Что не относится к специфическим особенностям управленческого труда

Специфические особенности управленческого труда

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Лекция 1. Специфика управленческого труда

Труд современного менеджера (или, по-другому, управленческая деятельность) имеет целый ряд существенных особенностей, которые отличают его от трудовой деятельности непосредственных исполнителей. Это определяется, прежде всего, тем, что в основе профессиональной деятельности руководителя лежит постоянное воздействие на своих подчиненных для побуждения их к действиям, приводящих организацию к успеху. Поэтому в сложной, многогранной деятельности управленца выделяют три основных аспекта.

Аспекты профессиональной деятельности руководителей

1. Институциональный описывает как самих управляющих, так и тех, на кого направлены их управленческие воздействия. Другими словами, данный аспект отвечает на вопросы: «Кто управляет?» и «Кем управляют?».

2. Процессуальный отражает сам ход решения управленческих задач, процесс реализации функций управления, особенностей стилей управления. Данный аспект управления направлен на исследование вопроса: «Как осуществляется управление?».

3. Инструментальный характеризует те организационные формы управления, которыми пользуются руководители для достижения поставленных целей (различные совещания, приказы, распоряжения, графики и планы, заслушивание отчетов, личные беседы и т.д.). Таким образом, этот аспект содержит в себе ответ на вопрос: «Посредством чего осуществляется управление?».

При этом каждый из указанных аспектов управленческого труда может быть детализирован в еще большей степени, рассмотрен во времени (как процесс), могут быть исследованы закономерные сочетания этих сторон. Поэтому ясно, что управленческая деятельность представляет собой гораздо более сложный, насыщенный различными ситуациями, спрессованный во времени процесс, чем однообразная, узкоспециализированная деятельность исполняющего работника. Поэтому выделяют несколько наиболее значимых особенностей труда руководителей.

Специфические особенности управленческого труда

1. Опосредованность Руководитель планирует, организует, мотивирует и контролирует подчиненных, несет ответственность за положение дел, но саму работу выполняют в основном подчиненные. То есть, управленческая деятельность опосредуется по отношению к результатам групповой работы разнообразной деятельностью исполнителей.

2. Фрагментарность Руководитель не может ожидать однородности в своей работе, скорее характерным для него будет кратковременность, разнообразие, многоаспектность осуществляемой деятельности. Так, согласно исследованиям известнейшего специалиста по изучению особенностей управленческого труда Генри Минцберга, мастер выполняет в среднем 583 различных операции по управлению в день. Эти операции разнообразны и прерывисты во времени, выполнять их приходится фрагментарно, возвращаться к аспектам вновь и вновь. У исполнителей же, в основном, работа рационализирована, может повторяться, не прерываться и выполняться в своеобразном ритме.

3. Динамичность или работа в условиях постоянно меняющейся внешней среды Все мало предсказуемое поведение внешней среды, как экономической, социальной, так и политической сферы заставляет современного руководителя работать, во-первых, приспосабливаясь к наметившимся тенденциям, а во-вторых, находиться в состоянии постоянной готовности к возможным изменениям в ближайшем будущем. «Неизменно только постоянство изменений». Эти слова принадлежат английским консультантам по управлению М.Вудкоку и Д.Френсису, которые пишут также: «Именно на управляющих всех уровней лежит задача сделать все возможное для создания подходящего варианта будущего и не дать втянуть себя (и людей, подчиняющихся вам) в водоворот неудач. Стать более умелыми с непредсказуемым будущим».

4. Насыщенность взаимодействием с людьми Постоянное взаимодействие с людьми, в большей степени с подчиненными, называется управленческим взаимодействием и направлено оно прежде всего на организацию и стимулирование эффективной работы сотрудников. В управленческом взаимодействии руководитель реализует три основные функции:

— выдача распорядительной информации (распоряжение, указание, рекомендация, совет и просьба)

— получение обратной информации, позволяющей определить как поняли его подчиненные, как выполняются задачи

— выдача оценочной информации, при помощи которой доводится суждения руководителя о качестве результата

Немецкие консультанты по управлению Б.Швальбе и Х.Швальбе предлагают список из 82 средств и ситуаций управленческого взаимодействия.

5. Дефицит временных ресурсов Современный руководитель находится в ситуации, где нужно быстро принять решение по данному вопросу, наметить план действий по другому вопросу и тут же переключиться на что-то третье. Поэтому многие сетуют на то, что не хватает времени для решения всех проблем и приходится задерживаться допоздна на работе. Американский консультант по управлению Р.А.Маккензи пишет, что многие руководители к моменту прихода на рабочее место думают, что смогут выполнить месячный объем дел, но затем наступает горькая реальность, так как совершенно незапланированные мероприятия уже поджидают на пороге. Поэтому возникает необходимость четкого планирования собственной деятельности и распорядка дня, а также, умения делегировать свои полномочия.

Специфика профессиональной деятельности руководителя в системе государственной службы еще дополняется тем, что она:

— реализуется в строго иерархической среде с четко разграниченными категориями и разрядами среди субъектов профессиональной деятельности

— обладает формализованными и регламентированными средствами по достижению поставленных целей

— имеет слабо выраженную критериальную основу для оценки эффективности результатов деятельности

— протекает во внешней среде, часто характеризующейся отсутствием конкуренции

— вынужденность находиться в состоянии постоянной готовности представить необходимые материалы вышестоящему руководству.

К еще одной специфике управленческого труда можно отнести и карьеру руководителя.

Понятия «служебно-профессиональное продвижение» и «карь­ера» являются близкими, но неодинаковыми. Подслужебно-профессиональным продвижением понимается предлагаемая организацией последовательность различных сту­пеней (должностей, рабочих мест, положений в коллективе), ко­торые сотрудник потенциально может пройти. Подкарьерой же понимаетсяфактическая последователь­ность занимаемых ступеней (должностей, рабочих мест, поло­жений в коллективе).

Основные этапы карьеры руководителя:

Развитие карьеры можно планировать и управлять продвижением по службе при помощи влияния карьерных ориентаций. При помощи методики «Якоря карьеры» проводится самоанализ карьерных ожиданий и ориентаций (Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. СПб.: Изд-во «Речь»,2000г.).

Карьерные ориентации:

1.Профессиональная компетентность (желание достичь высот в профессии, стать специалистом-профессионалом)

2.Менеджмент (желание стать хорошим руководителем, реализовать способности и возможности в области управления)

3. Автономия (желание стать максимально независимым от обстоятельств любого рода)

4. Стабильность (приверженность определенному месту жительства и месту работы, не желание что-либо менять)

5. Вызов (желание достичь чего-либо вопреки мнению, ситуации, возможности)

6. Служение (реализация идей научных, творческих; работа не за материальное вознаграждение, а за возможность достижения высокой цели)

7. Интеграция стилей жизни (возможность сочетать при помощи данной деятельности все стороны жизни: работу, дом, семью).

8. Предпринимательство (желание реализовать творческие идей, воплотить в жизнь задумки, реализовать жажду деятельности)

Источник

Специфика и функции управленческого труда

Управленческим трудом называется трудовая деятельность, а также различные работы и операции по исполнению сотрудниками управляющей функции в той или иной организации. Качество исполнения управленческих функций напрямую зависит от эффективности деятельности предприятия или фирмы. Как правило, специфика управленческого труда состоит в том, что результаты этой трудовой деятельности находятся вдалеке от момента и места его выполнения и лишь в итоге составляют результаты функционирования всей организации в целом.

Особенности управления

Что не относится к специфическим особенностям управленческого трудаРабота сотрудников по управлению имеет определенный характер и технологические различия. Содержание и особенности управленческого труда состоят из различных факторов.

Умственный труд сотрудников, принадлежащих к аппарату управления, состоит из трех основных видов их деятельности:

Предметом такой деятельности, как управленческий труд, является информация – ее поступление, восприятие, анализ и переработка. Средствами управленческого труда являются вычислительная техника и человеческий интеллект, а результатами – управленческие решения и контроль над их выполнением.

Технологические особенности этого вида деятельности заключаются в следующем:

Работники управленческого труда подразделяются на руководящие должности, специалистов и исполнителей, в зависимости от содержания и характера трудовой деятельности.

Руководители

Задача руководителей в области управленческого труда – определить цели своего предприятия и непосредственное направление его деятельности, а также выполнять подбор и расстановку кадров, координировать работу всех исполнителей и подчиненных, обеспечивающих в организации эффективную коллективную производственную деятельность.

Специалисты

Специалисты, в свою очередь, занимаются разработкой и последующим внедрением новых или улучшенных методов и форм организации производственного процесса, управления и труда, экономических и технических нормативов. Кроме того, специалисты должны обеспечить представителей коммерческой деятельности соответствующим набором документов и материалов.

Исполнители

Исполнители (служащие) могут выполнять самую разнообразную работу, которая связана с непосредственным обеспечением деятельности руководства и специалистов. Такой работой может являться сбор, фиксация, передача, множительные работы, обработка поступившей информации, оформление документации и т.д.

Эффективность управленческого труда

Технологические особенности управленческого труда стоят рядом с таким понятием, как эффективность. Но эффективность деятельности сотрудников аппарата управления определяется никак не количеством подготовленных и выполненных документов, выданных предписаний и расчетов, а непосредственно прогрессивностью и результативностью.

Эффективность управленческой деятельности делится на такие виды, как экономическая и социальная.

Экономическая эффективность

Основой оценивания является отношение количества затрат на управленческую деятельность к стоимости единицы определенного продукта или же ко всему объему на производстве. Действительной эффективностью в таком случае следует считать ту ситуацию, когда количество затрат на управленческие нужды не изменилось (или же незначительно увеличилось), но в то же время улучшилось качество управления.

Социальная эффективность

Что не относится к специфическим особенностям управленческого трудаОпределяется и измеряется в ходе исследования цепи «цель – желаемый результат – расходы». Сопоставляя результат и расходы, ставят определенную задачу, а именно: показание степени экономичности управленческой деятельности. Иными словами, нужно ответить на вопрос о том, какой ценой и при помощи каких расходов достигается приближение к поставленной цели. В этом случае эффективность понимается как некая степень достижения поставленной цели и как степень экономной траты тех или иных ресурсов.

Принципы рациональной организации управленческого труда

Специфика и содержание управленческого труда должны включать в себя и компонент рационализации данного вида деятельности, который должен достигаться за счет минимизации трудовых затрат в управленческом процессе.

В основе такой рациональной организации труда управленцев лежат несколько основополагающих принципов.

Комплексность

Указывает на то, что проблемы, связанные с организацией управленческого труда, должны решаться с разных сторон с учетом всех аспектов деятельности управления персоналом.

Системность

Учитывая, что принцип комплексности направлен на полноту рассмотрения проблемы управления в соответствии со всеми направлениями, данный принцип содержит в себе их увязку и взаимное согласование, а также устранение возникших противоречий. В результате должна создаваться большая система трудовой организации, в составе которой все подсистемы согласованы между собой.

Регламентация

Подразумевает под собой установление и последующее строгое соблюдение каких-либо положений и правил, инструкций, указаний, нормативов и других документов, которые основаны на объективно существующих закономерностях развития управленческой системы. При этом должен выделяться круг определенных вопросов, которые требуют жесткой регламентации, и круг вопросов, для которых требуются лишь какие-нибудь рекомендации.

Специализация

Суть этого принципа заключается в закреплении за каждым из подразделений организации определенного набора работ и функций с возложением на эти подразделения полной ответственности за конечный результат управленческой деятельности.

Стабильность

Согласно данному принципу, трудовой коллектив должен взаимодействовать и работать в установленных условиях стабильности его решаемых задач, функций и состава этого коллектива. Естественно, нельзя исключать динамику развития коллектива. Главное, чтобы изменение состава и содержания задач обуславливалось объективно нужными потребностями и происходило преимущественно на научной основе.

Источник

Характер и особенности управленческого труда

Что не относится к специфическим особенностям управленческого труда Что не относится к специфическим особенностям управленческого труда Что не относится к специфическим особенностям управленческого труда Что не относится к специфическим особенностям управленческого труда

Что не относится к специфическим особенностям управленческого труда

Что не относится к специфическим особенностям управленческого труда

Труд – это осознанная целенаправленная, результативная деятельность людей, требующая затрат физической, умственной, биологической энергии. Труд следует рассматривать и как форму жизнедеятельности людей, способ их экономического поведения. Осознанность трудовой деятельности означает, что ей предшествует выработка проекта действий, фиксация образа действий в сознании человека.

Так что трудом следует считать не просто деятельность людей, а только такую деятельность, которая осуществляется в соответствии с замыслом, заранее продуманным планом, проектом. Намечаемый способ действий может быть выработан самим человеком труда, т.е. работником, или задан ему другими людьми. По крайней мере, считается, что человек трудится только в том случае, когда ему известно, что делать и как делать. Важно также знать для кого, зачем делать.

Характер управленческого труда. Понятие управленческого труда в определённой мере связано с понятием управления как сферы его приложения. Если считать, что любой труд проявляется в двух формах – физической и умственной, то одной из разновидностей умственного труда является управленческий.

Управленческий труд исторически выделялся в особую категорию общественного труда с последующей дифференциацией по видам и подвидам работ и основывается на понимании управления как вида профессиональной деятельности, присущей всякому совместному труду. Если в одном общем процессе труда участвует группа лиц, то обязательно возникает необходимость координации их трудовых усилий.

Управленческий труд – это вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности как отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом.

Исторически было принято считать, что только труд рабочих является производительным, что стоимость создаётся лишь в сфере материального производства рабочими и крестьянами, тогда как работники непроизводственной сферы при всей их необходимости – просто нахлебники. Известнейший экономист Адам Смит, именуемый «отцом экономики», в своей фундаментальной книге «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданной ещё в 1776 г., утверждал, что «труд некоторых самых уважаемых сословий общества, подобно труду домашних слуг, не производит никакой стоимости и не закрепляется и не реализуется ни в каком длительно существующем предмете или товаре, могущем быть проданным, который продолжал бы существовать и по прекращении труда».

Эти мысли зачинателя трудовой теории стоимости Адама Смита и его продолжателя Давида Рикардо очень понравились Карлу Марксу, который положил их в основу своей экономической теории. Однако при всём уважении к гениальным экономистам прошлого следует отметить, что эта часть их воззрений не выдержала испытаний временем.

Сейчас весь прогрессивный мир считает, что труд в сфере науки управления, образования, культуры, информационных услуг столь же производителен как и в сфере материального производства. И производство информации, знаний, выработка управленческого решения ничем не уступает по важности материальному производству. Так что физический и умственный труд уравновешиваются в правах, тем более что в экономике их не так-то просто различать. Рабочие управляют станками-автоматами, водитель транспортного средства прорабатывает большое количество информации, а об энергичном учителе говорят, что он физически устаёт за урок не меньше дровосека.

Представители профессии, труд которых во времена А. Смита не закреплялся ни в каком материальном продукте, заняли в структуре занятости развитых рыночных стран доминирующее место. Услуги приобрели производительный характер и учитываются в качестве равноправной части валового национального продукта. Так что смитовская концепция производительного и непроизводительного труда для современного производства – это анахронизм.

Дело не в том, что надо считать производительным характер труда работников, занятых всеми видами обслуживания основного производственного процесса и управлением производства. Необходимо осознать системно-интегральный характер производительности современного производства.

Что не относится к специфическим особенностям управленческого труда

Продукт современного производства – сложное динамическое единство «материальных» и «нематериальных» свойств, которое обеспечивается организационно и профессионально сбалансированной работой многочисленных групп специалистов из самых различных областей. Перекос в сторону одной из них разрушает эту целостность с потерей потребительских качеств, престижа и имиджа данной производственной системы. Именно поэтому оценки производительности должны носить интегрально-факторный характер, позволяющий учесть роль всех сторон процесса производства.

Особенности управленческого труда. При анализе социально-экономической природы труда в сфере управления следует иметь в виду специфические особенности этого вида трудовой деятельности. Назовём основные особенности управленческого труда.

1 Количество труда. Результаты труда работников аппарата управления в большинстве случаев невозможно измерить прямым путём, например, объёмом произведённых продукции, работ или услуг. Количественное измерение выполняемых работ может быть применимо лишь к незначительной части служащих, выполняющих повторяющиеся операции (машинистки, операторы вычислительных машин, расчётчики, кассиры, копировщики и т.п.). Труд руководителей и специалистов, выполняющих творческие и неповторимые операции, количественно может оцениваться только косвенно – в труде других людей, т.е. выражаться в экономических показателях руководимого или обслуживаемого работником подразделения.

2 Предмет труда, средство труда, продукт труда. Работники управленческого труда имеют дело со специфическими предметами, средствами и продуктами труда.

Предметом труда в сфере управления выступают не материально-вещественные элементы производства, а информация, сбор, передача, обработка которой занимают большой удельный вес в бюджете рабочего времени служащих.

Средством труда работников управленческого аппарата является организационная и вычислительная техника, а также условно-постоянная информация (нормативные, методические и справочные материалы).

Продуктом труда в сфере управления выступает также информация в форме документов, решений, распоряжений и т.п., необходимых для нормального функционирования и развития организационной системы управления.

3 Качество труда. В управленческом труде велико значение показателя качества, так как низкое качество управленческой деятельности может повлечь за собой крупные социально-экономические потери (принятое решение без достаточного обоснования может привести к большим убыткам или к тяжёлым последствиям в масштабе фирмы или региона).

4 Высокие квалификационные требования. Труд в сфере управ­ле­ния, в особенности работа руководителя, специалиста, предъявляет к работнику повышенные квалификационные требования. Только период общего и специального образования у данной категории работников занимает 15 лет, не говоря уже о периоде накопления опыта, навыков, умения.

5 Широкие пространственные границы рабочего места. Труд работников аппарата управления носит весьма мобильный характер, имеет рабочее место с развёрнутыми пространственными границами. В отличие от работающих на производственных участках со строго очерченными границами рабочего места, руководители и многие специалисты по роду своей работы перемещаются по территории предприятия, выезжают в командировки, посещают другие организации.

6 Содержание труда. Содержание труда работника аппарата управления складываются из множества различных операций и процедур, различающихся:

· по характеру трудовых процессов (работа с информацией, принятие решений, организация исполнения);

· по сложности и квалификационным требованиям (творческие, логические, технические операции);

· по уровню механовооружённости (ручные, механизированные, автоматизированные);

· по частоте повторяемости, последовательности выполнения и т.п.

Источник

Каковы основные особенности управленческого труда?

В чем состоит сущность управленческого труда?

Основная цель управления состоит в создании необходимых условий (организационных, технических, социальных, психологических и т.д.) для реализации задач организации (предприятия), установлении гармонии между индивидуальными трудовыми процессами, координации и согласовании совместной деятельности работников ради достижения конкретных запланированных результатов. Следовательно, управление – это, прежде всего, работа с людьми, а их трудовая деятельность служит объектом управляющего воздействия.

Сущность управления, его функции и специфика определяются, с одной стороны, задачами, которые оно решает, с другой, – содержанием «простых» моментов процесса управленческого труда, т.е. его предметом, средствами и самим трудом. Управленческий труд – это разновидность умственного труда. Этот труд, хотя непосредственно и не выступает созидателем материальных благ, является неотъемлемой частью труда совокупного рабочего. Следовательно, управленческий труд – это производительный труд, выполнять который необходимо при всяком комбинированном способе производства. Таким образом, управленческий труд – это вид трудовой деятельности, операции и работы по выполнению административно-управленческими работниками функций управления в организации. В таблице систематизированы основные характеристики управленческого труда:

ХарактеристикиКомментарий
цельсоздание условий для достижения целей организации, координация и согласование совместной деятельности работников организации
предметтрудовая деятельность людей, информация
средстваорганизационная и вычислительная техника, информация как средство связи
продуктуправляющее воздействие (управленческое решение)

Управленческий труд (другими словами, это труд административно-управленческих работников) является неотъемлемой частью совокупного общественного труда. Следовательно, чем эффективнее труд в управляющей системе, тем выше результаты совокупного труда. Однако административно-управленческие работники в отличие от рабочих непосредственно не воздействуют на предмет труда, т.е. своими руками (с использованием средств труда) не производят материальных ценностей. Они создают необходимые организационно-технические и социально-экономические предпосылки для эффективного труда людей, непосредственно занятых выполнением производственных (коммерческих) операций. Следовательно, чем выше качество выполнения управленческих функций, тем надежнее и эффективнее будет функционировать производственный объект. В процессе управленческого труда используются определенные ресурсы – материальные, финансовые, трудовые. Эффективность их использования также влияет на конечные результаты производственной деятельности. Таким образом, управленческий труд – это разновидность общественного производительного труда, так как совокупный продукт есть результат деятельности производственных рабочих и управленческого персонала. Управленческий труд в такой же мере необходим, как и труд рабочих.

Управленческий труд чрезвычайно разнообразен, в связи с чем операции и процедуры, характеризующие содержание этого труда, трудно поддаются четкой классификации и типизации. К тому же круг управленческих операций непрерывно расширяется, а сами операции видоизменяются вследствие, с одной стороны, трансформации методов управления и областей их применения и, с другой стороны, в связи с возрастающим использованием новых технических средств хранения, передачи, накопления, обработки информации. Революционные изменения в содержание операций, процедур управленческого труда вносит компьютерная техника, дающая возможность внедрять принципиально новые информационные технологии. Тем не менее, можно выделить наиболее характерные операции управленческого труда, встречающиеся, прежде всего, в процессе выработки и принятия управленческих решений. К ним относятся:

Воздействие (опосредованное) административно-управленческих работников на продукт совокупного труда осуществляется путем использования информации и ее преобразования в соответствующие решения для изменения состояния этого объекта в направлении достижения поставленных целей. Поэтому главной особенностью труда административно- управленческих работников является информационный характер предмета и продукта их труда, обусловленный принципиальным отличием трудового процесса (по его содержанию и результатам) от других видов труда.

Что понимают под конченым продуктом управленческого труда?

Конечный продукт управленческого труда – решения, определяющие меру управляющих воздействий на объекты. Однако результаты труда служащих в целом должны оцениваться не по количеству изданных распоряжений или документов, а по их влиянию на деятельность всего коллектива организации или ее подразделения. Отсюда вытекает весьма существенное специфическое требование к решению вопросов организации труда административно-управленческого персонала – предварительный анализ форм документов, методов и средств выполнения различных трудовых функций с целью выявления и устранения структурных и документационных излишеств, совершенствования организационных форм управления с использованием возможностей автоматизированных систем.

Каковы основные специфические характеристики управленческого труда?

1. Высокая психическая напряженность, связанная с большой ответственностью за принимаемые решения, с необходимостью их принятия и реализации в условиях недостатка/избытка информации, в часто меняющейся, нередко противоречивой обстановке, в жестких временных рамках. Управление совместной работой людей существенно отличается от управления техническими системами. Условия функционирования социальной системы постоянно изменяются, так как это система живая, динамичная, открытая, саморегулирующаяся. В сущности, именно с принятия управленческого решения начинается реализация управленческой деятельности. В трудной ситуации может иметь место явление информационной перегрузки, которое, вопреки обычным представлениям, встречается в управлении чаще, чем дефицит информации.

Руководители всех рангов относятся к категории работников с ненормированным рабочим временем. Продолжительность их рабочего времени колеблется в пределах 9–15 часов в сутки. При этом работа, которую он выполняет в течение дня, разнообразна, а темп выполнения очень напряженный. После долгих часов интеллектуальной работы сознание продолжает быть нацеленным на поиск новых идей, оригинальных решений, дополнительной информации.

Уровень развития руководителя и степень его профессионализма во многом определяются и тем, как он действует в сложных, кризисных ситуациях. Сильное качество руководителя – умение действовать в любой неожиданной, казалось бы, самой неуправляемой ситуации.

2. Неалгоритмизируемый, творческий характер деятельности, связанный с ярко выраженной прогностической природой принимаемых управленческих решений и большим разнообразием видов управленческой деятельности на различных уровнях иерархии. В деятельности любого руководителя очень весомое место занимают эвристические решения и принципы. Под этим понимается процесс решения человеком нетривиальных задач в условиях отсутствия заданной системы алгоритмов, недостатка или, наоборот, избытка информации, когда механический перебор возможных решений и статистические методы их поиска либо недопустимы, либо просто бессильны. По своей сути управленческая деятельность представляет собой труд творческого работника.

3. Опосредованностъ и дистанционность управления реальными объектами, субъектами и процессами. Руководитель не участвует непосредственно в производстве материальных благ или социальных услуг. Можно сказать, что руководитель работает с некой идеальной, внутренней моделью управляемого им производства. Как известно из целого ряда инженерно-психологических исследований, между внешней (реальной) и внутренней (психологической) моделями объекта управления всегда существуют различия, которые необходимо строго учитывать и по возможности минимизировать. Всегда актуальная и важная управленческая проблема заключается в обеспечении должной адекватности внутренней модели и реального процесса или объекта. В противном случае в управленческой работе неизбежны грубые ошибки и тяжелые последствия.

4. Значительная роль коммуникативной функции. Добиться решения поставленной задачи наиболее рациональным и гуманным путем при минимальных затратах времени, сил, материальных средств помогает правильная организация управленческого общения, без которого невозможно эффективное взаимодействие. В эффективном общении необходима максимальная согласованность его участников: техника, лексика, мотивация, эмоции, субъективные смыслы. Целью управленческого общения является не простое информирование, но убеждение и побуждение собеседника к выполнению необходимой совместной деятельности.

Управленческая информация (директивы, приказы, распоряжения и т.д.) имеют объективно неизбежную тенденцию к изменению (или искажению) изначального смысла в процессе движения «сверху вниз». Степень таких изменений прямо пропорциональна числу звеньев, через которые транслируется информация, а потому в организации управления следует избегать наличия излишних промежуточных, тупиковых, дублирующих или кругообразных (сугубо бюрократических) звеньев.

Умение управлять конфликтами, а главное – предвидеть возможность и истинные причины их возникновения, минимизировать негативные по следствия – это одна из базовых характеристик профессионального руководителя.

5. Воспитательный характер деятельности руководителя. Воспитание персонала, помощь в развитии, поддержка сотрудников-подчиненных – один из самых значимых аспектов деятельности успешного руководителя. Способность полностью раскрыться в роли «играющего тренера» и наставника является решающим фактором личного успеха менеджера. Опытные управленцы к важным критериям профессиональной оценки современного менеджера относят успешность участия в процессе воспитания коллектива, способность воплотить в реальность задачу развития и воспитания кадров. Для этого формируется в коллективе психологический климат, благоприятный для реализации этого многотрудного процесса. Оказывая воздействие на сотрудников, руководитель так или иначе способствует их формированию как работников-профессионалов и личностей в целом.

Эффективное управление существует не самостоятельно, не сверху, не над совместной деятельностью группы людей. Управление включено в саму внутреннюю структуру этой руководимой деятельности. Отсюда вытекает один из основных смыслов управления – как смысл руководства и лидерства, но не как беспрекословного подчинения, исключительно властного подавления, жесткого администрирования.

Понимание уникальной роли живого и конкретного человека-исполнителя общей, распределенной и управляемой работы ведет к необходимости взвешенной реализации основных психологических положений концепций «человеческих факторов» и «человеческих отношений», устойчивое наличие в смысловой сфере личности руководителя гуманных моральных и нравственных ценностей. Управленец не обязан, конечно, быть профессиональным психологом или духовником, но должен обязательно стать психологически грамотным человеком.

Существование множества социально обусловленных (политических, экономических, статусных, организационных, образовательных, культурных и др.) расхождений субъективных смыслов работы для руководителей и исполнителей обусловливает необходимость целенаправленного стремления управленца к возможному сближению смыслов, к предотвращению резких смысловых противоречий, а тем более – барьеров. Этим вновь актуализируется смысл управления как организации эффективного взаимодействия и оптимального, делегированного сотрудничества.

Принципиальные расхождения между объективным значением и личностным смыслом выполняемой работы особенно недопустимы в сознании и деятельности руководителя. Отсюда проистекает множество управленческих ошибок и грубых искажений исходного предназначения процесса управления, например бюрократия, казнокрадство, культы личностей, взяточничество, прямое или скрытное вредительство и т.д. Здесь снова и снова обостряются проблемы и актуальные вопросы целенаправленного формирования или воспитания личностной культуры, нравственности, духовности.

Для смысловой сферы руководителя необходимо осознание, внутренне принятие и практическая реализация того, что руководитель управляет не людьми или подчиненными, не их сознанием и психикой, а совместной с ними, адекватно распределенной (делегированной) работой. Реальные исполнители – это не самоцель, а средство управления во имя достижения поставленной цели.

Пестрота, сложность и чрезвычайное многообразие управленческой деятельности позволяют выделить в ней лишь самое общее и, вероятно, психологически решающее на начальном этапе становления руководителя. По нашим представлениям, это наличие личностной устремленности на лидерство и руководство или присутствие ярко выраженной субъективной тенденции личности к социальному доминированию.

Кроме того, это высокий уровень развития широких познавательных и достиженческих потребностей и смыслов, связанных с прагматическим отношением к делу, со стремлением руководителя понимать временную перспективу, не только вести за собой управляемый коллектив, но и преодолевать, развивать самого себя.

Каковы основные принципы повышения эффективности управленческого труда?

Повышение эффективности управленческого труда является важнейшей составной частью, а в ряде случаев и определяющей в повышении эффективности общественного производства. В настоящее время основным путем повышения эффективности управленческого труда является внедрение его научной организации. На основе обобщения достижений науки и передового опыта в области организации труда работников аппарата управления может быть сформирован ряд принципов, которыми следует руководствоваться при решении практических вопросов проектирования и внедрения научной организации труда в управлении производственным коллективом.

Первый принцип – комплексность. Сущность этого принципа состоит в том, что проблема совершенствования организации труда в управлении производственным коллективом должна решаться всесторонне, то есть с учетом всех ее аспектов: организационных и правовых, кибернетических и технических, экономических и социальных. Принцип комплексности предполагает также проведение работы не по какому-то одному направлению научной организации труда, а по всем направлениям, не для одного отдельного работника, а всего состава работников, выполняющих ту или иную функцию. При таком подходе мероприятия научной организации труда дают больший эффект, чем при локальном решении отдельных вопросов.

Второй принцип – системность. Данный принцип предполагает взаимное согласование, увязку всех элементов организации труда, устранение противоречий, выявляющихся при их совместном, а не изолированном рассмотрении. В результате такого подхода создается система организации труда, в рамках которой все ее элементы взаимно согласованы и действуют в интересах эффективного функционирования всей системы.

Третий принцип – регламентация. Данный принцип означает установление и строгое соблюдение определенных правил, положений, указанных, основанных не на произволе лиц, наделенных властью, а на объективных закономерностях, присущих научной организации труда.

Четвертый принцип – специализация. Процессы управления требуют специализации, то есть такого их построения, при котором за каждым структурным подразделением предприятия постоянно закрепляются определенные объекты деятельности. Специализация является необходимой предпосылкой применения прогрессивных методов и средств труда.

Пятый принцип – стабильность. Как показывает практика, работа коллектива не может быть успешной, если состав, задачи и функции постоянно меняются.

Шестой принцип – целенаправленное творчество, которое требует достижения двух целей: творческий подход при внедрении научной организации труда служащих и максимальное использование творческого потенциала служащих.

Внедрение научной организации труда в управлении – это сложный и многогранный процесс, имеющий инженерно-технические, экономические, социальные, психофизические аспекты. Основными из них являются:

Подводя итог, следует сказать, что под научной организацией управленческого труда понимают процесс систематического совершенствования существующей его организации на основе широкого использования достижений науки и передового опыта. При этом знание и применение на практике теоретических основ организации труда менеджера любого уровня является обязательным.

Что собой представляет разделение управленческого труда?

В управлении, как и в любом другом виде трудовой деятельности, имеет место разделение труда. Такое разделение проявляется в связи с различием объектов управления. Различие классов, видов объектов управления приводит к необходимости специализации управленцев в зависимости от сферы, отрасли экономики, типа управляемого объекта. Существует разделение и по видам управленческой деятельности, по управленческим специальностям, в связи с этим выделяются аналитики, плановики, бухгалтеры, менеджеры.

Разделение управленческого труда – это процесс выделения видов управленческого труда в самостоятельные сферы деятельности различных управленческих групп.

Существуют следующие виды разделения управленческого труда в организациях:

Внутренние формы разделения труда:

Направления управленческой деятельности в результате вертикального разделения труда:

Заключение

Современный российский управленец (как и большинство его сограждан) находится в очень непростой, в чем-то экстремальной ситуации психологически болезненного выбора и сохранения ведущих смыслов собственной деятельности и бытия. С одной стороны, у всякого человека существуют не всегда сформулированные представления и порой индивидуально принятые общечеловеческие нравственные ценности о «заоблачных» смыслах «добра» и «зла» (или «греха»), которые в современном массовом сознании становятся, к сожалению, чуть ли не реликтовыми. С другой стороны, в России все шире распространяются чужеродные модели, ценности и смыслы материального обогащения и безудержного «потребления» (сугубо плотских потребностей, развлечений и удовольствий), вседозволенной морали, культуры и «свободной» (от чести и совести) торговли вся и всем. Из этих посылок исходит необходимость постоянной ориентации сознания руководителя на собственно достиженческие, прагматические, созидательные смыслы, в которых существуют и развиваются смыслы социальной инициативы и лидерства (доминирования), гуманизма и сотрудничества, аффилиации, духовности и нравственности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *