Что не относится к спектру проблем которые исследует социальная психология процесс атрибуции
Тест с ответами по теме: “Социальная психология”
1. Как называется область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку?
а) интеракции;
б) аттракции; +
в) перцепция.
2. Как называется один из подходов к определению места социальной психологии в системе наук, согласно которому социальная психология располагается на «границах» между «родительскими» дисциплинами – социологией и психологией?
а) корреляционным подходом;
б) интегративным подходом;
в) интрадисциплинарным подходом;
г) репрезентативным подходом;
д) интердисциплинарным подходом. +
3. Предмет психологии соответствующий формуле «стимул-реакция» (S — R):
а) поведение+
б) сознание
в) стимулы
г) подсознание
4. Социальная психология изучает:
1) особенности групп;
2) изменение психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия;
3) психическую сторону процессов общества.
Автор данной схемы:
а) Парыгин;
б) Л.С. Выготский;
в) В.М. Бехтерев;
г) А.Н.Леонтьев;
д) В.М. Мясищев. +
5. Что не относится к первым социально-психическим теориям?
а) теории психологии народов; +
б) теории психологии масс; +
в) теории эволюционного развития психики;
г) концепция подражания Г. Тарда;
д) теории инстинктов социального поведения. +
6. Общение как взаимодействие представляет собой одну из следующих сторон деятельности:
а) коммуникативную;
б) интерактивную; +
в) перцептивную;
г) все ответы верны
7. К чему склонен человек при стимульной атрибуции?
а) видеть причину случившегося в предмете, на который было направлено действие или в самом пострадавшем+
б) находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку
в) винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника
8. Отделение социальной психологии от других наук датируется годом выхода в свет книг В. Макдугалла «Введение в социальную психологию» и Э. Росса «Социальная психология». Когда социальная психология выделилась в самостоятельную науку?
а) 1897;
б) 1908; +
в) 1931.
9. Какая функция не выделяется в следующие основные функции аттитюда – установки?
а) приспособления;
б) защиты;
в) знания.
г) ответственности; +
д) выражения;
10. Синоним «конформизма»:
а) приспособленчество; +
б) подчиненность;
в) зависимость.
11. К чему склонен человек при обстоятельственной атрибуции?
а) видеть причину случившегося в предмете, на который было направлено действие или в самом пострадавшем
б) находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку
в) винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника+
12. Кто такой суггестор?
а) это человек, который осуществляет передачу информации;
б) это человек, который осуществляет внушение; +
в) это человек, который подвергает внушению.
13. Какой стороной представлен процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению в структуре общения?
а) коммуникативной;
б) интерактивной;
в) перцептивной. +
15. Что не включает в себя невербальная коммуникация?
а) визуального контакта;
б) организации пространства и времени;
в) пара- и экстралингвистической;
г) оптико-кинетических;
д) эффектов восприятия. +
Предмет и основные проблемы социальной психологии.
Предмет и основные проблемы социальной психологии.
Социальная психология – отрасль психологического знания, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а так же психологические характеристики самих групп. Социальная психология как отрасль психологической науки возникает на стыке общей психологии и социологии.
Современные представления о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, т. е, отличающимися друг от друга, что характерно для большинства пограничных, смежных отраслей науки, к которым относится социальная психология. Она изучает следующие явления:
1. Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.). Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как: общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.
2. Феномен взаимодействия между людьми, в частности, феномен общения, например: супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотерапевтического и многих других его видов. Взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым.
3. Психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду. Наибольший интерес социальных психологов вызывают исследования социально-психологического климата группы и конфликтных отношений (групповых состояний), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сплоченности, сработанности и конфликтности (групповых свойств) и др.
4. Массовые психические явления, такие как: поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т. д.
По Мясищеву, социальная психология исследует: 1.изменения психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия; 2.особенности групп; 3.психическую сторону процессов общества.
Согласно Б.Д. Парыгину, социальная психология изучает: 1.социальную психологию личности; 2. Социальную психологию общности и общения; 3.социальные отношения; 4.формы духовной деятельности.
Г.М. Андреева пишет, что предмет социальной психологии определялся в основном тремя подходами. Сторонники первого подхода – социологи – понимали социальную психологию как науку «о массовидных явлениях психики» (об общественной психологии), сторонники второго подхода считали предметом исследования личность, приверженцы третьего подхода рассматривали социальную психологию как науку, изучающую и массовые психологические процессы, и положение личности в группе.
Объединяя различные подходы к пониманию предмета социальной психологии, можно дать следующее его определение: социальная психология изучает психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.
Или кратко
Существует 4 точки зрения, лежащие в основе рассмотрения предмета социальная психология различными авторами:
Характеристика индивида как участника социальных отношений (что изменяется в человеке, когда он вклинивается в различные социальные группы)
Предметом социальной психологии является общение между людьми, их взаимодействие (Этой точки зрения придерживается ряд С. Петербургских и Московских авторов отечественной психологии.
4) Предметом социальной психологии является характеристика группы или общностей, как целостных образований.
Социальная психология занимается изучением широкого спектра проблем. К числу наиболее активно разрабатываемых в современных исследованиях можно отнести:
1. процессы атрибуции;
Атрибуция— психологический термин, обозначающий механизм объяснения причин поведения другого человека.
2. групповые процессы;
4. аттракция и аффилиация;
Аффилиация— стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, эмоционально значимых отношений с другими людьми. Стремление к сближению с людьми, дружба, любовь, общение — всё это подпадает под понятие аффилиация.
7. установки и их изучение;
8. социальное познание;
9. социальное развитие личности(социализация);
10. кросскультурные исследования.
Традиционно социальная психология разделяется на три или четыре области исследования:
· изучение индивидуального социального поведения;
· изучение диадического социального взаимодействия и процессов общения;
· изучение малых групп и психологическое изучение социальных проблем.
Период – с 80-х годов 20 века
Он связан с социокультурной ситуацией, в которой ученые оказались перед необходимостью осознания уровня её развития в Беларуси, определения ориентиров дальнейшего её развития с учетом отечественных достижений и достижений мировой социальной психологии, доступ к которым с каждый годом увеличивался.
Годом рождения социальной психологии принято считать 1908 год., когда были опубликованы первые две книги по социальной психологии: “Введение в социальную психологию” английского психолога У. Макдугалла и работа американского социолога Э. Росса “Социальная психология”.
Становление научной социальной психологии на Западе связывают с работами В. Меде в Европе и Ф. Олпорта в США в 20-е годы 20в.
Проблемы социально-психологической типологии личностей.
Социализация личности.
Факторы и институты социализации.
Конформизм: нормативное и информационное влияние.
Факторы, увеличивающие уровень конформизма. Факторы, влияющие на подчинение.
Структура общения.
Коммуникативная сторона общения. Коммуникативные барьеры общения.
Интерактивная сторона общения.
Символический интеракционизм Дж. Мида и понятие «социальная роль».
Представления о взаимодействии в транзактном анализе.
Понятие межличностного конфликта. Виды конфликта.
Стратегии поведения в конфликте.
Основные способы регуляции конфликта. Факторы примирения.
Психология агрессии. Теории агрессии.
Факторы, увеличивающие вероятность агрессивного поведения.
Психология альтруизма. Теории альтруизма.
Факторы, влияющие на оказание помощи.
Перцептивная сторона общения.
Проблемы межличностного восприятия. Механизмы аттракции, идентификации, эмпатии, рефлексии, каузальной атрибуции.
Методы измерения установок.
Классификация групп.
Особенности психологии больших общностей.
Предмет и основные проблемы социальной психологии.
Социальная психология – отрасль психологического знания, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а так же психологические характеристики самих групп. Социальная психология как отрасль психологической науки возникает на стыке общей психологии и социологии.
Современные представления о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, т. е, отличающимися друг от друга, что характерно для большинства пограничных, смежных отраслей науки, к которым относится социальная психология. Она изучает следующие явления:
1. Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.). Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как: общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.
2. Феномен взаимодействия между людьми, в частности, феномен общения, например: супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотерапевтического и многих других его видов. Взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым.
3. Психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду. Наибольший интерес социальных психологов вызывают исследования социально-психологического климата группы и конфликтных отношений (групповых состояний), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сплоченности, сработанности и конфликтности (групповых свойств) и др.
4. Массовые психические явления, такие как: поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т. д.
По Мясищеву, социальная психология исследует: 1.изменения психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия; 2.особенности групп; 3.психическую сторону процессов общества.
Согласно Б.Д. Парыгину, социальная психология изучает: 1.социальную психологию личности; 2. Социальную психологию общности и общения; 3.социальные отношения; 4.формы духовной деятельности.
Г.М. Андреева пишет, что предмет социальной психологии определялся в основном тремя подходами. Сторонники первого подхода – социологи – понимали социальную психологию как науку «о массовидных явлениях психики» (об общественной психологии), сторонники второго подхода считали предметом исследования личность, приверженцы третьего подхода рассматривали социальную психологию как науку, изучающую и массовые психологические процессы, и положение личности в группе.
Объединяя различные подходы к пониманию предмета социальной психологии, можно дать следующее его определение: социальная психология изучает психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.
Или кратко
Существует 4 точки зрения, лежащие в основе рассмотрения предмета социальная психология различными авторами:
Актуальные проблемы социальной психологии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социальная психология — это раздел психологии, который занимается изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в какие-либо социальные группы.
Проблемное поле социальной психологии
Социальная психология — это направление, которое находится на стыке психологии и социологии. Одна из актуальных проблем современной социальной психологии представлена окончательным определением ее предмета.
До настоящего времени дискуссия по поводу этого вопроса не считается вполне завершенной. В качестве известного компромисса принято такое мнение, что практически в России существует два направления социальной психологии. Первое направление преимущественно связано с более «социологическими», а другое — преимущественно с «психологическими» проблемами.
Еще одна важная проблема современной социальной психологии — это то, что значительным аспектом социально-психологического знания считается его включенность (в большей степени, чем других сфер психологии) в социальную и политическую проблематику общественной жизни. Особенно это касается таких проблем этой науки, как психологические характеристики массовых движений и больших социальных групп.
Традиционные исследования малых групп, включая социализацию и социальные установки личности, связаны с соответствующими задачами, решающимися обществом определенного типа. Серьезная проблема для современной отечественной социальной психологии — это вопрос отношения к традициям других государств.
Серьезная проблема — это тщательная отработка результатов прикладных исследований, которые непосредственно проводятся в различных звеньях общественного организма. Этот процесс требует не только высокого профессионализма и мастерства, но и наличия гражданской ответственности исследователей.
Направленность практических рекомендаций представляет собой сферу, в которой социальная психология начинает «вторгаться» в жизнь общества. Таким образом, для социальных психологов очень остро стоит не только вопрос о профессиональной этике, но и проблема формулирования собственной социальной позиции.
Готовые работы на аналогичную тему
Как справедливо отмечал французский социальный психолог С. Московия, задачи социальной психологии задает общество. Оно же диктует этой науке проблемы. Это не значит, что социальные психологи должны разбираться в этих проблемах общества. Им необходимо точно их улавливать и осознавать, для того, чтобы в последующем решать, в каком направлении эти проблемы могут решаться.
Такие категории, как «академизм» и «профессионализм» в рамках социальной психологии должны органическим образом включать в себя известную социальную чуткость. В этой области важно понимать суть социальной «ангажированности» данного научного направления.
Специфика социальной психологии, которая сформировалась в нашем государстве в период существования социалистического строя, порождает новую проблематику. Многие явления, которые открыты в традиционной социальной психологии, наблюдаются в любом типе общества. Они включают:
Данные явления характерны для любого типа общественной организации. Тем не менее, проблемы, описанные в социальной психологии, способны в различных социальных условиях приобретать порой совершенно новое содержание.
Формально процессы способны оставаться теми же: субъекты общаются друг с другом с формированием определенных социальных установок. То, каким является содержание различных форм их взаимодействия, какие установки проявляются в отношении определенных общественных явлений — все это может быть определено составом и особенностями конкретных общественных отношений.
В процессе развития анализ всех традиционных проблем начинает приобретать новые грани. Методологический принцип включения, предусмотренный для содержательного рассмотрения социальных и психологических проблем, диктуется общественными потребностями.
Социальная реальность нового времени рождает потребность в новых акцентах при исследовании традиционных проблем данного общества. Например, период радикальных экономических и политических перемен, который происходит в России сегодня, требует особого внимания.
Проблемы и направления исследования личности в социальной психологии
В рамках многочисленных и разнообразных определений предмета социальной психологии формируется противоречивость точек зрения относительно того, какое место занимает проблема личности в этом направлении. Серьезная проблема состоит в разделении проблематики личности между такими науками, как социология, общая психология и социальная психология.
Например, К.К. Платонов утверждал, что социальная психология должна заниматься преимущественно одной из подструктур. Это связано с тем, что социальная детерминация личности формируется именно на этом уровне. В перечень вопросов общей психологии должен входить анализ таких характеристик, как темперамент, характер, пол и возраст, свойства отдельных психических процессов (память, эмоции, мышление).
В работах некоторых ученых модель личности, занимающая место в системе социальной психологии, должна предполагать объединение двух подходов: социологический и общепсихологический. Данная идея не всегда вызывает возражения, но описание каждого синтезируемого подхода представляется спорным.
Социологический подход связан с тем, что в его рамках личность рассматривают преимущественно в качестве объекта социальных отношений. Общепсихологический подход делает акцент на всеобщие механизмы психической деятельности человека. Задача социальной психологии заключается в раскрытии всей структурной сложности личности, являющейся одновременно субъектом и объектом общественных отношений.
Шпаргалки к экзаменам и зачётам
студентам и школьникам
Предмет, объект и проблематика социальной психологии
Предметом социальной психологии выступают закономерности возникновения и функционирования социально-психологических явлений и процессов (общественно-психологических феноменов), представляющих собой результат взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей.
Полемика о социальной психологии. Подходы к определению предметной области социальной психологии.
Основная полемика касалась двух вопросов:
1) понимания предмета социальной психологии и соответственно круга ее задач;
2) соотношения социальной психологии с психологией с одной стороны, и с социологией — с другой.
Все точки зрения по этим вопросам могут быть сгруппированы в 3 основных подхода:
Первый подход, получивший распространение среди философов и социологов, трактует соц. психологию, как науку о «массовидных явлениях психики».
Третий подход объединяет два предыдущих. Соц. психология рассматривается как наука, изучающая и массовидные явления психики, и положение личности в группе.
Традиционно социальная психология разделяется на три или четыре области исследования :
1) изучение индивидуального социального поведения,
2) изучение диадического социального взаимодействия и процессов имения,
3) изучение малых групп,
4) психологическое изучение социальных проблем.
Как показывают современные зарубежные обзоры, социальная психология занимается изучением широкого спектра проблем. К числу наиболее активно разрабатываемых в современных исследованиях можно отнести:
1) процессы атрибуции;
2) групповые процессы;
4) аттракция и аффилиация;
7) установки и их изучение;
8) социальное познание;
9) социальное развитие личности (социализация);
10) кросскультурные исследования.
Разделы социальной психологии:
1) Социальная психология личности
2) Психология межличностного взаимодействия (общения и отношений),
3) Психология межгруппового взаимодействия,
4) Психология малых групп,
5) Психология больших социальных групп и массовых явлений.
Основные объекты исследования в социальной психологии:
— Личность в группе (системе отношений)
— Малая группа (семья, воинский экипаж, группа друзей и т. п.)
— Взаимодействие в системе «Личность-Личность» (родитель-ребенок, руководитель-исполнитель, психолог-клиент и т. д.)
— Взаимодействие в системе «Личность-Группа» (лидер-ведомые, командир-взвод, новичок-школьный класс и т. д.)
— Взаимодействие в системе «Группа-Группа» (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и т. д.)
— Большая социальная группа (этнос, партия, социальный слой, территориальная группа и т. п.).
Объект исследования (кого?) – человек, как представитель определенной социальной группы, социальные группы общества.
Подход к проблеме. Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук — психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части.
Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась «на перекрестке» этих двух наук. Все это создает трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем.
Вместе с тем потребности практики общественного развития диктуют необходимость исследования таких пограничных проблем, и вряд ли можно «ожидать» окончательного решения вопроса о предмете социальной психологии для их решения. Запросы на социально-психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают буквально из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения. Такие запросы следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, борьбы с антиобщественным поведением, спорта, сферы обслуживания и т.д. Можно утверждать, что практические запросы опережают развитие теоретического знания в социальной психологии.
Все это, несомненно, стимулирует интенсивное развитие социальной психологии на современном этапе. Необходимость этого усугубляется еще двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что в истории существования советской социальной психологии как самостоятельной науки был довольно длительный перерыв и новый этап бурного оживления социально-психологических исследований начался лишь в конце 50-х — начале 60-х годов. Во-вторых, тем, что социальная психология по своему существу является наукой, стоящей весьма близко к острым социальным и политическим проблемам, а потому принципиально возможно использование ее результатов различными общественными силами. Социальная психология на Западе имеет весьма солидную историю, которая также убедительно подтверждает эту истину.
Таким образом, для социальной психологии, как, может быть, ни для какой другой науки, актуально одновременное решение двух задач: и выработки практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, столь необходимых практике, и «достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.
Андреева: Мы исходим при этом из принятия той точки зрения, что, несмотря на пограничный характер, социальная психология является частью психологии (хотя существуют и другие точки зрения, например, отнесение социальной психологии к социологии). Следовательно, определение круга ее проблем будет означать выделение из психологической проблематики тех вопросов, которые относятся к компетенции именно социальной психологии. Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.
К такому пониманию своего предмета социальная психология пришла не сразу, и поэтому для уяснения вопроса полезно проанализировать содержание тех дискуссий, которые имели место в ее истории.