всего, говоря об общении, люди подразумевают именно его коммуникативную сторону.
В этом случае речь идет об обмене информацией между субъектами общественных отношений.
Люди делятся друг с другом своими мыслями, планами, идеями, взглядами. На основе полученной информации происходит построение отношений, организация деятельности.
Следует рассматривать коммуникацию не просто как бесконечный поток и прием сведений. Все стороны процесса занимают активную позицию, стремятся к пониманию предоставляемых им сведений.
Качество контакта определяется уровнем восприятия информации, ее принятием и пониманием.
Если один субъект постоянно поставляет свои идеи и взгляды, а второй их не воспринимает и даже не понимает, то говорить об эффективной коммуникации в данном случае не приходится.
Умение воздействовать на окружающих при помощи речи позволяет таким личностям завоевывать определенное положение в обществе.
Информация поставляется на двух уровнях:
Следует учитывать, что даже у представителей одной языковой группы может возникнуть непонимание во время обмена информацией. То есть, одни и те же сведения по-разному оцениваются.
Это объясняется влиянием целого ряда факторов: возраста, социального положения, интеллектуальных способностей, эмоционального настроя и т.д.
Так, одну и ту же новость ребенок и взрослый воспринимают совершенно на разном уровне в силу возрастных особенностей психики и интеллекта.
Коммуникации возникают на межличностном уровне (между супругами, друзьями, коллегами, родственниками), на уровне группы. Например, во время завтрака в выходной день муж и жена обмениваются идеями проведения досуга.
Один участник контакта высказывает свои мысли и идеи, а второй его выслушивает.
Периодически они меняются ролями.
В итоге выстраивается эффективное взаимодействие, каждый участник которого получает возможность не только выразить свое мнение, но и получить необходимые сведения от оппонента.
При этом дети имеют возможность не только воспринимать поступающие сведения, но и задавать уточняющие вопросы, высказывать свои мысли. Такая коммуникация эффективная и результативна.
В то же время, другой учитель может поставлять детям информацию в абсолютно непонятном для них ракурсе. При этом у учеников отсутствует возможность задавать вопросы, высказывать свое мнения, уточнять полученные сведения.
В такой ситуации поток информации проходит мимо субъектов, на которых он был направлен. Процесс коммуникации оказывается неэффективным.
Перцептивная
Это понимание, познание личности оппонента.
Каждого человека отличает внешность, манера речи, жестикуляция, темперамент, стиль поведения, уровень воспитания и множество других факторов. Именно эти индивидуальные особенности воспринимаются собеседниками.
На основе того впечатления, которое производит человек, окружающие составляют мнение о нем и прогнозируют его поступки. Иными словами, люди в процессе взаимодействия всегда стремятся «,читать», друг друга и на основе этого строить прогнозы на будущее.
Умение грамотно анализировать личность незнакомого человека развивается по мере накопления жизненного опыта, развития интеллекта, пониманием психологии и т.д.
Но изначально способность достоверно воспринимать окружающие социальные объекты закладывается с рождения. Это связано с наличием таких способностей, как наблюдательность, интерес к людям, объективность, открытость и т.д.
Без подобных черт характера у человека не разовьется в полной мере способность достоверно воспринимать личность собеседника даже при значительном жизненном опыте.
Также важное значение в перцептивной стороне имеет время.
Коммуникация и интеракция могут происходить с незнакомыми людьми моментально.
Для правильного познания же личности другого человека требуется провести с ним некоторое время. Скоропалительные выводы, основанные на поверхностных данных и впечатлениях, часто оказываются ошибочными.
Если слова или действия оппонента вызывают отторжение, это свидетельствует о несовпадении его убеждений с нашими внутренними ценностями. Если же личность собеседника вызывает симпатию, можно делать вывод о совпадении интересов, взглядов, жизненных позиций.
Таким образом, при наличии проблем с идентификацией собственной личности достаточно обратить внимание на те эмоции, которые вызывают слова и поступки собеседников. Это позволит лучше понять себя.
Интерактивная
Это процесс организации деятельности между людьми.
Он может осуществляться при наличии коммуникации или без нее.
Например, во время приобретения продуктов в универмаге человек может молча подойти на кассу, выложить товар, расплатиться за него и покинуть магазин.
Роль продавца выражается в пробивании товара, приеме оплаты, выдаче чека. В большинстве современных супермаркетов стоимость покупки высвечивается на специальном экране, поэтому продавцу даже не обязательно называть вслух цену.
В итоге между покупателем и сотрудником магазина происходит интерактивное общение, в то время как они не произносят ни одного слова.
Данная сторона в чистом виде проявляется и в других повседневных ситуациях: демонстрация пропуска охраннику для получения от него разрешения на вход в здание, предоставление кондуктору оплаты за проезд с получением от него билета и т.д.
Интерактивная сторона напрямую связана с социальными ролями, которые присущи субъектам взаимодействия. Общество налагает на человека определенные обязательства, которые он должен выполнять.
Многочисленные правила и ритуалы нацелены на регулирование поведения субъектов, которые осознанно контролируют свои поступки и действия.
Масштаб социальных норм, на основании которых функционирует система интерактивного общения, достаточно велик.
Это и модели поведения, установленные нормами рабочей дисциплины, и воинские обязанности, и понятия о чести и достоинстве, и элементарные правила вежливости и воспитания.
Одобряемая модель поведения, которой человек старается соответствовать, зависит от его индивидуальных характеристик: возраста, пола, социального статуса, обязанностей. Так, от врача ожидают, что он будет проявлять внимание и участие, а от официанта ждут услужливости и вежливости.
Если во время интерактивного общения с окружающими, человек видит одобрение его поступков, он может судить о соответствии его поведения выполняемой им социальной роли.
Если же возникает недопонимание с другими членами общества, то индивид может сделать вывод о том, что его поступки не соответствуют ожиданиям общества.
Взаимосвязь сторон
Все три стороны процесса общения могут легко сочетаться друг с другом.
Поверхностные взаимодействия между посторонними людьми, которые длятся непродолжительное время, обычно представлены только коммуникативной или интерактивной стороной либо их сочетанием.
Более глубокое взаимодействие включает три аспекта.
Все виды межличностного и группового взаимодействия всегда сочетают в себе обмен информацией, познание личностей оппонентов, организацию непосредственной деятельности.
Например, во время романтического свидания потенциальные партнеры совместно посещают ресторан (интеракция), ведут за столом беседу на различные темы (коммуникация), внимательно наблюдают за поведением друг друга (перцепция).
Итак, общение представляет собой сложную социальную систему, состоящую из нескольких уровней. Ключевые стороны общения тесно взаимосвязаны между собой.
О коммуникативной стороне общения в этом видео:
3 стороны общения в социальной психологии и их функции с примерами
Практикующий психолог. Занимаюсь вопросами преодоления насилия в семье, оди.
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Любой процесс общения включает взаимодействие между участниками и обмен информации для достижения общей цели. Чтобы общение было эффективным, каждый из партнеров должен уметь передавать данные, воспринимать их и человека, который их предоставляет, и совершать определенные действия, позволяющие организовать коммуникацию. С учетом этих функций, говорят про три стороны общения: интерактивную, коммуникативную и перцептивную.
Коммуникативная сторона общения
Под коммуникативной стороной общения понимают передачу и обмен информацией. Цель этого процесса – информирование партнера, уведомление о новых данных, убеждение, выражение своего мнения, объединение людей вокруг какой-либо идеи, достижение взаимопонимания.
Коммуникация всегда состоит из нескольких элементов:
Для коммуникации используется письменная и устная речь, мимика, жесты, действия. От того, насколько глубоко ты используешь те или иные коммуникационные средства, зависит эффективность общения, умение убеждать людей.
Казалось бы, что может быть проще, чем передать информацию, используя известные способы коммуникации. Однако в процессе общения возникают коммуникативные барьеры или препятствия. Опасность их в том, что они мешают достичь цели общения.
Возникают коммуникативные барьеры под влиянием разных причин.
Это может быть разница в возрасте, когда умудренный опытом человек пытается убедить в чем-то романтично настроенного юнца, слепо верящего, что весь мир лежит у его ног. Последний не всегда даже может понять, почему старец не может запомнить названия соцсетей, пароли, или затрудняется представить преимущества поездки на отдых в Таиланд.
Следующая причина заключается в культурных различиях. Для одних неуважение к женщине является нормой поведения, для других это уголовно наказуемое преступление.
Большую роль в образовании препятствий играет непонимание смысла слов. Связано это с их многозначностью, контекстом, в котором они используются, ограничением словарного запаса, использованием жаргона. Проблемы появляются и при применении иностранных слов.
Частенько случается, что смысл отдельных слов ясен, но непонятным становится все сообщение. Предложения выстраиваются без знаков препинания. Между словами нет логической связи. Вспомни известную фразу «убить нельзя помиловать». От знака препинания, акцента зависит смысл сказанного.
Интерактивная сторона
Если с пониманием смысла коммуникативной стороны обычно не возникает трудностей, то интерактивная вызывает много вопросов. Под интеракцией понимают деятельность участников общения, их взаимодействие.
Интеракцию можно рассматривать с нескольких точек зрения. Прежде всего, это то, как осуществляется контакт – лично или с использованием разных средств связи – телефона, пк, и, соответственно, мессенджеров, электронной почты.
Дополнительные средства применяются не только в личном общении, но и в бизнесе, обучении. Вспомни, что сегодня школы, университеты организуют учебный процесс дистанционнно.
С другой стороны, под интерактивной стороной понимают то, какие роли берут на себя участники общения.
Самая известная схема включает три роли:
Подобную схему взаимодействия можно наблюдать в общении в кругу семьи, с друзьями, на работе.
Но интерактивную сторону можно рассматривать и с точки зрения направленности общения. Продуктивным взаимодействие будет тогда, когда стороны склонны к координации совместных действий. Они вместе настроены на достижение общих целей, уважают интересы друг друга.
Общение может быть основано на конкуренции. Конечно, в голове сразу возникает бизнес-организации, соревнования. Однако конкурировать могут и члены одной семьи – родители и дети, братья и сестры. Пример – ребенок хорошо играет в шахматы, цель папы – доказать, что он играет лучше и может победить.
Если кооперация всегда играет положительную роль, то позиция конкуренции – двоякая.
Третий вид отношений в общении основан на конфликте. Одна или обе стороны сознательно стремятся к ссоре, драме, рассогласованию взаимодействия.
Перцептивная сторона общения
Важным элементом любой коммуникации, обеспечивающим ее успешность, является то, как ты воспринимаешь партнера и саму себя. Говоря языком психологии, это перцептивный компонент.
Процесс взаимодействия нарушается, если ее участники не хотят или не могут услышать, понять друг друга. При этом важно не только быть открытым к другому человеку. Нужно знать себя, видеть, осознавать, как ты себя ведешь, анализировать свои действия.
Восприятию мешает множество факторов; среди них:
Чтобы общение помогало достижению целей, нужно не только уметь говорить и выражать свою точку зрения. Важно уметь видеть, понимать человека, с которым ты взаимодействуешь, сопереживать ему, анализировать происходящее.