Что не относится к педагогическим методам оценки степени развития физических качеств
Методы развития физических качеств
В теории и практике физической культуры различают следующие общие методы развития физических качеств: повторный, переменный, равномерный, контрольный, интервальный, соревновательный.
Повторный метод характеризуется многократным выполнением однотипных упражнений (приемов, действий) через определенные промежутки времени. Это повторение одинаковых действий может использоваться с перерывами для отдыха или без них.
Переменный метод заключается в периодическом изменении интенсивности и длительности непрерывно выполняемых физических упражнений.
Равномерный метод характеризуется выполнением физических упражнений с равномерной интенсивностью и постепенным увеличением продолжительности работы.
Контрольный метод состоит в периодической проверке физической подготовленности сотрудников.
Интервальный метод заключается в выполнении тренировочной работы по частям с постепенным сокращением времени отдыха между ними.
Соревновательный метод характеризуется выполнением физических упражнений с наибольшей интенсивностью в условиях состязания.
Сила— способность человека выполнять работу, связанную с преодолением сопротивления или противодействием ему за счет мышечных усилий. Она характеризуется степенью напряжения, которое развивают мышцы при сокращении и проявляется в статических усилиях и динамических движениях, силового и скоростно-силового характера.
Основными методами развития силы являются «метод больших и максимальных усилий» и метод «до отказа».
Быстрота– способность человека выполнять движения и действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Различают следующие формы проявления быстроты как физического качества: быстроту двигательной реакции, быстроту отдельного движения, частоту движений. Более сложным проявлением быстроты является выполнение циклических и ациклических движений в минимальный отрезок времени. В последнем случае быстрота может характеризоваться несколькими из перечисленных показателей.
Основными методами выполнения упражнений с целью развития быстроты являются повторное выполнение упражнений с околопредельной быстротой и с предельной быстротой.
Выносливость– способность человека продолжительное время поддерживать работоспособность на высоком уровне.
Различают общую и специальную выносливость. Под общей выносливостью принято понимать способность человека длительное время выполнять разнообразную физическую работу.
Специальная выносливость характеризуется способностью переносить длительные нагрузки, связанные со специфическими видами деятельности.
Для развития выносливости могут применяться все известные методы тренировки: повторный, равномерный, переменный, интервальный и др.
Ловкостьпонимается способность человека выполнять целесообразные движения в сложных или внезапно меняющихся условиях.
Она является наиболее сложным физическим качеством, включающим различные проявления двигательных способностей, особенно координацию и точность движений, быстроту и точность двигательной реакции, умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другие.
Развитие и совершенствование ловкости обеспечивается постепенным усложнением применяемых упражнений и выполнением их в непривычных, постоянно изменяющихся условиях в сочетании с другими действиями.
В практике физической подготовки и спорта под подвижностью в суставах (гибкостью) следует понимать способность организма выполнять движения с наибольшей амплитудой.
Подвижность в суставах является одним из составных компонентов двигательных способностей обучаемых, и достаточный уровень ее развития создает необходимый фон для дальнейшего более быстрого совершенствования физических качеств. В большей степени это проявляется при развитии силы и ловкости, в меньшей степени – при выполнении беговых упражнений (В. А. Торопов, 1982).
Таковы краткая характеристика и основные методы развития и совершенствования физических качеств, учет которых позволяет руководителю занятий осуществлять правильный подбор упражнений и методику их использования.
Служебно-профессиональная деятельность сотрудников некоторых специальностей протекает в условиях воздействия на организм различных неблагоприятных факторов, отрицательно влияющих на уровень работоспособности.
Под специальными качествами понимаются свойства организма, обеспечивающие его устойчивость к воздействию определенных неблагоприятных факторов профессиональной и служебной деятельности. К специальным качествам относятся устойчивость к укачиванию, к кислородному голоданию и к перегрузкам.
Устойчивость к укачиваниюхарактеризуется способностью организма более стойко переносить воздействие ускорений, возникающих в условиях специфической деятельности. Сотрудники, при выполнении операций, наиболее часто подвергаются воздействию ускорений вследствие качки, при совершении марша на машинах. Это является основной причиной укачивания.
Устойчивость к кислородному голоданиюповышает возможности организма сохранять работоспособность в условиях пониженного парциального давления кислорода.
Устойчивость к перегрузкам определяется: уровнем общей и скоростной выносливости организма, степенью совершенства специальных защитных реакций организма на действие перегрузок и психологической готовности к их перенесению, а также развитию мышц брюшного пресса, нижних конечностей и выработкой навыка сочетания грудного типа дыхания с напряжением мышц живота и ног.
Педагогическая диагностика уровня развития физических качеств учащихся
Дорогие друзья, рады представить вам Петрова Олега Геннадьевича, учителя физической культуры Гуманитарно-экономического колледжа МПК НовГУ им. Ярослава Мудрого г. Великий Новгород Новгородской области. Сегодня Олег Геннадьевич в своей статье познакомит вас с педагогической диагностикой уровня развития физических качеств учащихся. Данный материал будет полезен учителям физической культуры.
Краткий комментарий к статье от Олега Геннадьевича:
«В статье представлены размышления о диагностике уровня физического развития учащихся».
Полезного чтения.
Диагностика является неотъемлемой частью образовательного процесса. С её помощью определяется достижение поставленных целей. Эффективно управлять образовательным процессом без диагностики невозможно.
«Диагностика – это точное определение результатов дидактического процесса. Диагностика включает контроль, проверку, оценивание; накопление статистических данных, их анализ; прогнозирование, выявление динамики, тенденций дидактического процесса.
Важным компонентом диагностирования является контроль. Контроль – это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков. Составной частью контроля является проверка. Проверка – система действий и операций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков».
Существуют различные виды контроля: предварительный, текущий, периодический, тематический, итоговый и отсроченный контроль.
Предварительный контроль помогает выявить знания, умения и навыки, которые уже имеются у учащихся.
Текущий контроль применяют по ходу обучения и проводят с целью выявления степени сформированности знаний, умений и навыков, их прочности и глубины.
Периодический контроль выявляет итог работы за какой-либо временной период.
Тематический контроль проводят по окончании изучения темы, чтобы систематизировать знания учащихся.
Итоговый контроль определяет конечный результат обучения.
В педагогической практике используются различные формы контроля: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Также используются различные методы. «Методы контроля – это способы, с помощью которые определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих».
Существуют методы устного, письменного, практического, тестового контроля и самоконтроль.
«При тестовом контроле используют тесты, которые представляют собой систему тестовых заданий стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, по которым судят о знаниях, умениях и навыках испытуемых».
Педагогическая диагностика помогает оптимизировать процесс обучения. Руководствуясь выбранными критериями, диагностика позволяет гибко менять состав групп, видеть динамику развития учащегося.
Важно своевременно и углублённо проводить диагностику уровня развития физических качеств и соответствие их возрастным нормам. Для этого используются различные контрольные упражнения (тесты). С помощью тестирования изучается моторное развитие детей, подбираются оптимальные средства и методы физического развития детей, определяются особенности формирования двигательных действий. Анализ результатов тестирования позволяет определить причины успеваемости (неуспеваемости) по предмету, разработать способы оптимизации двигательной активности учащихся.
Критерии оценки зависят от возраста, т.к. учеными разработаны возрастные нормы уровня развития физических качеств.
Для проведения диагностики уровня развития физических качеств существует множество контрольных упражнений. Они разработаны ведущими специалистами в области физической культуры: А.П. Матвеев, В.И. Лях, Б.Х. Ланда, Г.Б. Мейксон и др. Эти тесты позволяют определить уровень развития основных физических качеств, сформированность двигательных умений и навыков. Выбор тестовых упражнений зависит от знания учителем методики проведения того или иного теста, условий школы, наличия региональных стандартов тестирования.
Анализ научно-методической литературы, а также обобщение опыта педагогов-исследователей показывают, что в практике физической культуры используются контрольные упражнения (тесты), по результатам выполнения которых можно оценить уровень развития физических качеств.
Основным педагогическим диагностированием в физической культуре является тестирование, которое представляет собой контрольные упражнения. Приступая к тестированию надо представлять для чего и с какой целью оно проводится. Учитываются принципиальные положения: соответствие тестов контингенту испытуемых и характеру их физической подготовки.
При выборе тестов для оценки уровня развития физических качеств необходимо учитывать следующие условия:
1. Контрольные упражнения должны быть доступны для учащихся с различным уровнем физической подготовленности;
2. тесты должны соответствовать возрастным особенностям физического развития школьников;
3. тестовые упражнения должны быть хорошо знакомы учащимся и не требовать изучения;
4. методика проведения обследования должна быть простой и не требовать больших затрат времени, специальной сложной измерительной аппаратуры и специальных помещений;
5. контрольные упражнения должны соответствовать критериям надёжности, информативности, объективности;
6. допускается использование приёмов, которые стимулируют проявление положительных эмоций и дают возможность наглядно оценить результат;
7. контрольные упражнения одинаковы для всех возрастных групп, это позволяет отследить динамику показателей уровня развития физических качеств.
Таким образом, можно сделать вывод, что тестовые задания позволяют оценить физическую и функциональную подготовленность учащихся, а также отследить динамику развития физических качеств, что очень важно для гармоничного физического развития и для формирования интереса к урокам физической культуры.
ЛИТЕРАТУРА
Методы оценки физического развития.
Федеральное государственное бюджетное
Образовательное учреждение высшего
Образования «Краснодарский государственный
Институт культуры»
и проектной деятельности
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Элективные курсы по физической культуре»
на тему: «Методы самоконтроля, состояния здоровье и
Выполнил: студент 2 курса ОФО Информационно-библиотечного факультета группы: ДОК/бак-18 Золотых Дарья Андреевна. |
Оглавление
1.1. Метод антропометрических стандартов. 5
1.2. Методы оценки физического развития. 9
Список литературы.. 14
Введение
Физическое развитие – это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.). Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приведенные выше показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Между тем физическое развитие в значительной мере обусловлено и законами наследственности, которые необходимо учитывать как факторы, благоприятствующие или наоборот препятствующие физическому совершенствованию человека. Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью управления им можно только с учетом особенностей и возможностей организма в различные возрастные периоды: становления и роста, наивысшего развития форм и функций, старения. Кроме того, физическое развитие связано с законом единства организма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе и географической среды. Поэтому при выборе средств и методов физического воспитания необходимо учитывать влияние указанных законов.
Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие.
Самоконтроль — это самостоятельное наблюдение за состоянием своего здоровья, физическим развитием, функциональным состоянием организма, физической подготовленностью и их изменениями под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом.
Самоконтроль является существенным дополнением к врачебному и педагогическому контролю, но ни в коем случае их не заменяет. Самоконтроль может носить врачебный или педагогических характер, а может включать в себя и то, и другое. Данные самоконтроля оказывают большую помощь преподавателю в регулировании физической нагрузки, а врачу – своевременно сигнализируют об отклонениях в состоянии здоровья.
Объективные показатели – это данные физического развития, функциональное состояние систем организма, уровень физической подготовленности, которые можно измерить и выразить количественно.
Наиболее доступными методами определения объективных показателей, измеренных с помощью антропометрических измерений, являются метод стандартов и метод индексов.
1.1. Метод антропометрических стандартов.
Здоровье – динамическое состояние физического, духовного и социального благополучия, обеспечивающее полноценное выполнение человеком трудовых, психических и биологических функций при максимальной продолжительности жизни.
Физическое развитие – процесс изменения и совершенствования естественных морфологических и функциональных свойств организма человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких и др.) в течение его жизни. Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять в необходимом направлении различные показатели физического развития.
Метод индексов позволяет оценивать физическое развитие по соотношению отдельных антропометрических признаков с помощью простейших математических выражений.
Антропометрические измерения. Антропометрические измерения дают возможность определять уровень и особенности физического развития, степень его соответствия полу и возрасту, имеющиеся отклонения, а также уровень улучшения физического развития под воздействием занятий физическими упражнениями и различными видами спорта.
Антропометрические измерения следует проводить периодически в одно и то же время суток по общепринятой методике с использованием специальных стандартных проверенных инструментов.
При массовых обследованиях и проведении самоконтроля измеряются длина тела (рост) стоя и сидя, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, сила кисти сильнейшей руки, становая сила.
Рост (длина тела) измеряется ростометром (в домашних условиях сантиметровой линейкой у стены). При измерении роста стоят спиной к вертикальной стойке (стене), касаясь ее пятками, ягодицами, лопатками и затылком.
Наибольшая длина тела наблюдается утром. Вечером, а также после интенсивных занятий физическими упражнениями рост может уменьшиться на 2 см и более. После упражнений с отягощениями и штангой длина тела может уменьшиться на 3 см и более из-за уплотнения межпозвоночных дисков. Длина тела уменьшается за счет уплотнений межпозвоночных дисков, утомления мышц туловища, от уплощения сводов стопы. Точность измерений составляет 0,5 см.
Вес тела. Как уже было сказано в теоретической части учебника, для того чтобы узнать, каким должен быть нормальный вес человека, нужно из величины роста, выраженного в сантиметрах, вычесть определенное число (формула Брока-Брукша):
— от 155 до 165 см вычитается 100;
— от 166 до 175 см вычитается 105;
— от 176 см и выше вычитается 110.
Увеличение массы на 10% сверх нормы характеризуется как склонность к ожирению.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) измеряется на водяном или сухом спирометрах. Рекомендуется выполнить 2-3 попытки. Измерения ЖЕЛ необходимо проводить до приема пищи в одно и то же время суток.
Относительная величина мышечной силы будет более объективным показателем, так как рост силы в процессе тренировки в значительной мере связан с увеличением веса тела и мышечной массы.
Показатель относительной силы определяется, как и при кистевой динамометрии:
Методы оценки физического развития.
Занятия физическими упражнениями являются очень сильным средством изменения физического и психического состояния человека. Правильно организованные занятия укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность, совершенствуют функциональные системы организма человека.
Для примера возьмем сердечно-сосудистую систему и ее основной орган – сердце. Как уже отмечалось, ни один орган не нуждается столь сильно в тренировке и не поддается ей столь легко, как сердце. Работая с большой нагрузкой, сердце неизбежно тренируется. Расширяются границы его возможностей, и оно приспосабливается к переброске намного большего количества крови, чем это может сделать сердце нетренированного человека.
В процессе регулярных занятий физическими упражнениями, спортом, как правило, происходит увеличение размеров сердца, причем различные формы двигательной активности имеют и различные возможности по совершенствованию сердца.
Оценка реакции сердечно-сосудистой системы проводится по измерению частоты сердечных сокращений (пульса), которая в покое у взрослого мужчины равна 70-75 ударов в минуту, у женщины – 75-80.
Для оценки физического состояния организма человека и его физической подготовленности используют антропометрические индексы, упражнения-тесты и т.д.
К примеру, о состоянии нормальной функции сердечно-сосудистой системы можно судить по коэффициенту экономизации кровообращения, который отражает выброс крови за 1 минуту. Он вычисляется по формуле
У здорового человека его значение приближается к 2600. Увеличение этого коэффициента указывает на затруднения в работе сердечно-сосудистой системы.
Ещё есть один довольно простой метод самоконтроля «с помощью дыхания» – так называемая проба Штанге (по имени русского медика, представившего этот способ в 1913 году). Сделать вдох, затем глубокий выдох, снова вдох, задержать дыхание, по секундомеру фиксируя время задержки дыхания. По мере увеличения тренированности время задержки дыхания увеличивается. Хорошо натренированные люди могут задержать дыхание на 60-120 секунд. Но если вы только что тренировались, то задержать надолго дыхание вы не сможете.
Вместе с тем необходимо понимать, что бесконтрольное и бессистемное использование средств физической культуры неэффективно, а в некоторых случаях может нанести непоправимый вред здоровью, и примеров этому каждый может привести множество.
Исключить все условия, при которых может иметь место отрицательное воздействие занятий физическими упражнениями, спортом, призваны мероприятия контроля и самоконтроля самих занимающихся.
Целью контроля является оптимизация процесса занятий физическими упражнениями на основе объективной оценки состояния организма.
Из многочисленных методов оценки физического развития наиболее удобна и проста методика вычисления показателей (индексов) на основе результатов антропометрических измерений (рост, масса тела, окружность грудной клетки, мышечная сила).
Жизненный показатель— соотношение между жизненной емкостью легких и массой тела. При этом определяется, сколько кубических сантиметров воздуха приходится на 1 кг массы тела при наибольшем вдохе. Жизненный показатель получается путем деления ЖЕЛ на массу тела. Например: ЖЕЛ равна 5200 см3, масса — 80 кг, жизненный показатель — 5200 : 80 = 65.
Этот показатель сохраняет довольно постоянную среднюю величину. В норме этот показатель для мужчин должен быть не менее 60, а для женщин — не менее 50.
Показатель пропорциональности развития грудной клетки (показатель Эрисмапа) определяют путем вычитания из величины окружности грудной клетки в спокойном состоянии половины роста; в норме окружность грудной клетки должна равняться полуросту. Например: окружность грудной клетки — 90 см, рост — 170 см, тогда показатель Эрисмана — 90 — (170 : 2) = +5.
Индекс общего физического развития (показатель Пинъе). Иначе его называют показателем крепости телосложения и вычисляют путем вычитания из показателя роста (в см) L суммы величин окружности грудной клетки (в см) Т и массы тела (в кг) Р, т.е. L — (Т + Р); чем меньше разница, тем лучше телосложение. Телосложение при показателе 10-15 — крепкое, при 31 и более — очень слабое. Поскольку этот показатель, как и некоторые другие, в отдельных случаях неточно отражает состояние физического развития, рекомендуется использовать несколько показателей, например, три описанных выше индекса, дающих общую оценку физического развития.
Оценка результатов антропометрических измерений методом стандартов — наиболее точная и объективная. Оценку физического развития студентов по этому методу проводят путем сравнения (сопоставления) полученных данных со средними (стандартными) величинами, установленными на большом числе обследованных того же пола, возраста и роста.
Заключение
Наблюдение за спортивными результатами является важным пунктом самоконтроля состояния здоровья и физического развития, которое показывает правильность применения средств и методов занятий и тренировок, и может выявить дополнительные резервы для роста физической подготовленности.
Особое значение имеет самоконтроль для студентов, имеющих ослабленное здоровье и занимающихся в специальном учебном отделении. Самоконтроль в значительной мере помогает их рациональному физическому воспитанию, способствует эффективному использованию средств физической культуры для укрепления их здоровья, борьбы с имеющимися отклонениями и заболеваниями, повышения физической и общей работоспособности.
Самоконтроль помогает занимающемуся физическими упражнениями и спортом лучше познать самого себя, приучает следить за собственным здоровьем, прививает грамотное и осмысленное отношение к занятиям физической культурой.
Список литературы
1. Анищенко B.C. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: Учеб. пособие. — М.: Изд-во РУДН, 1999.
2. Агаджанян Н.А. Познай себя, человек! – Москва – Астрахань: АГМА, 1995.
3. Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. – М.: Знание, 1990.
4. Гуровский Н. Н. Гипокинезия. М.: Медицина, 1980.
5. Карпман В.Л. Спортивная медицина. М.: Физкультура и спорт. 1980.
6. Леони Д., Берте Р. Анатомия физиология человека в цифрах. – М.: КРОН – ПРЕСС, 1995.