Что не относится к требованиям к игроку рынка современного образования

ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Победоносцева Мария Георгиевна
кандидат педагогических наук

ФГБОУ ВО «Московский педагогический
государственный университет»
Россия, г.Москва, e-mail: pobedam@gmail.com

Современное общество заинтересовано в повышении качества образования — развитие в русле цивилизации невозможно вне рамок высококачественного образования. Но что же такое это высококачественное образование? Что оно в себя включает?

В настоящее время накоплен обширный арсенал методик, требований, моделей оценки качества образования. В конечном итоге, актуальность разработки критериев оценки качества образования такова, что ее можно оценить как особый социальный заказ, предложенный общественным наукам в современных условиях. К сожалению, часто формализованный подход, опирающийся не на комплексную оценку, а на «фрагментированную», не учитывает такие параметры оценки результативности образования, как уровень его соответствия современным потребностям перспективного развития страны, интересы различных социальных и территориальных групп. Если рассматривать подходы к оценке качества образования с точки зрения требований к современному выпускнику, можно выделить несколько групп, непосредственно заинтересованных в этих результатах.

Первая, самая глобальная – государство в целом. Для данной группы наиболее подходит определение качества образования, данное Шишовым С.Е. и Кальней В.А.: «Качество образования — это социальная категория, отражающая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности».

В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования указаны требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения, которые и должны определить «портрет» современного выпускника. При этом важно помнить, что без системного подхода к формированию планируемых образовательных результатов сложно построить образовательный процесс, приводящий к ожидаемым результатам. Следовательно, на первый план выходят специально конструируемые педагогические ситуации, требующие от учащихся конкретных видов деятельности (исследовательской, инновационной, проектировочной, коммуникативной, рефлексивной, управленческой), основанной на конкретном предметном содержании и ограниченном включении педагога в образовательный процесс на протяжении определенного времени. Такое построение приходит в противоречие со своей формой, заставляет по-другому организовать процесс, изменяет саму деятельность школьного коллектива, требования к подготовке учителей.

Другая группа, заинтересованная в результатах обучения – родители подрастающего поколения. Еще несколько лет назад главным требованием данной социальной группы являлась подготовка школьника к сдаче экзаменов в школе, а в дальнейшем и при поступлении в институт. В настоящее время имеется тенденция к смене приоритетов. Родители, оценивая быстро меняющиеся социальные и экономические условия, требования рынка труда, оценивают уже не только баллы, полученные на экзамене, но и приобретенные практические навыки деятельности, сформированность личностных качеств, способность к образовательной и профессиональной мобильности. Это ведет к перестройке образовательного процесса, переориентации с передачи знаний на использование интерактивных моделей обучения.

Еще одна немаловажная группа – это работодатели. Нужна ли ориентация на данную социальную группу в образовательном процессе? Несомненно. Это было отмечено еще в 2008 году в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года как основной приоритет социальной и экономической политики вместе с ориентацией на фундаментализацию образования. Реализацией запросов данной категории может служить введение практикоориентированных элективных курсов, т.е. курсов, ориентированных на потребности рынка труда. При этом можно отметить две сложности, которые могут служить препятствием для реализации такого подхода. Это, в первую очередь, несоответствие темпом модернизации школы и ранка труда. С другой стороны – ресурсная ограниченность возможностей разработки качественных элективных курсов такой направленности. И учителям приходится самостоятельно, в зависимости от профиля, конструировать новые элективные курсы, удовлетворяющие потребностям каждой конкретной школы с точки зрения ее расположения и бизнес–окружения. При этом потенциальные работодатели, которые выходят на связь со школой не ищут совокупность предметных знаний. Они направлены на подбор самостоятельных, профессионально мобильных личностей, нацеленных на результат, со способностями к коммуникации и нестандартному подходу к решению задач, т.е. определенный набор личностных качеств, определяющих лидера. Таким образом, мы опять возвращаемся к вопросу о построении педагогических ситуаций.

И, наконец, далеко не последняя группа – сами учащиеся. Для достижения образовательных результатов, повышения качества образования, в их шкале потребностей далеко не последнее место занимает мотивация. С точки зрения учащегося важным стимулом к учебе является Интерес. Это также позволяет говорить о необходимости отхода от традиционной классно–урочной системы и включения многообразия форм организации образовательной деятельности учащихся в учебный процесс.

Информатика – предмет, позволяющий в рамках существующей классно–урочной системы расширить границы возможностей как своего предмета, так и других для перенацеливания учебного процесса на современные потребности информационного общества. Подготовка современного учителя к решению задач модернизации образования не в полной мере включает такие аспекты и является одной из ключевых проблем подготовки современного специалиста.

Источник

Ответ: 2

Комментарий:

9. Основным институтом современного образования является школа. От других форм обучения она отличается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий. Выполняя «заказ» общества, школа, наряду с другими учебными заведениями, осуществляет подготовку квалифицированных

кадров для различных сфер человеческой деятельности.

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. В настоящее время образовательная политика в РФ строится на следующих принципах: гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей; право личности на свободное развитие; общедоступность образования; внимание системы образования к потребностям обучаемых; светский характер образования в государственных учреждениях.

Эти принципы определяют основные направления образовательной политики, а также характер образования в нашей стране.

Стремительное развитие науки и связанных с ней технологий производства поставили на повестку дня вопрос о реформировании как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений проводящейся реформы можно выделить: демократизацию системы обучения и воспитания; гуманитаризацию и гуманизацию, компьютеризацию, интернационализацию процесса образования.

Сегодня по-настоящему эффективной может быть названа только такая модель образования, в рамках которой происходит отход от авторитарного стиля поведения педагога, снижение его роли в качестве источника информации и повышение роли обучаемого в процессе освоения получаемой им информации. По-иному подходят к выработке критериев оценки эффективности результатов образования – это не только полученные обучаемым знания, но и уровень творческого и нравственного развития его личности. (По материалам интернет-издания)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Ответ:

2. Принципы образовательной государственной политики.

3. Влияние принципов на направления образовательной политики.

4. Основные направления реформы образования.

5. Современная модель образования.

2. Какие два отличия современной школы от других форм обучения названы в тексте? Используя текст и знания курса, объясните смысл фразы: «Школа выполняет “заказ” общества».

Ответ:

От других форм обучения она отличается:

ü многообразием подготовки учащихся;

ü особыми технологиями, используемыми в процессе занятий.

3. Используя текст, назовите любые четыре принципа современной образовательной политики в РФ. Объясните один любой из них.

Ответ:

Принципы современной образовательной политики в РФ:

ü гуманистический характер образования (создание такой системы учебно-воспитательных учреждений и образовательных программ, которые смогут удовлетворить любые образовательные запросы различных групп населения);

ü приоритет общечеловеческих ценностей;

ü право личности на свободное развитие;

ü общедоступность образования;

ü внимание системы образования к потребностям обучаемых;

ü светский характер образования в государственных учреждениях.

4. Какую модель образования автор считает эффективной? Предположите почему. Используя знания курса, объясните, какая иная модель образования может считаться эффективной.

Ответ:

Наиболее эффективной автор считает модель образования, в рамках которой происходит отход от авторитарного стиля поведения педагога, снижение его роли в качестве источника информации и повышение роли обучаемого в процессе освоения получаемой им информации, так как это поможет сделать ученика полноценным субъектом образовательного процесса.

Может считаться эффективной та модель образования, которая предполагает новые критерии эффективности результатов образования. Ими должны стать не только полученные обучаемым знания, умения и навыки, но и уровень творческого и нравственного развития его личности. Это необходимо в свете глобальных проблем, поставивших перед человечеством проблему его выживаемости в XXI в.

5. В тексте говорится о том, что развитие образования связано с развитием экономики, науки и техники. Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два объяснения этой связи.

Ответ:

1. Современная техника и технология требует от работника высокопрофессиональной подготовки. Расходы на образование не только окупаются, но и приносят обществу более значительные доходы чем вложение в иные формы деятельности. Это связь образования и экономики.

2. Современные научные достижения отражаются а сфере образования: в методах и средствах обучения, в содержания учебных программ.

6. В своих выступлениях Президент РФ неоднократно подчёркивал, что доступность качественного образования – залог процветания нашей страны. Приведите два объяснения (аргумента) в поддержку этой идеи.

Ответ:

10. Социологическими службами стран Z и Y был проведён опрос группы граждан. Был задан вопрос: «Удовлетворены ли вы качеством образования в стране?» Результаты опроса представлены в виде диаграммы.

Что не относится к требованиям к игроку рынка современного образования

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Наибольший процент опрошенных обеих стран считает качество образования неудовлетворительным.

2) Половина респондентов каждой из стран считает, что нужно повысить качество профессионального образования.

3) В стране Z тех, кто удовлетворён качеством образования, меньше, чем тех, кто считает, что самое важное – это самообразование.

4) В стране Y доля тех, кто удовлетворён уровнем образования, выше доли тех, кто отмечает неудовлетворительное качество образования.

5) Наименьший процент опрошенных обеих стран считает, что важнее всего самообразование.

Источник

Какие требования предъявляет к образованию современная реальность

Что не относится к требованиям к игроку рынка современного образования

Современный мир выстраивает специфические требования к гармоничной личности. Сегодня мы поговорим о софт скиллс («мягких» или «гибких» навыках), которые представляют собой полезную надстройку над базовыми умениями, позволяя быть успешными в общении, учёбе, профессии.

1.Умение критически мыслить.

Фактчекинг, умение перепроверять информацию, отслеживание истории поможет ребёнку стать профессионалом. Привычка следовать своим путём разовьёт предприимчивость, инициативность, способность руководить процессом, а не плыть по течению.

Совет для учителей:

Сформировать навык помогут задания «с подвохом». Перед тем, как вы начнёте объяснять новую тему, объявите, что поставите «пять» тому, кто найдёт один ложный факт в вашем рассказе.

Научите слушателей концентрироваться с помощью визуального и акустического отслеживания ключевых фраз. Проводя беседу по культуре речи на тему неологизмов в русском языке, раздайте чек-листы со списками слов и попросите по-очереди вычёркивать те фразы, которые будут произнесены вами за время урока. Поощрите того, кто первым вычеркнет все неологизмы.

Идея для родителей:

Сообщите ребёнку о том, что на выходных планируется семейная поездка в соседний город. Предложите заранее подготовленный список достопримечательностей с кратким описанием информации, найденной на туристических сайтах, и попросите проверить актуальность сведений. Например, поручите уточнить часы работы музеев и развлекательных центров, выбрать кафе, в котором вы будете обедать. После этого вместе скорректируйте маршрут, исходя из общих пожеланий.

2. Самоорганизация. Умение грамотно распределять время и силы между «делом» и «потехой».

Совет для учителей:

Предложите ученикам подготовить долгосрочный проект на каникулах. При этом важно, чтобы дети работали над ним каждый день. Например, поручите ребятам вести дневник погоды или фиксировать ежедневные впечатления одной строкой. Таким образом, в череде развлечений им придётся выделить часть времени на приятную и несложную работу.

Идеи для родителей:

Переставайте контролировать детей, достигших минимального уровня сознательности. Откажитесь от постоянных вопросов о том, сделаны ли уроки. Вместо этого объясните повзрослевшему человеку, что семья — это команда, и предложите изучить практики тайм-менеджмента.

Распишите свои задачи на разноцветных стикерах, а ребёнок пусть распишет свои. Найдите в сутках удобное время для приятных совместных занятий. Посмотрите, как сын или дочка могут разгрузить ваш график. Вдруг дочка скажет, что мечтает готовить завтраки по субботам и воскресеньям, а сын признается, что готов самостоятельно выгуливать собаку? В ответ помогите детям решить их задачи. Возможно, вы найдёте нетривиальный способ «разделаться с уроками»: сходите в музей, чтобы закрепить знания по истории, или вместе посмотрите фильм по роману Тургенева «Отцы и дети».

3. Креативность.

Этот навык важен не только для будущего дизайнера или актёра. Инженер, который может предложить нестандартное решение, потому что смотрит на ситуацию под другим углом, гораздо ценнее консервативного коллеги.

Советы для учителей:

Поощряйте нестандартные способы решения задач. Придумывайте оригинальные домашние задания: описать грамматическое правило с помощью сказки, перевести сонет Шекспира, переплюнув Бориса Пастернака, показать фокус, основанный на свойствах электричества.

Договаривайтесь с коллегами-предметниками о взаимопомощи. Работайте в совместных проектах. Изучайте французскую революцию тогда, когда литератор предлагает курс французской литературы, а учитель географии рассказывает о рельефе и климате Франции.

Не запрещайте неожиданные инициативы. Если ученики задумали рэп-баттл по произведениям Некрасова, не останавливайте их. Подключайте свет, музыку, сценическое искусство, возможности 3D-моделирования, стройте рыцарские замки из картона, не стесняйтесь брать интервью у химических элементов. Будьте творцом и вдохновляйте на творчество ребят!

Идеи для родителей:

Предлагайте детям задачи, требующие нетривиального решения.

Как накормить манной кашей младшего брата? Сервировать её как торт, украсив белую жижицу лепестками из свежих фруктов, орехами и повидлом!

Как превратить обычную комнату в пиратский корабль? Развесить на стенах географические карты, добавить в интерьер атмосферные элементы: бутылку с письмом, деревянный сундучок с пиастрами, морские камешки, ракушки, романы Стивенсона.

И, конечно, постоянно придумывайте сами. Даже маленькая луковица на подоконнике, которой вы нарисуете глаза и улыбку, поможет ребёнку взглянуть на мир по-новому!

4. Компьютерная грамотность.

Важно не просто скроллить ленту в соцсетях, но уметь составить таблицу в Excel, внести правки в документ, установить программу и работать с цифровой платформой.

Советы для учителей:

Совмещайте приятное с полезным. Покажите ученикам, что закреплять учебный материал можно даже с помощью любимого смартфона. Например, предложите им создать страницу литературного героя или исторической личности в одной из социальных сетей.

Работайте над проектами в системе Google Docs. Дайте ссылку на исходный текст (вопросы для интервью с учителем), и пусть команда учеников создаст материал для школьного электронного журнала. Один из участников возьмёт интервью у педагога и внесёт в документ ответы, два других – отредактируют получившийся текст, остальные добавят иллюстрации, придумают подзаголовки. Работать с текстовым редактором онлайн в этом случае удобнее — каждый участник проекта может вносить свои комментарии, правки и предложения, чтобы другие обрабатывали их в режиме реального времени.

На уроках информатики, алгебры, физики, химии, биологии, географии учите детей заполнять таблицы в Excel, чтобы систематизировать большие объёмы информации, фиксировать количественные показатели. Осваивайте новые электронные ресурсы и предлагайте их ученикам. Так и мозг выполняет интересную работу, а значит, формирует новые нейронные связи (мы писали об этом здесь), и новые навыки вырабатываются.

Например, для подготовки к ВПР удобно пользоваться нашими онлайн-тренажёрами. Они соответствуют демо-версии, отрабатывают ровно те же навыки и знания, но при этом позволяют переключаться между разными видами деятельности.

Несколько идей для родителей:

Скоро день рождения бабушки? Сделайте ей необычный подарок вместе с ребёнком, а заодно научите его делать несложные презентации в Power Point. Слайд-шоу с кадрами из семейного альбома, милыми подписями и приятной музыкой украсят праздник.

Научитесь вместе монтировать видео с помощью таких программ как Movie Maker, Freemake и других. Покажите, как скачиваются и устанавливаются эти программы, установите антивирусы. Можно создать маленькую семейную киностудию с выходом на YouTube-канал.

Покажите ребёнку, что образование не ограничено школьными стенами, и учиться на самом деле интересно и весело. Ребятам помладше, которые ещё не адаптировались к учебному режиму, понравятся занимательные задачки из раздела «Переменка». Тем, кто постарше и кто уже готов к получению новых знаний — задания по разным предметам. А выпускников выручат онлайн-тренажёры для подготовки к ЕГЭ.

Источник

«Голубые океаны» на рынке образования: в чем инвестиционная привлекательность образовательных проектов?

На мой взгляд, на рынке частного школьного образования одним из самых ярких примеров является холдинг «Ломоносовские школы», под брендом которого только в Москве и области работает семь школ. Кроме того, в структуре холдинга также присутствуют детские сады, пансионы и центры дополнительного образования. Холдинг продаёт свои методики и бренд по франшизе по всей стране. Компания работает более 20 лет на рынке и продолжает развиваться.

Еще один яркий пример — Павловская гимназия, запущенная девять лет назад и вышедшая на оборот свыше 500 млн рублей (если считать исходя из официальной информации по числу учеников и стоимости обучения, на сайте учреждения). В частном сегменте качество образования в школе оценивается, в первую очередь, по успехам учеников (точнее, по их итоговым баллам ЕГЭ) и по атмосфере, в которой проходит обучение. Основатели Павловской Гимназии сделали ставку на сильный педагогический состав и на инфраструктуру школы, построив на территории в 10 га комплекс из 6 зданий, который вместил в себя всю образовательную цепочку от детского сада до школы и спортивного комплекса. Итог: в гимназию зачислено уже около 440 учеников, несмотря на средний чек выше, чем во многих престижных вузах (в среднем год обучения в Павловской гимназии обойдется в 1 475 000 рублей). Школа строилась из расчета на 1000 учеников — бизнесу есть куда расти.

Кроме того, сдерживающим фактором для активного внедрения новых технологий в школьное образование (как в частных, так и в государственных школах) оказывается тотальное регулирование и строгая регламентация школьного учебного плана. Многие страны уже отказались от обязательной программы: в Великобритании, например, только четверть программы утверждается государством, остальное же отдается на усмотрение дирекции школы; в Финляндии состав образовательной программы остается целиком на совести учителя, хотя существует развернутый набор рекомендаций. В России тоже есть примеры школ, программа которых выстроена по авторским методикам (музыкально-художественная школа «Класс-Центр», физико-математический лицей «Вторая школа»), но пока такие явления единичны. Практика авторских школ есть и в европейских странах. Например, True North в Дании помогает ученикам раскрывать и развивать свои сильные стороны через «вызовы» в реальных путешествиях, это неотъемлемая часть учебной программы. А в Sands School в Великобритании придерживаются концепции демократического образования, в рамках которой каждый ребенок вместе с учителем решают как, что, где, когда и с кем изучать.

Увеличение числа семей, переходящих на домашнее обучение и unschooling, подтверждает рост неудовлетворенности существующей системой образования. Это становится трендом, способствующим не только открытию частных школ, но и возникновению стартапов в сфере дополнительного школьного образования. Классическая система дополнительного школьного образования трансформируется: расширяется тематика, появляются новые форматы. Российский пример «Чемпионики», детской футбольной школы, с ее впечатляющими темпами роста (более 300 секций по всей стране за несколько лет), наглядно демонстрирует потенциал рынка даже в традиционных направлениях. Другой пример — «Школа скорочтения и развития IQ007», запустившая более 150 центров по франшизе за последние четыре года.

При этом увеличивается и список востребованных направлений: кроме привычных дисциплин (спорта, точных наук, иностранных языков и искусства), высок спрос на целый пласт услуг, связанных с подготовкой ЕГЭ, а также с развитием социальных навыков.

ЕГЭ как источник новых ниш

Потребность сдавать ЕГЭ и общая неготовность общества к образовательной реформе породили спрос на новые услуги. Так как в большинстве школ до сих пор недостаточно налажена система предметной подготовки к итоговым экзаменам, то это создает возможность развития бизнеса. Одним из первых проектов, использующих эту потребность, стал агрегатор репетиторов Repetitor.ru. На ресурсе уже зарегистрировано более 100 000 репетиторов, а, учитывая общее число педагогов в нашей стране (около 1,2 млн. специалистов), этот рынок можно смело назвать растущим. Появляются компании по подготовке репетиторов, которые уже продают франшизы на свой продукт с понятной бизнес-моделью: обучение педагогов методике с представлением последующей возможности преподавания (5 из 5-ти, Lancman School, Годограф, Формула Образования).

Отдельное пространство возникает в области самостоятельной подготовки: если раньше ценность экзамена и оценки часто не была очевидна для школьников, то теперь высокий балл на ЕГЭ превратился в конкретную цель. Мобильное приложение Castle Quiz превращает подготовку к ЕГЭ и ответы на вопросы по предметам в состязание, что подходит для современных подростков — это доказывает более 35 000 установок за первый месяц присутствия в App Store. Альтернативный подход продвигает проект из Австрии — Talentify, вместо конкуренции они предлагают школьникам поддерживать друг друга: ребята, которые занимаются с репетиторами, скажем, по математике, помогают тем, кто не может себе этого позволить, подтянуть знания и тоже претендовать на высокие оценки.

Другая ниша, долго остававшаяся совершенно свободной, – это психологическая подготовка к сдаче экзаменов. Компания MAXIMUM первая вышла на российский рынок подготовке к ЕГЭ и ГИА с идеей о том, что важно не только расширять знание по предмету, но и развивать психологическую устойчивость к стрессу от самой процедуры сдачи экзамена. На мировом рынке идея не нова: по сути это адаптация методики, которую уже много лет используют в США, где аналог ЕГЭ успешно существует уже более 100 лет (экзамены SAT и ACT), однако в России это пока совершенно новое направление.

Необходимость сдачи ЕГЭ напрямую способствует расширению рынка профориентации. Потребность определения со специальностью встает в более раннем возрасте, чем это было 10-15 лет назад: уже в восьмом или девятом классе школьник должен выбрать профиль дальнейшего обучения, а в десятом — понимать, куда поступает. Взаимосвязь достаточно простая: от выбора специальности зависят предметы, которые нужно сдавать, от предметов – репетиторы. Так как этот вопрос воспринимается старшеклассниками и родителями как проблема, то у рынка есть потенциал. В условиях замкнутого круга (желание поступить в вуз – необходимость сдачи ЕГЭ – важность выбора предметов для сдачи экзамена) на рынке профориентации возникла сформированная потребность (компания автора работает в сегменте — Forbes). Объемы рынка этого направления обучения пока сложно измерить, так как по закону о дополнительном образовании профориентация не является образовательным продуктом. Но рост спроса на продукты в подобном сегменте очевиден. Среднее количество запросов по профориентации каждый год растет, о чем свидетельствует статистика Yandex и Google: еще четыре года назад средний показатель был 60 000-70 000 запросов в месяц, а в феврале 2017 года одни только запросы в Yandex прошли отметку в 151 000.

Система образования находится сейчас в довольно противоречивой ситуации: с одной стороны, в корпоративном мире ценность высоких балов образования как такового уже снижается. В Ernst & Young, например, «диплом перестал быть барьером для соискателя при устройстве на работу». Во многих компаниях гораздо большее внимание уделяется имеющемуся опыту, портфолио проектов и навыкам, а не предполагаемым знаниям после окончания престижного университета. Однако, с другой стороны, специфика российского менталитета способствует тому, что восприятие высшего образования как залога выгодного трудоустройства остается.

В России 52% людей получили высшее образование, это текущая норма, и большинство будет вкладывать деньги и время в то, чтобы получить диплом самостоятельно или дать возможность обучения своим детям. Каждый год в стране более 700 000 одиннадцатиклассников сдают экзамены в школе, и половина из них будет поступать в вузы Это и есть основные потребители услуг по подготовке к ЕГЭ, профориентации, наставничеству, репетиторству и т.д. Аудитория не самая большая, однако ежегодно возобновляемая.

Большой потенциал у рынка дистанционного образования (изучение языков, более глубокое изучение предметов и также подготовка к экзаменам) — он растёт и у него, на мой взгляд, большое будущее. Александр Ларьяновский, глава SkyEng, в статье для Forbes рассматривает перспективы EduTech, а я отмечу среди стартапов на этом рынке игроков, работающих в сегменте образования для школьников: Учи.ру, Фоксфорд, InternetUrok.ru, Maximum.

Учи.ру — хороший пример стартапа с уже работающей моделью: фокус на одном необходимом предмете (пока только математика, дальше основатели планируют добавлять новые предметы), узкая аудитория (младшая школа), и комбинация бесплатного и платного контента, до аудитории сервис «добирается« через учителей. Сегодня у Учи.ру, по данным платформы, более 1млн зарегистрированных детей, 600 000 родителей, 65 000 педагогов и 9000 школ, подключившихся к проекту. Стартап зарабатывает на продаже подписок: собирая учителей, платформа получает приведенных ими детей, — родители платят за подписку на задания.

А InternetUrok пробует другую модель. За несколько лет создатели сервиса собрали библиотеку видеоуроков от 1 по 11 класс по всем школьным предметам. Собрав ежемесячную аудиторию в около 600 000 школьников, основатели проекта стали развивать «домашнюю школу», частично удовлетворяя спрос на контент и педагогов для семей, чьи дети перешли на домашнее обучение. Второй продукт, который предлагают аудитории, — дистанционная подготовка к ЕГЭ. Пока InternetUrok, на мой взгляд, экспериментирует с продуктами, которые могли бы монетизироваться.

Очень важная ниша для развития рынка дополнительного образования — маркетплейсы. Они агрегируют аудиторию за счет интересного контента от разных поставщиков и услуг, предлагаемых ими. Ключевые игроки на этом рынке — KidsReview, iNLEARNO, курсы МЕЛа, Профилум. Последние два запущены только в Москве. Пока, на мой взгляд, к сожалению, для рынка допобразования, для маркетплейсов не найдено ни одной действительно успешной модели монетизации. Создатели маркетплейсов пробуют классическую модель агентской комиссии, продажу рекламы на сайте, платное продвижение профилей учителей или контента в топ, работу со всем циклом продаж (с собственными клиентскими отделами) и даже месячные абонементы, — но поиск устойчивых бизнес-моделей все продолжаются, и первым нашедшим достанется, большой кусок «пирога».

Родители – участники образовательного процесса

Несмотря на то, что список учебных дисциплин и сфер, охватываемых федеральных стандартами, существенно расширился за последние годы, происходит все большее разделение: что входит в зону ответственности школы, а что — нет. При этом в обществе по-прежнему от школы ожидают не только умственного развития детей, но и их воспитания, развития в процессе взросления, помощи в личностном росте. Школа же не может закрыть всех потребностей, возвращая родителям ответственность за развитие их детей. Родители в свою очередь, не являясь экспертами в образовании, оказываются перед непростой задачей и нуждаются в поддержке и дополнительной экспертизе, чтобы помочь ребенку развить все необходимые навыки для жизни в динамично меняющемся мире.

Включение родителей в число участников образовательного процесса способствует рождению двух образовательных ниш: обеспечение экспертизы в сфере допобразования и обучение родителей.

Первая задача отчасти решается частными консультантами, сервисами по подбору кружков, институтом тьюторинга и наставничества. При этом тьюторы, например, помогают ребенку разобраться с предметом, подкорректировать подготовку, но редко работают в сфере развития необходимых навыков.

Ниша обучения родителей еще только начинает формироваться, на мой взгляд, она может сложиться примерно через год. Мы сами пробовали собирать родителей (по модели классического обучения для взрослых) на мастер-классы о том, как поддержать ребенка в выборе профессии, как говорить о финансах, как развивать коммуникационные навыки. Но все наши попытки встречали непонимание родителей — на подобные завтраки, бранчи, вечерние мероприятия приходили около 10% зарегистрировавшихся на мероприятие. Сейчас родители, как мне кажется, все больше осознают, что процесс обучения детей требует и их включения, у родителей начинает появляться интерес к обучающим мероприятиям и видеокурсам.

В прошлом году в этом сегменте появилась два проекта, которые начали заниматься развитием родительских компетенций в России. «Родительская Лига» объединила ответственных родителей с профессионалами из сферы образования и проводит открытые лекции по насущным вопросам. Создатели Move2Dream решили погрузиться глубже в семейные отношения и проводят совместные тренинги для детей и родителей.

Навыки XXI века

Развитие социальных навыков и компетенций – еще один тренд в образовательной сфере. В сферу раннего развития детей в возрасте 1-7 лет бизнес уже давно пришел: «Бэби-клуб», с сетью из более 200 центров, занимается бережным развитием интеллекта у детей в возрасте 1-7 лет, детские сады Sun School помогают развивать социальные навыки, интеллект с сетью из 50 садиков. А вот предложений решения этих задач для подростков на рынке по-прежнему мало.

В прошлом году на Всемирном экономическом форуме в Давосе были сформулированы и озвучены десять основных профессиональных навыков, которые будут востребованы в недалеком будущем: комплексное решение проблем, критическое мышление, креативность, умение управлять людьми, взаимодействие с людьми, эмоциональный интеллект, принятие решений, клиентоориентированность, умение вести переговоры и гибкость ума. Большинство из перечисленных компетенций связаны с коммуникациями и с развитием мышления, поэтому спрос на развитие этих навыков будет только расти, и это, по сути, новая ветка дополнительного образования: есть большое поле для создания школ лидерства, кружков по дизайн-мышлению, курсов по развитию социального и эмоционального интеллектов, образовательных лагерей и т.п. Причем спрос подогревается с трех сторон: государством (ему необходимы люди, ориентирующиеся в мире), крупным бизнесом (ему нужны высококвалифицированные кадры) и сотрудниками корпораций (они видят изменения и хотят дать своим детям конкурентное преимущество).

Уход в «цифру»?

Технологии развиваются, и контент из школьной программы становится все более доступным. Почти завершился процесс «оцифровки» большинства учебников школьной программы. И… революции не произошло. Ведь без адаптации к онлайн-среде контент для школьников не выполняет своей образовательной функции.

Получается, что мы сталкиваемся с проблемой — как сделать так, чтобы весь накопленный образовательный контент помогал учиться и подходил к современным технологическим реалиям?

Во взрослом обучении, а потом и в школьном все ринулись записывать видеокурсы. Khan Academy — пример самого большого в мире хранилища образовательного контента по школьной программе (число пройденных в уроков прошло отметку в 580 млн), неплохо адаптированного под обучение онлайн. При этом Khan Academy все же не самый лучший пример для разговора об успешных стартапах на рынке онлайн-образования — это некоммерческий проект, живущий за счёт грантов.

Бизнес-проекты (российские — Maximum test, Фоксфорд, Учи.ру — не исключение) вкладывают много сил в адаптацию образовательного контента к онлайн-среде. Как показывает опыт этих проектов, для большей эффективности усвоения информации нужен наставник, куратор, педагог. «Чистое» потребление контента пока работает хуже, чем «контент+наставник». Это характерно для всего рынка онлайн-образования, а для школьного сегмента — особенно.

Думаю, следующим шагом развития онлайн-образования для школьников будет грамотное составление образовательных программ, которые будут готовиться куратором-наставником, а затем — корректироваться обученным ботом. «Робот» будет отслеживать процесс движения ученика по индивидуальной траектории. Вот тогда продукты в сфере онлайн-образования (в школьном сегменте в том числе) станут массовыми. А в категории ультра-дорогого обучения весь «офлайн» с живыми педагогами-наставниками может уйти полностью.

Что дальше?

Подводя итоги, следует еще раз отметить, что у рынка школьного и дополнительного образования в России большой потенциал. На рынке образования пока мало готовых решений, но уже есть сформированные потребности, заинтересованная возобновляемая аудитория и яркие примеры удачных проектов. Основные отличия коммерциализации продуктов на рынке образования можно свести к нескольким пунктам:

Все остальные нюансы (например, рассчитывает ли зарабатывать проект по модели freemium, на подписках или по другим моделям монетизации) отходят на второй план и будут обусловлены удобством взаимодействия конкретного продукта с конкретным пользователем, без доверия к которому со стороны пользователя образовательный продукт продать не удастся. А порог входа на рынок частных проектов в сфере школьного образования еще сравнительно невысок — благодаря небольшому числу игроков при широком выборе свободных и полусвободных ниш. Так что у тех, кто запускает проекты в растущей области сегодня, получает весомые позиции при выходе на международную арену. Поэтому, на мой взгляд, в ближайшие годы мы увидим только все больше сильных игроков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *