Что не относится к средствам ориентированным на сенсомоторное развитие ребенка с овз
Тестовые задания по учебной дисциплине «Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья».
Список вопросов теста
Вопрос 1
Основные положения о правах ребенка закреплены в (во): ( выберите правильный ответ )
Варианты ответов
Конвенции о правах ребенка.
Вопрос 2
Учебная нагрузка, режим занятий обучающегося в общеобразовательном учреждении определяется:
( выберите правильный ответ )
Варианты ответов
СанПинами.
Вопрос 3
Условиями проведения дефектологического обследования детей являются:
(исключите неверный вариант ответа)
Варианты ответов
Отсутствие наглядных методик для предупреждения утомления.
Вопрос 4
На ПМПк предоставляются следующие документы:
( исключите лишний вариант ответа)
Варианты ответов
Дневник учащегося.
Вопрос 5
Употребление каких терминов в отечественных правовых документах целесообразно в условиях современной гуманистической парадигмы специальной педагогики:
(выбрать правильный ответ)
Варианты ответов
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья.
Вопрос 6
При установлении контактов с родителями воспитанников педагог должен:
( исключите лишний вариант ответа)
Варианты ответов
Вовремя предъявлять родителям претензии.
Вопрос 7
Дети с нарушениями в интеллектуальном развитии отличаются от детей с ЗПР:
(исключите лишний вариант ответа)
Варианты ответов
Продуктивностью в игровой деятельности.
Вопрос 8
К средствам, направленным на сенсомоторное развитие ребенка с ОВЗ, НЕ относятся: ( выберите правильный ответ)
Варианты ответов
Заучивание букв.
Вопрос 9
Употребление каких терминов в отечественных правовых документах целесообразно в условиях современной гуманистической парадигмы специальной педагогики: (выбрать правильный ответ)
Варианты ответов
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья.
Вопрос 10
Укажите ведущую функцию в работе учителя-логопеда в соответствии с должностными обязанностями: (выбрать правильный ответ)
Варианты ответов
Осуществляет обследование воспитанников, определяет структуру и степень дефекта развития, проводит его коррекцию.
Вопрос 11
(выбрать правильный ответ)
Варианты ответов
Всегда нарушена.
Вопрос 12
В основе методического принципа обеспечения активной речевой практики лежит положение о том, что развитие речи происходит только… (выберите правильный ответ)
Варианты ответов
На основе врожденных способностей к языку.
Вопрос 13
Какая из инструкций к речевому заданию будет в большей степени ориентировать ребенка на словесную творческую активность? (выберите правильный ответ)
Варианты ответов
Придумай новую историю о….
Вопрос 14
Какая продолжительность занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром с привлечением компьютера является максимальной для детей 6 лет? (выберите правильный ответ)
Варианты ответов
10 мин.
Вопрос 15
В чем заключается суть планирования работы по развитию речи? (выберите правильный ответ)
Варианты ответов
В проектировании становления и развития речи детей, прогнозировании динамики.
Вопрос 16
Какова цель методики развития речи? (выберите правильный ответ)
Варианты ответов
Разработка на научно-педагогической основе.
Вопрос 17
Какой из приемов развития речи не относится к словесным приемам? (выберите правильный ответ)
Варианты ответов
Показ.
Вопрос 18
Какое из средств развития речи является ведущим? (выберите правильный ответ)
Варианты ответов
Общение.
Вопрос 19
Что направлено на развитие словесного творчества детей? (выберите правильный ответ)
Варианты ответов
Организация наблюдений, ориентированных на образное восприятие окружающей действительности.
Вопрос 20
Что нельзя отнести к направлениям методической работы по развитию речи? (выберите правильный ответ)
Варианты ответов
Обеспечение финансово-правовой защиты кадров.
Вопрос 21
Какой прием ориентирован на развитие общения между детьми? (выберите правильный ответ)
Варианты ответов
Сюжетно-ролевая игра.
Вопрос 22
Выделите 4 направления, которые являются основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности
Варианты ответов
Художественно-эстетическое.
Познавательное и речевое.
Физическое.
Социально-личностное.
Вопрос 23
Основная идея деятельностного подхода в дошкольном образовании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка (выберите правильный ответ)
Варианты ответов
С деятельностью как средством развития субъектности ребенка.
Вопрос 24
Игровая деятельность выполняет развивающие функции если: (выберите правильный ответ)
Варианты ответов
Является самостоятельной деятельностью детей.
Вопрос 25
Продолжите фразу: культурно-исторический подход, как основное направление повышения эффективности дошкольного образования включает исходное положение: взаимодействие ребенка и педагога строится на основе… (выберите правильный ответ)
Варианты ответов
Ситуаций диалога.
Значение сенсомоторной сферы в развитии детей с ОВЗ
Eкатерина Kаменщикова
Значение сенсомоторной сферы в развитии детей с ОВЗ
Значение сенсомоторной сферы в развитии детей с ОВЗ.
Приоритетное место среди проблем развития детей с ОВЗ занимает сенсомоторная сфера, поскольку она влияет на дальнейшее обучение ребенка.
На первый взгляд может показаться, что сенсомоторное развитие ребенка – это естественный процесс, который осваивается на определенных этапах жизни самостоятельно. Обычно так и происходит у детей без нарушений в развитии. Но, у детей с ОВЗ все происходит иначе, поскольку общая инертность психики, нарушения движения и речи, препятствуют формированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей среды. Установлено, что у детей с ОВЗ сенсомоторное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Существует пять сенсорных систем,с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и т. д.
Неполноценное развитие ощущений и восприятий у детей с ОВЗ, затрудняют формирование представлений о времени, тормозят развитие психических процессов, в частности, мышления.
Дети с ОВЗ имеют нарушения практически во всех видах восприятия.
Специально организованная в нашем детском саду сенсорнаякомната направлена на:
1. Формирование умений различать предметы по величине, по цвету, по форме.
2. Формирование слухового внимания, умения различать предметы и действия по звуку.
3. Обогащение и развитие сенсорного опыта с помощью игровых действий и разнообразных видов детского творчества.
Коррекционно-педагогические занятия в сенсорнойкомнате направлены на решение двух комплексов задач:
1.Релаксация: нормализация мышечного тонуса, снятие психологического и эмоционального напряжения.
2.Активизация различных функций центральной нервной системы: стимуляция всех сенсорных процессов (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, повышение мотивации к деятельности, создание положительного эмоционального фона и преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы, развитие речи и коррекция речевых нарушений, коррекция нарушений высших корковых функций. Развитие общей и мелкой моторики и коррекция двигательных нарушений.
Технологии применяемые мною для развития сенсомоторной сферы у глухих детей.
Для устной речи многих детей с нарушением слуха, как известно, характерны как дефекты в воспроизведении ряда звуков речи, так и нарушение ритмико-интонационной ее стороны.
Фонетическая ритмика органически входит в работу по формированию произношения и играет существенную роль как в коррекции речи детей с нарушенным слухом младшего возраста, так и в развитии у них естественных движений. Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
2. Игровые технологии.
Дошкольники с нарушениями слуха, как и слышащие дети, любят играть. Они стремятся в играх отразить те впечатления, которые получают благодаря наблюдениям за окружающей жизнью и участию в ней. Однако тематика их игр значительно беднее, с преобладанием в основном бытовых игр. Обучению играм уделяется большое значение в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха. Это связано с большой развивающей ролью игры, возможностями решения воспитательных задач, развития речи и общения. В игре полноценно может быть реализована задача речевого развития детей с нарушенным слухом. Игра как основная детская деятельность предполагает действия с предметами, игрушками, в ходе которых ребенок усваивает их названия, действия, свойства.
3. Коррекционная технология – к ней относится сказкотерапия.
Сказка – наш друг и помощник, именно она помогает нам найти ту важную дорожку к сердцу ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.Детям сначала рассказывается сказка в доступной им форме с использованием наглядности: настольный театр, плоскостные фигуры персонажей на фланелеграфе, пальчиковый театр, перчаточные куклы, маски, так как словарь у детей с нарушениями слуха очень ограничен.
Заключительным этапом работы со сказкой является участие детей в театрализованных играх, драматизации сказок. Таким образом, сказкотерапия развивает у дошкольников интерес к миру театра, творческие способности и эмоциональный фон, приобщает их к окружающему миру. Такой комплексный подход к работе по сказке позволяет расширить зону коррекционного воздействия на ребёнка-дошкольника, способствует его всестороннему развитию, Сказка направлена на обогащение и активизацию словаря, освоение значения слов, формирование эмоционального фона детей, развитие личностных качеств воспитанников, создает условия для общения друг с другом. Сказка является коррекционным методом работы с детьми, имеющими нарушения слуха, по формированию у них устной речи.
4. Применение компьютерных технологий на занятиях по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи для детей с нарушением слуха дает пошаговое развитие с учетом уровня слуха и речи каждого.
При этом можно говорить о педагогическом результате, связанном с формированием навыка собственной деятельности (речевой и умственной) Именно применение цвета, графики,звука современных средств видеотехники позволяют формировать и моделировать смысловые компоненты речи глухих дошкольников: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления.
5. Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация.
Релаксация- комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Любые,даже незначительные стрессовые ситуации перегружают слабую систему ребенка с нарушением слуха. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное упражнение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием.
Примеры релаксационных упражнений:
УП-Я “Спящий котёнок”
—Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).
Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)
Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.
Уровень сенсорного развития является базисным, это из условий успешности любого вида деятельности и становления личности.
Практика обучения и воспитания детей с нарушением слуха показала, что наличие нарушений в сенсорной сфере требует особой организации коррекционной работы, учитывающей общую структуру дефекта, особенности развития познавательных процессов и развития личности в целом.
Говоря о детях с нарушением слуха, необходимо отмечать значительное отставание у них формирования познавательных интересов, и как следствие изменение количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира, что приводит к возникновению трудностей в обучении и снижению успеваемости. Постоянная ситуация неуспеха, зачастую становится источником отрицательных эмоций, перерастающих в негативные эмоциональные состояния, может в дальнейшем явиться причиной формирования отрицательных качеств личности.
Вот почему так важно создать в образовательном учреждении условия для формирования у дошкольников зрительного восприятия сенсорных эталонов, помогающих познавать предметы и явления окружающего мира через такие характеристики, как форма, цвет и величина
Целенаправленная системная работа по сенсорному воспитанию позволяет сдвинуть сроки и увеличить темп сенсорного развития ребенка, преодолев многие отклонения в развитии детей с овз, значительно приблизив его к нормативному уровню. Кроме этого работа по сенсорному воспитанию оказывает существенное воздействие на весь ход психического развития ребенка, стимулируя развитие деятельности, мышления и речи.
Таким образом, развитие сенсорного восприятия и актуализация разнообразных представлений об окружающем мире лежат в основе формирования возрастных психологических новообразований и становления всех видов детской деятельности и поведения. Это тот базис, который постоянно должен развиваться и совершенствоваться на всех годах обучения и воспитания ребенка в дошкольном учреждении, в практических и продуктивных видах детской деятельности.
Развитие сенсомоторных навыков у детей с ОВЗ
Сухоручко Светлана
Развитие сенсомоторных навыков у детей с ОВЗ
Развитие сенсомоторных навыков
у детей с ограниченными возможностями здоровья
«Единственная возможность научить ребенка жить
в существующих условиях, это создать ему условия для
полного овладения своими собственными способностями».
С детьми c ОВЗ я работаю третий год. В моей группе находятся дети с особенностями в физическом и психическом развитии, состояние здоровья, которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения.
Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в не входят дети с нарушениями в развитии и имеющие сочетанные нарушения. Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостатками общей и мелкой моторики, трудностями во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности –вербализации, искажения познания окружающего мира, изменениям в становлении личности. Наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход, дальнейшего развития ребенка.
Приоритетное место среди проблем развития детей с ОВЗ занимает сенсомоторная сфера, поскольку является важным компонентом интеллектуального развития.
Поэтому в своей практической коррекционной деятельности я использую направленные методы и приемы, способствующие межполушарному взаимодействию, а это является основой интеллекта.
Применяю полуфункциональные пособия, способствующие развитию сенсомоторной сферы, словесно-логическому мышлению, дающие возможность скорректировать речевые и двигательные нарушения, улучшающие память, внимание, восприятие, эмоционально-волевую сферу, развить социально-коммуникативные и творческие способности.
Виды сенсомоторных игр разнообразны и среди них обязательно найдутся те, что интересны воспитанникам. В процессе игры я демонстрирую и комментирую все свои действия, затем стимулирую ребенка к совместной деятельности. Ратифицирую ребенка за: каждый маленький успех (маленькой наградой: похвалой, лаской, одобрением, комплиментом).
В работе с детьми ОВЗ применяю следующие подходы:
1. индивидуальный подход;
2. предотвращение наступления утомляемости;
3. активизация познавательной деятельности;
4. проведение подготовительных занятий;
5. обогащение знаниями об окружающем мире;
6. коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
7. проявление педагогического такта.
Работая с особенными детьми и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. У каждого педагога своя технология, методы и приёмы работы с детьми ОВЗ.
Наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.
Одним из таких средств является применение нейропсихологических подходов, кинезиологических упражнений, использование Су-джок терапии, здоровьесберегающих технологий, песочной игротерапии, сказкатерапии, игровые и ИКТ технологии.
Технологии применяемые мною для развития сенсомоторной сферы детей.
Для устной речи многих детей сОВЗ, как известно, характерны как дефекты в воспроизведении ряда звуков речи, так и нарушение ритмико-интонационной ее стороны.
Логоритмика органически входит в работу по формированию произношения и играет существенную роль как в коррекции речи детей с младшего возраста, так и в развитии у них естественных движений. Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
2. Игровые технологии.
Все дети любят играть. Они стремятся в играх отразить те впечатления, которые получают благодаря наблюдениям за окружающей жизнью и участию в ней. Однако тематика их игр значительно беднее, с преобладанием в основном бытовых игр. Обучению играм уделяется большое значение в дошкольных учреждениях для детей с ОВЗ. Это связано с большой развивающей ролью игры, возможностями решения воспитательных задач, развития речи и общения. В игре полноценно может быть реализована задача речевого развития детей. Игра как основная детская деятельность предполагает действия с предметами, игрушками, в ходе которых ребенок усваивает их названия, действия, свойства.
3. Коррекционная технология – к ней относится сказкотерапия.
Сказка – наш друг и помощник, именно она помогает нам найти ту важную дорожку к сердцу ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Детям сначала рассказывается сказка в доступной им форме с использованием наглядности: настольный театр, плоскостные фигуры персонажей на фланелеграфе, пальчиковый театр, перчаточные куклы, маски.
Заключительным этапом работы со сказкой является участие детей в театрализованных играх, драматизации сказок. Таким образом, сказкотерапия развивает у дошкольников интерес к миру театра, творческие способности и эмоциональный фон, приобщает их к окружающему миру. Такой комплексный подход к работе по сказке позволяет расширить зону коррекционного воздействия на ребёнка-дошкольника, способствует его всестороннему развитию, Сказка направлена на обогащение и активизацию словаря, освоение значения слов, формирование эмоционального фона детей, развитие личностных качеств воспитанников, создает условия для общения друг с другом. Сказка является коррекционным методом работы с детьми с ОВЗ, по формированию у них устной речи.
4. Применение цифровых образовательных ресурсов на занятиях по развитию слуха и формированию произносительной стороны речи для детей с нарушением слуха дает пошаговое развитие с учетом уровня слуха и речи каждого.
При этом можно говорить о педагогическом результате, связанном с формированием навыка собственной деятельности (речевой и умственной) Именно применение цвета, графики, звука современных средств видеотехники позволяют формировать и моделировать смысловые компоненты речи глухих дошкольников: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления.
5. Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация.
Релаксация- комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Любые,даже незначительные стрессовые ситуации перегружают слабую систему ребенка с нарушением слуха. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное упражнение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием.
Примеры релаксационных упражнений:
УП-Я “Спящий котёнок”
—Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).
Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)
Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.
Уровень сенсорного развития является базисным, это из условий успешности любого вида деятельности и становления личности.
Практика обучения и воспитания детей с нарушением слуха показала, что наличие нарушений в сенсорной сфере требует особой организации коррекционной работы, учитывающей общую структуру дефекта, особенности развития познавательных процессов и развития личности в целом.
Говоря о детях с ОВЗ, необходимо отмечать значительное отставание у них формирования познавательных интересов, и как следствие изменение количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира, что приводит к возникновению трудностей в обучении и снижению успеваемости. Постоянная ситуация неуспеха, зачастую становится источником отрицательных эмоций, перерастающих в негативные эмоциональные состояния, может в дальнейшем явиться причиной формирования отрицательных качеств личности.
Вот почему так важно создать в образовательном учреждении условия для формирования у дошкольников зрительного восприятия сенсорных эталонов, помогающих познавать предметы и явления окружающего мира через такие характеристики, как форма, цвет и величина
Целенаправленная системная работа по сенсорному воспитанию позволяет сдвинуть сроки и увеличить темп сенсорного развития ребенка, преодолев многие отклонения в развитии детей с ОВЗ, значительно приблизив его к нормативному уровню. Кроме этого работа по сенсорному воспитанию оказывает существенное воздействие на весь ход психического развития ребенка, стимулируя развитие деятельности, мышления и речи.
Таким образом, развитие сенсорного восприятия и актуализация разнообразных представлений об окружающем мире лежат в основе формирования возрастных психологических новообразований и становления всех видов детской деятельности и поведения. Это тот базис, который постоянно должен развиваться и совершенствоваться на всех годах обучения и воспитания ребенка в дошкольном учреждении, в практических и продуктивных видах детской деятельности.
Спасибо за внимание!
Практико-ориентированный проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ 1 класса «Уроки Мойдодыра» «Практико-ориентированный проект уроки «Мойдодыра» по формированию культурно гигиеничских навыков у детей с ОВЗ 1 класса. Информационная.
Использование природных материалов для развития сенсомоторных навыков у детей от 2 до 3 лет. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 «Семицветик» муниципальное образование Белореченский район.
Программа кружка «Умные пальчики» по формированию графических навыков и развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 116» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по развитию.
Развитие навыков самостоятельности у детей раннего возраста Развитие самостоятельности – одна из основных задач родителей и воспитателей групп раннего возраста. Задача это довольно непростая, поскольку.
Развитие коммуникативных навыков как средство включения ребенка с ОВЗ в школьный коллектив Одним из главных факторов, влияющих на успешность усвоения знаний является социальная адаптированность к школьным условиям и классному коллективу.
Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка,.
Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ средствами музыкального искусства Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ (зрение) средствами музыкального искусства. Внутренний мир ребенка с особенными потребностями.
Сенсорное развитие детей с ОВЗ, через дидактическую игру В развитии ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. наиболее важным аспектом является, формирование сенсорных способностей, то есть.
Влияние культурно-гигиенических навыков на развитие детей Создание здорового образа жизни для ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально.
Занятие для детей-дошкольников по программе «Развитие умений и навыков положительного взаимодействия детей с ОВЗ» Цели: обучение управлению своими эмоциональными состояниями; сплочение детского коллектива. Задачи занятия: 1. Умение понимать эмоциональные.