Что не относится к предписанному статусу человека
Тест по обществознанию Социальные статусы и роли 8 класс
Тест по обществознанию Социальные статусы и роли для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Социальная сфера. Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания и в части 3 — 2 задания.
1. Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и т.п. и предполагающее определенные права и обязанности, называется
1) социальным статусом
2) национальным статусом
3) личной независимостью
4) правовым статусом
2. Предписанным статусом не является
1) пол
2) расовая принадлежность
3) образование
4) возраст
3. Достигаемым статусом не является
1) работа
2) образование
3) возраст
4) хобби
4. Оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми, называется
1) статусом
2) признанием
3) престижем
4) достижением
5. Признание группой людей или обществом личных и деловых качеств какого-либо из их членов называется
1) статусом
2) авторитетом
3) престижем
4) достижением
6. Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей называется
1) модификацией
2) социализацией
3) нострификацией
4) адаптацией
7. Процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств называется
1) модификацией
2) социализацией
3) нострификацией
4) адаптацией
8. Пассивное восприятие целей и ценностей группы, окружения называется
1) конформизмом
2) популизмом
3) экстравагантным поведением
4) эмансипацией
9. Набор функций, более или менее чётко определённый шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определённый статус в обществе, называется
1) социализацией
2) адаптацией
3) социальной ролью
4) социальным статусом
10. Перемещение в обществе, изменение социального статуса
1) социальная адаптация
2) социальная стратификация
3) социализация
4) социальная мобильность
1. Найдите в приведённом списке основные социальные роли человека.
1) работник
2) друг
3) семьянин
4) гражданин
5) шахматист-любитель
2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «социальный статус».
Предписанный, природный, достигаемый, приписываемый, прирождённый.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
3. Установите соответствие между социальной позицией и социальным статусом человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
А) образование
Б) национальность
В) материальное положение
Г) пол
1) предписанный статус
2) достигаемый статус
4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией и другими показателями и предполагающее определённые права и обязанности, называется социальным __________(1). Каждая личность в обществе выполняет определённые социальные __________(2): для школьника и студента — это учёба, для солдата — служба, для профессора — преподавание. И у каждой личности таких функций множество. Человек может быть одновременно школьником, спортсменом, сыном и т.д. Один статус личность приобретает по __________(3) и его называют предписанным (например, если родители родившегося ребёнка являются гражданами России, он тоже сразу является __________(4) России, также предписанным является статус мужчины, статус национальности и т.д.). Другие статусы приобретаются в течение жизни и называются достигаемыми. К ним можно отнести статус руководителя предприятия, статус чемпиона мира по плаванию, статус учителя и т.д. Принятая в обществе __________(5) статусов является основой социальной __________(6)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) функция
Б) статус
В) рождение
Г) иерархия
Д) гражданин
Е) стратификация
Ж) социализация
1. Прочитайте отрывок из книги Ю. Волкова «Социология» и выполните задания.
1) Используя текст и свои знания общественной жизни, дайте определение понятия «каста» и приведите не менее двух признаков кастовой социальной структуры общества.
2) Выберите из текста один социальный статус и напишите не менее двух социальных ролей, характерных для него.
2. Приведите не менее четырёх примеров влияния кастовой системы на сферы общественной жизни: политическую, экономическую, социальную, духовную.
3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
1. «Каждый из нас сам вычеканил цену своей личности; человек бывает велик или мал в зависимости от собственной воли» (С. Смайлс).
2. «Человек без принципов и без воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса, он меняет своё направление с каждой переменой ветра» (С. Смайлс).
3. «Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь» (Л. Толстой).
4. «Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят» (Н. Миклухо-Маклай).
Ответы на тест обществознанию Социальные статусы и роли
Часть 1
1-1, 2-3, 3-3, 4-3, 5-2, 6-2, 7-4, 8-1, 9-3, 10-4
Часть 2
1. 134
2. природный
3. 2121
4. БАВДГЕ
Тестовое задание по обществознанию на тему «Социальный статус. Социальная роль» (8 класс)
Тест. Социальный статус. Социальная роль.
1. Что не относится к предписанному статусу человека?
2. Гражданин М. спас человека и получил звание Герой России. Какой статус он приобрёл?
3. Как называется положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с полом, возрастом, профессией, социальным положением и предполагающее определённые права и обязанности?
1) социальный статус
4) ролевой репертуар
4. Социальная роль – это
1) положение человека в обществе
2) ожидание, предписание поведения, соответствующего статусу
3) совокупность обязанностей человека перед обществом
4) совокупность статусов человека
1) социальной ратификации
3) социальной мобильности
4) социального происхождения
6. Верны ли следующие суждения?
А. Социальный статус определяет социальные роли человека.
Б. Социальная роль для каждого статуса одна.
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
7. Как называется осложнение отношений, возникающее при появлении трудносовместимых ролей?
Ключи: 1 – 3, 2 – 3, 3 – 1, 4 – 2, 5 – 2, 6 – 1, 7 – ролевой конфликт.
8. Гражданин России, жена, мать, учитель…
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест. Социальный статус. Социальная роль.
1. Что не относится к предписанному статусу человека?
2. Гражданин М. спас человека и получил звание Герой России. Какой статус он приобрёл?
3. Как называется положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с полом, возрастом, профессией, социальным положением и предполагающее определённые права и обязанности?
1) социальный статус
4) ролевой репертуар
4. Социальная роль – это
1) положение человека в обществе
2) ожидание, предписание поведения, соответствующего статусу
3) совокупность обязанностей человека перед обществом
4) совокупность статусов человека
1) социальной ратификации
3) социальной мобильности
4) социального происхождения
6. Верны ли следующие суждения?
А. Социальный статус определяет социальные роли человека.
Б. Социальная роль для каждого статуса одна.
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
7. Как называется осложнение отношений, возникающее при появлении трудносовместимых ролей?
Ключи: 1 – 3, 2 – 3, 3 – 1, 4 – 2, 5 – 2, 6 – 1, 7 – ролевой конфликт.
8. Гражданин России, жена, мать, учитель…
Номер материала: 542461
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Предписанный и достигаемый социальный статус: описание, примеры
Что такое предписанный социальный статус
Это набор характеристик, которыми человек наделяется с момента рождения. Их получение не зависит от личного желания человека.
Этот вид статуса бывает:
Признаки статуса
Место рождения
Это приписанная прирожденная географическая характеристика. Человек рождается в городе и стране. Обычно место рождения определяет также и гражданство человека: родился в России — получаешь российское гражданство, в Америке — американское, даже если твоя мама приехала туда только для того, чтобы тебя родить, на две недели.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Гражданство изменить можно самому — это юридический статус. Но сам факт рождения в том или ином месте изменению не подлежит. Человек может сделать себе новые документы, написав туда что угодно. Может навсегда и ото всех скрыть факт своего рождения в том или ином месте. Но отменить этот факт не сможет никак.
Человек родился в России, в Москве, и он об этом знает. Затем он выиграл грин-карту и уехал в Америку на постоянное место жительства. Впоследствии он получил американское гражданство. От российского он отказался. Всю остальную жизнь (большую ее часть) он прожил, считая себя и юридически являясь американцем. Отменяет ли этот факт его появления на свет в городе Москва? Нет. Хотя в его документах и не отражается, что по рождению он москвич, россиянин.
Человек родился в Перми. Сразу после рождения родители отказались от него. Затем его усыновила\удочерила другая семья, полностью поменяв его метрики, в том числе указав другой город рождения. Человек никогда не был в Перми. Более того, он так и не узнал, где родился на самом деле. Даже в этом случае факт рождения в Перми остается фактом. Можно поменять документы, но факт поменять нельзя.
Место рождения как признак статуса в некоторых случаях особенно значимо (когда речь идет о получении гражданства). Поэтому многие люди осознанно стараются подойти к выбору места рождения своих детей. Например, улетают специально на время родов в другую страну. Однако это будет осознанный выбор родителей, а для рождающегося человека этот фактор будет прирожденным и неизменным.
Положение семьи в обществе
Этот признак статуса чрезвычайно важен в современном мире. В некоторых странах он коренным образом влияет на становление личности человека, на его будущее.
В Индии до сих пор существуют «касты». Для индийцев принадлежность к определенной касте — прирожденный признак, определяющий всю жизнь человека. Люди, рожденные в семьях низшей касты, не могут получать хорошее образование, занимать в будущем высокие должности. Считается, что им по факту рождения «суждено» всю жизнь быть нищими и служить богатым индийцам, рожденным в семьях высшей касты.
Это влияет и на создание семей: представители разных каст не могут пожениться. А если решаются на это, получают отвержение всего общества.
В европейских странах ситуация относительно положения семьи в обществе несколько иная. Хотя в детстве на ребенка, рожденного, например, в бедной неполной многодетной семье и в этих странах могут обрушиться гонения. Следствием принадлежности к такой семье бывает, например, отличающийся внешний вид (не такая дорогая одежда, телефон и др.). Но преодолев эти трудности, поставив цель стать успешным, человек в этих странах может подняться на любой уровень, какого захочет достичь. Здесь достигаемый статус отдельной личности влияет сильнее прирожденного в большей части случаев.
Часто бывает и по-другому. Когда из неблагополучной семьи ребенка изымают, он попадает в госучреждение и воспитывается там. Это тоже сопряжено со многими трудностями и может сильно повлиять на будущее детей. В разных странах эта ситуация имеет разную степень критичности. В России, например, по статистике до сих пор только 10% выпускников интернатов выходят на приемлемый уровень жизни или достигают успеха. Остальные гибнут от наркотиков, алкоголя, насилия, попадают в тюрьмы и психоневрологические интернаты.
Положение семьи в любом обществе как прирожденный признак безусловно влияет на становление в этом обществе рожденного в ней человека.
Национальное и этническое происхождение
Это еще один значимый фактор. Степень влияния разнится в зависимости от страны проживания.
Постсоветские страны. Здесь все еще присутствует ксенофобия. Хотя в последнее время ситуация улучшилась в связи с большим притоком и ассимиляцией людей восточных национальностей. Представителям африканских этносов все еще сложно в связи с тем, что их намного меньше. Дети-славяне не растут с ними, не учатся вместе в школе, как с «восточными» детьми. Чаще всего сталкиваются близко только в университете. Их культура остается для местных загадкой. И они сильнее отличаются внешне из-за цвета кожи.
Китай, Корея, Япония. Здесь тоже присутствует ксенофобия по национальному признаку. Эти страны более закрытые, чем европейские. Внешне отношение к представителям других наций может быть вполне дружелюбным. Но на глубинном уровне межнациональные браки все еще не приветствуются местным старшим поколением. Отношение к детям-метисам пока неоднозначное. Молодежь уже больше европеизирована.
Африканские страны. Отношение к «белым» все еще подозрительное, где-то потребительское. Приезжающие туда представители других наций все еще классифицируются как «чужие» на уровне общенародного восприятия.
Нация и этнос, полученные при рождении, сегодня могут влиять на качество жизни человека негативно в том случае, если он проживает в странах с высоким уровнем ксенофобии.
Достигаемый статус, определение
Достигаемый статус характеризуется приобретенными личностью посредством ее желания и усилий характеристиками и качествами.
Полностью находится под контролем человека. Все его характеристики можно менять самому в течение всей жизни.
Зачастую у достигаемых статусов есть внешние отличия:
Профессиональный
Получение профессии, повышение профессионального уровня. Человек сам выбирает, в какой момент жизни получить\поменять профессию или повысить свою профессиональную компетенцию. Или не делать этого.
Вадим окончил 9 классов обычной российской общеобразовательной школы с низким общим баллом. Поступить в желаемое учебное заведение на бюджет не смог. Контрактное обучение было не по карману. Вадим решил пойти туда, куда баллов для бюджетного обучения хватит, чтобы иметь профессию, точку отсчета. Он успешно окончил колледж по специальности «сварщик». Устроился на работу. Так как вел здоровый и активный образ жизни и был профессионально компетентен, быстро получил повышение по службе. Но его всегда тянуло в бизнес.
Теперь уровень дохода позволял оплачивать обучение, Вадим учился заочно, работал и со временем начал строить свой бизнес. На момент получения диплома имел проработанный стартап, профессиональную компетенцию в бизнесе и запустил свой проект. Стал успешным бизнесменом. Занялся благотворительностью и социальным предпринимательством. Основал школу юного сварщика для детей из необеспеченных семей. Его уважают и любят в городе.
Решение человека получать профессиональную компетенцию подняло его в жизни и помогло добиться желаемых целей. В такой же ситуации человек мог принять решение не учиться совсем, раз не получилось пойти туда, куда хотелось. Его путь мог бы сложиться намного менее удачно или совсем неудачно.
От уровня профессионализма в выбранной сфере деятельности зависит уровень дохода человека. Следовательно, и его общий уровень жизни и статус в обществе.
Эта характеристика достигнутого статуса напрямую сказывается на статусе человека в обществе.
Семейное положение
В наше время положение незамужней женщины или неженатого мужчины не влияет на статус в обществе в том случае, если человек не достигает его осознанно. Тогда он остается уверенным в себе и живет счастливо. Может при этом вступать или не вступать в отношения с противоположным полом по своему желанию.
Иная ситуация, когда человек хочет изменить свой холостой статус, но по каким-то причинам не может этого достичь долгое время. Тогда человек в себе не уверен. Соответственно, его окружение начинает воспринимать его так же, как он или она воспринимает себя — как неудачника в этой сфере или даже в целом по жизни, если все остальные в его окружении женаты или замужем.
Нюансы могут быть в определенных этносах (малых), где до сих пор иметь семейное положение неженатого\незамужней непрестижно. Тогда осознанный выбор такого статуса может привести к отторжению всего общества.
Так может произойти и в обычной семье, где внутрисемейный кодекс не приемлет безбрачие.
Раньше в мире были и другие ситуации, где вопрос семейного положения влиял серьезно на статус человека в обществе. Например, молодой священник, желающий поехать на миссию, должен был обязательно быть женат. Для девушки было позорно не быть замужем, достигнув определенного возраста. На сегодняшний день это по большей части неактуально.
Семейное положение в наше время оказывает не такое сильное влияние на общий статус человека любого пола в обществе, как это было в ранние времена.
Наличие отсутствие детей
Эта характеристика в наше время касается больше женщин.
Для мужчин наличие или отсутствие детей ключевой роли не играет и на положение в обществе сегодня практически не влияет (за исключением малых обществ — семьи, этноса — где это влияние иногда имеет место).
Восприятие женщины без детей до сих пор неоднозначно. И несет скорее негативную коннотацию: раз нет детей, значит, с ней что-то не так. Несмотря на наличие движения чайлд-фри, отстаивающего осознанный выбор женщины относительно того, иметь ли ей детей. Общество в целом пока еще ждет от женщины деторождения, хотя и признает, что она может достигать профессиональных и других высот. Но пока считается, что она все же должна успевать и то, и другое.
Примеры статусов в жизни
Тест с ответами: “Социальные статусы и роли”
1. Укажите социальную роль человека:
а) футболист
б) пианист
в) семьянин +
2. Меры поощрения и наказания, поддерживающие поведение, которые предписываются социальной ролью, называются:
а) законы
б) правила
в) санкции +
3. К социальным ролям человека относится:
а) шахматист-любитель
б) гражданин +
в) приятель
4. Процессу социализации свойственно то, что он:
а) охватывает детские и юношеские годы
б) длится всю жизнь +
в) осуществляется во время учебы и в период вступления в трудовую жизнь
5. Социальной ролью человека является:
а) друг
б) шахматист-любитель
в) работник +
6. Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и т.п. и предполагающее определенные права и обязанности, называется:
а) социальным статусом +
б) личной независимостью
в) национальным статусом
7. Социальная роль:
а) социальная функция и закрепленные за нею полномочия
б) значение деятельности личности для определенного социума;
в) динамическая характеристика статуса +
8. Предписанным статусом не является:
а) образование +
б) возраст
в) расовая принадлежность
9. Что относится к завершению определенного этапа социализации:
а) изменение места в социальной иерархии
б) принятие социальной роли +
в) достижение определенного возраста
10. Достигаемым статусом не является:
а) хобби
б) возраст +
в) работа
11. Что относится к завершению определенного этапа социализации:
а) достижение определенного возраста
б) изменение места в социальной иерархии
в) овладение определенной ролью +
12. Оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми, называется:
а) признанием
б) престижем +
в) статусом
13. Социальная роль будет являться такой поведенческой характеристикой:
а) незначительной
б) полной +
в) второстепенной
14. Что определяет статус человека:
а) конституционное право
б) мировоззрение человека
в) социальная позиция человека в обществе +
15. Верно ли утверждение, что социальная роль для каждого статуса одна:
а) не верно +
б) верно
в) лишь отчасти
16. Каким статусом является возраст человека:
а) приписанный
б) прирожденный +
в) достигаемый
17. Как называется процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей:
а) нострификацией
б) социализацией +
в) модификацией
18. Как человек получает приписанный статус:
а) статус передается по наследству
б) статус принадлежит человеку от рождения +
в) при достижении определенного возраста
19. Как называется процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств:
а) социализацией
б) модификацией
в) адаптацией +
20. При каких условиях человек обретает достигаемый статус:
а) благодаря стечению обстоятельств
б) прилагая собственные усилия +
в) при достижении определенного возраста (совершеннолетия)
21. Каким статусом является статус ученика:
а) достигаемым +
б) приписываемым
в) прирожденным
22. Социальная роль:
а) положение в обществе
б) семейная или профессиональная функция
в) соответствующие статусу права и обязанности +
23. Что называется социальной ролью человека:
а) образ жизни, который ведет человек
б) место человека в иерархии системы
в) поведение человека, ожидаемое от его социального статуса +
24. Чем определяются гендерные различия:
а) воспитанием человека
б) представлениями общества о роли предназначении мужчины или женщины +
в) биологически и анатомически
25. От чего зависит набор социальных ролей, которыми обладает человек:
а) от поколения +
б) от места жительства
в) от места рождения
26. Что происходит, если поведение человека не соответствует его социальной роли:
а) это его право, так как он свободная личность
б) общество применяет санкции, поддерживающие предписанное поведение +
в) он получает другую роль
27. Каким статусом является титул ребенка королевской семьи:
а) приписанным +
б) прирожденным
в) достигаемым
28. От чего зависит набор социальных ролей, которыми обладает человек:
а) от увлечений
б) от рода занятий
в) от возраста +
29. Чем определяется отношение общества к людям определенного статуса:
а) оно меняется в ходе развития общества и его культуры +
б) оно определяется заслугами человека
в) оно возникает при создании общества и в последствие неизменно
30. От чего зависит набор социальных ролей, которыми обладает человек:
а) от места рождения
б) от пола +
в) от школы