Что не относится к преимуществам использования гчп

Государственно-частное партнерство

Развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) и привлечение частных инвестиций в инфраструктурные отрасли является одним из приоритетных направлений инвестиционной политики Москвы.

На протяжении последних 4 лет Москва занимает лидирующие позиции в рейтинге регионов РФ по уровню развития ГЧП (рейтинг регионов ГЧП), который составляет Минэкономразвития России. Общий объем контрактов на условиях ГЧП, заключенных городом с 2013 года, составляет свыше 1 трлн рублей.

Городом поддерживаются инвестиционные инициативы любого масштаба и создаются условия для использования всех доступных форм и механизмов ГЧП.

Что не относится к преимуществам использования гчп

Что не относится к преимуществам использования гчп

Действие выполнено успешно

Спасибо Вам, что выполнили это действие!

Что не относится к преимуществам использования гчп

Что не относится к преимуществам использования гчп

Что такое ГЧП

Государственно-частное партнерство – один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации (предоставление услуг на созданном объекте) и (или) техническом обслуживании.

Целью ГЧП с экономической точки зрения является стимулирование привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров, которые должны быть обеспечены публично-правовыми образованиями за счет средств соответствующих бюджетов, а также сокращение участия государства в экономическом обороте, когда те же задачи могут быть эффективнее выполнены бизнесом.

С юридической точки зрения речь идет о взаимоотношениях публично-правовых образований (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) и частных лиц. Данные отношения строятся на соглашении о государственно-частном партнерстве или концессионном соглашении, заключаемых между ними и являющихся по своей правовой природе гражданско-правовыми договорами.

Основные принципы реализации ГЧП проектов в Москве:

Нормативное регулирование

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации (предоставление услуг на созданном объекте) и (или) техническом обслуживании.

Целью ГЧП с экономической точки зрения является стимулирование привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров, которые должны быть обеспечены публично-правовыми образованиями за счет средств соответствующих бюджетов, а также сокращение участия государства в экономическом обороте, когда те же задачи могут быть эффективнее выполнены бизнесом.

С юридической точки зрения речь идет о взаимоотношениях публично-правовых образований (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) и частных лиц. Данные отношения строятся на соглашении о государственно-частном партнерстве (СГЧП) или концессионном соглашении (КС), заключаемых между ними и являющихся по своей правовой природе гражданско-правовыми договорами.

Нормативное определение государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства содержится в Федеральном законе от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 3): это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.

СГЧП и КС являются самостоятельными правовыми институтами, рассмотрение, заключение и реализация которых регулируется отдельными федеральными законами. Вместе с тем КС – это одна из форм (моделей) ГЧП.

Основанием заключения СГЧП или КС всегда является решение уполномоченного публичного органа, представляющего интересы публично-правового образования, о реализации определенного проекта.

Способом заключения СГЧП или КС является проведение торгов в форме конкурса на право заключения соглашения. Также в федеральных законах отдельно обозначены случаи, когда заключение соглашения возможно без конкурса. Механизм ГЧП является популярной и быстроразвивающейся формой взаимодействия частных инвесторов и государства, потому что предполагает полное разделение рисков между ними.

Источник

Что не относится к преимуществам использования гчп

Использование схемы ГЧП позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств, обеспечить более эффективное выполнение проекта, а также реализовать большее количество проектов в течение определенного срока. По мере использования схемы ГЧП повышается качество предоставляемых услуг, часть рисков передается частному сектору, а в результате конкуренции достигается более эффективное использование ресурсов. ГЧП становится важным элементом эффективной модели государственного управления, в которой государство выполняет скорее регулирующие функции, нежели функции предоставления услуг.

Преимущества ГЧП для государства:

Положительный бюджетный и социально-экономический эффект. Возможность ускоренной реализации проекта, соответствующего государственным нуждам и интересам.

Привлечение финансирования со стороны частного сектора. Механизм ГЧП позволяет государству существенно уменьшить объем своих капитальных вложений в объект инвестирования за счет средств частных инвесторов, что является экономией бюджетных средств.

Привлечение управленческого и интеллектуального капитала частного сектора:

Отсутствие бюджетных затрат на эксплуатацию. В большинстве моделей ГЧП все затраты на содержание объекта на период его платной эксплуатации производятся за счет инвестора.

Передача части рисков инвестору.

Преимущества ГЧП для частного инвестора:

Административное и политическое содействие государства в реализации проекта.

Участие государства в финансировании проекта.

Возможные гарантии со стороны государства:

Разделение рисков с государством. Риски осуществления проекта инвестор разделяет с государством и, таким образом, несет только часть рисков, определенную соглашением. При этом инвестор несет только риски, приемлемые для него.

Источник

Что не относится к преимуществам использования гчп

С 1 января 2016 г. вступил в силу Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ (далее – Закон о ГЧП). Данный Закон является реакцией федерального законодателя на опережающее законотворчество регионов в этой области и преследует две основные цели:
— во-первых, обеспечить единообразное регулирование на территории Российской Федерации инвестиционных форм взаимодействия государства с частным сектором;
— во-вторых, «снять существующие ограничения и расширить возможные формы реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства»1. Упоминалось, в том числе, что принятая модель концессионных соглашений, предусматривающая возникновение публичной собственности на объект инвестиций, существенно ограничивает возможности инвестора по привлечению заемного финансирования (очевидно, в силу невозможности передачи такого объекта в залог).

По своей сути соглашение о ГЧП очень близко к концессионному соглашению. Оба они предусматривают строительство или реконструкцию частным партнером объекта транспортной, производственной, коммунальной инфраструктуры или социальной сферы полностью или частично за свой счет, а также его последующую эксплуатацию в течение срока соглашения. Основным отличием ГЧП от концессии является то, что право собственности на объект соглашения возникает не у государства, а у частного партнера. В то же время соглашением о ГЧП может предусматриваться обязательство частного партнера по передаче объекта соглашения в публичную собственность по истечении определенного срока, а в случае если финансовые вложения публичного партнера в объект соглашения превышают вложения частного партнера, это условие должно предусматриваться. Как видим, эта норма не препятствует приватизации имущества, в которое были вложены государственные средства, если объем таких вложений менее 50%.

Другим важным отличием Закона о ГЧП от Закона о концессионных соглашениях является то, что решение о реализации проекта ГЧП может быть принято лишь при наличии у этого проекта преимущества по сравнению с созданием (реконструкцией) объекта за бюджетный счет. Сравнительное преимущество определяется в Законе как «преимущество в использовании средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для реализации проекта, перед использованием средств бюджетов… для реализации государственного контракта, муниципального контракта, при условии, что цена товара, работы, услуги, количество товара, объем работы или услуги, качество поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, иные характеристики товара, работы, услуги при реализации проекта равны цене товара, работы, услуги, количеству товара, объему работы или услуги, качеству поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, иным характеристикам товара, работы, услуги при реализации государственного контракта, муниципального контракта».

В этой формулировке усматриваются два принципиальных недостатка. Во-первых, непонятно, почему сравнение должно производиться с вариантом использования средств бюджетов «для реализации государственного контракта, муниципального контракта». Если речь идет об объектах социальной сферы, то государственный контракт обычно заключается только на строительство, тогда как их эксплуатацию осуществляет государственное учреждение в рамках государственного задания. Очевидно, затраты на стадии эксплуатации также необходимо принимать во внимание для получения объективной картины.

Во-вторых, из этой формулировки следует вывод, что при реализации проекта ГЧП объемы, цены и качество оказываемых частным партнером услуг должны быть не хуже соответствующих показателей при оказании услуг государственными учреждениями. Однако Закон не только не содержит никаких инструментов для обеспечения соблюдения этого условия, но прямо исключает его соблюдение. Среди условий соглашения о ГЧП нет обязательств частного партнера по поддержанию определенного уровня цен на свои услуги (за исключением случаев, когда регулирование цен предусмотрено законодательством). Более того, соглашение о ГЧП имеет ограниченный срок действия, по истечении которого любые обременения объекта прекращаются, а значит, использование объекта соглашения для реализации государственных функций за рамками срока соглашения невозможно. Таким образом, сама конструкция ГЧП исключает наличие у него сравнительного преимущества в понимании Закона.

С этой точки зрения, цель, которую может преследовать государство при заключении ГЧП соглашения применительно к объектам социальной сферы, неясна. Если обеспечение предоставления населению определенных услуг является обязанностью государства, то его не может устраивать отсутствие контроля за условиями оказания этих услуг и конечный срок их оказания. Если обеспечение предоставления населению этих услуг не является обязанностью государства, тогда логичнее предоставить удовлетворение соответствующего спроса частному сектору без участия государства. С учетом сказанного представляется целесообразным исключить объекты социальной сферы из числа объектов ГЧП-соглашений.

Одновременно считаем нужным внести изменения в Закон о концессионных соглашениях, исключающие возможность их использования для сворачивания социальных обязательств государства, что имеет место во многих регионах. Например, в Новосибирской области передача в концессию объектов здравоохранения привела к сокращению числа пациентов, обслуживаемых по ОМС: в роддоме – с 1780 до 48 человек в год2, в стоматологической поликлинике – со 130 тыс. до 300 человек в год3. В концессионных детских садах Москвы4 примерно треть мест оплачивается родителями по ценам, соответствующим плате за содержание детей в государственных садах, тогда как две три мест оплачиваются по цене 40–45 тыс. руб. в месяц. Аналогичная практика имеется и в других регионах: в Новосибирске из 100 мест в концессионном детсаду только 10 должны быть «бюджетными»5; в Благовещенском районе Амурской области из 75 мест «бюджетных» – 15, причем инвестиционные обязательства частного партнера ограничиваются укомплектованием созданного за бюджетный счет здания нехитрым оборудованием (типа кроватей и детских горок)6. Во избежание такой практики целесообразно закрепить в Законе о концессионных соглашениях норму, в соответствии с которой реализация таких проектов не может влечь за собой сокращение объемов услуг, бесплатных для потребителя или оплачиваемых им по ценам, не превышающим применяемых в бюджетном секторе.

Источник

«Коробочные» решения, IT-объекты соглашений, инфраструктурные облигации и секьюритизация обязательств – тенденции в секторе ГЧП

Что не относится к преимуществам использования гчп
peshkov / Depositphotos.com

Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ Президента РФ № 204) предусмотрена реализация 12 национальных проектов. При этом некоторые из них напрямую связаны с возможностями использования механизмов государственно-частного партнерства (далее – ГЧП). Речь идет прежде всего о развитии инфраструктуры в сферах здравоохранения, образования и экологии. Кроме того, национальные программы должны осуществляться по таким перспективным для ГЧП направлениям, как городская среда и безопасные и качественные автомобильные дороги (подп. «б» п. 2 Указа Президента РФ № 204). Так, крупным проектом ГЧП в сфере транспорта стала система «Платон», с момента запуска которой в госбюджет в счет возмещения вреда, наносимого дорогам большегрузами, поступило уже, по данным Минтранса России, около 50 млрд руб.

«В период с 2018 года по 2024 год на инфраструктурные проекты в целом планируется потратить около 28 трлн руб.», – заметил директор по ГЧП «ВЭБ–Инфраструктура», доцент кафедры государственно-частного партнерства Финансового университета при Правительстве РФ Кирилл Малютин на конференции «Мифы и легенды ГЧП», организованной ИД «Коммерсантъ». По словам эксперта, наблюдается тенденция по увеличению количества проектов, реализуемых согласно Федеральному закону от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 224-ФЗ), который вступил в силу с 1 января 2016 года. Согласно, например, комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года на реализацию транспортных проектов из внебюджетных источников рассчитывается привлечь более 3 трлн руб.

Особенности ГЧП на региональном и муниципальном уровнях: «коробочные» решения

«Чем больше ошибок на этапе подготовки проекта, тем дороже он в итоге обойдется», – подчеркнул Кирилл Малютин. По его словам, на рынке оказания соответствующих услуг верхняя планка стоимости подготовки проектной документации в сфере ГЧП без учета сметной составляет около 10% от стоимости самого проекта.

Исполнительный директор управления инфраструктурного финансирования «Сбербанка» Виктор Афонин отметил, что миллиардных проектов ГЧП не много – десятки, средних по масштабу и стоимости проектов – уже сотни, а небольших проектов, прежде всего на региональном и муниципальном уровнях (в том числе в рамках муниципально-частного партнерства) – тысячи. При этом в рамках двух последних обозначенных категорий партнерства особенно остро стоит проблема подготовки необходимой документации: для этого требуются финансовые и кадровые ресурсы, которых небольшим частным организациям и соответствующим публичным субъектам не хватает.

Потребности регионов и муниципалитетов связаны в основном с социальной сферой: здравоохранением, образованием, ЖКХ. В подавляющем большинстве случаев, по словам Виктора Афонина, инвестиционные проекты с участием региональных публичных партнеров не превышают 3 млрд руб., а с участием муниципальных властей – 500 млн руб., что для сферы ГЧП – небольшие суммы. «При всем многообразии желающих реализовать тот или иной проект только единицы могут себе позволить работать с учетом всех требований банков, предъявляемых к заемщикам», – подчеркнул эксперт.

В связи с указанными проблемами на рынке начали появляться так называемые «коробочные» решения, то есть стандартные, типовые инвестиционные разработки. По сути речь идет о шаблонах документов для подготовки, сопровождения и финансирования проектов ГЧП и концессионных соглашений. Напомним, что по концессионному соглашению концессионер (частный инвестор) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное недвижимое или технологически связанное недвижимое и движимое имущество (а с недавних пор и объекты информационных технологий), право собственности на которое(ые) принадлежит или будет принадлежать концеденту (публичному партнеру), и осуществлять деятельность с эксплуатацией объекта соглашения. Концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом для осуществления указанной деятельности (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», далее – Закон № 115-ФЗ). «Первопроходцами» среди типовых инвестиционных решений должны стать наборы документов для проектов по строительству (реконструкции) систем водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, образовательных учреждений дошкольного и школьного обучения, объектов системы соцобеспечения, дорог регионального и муниципального значения, объектов переработки и утилизации бытовых отходов и медицинских учреждений. По первым трем из упомянутых направлений ГЧП «коробочные» решения уже опробованы.

Является ли контроль за соблюдением концессионных соглашений формой государственного (муниципального) надзора или контроля? Узнайте ответ в «Энциклопедии судебной практики. О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного и муниципального контроля» интернет версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

«Коробка» – это набор документов, позволяющий сэкономить время и деньги», – отметил Виктор Афонин. Однако, по его мнению, коробочные решения нужны не только участникам рынка, но и банкам, чтобы у их сотрудников имелось четкое представление об условиях предоставления проектного финансирования. В состав решения, пояснил эксперт, включаются:

Стандартным, например, для концессионных проектов, по словам Виктора Афонина, является условие финансирования, согласно которому частный субъект должен вложить не менее 30% собственных средств (соответственно, без учета госфинансирования). Срок кредитования, как правило, составляет 10-15 лет, а процентная ставка устанавливается в индивидуальном порядке.

Новые возможности ГЧП в сфере информационных технологий

Перечни объектов концессионных соглашений (ч. 1 ст. 4 Закона № 115-ФЗ) и соглашений о ГЧП или о муниципально-частном партнерстве (ч. 1 ст. 7 Закона № 224-ФЗ) являются закрытыми. Так, директор по ГЧП и концессионным проектам «Федеральной технологической компании» Дарья Годунова заметила, что в настоящее время отсутствует законодательная база для практики ГЧП в сферах жилищного строительства и военной промышленности. Только, например, здания, строения и сооружения, предназначенные для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил РФ, объекты производственной и инженерной инфраструктур таких зданий могут быть объектами концессионных соглашений (п. 15 ч. 1 ст. 4 Закона № 115-ФЗ). «Ранее сложности были и в IT-сфере. Для реализации проекта необходимо было привязаться к какому-либо объекту недвижимости. Возможность включения в объект соглашения интеллектуальной собственности напрямую тоже отсутствовала», – отметила эксперт. То есть до вступления в силу поправок, предусмотренных Федеральным законом от 29 июня 2018 г. № 173-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», объекты информационных технологий нужно было соотносить со зданиями, с помещениями, где находится оборудование, технологически связанное с информационными системами, для того, чтобы можно было в их отношении применять механизмы ГЧП и заключать концессионные соглашения.

Теперь, с 29 июня 2018 года объектами концессионных соглашений и ГЧП могут быть программы для ЭВМ, базы данных, информационные системы (в том числе госинформсистемы), сайты, в состав которых входят такие программы для ЭВМ и (или) базы данных, совокупность указанных объектов либо объекты информационных технологий и имущество, технологически связанное с одним или несколькими объектами IT и предназначенное для обеспечения их функционирования или осуществления иной деятельности (п. 19 ч. 1 ст. 7 Закона № 224-ФЗ, п. 21 ч. 1 ст. 4 Закона № 115-ФЗ). Отдельно в законах обозначили в качестве объекта соглашений и совокупность зданий, частей зданий или помещений, объединенных единым назначением с движимым имуществом, технологически связанным с объектами информационных технологий (центры обработки данных) (п. 20 ч. 1 ст. 7 Закона № 224-ФЗ, п. 22 ч. 1 ст. 4 Закона № 115-ФЗ). Однако важно подчеркнуть, что партнерство публичных и частных субъектов в сфере IT согласно Закону № 224-ФЗ может быть реализовано только на федеральном и региональном уровнях. Заключение соглашений о муниципально-частном партнерстве в отношении таких объектов не допускается (ч. 1.1 ст. 12 Закона № 224-ФЗ). Дарья Годунова считает в связи с этим, что осуществлять проекты по реализации концепции smart-городов (так называемых «умных» городов) придется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

По мнению эксперта, перспективными для ГЧП являются такие сферы цифровизации, как:

Для публичных партнеров, по словам Дарьи Годуновой, выгодно использовать инструментарий ГЧП, поскольку обеспечиваются возможности выполнения целого комплекса работ по созданию и последующей эксплуатации объекта на основании одного соглашения, гибкого распределения рисков, структурирования платежного механизма через рассрочку оплаты работ и установления расширенной ответственности частного партнера в части исполнения его обязательств. Частные инвесторы, в свою очередь, могут быть заинтересованы прежде всего в долгосрочных отношениях и предоставлении капитальных грантов, то есть принятии публичным партнером на себя части расходов на создание объекта на инвестиционной стадии проекта.

Финансирование проектов ГЧП: инфраструктурные облигации и секьюритизация обязательств

Возможности российских частных инвесторов, по словам главного юридического советника проектного офиса «Инфраструктуры России», члена генерального совета «Деловой России» Дениса Сверчкова, остаются значительными, несмотря на общий экономический упадок. Эксперт сообщил, что банки, НПФ и страховые компании управляют капиталом объемом более 80 трлн руб. Именно указанные участники инвестиционного рынка являются основными покупателями так называемых инфраструктурных облигаций.

На законодательном уровне понятие таких облигаций не определено, но на практике под ними в совокупности понимаются, как пояснил Денис Сверчков, «концессионные» облигации (включая при этом облигации в рамках ГЧП) (п. 4.2 Положения Банка России от 24 февраля 2016 г. № 534-П «О допуске ценных бумаг к организованным торгам», абз. 4 подп. 1.1.2 п. 1.1 Положения Банка России от 1 марта 2017 г. № 580-П), облигации, выпущенные специализированными финансовыми обществами и специализированными обществами проектного финансирования (ст. 15.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», далее – Закон о рынке ценных бумаг). Ключевые отличия концессионных облигаций от других корпоративных облигаций, как заметил эксперт, состоят в том, что:

Инфраструктурные облигации, по мнению Дениса Сверчкова, – эффективный инструмент привлечения средств для реализации соответствующих проектов. Однако существуют некоторые сложности. Например, организациям-эмитентам, подчеркнул эксперт, трудно попасть в Ломбардный список Банка России для того, чтобы повысить ценность выпускаемых бумаг, из-за высоких рейтинговых требований, а также необходимости представления гарантий финансирования доэксплуатационной стадии проекта. Тщательному анализу также подвергается сам инфраструктурный проект. Кроме того, теоретически, как заметил эксперт, концессионные облигации могут быть обеспечены прямыми государственными гарантиями (ст. 27.5 Закона о рынке ценных бумаг). Но на практике эти механизмы почти не применяются с 2012 года. На текущий момент, по словам Дениса Сверчкова, в сфере инфраструктурного строительства используются капитальные гранты, субсидирование и поддержка в форме гарантий минимального денежного потока при условии успешного завершения доэкплуатационной стадии проекта ГЧП или концессионного.

«Секьюритизация обязательств – это способ аккумулирования пула долговых обязательств в рамках соглашения о ГЧП, который позволяет привлечь дополнительное финансирование под залог будущего потока денежных средств», – так охарактеризовал эксперт еще один вариант финансирования в сфере ГЧП и муниципально-частного партнерства. Речь идет о том, что эксплуатирующая объект соглашения организация может прогнозировать свой денежный поток на основании уже подписанных договоров. И такие потенциальные поступления средств, как объяснил Денис Сверчков, можно «собрать» в единый пул прав требований, выступающий в качестве способа обеспечения исполнения обязательств для привлечения ценных бумаг на публичном рынке. В рамках обозначенной схемы для ее реализации создается, как правило, специальная компания – секьюритизирующее общество.

Ключевыми задачами такого структурированного финансирования, по мнению эксперта, являются:

«Если исходить из мировой практики, то секьюритизированные обязательства в сфере инфраструктурных проектов в рамках ГЧП, – это эталон кредитного качества», – заключил эксперт.

***

Механизмы ГЧП и муниципально-частного партнерства, а также концессионные соглашения используются в основном для создания и реконструкции инфраструктурных объектов. При этом на региональном и муниципальном уровнях стоимость соответствующих проектов может быть значительно ниже привычной для сектора ГЧП в рамках всей страны. В связи с этим перспективной тенденцией развития сотрудничества публичных и частных партнеров становится разработка «коробочных», типовых инвестиционных решений, удобство использования которых смогут ощутить как инвесторы, так и банки, предоставляющие проектное финансирование. Эффективными, по экспертному мнению, инструментами привлечения финансирования являются также инфраструктурные облигации и секьюритизация обязательств. Кроме того, наметилась тенденция расширения перечня объектов соглашений о ГЧП и концессионных соглашений. В частности, на законодательном уровне в уходящем году закрепили возможность заключения партнерских соглашений в отношении объектов IT.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *