Что не относится к принципам контрактной системы
Закон о контрактной системе
Зачем нужен Закон № 44-ФЗ
С 1 января 2014 года в России начал действовать новый Федеральный закон в сфере расходования бюджетных средств — Закон о контрактной системе в сфере закупок. Главной целью принятия указанного нормативного правового акта было предотвращение коррупции и иных злоупотреблений в сфере закупочных процедур. Также среди целей 44-ФЗ можно выделить и обеспечение гласности и прозрачности при осуществлении торгов, а также внедрение системного подхода в сферу планирования и проведения госзакупок.
Уточним, что закупка для обеспечения государственных и муниципальных нужд — это целая последовательность действий, которые проводит заказчик в соответствии с 44 ФЗ о контрактной системе, чтобы получить необходимые ему товары, работы или услуги.
В целом контрактная система в сфере закупок — это совокупность участников и действий, которые направлены на удовлетворение государственных и муниципальных нужд. При этом госзаказчик отвечает за принятые бюджетные обязательства в соответствии с законодательством РФ и осуществляет закупки в соответствии с законом № 44-ФЗ.
Принципы контрактной системы
Закон № 44-ФЗ установил ряд принципов, которых необходимо придерживаться при проведении тендеров. Вот эти принципы:
Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок
Как уже было указано выше, открытость и прозрачность торговых процедур обеспечивается при помощи специально созданной для этих целей базы данных – ЕИС.
ЕИС — это сайт, наполненный информацией обо всех проведенных и проводимых тендерах (как по закону № 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ). ЕИС включилась в работу с 2016 года. Все сведения в ней открыты (помимо тех, что составляют государственную тайну) и предоставляются безвозмездно.
Функционал ЕИС позволяет сформировать и опубликовать информацию, которая предусмотрена нормативными правовыми актами, контролировать сведения и документы, подачу заявок на участие в торгах в форме электронного документа и многое другое. Иными словами, ЕИС — это максимальная автоматизация всего процесса торгов.
На каких принципах построена контрактная система
Принцип открытости информации
Это один из главных принципов контрактной системы. Любой участник может бесплатно ознакомиться с планируемыми закупками, торгами на стадии выявления победителя, а также завершенными заказами. Доступна информация о результатах аудита, нормативно-методическая и справочная информация, различные реестры (типовых контрактов, жалоб, проверок, банковских гарантий и др.). Все сведения размещаются на сайте ЕИС.
Ст. 4 44-ФЗ описывает порядок информационного обеспечения контрактной системы, в том числе функции ЕИС, а также полный список публикуемых сведений. Правила работы ЕИС утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 № 1414 и Приказом Казначейства России от 30.12.2015 № 26н.
Принцип обеспечения конкуренции
Другой принцип контрактной системы закупок заключается в том, что стать участником торгов может любой желающий. Заказчики обязаны создавать равные условия для всех, не ограничивая конкуренцию. Основным ориентиром является 135 ФЗ от 26.07.2006.
Если действия заказчика приводят к необоснованному ограничению числа участников, поставщики вправе обратиться с жалобой в ФАС, либо в суд с иском о признании заказа недействительным. Примеры нарушений:
Нарушение влечет за собой административную ответственность по статьям 7.29-7.32, 14.32 КоАП РФ.
Принцип профессионализма заказчиков
Третий важный принцип контрактной системы в сфере закупок — деятельность госзаказчика при проведении торгов должна осуществляться квалифицированными специалистами.
Минэкономразвития и Минобрнауки разработали методические рекомендации по реализации дополнительных программ повышения квалификации в системе госзакупок (Письмо Минэкономразвития № 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки № АК-553/06 от 12.03.2015).
Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 44-ФЗ). А в состав комиссии должны входить те, кто прошел профпереподготовку или повышение квалификации в сфере закупок или обладает специальными знаниями по объекту торгов (ч. 5 ст. 39 44-ФЗ).
Принцип стимулирования инноваций
Законом установлен приоритет заказов инновационной и высокотехнологичной продукции в целях эффективного использования бюджетных средств.
К примеру, во время двухэтапного конкурса у заказчика есть возможность приобрести инновационную продукцию, так как в этом случае по результатам переговоров с участниками он вправе скорректировать первоначально установленные требования.
Создан Реестр инновационных продуктов, технологий и услуг, сведения о которых рекомендуется использовать в госзакупках.
Единство и ответственность за результаты
44 ФЗ предусмотрен ряд этапов, позволяющих наиболее эффективно обеспечить государственные нужды:
Основной задачей законодателя является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько поиск предложения, которое будет максимально эффективно использовать финансирование. При этом виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность (ст. 107 44-ФЗ).
Что такое контрактная система по 44-ФЗ
Антикризисное предложение до 23 декабря
Что такое контрактная система по 44-ФЗ: разбираемся в главных понятиях
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
Для тех, кто планирует войти в сферу госзакупок, необходимо знать, что такое контрактная система по 44-ФЗ. Именно указанный закон регламентирует закупочную деятельность на федеральном и муниципальном уровнях.
С момента введения в 2014 г., система госзакупок претерпевала изменения, и этот процесс еще не закончен. Последние новшества прошли в 2019 г., а еще несколько запланированы на 2020 г. Поэтому в нашем материале расскажем, что представляет собой контрактная система на данный момент.
Что такое контрактная система по 44-ФЗ
У неопытных поставщиков часто возникают трудности, когда они решают участвовать в закупках и сталкиваются с понятием контрактной системы. Обычно данный термин понимают как любые поставки заказчикам после подписания соответствующего контракта. Однако это мнение ошибочно: контрактной системой закупок называется торгово-закупочная деятельность, нормы осуществления которой устанавливаются Законом 44-ФЗ.
Контрактная система позволяет на законодательном уровне регулировать проведение тендеров организациями, финансируемыми из средств государственного, муниципального бюджетов.
01.01.2014 г. в силу вступил закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд» от 05.04.2013 г., наиболее известный как 44-ФЗ. До этого использовался 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд».
Согласно 44-ФЗ, контрактная система объединяет в себе всех участников и их действия, цель которых состоит в обеспечении нужд на государственном, муниципальном уровне. В данном случае работа может вестись при помощи Единой информационной системы, при условии, что использование последней не исключается нормами Федерального закона. Все действия осуществляются согласно законодательству РФ и нормативным правовым актам, регулирующим контрактную систему.
В контрактной системе закупок 44-ФЗ участвуют:
Статьи 6–12 Закона 44-ФЗ содержат основные характеристики контрактной системы, а именно:
В статье 3 Закона 44-ФЗ раскрываются ключевые термины контрактной системы:
Изучив статью 3 Закона 44-ФЗ, вам будет легче разобраться в нормах контрактной системы, так как вы будете понимать основные термины.
Виды закупок в контрактной системе по 44-ФЗ
В ст. 24 Закона 44-ФЗ установлены допустимые варианты выбора исполнителя, существующие виды закупок. Каждый способ описывается в других статьях Главы 3 этого законодательного акта.
Контрактная система по 44-ФЗ предполагает такие ключевые разновидности закупок:
Конкурентные закупки проводятся в двух форматах по 44-ФЗ: открытом и закрытом. К участию в первых допускаются все поставщики. Тогда как закрытая закупка проходит согласование с ФАС, рассчитывать на контракт может только ограниченный круг игроков рынка. По 44-ФЗ подобные закупки проходят в виде конкурса и аукциона.
По закону 44-ФЗ о контрактной системе для аукционов может выбираться как открытая, так и закрытая форма. Половина закупок для государственных и муниципальных нужд проводится на электронных площадках в формате аукциона. Для участия в таком мероприятии нужно подготовить заявку, включающую в себя две части.
Первая часть заявок позволяет организаторам выбрать лучших из общего числа участников торгов. После чего подаются предложения по цене, и в рамках аукциона начальная максимальная стоимость закупки (НМЦ) постепенно снижается каждым участником. Побеждает тот, кто смог довести свою цену до низшего показателя среди всех предложений. Договор подписывают, проверив вторую часть заявки, для этого ее положения должны отвечать условиям торгов. Иными словами, даже если компания предложила лучшую цену, ей все еще не гарантирована сделка.
Согласно 44-ФЗ, есть несколько отличий закрытых аукционов от открытых:
Контрактная система по 44-ФЗ предполагает и другие варианты проведения конкурентных закупок:
Обучение по 44-ФЗ для понимания контрактной системы
Любому заказчику нужно обучиться, чтобы не испытывать проблем при работе по принципам контрактной системы 44-ФЗ. Работники контрактной службы и контрактный управляющий допускаются к закупкам только при наличии высшего либо дополнительного профессионального образования в данной сфере. Высшее образование по закупкам можно получить в вузе за 2–5 лет, после чего студенту выдается диплом.
Дополнительное образование предполагает повышение квалификации или профессиональную переподготовку. В первом случае сотрудник получает более высокую категорию в рамках имеющейся специальности, а переподготовка дает новую специальность. Также есть разница по формату получаемого документа. По итогам переподготовки получают диплом, а при повышении квалификации – удостоверение. Если вам необходимо обучиться тонкостям применения 44-ФЗ с нуля, лучше остановить выбор на высшем образовании либо профессиональной переподготовке.
Однако, чтобы заниматься, например, планированием в контрактной системе по 44-ФЗ, мало иметь образование, необходим и практический опыт.
От человека, назначенного ответственным за проведение закупок, требуются следующие навыки:
Если вы хотите успешно работать с контрактной системой закупок по 44-ФЗ, не менее важно ориентироваться в законодательстве в сфере госзаказа, антимонопольном, гражданском, бюджетном, земельном, трудовом, административном праве.
Можно воспользоваться бесплатным обучением, в том числе уроками по 44-ФЗ для начинающих в видеоформате на сайте ЕИС. Кроме того, обучение для заказчиков и поставщиков нередко организуют региональные органы власти, отвечающие за регулирование закупочной деятельности. В Москве за это направлении работы отвечает Департамент г. Москвы по конкурентной политике. Еще один ресурс, предоставляющий бесплатные обучающие материалы, – ЭТП. Если повезет, вы можете попасть на семинары и вебинары, которые иногда организуют федеральные торговые площадки.
У вас всегда есть возможность бесплатно получить всю необходимую информацию из открытых онлайн-источников. Но здесь нужно быть внимательным, ведь такие сведения никто не проверяет на актуальность и соответствие действительности.
Обучение важно для участников торгов, чтобы понимать основы законодательства, сферы применения положений 44-ФЗ о контрактной системе, регламент проведения закупок, виды и особенности процедур, критерии, по которым выбирается исполнитель, а также порядок подписания договора. Стоит ознакомиться с судебной практикой по делам, имеющим отношение к госзакупкам – тогда вы будете готовы к хитростям заказчиков и не допустите наиболее распространенных ошибок.
Принципы закупок для государственных и корпоративных нужд: в чем сходство и различия?
Контрактная система в сфере закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, введенная Законом № 44 ФЗ, начала работать 1 января 2014 года и пришла на смену прежнему законодательству о госзакупках – Закону № 94 ФЗ [3]. Она основывается на единых принципах и подходах, позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды.
Согласно ст. 6 Закона № 44 ФЗ к таким принципам относятся:
Вместе с тем в Законе № 94 ФЗ принципы осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд не были закреплены как таковые, хотя его общие подходы и цели соответствуют ряду основополагающих норм Закона № 44 ФЗ: требование об открытости информации о контрактной системе восходит к обеспечению гласности и прозрачности размещения заказа, необходимость конкуренции – к расширению возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия.
В то же время в Законе № 223 ФЗ, регулирующем закупки для корпоративных нужд, определены следующие принципы:
Но эти принципы в Законе № 223 ФЗ не раскрываются, их характеристики отсутствуют. А вот в Законе № 44 ФЗ разъяснению основополагающих норм отведено сразу несколько статей. Рассмотрим их более подробно.
Принципы контрактной системы: что нового?
Согласно ст. 7 Закона № 44 ФЗ открытость и прозрачность должны обеспечиваться посредством предоставления свободного и безвозмездного доступа к информации о контрактной системе в сфере закупок (в частности, посредством размещения сведений в единой информационной системе). Информация эта должна быть полной и достоверной.
Следующий принцип заключается в том, что контрактная система в сфере закупок должна создавать равные условия для конкуренции между участниками закупок и любое заинтересованное лицо может стать поставщиком, подрядчиком или исполнителем (ст. 8 Закона № 44 ФЗ). При осуществлении закупок должен соблюдаться принцип добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок – в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. При этом заказчикам, специализированным организациям, их должностным лицам, закупочным комиссиям и их членам, а также участникам закупок запрещено совершать какие-либо действия, противоречащие требованиям Закона № 44 ФЗ, в том числе приводящие к ограничению конкуренции (например, необоснованному ограничению числа участников закупок).
Заказчики, работающие в рамках Закона № 44 ФЗ, должны руководствоваться гораздо большим количеством принципов и требований, чем те, кто исполняет нормы Закона № 223 ФЗ.
Профессионализм заказчиков выделен в отдельный принцип впервые, хотя ранее он был реализован в ч. 2 ст. 7 Закона № 94 ФЗ (в ней говорилось, что заказчик был вправе включать в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших соответствующее обучение). В свою очередь, в ст. 9 Закона № 44 ФЗ сказано, что контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в данной сфере. В частности, на заказчиков теперь возложена обязанность поддерживать и повышать уровень квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в этой сфере.
В то же время принципы стимулирования инноваций, единства кон-трактной системы, ответственности за результативность закупки яв-ляются абсолютно новыми. Так, при планировании и проведении закупок приоритетными должны быть закупки инновационной и высокотехнологичной продукции (ст. 10 Закона № 44 ФЗ). Сама же контрактная система основывается на единых принципах и подходах, позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита, а также контроля в сфере закупок (ст. 11 Закона № 44 ФЗ).
Принцип ответственности, а также эффективности закупок согласно ст. 12 Закона № 44 ФЗ состоит в том, что заказчик при их планировании и проведении должен исходить из необходимости достижения заданных результатов закупок. При этом должностные лица заказчика несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством о контрактной системе и подзаконными актами.
Таким образом, принцип эффективного использования денежных средств, обозначенный в Законе № 94 ФЗ, сегодня трансформиро-вался в принцип эффективного осуществления закупок. Составляющими такой эффективности являются, кроме снижения размера расходуемых бюджетных и внебюджетных средств, иные критерии результативности закупки.
Анализ приведенных норм позволяет сделать следующий вывод. Основными принципами, применяемыми ко всем видам закупок (для государственных и корпоративных нужд), являются открытость (как разновидности – прозрачность, гласность) закупок, равноправие участников закупки и отсутствие дискриминации, необоснованных ограничений конкуренции, а также эффективность и экономность использования средств, предназначенных для данных целей. В то же время заказчики, работающие в рамках Закона № 44 ФЗ, должны руководствоваться гораздо большим количеством принципов и требований, чем те, кто исполняет нормы Закона № 223 ФЗ.
Профессионализм, ответственность и стимулирование инноваций
Но здесь возникает вопрос: нужно ли закрепить другие принципы, сформулированные в Законе № 44 ФЗ и являющиеся новациями законодательства, применительно к закупкам для корпоративных нужд?
Представляется, что этого не требуется в отношении принципа единства контрактной системы в сфере закупок. Однако с другими принципами дело обстоит иначе.
Наделение отделов по закупкам широким кругом полномочий, повышение профессионализма этих сотрудников уже сегодня является реальностью для исполнителей Закона № 223 ФЗ.
Таким образом, профессионализм заказчика является необходимым качеством, обеспечивающим эффективное осуществление закупок для корпоративных нужд, и, по нашему мнению, как принцип может и должен быть закреплен в Законе № 223 ФЗ. Не менее важным применительно к закупкам для корпоративных нужд представляется и принцип ответственности за результативность таких закупок – он также мог бы быть прописан на законодательном уровне.
Вопросы стимулирования инноваций тоже играют немаловажную роль в развитии каждого конкретного заказчика. Кроме того, сфера науки и технологий является приоритетом в развитии государства, поэтому проведение государственных конкурсов, в частности, в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок не прекращалось даже тогда, когда у государства отсутствовала потребность в системном правовом регулировании тендерных процедур.
Очевидно, что эти направления развития науки, технологий и техники, заданные в масштабах страны в целом, автономные учреждения должны принимать во внимание в целях обеспечения своих нужд и определения собственных перспектив развития. Поэтому принцип стимулирования инноваций, по нашему мнению, также мог бы быть закреплен в Законе № 223 ФЗ.
В заключение обратимся к статистике официального сайта zakupki.gov.ru, чтобы подтвердить актуальность рассмотренных выше принципов в отношении закупок для государственных и корпоративных нужд. Согласно данным за 2013 год, относящимся к применению Закона № 94 ФЗ, только в Московском регионе снижение цен по результатам закупочных процедур составило 45,7 млрд руб. В рамках работы по Закону № 223 ФЗ начальные цены тоже существенно снизились: имеющаяся статистика, а также реальная практика организаций – исполнителей названного закона свидетельствуют о том, что за счет проведения открытых торгов заказчикам удается значительно экономить денежные средства. Появление на предприятиях и в учреждениях отделов по закупочной деятельности, составление планов закупок также способствует более рациональному расходованию бюджетов заказчиков.
Наделение отделов по закупкам широким кругом полномочий, повышение профессионализма сотрудников, а также сосредоточение вокруг этих отделов остальных подразделений уже является реальностью для исполнителей Закона № 223 ФЗ. Все это позволяет заказчикам снизить свои издержки, повысить качество закупок, сократить «раздутые» административно-хозяйственные отделы и выстроить четкую линию развития как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу.
Ссылки
[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
[2] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
[3] Федеральный закон от 21.07.2005 № 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
[4] Принят в Вене 01.07.2011 на 44-й сессии ЮНСИТРАЛ.
[5] Данный документ содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные положения, связанные с обеспечением закупки (ч. 2 ст. 2 Закона № 223 ФЗ).
[6] Приказы Минпромторга РФ от 01.11.2012 № 1618, Минобрнауки РФ от 01.11.2012 № 881, МЧС РФ от 14.12.2012 № 768, Минздрава РФ от 31.07.2013 № 514н.
[7] Утверждены Указом Президента РФ от 07.07.2011 № 899.
К. И. Романов
специалист по договорной работе
группы развития, маркетинговых исследований и закупок ФАУ
«25 Государственный научно-исследовательский институт химмотологии Министерства обороны РФ»
Что нужно знать о 44-ФЗ: первые шаги в сфере госзакупок
Правила госзакупок регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Его положениями руководствуются при проведении торгов и заключении контрактов все органы власти, государственные и муниципальные учреждения — от федеральных министерств и ведомств до местных школ, больниц и библиотек.
Федеральный закон № 44-ФЗ:
Принципы и понятия единой контрактной системы
Принципы контрактной системы изложены в статьях 6—12 Федерального закона № 44-ФЗ. К ним относятся:
Определения основных понятий, используемых в законе о контрактной системе, даются в статье 3. Положения этой статьи разъясняют определения:
Изучение положений статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ поможет понять базовую терминологию сферы госзакупок.
Требования к поставщикам и условия участия в закупках
Требования к поставщикам (исполнителям, подрядчикам) установлены в статье 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Для участия в государственных закупках необходимо отвечать всем нижеперечисленным требованиям:
К определённым закупкам Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования, касающиеся способности участника торгов обеспечить исполнение контракта: хорошая деловая репутация, наличие достаточной материальной базы, специалистов, финансовых ресурсов и опыта работы.
Соответствие требованиям участник декларирует при оформлении заявки на участие в конкретной закупке. Документальное подтверждение требуется не всегда, но достоверность заявленной информации могут проверить. Ложные сведения приведут к отклонению заявки, а в худшем случае — к внесению в реестр недобросовестных поставщиков, что фактически поставит крест на возможности дальнейшего полноценного участия в закупках.
Обязательное условие участия в закупках — регистрация в Единой информационной системе (ЕИС) и последующая аккредитация на федеральных электронных торговых площадках. После регистрации в ЕИС доступ к работе на всех федеральных площадках будет предоставлен автоматически в течение рабочего дня.
Виды закупок
Способы определения поставщика (процедуры или виды закупок) перечислены в статье 24 Федерального закона № 44-ФЗ, а особенности каждого способа разъясняются в других статьях Главы 3 этого закона.
Можно выделить два основных вида закупок:
Подробнее о конкурентных закупках
Конкурентные закупки могут быть открытыми и закрытыми. В первом случае участвовать в закупке могут любые поставщики. Во второй ситуации закупка согласовывается с ФАС, и к участию в ней приглашается только определённый круг участников.
Основные способы конкурентных закупок — конкурс и аукцион.
Аукционы проводятся в открытой и закрытой форме. Более половины всех государственных и муниципальных контрактов заключается по итогам электронного аукциона. Для участия в аукционе участник подаёт заявку, состоящую из двух частей. Первоначально заказчик оценивает первую часть заявок и определяет тех, кто будет допущен к аукциону. Далее следует подача ценовых предложений от участников, которые постепенно снижают начальную максимальную цену закупки (НМЦ). В результате побеждает тот, кто предложил наименьшую цену, которая удержалась в течение определённого времени. Однако контракт будет заключён только после проверки второй части заявки и удовлетворения всем условиям торгов. Поэтому не всегда победа среди ценовых предложений — гарантия заключения контракта.
Отличия закрытого аукциона от открытого:
Другие способы конкурентных закупок:
Заключение контракта
Процедуру заключения контракта по итогам электронной процедуры регулирует статья 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ.
Документооборот ведётся в ЕИС и на площадке, где размещена закупка и проходят торги.
Контракт заключается с победителем процедуры, но если он уклоняется от заключения контракта или есть другие законные основания — с иным участником торгов, заявка которого удовлетворяет требованиям закупки.
Проект контракта готовится заказчиком, размещается в ЕИС и на ЭТП: первично — вместе с документацией (извещением) о закупке, а затем — в итоговом виде, скорректированном по итогам процедуры. Поставщик подписывает контракт с использованием усиленной электронной подписи и ответно размещает его в подписанном виде в ЕИС и на ЭТП. При несогласии с условиями контракта поставщик готовит протокол разногласий и размещает его вместо подписанного контракта. Заказчик подписывает контракт только после его подписания поставщиком и, если требуется, выполнения им условий об обеспечении исполнения контракта.
Мониторинг, контроль и обжалование закупок
Мониторинг и контроль в сфере госзакупок — задача государственного уровня. В основном этим занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Кроме того, осуществляется ведомственный контроль: вышестоящие инстанции отслеживают закупки нижестоящих инстанций. Контролировать исполнение контракта — обязанность государственного или муниципального заказчика, в том числе если подрядчик привлекает субподрядчиков.
Финансовые проверки (аудит) — компетенция Счётной палаты, региональных и местных контрольно-счётных органов в зависимости от статуса заказчика. Основные задачи аудита — анализ и оценка результатов закупок, их эффективности.
Законодательство позволяет обжаловать действия, решения и бездействие каждого из участников контрактной системы. Основной объём работы по рассмотрению жалоб приходится на ФАС. Жалоба также может быть направлена в суд. Порядок обжалования регулируется статьей 105 Федерального закона № 44-ФЗ и нормами процессуального законодательства.