Что не относится к разговорным формам классных часов
Формы проведения современного классного часа.
Современный классный час
Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Другими совами, это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок, но и не пустая болтовня.
Под руководством педагога школьники включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру. Важно помнить, что классный час должен представлять собой диалог: учитель-ученик. Одним словом, это классный праздник, на успех которого работает каждый.
Чтобы выявить характерные черты классного часа, особенности его подготовки и проведения, следует сначала выяснить, что в современной педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час. Вот что по этому поводу в своих публикациях пишут известные ученые.
2. Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентированной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. (Н.Е. Щуркова)
4. Классный час в нашем понимании это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя, та самая “клеточка” воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время для общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определенным ценностям. (Л.И.Маленкова)
5. Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками. (В.П.Сазонов)
Исходя из этих и других определений классного часа, можно выделить его характерные черты. К ним можно отнести следующие:
· во-первых, это форма внеурочной воспитательной деятельности, и в отличие от урока ему не должны быть присущи академизм и поучающий тип педагогического взаимодействия;
· во-вторых, это форма организации фронтальной воспитательной работы с детьми, но важно помнить и то, что при подготовке и проведении классного часа возможно использование и групповых, и индивидуальных форм воспитательной деятельности;
· в-третьих, это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия. Однако это не означает, что все педагогические контакты классного руководителя с коллективом учащихся класса можно считать классными часами. Например, даже собрание классного коллектива, очень схожее по ряду параметров с классным часом, не является тождественной формой воспитательной работы, так как имеет свои отличительные особенности;
· в-четвертых, это форма общения классного руководителя и воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог.
В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решать следующие задачи:
ü обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке;
ü формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности;
ü развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностно-смыслового ядра личности ребенка;
ü содействие становлению и проявлению субъективности и индивидуальности учащихся, его творческих способностей;
ü формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
Разумеется, решение всех перечисленных задач следует связывать не с каким-то отдельным часом общения учителя со своими воспитанниками, пусть даже блестяще проведенным, а с хорошо продуманной и детально разработанной системой их организации, где каждому классному часу отводится определенное место и роль.
Формы проведения современного классного часа.
Классные часы проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.
Основные формы проведения классного часа:
· формы состязательного характера
· формы психологического просвещения
· формы работы вне школы
Приемы технологии РКМ
(развития критического мышления)
1.Приемы стадии вызова: верные и неверные утверждения («верите ли вы»), ключевые слова
2.Кластеры, денотатный граф
5.Дневники и бортовые журналы
8.Приемы проведения рефлексии
Приемы стадии вызова
•Верные и неверные утверждения («верите ли вы»)
Этот прием может быть началом классного часа. Учащиеся выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил)
«Ключевые слова» Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, «ключевые слова», по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
Кла́стер (англ. cluster скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.
Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?
Таблица – ЗХУ (знаю –хочу знать – узнал) (Донна Огл)
(собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их)
Технология проведения перекрестной дискуссии:
Вывод (краткий): Да, потому что… Нет, потому что…
— Теперь предлагаем учащимся составить список аргументов «за» и «против».
(ее необходимо видоизменять в зависимости от ситуации)
•По каждому пункту определите, что для вас представляется наиболее важным, без чего вы легко можете обойтись, как один фактор может влиять на другой, как каждый из перечисленных факторов может повлиять на ваше будущее.
•На основании своих рассуждений расставьте пункты в порядке важности.
•Объясните свои приоритеты.
(увидеть проблему, проанализировать ее, выделить аспекты, оценить и выбрать способы решения)
Алгоритм решения проблем стратегией IDEAL
• Учитель читает (показывает) фрагмент книги (фильма), где отображена проблема.
• Просит учащихся сформулировать проблему. (индивидуальная и групповая форма работы)
• Учащиеся определяют, какую информацию получили из фрагмента из фрагмента и что знаем по проблеме из собственного опыта? (индивидуальная работа).
• Определение того, что нужно узнать, чтобы решить проблему.
• Формулировка способов решения проблемы, определение наиболее оптимальных (индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы).
• Выбор одного способа решения проблемы, обоснование выбора.
Основные методические инновации в воспитании связаны с применением активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на классных часах организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр.
Технологии интерактивного обучения.
2)Ротационные (сменные) тройки.
4)Работа в малых группах.
10)Суд от своего имени.
12)Ролевая (деловая) игра.
При работе с учениками 6-8 классов уместнее начинать с наиболее простых форм групповой работы («вертушка», «большой круг», «аквариум»). Это формы совместного обсуждения проблемы и выработки общего решения. Они позволяют ребенку не только выразить свое мнение, взгляд и оценку, но и услышать аргументы партнера по игре, подчас отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее.
Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему.
Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.
Приемы и методы интерактивного обучения.
1.Самостоятельная работа с афоризмами
Афоризм – это краткое изречение, законченная мысль, выраженная точно, оригинально, сжато и емко.
Методика работы с афоризмами:
Дебаты (от фр. Debates ) определяются как «прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании».
В основе дебатов – свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному тематическому тезису.
Проведению дебатов по социально-нравственной проблематике должна предшествовать большая предварительная работа:
Кроме того, можно заранее подготовить несколько тезисов для дебатов. Тезис – это положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей доклада, выступления и т.д.
Важно пояснить участникам дебатов, что тезис формулируется в утвердительной форме, предполагающей антитезис.
Порядок (процедура) проведения дебатов
Дебаты организует и проводит Председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом.
Председателю помогает Секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет документацию дебатов.
Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке:
Каждый оратор должен начинать свое выступление обращением к ведущему дебаты «Господин Председатель…»
Участники дебатов обращаются друг к другу, употребляя форму «Господин (Госпожа)».
В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Первым выступает тот, кто защищает тезис и одновременно его развивает. После него выступает главный оратор от оппозиции, который формулирует и защищает антитезис.
Далее роли распределяются следующим образом:
3.Социально-педагогические и психологические игры
Игра представляет собой имитацию реальной деятельности (трудовой, познавательной, коммуникативной и т.д.) и направлена на усвоение в искусственных условиях социальных отношений и общественно-полезных норм поведения.
Коллаж (от франц. Collage – наклеивание) как способ создания новых иллюстраций относится к классическому методу оформления. Работа над составлением коллажа позволяет одновременно решать развивающие и воспитательные задачи: Развивающие:
— формирование художественно-оформительских способностей;
— развитие воображения, фантазии, эмоций, чувств;
— развитие творческого мышления;
— выработка оригинальных идей и дизайнерских решений;
— развитие коммуникативных способностей.
— формирование авторских умений и навыков;
— выработка навыков индивидуальной и коллективной (групповой) работы, партнерства;
— создание условий для раскрытия индивидуальных способностей;
— развитие личной и групповой активности, инициативы;
— создание благоприятной творческой и морально-психической атмосферы в учебном коллективе.
Методика и этапы работы над социально-значимым коллажем:
Участники делятся на 1 группы. Одна группа молча наблюдает. Другая играет.
На двух противоположных стенах крепятся знаки +,-, то есто, согласен и несогласен.
Участники второй группы после ознакомления с предложенным тезисом, должны подойти к той или иной стене, в зависимости от выбора, отражая свою позицию. Затем происходит аргументация позиций разных сторон.
Можно предложить участникам первой группы определиться с выбором, присоединившись к той или иной группе.
1.Читается притча, предлагаются вопросы для обсуждения.
2. Читается притча без окончания, предлагается обсудить, чем она могла бы закончиться.
Упражнение «Два мнения»
Пригласите двух участников и предложите им спорное утверждение. Образно замените спор перетягиванием веревки. Побеждает тот, кто убедил друга поступить также.
Заготовьте утверждения-мифы, предложите участникам встать в одну линию, зачитывайте утверждения. Если участники согласны. То делают шаг вперед. Либо можно заменить шаги хлопками.
Участники становятся в круг, бросают клубок ниток, обмотав часть нити вокруг пальца. Каждый, кому кинут, называет последствия употребления алкоголя. Нельзя давать клубок рядом стоящему и одному и тому же человеку. В центре образуется паутина. Сравните ее с опасностью вредных привычек.
Упражнение «Моток пряжи»
Упражнение «Самое дорогое»
Вывод: классный час играет большую роль в жизни учащихся. Это гибкая по содержанию и структуре форма массовой воспитательной работы, которая представляет собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.
Формы проведения классного и информационного часов
Формы проведения классного часа.
Классные часы проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.
Основные формы проведения классного часа:
Дискуссионные формы:
— диспут,
— дискуссия,
— конференция,
— круглый стол,
— вечер вопросов и ответов,
— встреча с приглашенными людьми,
— лекция,
— лекторий,
— аукцион;
Формы состязательного характера:
— конкурс,
— викторина,
— путешествие,
— КВН,
— эстафета полезных дел,
— смотр,
— парад,
— презентация,
— турнир,
— олимпиада;
3. Творческие формы:
— фестиваль,
— выставка,
— устный журнал,
— живая газета,
— творческий труд,
— представление (проектов),
— юморина,
— спектакль,
— концерт,
— ярмарка;
4. Игровые формы:
— ролевые игры,
— сюжетные игры,
— интеллектуальные,
— игры – катастрофы;
5. Формы психологического просвещения:
— тренинг,
— исследование;
6. Подвижные формы:
— веселые старты,
— малая олимпиада,
— школьная олимпиада,
— день. (атлетики, здоровья и т.д.);
Формы работы вне школы:
— экскурсия,
— поход,
— выход (концерт, цирковое, театральное представление).
Формы проведения информационных часов
1«Информация +» — одна из наиболее распространенных форм информирования учащихся, пришедшая на смену такой хорошо известной форме, как политинформация. Это ознакомление учащихся с событиями в стране и за рубежом по определенной схеме (внутренняя и внешняя политика Республики Беларусь); тенденции развития России и стран Содружества;
события в странах дальнего зарубежья; новости науки, культуры, экологии, здравоохранения, спорта). «+» указывает на то, что помимо изложения материала по теме выступающий предусматривает демонстрацию наглядного материала, комментирует сообщение, обменивается мнениями с классом, группой.
2«Информ-дайджест» — еженедельная «пятиминутка» со свободным выбором тем. Каждый из учащихся, предварительно проанализировав общественно-политические события за минувшую неделю, знакомит класс, группу с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы, информационных радио- и телепередач.
3«Спрашивали — отвечаем» — форма обзорного информационного часа по заранее отобранным, наиболее актуальным для ребят проблемам. Предварительно собираются сведения у учащихся о том, какие события современной жизни их заинтересовали более всего. Полученные вопросы распределяются между учащимися в классе, группе, затем подбирается материал и готовятся выступления.
4«Встречи с молодежными журналами» — ежемесячный обзорный информационный час по материалам молодежных журналов. Форма проведения — поочередное выступление учащихся с обзором и обсуждением наиболее понравившихся материалов общественно-политического характера, помещенных в журналах «Юность», «Ровесник», «Смена» и др.
5«Беседа «за круглым столом» — форма изучения актуальной социальной проблемы и свободного обмена мнениями по ней. Беседа может быть начата тематическим выступлением ведущего или гостя информационного часа (историком, юристом, экологом, депутатом), а также просмотром видеофрагмента по проблеме. После этого учащиеся дополняют сообщение с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ проблемы и активный обмен мнениями, В заключение формулируются выводы по теме (например: «Права молодежи в Беларуси», «Чернобыль: вчера, сегодня, завтра», «Профилактика правонарушений среди учащейся молодежи» и др.).
7«Как это было» — форма тематического информационного часа, анализирующая одно из значимых событий по примеру одноименной телепередачи. Большая роль отводится ведущему (классный руководитель, куратор или наиболее подготовленный учащийся). Ведущий дает основные исторические и политические справки, представляет гостей и организует диалог. Выступления должны быть краткими (3—5 мин) и посвящены конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания слушателей. Рекомендуется использование видеоматериалов, фотоиллюстраций и т. п.
8«Годы и люди» — тематический информационный час, посвященный биографиям, профессиональным достижениям деятелей культуры, политики, экономики у нас в стране и за рубежом.
10«Фотокамера смотрит в мир» — информационный час в форме поочередной демонстрации всеми учащимися фотографий из газет и журналов с кратким комментарием важнейших событий. После окончания мероприятия фотографии прикрепляются в соответствующий раздел на доску (стенд). Таким образом, смонтированный обзор событий остается на 3—4 дня для всеобщего обозрения.
11. Информационный ринг.;
12. Конкурс эрудитов;
13.Праздник газет и журналов;
14. Конкурс рисунков ( плакатов)
15. Путешествие во времени ( история создания газет и журналов); 16.Рекламная акция
Формы проведения классного часа
Формы проведения классного часа
Дискуссионные формы проведения классного часа
Во-первых, ученики вовлекаются в непринужденный, живой разговор, и это помогает избежать формализма в знаниях.
Во-вторых, школьники учатся высказывать свое мнение и обосновывать его.
В-третьих, приучаются к диалогу, т. е. вникают в доводы оппонента, обнаруживают в доводах слабые места, задают вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, ищут и спокойно приводят контрдоводы.
В-четвертых, чтобы участвовать в диспуте, нужно знать фактический материал темы, и поэтому к уроку-диспуту нужно готовиться.
В-пятых, уроки-диспуты активно способствуют превращению знаний в убеждения.
Диспут нуждается в грамотной методике проведения и хорошей подготовке:
выбранная проблема должна быть обычной и повторяющейся;
проблема не должна касаться одного человека или небольшой группы;
выбранная проблема должна допускать различные способы решения;
проблема должна соответствовать потребностям и интересам учащихся.
Основные цели проведения дискуссии:
выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину, что способствует не только углублению знаний, но и формированию мировоззрения школьников;
воспитание у учащихся культуры речевого общения во время спора; формирование умения дискутировать, просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента и т. д.
Дискуссия как форма демократического общения имеет преимущества перед другими формами: она позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждения.
Настоящую дискуссию нельзя запланировать в деталях, прорепетировать, разыграть по нотам, иначе она лишится необходимой естественности. Методика ее проведения включает три этапа.
Задачи первого этапа:
Выбрать тему. Она может быть предложена, но не навязана учителем, подсказана жизненной ситуацией или определена на основе предварительного опроса (анкетирования) учащихся. Для обсуждения следует выбирать вопрос, который был бы интересен учащимся, затрагивал и волновал их.
Глубоко изучить вопрос, который будет обсуждаться.
Создать инициативную группу по подготовке дискуссии.
Подготовить объявление о дискуссии (тема, вопросы, литература, время и место проведения), оформить помещение (афоризмы, правила ведения спора, выставка книг и т. д.).
При подготовке помещения к проведению дискуссии стулья лучше расставить таким образом, чтобы участники спора видели друг друга.
Перед началом дискуссии необходимо назвать тему, обосновать ее выбор, ясно сформулировать цель.
В первые же минуты расположить к себе участников дискуссии, настроить их на полемический лад, создать обстановку, в которой каждый ученик не только не стеснялся бы высказывать свое мнение, но и стремился его отстаивать.
Не препятствовать желающим выступать, но и не принуждать к выступлению, стараться, чтобы во время дискуссии царил дух искренности и откровенности.
Умело сопоставить различные точки зрения, обобщить их для того, чтобы позиции участников дискуссии были представлены как можно отчетливее.
Направлять дискуссию в русло намеченной цели.
Не торопиться исправлять заблуждающихся, предоставлять такую возможность слушателям.
Когда это целесообразно, вопрос, адресованный ведущему, тут же переадресовать слушателям.
Не спешить навязывать готовое решение.
Выбрать подходящий момент для окончания дискуссии, не нарушая логику развития спора.
Ведущий не должен вмешиваться в обсуждение без особой необходимости, оказывать психологическое давление на участников спора с помощью своего авторитета, резких оценочных суждений, замечаний в адрес присутствующих. Не вызывает симпатии ведущий, который прерывает участников спора на полуслове, много говорит сам. Не стоит также открыто поддерживать одну из спорящих сторон. Свое отношение к различным точкам зрения лучше высказать при подведении итогов дискуссии.
На третьем этапе подводятся итоги дискуссии.
Этапы подготовки конференции:
Оповещение о сроках проведения.
Программа (план) конференции.
Список литературы, вопросов, выносимых на обсуждение.
Подготовка к конференции (работа с литературой).
Проведение индивидуальных и групповых консультаций для каждого участника конференции.
Подведение итогов. Обсуждение.
Тематика лекций составляется обычно на весь планируемый период работы лектория, а время их проведения ориентировочно определяется на 3-6 мес. вперед. С темой лекции организаторы лектория знакомят каждого выступающего за 1-2 мес. до выступления, чтобы они имели достаточное время для подготовки. К каждой лекции подбираются соответствующие наглядные пособия, с которыми предварительно знакомится сам лектор.
Мероприятия состязательного характера
сформировать адекватную самооценку;
развить волевые качества;
воспитать эстетический вкус;
самоопределиться в мире увлечений и профессий.
Этапы подготовки конкурса:
Яркое название, которое может многократно повысить интерес к предстоящему конкурсу и вызвать желание участвовать в нем.
Формулировка конкурсных заданий.
Разработка условий и критериев конкурса, зафиксированных в положении о конкурсе.
Виды конкурсных программ зависят от их содержания:
экологические конкурсы. Они направлены на расширение познаний о природе, природопользовании, на привлечение внимания к проблемам сохранения и развития растительного и животного мира;
развлекательные конкурсы: «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!», «Поле чудес», «Сто к одному»;
шоу-конкурсы: «Конкурс красоты», «Мисс класса», «Мисс школы», «Ученик года»;
конкурсы-викторины (тематические или театрализованные, интеллектуальные): «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы»;
конкурсы, в которых сочетаются и познавательность, и развлекательность, и творчество: «Джентльмен-шоу», «Хозяюшка».
Этапы подготовки и проведения викторины:
Подбираются литература, игровые материалы.
Учащиеся делятся на команды (не более 10 чел.), выбираются капитаны.
Викторина проводится в несколько этапов, в которых задействованы все члены команд.
Каждому ученику задается один вопрос от учеников команды-соперницы. В случае неверного ответа право ответа переходит к игроку противоположной команды.
После проведения заключительного этапа викторины определяется общая сумма баллов каждой команды с объявлением команды-победителя.
Клуб веселых и находчивых
Этапы подготовки КВН:
Формирование творческой группы (сценарист-режиссер, художник-декоратор, музыкальный руководитель, осветитель).
Выбор основной темы и подтем для отдельных конкурсов («визитная карточка», разминка, конкурс капитанов, музыкальный конкурс, домашнее задание).
Подбор ведущего с учетом специфики мероприятия.
Организация репетиционного процесса и предварительного просмотра выступлений команд, оказание методической и музыкально-оформительской помощи командам.
Реклама (СМИ, афиши, пригласительные билеты).
смотры духовых оркестров;
смотры народных театров;
смотры цирковых коллективов;
смотры вокально-инструментальных ансамблей;
смотры изобразительного искусства, любительских фильмов, художественной фотографии;
в сфере научно-технического творчества устраиваются смотры научно-технического мастерства, смотры самодеятельной техники, смотры судовых и авиационных моделей.
Презентации бывают следующих видов:
Деловая презентация разворачивается через серию коммуникационных действий, которые направлены (или должны быть направлены) на вызов реакции или получение результата, удовлетворяющих цели презентатора. Требования к презентатору возрастают в прямой зависимости от числа людей, к которым он обращается. Презентация один на один требует меньшей подготовки, чем презентация для пяти и более человек. В то же время с ростом аудитории увеличивается потенциал воздействия деловой презентации.
Пары игроков для следующего тура составляются из одной очковой группы по тому же, что и в первом туре, рейтинговому принципу (лучший игрок из верхней половины группы по возможности встречается с лучшим игроком из нижней половины этой группы). При этом, однако, не допускается, чтобы одна и та же пара проводила в турнире более одной игры.Места в турнире распределяются по набранному количеству очков.
Творческие формы классных часов
Этапы подготовки праздника:
Формирование творческой группы (сценарист, режиссер, музыкальный руководитель).
Определение темы мероприятия (о чем?).
Определение сверхзадачи мероприятия (ради чего?).
Определение масштаба мероприятия.
Выбор формы воплощения замысла (конкурсная программа, массовое шествие, праздничный концерт, обрядовый уличный праздник и др.).
Подбор выразительных средств (музыка, костюмы, декорации).
Постановка мероприятия (распределение обязанностей среди членов группы, подготовка музыкального оформления, реквизита, костюмов, декораций, репетиционный период).
создание среды для творческого, профессионального общения детей;
выявление ярких творческих индивидуальностей среди детей;
приобщение юных зрителей к искусству музыкального театра, воспитание в них чувства прекрасного, пробуждение творческих возможностей.
музыкальные (фестиваль политической песни, бардовской песни, детской хоровой музыки);
театральные (фестиваль самодеятельного творчества, фольклорный фестиваль).
Этапы подготовки фестиваля:
Создание инициативной группы или оргкомитета по проведению.
Определение целей и задач, темы и идеи.
Разработка положения о фестивале.
Подбор будущих участников и работа с ними.
Покупка призов для награждения участников.
Оформление места проведения.
Подготовка художественных номеров, выступление творческих коллективов.
Подбор и запись музыкального сопровождения.
Завершается подготовительная работа одной-двумя генеральными репетициями. После проведения фестиваля проводится анализ и обсуждение с целью избежать в дальнейшем повторения ошибок и закрепить наиболее удавшиеся моменты.
Положение о проведении фестиваля включает в себя:
Название (тему) фестиваля.
Цель и порядок его проведения.
Сроки и условия проведения.
Количественный и качественный состав участников, репертуар или задание.
Критерии оценки результатов.
Определение видов наград победителям.
Для оценки качества представленных номеров, программ, работ создается компетентное жюри. Его заключения кладутся в основу решения оргкомитета о распределении призовых мест и награждении победителей.
Умственную деятельность учащихся активизируют выставки, построенные по аналитическому принципу: они не просто содержат сведения информационного характера, но и предоставляют учащимся возможность самим получить дополнительные знания. Могут быть использованы различные формы вопросов и ответов, кроссворды, викторины и т. д.
В эстетическом воспитании первейшее значение имеют художественные выставки, но и тематические также служат этой цели, поскольку работа по оформлению любой выставки развивает эстетическое чувство и художественный вкус детей. В качестве экскурсоводов на таких выставках выступают сами дети: они дают пояснения, отвечают на вопросы, организуют на месте обмен опытом творческой деятельности.
В отличие от тематического театрализованный концерт, помимо темы, имеет четкую сюжетную линию. Как правило, театрализованный концерт структурно выглядит так: пролог, основная часть программы, состоящая из эпизодов и театрализованных номеров, и финал.
Игровые формы классных часов
Ролевая игра, кроме требований, обязательных для любой игры, предполагает выполнение еще двух требований:
В ролевой игре обязательно наличие ее организатора (общепринятый термин «мастер»).
Ролевые игры служат для:
предоставления возможности полноценного общения в досуговом коллективе сверстников;
преодоления барьера информационной и психологической замкнутости и отчужденности;
формирования социально-психологической компетентности в сфере межличностного общения;
реализации активных и синтетических форм совместной досуговой и творческой деятельности;
более глубокого и творческого осознания и освоения малознакомых жизненных сфер;
развития навыков взаимной психологической помощи в различных сложных ситуациях.
Игры по степени осознания их цели участниками можно поделить на три категории:
игры, в которых не происходит осознания игроками целей игры;
игры, в которых при разборе действия игроки и организаторы определяют цели игры (рефлексивный подход);
игры, цели которых декларируются заранее (в явной или неявной форме).
Этапы подготовки ролевой игры:
определение проблемы, выбор ситуации;
распределение ролей и обсуждение позиции и вариантов поведения;
проигрывание ситуации (допустимо даже несколько раз) с целью найти эффективное решение;
обсуждение ситуации участниками.
Очень важно, чтобы учитель не навязывал свое мнение при спорных вопросах. Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: «инсценированный суд», «пресс-конференция», инсценировка литературного произведения.
Интеллектуальные игры являются серьезным инструментом воспитания личности учащегося и умения сотрудничать. Они объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности: развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т. п.). При проведении интеллектуальных игр с подростками хорошо использовать вопросы, затрагивающие нравственную сферу. Грамотно расставив нравственные акценты, можно задействовать прием формирования Я-концепции в игре.
Мероприятия по психологическому просвещению
Ведущий тренинга должен знать правила групп и передавать их участникам. Зачастую механический перенос в тренинговую группу норм, принятых в жизни, является непродуктивным и вредным, равно как и попытки участников тренинга перенести в реальную жизнь те правила и нормы, которые были установлены в группе. Тренер должен понимать это и передавать участникам.
Правило «здесь и теперь».
Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участники приучаются сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек «здесь и сейчас», показывает, как он ведет себя «по жизни». И на это стоит обращать внимание участников тренинга.
Правило искренности и открытости.
В группе не должно быть пассивных наблюдателей. Упражнения включают всех участников в их отработку. Если участники группы отказываются принимать участие в отработке навыков и форм поведения, стоит уделить внимание обсуждению мотивации их целей присутствия на тренинге.
Все, что говорится в группе об участниках, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.
Методы, используемые на тренингах:
Игровые методы включают в себя ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельные, имитационные, деловые игры. Использование игровых методов в тренингах чрезвычайно продуктивно. На стадии знакомства с группой они нужны для преодоления скованности и напряженности, снятия «психологической защиты». Игры применяют для диагностики трудностей в общении и психологических проблем участников тренинга. В игре происходит обучение новым навыкам, тренируются необходимые профессиональные умения. Происходит самораскрытие участников, повышается их творческий потенциал.
Моделирование ситуаций. Часто во время тренинга необходимо понять, как участник ведет себя в рабочей ситуации, какими шаблонами поведения пользуется. Тогда предлагается разыграть наиболее привычную ситуацию.
Формы работы с учащимися вне школы
Этапы проведения экскурсий:
доэкскурсионная подготовка учителя и учеников;