Понятие, функции и структурные элементы политической культуры
1. Понятие, функции и структурные элементы политической культуры
Политический исторический опыт человечества, наднациональных и национальных общностей является основой развития политической культуры. Он фиксирует историю развития политических отношений в различных формах: исторических, литературных, научных памятниках, политических традициях, обычаях, политической идеологии; в форме функционирующей политической системы с ее институтами, нормами, принципами, социально-политическими связями и т. д. Этот опыт в большей или меньшей степени усваивается людьми в процессе их политической социализации. На основе исторического познания формируется политическое сознание людей, социальная память общества, утверждаются политические ориентиры и образцы политического поведения.
Типичным примером в этом отношении является Великобритания. Приверженность традициям, внешне выступающая как консерватизм, фактически определяет высокий уровень политической культуры данного общества.
Любой гражданин соотносит свои политические знания, ценности и убеждения с существующими политическими организационными и процедурными институтами (политическая система в целом, политический режим, партии, организации, законодательство, бюрократия; лидеры и т. д.). Происходит своего рода анализ этих институтов и политической системы в целом, изучение и оценка ее с точки зрения способности удовлетворять политические потребности. В этом смысле организационные и процедурные институты политической системы можно рассматривать как инструментальный аспект политической культуры.
политические институты и структуры (например, государство может восприниматься либо как орган принуждения, либо как организующий и регулирующий институт);
нормативную систему (например, уважение закона или пренебрежительное отношение к нему);
политические события (понимание их необходимости или случайности, определение качества принятия решений);
отдельные политические роли (отношение к институту президентства, лидерству в политических организациях, партиях с точки зрения лояльности или рациональности и т. п.).
Сюда также входят отношение к конкретным политическим деятелям (политические рейтинги) и отношение гражданина к самому себе как участнику политического процесса, определение своего места в политической системе. В результате своего представления о политической системе человек формирует ориентации на определенные образцы политического поведения.
Формы политического участия (поведения) могут быть различными: от активного участия до неучастия (таб. № 1).
Форма участия
Приемлемая
Неприемлемая
Активное участие
участие в выборных органах;
организационная деятельность (участие в политических партиях);
Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.
Содержание
История термина
Термин «политическая культура» впервые появился лишь в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера. Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась еще позднее-только в конце 50-60х гг XX в. и получила развитие в работе американского политолога Германа Файнера «Системы правления великих европейских государств» (1956). Позднее была опубликована книга американских авторов Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура» (1963 г.), в которой был проведен сравнительный анализ политических культур США, Великобритании, Италии, ФРГ и Мексики. Согласно Г. Алмонду и С. Вербе, политическая культура — особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы. Шестидесятые годы считаются периодом наивысшей популярности исследований проблем политической культуры. Важнейшим импульсом, приведшим к активным исследованиям политической культуры, стала потребность выяснения несостоятельности попытки развивающихся стран копировать западноевропейские образцы при создании собственных политических систем. Кроме того, большую роль сыграли кризисные явления в жизни развитых демократий, связанные с бурным проявлением молодежной контркультуры, усилением расовых волнений, формированием экологического движения, усилением феминистского движения и, наконец, стала очевидной сила так называемой «четвертой власти» — средств массовой информации. Девяностые годы и «третья волна» демократизации также вызвали значительный интерес к политической культуре, так как до некоторой степени именно этот термин позволял отделить страны, предрасположенные к демократии, от стран, предрасположенных к авторитаризму.
Функции политической культуры
В рамках функциональных методологических установок принято выделять ряд функций политической культуры в обществе.
Функции политической культуры:
1) познавательная (формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность);
2) интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей);
3) коммуникативная (позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт);
4) регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения);
Согласно С.Н.Гаврову, политическая культура характеризуется национально-психологическими нормами поведения, морально-этическими (в т.ч. конфессиональными) ценностями, архетипическим образом «себя» и «окружающих» (иных народов). Все это определяет процесс институализации политической сферы культуры, оказывая влияние на характер взаимоотношений государства, иных политических институтов и человека, меру его зависимости от них. В политической культуре представлены креативная (часто включающая в себя инокультурные элементы) и консервативная (автохтонная) составляющие. Эти составляющие находятся в процессе взаимодействия, притяжения и отталкивания. [2]
Типологии
Наиболее известная типология политических культур принадлежит Г. Алмонду и С. Верба, которые выделили три вида политической культуры:
Приходская культура характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах».
Зависимая политическая культура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей, являясь лишь «наблюдателями».
Сравнительные исследования
Холодные общества — это такие общества, где существуют установленные правила в политике. В них люди не нуждаются в налаживании личных отношений для разрешения стандартных ситуаций. В таких обществах основное разнообразие институтов сосредоточено на верхних уровнях их иерархии и предназначено для разрешения сложных ситуаций.
Теплые общества — это такие общества, где отсутствуют установленные правила в политике. Отсутствие действенного права вынуждает перманентно обращаться к его первоисточникам, в том числе представлениям о справедливости, поэтому справедливость, часто понимаемая как всеобщее равенство доходов и даже равное бесправие, занимает высокое место в шкале ценностей. И в то же время отсутствие регулятора справедливости (права, обычая и т. д.) очень часто ведет к большей несправедливости и большему имущественному расслоению, чем в холодных обществах.
Цели и задачи лекции: ознакомить студентов с основными понятиями темы, раскрыть сущность политической культуры общества, дать сравнительный анализ политической культуры Запада и Востока.
Политическая культура – это обширная сфера общей культуры человечества, которая непосредственно связана с политикой. Она выражается в достигнутом уровне, качестве и направленности политического бытия человека, политической жизни общества и, соответственно, в характере политических процессов, политической деятельности людей, функционирования и развития политических институтов и режимов, доминирующих политических ценностей и образцов поведения, теорий и идеологии, политической социализации граждан и коммуникационной системы модернизации общественных отношений. Результат и мера политической культуры – соответствующий ей “политический человек”, человеческая субстанция политики, качество политической жизни общества. Политическая культура в широком смысле выступает как совокупный показатель политического опыта, уровня политических знаний и чувств, образцов поведения и функционирования политических субъектов, как интегральная характеристика образа жизни страны, класса, нации, социальной группы, индивидов. Она представляет собой исторический опыт, историческую память социальных общностей и отдельных людей в сфере политики, их ориентации и навыки, влияющие на политическое поведение. Этот опыт содержит в обобщенном, преобразованном виде впечатления и предпочтения в сфере как международных, так и внутренних отношений.
Политическая культура неотделима от уровня и качества развития человека. Она представляет собой комплекс тех элементов и феноменов общественного сознания, которые в значительной мере влияют на формирование, функционирование и совершенствование политических институтов, придают значимость и направление политическому процессу в целом, политической деятельности и поведению широких масс населения.
Существующие определения политической культуры можно разделить на две основные группы. В первую из них входят сравнительно узкие трактовки данного понятия, когда политическая культура сводится по сути к комплексу политических ориентаций, установок и поведения индивидов. Ко второй группе относятся ее расширительные толкования в качестве важного компонента общей культуры, связанного с политикой. На наш взгляд, оба эти подхода не взаимоисключают друг друга. Главное, чтобы не упускались из виду ценностные элементы политческой культуры и их ориентационные характеристики, особенности ее воздействия на политический генезис сообщества. По-видимому, можно сказать, что культура и политика соединяются и взаимообогащаются в данном феномене, который предстает, с одной стороны, как культура политической деятельности и политических отношений, а с другой – как “культурная” политика.
Политическая культура неразрывно связана с политической деятельностью и обусловливает определенный характер, “технологию” ее осуществления. Она тесно взаимодействует с политическим сознанием индивидов и социальных групп, однако вовсе не сводится к каким-либо отдельным его проявлениям. Поэтому политическую культуру нельзя рассматривать только лишь как совокупность некоторых знаний и ценностей, опыта, традиций и степени активности субъектов политики. Она выступает также как процесс, способ реализации конкретных политических интересов людей, который находит выражение в целях, средствах и результатах их действий.
В своем реальном движении политическая культура существует в трех основных деятельных формах: духовной (духовно-практической), включающей политический опыт, традиции, нравы, роли, ценности, ориентации и установки, способы выражения политических чувств и эмоций, осуществления политического мышления; предметной, охватывающей определенные способы и образцы организации политических институтов, средств политической деятельности, которые материализуют достижения научной мысли, и функциональной, определяющей способы, стиль, приемы, средства политической деятельности, характер политического процесса. Эти формы тесно взаимосвязаны друг с другом и представляют конкретно-исторический уровень политической свободы людей, выражающий меру их господства над властью собственного объединения, своего рода “степень отчуждения власти”. Чем демократичнее принципы властвования, чем разнообразнее и гибче способы контроля за политической властью, тем выше уровень политической культуры. Следовательно, в политической культуре выражается совокупность служащих определенным интересам образцов, форм, ценностей политического сознания, которые возникают в ходе политической деятельности, опосредуют процесс политического властвования и политического участия и являются наиболее типичными для политической системы, социальной группы или индивида способами выражения и реализации политической свободы.
Политическая культура – это характеристика и отражение творческой деятельности человека в сфере политических отношений, как прошлой, зафиксированной, “опредмеченной” в политических институтах и ценностях, так и настоящей, основанной на реализации этих ценностей и создании новых. В этом смысле политическая культура является не только результатом, но и единым, динамичным процессом созидания и освоения всех присущих данному обществу политических ценностей и ориентаций. Такой подход позволяет ввести в сферу предметного функционирования политической культуры средства, методы, механизмы и результаты политической деятельности. характер политических отношений, складывающихся в обществе.
Включение в политическую культуру деятельностного аспекта функционирования личности не дает оснований отождествлять конкретную деятельность с самой культурой. Последняя характеризует только качественную сторону деятельности человека в сфере политики, его способ мышления и поведения, содержащий в себе целостность отношения личности к процессу и результатам своей деятельности. На это обстоятельство справедливо обращали внимание Г.Алмонд и С.Верба. Они полагали, что политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной системы; субъективная сфера, лежащая в основе политических действий и придающая им значение. Индивидуальные ориентации соединяют в себе несколько элементов, а именно: познавательную ориентацию – истинное и ложное знание о политических объектах и идеях; эффективную ориентацию – ощущение связи, вовлечения, противодействия и т. д. по отношению к политическим субъектам; оценочную ориентацию – суждение и мнение о политических объектах, которое как правило, требует применения по отношению к политическим объектам и событиям оценочных критериев. Понятие “политическая культура”, – писали американские исследователи, – указывает на специфические политические ориентации – установки в отношении политической системы и ее различных частей и установки в отношении собственной роли в системе. Когда мы говорим о политической культуре общества, мы имеем в виду политическую систему, интериоризированную в знании, чувствах и оценках его членов
2. Содержание политической культуры.
Политическая культура общества может быть проанализирована как по суммарным показателям уровней политических культур его членов – граждан, их социальных групп и слоев, классов, так и по показателям, характеризующим только общество как единый и неделимый организм. К числу последних следует отнести характер существующей политической организации общества, формы и методы функционирования политических институтов, степень и способы участия граждан в политической жизни общества, накопленный социально-политический опыт, существующие политические традиции и обычаи, систему политических идей, знаний, принципов, используемых в общественном развитии.
По мнению польского социолога А.Боднара, к политической культуре следует относить:
А.Боднар считает, что в общих чертах политическая культура является “исторически сформированной совокупностью ясных и скрытых представлений о различных аспектах политической жизни, в которую входят
С точки зрения российского исследователя В.А.Щегорцева, категория политическая культура может быть рассмотрена в следующих аспектах:
Политическая культура – это многоаспектное явление, имеющее глубокие исторические и психосоциальные корни. Наряду с рациональными позициями и целевыми действиями в ее рамках существуют феномены, обусловленные нерациональными и в силу этого, не поддающиеся простому причинно-следственному объяснению факторами.
Первая группа включает “ориентации режима”, т. е. оценку основных правящих институтов, их символов, официальных лиц и “ответ” на них, а также “ориентации в отношении правительственных “входов” и “выходов”, имея в виду, что требования в сфере публичной политики – это “вход” в политическую систему принятия решений, а сами решения, принимаемые правительством (режимом) – это “выход”.
Вторая группа ориентаций представляет “политические идентификации”, то есть самоотождествление субъекта с определенной нацией, народом, племенем, государством, городом, деревней, географическим регионом, историческими символами, группами людей (семья, коллектив, друзья), к которым он испытывает чувство привязанности, обязанности, долга, лояльности, дружбы, любви; “политическое доверие” к тем, с кем приходится взаимодействовать в ходе политического процесса, а также “правила игры”, которыми должен руководствоваться субъект политических отношений и процессов.
Третья группа ориентаций охватывает “политическую компетентность”, участие граждан в политической жизни и использование ими доступных средств обеспечения этого участия, а также “политическую эффективность”, ощущение возможности оказания влияния на политический процесс.
Классификация У.Розенбаума раскрывает значимость ценностного ряда некоторых компонентов политической культуры. Вместе с тем, американский исследователь не рассматривает все пространство политической культуры, в пределах которого и должны анализироваться ее структурообразующие элементы.
Определяя ареал политической культуры следует исходить из того, что применительно к сфере политических отношений она характеризуется всеобщностью присутствия. Политическая культура как бы растворена по всей совокупности отношений, складывающихся между участниками политического процесса. Иначе говоря, эти отношения пронизаны, оплодотворены определенными политико-культурными феноменами, несут на себе следы их воздействия.
Нетрудно заметить, что в большинстве обществ в рамках политического процесса существует несколько групп субъектно-объектных отношений, порождаемых самим содержанием этого процесса.
Вторая группа – отношения между институтами политической системы. Выступая в качестве объекта по отношению к социальному субъекту, институты политической системы общества сами оказываются в роли субъекта, когда взаимодействуют друг с другом. Так происходит, например, с политическими партиями, в отношениях между которыми с течением времени устанавливаются определенные правила и традиции. В этом же блоке можно рассматривать и отношения, складывающиеся между институтами данной политической системы и международным сообществом.
Третья группа – отношения институционального субъекта к социальному объекту. Они позволяют выявить традиционные способы воздействия различных партий и организаций на электорат, определить типичность ориентаций государства и его структур на те или иные характерные социально-политические ситуации.
При рассмотрении субъектно-объектных отношений целесообразно обращать внимание на характер и направленность политических интересов. Известно, что у людей с различными интересами политическое поведение может значительно отличаться. В то же время объективный политический интерес не всегда выражается индивидом адекватным образом, поскольку он преломляется через различные формы социальных, этнических и иных отношений, потоков информации. Изучение политической культуры помогает понять характер мотивов и целей участия людей в политике, их политических установок, определяемых объективными и субъективными интересами, преломляющимися через систему ценностей и социокультурных традиций, норм политических взаимоотношений, политических знаний и воплощающихся в определенных типах и образцах политической деятельности и поведения. В этом смысле политическая культура является проявлением в агрегатной форме психологических и субъективных измерений политики.
Применительно к политической культуре можно выделить относительно постоянный “субстрат”, как бы определяющий ее социально-политическое содержание и дающий ей определенную идейно-политическую направленность, а также “переменные” компоненты, изменяющиеся в зависимости от конъюнктурных сдвигов в различных сферах общественной жизни. “Субстрат” политической культуры составляют ее идеологические, социально-политические и социально-психологические компоненты, определяющиеся общественно-историческими, национально-культурными, социально-экономическими и другими долговременными факторами, условиями, образованиями. Именно они характеризуются относительной устойчивостью, имеют тенденцию к воспроизводству. Эти компоненты включают, как правило, ориентации и установки людей в отношении существующей общественно-политической системы и строя в целом, составляющих ее институтов и организаций, важнейших правил общественно-политического поведения и деятельности. К ним относятся и устоявшиеся морально-этические ценности, национально-психологические нормы поведения, традиции, стереотипы и т. д. “Переменные” же компоненты политической культуры – это те, которые поддаются изменениям в силу действия кратковременных факторов. Наиболее “изменчивы” конкретные политические деятели, их взгляды и ориентации, отдельные группы людей, некоторые институты политической системы, политические настроения и др.
В политической культуре целесообразно различать рациональный и эмоционально-волевой уровни. Первый складывается на основе коренных социально-экономических и политических интересов, социального статуса различных категорий населения, а также формируемых на базе этих интересов соответствующих ориентаций, установок и др.; второй – на основе рассудочных и иррациональных элементов и феноменов, которые определяются прежде всего социокультурными и социопсихологическими факторами.
Понятие «политическая культура общества», ее составные элементы
Тема 8. Политическая культура
1. Понятие «политическая культура» общества, ее составные элементы.
2. Типология политической культуры. Либерально демократическая и тоталитарно-авторитарная модель политической культуры.
В каждой стране идет своя политическая жизнь. Особенностью политической культуры является то, что она определяет не саму политику или политический процесс, а комплекс представлений о мире политики, политического, законах и правилах их функционирования.
Политическую культуру можно правильно понять лишь в том случае, если рассматривать ее как неразрывную часть более широкой общенациональной культуры.
Термин «культура» не употребляли М.Вебер, К.Маркс. Он возникает в древнем мире – агрокультура. С XVII века применяется для определения умственных способностей людей. В XVIII веке в немецкой литературе для обозначения прогресса в обществах. В конце XIX века английские антропологи употребляют его для обозначения образцов мышления, действия, верований, систем ценностей, символов и технологий общества. Антропология рассматривается как наука о культурах, затем социология начинает заниматься изучением культуры для обозначения моделей действий, отличающих одно общество людей от других.
Тейлор – английский антрополог, дает такое определение культуры. Культура или цивилизация понимаемая в ее широком этнографическом смысле есть сложная система, которая охватывает знания, верования, искусство, право, мораль и все другие самоценности и привычки человека как члена общества.
Э. Дюркгейм определяет культуру как способность действовать, мыслить и чувствовать внешнее по отношению к индивидууму и наделенное силой принуждения по отношению к нему.
Культура включает в себя ролевое распределение. Человек усваивает определенные роли и выполняет их.
М. Дюверже считал, что культура – связанная система способов действия, мышления и чувственного восприятия, которая констатирует роли, определяет предсказуемое поведение, особенности индивида.
Культура разнолика. Есть французская, американская, русская культура. Есть крестьянская, рабочая, религиозная, светская. Есть культуры – характерные для слоев общества. Есть контркультура, когда некоторые группы сознательно не признают какие-то процессы в экономике, политике (авангард, сексуальная революция). Новые социальные движения являются контркультурами. Бывает агрессивная и пассивная контркультура.
Культура всегда нормативна, то есть это совокупность определенного количества норм, распространенных на все общество.
В структуру культуры входят: нормы, ценности, ритуалы, санкции. Нормы – это принципы поведения для общества и его членов. Нормы бывают двух степеней исполнения:
б) идеальные (благотворительность – хорошо, но не каждый этим занимается).
Санкции бывают негативные и позитивные, их три вида:
а) юридические, правовые – поощрение, наказание;
б) рассеянные социальные санкции (бойкот, изгнание из общности, линчевание);
в) моральные санкции (угрызение совести, чувство вины и др.).
Нормы постоянно меняются. Это процесс. Стабильно то общество, где нормы постоянны и где новое органически прибавляется к старому (Английская политическая система).
В Европе с XIII по XVIII века фактически ничего не менялось в образцах, нормах. Общее количество населения не изменялось. Жизненный процесс регулировался демографией и биоритмами, а не экономикой и политикой.
Есть границы культуры – территориальные, политические, национальные, социальные и др. Культурные системы делятся по функциональному признаку на экономическую, религиозную, политическую и др.
В политическую культуру входят:
— отношения между людьми как членами государства и других субъектов политики.
Политическая культура не механическое вычленение из общей культуры, она в нее интегрирована, вбирает все лучшее.
Итак, политическая культура включает в себя сформировавшиеся в течении многих десятилетий и поколений политические традиции, действующие нормы политической практики, идеи, концепции, убеждения о взаимоотношениях между различными общественно-политическими институтами. В ее структуру входят ориентации и установки людей в отношении существующей системы в целом, ее институтов и важнейших «правил игры», принципов взаимоотношений отдельного человека, общества и государства.
Политическую культуру можно характеризовать как целостно-нормативную систему, которая разделяется большинством населения. Она включает базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обращенные на политическую систему. Сам термин «политическая культура» появился в 1956 году в работах Алмонда и Т.Парсонса.
Основные элементы политической культуры:
1. национальная идентичность, связанная с государством – нацией;
2. идентификация с согражданами;
3. представление о задачах правительства, власти;
4. представление о процессе принятия решений;
5. политический стиль.
Политическая культура – субъективное понятие существующее в сознании человека и общества, хотя оно отражает совершенно реальные объективные явления политической жизни.
Охарактеризуем подробнее элементы:
2. Идентификация (по горизонтали) с согражданами может быть большей или меньшей. Степень доверия к политикам несет отпечаток национальной культуры в целом. Есть общества, где доверяют только членам своей семьи (Эфиопия). В Германии, Англии очень высокая степень доверия к правительству. В данный момент у нас нет сформировавшейся политической культуры. Старая разрушена, новая не создана. Чем больше доверия к согражданам, тем лучше отношение к оппозиции.
3. Представление о задачах правительства в разных обществах разное. На вопрос: Что должна делать власть для граждан? Имеются следующие мнения:
а) правительство ни во что не вмешивается;
б) правительство контролирует все сферы деятельности.
4. Во многих странах, граждане видят только результат, а не процесс, это не участники политического процесса, а подданные. В данном случае граждане не активно взаимодействуют с государством.
Существуют правила участия в принятии решений, в авторитарных режимах тоже предполагается участие граждан в процессе принятия решений. В тоталитарных обществах практически не участвуют.
5. политический стиль отражает, как в той или иной политической культуре происходит политический процесс, каким образом в политике воплощаются ценности. Существуют такие разновидности политического стиля:
а) идеологический – характеризуется четкой приверженностью к идеологии;
б) прагматический исходит не из мировоззрения, а из соображений полезности.
Различают открытую и закрытую систему убеждений; имплицитную и эксплицитную; инструментальную и экспрессивную:
открытая политическая система способна к изменениям, компромиссам и т.д.;
закрытая не способна к этому, чем больше система закрыта, тем меньше у нее возможности для приспособления;
эксплицитные системы характеризуются открытыми целями (марксизм, фашизм)
имплицитные – четко не формулируются цели и задачи;
экспрессивная, когда политика имеет очень выраженную символику, плакаты, демонстрации, марши, митинги (советская, фашистская);
инструментальная – когда политический процесс осуществляется без ритуалов и символики.
Таким образом, политическая культура выполняет в обществе определенные функции:
— идентификации, которая раскрывает постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении способов участия в выражении и отстаивании интересов этой общности;
— ориентации, характеризующей стремление человека к пониманию своих возможностей при реализации своих прав и свобод в условиях конкретной политической системы;
— адаптации, помогающей человеку приспособиться к изменяющейся политической реальности, условиям его политического функционирования;
— социализации, то есть формирования человеком определенных политических навыков и качеств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои права и потенциал;
— интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность мирного существования в рамках политической системы, недопущение развала государства и общества;
— коммуникации, способствующей взаимодействию всех субъектов власти на основе использования общепринятых символов, стереотипов и других средств общения [10, с. 241 – 242].
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет