Что не относится к преимуществам рынка эффективное распределение ресурсов
Что не относится к преимуществам рынка эффективное распределение ресурсов
Рыночный механизм как экономическое явление имеет определенные преимущества и недостатки.
Важнейшими преимуществами рынка являются:
· функционирование рынка как саморегулирующегося механизма, который через цены создает ориентиры для капиталовложений в производство;
· эффективное распределение ресурсов — рынок направляет ресурсы на производство товаров, пользующихся спросом;
· высокая степень адаптивности к изменяющимся условиям. Так, повышение цен на энергоносители в 1970-е годы на Западе вызвало внедрение ресурсосберегающих технологий, поиск альтернативных источников энергии;
· возможность успешного функционирования в условиях ограниченной информации (достаточно иметь информацию о ценах на товары и услуги, о стоимости экономических ресурсов для нормального хозяйствования);
· рыночная экономика — бездефицитная экономика. В любых ситуациях рыночный механизм обеспечит равновесие спроса и предложения;
· создание рынком мощной системы стимулов;
· широкое использование достижений НТП. В погоне за прибылью товаропроизводители внедряют в производство новейшие достижения науки и техники, а конкуренция делает этот процесс непрерывным;
· обеспечение свободы и независимости как покупателей, так и продавцов, которые самостоятельно принимают решения о заключении сделок, найме рабочей силы и т.д.;
· способность быстро и эффективно удовлетворять разнообразные потребности людей.
К недостаткам рынка относятся:
· автоматизм рыночного механизма достигается не сам по себе, а методом проб и ошибок, в результате чего общество может нести существенные потери;
· рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (здравоохранение, культура, спорт, общественный транспорт и др.);
· неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов, принадлежащих всему человечеству, и защиты окружающей среды;
· игнорирование рынком возможных негативных для общества последствий принимаемых решений;
· рынок не имеет системы социальной защиты. Доходы в рыночной экономике получают только владельцы экономических ресурсов. Инвалиды, дети, пенсионеры могут не иметь средств к существованию, поэтому государство должно решать социальные проблемы;
· отсутствие действенных мотиваций для фундаментальных исследований в науке. Рынок реализует уже имеющиеся научно-технические достижения, но не выделяет средства для теоретических исследований;
· нестабильное развитие, при котором взлеты рыночной конъюнктуры чередуются с ее падением.
Неспособность рыночного механизма решать определенные задачи требует вмешательства государства в рыночные отношения.
Государство берет на себя функции, которые принципиально не может выполнять рыночный механизм:
· обеспечивает экономику нужным количеством денег и регулирует денежное обращение в стране;
· обеспечивает сохранность рыночного механизма, регулирует так называемые «внешние», или побочные, эффекты;
· организует производство благ для удовлетворения коллективных или общественных потребностей.
Государство может регулировать и ряд проблем социально-экономического характера, которые рынок может решить лишь отчасти. Это проблемы доходов, освоения достижений науки и техники, занятости. Воздействуя на перечисленные процессы, государство создает условия для нормальной работы рынка, обеспечивает защиту рыночного механизма от экономических, социальных и политических потрясений, хотя и не гарантирует их полного устранения.
В то же время государственное регулирование экономики не должно нарушать существующие внутри рыночного механизма связи, обеспечивающие способность рынка к саморегуляции. Поэтому предпочтение должно отдаваться экономическим методам регулирования, т.е. фискальной, кредитно-денежной и социальной политике. Натуральное распределение ресурсов, административное ценообразование, директивное планирование должны быть исключены, поскольку эти меры несовместимы с самим содержанием рыночной экономики.
Закономерным процессом является изменение форм, границ и роли государственного вмешательства в экономику.
В зависимости от ситуации возможны как усиление экономической роли государства (например, при обеспечении широкомасштабной структурной перестройки хозяйства в чрезвычайных условиях), так и признание ограниченности его экономических возможностей с последующим сокращением государственного участия.
Раздел 1. Общие основы экономического развития
Цель данной темы – выяснить законы рыночной экономики, сущность и функции рынка.
Оглавление
1.6.1. Экономические законы рыночной экономики
Рыночная экономика, как уже было отмечено ранее, – это сложная специфическая система экономических связей в обществе по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг в мире ограниченных ресурсов, имеющая в качестве своих основ частную собственность, мотив прибыльности и спонтанно функционирующая в результате действия объективных экономических законов.
Важнейшую роль в рыночной экономике играет закон стоимости. Его суть заключена в том, что в основе цены лежит стоимость, которая определяется общественно-необходимыми затратами. При этом механизм действия данного закона – постоянное отклонение цен от стоимости. В результате закон стоимости выполняет три важнейшие функции в экономике: 1) распределение капитала между отраcлями и видами производства; 2) стимулирование роста производительности труда, применения более совершенных технологий; 3) дифференциацию товаропроизводителей.
Закон стоимости выражает самые глубинные связи и зависимости в рыночной экономике. Конкретизируется он через целую группу экономических законов: закон спроса, закон связи спроса с ценами на другие товары, закон предложения, закон взаимной связи спроса и предложения и др.
Особую группу составляют законы денежного обращения. Важнейший из них – закон количества денег, необходимых для обращения:
где: М – количество необходимых для обращения денег;
PQ – сумма цен проданных товаров;
v – скорость оборота денежной единицы.
И, наконец, в рыночной экономике действуют общие экономические законы: закон роста производительности общественного труда, возрастания потребностей, закон экономии времени и др.
Все экономические законы взаимосвязаны и взаимозависимы и в этом своем взаимодействии образуют механизм функционирования экономики. Рыночный механизм представляет собой систему взаимосвязей, обеспечивающую равновесие цен, баланс произведенных и требуемых количеств продукции через движение спроса и предложения. Это механизм приспособления предложения к спросу, т. е. решения трех основных проблем экономики: ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.
1.6.2. Преимущества и негативные стороны рыночной экономики
Преимущества рыночной экономики заключены в следующем (см. рис. 1).
Однако рыночная экономика имеет и негативные стороны (рис. 2). К числу важнейших из них относятся следующие.
Отсюда возникает социальная напряженность в обществе, возможность социальных конфликтов. Негативные стороны рыночной экономики порождают стремление создать регулируемую и социально-ориентированную рыночную экономику. Важнейшую роль при этом должно играть государство.
Регулируемая рыночная экономика характеризуется сочетанием рыночных (товарно-денежных) и плановых рычагов хозяйствования (см. рис. 3).
Сравнительная характеристика стихийного
и регулируемого капиталистического рынка
Источник: Бор М. З. История мировой экономики. – М.: Изд. «Дело и Сервис», 1998. – С. 87.
1.6.3. Рынок, его функции, структура, рыночные индикаторы
Рынок – это неотъемлемая важнейшая часть, «сердце» рыночной экономики. Если в командно-административной системе сигналы идут от государства, то в рыночной экономики – от рынка (см. рис. 4).
В условиях рыночной экономики рынок выполняет ряд следующих важнейших функций (см. рис. 5).
Схему функционирования рынка характеризует модель замкнутого потока деловой активности (см. рис. 6).
Субъекты рынка: домохозяйства и фирмы (основаны на частной собственности) и государство (государственная собственность).
Домохозяйство – «householder» – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая является собственником какого-либо из факторов производства, самостоятельно принимает решения и стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.
Фирма – экономическая единица, которая использует факторы производства для изготовления и продажи продукции, самостоятельно принимает решения, стремится к максимуму прибыли.
Под государством понимаются правительственные учреждения, имеющие юридическую, политическую и экономическую власть для осуществления контроля над другими хозяйствующими субъектами и над рынком для достижения общественных целей.
Структура рынка многогранна. Обычно выделяют 3 основных вида:
Все виды рынка разделяются на субрынки или рыночные сегменты. Их классифицируют по различным признакам (см. рис. 7, 8).
Рынок товаров и услуг
Свою стабильность рынок обеспечивает через рыночные индикаторы. Они выступают элементами рынка как информационной системы.
Главный индикатор – цена. На основе цены потребитель формирует спрос, производитель – предложение.
Следующий индикатор – заработная плата. Она характеризует состояние рынка труда: какие профессии являются дефицитными, какие – избыточными.
Норма ссудного процента – дает информацию, что выгоднее: вкладывать деньги в производство или в ценные бумаги; тратить ли имеющиеся средства сегодня или сберегать.
Важным индикатором выступает валютный курс: цена валюты данной страны, выраженная в денежных единицах других стран.
Выводы
Вопросы для самопроверки
Литература
1. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – Изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 57-83, 138-140.
2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – С. 106-114.
3. Павлова И. П. Общая экономическая теория: Электронное учеб. пособие. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.
4. Павлова И. П. Общая экономическая теория. Опорный конспект: рабочая тетрадь. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.
5. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учеб. пособие / Под ред. А. И. Добрынина. – 3-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 50-56.
Тема 1. Введение в экономику (стр. 4 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
?К элементам инфраструктуры рынка не относятся:
?Какой из перечисленных институтов не относится к инфраструктуре рынка:
?Который из рынков является одним из элементов рыночной структуры, определяемой по критерию насыщенности рынка товарами:
=рынок средств производства
?Общественно необходимые затраты труда характеризуются затратами труда на производство товара:
=в худших условиях производства
=в лучших условиях производства
+в средних условиях производства
=тех производителей, которые выпускают подавляющую часть массы данного товара
?Внешние эффекты, возникающие в процессе функционирования рыночного механизма, называют:
?К преимуществам рынка не относится:
=эффективное распределение ресурсов
=высокая адаптивность к изменяющимся условиям
=способность к удовлетворению разнообразных потребностей
+появление организаций, монополизирующих рынок
?К недостаткам рынка не относится:
+свобода выбора и действий потребителей и производителей
=сложности с производством общественных благ
?Который из рынков является одним из элементов рыночной структуры, определяемой по критерию степени зрелости:
?Схема производственного процесса в рамках натурального хозяйства выглядит следующим образом:
+производство — распределение — потребление
=потребление — распределение — производство
=распределение — обмен — потребление
=производство — распределение — обмен — потребление
?Который из рынков не является одним из элементов рыночной структуры, определяемой по степени ограничения конкуренции:
?Натуральному хозяйству не свойственно:
+обмен продуктами труда путем купли-продажи
=естественной формой богатства является натуральный продукт
=характерен универсальный труд
=продукты производятся для удовлетворения собственных потребностей.
?Условия, необходимые для возникновения товарного производства:
+общественное разделение труда и экономическая обособленность производителей
=производство одного продукта
?Что такое стоимость по К. Марксу?
+труд, воплощенный в товаре
=отношение человека к вещи
=отношение между вещами
?С точки зрения представителей теории «предельной полезности» величина стоимости определяется:
+предельной полезностью вещи
=общественно необходимым рабочим временем
=предельными затратами труда
=индивидуальным рабочим временем
?Какие полезные вещи являются товаром?
+продукты труда, предназначенные для продажи
=произведенные для личного потребления
=произведенные для дарения
?Товар обладает двумя свойствами (потребительной стоимостью и стоимостью), т. к. воплощенный в нем труд носит характер:
+и конкретный и абстрактный
=и абстрактный и производительный
=и конкретный и общественный
?Величина стоимости товара, в соответствии с марксисткой теорией, определяется:
=индивидуальным рабочим временем
?Закон убывающей предельной полезности означает, что:
+полезность каждой последующей единицы товара убывает по мере увеличения количества приобретаемых товаров
=отношение предельных полезностей к ценам на предметы роскоши меньше, чем на товары первой необходимости
=отношение предельных полезностей к ценам одинаково для всех товаров
=полезность приобретаемых товаров убывает по мере увеличения доходов потребителей
?Назвать неправильную классификацию рынка:
+по степени ограничения конкуренции: формирующийся, развитый, неразвитый
=по географическому положению: местный, национальный, мировой
=по объекту: рынок труда, рынок капиталов
=по отраслям: рынок автомобилей, рынок компьютеров
?К какому типу классификации рынков относится национальный рынок?
+по географическому положению
=по степени ограничения конкуренции
=по экономическому назначению объектов рыночных отношений
?К какому типу классификации структуры рынков относится олигополистический рынок?
+по степени ограниченности конкуренции
=по географическому положению
=по экономическому назначению объектов рыночных отношений
=по характеру продаж
ТЕМА 4. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА
=потребности населения в данном благе
+потребности, подкрепленные платежеспособностью покупателей
=желание людей обладать теми или иными благами
=доход, связанный со сбережениями
?Увеличение предложения товаров и услуг приведет:
=к росту спроса на них
=к сокращению их производства
?Рыночное равновесие устанавливается при условии, что:
+спрос равен предложению
=затраты равны результатам
=уровень технологии меняется постепенно
=цены на товары остаются неизменными
?Величина спроса показывает:
=количество покупателей на рынке
=максимальную сумму денег, которую согласен заплатить покупатель
+количество товара, которое согласен купить покупатель по заданной цене
=расходы покупателя при приобретении товаров
?Вследствие закона спроса при увеличении цены:
=увеличивается количество продавцов
=увеличивается количество покупателей
+снижается количество товара, которое хотели бы приобрести покупатели
=снижается количество товара, которое хотели бы продать производители
?При снижении цены на 2% величина спроса увеличивается на 3%. Чему равна эластичность спроса?
?Кривая предложения показывает:
+зависимость между ценой и количеством товара, которое хотят поставить продавцы
=зависимость между ценой и количеством товара, которое хотят купить потребители
=зависимость между выпуском различных видов товаров производителем
=зависимость количества произведенного товара от используемого ресурса
?Если цена выше равновесной, то:
=на рынке возникает дефицит товаров
=покупатели хотят купить больше товаров, чем имеется на рынке
+продавцы не могут продать весь товар, что приводит к затовариванию рынка
=равновесная цена должна подняться
?Пусть на рынке продается Q0 ед. товара по цене Р0. Улучшение технологии производства товара приведет:
=к снижению цены, по которой покупатели согласны будут купить Q0 ед. товара
+к снижению цены, по которой продавцы согласны будут поставить Q0 ед. товара
=к снижению выручки продавцов
=к увеличению выручки продавцов
?Если спрос на рынке снижается, то:
=цена и количество продаваемого товара увеличиваются
+цена и количество продаваемого товара также снижаются
=цена увеличивается, а количество снижается
=цена снижается, а количество увеличивается
?Фермеры продают на рынке молоко и сметану. Увеличение цены сметаны при неизменном спросе на молоко:
=приведет к увеличению цены молока
=приведет к снижению цены молока
=не изменит цену молока
+приведет к росту продаж молока
+технология производства товара
?Рост предложения товара (при прочих равных условиях) вызовет:
=повышение равновесной цены и снижение объема покупок
=рост спроса и его величины
=рост цены и сокращение величины объема продаж
+понижение цены и увеличение объема продаж
?Эластичность спроса по цене характеризуется отношением:
=изменения цены к изменению спроса
=изменения спроса к изменению предложения
+процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены на товар
=процентного изменения предложения товара к процентному изменению величины спроса
?При росте доходов потребителей:
=величина спроса уменьшается
=величина спроса увеличивается
?Выберите два товара, которые считаются субститутами:
=шотландское виски и сода
=бензин и зубная паста
?Если монополист реализует свой продукт по разным ценам для разных групп потребителей, то он осуществляет:
?Сторонники точки зрения, состоящей в том, что монополистическая конкуренция достаточно эффективна и выгодна потребителям, утверждают, что:
=дифференциация продукта благоприятствует лучшей реализации разнообразных вкусов потребителей
=в условиях монополистической конкуренции фирмы производят эффективный, с точки зрения рынка, объем продукции
=в условиях монополистической конкуренции достигается эффективное, с точки зрения общества, использование ресурсов
+все предыдущее верно
?К общим чертам совершенной и монополистической конкуренции не относится:
=большое количество фирм
+наличие одной фирмы-продавца
=свободный вход в отрасль
=свободный выход из отрасли
?При неэластичном спросе с повышением цены выручка:
?Если однопроцентное сокращение цены на товар приводит к двухпроцентному увеличению объема спроса на него, то этот спрос: