Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером

Использование типовых приемов фантазирования в работе с детьми дошкольного возраста

Использование типовых приемов фантазирования в работе с детьми дошкольного возраста

Типовые приемы фантазирования созданы Г. С. Альтшуллером в семидесятых годах ХХ века для активизации мыслительной деятельности людей, занимающихся изобретательством.

В практике д ошкольных учреждений, работающих по ТРИЗ–РТВ технологии, успешно используются в работе с детьми следующие приемы фантастических преобразований объектов :

Прием «Преобразование признаков времени»

Прием «Специализация – универсализация»,

Каждый Волшебник имеет сво ю символик у приема фантастического преобразования :

Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть картинку Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Картинка про Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером

Волшебник Увеличения Волшебник Уменьшения

Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть картинку Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Картинка про Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером

Волшебник Деления Волшебник Объединения

Это два волшебника: Волшебник Дробления и Волшебник Объединения. Они часто ходят друг за другом. Первый делит на части все и перепутывает их. Второй – объединяет все части, которые попадаются под руку.

Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть картинку Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Картинка про Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером

Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть картинку Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Картинка про Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером

Волшебник Оживления Волшебник Окаменения

Волшебник Оживления превращает все неживое в живое. Волшебник Окаменения – наоборот: делает все живое – неподвижным.

Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть картинку Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Картинка про Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером

Волшебник Могувсё Волшебник Могутолько

Специализация – это Волшебник, который может выполнить ограниченное число функций – Волшебник Могутолько (магазины специализированные – обувь, одежда…)

Универсализация – это Волшебник, который может выполнять много функций – Волшебник Всемогу (универсам, супермаркет).

Волшебники преобразования признаков времени:

Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть картинку Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Картинка про Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллеромЧто не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть картинку Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Картинка про Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером

Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть картинку Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Картинка про Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером

Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть картинку Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Картинка про Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть картинку Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Картинка про Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллеромВЧто не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть картинку Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Картинка про Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллеромЧто не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть картинку Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Картинка про Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллеромолшебник Быстрых Волшебник Замедления
минут

Волшебник Перепутывания
Времени

Волшебник Обратного Волшебник Остановки
Времени Времени

Машина Времени Зеркало Времени

Эт и волшебник и мо гут творить со временем все, что захо тя т.

Убыстрить время (Волшебник Быстрых м инут), с таким же успехом замедлить его (Волшебник З амедления)

Поменять местами временные отрезки, в которых протекали определенные события (Волшебник перепутывания времени)

Может процессы и события заставить протекать наоборот (Волшебник Обратного Времени)

Переместить события на дальние временные отрезки ( М ашина В ремени), на ближние – относительно жизни человека ( З еркало В ремени)

Может остановить время (Волшебник О станов ки В рем ени ).

Используя типовые приемы фантазирования в работе с детьми, мы учим их ориентироваться в различных источниках информации, используя различные анализаторы, делать выводы, оценивать необходимость новой информации.

Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть картинку Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Картинка про Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть картинку Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Картинка про Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером

Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть картинку Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Картинка про Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть картинку Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Картинка про Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером

Номер материала: ДБ-709007

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть картинку Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Картинка про Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть картинку Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Картинка про Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть картинку Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Картинка про Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть картинку Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Картинка про Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером

Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках

Время чтения: 2 минуты

Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть картинку Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Картинка про Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером

Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах

Время чтения: 1 минута

Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть картинку Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Картинка про Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером

Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Методы развития творческого воображения и использование ТРИЗ игр в работе с дошкольниками

Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть картинку Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Картинка про Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером Анна Блинкова
Методы развития творческого воображения и использование ТРИЗ игр в работе с дошкольниками

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

ТРИЗ для дошкольников:

— это система как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности,коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

— это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию»

— создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества является система творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях и в течение дня.

Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, движениях.

И дети говорят, придумывают. Выслушивать нужно каждого желающего. Пусть учатся возражать воспитателю и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Детям,нужно давать только положительную оценку: «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо», «молодец» и т. д.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста.

метод «мозгового штурма»

метод «маленьких человечков»

метод «ассоциаций»

метод «синектики»

метод морфологического анализа

метод каталога

метод фокальных объектов

метод эмпатии

— типовые приемы фантазирования

Предлагаю к рассмотрению некоторые методы и приемы данной технологии в работе с детьми.

Типовые приёмы фантазирования (ТПФ).

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию.

Цель: научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку.

Задачи обучения приемам фантазирования

• Упражнять детей в преобразовании объектов и их частей

• Анализировать волшебные сказки и находить данные преобразования в них.

• Побуждать детей формулировать проблемные ситуации и решать творческие задачи.

• Побуждать детей оценивать данное фантастическое преобразование на уровне «хорошо – плохо».

Сразу ребенку сложно сочинить свои сказки, придумывать начало или фантастические истории.

Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с помощью волшебников.

Цель волшебников – изменить свойства объекта.

Приёмы волшебства:Что меняется:

деление-объединение Цвет, размер, части, место, действие, форма

преобразование признаков времени Ускорение, замедление, машина времени (смещение во времени, зеркало времени, обратное время, смешанное время

оживление-окаменение, Вещество, существо, части

наоборот Цвет, размер, части, место, действие, форма

Некоторые задания (игры)с волшебниками:

Что бывает сначала большим, а потом маленьким?

Ответ: помидор, свеча, мороженое, воздушный шарик.

А что бывает сначала маленьким, а потом большим?

Ответ: человек, растения, животные, снежный ком.

Выросла репка маленькая-премаленькая….

(педагоги от каждой команды выходят за дверь)

Остальным, ведущий показывает объект какого-либо цвета, например, зелёного. Команда приглашает вышедшего игрока, которому по очереди с помощью жестов и мимики, телодвижения изображает загаданный цвет. Отгадавший должен предложить решение — назвать цвет. Если не отгадал, то идёт опять за дверь, чтобы вновь отгадывать и т. д.

Фукс и капитан Врунгель после кораблекрушения попали на Гавайские острова. Было жарко, и они развесили одежду посушиться, а сами заснули. Проснулись — одежды нет! Только у Врунгеля осталась фуражка, которую он никогда не снимал, а в ней немного денег. Решили они с островов на самолёте лететь. Только вот беда, денег мало. Всего и есть на один билет, на самолёт и на один костюм.

Что делать морякам? Лететь надо вдвоём, а голым никого на борт не пустят.

Игра на классификацию

Каждому игроку педагог выдаёт карточки с изображением машины, дерева, мяча, куклы, гриба, гитары, рыбы, пера, зайца, зонта, крокодила, паутины, часов, звезды, шара, самолёта, радио, дома, девочки и т. д. Потом просит участников объединяться по определённым признакам в определённых местах:

(добрый Волк и злая Красная Шапочка);

Два джигита соревнуются,- чей конь последним придёт к финишу. Но дело не идёт, оба стоят на месте. Они обращаются за советом к мудрецу… После этого они поскакали во весь опор. Что мудрец посоветовал джигитам?

Можно рекомендовать любую форму подвижной игры.

Педагог (родитель) предлагает сделать то или иное движение, а дети должны сделать наоборот (Присесть — привстать, повернуться направо — повернуться налево и т. д.).

В малоподвижной игре использование посредника (мяч, этикетка, игрушка) для передачи эстафеты от одного ребёнка к другому. Тот, у кого находится посредник, должен быстро назвать антоним для слова, названного взрослым.

Алгоритм работы по методическому пособию «Учим детей фантазировать»

1. Прочитать детям сказку С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке».

2. Провести беседу с детьми по прочитанному.

3. Рассмотреть и обсудить с детьми возможные варианты развёртывания событий (кошка съела мышонка, мышонок убежал, спрятался и т. д.)

4. Предложить детям один из вариантов развёртывания событий: чтение книги «Как Мышонок подружился с Волшебниками». (чтение стихотворного текста осуществляется по разделам в соответствии с маршрутным листом).

5. Чтение литературных произведений, в которых содержится, прём преобразования, обсуждение прочитанного по выявлению приёма фантазирования.

6. Проведение тренингов, игр.

В книге содержится

картотека игр, тренингов и упражнений с детьми.

картотека литературы для ознакомления детей с приёмами фантазирования

Метод морфологического анализа.

Сейчас я, представлю вам варианты игры с волшебниками с использованием морфологической таблицы.

Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками).

Данный метод направлен на то, чтобы дать детям наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия элементов предметов и веществ. Он помогает сформировать у детей диалектические представления о различных объектах и процессах живой и неживой природы. А также развивает мышление детей, стимулирует любознательность и творчество.

Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и вещества состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). В понимании нас, взрослых – это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется, сведения подаются детям в виде сказки «Маленькие человечки». Детям становится понятно, что в зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по разному (в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких – просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении). В играх и упражнениях с МЧ развивается мышление ребенка, воображение и фантазия, стимулируется его любознательность.

Бахарева В. Г. познакомит вас с правилами игр с МЧ

Метод фокальных объектов

Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. наделяя объекты не типичными признаками, представлять и объяснять практическое назначение объекта с нетипичными признаками. Детям предлагаются два-три слова и быстро выделяются свойства каждого из названных предметов или явлений.

Например: стол метеорит

Затем дается новое слово, к которому применяются уже названные свойства. Например,машина:

стремительная – быстро едет;

горячая – везет горячий хлеб;

искрящаяся – летающая тарелка;

кухонная – с которой продают готовый завтрак, обед, ужин и т. д.

Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться.

Лесникова И. Ю. познакомит вас с игрой по методу фокальных объектов

Метод «Синектики» (аналогии)

Синектика – современный метод активизации знаний ребёнка, основанный на применении аналогий.

а) Личностная аналогия (эмпатия)

Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.

основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;

в) Фантастическая аналогия

Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость –возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь – это может быть человек, растение) и т. д.

Физ минутка для педагогов

(изобразить пример личностной аналогии)

1. Изобразите будильник, который забыли выключить;

2. Покажите встревоженного кота.

3. Покажи походку человека, которому жмут ботинки;

4. Купающегося в луже воробья

Швецова М. П. Предлагает вам, установить многоступенчатую «Причинно следственную связь»

Кайгородова Е. Ф. предлагает игру «Поезд» Устанавливать взаимосвязи между объектами.

Конечно, совершенным преподавателем не стать никому, а вот стремиться к этой цели можно постоянно!

Спасибо за внимание!

Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть картинку Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Картинка про Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллеромИспользование расписных камней в работе с дошкольниками Доброе время суток, уважаемые коллеги, друзья, гости моей странички! Хочу представить вашему вниманию одно из направлений своей педагогической.

Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть картинку Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Картинка про Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллеромДидактическое пособие для развития творческого воображения «Пушистые фантазии» Сегодня хочу поделиться с вами новой интересной публикацией. Может она кому и пригодится в работе. В нашем ОУ годовой задачей на этот год.

Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть картинку Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Картинка про Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллеромИспользование нестандартного физкультурного оборудования в работе с дошкольниками Фотоотчёт «Использование нестандартного физкультурного оборудования в работе с дошкольниками».Сохранение и укрепление здоровья ребенка.

Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть картинку Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Картинка про Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллеромИспользование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышления С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической.

Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть картинку Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Картинка про Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллеромИспользование мандал в работе с дошкольниками Детский коллектив неоднороден, все чаще в группу приходят дети с трудностями поведения, гиперактивные, нервозные. В работе с такими ребятишками.

Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть картинку Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Картинка про Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллеромИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть картинку Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Картинка про Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллеромИспользование песочной терапии в работе с младшими дошкольниками К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Почему это именно так? Да потому, что игры с песком в песочнице оказывают.

Использование схем в работе с дошкольниками Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему внимаю свои схемы! Все мы с вами и родители, и педагоги, хотим, чтобы наши дети и воспитанники.

Статья «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников» НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Доронина Н. А. муниципальное бюджетное дошкольное.

Источник

Сказки ТРИЗ в педагогике

Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Смотреть картинку Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Картинка про Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером. Фото Что не относится к типовым приемам фантазирования предложенным г с альтшуллером

«Расскажи мне сказку!» Эту просьбу неоднократно слышал каждый родитель, уделяющий достаточно внимания общению с ребенком. Действительно, сложно придумать более интересный и понятный ребенку формат подачи информации, чем самая обычая сказка. И дети слушают внимательно, и взрослые могут донести мысль легко и ненавязчиво безо всяких нравоучений.

При этом можно быть вполне уверенным, что у ребенка в голове после сказки отложится гораздо больше мыслей и сведений, нежели после занудной лекции взрослых о том, что можно делать, а чего нельзя. Не зря педагоги и методисты твердо уверены, что «Народная сказка – средство воспитания и обучения детей», причем весьма эффективное [Т. Снопова, 2008]. Однако эффект будет еще больше, если задействовать так называемые «ТРИЗ-сказки».

Что это за сказки ТРИЗ в педагогике? Пожалуй, сначала стоит разобраться, что такое ТРИЗ. Мы самым подробным образом рассказываем об этом на нашей программе «ТРИЗ на практике: творческий подход на работе и в жизни», но буквально пару слов скажем прямо сейчас.

Экскурс в историю ТРИЗ

ТРИЗ расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Придумал ее Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998), известный не только как изобретатель, но и как писатель-фантаст. Свои фантастические в прямом и переносном смысле произведения он публиковал под псевдонимом Генрих Альтов. Его «Альфа Эридана» была горячо любима еще нашими мамами и бабушками, а в целом анналы отечественной фантастики пополнены несколькими десятками его сочинений [Г. Альтов, 1960].

Работа над теорией решения изобретательских задач началась после Второй мировой войны. Вскоре к исследовательской деятельности присоединился Рафаэль Борисович Шапиро (1926-1993), который тоже приобрел известность не только как изобретатель, но и как писатель, пишущий под псевдонимом Рафаил Бахтамов. Весьма известна его приключенческая повесть «Властелин Окси-мира» [Р. Бахтамов, 1965].

Такой симбиоз писательства и изобретательства в работе над ТРИЗ привел к интересному результату. В первую очередь, авторы ТРИЗ посчитали нужным изменить психологию изобретательства, а уж после говорить о технологической стороне процесса. Свои взгляды они изложили в работе «О психологии изобретательского творчества» [Г. Альтшуллер, Р. Шапиро, 1956]. И уже позднее появилась книга «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы», выдержавшая несколько переизданий [Г. Альтшуллер, 2011].

Много внимания авторы уделяют необходимости правильной формулировки задачи, чтобы сразу исключить не слишком эффективные и перспективные варианты решения. В целом же в основу ТРИЗ положены несколько десятков приемов и типовых шаблонов решений, пригодных для широкого круга задач. Остается лишь выбрать наиболее подходящие из них. Как выбрать? А вот для этого нужно работать над развитием мышления по методике ТРИЗ, причем с самого раннего детства.

Коль скоро речь идет о детях, причем о самых маленьких, тут без сказок никак не обойтись. Как используются в ТРИЗ сказки для детей? В методике ТРИЗ сказки не только слушают и рассказывают. Дети сами становятся авторами, ведь в ТРИЗ сочинение сказок – это такой же естественный процесс, как заучивание стихов, букв и цифр в традиционном обучении, только более интересный. Как же происходит в ТРИЗ составление сказки?

Этот, безусловно, творческий процесс разделен на понятные детям составные элементы, из которых, как стенка из кирпичиков, вырастает самая настоящая волшебная сказка. Конечно же, юным сочинителям не обойтись без помощи взрослых. А самое интересное в этом то, что по технологии ТРИЗ сказки может сочинять абсолютно любой ребенок!

ТРИЗ: сочинение сказок

Чтобы научить детей придумывать сказки, взрослые должны сначала обучиться этому сами и получить в руки методику, как обучать сочинению сказок детей. Как известно, сделать что-то самому и научить это же делать другого – вовсе не одно и то же. Так, не каждый ученый может стать хорошим лектором в вузе, не каждый музыкант может стать хорошим учителем музыки, и не каждый физик, имеющий в своем арсенале десятки публикаций, сможет изложить доступным языком основы физики детям.

Особенность ТРИЗ-сказки для дошкольников в том, что для достижения такой сложной цели как развитие творческого мышления задействуются такие простые и понятные инструменты как план сказки и ответы на вопросы. В принципе, план статьи, тезисы доклада, структуру отчета набрасывает практически каждый человек, который готовится что-то сочинять, писать или говорить. Для этого используются ранее полученные знания и уже знакомые термины.

Таким образом, все новое вырастает на основе того, что нам уже известно. Обычно доклад по известной нам теме приходится дополнить разве что парой-тройкой новых для нас терминов или трендов. Точно так же в методике ТРИЗ занятие по сказке строится на основе понятных детям слов и уже знакомых персонажей: сказочных героев, животных, насекомых. Учитель в школе или воспитатель в детском саду дает план сказки и задает детям наводящие вопросы.

В основу плана составления сказки по методике ТРИЗ положено масштабное исследование российского филолога и фольклориста Владимира Проппа (1895-1970) «Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки», впервые вышедшее в свет почти 100 лет тому назад в 1928 году и актуальное по сегодняшний день [В. Пропп, 2020].

Он выявил основные закономерности, которым подчиняется структура большинства сказок. Таким образом, усвоив типовую структур сказки, каждый может сам варьировать события на свое усмотрение, создавать новых эксклюзивных героев или симбиоз уже знакомых персонажей.

Итак, как же выглядит стандартная структура большинства сказок по Проппу?

Структура сказок по Проппу:

Стандартное ТРИЗ-занятие по сказке предполагает перечень вопросов на основе этого плана, отвечая на которые, дети постепенно придумывают сказочную сюжетную линию.

Вопросы для составления сказки:

Конечно же, вопросы могут варьироваться и видоизменяться. Это зависит как от возраста детей, так и от метода составления сказки. Сегодня существует несколько наиболее распространенных моделей составления сказок:

Часть из этих моделей имеет гораздо более широкое применение в ТРИЗ, нежели составление сказок. Расскажем вкратце про каждую модель и поясним где она применяется чаще всего.

«Волшебная дорожка»

Модель составления сказки «Волшебная дорожка» является одной из самых простых и ее можно применять при работе с детьми от 3,5 лет. Как правило, при таком моделировании используется не очень много персонажей, а главному герою ставится понятная для детского восприятия задача, не обязательно совсем уж сказочная и фантастическая.

Само собой, вопросов для детей будет гораздо меньше, чем описывалось выше, и не обязательно сюжет сказки будет драматически закручен и основан на запретах. Под «Волшебной дорожкой» подразумевается как путь героя от замысла к результату, так и собственно дорожка в физическом плане, по которой идет главный герой. Если персонаж активно преодолевает трудности и делает выводы из общения с окружающими и происходящих событий, он придет к успеху, если нет, сюжет может закончиться поражением главного героя.

В качестве методического примера педагог и психолог с полувековым стажем практической работы предлагает сказку про девочку Леночку, которая красиво пела и мечтала научить красиво петь всех окружающих [В. Миронова, 2009]. Так, для детей можно нарисовать готовую «дорожку», по которой прошла воображаемая девочка Леночка, а детям предложить пофантазировать, кого она могла встретить на своем пути и как именно могла пытаться научить петь всех, кого она встретила.

Детям постарше предлагают составить более сложную сказку про Капризку и Дразнилку, которые на своем пути встречают известных детям сказочных персонажей: Кота в сапогах, Золушку, поросенка Ниф-Нифа и других. Детям предлагается пофантазировать, какие именно капризы и дразнилки подготовили Капризка и Дразнилка для каждого персонажа сказки и как те могли отреагировать в соответствии со своими чертами характера, которые детям хорошо известны по ранее прочитанным сказкам.

Конечно же, сказка должна нести позитивный заряд и учить детей, что капризничать и дразнить других нехорошо. И, конечно, дети постарше могут справиться и с более сложными заданиями.

«Волшебный треугольник»

Модель «Волшебный треугольник» используется для составления сказок так называемого конфликтного типа»: борьба добра и зла, установка и нарушение запретов, сложные ситуации, искусственно создаваемые препятствия. Тут уже требуется полный список вопросов для составления сказки, который мы привели ранее. Естественно, возможны различные вариации и уточнения в зависимости от сюжета.

Применяется данный метод в работе с детьми от 5,5 лет. В этом возрасте можно начать знакомить детей с таким понятием как мотивация или мотив поступка. Проще говоря, если 3-летних малышей не стоит нагружать вопросами, зачем девочка Леночка хотела всех научить красиво петь, то детям 5-6 лет уже стоит предлагать подумать, почему кто-то решил поступить тем или иным образом и как можно реализовать ту или иную цель.

Например, если персонаж должен узнать какую-то тайну, ему нужно разобраться, что к чему, найти тайник, установить истину. Если персонаж желает самоутвердиться, то положительный герой делает это за счет своих достижений, а отрицательный за счет нанесения вреда окружающим.

Прежде чем переходить к практическим занятиям ТРИЗ по сказкам в старшей группе детского садика, рекомендуется напомнить детям наиболее известные сказки с так называемым «конфликтным сюжетом». Например, сказку про Золушку, Кота в сапогах, сказку «Удивительный Волшебник из Страны Оз» или «Волшебник Изумрудного города», являющуюся отечественной адаптацией оригинальной сказки Лаймена Фрэнка Баума, и многие другие. Среди них наверняка найдутся знакомые каждому ребенку, потому что багаж прочитанных и услышанных сказок к 5-6 годам уже достаточно большой.

Такой элемент интертекстуальности в составлении сказок вполне вписывается в современные литературные тренды. Уточним, что интертекстуальность – это отсылки к ранее написанным произведениям литературы и искусства других авторов, обращение к персонажам ранее созданных произведений и интерпретация их характеристик в рамках вновь созданного нового произведения.

«Волшебный экран»

Моделирование сказок при помощи «Волшебного экрана» является если не высшим пилотажем, то уже достаточно сложной задачей для детей, требующей некоторых навыков сформированного творческого мышления. Что, в свою очередь, и дальше формирует навыки творческого подхода в решении задач.

Метод «Волшебного экрана» – это своего рода ретроспекции, на которых построена сказка. Другими словами, нужно продумать не только персонажа с его чертами характера, желаниями и устремлениями, но и подумать над тем, каким он был в детстве и как менялся на протяжении жизни под влиянием различных событий и общения с другими персонажами.

Наши ментальные традиции требуют, чтобы отрицательный герой исправился и стал положительным, что, в принципе, отчасти возможно и в реальности, не только в сказке. Поучительный момент данной методики в том, что дети должны продумать развитие сюжета и понять, что все в этой жизни имеет свои закономерности, логику и причинно-следственные связи. Такой подход развивает творческие способности и логическое мышление.

Метод каталога

Метод каталога применяется в ТРИЗ не только для составления сказок, но и в принципе для составления связного рассказа и развития навыков связной речи. Так, детям даются подсказки в виде картинок из книжки или наводящих вопросов. Для составления сказки ответы на вопросы можно выбирать наугад, просто перевернув страничку книжки.

Например, если воспитатель спрашивает, кто у нас будет главным героем сказки, а на следующей страничке нарисован обычный пень от спиленного дерева, то «главным по сказке» назначается пенек, а потом уже все вместе додумывают, какие ему грозят опасности и кто его будет спасать. «Спасателей» для пенька тоже находят по картинкам и подсказкам на следующих страницах книги.

Метод типовых приемов фантазирования (ТПФ)

Метод типовых приемов фантазирования тоже имеет широкую сферу применения, не только для придумывания сюжетов сказок. Так, с помощью ТПФ можно знакомить детей с различными свойствами предметов. Например, что будет, если Волшебник-Холод заморозит воду.

Для составления сказок данный прием – это просто находка. Можно взять за основу любую из известных сказок и предложить детям пофантазировать, что будет, если в сюжет вмешается, к примеру, Волшебник Уменьшения и уменьшит волка из «Красной шапочки» до размеров щенка. В принципе, дети могут и сами выбрать любую сказку и «запустить» туда любого Волшебника, который сможет влиять на события.

В любом случае, какой бы из методов моделирования сказочных сюжетов ни выбрал педагог, дети уже должны иметь понятие о том, что такое сказка. Таким образом, нет резона применять методику ТРИЗ-сказки для совсем маленьких деток, которые пока не способны воспринимать смысл устной речи и не могут свободно оперировать доступным для их возраста словарным запасом. А вот дети постарше могут сложить сказку даже… просто из двух слов!

Методика Джанни Родари

Как составить сказку, когда в вашем распоряжении всего два слова? Конечно же, просто из двух слов сказку не сложишь. Но если взять их за основу и развивать вокруг них сюжетную линию, может получиться весьма занимательная сказка. Во всяком случае у подопечных итальянского писателя-сказочника Джанни Родари, работавшего некоторое время учителем итальянского языка в школе для детей мигрантов из Германии, получалось очень неплохо. Свои эксперименты с учениками в написании сказок Джанни Родари описал в книге «Грамматика фантазии» [Д. Родари, 2011].

По заданию своего учителя один ученик писал с одной стороны доски одно слово, а второй, не видя того, что написал его товарищ, должен был написать свое слово. Затем вокруг этих двух слов закручивался сюжет. Заметим, что это было в 1937-1938 учебном году, т.е. задолго до появления теории решения изобретательских задач. Однако в том, что эта методика во многом перекликается с ТРИЗ и способствует развитию творческого мышления, нет никаких сомнений.

Дети умудрялись написать сказку, имея в своем распоряжении слова «пес» и «шкаф» и даже «свет» и «ботинки» [Д. Родари, 2011]. Кроме того, ученики Джанни Родари могли сложить сказку из слов, где была пропущена одна буква или допущена другая грамматическая ошибка, из заголовков газетных статей и других подсказок.

Помимо экспериментов со словами, Родари практиковал со своими учениками рисунок в «несколько рук», когда каждый по-своему интерпретирует уже сделанный набросок и дорисовывает нечто свое. В итоге мог получиться цветок на куриных ножках, сюрреалистический пейзаж или даже «музыкальный дом», сложенный из кирпичей, издающих различные звуки. Согласитесь, весьма оригинально, когда «над диваном звучит «до-диез», под окном – «фа», а весь пол настроен на «си-бемоль мажор», очень волнующую тональность» [Д. Родари, 2011].

Подобные эксперименты вполне пересекаются с такими методиками ТРИЗ как метод морфологического анализа и метод фокальных объектов. Дети интуитивно комбинировали разные характеристики предмета при создании нового объекта, переносили свойства одного объекта на другой и тоже получали нечто новое. Можно ли считать, что педагогические эксперименты Джанни Родари предвосхитили появление ТРИЗ и использование ТРИЗ в педагогике? Наверное, да. А вот в чем точно можно не сомневаться, так это в том, что на таких уроках дети скучать не будут и запомнят их надолго.

ТРИЗ: сказки-загадки

Сочинение сказок – это далеко не единственный вариант использования «сказочного» потенциала в ТРИЗ. Не менее интересным направлением в ТРИЗ являются сказки-загадки. Что это за сказки-загадки? Это, фактически, самые обычные короткие сказки, но не имеющие конца. Дети должны сами додуматься, как именно поступил главный герой, что придумал, чтобы выйти из затруднительной ситуации.

Конечно, потом, когда дети озвучат все свои версии, можно прочитать им, как было на самом деле. В основе работы со сказками-загадками лежит метод мозгового штурма, когда детям предлагают выдавать любые идеи, пришедшие им в голову. Как и в методике мозгового штурма для взрослых, на начальном этапе обсуждения запрещено отбраковывать идеи. Можно лишь дополнить своими мыслями ранее озвученные предложения.

Такая работа раскрепощает мышление детей, да и взрослых тоже. В этом плане весьма интересна подборка сказок-загадок из книги «В жаркой Африке. Развиваем творческое мышление дошкольников 4-6 лет» [В. Богат, 2008]. Главные герои – львенок и черепаха, и они вместе думают над насущными проблемами живой природы в Африке. Например, как спасти ярких и заметных издалека бабочек от птиц, которые ими питаются. Или как достать бананы, висящие высоко на пальме.

Эти герои настолько полюбились деткам и их родителям, что вскоре вышло продолжение. Точнее, новая серия коротких сказок-загадок из жизни львенка и черепахи под названием «Большие открытия маленького львенка» [В. Богат, 2015]. Прочитав ее и подумав над поставленными задачками, ребенок получит в свой арсенал неплохой набор лайфхаков для различных жизненных ситуаций.

Сказки-загадки хорошо удаются еще одному автору, ученому-педагогу и методисту ТРИЗ Анатолию Гину. Его «Задачки-сказки от кота Потряскина» давно полюбились и взрослым, и детям [А. Гин, 2002]. Здесь загадки в виде сказок с участием исторических и мифических персонажей задает главный герой кот Потряскин. Он же дает свой вариант ответа. Впрочем, это не отменяет мозгового штурма со стороны читателей, потому что чем больше разных идей, тем проще будет найти самое лучшее решение.

Кот Потряскин так понравился читающей публике, что со временем вышла новая книга «Сказки-изобреталки от кота Потряскина», куда вошли как новые сказки-загадки для детей, так и наиболее яркие загадки из предыдущего издания [А. Гин, 2012].

Впрочем, ТРИЗ-задачки можно найти едва ли не в любой детской сказке. Как искать? Свои примеры приводит в авторском блоге психолог, мама троих детей и создатель онлайн-школы для родителей Ксения Несютина. Статья «Эффективное сказкочтение: придумываем ТРИЗ-задачи для детей» даст вам конкретные идеи и подскажет, как искать новые ТРИЗ-идеи в детских сказках самостоятельно [К. Несютина, 2014].

Например, всем известная сказка про кота, петуха и лису, оказывается, настоящая кладезь для развития творческого мышления и навыков поиска выхода из сложных ситуаций. В частности, оказывается, что кричать «ку-ка-ре-ку» далеко не единственный выход для петуха, попавшего в пасть лисы. Более того, традиционные решения, предлагаемые авторами сказок, зачастую уступают по креативу и эффективности тому, что могут придумать маленькие дети. Впрочем, читайте, и вы все узнаете сами [К. Несютина, 2014].

А вот если дети уже научились читать и писать самостоятельно, вы можете подарить им весьма полезную книжку «ТРИЗ-зарисовки. Игры, стихи и сказки для развития творческого воображения детей» [Е. Нехаева, 2019]. В книге предусмотрены специальные вопросы и задания, ответы на которые можно вносить прямо в книгу. Подскажите детям, чтобы они обязательно воспользовались этой опцией и «увековечили» свои ответы в книжке. Издание предназначено для младших школьников и старших групп детского сада, а со временем им наверняка будет интересно вернуться к уже выполненным заданиям снова и подумать, какие еще решения можно найти с учетом уже накопленного, пусть маленького, но своего жизненного опыта.

В общем, простые и добрые детские сказки могут здорово помочь в таком сложном деле как развитие творческого мышления. Главное, научиться читать их осмысленно и вовремя «подбросить» хорошую идею ребенку, чтобы он получил пищу для размышлений как раз в том возрасте, когда мышление более всего открыто новым впечатлениям и нестандартным решениям.

Это самое главное, что мы хотели рассказать вам про сказки ТРИЗ в педагогике. Напоминаем, что мы по-прежнему ждем вас на нашей программе «ТРИЗ на практике: творческий подход на работе и в жизни», а в конце статьи вас ждет вопрос по обсуждаемой в этот раз теме. Мы надеемся, что помогли вам разнообразить общение с детьми и желаем, чтобы вы продолжали верить в чудо и творить чудеса для своих детей!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *