Что не относится к принципам формирования функционирования и развития системы управления

Принципы менеджмента

Понятие принципов менеджмента

Слово «принцип» происходит от латинского слова «principium», что означает основа, начало. В принципах объединяются все открытые современной наукой закономерности и законы, а также практический опыт.

Принципы управления в самом общем виде можно трактовать как нормы, закономерности и правила, изначальные в отношении процесса управления, сформированные на основании уровня развития и сущности общества и его производительных сил, выполнение которых (закономерностей, правил и норм) будет способствовать решению задач и выполнению поставленных перед обществом целей.

Принципы управления – это руководящие правила, которые определяют базовые требования к структуре, организации и системе управления. Принципы управления так же как и закономерности разделяются на общие и частные.

Общие принципы управления

Общие принципы управления отличаются тем, что им свойственен универсальный характер и они влияют на все отрасли управления и на все сферы народного хозяйства.

К общим принципам управления относят:

Принцип целенаправленности базируется на программно-целевом управлении и предполагает постановку четких целей перед каждой организацией и каждым из ее подразделений. При этом, цель должна быть определенной предельно конкретно, реальной и достижимой, что мобилизует усилия сотрудников на ее выполнение и придает работе более здравый смысл.

Принцип целенаправленности подразумевает не только постановку целей, но и соотнесение данных целей с нужными ресурсами. При этом, важным является не только обеспечение увязки целей с главными ресурсами, которые необходимы для их выполнения, но и акцентирование внимания на самом слабом элементе, которое может стать причиной невыполнения целей.

Принцип ответственности предполагает наказание членов предприятия за невыполнение порученных задач или функций. При этом, необходимо, чтобы ответственность была равна полномочиям, по мере увеличения полномочий должна возрастать мера наказания. Этот принцип, к сожалению, далеко не всегда выполним в практике менеджмента (особенно на высших уровнях иерархии), что приводит к некомпетентному управлению, необдуманным решениям, злоупотреблению властью, а все это нередко, в конечном счете, является причиной гибели предприятий.

Принцип компетентности заключается в знании руководителем объекта управления либо, по крайней мере, его способностей воспринимать консультацию компетентных специалистов при принятии решений. Принцип компетентности взаимосвязан с горизонтальным разделением труда по функциям.

В современных условиях возрастание популярности деятельности в сфере торговли и рост числа лиц, которые не имеют специальной подготовки, но фактически работающих в торговле, а также рост количества случаев реализации недоброкачественных товаров населению ставят на первый план проблемы лицензирования торговой деятельности и в целях обеспечения необходимого уровня компетенций специального обучения сотрудников, получающих лицензии.

Неотъемлемым принципом управления выступает дисциплина, которая должна присутствовать в каждой системе управления на каждом уровне. Дисциплина представляет собой безусловное выполнение всех инструкций, должностных обязанностей, приказов указаний руководителя и других директивных документов. В значительной мере уровень дисциплины определяет культуру управления. В отношении, например торговли, роль данного принципа очень велика, так как специфика данной отрасли сказывается на повышенных требованиях не только к уровню исполнительской дисциплины, но и к финансовой дисциплине, и самодисциплине всех сотрудников от продавца до менеджера. Дисциплина вместе с тем не должна стеснять инициативу сотрудников и оставлять место для творческого отношения к своей работе.

Принцип стимулирования прежде всего подразумевает мотивацию трудовой деятельности на основании применения моральных и материальных стимулов. Материальное стимулирование основывается на личной экономической заинтересованности сотрудника в результатах труда, а моральное – базируется на психологическом воздействии на сотрудников. Побудительными мотивами могут быть различные духовные потребности сотрудников: потребности в успехе, причастности, принадлежности, и т.д.

Соответственно, содержание принципа стимулирования было бы неверно сводить лишь к оплате труда, как это зачастую существует на практике. Стимулирование сотрудников также предполагает использование и моральных мотиваций и стимулов, и также справедливое отношение к сотрудникам.

Принцип иерархичности базируется на вертикальном разделении управленческого труда, а именно: выделении уровней управления и подчинении низших уровней высшим уровням управления. Данный принцип учитывают при составлении организационных структур управления и при расстановке кадров, построении аппарата управления.

Принцип централизации и децентрализации устанавливает рациональное сочетание централизации и децентрализации в управлении, что подразумевает необходимость эффективного использования коллегиальности и единоначалия.

Централизованное управление: понятие, признаки, преимущества и недостатки

Централизованное управление – это процесс, при котором управляющие сигналы и глобальные команды создаются в едином центре управления и из него передаются многочисленным объектам управления. Данная форма организации управления используется чаще всего небольшими организациями, которые выпускают один вид продукта либо продукцию лишь одной отрасли, технологический процесс изготовления которой тесно взаимосвязан с организациями, которые преимущественно работают в добывающих отраслях промышленности и ориентируются на национальный или местный рынок.

Признаки централизованной формы управления:

Уровень централизации тем ниже, чем больше решений, незамедлительно выполняемых и узких, специального характера, принимаемые на рабочих местах непосредственно. Централизации характерно отсутствие передачи полномочий, что становится причиной снижения оперативности в процессе принятия решений.

Преимущества централизованного управления:

Недостатки централизованного управления:

Децентрализованное управление

Децентрализованное управление представляет собой процесс, при котором значительное количество управляющих воздействий, которые относятся к данному объекту, на основе самоуправления формируются самим объектом. Уровень децентрализации управления зависит от степени предоставления полномочий либо прав управляющим отделениями в принятии самостоятельных решений.

Составной частью децентрализации является делегирование полномочий.

Факторы, которые влияют на уровень децентрализации:

Частные принципы управления

Все принципы управления тесно взаимообусловлены и взаимосвязаны. К примеру, невозможно достичь четкого функционирования системы менеджмента, при этом игнорируя другие принципы управления (дисциплину, стимулирование, планомерность, целенаправленность, компетентность), так же как и нельзя обеспечить целенаправленную деятельность компании без иерархичности, компетентности, планомерности и дисциплины.

Совместно с общими принципами, как уже отмечалось выше, существуют и частные принципы управления, имеющие локальный характер и регулирующие только отдельные стороны управления и управленческие процессы. К примеру, в отношении управления компаниями торговли обычно выделяют следующие частные принципы: непрерывность, ритмичность, преемственность и параллельность управленческих процессов.

Диплом, курсовая, реферат. Что это за звери и с чем их едят?

Источник

Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием

Цель, задачи: Хозяйственная деятельность, представляя процесс взаимодействия определенной совокупности ресурсов, с необходимостью требует организации управления. Организационные отношения, складывающиеся между элементами структуры предприятия, определяют его организационную структуру. В данной теме рассматривается круг вопросов, раскрывающий понятие механизма управления, принципов его построения, сущность организационной структуры управления, основные типы ее и основные тенденции в развитии управления на современном этапе.

Оглавление

1.1. Задачи, механизм и принципы построения организационной структуры управления предприятием

Современное предприятие представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов (факторов), образующих его структуру. Эти элементы обладают динамичностью и характеризуются особенностями их использования в хозяйственной деятельности. Для экономически обоснованного управления этой совокупностью элементов требуется определенный механизм управления. Он решает следующие задачи:

Механизм управления предприятием представляет собой систему административных органов и управленческих структур, при помощи которых решаются основные задачи и достигаются цели предприятия, происходит процесс установления внутренних связей между элементами, образующими структуру предприятия.

Основными принципами управления хозяйственной деятельностью являются:

Механизм управления состоит из следующих компонентов:

Функционирование механизма управления предприятием обеспечивается администрацией: директор, его заместители и помощники, начальники цехов, отделов и служб, специалисты конкретных направлений деятельности. Организация управления администрацией также основываются на ряде принципов. Это – функциональная пригодность, обеспечивающая гарантию надежного управления на всех уровнях; оперативность в выработке управленческих решений; минимизации уровней управления; минимизации затрат на выполнение управленческих функций.

1.2. Типы организационных структур управления предприятием

Все внутриорганизационные процессы на предприятии протекают в рамках организационных структур. Организационная структура фиксирует задачи, функции, права и обязанности за каждым структурным элементом. Управленческая деятельность предприятием не является исключением. Организационный механизм управления есть системы управленческих действий, приемов, процедур, направленных на реализацию функций предприятия.

Организационная структура отражает:

Различают следующие организационные структуры управления предприятием: традиционную (линейные, линейно-функциональные), дивизиональную, матричную и комбинированную.

Линейная структура образуется из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы. Руководитель в данном случае является линейным и в его ведении находятся все функции управления. Это обусловливает исключение противоречивых заданий, полноту ответственности за результаты работы и единоначалие. К недостаткам относится необходимость широкого кругозора руководителя для эффективного управления и высокая нагрузка на руководителя.

Функциональная структура управления основывается на общественном разделении труда и предполагает создание подразделений для выполнения определенных управленческих функций. Управленческое воздействие разделяется на линейное и функциональное. Достоинством этой структуры управления является более компетентное управление, но может возникнуть нарушение в единстве распорядительности и ответственности за работу.

Линейно-функциональная структура представляет такой тип структуры управления, в которой управленческие воздействия разделяются на линейные, которые обязательны для исполнения, и функциональные – рекомендательные для исполнения.

Дивизиональная структура управления (продуктовая) основана на делении предприятия на определенные блоки, каждый из которых обособленно производит и обслуживает потребности конечных потребителей в определенном виде продукта. Эта структура управления характерна для крупных предприятий, имеющих несколько видов производств. Руководители таких производств осуществляют управление и в линейном и и в функциональном аспекте. Но в связи с возникновением параллельных служб в каждом из производств увеличиваются расходы по содержанию управленческого аппарата.

Матричная структура управления основана на сочетании вертикальных линейных и функциональных связях управления с горизонтальными. Характеризуется такая структура управления гибкостью, быстро приспособления к изменениям внешней среды. На предприятии, наряду с постоянными функциональными отделами, образуются временные проектные группы для решения конкретных задач.

1.3. Основные направления развития внутрифирменного управления

В настоящее время успеха в коммерческой деятельности добиваются те предприятия, которые смогли:

Главными тенденциями развития управления предприятием выступают:

Выводы

Механизм управления предприятием представляет собой систему административных органов и управленческих структур, при помощи которых решаются основные задачи и достигаются цели предприятия, происходит процесс установления внутренних связей между элементами, образующими структуру предприятия.

Основными принципами управления хозяйственной деятельностью являются: научность и обоснованность методов управления; демократический принцип распределения функций управления; планомерность, пропорциональность и динамизм; непрерывность и надежность; целевая совместимость и сосредоточение усилий; эффективность управления; сочетания личных, коллективных и государственных интересов.

Организация управления администрацией также основываются на ряде принципов. Это – функциональная пригодность, обеспечивающая гарантию надежного управления на всех уровнях; оперативность в выработке управленческих решений; минимизации уровней управления; минимизации затрат на выполнение управленческих функций.

Организационный механизм управления есть системы управленческих действий, приемов, процедур, направленных на реализацию функций предприятия. Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие предприятия как единого целого.

Организационная структура отражает: цели и задачи предприятия; функциональное разделение труда и объем полномочий работников; учет состояния социально-культурной среды предприятия. Различают следующие организационные структуры управления предприятием: традиционную (линейные, линейно-функциональные), дивизиональную, матричную и комбинированную.

Главные тенденции развития управления предприятием:

Источник

Раздел 5. Менеджмент в системе бизнеса

Цель и задачи темы

Цель, задачи. Дать определение принципов управления. Раскрыть основные принципы, лежащие в основе формирования эффективного управления. Определить направления развития организационных, управленческих и информационных структур предприятия.

Оглавление

5.2.1. Принципы эффективного управления

Эффективное управление предприятием возможно только на основе научно обоснованных принципов. Объективной основой принципов менеджмента является система объективных экономических законов и ценностей, действующих в обществе. Это приводит к выработке правил и норм, регулирующих поведение персонала предприятия. Так формируются принципы управления коммерческой организацией. Они являются отражением объективных закономерностей практики управления.

В основе управленческой деятельности лежат следующие закономерности управления.

Принципы определяют требования к конкретной системе, структуре и организации предприятия. В менеджменте известны принципы, сформулированные У.Тейлором, А.Файолем, Г.Фордом, Г.Эмерсоном и др. В России разрабатывали принципы А.А.Богданов, А.К Гастев, П.М.Керженцев.

В современном менеджменте разработаны разные подходы классификации принципов. Наиболее общий подход разработан А.А. Беляевым и Э.М.Коротковым. Он основан на делении принципов на общие, частные и ситуационные в управлении деятельностью отдельных предприятий. Другой подход классификации принципов управления состоит в выделении принципов статического и динамического состояния организации, а также общих принципов организации. Он разработан Э.А.Смирновым. Также обоснована классификация принципов организации, включающая структурные принципы, принципы процесса, принципы конечного результата.

Принципы – это понятия, которые выражают убеждения, лежащие в основе управленческой деятельности. Это находит свое выражение в определенных правилах, нормах поведения субъекта управления. То есть это реализация закономерностей управления в практической деятельности по руководству организацией (предприятием).

К основным принципам можно отнести следующие.

Поскольку любая организация (предприятие) представляет собой социальную систему, то управление таким объектом должно строиться на принципах системного подхода. Важными из них являются:

5.2.2. Проектирование организационных, управленческих и информационных структур предприятия

Проектирование организационных, управленческих и информационных структур предприятия представляет собой процесс поиска соответствия между ситуационными факторами организации (цели и задачи, структура, персонал, технологии, размер предприятия, внешняя среда) и стратегическими целями. Итогом этого процесса является создание новой структуры организации, характеризующейся надежностью, устойчивостью и экономичностью.

Целями организационного проектирования могут быть:

Типы организационных структур управления предприятием

Все внутриорганизационные процессы на предприятии протекают в рамках организационных структур. Организационная структура фиксирует задачи, функции, права и обязанности за каждым структурным элементом. Управленческая деятельность предприятием не является исключением. Организационный механизм управления есть системы управленческих действий, приемов, процедур, направленных на реализацию функций предприятия.

Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие предприятия как единого целого. Она включает в себя совокупность подразделений аппарата управления, их взаимозависимость и взаимосвязи. Между ними складываются горизонтальные и вертикальные связи. Горизонтальные связи носят характер согласования и выступают как одноуровневые. Вертикальные связи выражают подчинение и формируют иерархию управления. В структуре управления складываются линейные и функциональные связи. Линейные связи отражают взаимоотношения между линейными руководителями, которые отвечают за деятельность предприятия или структурного подразделения. Функциональные связи выражают взаимоотношения по реализации функций управления, обусловленных распределением полномочий.

Организационная структура отражает:

Различают следующие типы структур управления предприятием: традиционную (линейные, линейно-функциональные), дивизиональную, матричную.

Линейная структура образуется из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы. Руководитель в данном случае является линейным и в его ведении находятся все функции управления. Это обусловливает исключение противоречивых заданий, полноту ответственности за результаты работы и единоначалие. К недостаткам относится необходимость широкого кругозора руководителя для эффективного управления и высокая нагрузка на руководителя.

Функциональная структура управления основывается на общественном разделении труда и предполагает создание подразделений для выполнения определенных управленческих функций. Управленческое воздействие разделяется на линейное и функциональное. Достоинством этой структуры управления является более компетентное управление, но может возникнуть нарушение в единстве распорядительности и ответственности за работу.

Линейно-функциональная структура представляет такой тип структуры управления, в которой управленческие воздействия разделяются на линейные, которые обязательны для исполнения, и функциональные – рекомендательные для исполнения.

Дивизиональная структура управления (продуктовая) основана на делении предприятия на определенные блоки, каждый из которых обособленно производит и обслуживает потребности конечных потребителей в определенном виде продукта. Эта структура управления характерна для крупных предприятий, имеющих несколько видов производств. Руководители таких производств осуществляют управление и в линейном и в функциональном аспекте. Но в связи с возникновением параллельных служб в каждом из производств увеличиваются расходы по содержанию управленческого аппарата.

Матричная структура управления основана на сочетании вертикальных линейных и функциональных связях управления с горизонтальными. Характеризуется такая структура управления гибкостью, быстро приспособления к изменениям внешней среды. На предприятии, наряду с постоянными функциональными отделами, образуются временные проектные группы для решения конкретных задач.

Важную роль в эффективном управлении играют информационные системы. Управленческая информационная система (УИС) служит для содействия менеджеру в сборе первичной информации, в планировании и в контроле деятельности предприятия.

УИС предназначена для концентрации отобранных данных из систем совершения сделок и операций и внешних источников. Эта база данных позволяет сделать исходную информацию более удобной для обобщения информации менеджером.

Однако УИС имеют особенность, состоящую в том, что их возможности ограничиваются предоставлением определенной информации, но не позволяют содействовать поддержке выработки решений. Для этого создаются системы поддержки решений (СПР). СПР создаются как компьютерные системы, помогающие принять решения в условиях динамично изменяющегося содержания решаемых проблем. СПР позволяют на основе взаимодействия с УИС гибко, адаптивно и оперативно выработать обоснованное управленческое решение.

Появились и системы управления, основывающиеся на знаниях. То есть информационная система управления такого рода представляет определенный вариант искусственного интеллекта. Он позволяет не только систематизировать информацию о сделках, но и на основе программного продукта предлагать варианты управленческих решений.

Таким образом, рассмотренные типы управленческих систем расширяют возможности менеджмента по управлению предприятием и эффективному совершению сделок.

Специалисты в области проектирования информационных систем связывают процесс создания и использования подобных систем с их жизненным циклом. Так, выделяют 1-ю фазу определения содержания проблемы и возможностей создания информационной системы. 2-я фаза создание реальной системы с программным обеспечением для решения определенного круга управленческих задач. 3-я фаза внедрения подобной системы состоит в оперативном вводе системы в эксплуатацию. 4-я фаза состоит в развитии информационных систем. Как правило, успешная эксплуатация внедренной системы управления порождает желания дальнейшего развития информационных систем.

Основные направления развития внутрифирменного управления

В настоящее время успеха в коммерческой деятельности добиваются те предприятия, которые смогли:

Главными тенденциями развития управления предприятием выступают:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *