Что не относится к торговой маркировке
Обязательная маркировка товаров: для каких товаров и как к ней подключиться
Вся важная информация по маркировке в одной статье.
Михаил Кратов
В России ввели обязательную маркировку товаров — к 2024 году она распространится на большую часть потребительской продукции. Это значит, что те, кто работает с товарами из этого списка, будут обязаны купить оборудование и пробивать товары в специальной системе.
В этой статье разбираемся, что такое маркировка, какие товары уже есть в перечне и какие скоро туда попадут. А еще — кто должен этим заниматься и как бизнесу подготовиться.
Что такое маркировка товаров
Если товар подлежит маркировке, на каждую единицу товара производитель или импортер должен прикрепить марку с уникальным кодом или напечатать код на этикетке товара. Код позволяет отследить, кто и когда его произвел или ввез в страну и на каком этапе реализации он сейчас находится.
Например, вы производите кроссовки в России. Теперь ваша обязанность — получить на каждую пару кроссовок уникальный код и прикрепить марку с кодом на все коробки, которые выходят из вашего производства.
Ставить марку на товар обязан производитель или импортер при ввозе товара в Россию. Товар без маркировки считается контрафактным. Дальше каждый участник системы торговли должен считывать марку специальным сканером, который отправляет данные о нем в систему.
Откройте счет в Тинькофф Бизнесе за один день
На какие товары распространяется
Вид товара | Срок, с которого надо маркировать |
---|---|
Сигареты и папиросы | с 1 июля 2019 года |
Остальная табачная продукция | с 1 июля 2020 года |
Обувь и лекарства | с 1 июля 2020 года |
Парфюмерные товары и фотооборудование | с 1 октября 2020 года |
Шины | с 1 ноября 2020 года |
Одежда и текстиль для дома | с 1 января 2021 года |
Молочная продукция | с 1 июня 2021 года |
Велосипеды | С 1 сентября 2021 |
Как работает система маркировки
Производитель или импортер крепит марку на каждую коробку и отправляет партию оптовику → оптовик считывает код сканером и подтверждает, что получил этот товар.
Дальше он продает товар мелким розничным магазинам → розничные магазины тоже считывают код каждого товара и обновляют данные в системе. В розничном магазине товар продают конечному покупателю — продавец пробивает код через онлайн-кассу, и та передает данные в систему. Теперь товар продан, и система снимает его с учета.
Система маркировки позволяет отследить и проверить каждую единицу товара во всем товарообороте страны — узнать, откуда конкретно этот товар появился и на каком этапе продажи сейчас находится.
Закон о маркировке. Система маркировки товаров основывается на законе от 28.12.2009 № 381-ФЗ. Но это не единственный документ, где можно прочитать все про маркировку, — их много, для каждой категории товара свои нормативные документы.
Оператор системы маркировки. Разработкой и поддержкой этой системы занимается Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Они запустили единую систему «Честный знак», в которой учитывают оборот всех товаров.
ЦРПТ генерирует коды — их производитель или импортер должен заказать и оплатить. Стоимость одного кода — 60 копеек с учетом НДС. Исключение — жизненно необходимые лекарственные средства стоимостью до 20 рублей. Для них коды бесплатные.
Национальный каталог товаров. Все маркированные экземпляры система добавляет в национальный каталог товаров. Это часть платформы «Честный знак», куда любой человек может зайти, ввести код с марки и узнать все про товар, который держит в руках.
Зачем в России внедряется маркировка. Система маркировки помогает государству бороться с контрафактными товарами и выявлять подделки, а обычным покупателям дает возможность избежать покупки некачественного товара.
Что такое код маркировки и как он выглядит
Товар маркируют двумерным кодом Data Matrix — его можно нанести на упаковку, ярлык или товар. Код содержит информацию о продукте и состоит из двух частей:
По коду через мобильное приложение «Честный знак» можно получить всю информацию о товаре: место, дата и время производства, срок годности, процесс перехода товара от собственника к собственнику, дата и место продажи.
Как подключиться к системе маркировки
Для розницы и дистрибьюторов. Бизнесу, который работает с товарами из перечня маркировки, надо встать на учет и подготовиться к тому, чтобы сканировать коды. План действий такой:
Для производителей и импортеров. Надо зарегистрироваться в системе маркировки, чтобы вы могли заказывать коды и вводить их в оборот, и подготовить оборудование для нанесения кодов на товар.
Что будет, если не маркировать товар
За продажу продукции из перечня обязательной маркировки без кода должностному лицу и бизнесу грозит штраф и конфискация товара.
Производство без маркировки:
Компании — от 50 000 до 100 000 ₽
Должностному лицу или ИП — от 5000 до 10 000 ₽
Продажа без маркировки:
Компании — от 50 000 до 300 000 ₽
Должностному лицу или ИП — от 5000 до 10 000 ₽
Если на товаре есть маркировка, а в чеке нет:
Должностному лицу или ИП — от 1500 до 3000 ₽
Сейчас множество компаний ищут полный перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в России. А все началось с распоряжения от Правительства — оно гласит, что некоторые группы продукции подлежат проверке. Это необходимая процедура, которая поможет исключить фальсификат и выявить недобросовестных поставщиков.
Что это такое и зачем оно нужно
Первый закон, регулирующий вопрос проставления специальных контрольных знаков, появился еще в 2017 году. Смысл прост — на каждую вещь в розничной торговле наносится уникальный код, который даст возможность контролирующим органам получить полную информацию о ней.
В мире нет двух одинаковых изображений для нанесения, каждое из них уникально. Более того, оно существует, пока продаваемый товар находится на полках. Как только он выйдет из оборота — исчезнет и его индивидуальный рисунок. Еще раз использовать уже не получится.
Именно с нанесения таких отличительных знаков начинается наведение порядка в товарообороте. Если эксперимент пройдет успешно, то наш опыт смогут перенять другие страны.
Предназначений у этих мероприятий много:
По закону планируется полностью перейти на этот принцип работы до 2024 года. Считается, что этого времени достаточно, чтобы все предприятия внедрили обновления, которые будут печатать такие рисунки. Эти меры должны привести к улучшению состояния нашего внутреннего рынка. Появление только лицензионных продуктов, изготовленных по правильной технологии, оздоровят экономику. Введение новых ограничений позволит со временем полностью исключить некачественные изделия и контрафакт.
Никто не будет продавать ворованные товары — это бесполезно, их не получится поставить на витрину. Люди смогут увидеть, где и когда было изготовлено то, что они собираются купить. Это поможет избежать покупки вещей сомнительного качества.
Как работает
Чтобы участвовать в этом процессе, нужно подключить ИП или организацию к единой системе мониторинга. Причем для разных перечней маркируемых товаров принимаются различные программы — для табачной продукции одна, для лекарственных средств другая, для алкоголя — третья. Регистрация в каждом из сервисов бесплатная и пока добровольная, позже это станет обязательным условием работы. Чтобы успешно зарегистрироваться, нужно получить усиленную квалифицированную электронную подпись.
Пройти этот процесс предстоит не только производителям, но и продавцам. Основная причина в том, что новые сведения должны добавляться на каждом этапе движения любого изделия от момента создания до конечного приобретения клиентом. После регистрации предприятие описывает все, что у него есть из продукции, и запрашивает у системы коды на каждую вещь. Пока вся процедура бесплатная и добровольная, все уникальные изображения передаются без оплаты. Когда будет введена обязательная сертификация — придется платить за каждый элемент и заносить эти издержки в стоимость конечного продукта.
Полученные изображения крепятся на упаковки. В систему отправляется информация, что товары изготовлены и готовы к продаже. Если изделие подлежит обязательной маркировке, но на него не нанесен индивидуальный код, оно не имеет права участвовать в обороте. Для тех, кто будет нарушать эти правила, предусматривается административная и уголовная ответственность. Когда производитель реализует продукцию оптовым продавцам, вносится информация о том, что собственник сменился. Каждый посредник будет проверять оригинальность и добавлять данные. Когда вещь пройдет через онлайн-кассу и реализуется конечному потребителю, то в систему добавляют строчку о том, что это продано, рисунок уничтожается.
Обязательная маркировка
Обязательная маркировка — это способ борьбы государства с товаром низкого качества и подделкой. Программа стартовала в 2019 году и до конца 2024 года затронет все товары.
В статье расскажем о товарах, которые обязательно маркировать, сроках перехода на новые правила, участниках программы и о том, как правильно перейти на работу по новым правилам.
Что такое маркировка и Честный ЗНАК
Маркировка позволит создать единый прозрачный товарный каталог по всей стране. Выпускает, собирает коды и агрегируют информацию из них компания Честный ЗНАК. Ее еще называют ГИС МТ (Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров) и ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий).
Коды генерируются индивидуально для каждого товара, стоимость одного — 50 копеек.
Перечень товаров и сроки маркировки 2021
Маркировка внедряется постепенно, иногда с некоторых групп товаров в отрасли, чтобы компании могли подготовиться заранее и безболезненно перейти на новые условия работы. Поэтому за изменениями необходимо следить на сайте честныйзнак.рф.
В таблице вы можете посмотреть категории товаров, которые уже обязательно маркировать, и те, которые пока участвуют в эксперименте. Когда эксперимент закончится, правительство выпустит постановление с правилами и сроками ввода маркировки этих товаров.
Молочные продукты (МП):
Мороженое и сыры
МП со сроком более 40 дней
МП со сроком менее 40 дней
Все МП, в том числе фермерское производство
Как работает маркировка товаров
Если вам нужна помощь с регистрацией в Честном ЗНАКе, оставьте заявку. Мы пройдем за вас все этапы, настроим личный кабинет и поможем с переходом на маркировку.
Регистрируются в системе GS1, если необходимо, заполняют карточки товаров, а затем отправляют информацию в Честный ЗНАК. Там генерируют уникальные коды для товаров и упаковок и отправляют заказчику. Производитель сам наносит коды маркировки, а импортер отправляет коды иностранному производителю.
Затем коды агрегируют, указывают в электронном УПД и передают поставщикам. Импортные товары с маркировкой должны поступить на таможню с нанесенными кодами.
Данные о движении товара на рынке попадают в Честный ЗНАК автоматически после подписания УПД.
Остатки товаров маркирует тот участник цепочки, который владеет товаром на момент вступления в силу закона. Например, поставщик не сможет передать рознице немаркированный товар, если срок маркировки уже наступил. Даже если розница готова сама промаркировать остатки. Это нарушение правил, поэтому участников оштрафуют. Закон запрещает передавать и принимать немаркированный или маркированный с ошибками товар.
Чтобы промаркировать остатки, нужно создать карточки товаров на сайте Честный ЗНАК и заказать коды. Затем распечатать, нанести, отсканировать их и внести данные в электронный УПД или в товароучетную систему.
Перемаркировка нужна, если код поврежден или утерян. Например, товар возвращают в магазин без упаковки. Продавец должен заказать для товара новый код, если его нельзя восстановить, нанести на упаковку или ярлык, а затем ввести товар в оборот. Если код поврежден частично, его можно попробовать восстановить в личном кабинете ГИС МТ. Восстановленный код нужно распечатать и нанести на товар.
Перечень товаров для обязательной маркировки
Маркировка отдельных видов товаров в России началась с верхней одежды из натурального меха. С тех пор список продукции, которая помечается уникальными кодами, начал постепенно расширяться. В статье мы расскажем о том, какие товары подлежат обязательной и добровольной маркировке в 2021 году.
Суть маркировки товаров
Под маркировкой понимают сложный процесс, при котором на каждый экземпляр товара наносится марка с уникальным кодом. По этой марке товарная единица отслеживается через информационную систему, пока не попадет в руки к конечному покупателю.
Средство идентификации — это марка, содержащая код формата datamatrix. Оператор системы генерирует такие коды для каждого экземпляра продукции и передает их производителю (импортеру). В коде зашифрована основная информация о производстве товара — страна происхождения, производитель, основные параметры (например, модель, цвет, размер обуви).
Обязательная маркировка товаров с 2020 года касается всех участников оборота продукции. Производитель наносит марку на товар и регистрирует код в специальной информационной системе «Честный знак». Теперь в ней отражены сведения о данном экземпляре с привязкой к этому коду. Существуют и другие информационные системы (ИС) маркировки и прослеживаемости товаров, например, ЕГАИС для алкоголя или ФГИС «Меркурий» для продукции, подлежащей ветеринарному контролю.
В ИС фиксируется каждый этап перемещения товара, подлежащего обязательной маркировке в 2021 году, по цепочке: производитель > дистрибьютор > оптовый продавец > розничный магазин. Таким образом, всегда можно отследить, где находится этот товар. Когда он реализуется в рознице, то через онлайн-кассу выводится из оборота и исключается из информационной системы. При этом покупатель также может получить данные о конкретном товаре по уникальному коду, воспользовавшись специальным приложением для мобильных устройств. Поэтому маркировка способствует защите рынка от контрафактной продукции.
Функционирование всей системы через свою дочернюю структуру обеспечивает «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ). Эта компания стала участником системы в рамках государственно-частного партнерства. Ответственными за маркировку являются сразу несколько министерств: Минпромторг осуществляет ее координацию, Минфин обеспечивает правовое регулирование, а Минкомсвязи следит за работой информационной системы и оператора.
Какие товары уже маркируются
Массовая товарная маркировка начата 5 лет назад. В 2021 году она распространяется лишь на отдельные группы товаров, но их перечень постепенно расширяется. Что и с какого времени будут помечать уникальными кодами, решает Правительство на основании закона № 487-ФЗ от 31.12.2017. На сегодняшний день действует распоряжение от 28.04.2018 № 792-р, в котором приводится перечень товаров и даты начала его маркировки. А распоряжением от 28.12.2018 № 2963-р утверждены ее правила.
По каждой товарной группе маркировка сначала вводится в качестве эксперимента. Сроки его проведения устанавливаются индивидуально с учетом специфики отрасли. Если результаты приемлемые, принимается решение об обязательной маркировке с 2020-2021 года. Сначала помечаются кодами товары, которые производятся или ввозятся в страну. При этом выпущенные ранее партии, не содержащие кодов идентификации, до определенного момента разрешено продавать наравне с маркированными.
В итоге на начало 2021 года система маркировки действует в отношении нескольких групп товаров:
Что еще будут маркировать
Также есть товары, подлежащие обязательной маркировке в будущем. Пока они помечаются кодами в виде эксперимента, точные сроки этапов проведения которого не установлены. Они собраны в таблице 1.
Таблица 2. Экспериментальная маркировка товаров в 2020-2021 годах
Товар | Начало обязательной маркировки / Сроки проведения эксперимента |
---|---|
Молоко и продукция из него | Начало обязательной маркировки: 1 июня 2021 — мороженое и сыры; с 1 октября 2021 — остальная продукция сроком годности до 40 дней, с 1 декабря 2021 — остальная продукция сроком годности более 40 дней |
С 1 сентября 2019 до 1 июня 2021 | |
Велосипеды и велосипедные рамы | Начало обязательной маркировки – 1 сентября 2021 |
Упакованная вода | Срок эксперимента — 1 апреля 2020 по 1 марта 2021 |
Пиво и пивные напитки | Сроки не определены. Производится сбор заявок на участие в добровольном эксперименте |
Маркировка для малого бизнеса
Обязательная маркировка товаров в 2021 году затронет многие бизнес-субъекты. На практике подготовка к процессу сводится к тому, что необходимо зарегистрироваться в системе маркировки и приобрести сканер для считывания кодов. Производители и импортеры дополнительно должны обеспечить нанесение марки на каждую единицу товара.
При поставке маркированной продукции в системе отмечается, какие именно коды ей соответствуют. Принимающей стороне необходимо их считать и сравнить с теми, что указал поставщик. Если пришла партия с отсутствующими кодами или вовсе без них, значит, происхождение товара сомнительно и принять его нельзя.
В конечном пункте оборота маркированной продукции, например, в розничном магазине, производится исключение из информационной системы кодов, соответствующих проданным товарам.
Налоговые ограничения
В связи с введением обязательной маркировки произошли изменения в правилах применения налоговых режимов. В соответствии с законом № 325-ФЗ от 29.09.2019, при реализации маркированных товаров запрещено применять патентную систему. Такие правила прописали в Налоговом кодексе. Причем речь строго об определенных товарах — обуви, лекарствах и меховых изделиях.
Что касается прочей продукции, подлежащей маркировке, то об этом в Кодексе не сказано.
Малый бизнес задается вопросом — с чем связаны такие законодательные ограничения? Суть в том, что стоимость патента не зависит от размера дохода, который получил предприниматель. Его цена рассчитывается поставке 6% от потенциально возможного дохода ИП, который определяют власти. Такой подход, как правило, выгоден для бизнеса, но бюджет от него проигрывает. Эти налоговые преференции задумывались для поддержки малого предпринимательства. Многие из таких предприятий не могли автоматизировать процесс приема платы и учет. Считать налоги с выручки было бы для них затруднительно.
Вместе с тем сейчас по закону продавать маркированную продукцию в розничной сети можно только через онлайн-кассы. А с ККТ посчитать доход не проблема — техника делает это сама. И теперь, по мнению законодателей, нет оснований для применения патента при реализации маркированных товаров.
Выводы
Итак, мы рассмотрели списки товаров, подлежащих обязательной маркировке в 2020-2021 годах. Правительство планирует расширять эту практику, стремясь тем самым бороться с незаконно произведенной или ввезенной продукцией. Для бизнеса это, с одной стороны, дополнительная нагрузка, поскольку надо покупать оборудование, подключаться к системе и передавать в нее данные. С другой же стороны, это может способствовать очищению рынка и вытеснению с него теневых конкурентов.
Новшество вводится медленно. Хотя список товарных групп для маркировки в распоряжении № 792-р большой, по факту пока под нее попадают не все. Часть категорий из распоряжения маркируется в 2021 году в качестве эксперимента.
Обязательная маркировка товаров на 2021 год
Предпринимателям придется изучить все изменения, требования «от и до», чтобы безошибочно внедрить ее в свой бизнес. За неправильное или несвоевременное внедрение процессов в установленные сроки, грозят штрафы. Как этого избежать и сделать все правильно мы расскажем в данном обзоре. Разберемся, что такое маркировка товаров с 2021 года: перечень, понятия, должны ли вы участвовать и многое другое.
за 5 минут узнаете,
как можно решить вопрос с маркировкой
Для экономии Вашего времени
Что означает маркировка товаров
Обязательная маркировка товаров — это система внедренная государством для мониторинга движения каждого товара и выявления контрафакта посредством нанесения цифровых средств идентификации, запрета оборота без идентификаторов и передачи сведений бизнесом о движении товара.
Теперь производителям и импортерам необходимо заказывать коды маркировки на продукцию. Нужно заносить информацию о широкой группе изделий в национальную систему «Честный Знак» от оператора «ЦРПТ» или ГИИС ДМДК от оператора «Гознак», для государственного учета и возможности продавать их легально в магазине населению или в секторе B2B. Каждый участник логистической цепочки обязан регистрировать свои действия (вводить в оборот, выводить, передавать и другое), сканируя этикетку со специальным кодом на упаковке. Условия придется выполнять оффлайн магазину (рознице), интернет-магазинам, аптекам, оптовым продавцам, производителям и импортерам духов и другой продукции. К сведению: с самого начала было внедрено только чипирование шуб (с момента старта прошло уже 4 года).
Маркировка — это идентификационный знак (средство идентификации), наносимый на упаковку, ярлык, товар, этикетку, палет или тару в виде RFID (метки радиочастотной идентификации), DataMatrix, КИТУ (код идентификации транспортной упаковки) или АТК (агрегированный таможенный код). Маркировка товаров — это процесс нанесения средств идентификации, содержащие код маркировки выданный оператором, на товары подлежащие отслеживанию обращения и сбыта. Код маркировки — это последовательность символов подразделяющиеся на группы данных, которые кодируются в штрих-код DataMatrix, в нём зашифрована информация о товаре. Его можно отсканировать например 2D сканером или приложением (например для бизнеса «GetMark», для населения «Честный Знак»), благодаря которому происходит идентификация каждой единицы. Внешне метка похожа на QR-код, но обладает более высокой степенью защиты. QR-код чаще используют для коммерческих целей, например, для размещения на рекламных баннерах.
ДатаМатрикс генерируется в виде квадрата с черными и белыми элементами, в котором закодирована последовательность символов позволяющая получить информацию о том, кто, где и когда произвел товар, а также некоторые его характеристики. Подделать их не получится и повторно использовать тоже нельзя. Чтобы зашифровать эти данные в Дата Матрикс, необходимо зарегистрироваться в системе «Честный Знак», внести туда данные из товарной номенклатуры и получить эти графические идентификаторы для печати. При маркировке по упрощенной схеме нужно указать 4 показателя, а для полной — 16. Сканирует Data Matrix сотрудник организации при продаже покупателю или поступлении, а также физическое лицо для проверки подлинности. В России его начали использовать с 01.07.2018 для марок системы прослеживания ЕГАИС, а затем и ЦРПТ переняла данную технологию.
Перечень товаров подлежащих маркировке
По планам правительства РФ, к 2024 году обязательной маркировке и прослеживанию будут подлежать большинство товарных групп. В этом разделе вы сможете посмотреть таблицу и список уже отслеживаемых категорий на 2021 год.
Список маркируемых товаров с 2021
Для того, чтобы было вам понятнее мы приведём отдельно список продукции, на который также необходимо наносить средства идентификации в этом году. Определен следующий перечень товаров подлежащих обязательной маркировке с 2021 года:
Как заявляет министр промышленности и торговли Денис Мантуров, дополнительно в перечень товаров подлежащих обязательной маркировке с 2021 года планируется включить велосипеды и велосипедные рамы. Дополнительно в конце первого квартале 2021-ого правительство утвердило постановление о проведении эксперимента по маркировке биологически активных добавок к пище. Прорабатывается вопрос проведения эксперимента с группой медицинских изделий.
Товары маркируемые ранее — до 21ого года
Не первый год работает государственный цифровой учет. Приведем перечень товаров отслеживание которых началось до 2021 года:
Внимание! Ниже по тексту по разделам, указаны в таблице товары подлежащие цифровой маркировке по классификатору ТН ВЭД и ОКПД2.
Обязательная маркировка товаров — перечень на 2021
Исходя из утвержденных государством нормативных актов, предоставляем список товаров подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации на 2021 год. На данный момент необходимо учитывать в системе 10 товарных групп. Предпринимателям необходимо промаркировать изделия входящие в следующий перечень:
Группы товаров подлежащие обязательной маркировке | ОКПД2 | ТН ВЭД ЕАЭС |
---|---|---|
Табачные изделия | 12.00.11.130, 12.00.11.140 12.00.19.130, 12.00.11.110 12.00.11.120, 12.00.11.150 12.00.11.160, 12.00.19.110 12.00.19.120, 12.00.19.140 12.00.19.160 | 2402 20 900 0, 2403 11 000 0 24 02 10 000 0, 2402 10 000 0 2402 20 900 0, 2402 20 100 0 2403 19 100 0, 2403 19 100 0 2403 99 100 0, 2403 99 100 0 |
Меховые изделия | — | 4303109010, 4303109020 4303109030, 4303109040 4303109050, 4303109060 4303109080 |
Обувь | 15.20.11, 15.20.12 15.20.13, 15.20.14 15.20.21, 15.20.29 15.20.31, 15.20.32 32.30.12 | 6401, 6402 6403, 6404 6405 |
Фармацевтические препараты | Все лекарственные препараты (распоряжение от 12-10-19 г. № 2406-р Приложение №2) | |
Парфюмерия | 20.42.11 | 3303 00 |
Фотоаппараты и лампы-вспышки | 26.70.12, 26.70.14 26.70.17.110, 27.40.31 | 9006 (кроме 9006 91 000 0, 9006 99 000 0) |
Шины / покрышки | 22.11.11, 22.11.12.110 22.11.13.110, 22.11.14 22.11.15.120 | 4011 10 000 3, 4011 10 000 9 4011 20 100 0, 4011 20 900 0 4011 40 000 0, 4011 70 000 0 4011 80 000 0, 4011 90 000 0 |
Одежда и белье | 14.11.10, 14.14.13 14.13.21, 14.13.31 13.92.12, 13.92.13 13.92.14 | 4203 10 000, 6106 6201, 6202 6302 |
Молочная продукция | 10.51.11, 10.51.12, 10.51.21, 10.51.22, 10.51.30, 10.51.40.300, 10.51.51, 10.51.52, 10.51.55, 10.51.56, 10.86.10.110, 10.86.10.140, 10.86.10.190 | 0401, 0402, 0403, 0404, 0405, 0406, 2202 99 910 0 2202 99 950 0 2202 99 990 0 |
Ювелирные изделия | Изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов и имеющие пробы не ниже минимальных проб, установленных Правительством РФ, в том числе изготовленные с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них, за исключением монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статут которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации |
В экспериментальном режиме уже можно начать маркировать БАДы, пиво и пивные напитки. Завершены эксперименты с креслами-колясками, бутилированной водой, минералкой, велосипедами и рамами от них. Конкретные даты вы можете посмотреть ниже.
Установленные сроки и даты
Часто бизнес не успевает к установленным срокам из-за сложности в наладке новых процессов. Поэтому этого Правительству приходится идти на встречу предприятиям и отодвигать установленные ключевые даты. Мы решили опубликовать свежие даты, в том числе и отдельно по переносам сроков.
Этапы маркировки товаров
Вступают в силу новые нормативные акты изданные государственными органами. Необходимо знать про установленные сроки маркировки товаров, поэтому приведем этапы. Перечисленная выше продукция должна быть промаркирована неукоснительно в следующем порядке до указанных дат.
Этап №1. Изделия маркирующиеся на 2021 год:
Этап №2. Обязательная маркировка товаров скоро будет введена для следующих категорий:
Этап №3. На стадии эксперимента:
Внимание! Ниже по тексту в таблице, описаны этапы связанные со сроками запрета на оборот и крайних дат маркировки остатков которые входят в перечень.
Для экономии Вашего времени
Сроки маркировки товаров в России
Мы с вами уже разобрались со сроками, перечнем и знаем когда вводится запрет на оборот немаркированной продукции, в том числе и молочной. А в следующем подразделе разберемся, какие существуют этапы маркировки товаров — что нужно сделать и до каких чисел можно внести остатки в госсистему.
Таблица: Установленные сроки обязательной маркировки товаров
Категория | Дата запрета оборота без кода | Крайняя дата маркировки остатков |
---|---|---|
Шубы | 12.08.16 | 12.08.16 |
Сигареты и табак | 1 июля 2020 | 1 июля 2020 |
Лекарства | 1 июля 2020 | 1 июля 2020 |
Обувь | 1.07.20 | 1.04.21 |
Фотоаппараты и лампы-вспышки | 1.10.20 | 1.12.20 |
Шины и покрышки | 15.12.2020 | 1.03.2021 |
Одежда и текстиль | 1 января 2021 | до 1 мая 2021 |
Ювелирные изделия | 1.07.2021 | 1.10.2021 |
Духи и туалетная вода | 30.09.2021 | до 31.10.2021 г. разрешается маркировка товарных остатков, произведенных или ввезенных на территорию Российской Федерации до 1 октября 2020 г. |
Молочная продукция | 1 декабря 2021 крайняя дата запрета кроме фермерских хозяйств, подробнее в статье про сроки маркировки молочки | не предусмотрено (разрешен оборот до истечения срока годности) |
Переносы сроков
Ввиду возникающих сложностей у бизнеса правительство старается идти навстречу и переносит сроки маркировки по отдельным товарным группам. Государство вносило следующие отсрочки:
Не исключены новые переносы сроков, поэтому рекомендуем внимательно следить за новостями маркировки.
Законы о маркировке товаров на 2021
Данная тема не простая. Существует множество документов (законы, распоряжения и постановления) которые регулируют все процессы, этапы, условия, сроки, требования и виды товаров подлежащих маркированию в России, а также правила торговли. Поэтому далее подробно расскажем существует ли специальный регулирующий документ и об остальных самых важных моментах на 2021 г.
Все стандарты, терминологию и условия по которым работает система, вводят перечисленные ниже по тексту документы: внимательно изучите их, чтобы узнать, что требуется от вашей фирмы и не получить штраф. Правительство утвердило следующий список актов.
Федеральные законы РФ о маркировке товаров и мониторинге:
Распоряжения Правительства РФ:
Нормативные акты о маркировке товарных групп РФ:
Нормативные акты об экспериментальной маркировке:
Полный перечень нормативных актов по теме вы можете найти на странице «Список законов о маркировке».
Роль GS1 рус и Национального каталога
Производителям и импортерам необходимо покупать коды маркировки, чтобы успешно это выполнить нужно для начала описать товары и получить на них коды товара — GTIN (Global Trade Item Number/Глобальный номер торговой единицы). Его можно получить только в международной организации GS1 после вступления в ассоциацию. Это независимая НКО по созданию международных стандартов для бизнеса.
В России представительство называется «ЮНИСКАН/ГС1 РУС», вступить в него можно напрямую через их сайт или по льготной системе через Честный ЗНАК. Описывать товарные единицы и получать коды товаров в таком случае вы сможете через подсистему, которая называется Национальный каталог. Стоимость ежегодного участия вместо 15000 рублей в год будет всего 3 тысячи.
После регистрации и оплаты вам выдадут Свидетельство о членстве в Ассоциации автоматической идентификации «ЮНИСКАН/ГС1 РУС». Это электронное Свидетельство, подписанное цифровой подписью. Придет оно к вам на указанную электронную почту в формате pdf и с файлом подписи sig.
К сведению. Национальный каталог послужит обширным справочником всех товаров Российского рынка с детальным описанием. По планам у каждого наименования продукции появится свой уникальный профайл в каталоге, в котором также будет храниться сопроводительная и разрешительная документация.
Как внедрить маркировку средствами идентификации?
Расскажем в виде сжатого чек-листа о том, что нужно сделать, кому и есть ли простые варианты.
Этапы для рядового предпринимателя
Процесс взаимодействия с госсистемой будет слегка отличатся в зависимости от типа участника. Подробную инструкцию по началу работы вы можете посмотреть по ссылке. А здесь рассмотрим основные виды участников оборота.
Производителю и импортеру
Оптовики и розница
Для этой категории организаций и ИП взаимодействие с Честным Знаком будет примерно таким же как и у предыдущей группы участников, за исключением следующих моментов:
Простые этапы для клиентов GetMark
Процесс маркировки товаров в системе Честный ЗНАК + GetMark
Как сделать так, чтобы новая система мониторинга и прослеживаемости не помешала основным бизнес-процессам? Как сделать так, чтобы закон был соблюден, а маркированные изделия можно было легко сканировать? Автоматизировать ее за счет специальной умной системы маркировки товаров, передающей информацию в Честный ЗНАК и упрощающую работу с кодами.
С ГетМарк все эти условия можно выполнить легко в одном приложении. Вы можете скачать бесплатно программу на телефон из Google Play (для Android) и Apple App Store (для iOS). Система полностью интегрирована с «Честным Знаком». GetMark полностью готов, поэтому вы сможете формировать заказы на коды, они автоматически будут направлены в национальную систему маркировки. Совместно с партнёрами поможем вам настроить весь процесс. Работая с нами необходимо выполнить следующие этапы:
Наша техническая поддержка поможет вам разобраться со всеми этапами если у вас вдруг возникнут вопросы. Также вам не нужно будет лишний раз заходить на сайт «Честного Знака», чтобы ввести или вывести товар из оборота. В данной системе это можно делать автоматически в пару кликов. А смартфон заменит вам стандартное средство идентификации — скачайте прямо сейчас.
Как отгружать и принимать
Тем кто ещё не использовал системы электронного документооборота (СЭД) придется начать это делать. Теперь нужно передавать документы, сопровождающие товары с марками, в электронном виде через ЭДО (для молочных продуктов установлены отдельные сроки). Всё должно корректно функционировать с кассовой техникой и программой, а также с вашей товароучетной системой.
Во время продажи производителем или оптовиком в сегменте B2B, он должен отправлять получателю при отгрузке по ЭДО универсальный передаточный документ (УПД) с перечнем всех кодов. Розничный магазин или оптовая организация, во время приемки сверяет переданные коды с нанесенными на товарах, утверждает УПД и передает данные в систему мониторинга через оператора ЭДО. Рассмотрим ниже в таблице по шагам.
Требования к маркировке продукции
Продукция любого назначения должна иметь правильные и считываемые идентификаторы. С 2021 года добавились новые категории и действует новое правило торговли для розницы, производителей и импортеров; поэтому предпринимателям приходится проводить специальные мероприятия по настройке дополнительных функций учета. Основные требования к обязательной маркировке прописаны в законе «О защите прав потребителей» и других нормативных актах которые мы уже перечислили. А ответственность за нарушения указаны в КоАП и УК РФ.
Расположение наносимой этикетки
В 2021 ЦРПТ не устанавливает (и пока не планирует), где именно на этикетке должен располагаться штрихкод маркировки для учета. Важно, чтобы код DataMatrix был хорошего качества, считывался 2D сканером и был размещен в установленные сроки. Поэтому если вас интересовало куда наносить маркировку, то ответом будет: на саму продукцию, бирку-ценник или упаковку.
Для справки: центр развития перспективных технологий занимается крупными проектами в области цифровой экономики в России, является важным звеном и формирует необходимую экспертную и технологическую инфраструктуру, чтобы создаваемая отвечала современным вызовам и была прозрачнее. Распоряжение правительства № 791-р от 28.04.18 утвердило исполнителя проекта ЦРПТ в качестве оператора, основные принципы и модель функционирования цифровой маркировки товаров и учет средствами идентификации.
Содержание этикетки и данные
Содержание этикетки и состав необходимой информации в рамках каждой отрасли регламентируется ГОСТ и техническими регламентами. Их размер и форма строго не регламентируются. На упаковке (на каждой единице) необходимо размещать:
Перечень сведений зависит от категории — у каждого он индивидуален. А конкретные требования перед экспериментом к ним «Честный Знак» прописывает не только в Постановлении, но и в методических рекомендациях для каждой отрасли; А автоматизация должна проходить учитывая все необходимые параметры, которые нужно передавать.
Важно, чтобы код Data Matrix наносился в виде двумерного штрихового кода: без повреждений, лишней информации, и мог считывать 2D сканер. Товар с нечитаемой этикеткой приравнивается к немаркированному. А отсутствие марок является нарушением ФЗ-487. Такая партия подлежит изъятию.
Подробнее вы можете прочитать в статье: Что такое код маркировки.
Требования к принтеру и ККТ
Формально, любой принтер подойдет для печати этикетки с кодом ДатаМатрикс. Но этикетка клеится один раз на все время реализации изделия. Значит, её качество — важный момент. Долгий срок службы имеет специальная этикетка, напечатанная на термотрансферном принтере. Не забывайте также про ККТ (контрольно-кассовая техника), она должна поддерживать работу с маркированным товаром: принимать и передавать данные в ОИСМ (оператор информационных систем маркировки) через ОФД (оператор фискальных данных). Это тоже защищает от подделки, так как фиксируется продажа. Желательно приобрести сразу онлайн-кассу с постоянным доступом в интернет.
2D сканер кода DataMatrix
Для сканирования при приемке или продаже покупателю (физическому или юридическому лицу), понадобится: специальное бесплатное приложение на телефон (например GetMark) или классические сканеры с поддержкой считывания 2D штрихкодов (например АТОЛ, Honeywell и т.п.) и ТСД (терминал сбора данных). Подробнее вы можете прочитать в статье: «Сканер DataMatrix, как выбрать и купить».
Налоговый режим
Поправки затрагивают налоговый режим. Некоторыми промаркированными товарами запрещено торговать на ЕНВД (единый налог на вменённый доход) и ПСН. С 1 января 2020 это касается обуви, одежды и белья, лекарственных препаратов, изделий из натурального меха. Если вы продадите хотя бы одну позицию, то вашей организации нужно будет перейти с патента — на общий режим или УСН (упрощённая система налогообложения), с ЕНВД на общий режим налогообложения. Изменения по ЕНВД вносит закон 325-ФЗ от 29 сентября 2019. Но и тут есть нюанс — с 1 января 2021 года внесенные изменения отменяют единый налог на вмененный доход, поэтому теперь вовсе нельзя торговать на этом режиме.
Остальные требования
Дистрибьюторы и остальные категории бизнеса должны самостоятельно промаркировать товарные остатки, если это предусмотрено нормативными актами. Производители и импортеры будут наносить коды на новую продукцию: ту, что выпускают после даты с которой вступает в силу обязательная маркировка товаров. Средствами идентификации для старых партий и групп, предприниматели должны будут заняться самостоятельно даже в розничном магазине, опте и складах маркетплейсов. Для этого придется использовать отраслевые решения или самостоятельно настроить бизнес-процессы, в том числе доработать и 1С, если вы ею пользуетесь.
Стоимость оборудования для печати, сканирования и вывода
Сервис для упрощения работы с ГИС МТ
GetMark — это сервис, который полностью минимизирует ваши затраты времени и денег на внедрение новых бизнес-процессов. Вам не придется самостоятельно разбираться в системе «Честный Знак» и покупать лишнее оборудование. В этой программе и приложении уже все продумано и интегрировано с необходимыми для маркировки сервисами и автоматизация пройдёт в сжатые сроки.
Наша компания сотрудничает с национальной системой маркировки, ЦРПТ, инновационным центром «Сколково», несколькими удостоверяющими центрами и операторами электронного документооборота. Благодаря большому количеству профильных партнеров в разработанной программе компанией ГетМарк совмещено множество разрозненных процессов воедино и собраны различные преимущества. Вам не придется пользоваться услугами разных сервисов, потому что всё осуществляется в одном приложении, которое также позволяет считывать этикетки. Ещё одним преимуществом является то, что у нас предусмотрены различные тарифы под разный размер предприятия.
С нашей системой маркировки товаров вы сможете:
Продуманный интерфейс программы и приложения с удобным встроенным поиском упростит учет товаров и работу с КМ. Возможности ГетМарк обширны, вы всегда остаётесь мобильными, что очень важно для современных бизнес реалий. Данная система доступна на смартфонах и планшетах, в приложениях вы сможете легко взаимодействовать с маркированными товарами. Ведите учет, заказывайте и считывайте DataMatrix прямо через телефон. В нашем сервисе по учету цифровой маркировки вы сможете делать отгрузки, приемки, оптовые и розничные продажи или перемаркировку, а если у вас собственное производство — заказывать коды и вводить в оборот, оформить возврат; доступны различные интеграции, возможности складского учета и другие решения. Перечисленный функционал доступен без ограничений на всех тарифах.
Попробовать поработать бесплатно в программе вы можете обративших к нашим менеджерам. Также доступна бесплатная консультация и техподдержка в режиме с понедельника по пятницу. Вам не придется читать огромные тексты технической документации — наши партнеры и мы поможем вашему бизнесу решить возникающие проблемы.
Зачем нужно маркировать и для чего нужна цифровая маркировка
Основная цель нововведения — прозрачность товарооборота на Российском рынке. Система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров выгодна государству, потребителю, участникам рынка и открывает новые возможности. Основана она на прозрачности: использовании онлайн-касс и учета каждого произведенного или импортируемого изделия, передавая данные через интернет на каждой ступени цепочки продаж. Разработчикам данных изменений и организациям (ИП, ООО, АО) пришлось пройти через множество испытаний, читайте подробнее последние новости маркировки товаров в 2021 году.
Как вы уже поняли производителям и импортерам теперь необходимо наносить на каждую единицу уникальный шифр идентификации, то есть код маркировки. Благодаря ему можно отследить весь путь изделия от производителя до покупателя и минимизировать процент контрафакта на рынке. Данное новшество довольно полезное не только для юридических лиц и ИП, вы сами можете убедиться прочитав далее.
Польза для покупателя
Благодаря системе «Честный Знак» потребитель в одно касание получает полные данные о конкретной единице:
Выгода для бизнеса
Польза для государства
Наказание и штрафы за нарушение правил маркировки товаров
Обойти цифровую систему мониторинга не получится, вдобавок нарушителей ждут штрафы ведь подключение к системе прослеживания установлено на законодательном уровне. Нарушение правил маркировки в России, в том числе работа в обход, влечет за собой административную и уголовную ответственность, поэтому нужно помнить и соблюдать не только сроки маркировки, но и остальные требования. Согласно статье 15.12 КоАП, за распространение немаркированных изделий предполагается административное наказание в виде штрафа с конфискацией:
В том случае, если стоимость немаркированной продукции превышает 1,5 млн рублей, то, в соответствии со статьей 171.1 УК РФ, нарушителю грозит уголовное заключение на срок до 3 лет, а также штраф 80 000 рублей.
За нарушение порядка применения касс предусмотрено частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ: предупреждение или штраф на юридических лиц — от 5 до 10 тысяч рублей, на должностных лиц от 1500 до 3000 рублей.