Что не относится к проблемам организации информационной подготовки на базе библиотеки
Новые технологии в библиотеках
Информатизация общества, являющаяся одной из ключевых закономерностей социального прогресса, коснулась и библиотечной сферы. Это позволило не только открыть принципиально новые возможности, но и вывести процесс информатизации на более высокую ступень. Какие же новые технологии в библиотеках получили наибольшее распространение?
Информационные технологии и библиотеки
Ключевой причиной преобразования библиотечного дела послужило изменение социальных потребностей в информации. Одним из основных способов ее реализации стало задействование IT.
Сегодня новые технологии в библиотеке – это комплекс взаимосвязанных инженерных, технологических и научных решений, которые позволяют повысить скорость и качество поиска, хранения и предоставления информации. За счет оптимизации технологических процессов в разы увеличивается и производительность труда.
IT позволили превратить библиотечное дело в массивную отрасль индустрии информации, оборудованную компьютерной техникой, системными технологиями обработки и передачи, нетрадиционными распространителями информации. Это дало возможность на базе задействования каналов связи и применения программного обеспечения гарантировать комплексное решение задачи:
Все это позволяет создать единое информационное пространство, которое в полной мере обеспечивает удовлетворение нужд пользователей.
IT в библиотечной практике
Если раньше книгохранилища предоставляли только доступ читателей к информации внутренних фондов, то сегодня благодаря задействованию новых информационных технологий обеспечивают доступ к внешним.
Сегодня сотруднику читальни не достаточно знать точного места расположения того или иного издания на полках внутреннего фонда, ведь в его распоряжении миллионы таких полок виртуального мирового хранилища. По этой причине параллельно с оснащением книгохранилищ осуществляется и повышение уровня сотрудников с тем, чтобы они в совершенстве владели технология поиска и обработки электронной информации.
Виртуальные методические кабинеты
Чтобы повысить квалификационные навыки работников и в полной мере оказать методическую помощь на сайтах многих крупны библиотек создаются виртуальные методические кабинеты. Наглядным примером симулированного методобъединения может выступить: Липецкая областная, Свердловская научная и Калининградская детская библиотеки.
Нередко виртуальные методические службы включают разделы, которые оказывают практическую поддержку в работе, и рубрики с видеоуроками, на темы: как дезинфицировать документы и проводить санитарный день, как ремонтировать книги…
Информационные порталы и вебинары
Чтобы повысить эффективность функционирования самих библиотек и расширить ассортимент предоставляемых услуг, в больших городах функционируют информационные порталы. Они в интерактивном режиме предлагают услуги информационной справки и online-консультирования. Самые популярные темы таких форумов: как подготовить изображения для заливки на сайт, какие требования к цифровым материалам НЭБ, все об авторском праве…
Не менее популярна еще одна форма повышения квалификации именуемая как вебинар. Это своего рода онлайн-встречи в режиме текущего времени. Связь между участниками поддерживается посредством программного обеспечения с задействованием всемирной сети. Во время такой веб-конференции участники могут дискутировать и обмениваться медиафайлами. Для проведения вебинаров организаторы задействуют как платные, так и бесплатные интернет-платформы.
Электронные библиотеки
Формирование информационно грамотного братства невозможно без привлечения информационных ресурсов, поданных в электронном виде. Эта форма позволяет выйти на качественно новую ступень по созданию, сбережению и расширению информации, которая дает возможность обеспечить более результативное ее использование.
Библиотеки всегда являлись своего рода интеллектуальным делегатом между соискателями и сведениями. Их электронные аналоги выступают принципиально новым видом фонда, в котором собранная человечеством информация переведена в новую форму. Они обеспечивают доступ как к внешней информации, так и внутренней, собранной в рамках локального депозитария. Архивы учебной и общенаучной информации электронных депозитариев включают методические пособия, книги и научные статьи.
Помимо научных и литературных текстов в состав упорядоченной коллекции могут входить медиафайлы и компьютерные программы. Форматы хранения размещаемых произведений позволяют читать тексты в онлан-режиме или скачивать на компьютер пользователя.
Интернет ресурсы
В настоящее время интернет является самым популярным и большим межсетевым объединением в мире. Он соединяет сотни тысяч локальных и федеральных сетей, что в общей массе составляет миллионы пользователей.
Внедрение новых информационных технологий в библиотеках и возрастающая активность задействования интернет ресурсов дает возможность пользователям иметь доступ к скачиванию отдельных книг и безлимитному просмотру:
Но сегодня все более востребованными становятся не столько сами информационные ресурсы, а скорее системы управления ими. Разработанные программы из серии интеллектуального поиска позволяют в считанные секунды находить нужную информацию, задействуя для этого сотни тысяч информационных ресурсов. Эти средства беря на себя самую кропотливую часть процесса по поиску данных позволяют упростить работу с информацией посредством ее упорядочения и систематизации.
Все эти новшества позволяют не только превратить библиотеки из локальных ресурсов в онлайновые электронные, но изменить приоритеты издательств к созданию сервисов, которые будут меняться, подстраиваясь под потребности пользователей.
Информационные технологии в муниципальных библиотеках: проблемы, поиски, решения
Информационные технологии в муниципальных библиотеках: проблемы, поиски, решения.
МУК «Сафоновская районная централизованная
библиотечная система», директор.
Мне хотелось бы поделиться с вами мыслями о том, как достижения имеются в этой области, какие проблемы мы преодолеваем на этом пути.
Умелое управление информационными потоками и владение информацией способствуют построению грамотного управления различными процессами, будь то политика, бизнес образование, или культура. Именно в доступности информационных ресурсов играют ключевую роль библиотеки, являясь неотъемлемой частью информационного общества.
Сегодня мы говорим уже об интенсивном осваивании в муниципальных библиотеках информационно-коммуникационных технологий. Ведь десять лет назад мы еще только начинали работу в данном направлении.
Массовый характер новых введений не обеспечивает сам по себе высокий уровень эффективности и результативности работы. Чтобы достичь высоких показателей, необходимы продуманная технологическая схема, четкие плановые показатели и регулярный контроль. Какие задачи мы ставили перед собой в начале пути внедрения информационно-коммуникационных технологий:
• Насыщение библиотек системы современной техникой
• Внедрение в библиотеках новых типовых информационных технологий.
• Формирование, ведение и актуализация информационных ресурсов.
• Подготовка кадров и учеба кадров к работе в среде новых информационных технологий
Была начата работа по формированию собственных электронных ресурсов, свободного доступа к ним и к ресурсам Интернета.
Определились задачи в области создания информационных электронных ресурсов:
•Создание поискового аппарата, обеспечивающего доступ к традиционным и нетрадиционным библиотечным ресурсам;
• Сбор, систематизация и хранение информационных электронных ресурсов;
В библиотеках собираются, систематизируются и хранятся готовые информационные электронные ресурсы на различных носителях.
Помимо электронного каталога библиотека создала другие собственные электронные ресурсы:
1.Электронная библиотека (собрание рефератов, курсовых, дипломных работ, оформления титульных листов).
2.0бразцы оформления документов (для оформления гражданства, получения вида на жительство, заявления в суд и т. д.).
З. Графическая библиотека (собраны фотоматериалы на различные темы, в том числе фотографии краеведческого характера: фото г. Сафоново, библиотек, музея, памятников природы Сафоновского района).
4.Видеобиблиотека (собираются фильмы и сюжеты ТВ о мероприятиях, проводимых в библиотеке, имеется подборка социальных фильмов (о вреде алкоголя, курения), собираются фильмы к юбилейным датам русских писателей, например, Грибоедова, Чехова и т. д.).
5.Музыкальная библиотека (собираются аудиофайлы, например есть подборка песен на стихи Исаковского, пользователи часто используют подборки: «Инструментальная музыка», «Народные песни», «День рождения», «Романсы» и т. д.).
Библиотека создала сайт благодаря которому потребитель может узнать об истории возникновения библиотеки, содержании выставок, фондов и коллекций, электронных ресурсов, реквизиты и режим работы библиотеки.
В 2009 году был полностью изменен дизайн сайта. В течение года велась работа по его актуализации и оптимизации. Это коснулось как наполнения его информацией, так и внешнего вида.
Сегодня наш сайт в интернете это:
1.Средств обращения к большой аудитории.
2.Источник подробной и актуальной информации о библиотеке.
3.Постоянная реклама с широкими возможностями.
4.Организация партнёрских отношений.
5.Обратная связь с клиентами.
Выполняя задачу информационного обслуживания пользователей, библиотеки поставили задачу обеспечение пользователям свободного доступа к информационным электронным ресурсам, находящимся внутри и за пределами библиотеки.
Прежде всего, мы стали работать над формированием информационной культуры пользователей, обучая их компьютерной грамотности и основам работы в Интернете.
Сегодня одним из приоритетных направлений в работе российских библиотек является обеспечение доступа граждан к достоверной, полной и своевременной правовой информации. Это продиктовано необходимостью укрепления правовых и демократических основ государства, повышения уровня законности, правовой культуры и правосознания граждан.
Роль ЦСПИ в государственной системе правовой информации заключается в организации свободного доступа к правовой информации, правового просвещения и воспитания правовой культуры населения области, информационного обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления в их законотворческой деятельности, содействие органам местного самоуправления в доведении до населения официальных и нормативных документов, принимаемых на местах.
Из года в год растет число пользователей центров, меняется их состав. Правовым просвещением охвачены все слои населения: дети и их родители, молодежь, пенсионеры, инвалиды. Услугами центров пользуются органы власти и хозяйствующие субъекты, общественные организации. Библиотеки проводят огромное количество мероприятий совместно с отделами местных администраций, территориальными избирательными комиссиями, образовательными учреждениями. Растет их популярность среди населения.
Важнейшей задачей Центра правовой информации является обеспечение свободного доступа всех заинтересованных лиц, общественных организаций и объединений к официальной и правовой информации посредством информационно-поисковых компьютерных систем. В настоящий момент к услугам наших пользователей предоставлены ресурсы Федерального Агентства Правительственной связи и информации: Банк правовых актов РФ, Банк правовых актов Смоленской области, также справочно-правовые базы Кодекс, Референт, а также Консультант Плюс Версия Проф, Консультант Плюс Смоленск, Гарант.
Просмотр правовой информации на мониторе компьютера дает возможность всем желающим получить полную подборку официальных документов по интересующему его вопросу. Предоставляется возможность для самостоятельной работы с базами данных.
Центр активно использует электронную почту, которая связывает библиотеку с другими библиотеками. За 2009 год по запросам пользователей было выслано более 200 электронных правовых документа.
Успех внедрения информационно-телекоммуникационных технологий в решающей степени зависит от готовности библиотечных специалистов в овладении ими. Библиотекарь является активным посредником между информационными электронными ресурсами и пользователями. Быстрое же развитие информационных технологий делает насущной задачу постоянного обучения библиотекарей. Организация семинаров, конференций, учебных занятий содействует обобщению и распространению опыта информатизации, а участие в них повышению профессиональной квалификации библиотечных работников.
В 2004 году на базе ЦБ был проведен межрайонный семинар «Модельная сельская библиотека», в котором приняли участие библиотечные работники Ярцевского, Вяземского, Дорогобужского, Холм-Жирковского и других районов, а также библиотекаря Рыбковской, Издешковской, Прудковской библиотек.
Центр социально-правовой информации оказывает информационную, методической и консультационной помощь городским и сельским филиалам Сафоновской РЦБС по вопросам информатизации, занимается составлением методических пособий, инструктивных материалов по правовому информационному обеспечению, организует обучающие семинары.
5 мая 2008 года сотрудниками ЦСПИ был проведен семинар для библиотекарей сафоновских библиотек-филиалов, имеющих компьютерную технику «Общество. Культура. Библиотека».
Круг рассмотренных на семинаре вопросов:
1. Информационные запросы пользователей и национальные проекты.
2.Использование телекоммуникационных каналов с целью расширения числа пользователей информационных центров.
3. Основы навигации в Интернете.
4.Разработка целевых программ по информированию различных категорий населения.
12 марта 2009 года сотрудниками ЦСПИ был проведен семинар для библиотекарей сафоновских библиотек-филиалов, имеющих компьютерную технику «Информация как общественная необходимость».
Были представлены консультации-выступления «Актуальность, оригинальность, новизна: теоретические аспекты принципов удовлетворения информационных запросов пользователей и их применение на практике»,
ЦСПИ Сафоновской РЦБС является методическим руководителем и координатором деятельности для библиотек-филиалов, оснащенных компьютерной техникой.
Сотрудники ЦСПИ выезжают в библиотеки-филиалы, имеющие компьютерное оборудование для проверки работы информационных центров и оказания методической помощи. По просьбе библиотек-филиалов устанавливается дополнительное программное обеспечение. Оказывается помощь при подготовке филиалами слайд-шоу, изготовлении памяток, рекламных проспектов. Предоставляются в пользование диски, печатные издания, если таковые требуются для проведения мероприятий.
Кроме того, Центр социально-правовой информации оказывает техническую поддержку и при проведении мероприятий структурными подразделениями центральной библиотеки. Например, подготавливаются фото, видео-материалы, которые демонстрируются на крупных мероприятиях, проводимых отделом обслуживания ЦБ (например, «Лидеры чтения», заседания литературных гостиных, экологический турнир и др.).
Но нам, библиотекарем, еще очень хочется надеяться, что наши читатели в эпоху компьютеризации мира и информатизации общества не утратят своих духовных качеств.
Формирование и использование информационно-библиотечной среды
Формирование и использование информационно-библиотечной среды
в ГБОУ «Закаменская СКОШИ»
Основные понятия ИКТ :
• Информация – (разъяснение, изложение, осведомлённость, одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т. д.
• Коммуникация – ( «общее» или «разделяемое всеми» ) обмен информацией (мыслями, чувствами, идеями, знаниями и т. д.)
Базовые элементы коммуникационного процесса : источник (или отправитель, сообщение, получатель, обратная связь.
ИКТ в широком смысле
• игровые технологии : познавательные, имитационные, ролевые, деловые игры и др.;
• проектная технология : выполнение проектов в рамках конкретных учебных программ.
· Этапы коммуникационного процесса :
· 1. Зарождение идеи или отбор информации
· 2. Выбор канала передачи информации
· 3. Передача сообщения
· 4. Интерпретация сообщения
§ Создание качественно нового уровня библиотечно-информационного обслуживания учащихся, родителей, преподавателей на основе новых информационных технологий, сетевых информационных технологий.
§ Формирование современной школьной библиотеки как ключевого инструмента новой инфраструктуры образовательной организации, обеспечивающей современные условия обучения и воспитания.
· Расширение и укрепление материально-технической базы библиотеки средствами вычислительной и организационной техники, позволяющие внедрить информационные технологии как основы свободного и равного доступа детей и подростков к информации.
· Увеличение количества читателей, формирование у них информационной культуры (путём проведения информационных выставок, библиоуроков, встреч с творческими и выдающимися людьми, проведения проектных работ, участия в конкурсах, выступления на родительских собраниях).
· Организация методического сопровождения деятельности школьных библиотек (поиск дополнительной литературы через удаленные ресурсы информации).
· Расширение функций школьных библиотек для комплексной поддержки образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС (к обеспечивающей функции подключить воспитательную, информационную, досуговую).
· Дистанционное обучение учителей и учащихся.
· Участие в проектах и конкурсах.
· Создание условий для реорганизации школьной библиотеки в библиотечно-информационный центр (участие в конкурсах, повышение квалификации сотрудников, расширение информационного пространства, пополнение фондов через АИС, использование в работе виртуальных читальных залов).
Функции библиотеки :
• Накопление и распространение ресурсов
• Обеспечение доступа к информации
• Содействие профессиональному развитию педагога
• Формирование информационной грамотности обучающихся
ИКТ в библиотеках позволяет :
Для обучающихся и педагогов :
• Повысить интерес к работе библиотеки
• Повысить интерес к поиску знаний
• Повысить информационную культуру
Для библиотекарей
• Решить существующие многие годы проблемы с отсутствием нужной литературы в фондах благодаря использованию сети Интернет и электронных носителей информации
Проблемы школьной библиотеки
Школьные библиотеки являются первыми общедоступными библиотеками для юных граждан, будущих пользователей всеми остальными видами библиотек. Основными препятствиями к развитию школьных библиотек в настоящее время являются: несовершенство нормативной правовой базы, проблемы кадрового обеспечения, слабая материально-техническая база, старение библиотечного фонда, недостаточность информационно-ресурсного и программного обеспечения.
Требования ФГОС значительно расширили перечень предоставляемых школьными библиотеками услуг, что приводит к необходимости привлечения работников с различными компетенциями.
Организация дополнительного профессионального образования педагогов-библиотекарей требует дальнейшего развития. Отмечается потребность в электронных курсах с применением дистанционных образовательных технологий, раскрывающих вопросы эффективного участия школьных библиотек в деятельности образовательной организации. В материально-техническом и информационно-ресурсном обеспечении наблюдается несоответствие технического оснащения школьных библиотек возрастающим требованиям современной образовательной деятельности, что выражается в нехватке площадей, современной мебели для школьных библиотек, мультимедийной и компьютерной техники.
При наличии в школьной библиотеке информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» доступ читателей ограничен к электронным (цифровым) библиотекам, обеспечивающим путь к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам, из-за отсутствия читательского оборудованного места.
Необходимо частично обновить фонды классической литературы, произведений современных авторов, детской литературы, а также произведений гражданско-патриотической направленности, используемые при освоении основных общеобразовательных программ.
В настоящее время школьная библиотека, только становится активной частью сформированной уже в школе инфраструктуры чтения и не в полной мере выполняет свою функцию по воспитанию квалифицированного читателя, но реорганизация в информационно-библиотечный центр должна ускорить этот процесс.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Информационное обучение пользователей как условие развития образовательной функции библиотеки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.25.03, кандидат наук Рябцева, Лариса Николаевна
Оглавление диссертации кандидат наук Рябцева, Лариса Николаевна
Глава 1. Информационное обучение пользователей в условиях библиотеки: проблемы реализации образовательной функции библиотеки
1.1 Влияние целенаправленного информационного обучения пользователей на реализацию образовательной функции библиотеки как социального института
1.2 Деятельность отечественных библиотек по информационной подготовке пользователей: проблемы теории и практики
1.3 Адаптация как междисциплинарное научное направление, обеспечивающее возможность внедрения курса «Основы информационной культуры личности» в библиотеке
Глава 2. Исследование возможности адаптации курса «Основы информационной культуры личности» в условиях библиотеки среднего профессионального образовательного учреждения
2.1 Этапы эксперимента по адаптации курса «Основы информационной культуры личности» в условиях библиотеки Кемеровского государственного профессионально-педагогического колледжа
2.2 Алгоритм адаптации учебной программы курса «Основе* информационной культуры личности» к условиям библиотеки среднего профессионального образовательного учреждения
2.3 Особенности организации и методики проведения занятий по адаптированной учебной программе курса «Основы информационной культуры личности» в условиях библиотеки
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение», 05.25.03 шифр ВАК
Формирование медиаграмотности как компонента информационной культуры младших школьников в условиях школьных и детских библиотек 2013 год, кандидат наук Косолапова, Елена Витальевна
Формирование образовательной среды подготовки библиотечно-информационных специалистов как условие расширения социального влияния библиотеки 2006 год, кандидат педагогических наук Губайдуллина, Гульнара Миннулловна
Кадры вузовских библиотек в условиях внедрения и развития библиотечно-информационных технологий: профессиологические и социально-психологические аспекты 2005 год, кандидат педагогических наук Фомичева, Ирина Константиновна
Вербальные коммуникации в системе профессиональной культуры специалиста библиотечно-информационной сферы 2018 год, кандидат наук Куриленко, Екатерина Анатольевна
Формирование информационной культуры студентов в библиотеке высшего учебного заведения 1999 год, кандидат педагогических наук Коряковцева, Нина Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Информационное обучение пользователей как условие развития образовательной функции библиотеки»
Требование адекватности образования динамичным изменениям в окружающей человека информационной среде, парадигма непрерывного образования существенно повлияли на развитие образовательной функции библиотеки. Библиотеки не только формируют и хранят информационные образовательные ресурсы, но и обеспечивают всем участникам
образовательного процесса доступ к удаленным электронным информационным ресурсам, оказывают информационные и образовательные услуги. Кардинальные изменения как в системе образования, так и в библиотечно-информационной среде (развитие электронных информационных ресурсов и автоматизация всей библиотечной технологии)? поставили перед библиотекарями качественно новую задачу: перейти от разрозненной, не систематической информационной подготовки к целенаправленному, систематическому обучению навыкам работы с информацией, т.е. информационному обучению. Такой переход обусловлен осознанием того факта, что развитие в библиотеках новых видов информационных продуктов и услуг, базирующихся на информационно-коммуникационных технологиях, не имеет смысла без одновременного повышения уровня информационной культуры пользователей.
Анализ отечественного и зарубежного опыта свидетельствует, чтс/ библиотеки отвечают на социальный заказ общества и пытаются внедрять курсы по информационному обучению. Однако при этом наблюдается противоречие между востребованностью таких курсов и отсутствием научно-обоснованных рекомендаций по реализации их в библиотеке. Соответственно возникает проблема адаптации этих учебных курсов к типу и виду библиотеки, категории пользователей, специфике их информационных запросов.
Степень разработанности проблемы. Изучение научных публикаций по теме диссертационного исследования проводилось по трем тематическим направлениям: анализ библиотековедческих публикаций, посвященных типологии функций библиотеки как социального института; исследование междисциплинарного научного направления, связанного с формированием информационной культуры личности; изучение теории адаптации.
Анализ типологии функций библиотеки как социального института содержится в трудах библиотековедов: М. И. Акилиной, Н. П. Васильченко, И. К. Джерелиевской, Н. Е. Добрыниной, Н. В. Жадько,
Л. А. Кожевниковой, О. Л. Лаврик, Р. С. Мотульского, Е. Т. Селиверстовой, В. В. Скворцова, М. С. Слободяника, А. В. Соколова, Ю. Н. Столярова, В. И. Терёшина, Н. И. Тюлиной, В. Р. Фирсова, И. М. Фрумина,
A. Н. Хропача, Л. А. Шилова, И. Г. Юдиной, Ж. С. Яцкунаса [3, 47, 97, 93, 101, 151, 199, 249, 255, 256, 263, 270, 276, 281, 289, 290, 296, 299, 304, 313, 317] и другие авторы.
Проблема вычленения и анализа образовательной функции в составе других функций библиотеки является менее изученной, она получила отражение в работах В. Б. Антиповой, Е. Б. Артемьевой, Н. В. Бубекиной, H. Е. Добрыниной, Н. В. Жадько, А. М. Мазурицкий, Р. С. Мотульского, Е. Т. Селивёрстовой, В. В. Скворцова, Ю. Н. Столярова, В. И. Терёшина [9, 14, 15, 44, 93, 102,198, 199, 249, 255, 272, 276].
Научные публикации, посвященные информационной культуре, весьма многочисленны, поскольку в них отражается как междисциплинарное научное направление, так и область практической деятельности, образовательных учреждений и библиотек. Так, теория информационной культуры, интегрирующая достижения различных научных дисциплин, рассматривается в исследованиях философов: А. А. Виноградова, К. К. Колина, А. И. Ракитова, Э. В. Семенюка, А. П. Суханова, А. Д. Урсула [48, 49, 153, 240, 252, 274, 284], культурологов: М. Г. Вохрышевой,
B. 3. Когана, В. А. Уханова [54, 55, 145, 146], педагогов: А. Н. Григорьева, Е. В. Данильчук, С. М. Конюшенко, Е. А. Масяйкиной, О. В. Насс, Е. В. Оспенникова, И. Г. Овчинниковой, О. Г. Смоляниновой, 3. 3. Сулеймановой, В. В. Фадеевой [86, 88, 154, 183, 184, 101, 208, 215, 259, 272, 285].
Особое внимание в данной работе уделялось анализу концепции формирования информационной культуры личности, разработанной сотрудниками НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств Н. И. Гендиной, Н. И. Колковой, Г. А. Стародубовой [69, 78, 79, 80, 81].
Проблемы формирования информационной культуры в сфере профессионального образования и деятельности образовательных учреждений получили отражение в работах И. М. Андреевой, М. Г. Вохрышевой, И. С. Геллер, Н. И. Гендиной, Н. Г. Закревской, Н. Б. Зиновьевой, Н. А. Коряковцевой, Л. К. Лободенко, Н. В. Лопатиной, Н. В. Огурцовой, Н. А. Слядневой [6, 55, 60, 78, 79, 81, 106, 110, 157, 170, 172, 209, 257] и других авторов.
В целях теоретического осмысления проблемы формирования информационной культуры были проанализированы работы, в которых отражена роль библиотек в информационном обществе: С. Г. Антоновой, В. В. Брежневой, Н. В. Жадько, Ю. С. Зубова, М. Я. Дворкиной, А. И. Каптерева, В. А. Минкиной, И. Г. Моргенштерна, О. Д. Опарина, Ю. В. Соколова, Ю. Н. Столярова и других авторов [10, 101, 89, 113, 139, 190, 195, 213, 264, 270]. Анализу подлежали также публикации обобщающего характера, характеризующие вклад библиотек в развитие информационной подготовки и формирование информационной культуры личности: О. Б. Борисовой, Г. Н. Волковой, Н. Б. Зиновьевой, В. Н. Зорина, Н. А. Калиновской, Н. А. Коряковцевой, А. С. Кочеуловой, Л. К. Лободенко, Н. В. Огурцовой, В. А. Турчина [41, 51, 109, 111, 136, 156, 158, 171, 209, 280]. Создание самостоятельного курса «Основы информационной культуры личности» изучалось на основе анализа работ М. Г. Вохрышевой, Н. И. Гендиной, И. И. Горловой, Н. Б. Зиновьевой, Ю. С. Зубова, М. М. Капрановой, В. 3. Коган, Н. И. Колковой, Е. А. Медведевой, Т. И. Поляковой, Г. А. Стародубовой [54, 55, 78, 79, 80, 110, 113, 138, 145, 233, 235].
Изучение теории адаптации, также представляющей собой междисциплинарное научное направление, обусловило обращение к публикациям различной отраслевой принадлежности. В философских исследованиях особое внимание было уделено категориальному аппарату теории адаптации, изложенному в работах П. К. Анохина, И. Д. Калайкова,
Г. И. Царегородцева, Ю. А. Урманцева [8, 135, 288, 282]. В биологии ценность представили работы, характеризующие адаптацию как совокупность внутренних процессов в организме, направленных на сохранение гомеостаза между организмом и средой: Н. А. Агаджаняна, Р. М. Баевского, А. П. Берсеневой, С. В. Казначеева, В. П. Казначеева, В. П. Колесова, В. И. Медведева, Ф. 3. Меерсона, С. Е. Павлова, Г. Селье, М. С. Яницкого [19, 24, 134, 152, 186, 189, 216, 250, 316]. В социологии были проанализированы труды по адаптации как социальной категории, характеризующие адаптацию с позиции приспособления личности к4 социальной среде: JL И. Анцыферовой, В. Г. Асеева, В. В. Аршавского, Л. В.Корель, Л. М. Растовой, В. В. Ротенберга [11, 16, 155, 162, 260]. Психологические аспекты адаптации раскрыты в работах Б. Г. Ананьева, Ф. Б. Березина, Л. С. Выготского, Л. А. Китаева-Смыка, А. А. Леонтьева, В. И. Медведева, А. А. Налчаджяна, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна [5, 22, 56, 143, 169, 186, 200, 228, 246] и других авторов. В педагогике созданию адаптивных систем посвящены исследования А. С. Границкой, Л. И. Долинера, Е. В. Смирновой [85, 94, 258].
В библиотековедении понятие адаптации рассматривается в работах В. К. Клюева, Л. А. Кожевниковой, И. Б. Маршака, H. Н. Нестерович, И.М.Сусловой, Е.М.Ястребовой [144, 150, 182, 273] как элемент приспособления библиотеки к современным социально-экономическим условиям, потребностям общества, запросам конкретных групп пользователей. В исследованиях О.В.Макеевой [176, 177] рассматриваются адаптационные механизмы, происходящие в библиотеке под влиянием трансформаций внешней среды.
Публикаций, посвященных анализу использования достижений теории адаптации применительно к формированию информационной культуры личности в условиях библиотеки в целях расширения и развития образовательной функции библиотек, в ходе анализа выявлено не было.
Таким образом, в литературе представлены лишь отдельные аспекты интересующей нас темы, однако отсутствуют работы, комплексно раскрывающие проблему развития образовательной функции современных библиотек за счет организации информационной подготовки и информационного обучения пользователей.
Цель исследования: выявление возможностей развития образовательной функции библиотеки за счет целенаправленного информационного обучения пользователей на основе самостоятельного учебного курса по формированию информационной культуры личности.
1. Изучить теоретические подходы в библиотековедении к трактовке образовательной функции библиотеки, рассмотреть влияние становления информационного общества и изменения парадигмы образования и, на этой основе, предложить ее уточненное определение.
2. Проанализировать теоретические основы и опыт отечественных библиотек по информационному обучению пользователей, послужившие базой для развития образовательной функции библиотеки.
3. Охарактеризовать адаптацию как инструмент внедрения курса «Основы информационной культуры личности» в библиотеке.
4. Проверить в ходе педагогического эксперимента возможность внедрения разработанного алгоритма адаптации учебной программы курса «Основы информационной культуры личности» к условиям библиотеки.
5. Раскрыть особенности организации и методики проведения занятий по адаптированной учебной программе курса «Основы информационной культуры личности» в условиях библиотеки.
Объект исследования: образовательная функция библиотеки.
Предмет исследования: информационное обучение пользователей на основе самостоятельного учебного курса «Основы информационной культуры личности», реализованного в библиотеке.
Методологическую основу исследования составили положения системного подхода к анализу социальных процессов и явлений, принципы научно-исторического подхода к изучению функций библиотеки как социального института, концепция формирования информационной культуры личности, базирующаяся на общеметодологических принципах организации информационного образования: культурологическом, системном, деятельностном, технологическом, интегративном и принципе непрерывности. Использование данного комплекса подходов обусловлено междисциплинарным характером проблемы адаптации достижений в области формирования информационной культуры личности применительно к условиям функционирования библиотек.
В ходе исследования применялись следующие методы:
База исследования. Базой исследования явились публичные библиотеки и библиотеки учебных заведений. Опытно-экспериментальной базой стала библиотека Кемеровского государственного профессионально-педагогического колледжа и Кемеровская областная библиотека для детей и юношества. В эксперименте принимали участие студенты Кемеровского государственного профессионально-педагогического колледжа,
Научные результаты, выносимые на защиту:
2. Уточнение понятия «образовательная функция библиотеки» заключается в разграничении понятий «информационное просвещение» и
«информационное обучение». Под информационным просвещением понимается распространение информационных (библиотечно-библиографических, компьютерных) знаний с помощью воспитательных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование представлений о библиотеке, ее структуре, справочно-библиографическом, аппарате, правилах пользования ими, продвижение книги и культуры чтения, а также ликвидация компьютерной безграмотности пользователей. Под информационным обучением понимается целенаправленный педагогический процесс организации активной учебно-познавательной деятельности обучаемых под руководством библиотекаря (педагога) по овладению информационными знаниями, умениями, навыками, формированию информационного мировоззрения.
Отличие информационного обучения от информационного просвещения состоит в: *
• управлении целенаправленным процессом усвоения информационных знаний, умений и навыков за счет использования педагогических технологий, дидактических принципов, педагогических форм и методов обучения;
• наличии обязательного взаимодействия библиотекаря (педагога) и обучаемых;
• обязательности для обучаемых контроля и оценки результатов информационного обучения.
3. Условиями организации информационного обучения ь библиотеке являются: 1) предварительная оценка информационных ресурсов, справочно-библиографического аппарата и уровня информатизации библиотеки, а также возможности координации и взаимодействия библиотеки образовательного учреждения с другими библиотеками в целях компенсации имеющихся лакун информационных ресурсов в составе библиотечного фонда и СБА по конкретным специальностям обучаемых; 2) обязательная подготовительная организационная работа библиотеки с
образовательным учреждением; 3) информационно-просветительская работа библиотеки с педагогами, направленная на повышение уровня личной информационной культуры педагогов и формирование их мотивации на необходимость освоения обучаемыми информационных знаний, умений и навыков; 4) соблюдение общеметодологических принципов организации информационного образования (системности, технологичности^ интегративности, непрерывности и др.), с ориентацией на деятельностный подход и принцип профильной направленности информационного обучения; 5) внедрение самостоятельного учебного курса, обеспечивающего информационную подготовку пользователей.
4. Одним из способов реализации целенаправленного информационного обучения пользователей в библиотеке является учебный курс «Основы информационной культуры личности». Результат адаптации исходной учебной программы курса «Основы информационной культуры личности» представляет собой сохранение ее инвариантных параметров независимо от условий изменяющейся среды и изменение содержательного наполнения ее вариативной части. Алгоритм адаптации учебной программы курса «Основы информационной культуры личности» представляет собой четкую последовательность действий, как со стороны учебных заведений, так и библиотек для обеспечения целенаправленного и систематического обучения пользователей основам информационной культуры.
Научная новизна результатов исследования:
2. Уточнена сущность понятия «образовательная функция библиотеки»: современная библиотека не только опосредованно содействует
системе образования как традиционная ресурсная база, но и способна осуществлять информационное обучение пользователей и формирование информационной культуры личности, выполняя функцию «обучающей библиотеки».
3. Концептуальный аппарат теории адаптации применен к решению задач библиотековедческого исследования в целях разработки научно обоснованных рекомендаций по внедрению курса «Основы информационной культуры личности» в практику работы библиотек. Определены адаптационные возможности библиотеки как социального института, обеспечивающего информационное обучение пользователей, раскрыты возможности адаптации как продуктивно работающего средства применительно к задачам организации информационной подготовки учащейся молодежи в библиотеке.
4. С позиций теории адаптации разработан алгоритм приспособления исходной учебной программы курса «Основы информационной культуры личности» к условиям конкретной библиотеки образовательного учреждения, обеспечивающий реализацию принципов системного и технологического подхода к организации информационного обучения и интегрирующий достижения библиотековедения, теории адаптации и дидактики.
Теоретическая значимость исследования:
1. Диссертация расширяет и углубляет теоретические представления о влиянии информационно-коммуникационных технологий, модернизации системы образования, реализации целенаправленного информационного обучения на изменение образовательной функции библиотек в эпоху информационного общества. Выявлена возможность расширения и развития образовательной функции библиотеки за счет интеграции традиционного предоставления информационных ресурсов библиотек для системы образования и организации информационного
просвещения, так и планомерного и систематического информационного обучения пользователей в условиях библиотеки.
2. Раскрыта область применения адаптации как инструмента познания для решения проблемы формирования информационной культуры личности и информационного обучения учащейся молодежи в условиях библиотеки. Использование теории адаптации позволяет расширить представление о междисциплинарных связях библиотековедения, что отражает интегративные тенденции в развитии современного научного знания.
3. Проведенное исследование способствует расширению области библиотековедческого знания в проблемном поле формирования информационной культуры личности, интегрирующем достижения философии, культурологи, педагогики, информатики, а также открывает новые направления исследований в сфере информационного обучения в условиях библиотеки.
Практическая значимость исследования:
1. Разработан алгоритм адаптации учебной программы курса «Основы информационный культуры личности», обеспечивающий четкую последовательность действий по внедрению данного курса в деятельность библиотек. Разработанный алгоритм может быть использован при обучении библиотекарей и учителей (преподавателей), внедряющих курс «Основы информационный культуры личности» в практику работы библиотек и образовательных учреждений. Он может быть использован также как инструмент оценки степени адаптации исходной учебной программы по курсу «Основы информационный культуры личности» к специфике того или иного учебного заведения и типу библиотеки.
2. Разработаны тематические планы курса «Основы информационной культуры личности» для учащихся средних специальных учебных заведений по специальностям «Физическая культура», «Социальная педагогика», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
дифференцированные в зависимости от количества выделенных на изучение курса часов и адаптированные к профилю подготовки обучаемых.
3. Разработан комплекс дидактических средств по курсу «Основы информационный культуры личности» для учащихся средних специальных учебных заведений, включающий мультимедийные презентации, планы занятий, списки литературы, контрольные вопросы, дидактический материал по профилю обучаемых.
4. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при организации учебного процесса в дисциплинах профессионального и специального циклов для подготовки специалистов ь области библиотечно-информационной деятельности, а также в системе повышения квалификации работников библиотек.