Что не относится к преимуществам рынка эффективное распределение ресурсов оптимальное

Рынок

Что такое рынок

Рынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами. Понятие рынка неразрывно связано с товарами, так как продукт — это главная его единица. Благодаря разделению труда людям приходится обмениваться продукцией друг с другом, ведь рынок — это то, что возникает из-за ограниченности человеческих ресурсов. Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.

Признаки рынка

Каждый вид рынка нацелен на разные продукты. Рынки эксплуатируют материальные объекты, умственные затраты и интеллектуальные труды. Они обладает неизменными признаками, по которым функционируют:

Нерегулируемый спрос. Потребитель решает, сколько ему нужно товаров и услуг.

Нерегулируемое предложение. Производитель решает, сколько производить.

Функции рынка

Рынок должен найти ответы на вопросы: что, как и для кого производить, поэтому он выполняет следующие функции:

Ценообразование. Цена устанавливается на основе законов рынка: спроса, предложения и возникающей конкуренции. Она отражает, насколько полезен данный продукт.

Посредничество. Рынок соединяет потребителей и производителей, и у каждого есть свобода выбора.

Регулирование спроса и предложений. Это устанавливает баланс товаров и услуг.

Информирование. Информация о товарах, продавце, размерах спроса на конкретные товары, состоянии экономики в целом.

Стимулирование. Постоянно отвечая на спрос предложением, участники рынка повышают качество товаров, создают новые технологии и поддерживают эффективность экономики.

Очищение. Экономика освобождается от ненужной деятельности, слабых единиц и поощряет развитие перспективных.

Формы организации

Для нормального функционирования рынку нужны самостоятельные организации, оснащенные средствами связи, на основе которых можно осуществить обмен товарами. Формы организации рынка — это то, каким образом, в каком месте и виде реализуется его работа, например, магазин, ярмарка, аукцион, терминал.

Популярные формы организации рынка:

Биржи — союз юридических и физических лиц, которые проводят оптовые торговые операции, цены на продукцию устанавливаются конкуренцией.

Аукцион — публичные торги, здесь продавец увеличивает цену, благодаря конкуренции покупателей.

Выставки — тематические выставки новейших технологий, автомобилей, разного рода товаров и услуг. На их базе организуют небольшие курсы, семинары, встречи с целью обмена опытом и консультации.

Ярмарки — мероприятия, которые организуются для покупок, продажи во всех отраслях производства. Бывают международные, всероссийские, региональные ярмарки.

Субъекты рынка — те, кто участвуют в обмене товаров (продавцы и покупатели). Объекты рынка — это то, на что обменивают (деньги, товары, услуги).

Виды рынков

Рынок принимает много форм и зависит от большого количества характеристик, поэтому он делится на виды по следующим признакам:

по территориальному признаку — местный, региональный, национальный, мировой;

по субъектам — покупатели, продавцы, госучреждения;

по объектам — рынки товаров и услуг, финансовый;

по формам — рынки кооперативов, государственный, арендный, совместных предприятий;

с учетом производства — замкнутый, насыщенный, смешанный;

по легальности — легальный, нелегальный;

по степени насыщенности товарами — равновесный, дефицитный, избыточный;

по степени экономической свободы — свободный, регулируемый.

Преимущества и недостатки рынка

Преимущества рынка в том, что участников рыночных отношений не ограничивают по численности, между ними свободная конкуренция и свободный доступ ко всем видам хозяйственной деятельности. На рынке не ограничены движения капитала и рабочая сила, информация в свободном доступе у всех участников.

Несмотря на то, что рынок — удобная и достаточно гармоничная система, в ней есть недостатки:

все зависит от случая;

невозможно сделать долгосрочный прогноз;

проблемы с экологией;

Законы рынка

Что не относится к преимуществам рынка эффективное распределение ресурсов оптимальное

Закон стоимости

Согласно этому закону обменивают товары, которые равны по стоимости. Производство становится более эффективным, ресурсы распределяются по отраслям, происходит дифференциация производителей.

Закон спроса и предложения

Закон спроса устанавливает обратную зависимость между объемом спроса на товар и его ценой. А закон предложения устанавливает прямую зависимость от объема предложения товара и его цены. То есть, чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение. Так законы спроса и предложения формируют цену на товар.

Закон конкуренции

Рынок не может существовать без конкуренции, из-за того, что товары создают разные производители, на нем происходит постоянная борьба. Все субъекты рынка пытаются получить максимальную выгоду, и этот закон иллюстрирует, что конкуренция — хозяйственная сила, объективно необходимая на рынке.

Конкуренция — важный фактор существования рынка, она выполняет ценообразующую, регулирующую, стимулирующую, контролирующую, разделяющую функции.

Существует несколько типов конкуренции: чистая конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Каждый из них описывает, сколько, как и каким образом участники рынка влияют на цену.

Способы регулирования рынка государством

Государство регламентирует правила экономических взаимодействий и регулирует рынок разными способами:

фиксированные цены на жизненно необходимые товары и услуги;

акцизный сбор, плата за высокорентабельные товары, его включают в стоимость продукта, поэтому его оплачивают покупатели, например, при покупке алкоголя и табака;

дотация — отрицательный налог, обычно получают производители, но иногда и покупатели;

Условия развития рыночного хозяйства

Чтобы рынок развивался, обогащал экономику и создавал условия для реализации бизнеса, должны быть условия:

свободная конкуренция, в которой есть свободное ценообразование, отсутствие монополии, законы, охраняющие права частной собственности;

наличие финансовых резервов для роста экономики: трудовые и природные ресурсы, свободный капитал.

Заключение

Современное общество трудно представить без рынка, он регулирует многие важные не только финансовые, но и социальные институты. Рынок — не идеальная система, но она позволяет разделять группы товаров между людьми, организовать бизнес и отслеживать зависимость цен от спроса и предложения.

Источник

Экономика будущего: как можно сгладить несовершенства капитализма и рынка

Итоги долгого развития экономической теории в части исследования достоинств и недостатков рыночных механизмов можно свести к двум простым утверждениям:

Слабости (несовершенства) рынка — неспособность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи.

Причины слабостей рынка заключаются в том, что в реальной жизни никогда не удается соблюсти все те условия, которые позволяют рыночным механизмам успешно решать главные экономические проблемы общества.

Назовем наиболее важные из них:

Как правило, в условиях смешанной экономической системы государство берет на себя решение нескольких задач:

Устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенствами) рынка

1. Монополизация рынка

Рыночный механизм сам по себе не может помешать той или иной фирме занять главенствующее положение на рынке определенного товара. При этом такая позиция фирмы может быть достигнута в силу либо экономического преимущества, либо различных сговоров или уничтожения конкурентов. Монополизация рынка за счет экономического преимущества той или иной фирмы может возникнуть, если эта фирма смогла предложить покупателям наиболее выгодное им соотношение «цена — качество» по своим товарам. Основой такого преимущества обычно служит внедрение более совершенных технологий производства или методов организации производства и сбыта товаров.

Если итогом такой деятельности фирмы становится захват подавляющей доли рынка, то в этом нет ничего опасного — ведь здесь рыночный механизм успешно решает свою главную задачу: обеспечивает наилучшее распределение ограниченных ресурсов. Действительно, в такой ситуации наибольшая доля ресурсов достается фирме, победившей в конкурентной борьбе за счет наилучшего использования ограниченных ресурсов и достижения на этой основе минимальных затрат или наивысшего качества.

И то и другое хорошо для потребителей, а потому оснований для вмешательства государства здесь нет. Если же такая фирма попытается использовать свое господство на рынке для завышения цен, то тем самым она создаст условия, позволяющие другим фирмам — даже имеющим более высокие издержки — выжить за счет предложения покупателям более низких цен.

Монополизация рынка за счет сговора или уничтожения конкурентов — совсем иное дело. Такая ситуация возникает, когда господство на рынке одной или нескольких фирм является следствием не лучшей технологии или организации производства, а следствием сговора нескольких крупнейших фирм между собой, вытеснения остальных конкурентов с рынка или поглощения их. В этом случае хозяевами рынка вовсе не обязательно становятся фирмы, обеспечивающие наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов, а просто самые крупные или ловкие в уничтожении соперников. В этом случае производственные ресурсы распределяются хуже, чем могло бы произойти на немонополизированном рынке (они попадают в руки не самых успешных фирм).

2. Трудности создания общественных благ на коммерческой основе

Большинство благ люди потребляют по принципу исключительности, т.е. если потребляет один человек, то другой этого сделать уже не может. Однако в ассортименте человеческих нужд есть такие блага, которые нельзя потреблять по принципу исключительности, — они равно доступны всем. Такие блага называются общественными.

Простой пример общественного блага — правовая система общества, т.е. законы и способы обеспечения их исполнения. Эта система призвана оберегать от произвола всех граждан страны и гарантировать равное соблюдение их интересов. Подобная организация общественной жизни дает всем гражданам равные исходные возможности, и потому услуги по созданию и обеспечению соблюдения законов полезны людям, т.е. являются благом.

Вместе с тем представить себе коммерческий способ создания и продажи таких услуг (например, «защищаем от ограбления только этого гражданина, поскольку он за это заплатил») в нормальном обществе просто невозможно. Подобные ситуации характерны для криминализированных стран, где государство слабо, а потому и люди, и фирмы ищут защиты от бандитов или вынуждены добиваться вроде бы гарантированных им законом прав путем подкупа коррумпированных чиновников. С подобным «криминальным правопорядком» хорошо знакомы жители не только России, но и юга Италии, а также стран Латинской Америки, Африки и некоторых азиатских государств.

В большинстве стран мира «криминальный правопорядок» уничтожен правовой системой, которая поддерживается силой государства. Именно для получения такого общественного блага, для того, чтобы закон равно защищал всех, а не только тех, кто оплатил мафии «крышу», люди готовы согласиться на вмешательство государства в жизнь общества.

Ассортимент общественных благ огромен. Сюда относятся услуги армии, милиции, проверка доброкачественности поступающих из-за рубежа продуктов питания и лекарств, аварийные службы для чрезвычайных ситуаций, службы профилактики эпидемий и т.д. Все это удобнее делать с помощью государства, чем на рыночной основе.

3. Возникновение внешних эффектов или внешних затрат

Такая ситуация характерна, например, для производств, загрязняющих окружающую среду. Химический комбинат загрязняет через атмосферные выбросы окружающую территорию, и от этого болеют дети в близлежащем городе. Это никак не волнует дирекцию комбината, зато очень заботит родителей этих детей — им бы хотелось, чтобы комбинат поставил мощные очистные сооружения и перестал загрязнять воздух.

Однако жители этого города никоим образом не участвуют в управлении комбинатом или формировании цен на его продукцию. Следовательно, в рамках стандартных коммерческих процедур их интерес рынком не может быть учтен. Покупатели химической продукции также не заинтересованы в дополнительных затратах на очистку воздуха, поскольку это вызовет удорожание покупаемого ими товара.

В результате загрязнение воздуха над жилыми кварталами оказывается как бы «внешним» эффектом, посторонним по отношению к рынку химической продукции, и потому никак не учитывается в формировании цен на нем. Это, естественно, сердит жителей пострадавшего города, и они начинают требовать от правительства «навести порядок», учесть их интересы, т.е. заставляют его вмешаться в обычные рыночные процессы.

Если загрязнение полей атмосферными выбросами промышленности — пример отрицательного внешнего эффекта, то улучшение освещения улиц вечером за счет реклам и витрин магазинов — пример положительного внешнего эффекта. Но этот эффект никак не сказывается на взаимоотношениях владельцев магазинов и покупателей в них. А значит, также не может быть учтен рынком при регулировании распределения ограниченных ресурсов (в данном случае — ресурсов, используемых для производства товаров, которые продаются в магазинах с хорошо освещаемыми витринами и световой рекламой).

Иными словами, внешние (побочные) эффекты некоторых видов хозяйственной деятельности для общества в целом могут иметь большое значение, но рынком не учитываются и потому не могут влиять на то, как он распределяет ограниченные ресурсы. Если рыночные решения принимаются без учета всех издержек и выгод, связанных с производством и потреблением определенного типа благ, то эти решения оказываются далекими от совершенства. Более того, недоучет внешних эффектов означает игнорирование потерь или выгод некоторых групп граждан или фирм, а это может породить общественные конфликты.

Вот почему государство вынуждено вмешиваться в решение проблемы внешних эффектов хозяйственной деятельности, компенсируя несовершенство рынка, его неспособность учитывать такие эффекты и находить наилучшие решения для подобного рода ситуаций.

4. Смягчение неравенства доходов и богатства

Изменить эту ситуацию можно несколькими способами:

1. Самый прямой и на первый взгляд самый простой — изъять у наиболее богатых граждан часть их доходов и богатства и распределить собранные средства между беднейшими гражданами страны.

Этот способ вполне разумен, но практическое его использование всегда порождает массу проблем, что мы и наблюдаем сегодня во всем мире, в том числе и в России. Назовем только некоторые из них.

Во-первых, изъятие достаточно большой доли доходов может отбить охоту к деятельности у наиболее экономически активных (а зачастую именно потому много зарабатывающих) граждан. Действительно, какой смысл работать особенно интенсивно или рисковать, создавая фирмы, если государство все равно отнимет почти весь полученный доход? Но если самые экономически активные или одаренные граждане перестанут работать в полную силу, то в итоге все общество начнет производить меньше благ и сумма совокупных доходов населения упадет.

Во-вторых, изъятие на цели перераспределения очень большой доли доходов может привести к тому, что граждане с самыми высокими доходами начнут прятать их от государства, пускаясь на те или иные (в том числе противозаконные) ухищрения. Между тем, развитие теневой экономики всегда и везде ведет к росту взяточничества и укреплению мафии, что разрушает все устройство государства.

Наконец, получение беднейшими гражданами денег от государства просто «за то, что они бедные» часто ведет к возникновению иждивенчества: люди начинают считать само собой разумеющимся, что они могут особенно и не стараться заработать — все равно государство «подбросит на жизнь».

2. Более сложный, но экономически более рациональный способ смягчения неравенства в доходах и богатстве семей — создание как можно более равных стартовых условий для начала трудовой деятельности.

Самый очевидный пример таких мер — это всеобщее бесплатное школьное образование. Если бы такая возможность не обеспечивалась государством и школьное образование было только платным, то получить образование и шансы на высокие доходы в будущем могли бы лишь дети из состоятельных семей.

Дети бедняков были бы обречены, даже при наличии у них больших природных способностей, заниматься во взрослой жизни только низкоквалифицированной (а значит, и малооплачиваемой) работой. Тогда неравенство доходов стало бы уделом определенных семей навсегда (вспомним, сколько об этом написано в русской литературе XIX — начала XX в.)

Создание системы бесплатного всеобщего школьного образования выпадает из рыночного механизма, требующего платить за все жизненные блага, но зато оно дает всем детям равные стартовые условия, во всяком случае с точки зрения возможности проявления своих дарованных природой умственных способностей.

Однако этого мало — необходимо устранять и другие барьеры, затрудняющие людям равный старт на рынке труда и в бизнесе. Как же государство может этого добиться?

Прежде всего необходимо не допускать дискриминации при найме на работу по этническим или иным признакам. Это весьма актуально для России, где в городах с наивысшей экономической активностью и наибольшими заработками часто невозможно найти работу только потому, что человек приехал из другой местности и у него нет регистрационной отметки в паспорте.

В идеале желательно помогать еще и начинающим предпринимателям, поскольку выходцы из беднейших семей просто не могут собрать сумму, достаточную для начала собственного дела. Вот почему во многих развитых странах мира существуют специальные программы государственной поддержки начинающих предпринимателей.

Способ ликвидации неравенства в доходах за счет поощрения трудовой и предпринимательской активности граждан — самый эффективный, но и самый трудный для реализации. Именно поэтому пока еще большинство даже самых развитых стран мира вынуждено пользоваться наиболее прямолинейным методом сглаживания различий в благосостоянии — изъятием части доходов граждан с помощью системы прогрессивного налогообложения и использованием собранных средств для оплаты программ социальной помощи беднейшим слоям населения.

Таким образом, основные функции современного государства в сфере экономики весьма многообразны.

СРОЧНО!

Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина

Источник

Тема 1. Введение в экономику (стр. 4 )

Что не относится к преимуществам рынка эффективное распределение ресурсов оптимальноеИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Что не относится к преимуществам рынка эффективное распределение ресурсов оптимальное

?К элементам инфраструктуры рынка не относятся:

?Какой из перечисленных институтов не относится к инфраструктуре рынка:

?Который из рынков является одним из элементов рыночной структуры, определяемой по критерию насыщенности рынка товарами:

=рынок средств производства

?Общественно необходимые затраты труда характеризуются затратами труда на производство товара:

=в худших условиях производства

=в лучших условиях производства

+в средних условиях производства

=тех производителей, которые выпускают подавляющую часть массы данного товара

?Внешние эффекты, возникающие в процессе функционирования рыночного механизма, называют:

?К преимуществам рынка не относится:

=эффективное распределение ресурсов

=высокая адаптивность к изменяющимся условиям

=способность к удовлетворению разнообразных потребностей

+появление организаций, монополизирующих рынок

?К недостаткам рынка не относится:

+свобода выбора и действий потребителей и производителей

=сложности с производством общественных благ

?Который из рынков является одним из элементов рыночной структуры, определяемой по критерию степени зрелости:

?Схема производственного процесса в рамках натурального хозяйства выглядит следующим образом:

+производство — распределение — потребление

=потребление — распределение — производство

=распределение — обмен — потребление

=производство — распределение — обмен — потребление

?Который из рынков не является одним из элементов рыночной структуры, определяемой по степени ограничения конкуренции:

?Натуральному хозяйству не свойственно:

+обмен продуктами труда путем купли-продажи

=естественной формой богатства является натуральный продукт

=характерен универсальный труд

=продукты производятся для удовлетворения собственных потребностей.

?Условия, необходимые для возникновения товарного производства:

+общественное разделение труда и экономическая обособленность производителей

=производство одного продукта

?Что такое стоимость по К. Марксу?

+труд, воплощенный в товаре

=отношение человека к вещи

=отношение между вещами

?С точки зрения представителей теории «предельной полезности» величина стоимости определяется:

+предельной полезностью вещи

=общественно необходимым рабочим временем

=предельными затратами труда

=индивидуальным рабочим временем

?Какие полезные вещи являются товаром?

+продукты труда, предназначенные для продажи

=произведенные для личного потребления

=произведенные для дарения

?Товар обладает двумя свойствами (потребительной стоимостью и стоимостью), т. к. воплощенный в нем труд носит характер:

+и конкретный и абстрактный

=и абстрактный и производительный

=и конкретный и общественный

?Величина стоимости товара, в соответствии с марксисткой теорией, определяется:

=индивидуальным рабочим временем

?Закон убывающей предельной полезности означает, что:

+полезность каждой последующей единицы товара убывает по мере увеличения количества приобретаемых товаров

=отношение предельных полезностей к ценам на предметы роскоши меньше, чем на товары первой необходимости

=отношение предельных полезностей к ценам одинаково для всех товаров

=полезность приобретаемых товаров убывает по мере увеличения доходов потребителей

?Назвать неправильную классификацию рынка:

+по степени ограничения конкуренции: формирующийся, развитый, неразвитый

=по географическому положению: местный, национальный, мировой

=по объекту: рынок труда, рынок капиталов

=по отраслям: рынок автомобилей, рынок компьютеров

?К какому типу классификации рынков относится национальный рынок?

+по географическому положению

=по степени ограничения конкуренции

=по экономическому назначению объектов рыночных отношений

?К какому типу классификации структуры рынков относится олигополистический рынок?

+по степени ограниченности конкуренции

=по географическому положению

=по экономическому назначению объектов рыночных отношений

=по характеру продаж

ТЕМА 4. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА

=потребности населения в данном благе

+потребности, подкрепленные платежеспособностью покупателей

=желание людей обладать теми или иными благами

=доход, связанный со сбережениями

?Увеличение предложения товаров и услуг приведет:

=к росту спроса на них

=к сокращению их производства

?Рыночное равновесие устанавливается при условии, что:

+спрос равен предложению

=затраты равны результатам

=уровень технологии меняется постепенно

=цены на товары остаются неизменными

?Величина спроса показывает:

=количество покупателей на рынке

=максимальную сумму денег, которую согласен заплатить покупатель

+количество товара, которое согласен купить покупатель по заданной цене

=расходы покупателя при приобретении товаров

?Вследствие закона спроса при увеличении цены:

=увеличивается количество продавцов

=увеличивается количество покупателей

+снижается количество товара, которое хотели бы приобрести покупатели

=снижается количество товара, которое хотели бы продать производители

?При снижении цены на 2% величина спроса увеличивается на 3%. Чему равна эластичность спроса?

?Кривая предложения показывает:

+зависимость между ценой и количеством товара, которое хотят поставить продавцы

=зависимость между ценой и количеством товара, которое хотят купить потребители

=зависимость между выпуском различных видов товаров производителем

=зависимость количества произведенного товара от используемого ресурса

?Если цена выше равновесной, то:

=на рынке возникает дефицит товаров

=покупатели хотят купить больше товаров, чем имеется на рынке

+продавцы не могут продать весь товар, что приводит к затовариванию рынка

=равновесная цена должна подняться

?Пусть на рынке продается Q0 ед. товара по цене Р0. Улучшение технологии производства товара приведет:

=к снижению цены, по которой покупатели согласны будут купить Q0 ед. товара

+к снижению цены, по которой продавцы согласны будут поставить Q0 ед. товара

=к снижению выручки продавцов

=к увеличению выручки продавцов

?Если спрос на рынке снижается, то:

=цена и количество продаваемого товара увеличиваются

+цена и количество продаваемого товара также снижаются

=цена увеличивается, а количество снижается

=цена снижается, а количество увеличивается

?Фермеры продают на рынке молоко и сметану. Увеличение цены сметаны при неизменном спросе на молоко:

=приведет к увеличению цены молока

=приведет к снижению цены молока

=не изменит цену молока

+приведет к росту продаж молока

+технология производства товара

?Рост предложения товара (при прочих равных условиях) вызовет:

=повышение равновесной цены и снижение объема покупок

=рост спроса и его величины

=рост цены и сокращение величины объема продаж

+понижение цены и увеличение объема продаж

?Эластичность спроса по цене характеризуется отношением:

=изменения цены к изменению спроса

=изменения спроса к изменению предложения

+процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены на товар

=процентного изменения предложения товара к процентному изменению величины спроса

?При росте доходов потребителей:

=величина спроса уменьшается

=величина спроса увеличивается

?Выберите два товара, которые считаются субститутами:

=шотландское виски и сода

=бензин и зубная паста

?Если монополист реализует свой продукт по разным ценам для разных групп потребителей, то он осуществляет:

?Сторонники точки зрения, состоящей в том, что монополистическая конкуренция достаточно эффективна и выгодна потребителям, утверждают, что:

=дифференциация продукта благоприятствует лучшей реализации разнообразных вкусов потребителей

=в условиях монополистической конкуренции фирмы производят эффективный, с точки зрения рынка, объем продукции

=в условиях монополистической конкуренции достигается эффективное, с точки зрения общества, использование ресурсов

+все предыдущее верно

?К общим чертам совершенной и монополистической конкуренции не относится:

=большое количество фирм

+наличие одной фирмы-продавца

=свободный вход в отрасль

=свободный выход из отрасли

?При неэластичном спросе с повышением цены выручка:

?Если однопроцентное сокращение цены на товар приводит к двухпроцентному увеличению объема спроса на него, то этот спрос:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *