Что не относится к особенностям блочно модульной структуры учебного занятия

ЛЕКЦИЯ № 42. Блочно-модульное обучение

Что не относится к особенностям блочно модульной структуры учебного занятия Что не относится к особенностям блочно модульной структуры учебного занятия Что не относится к особенностям блочно модульной структуры учебного занятия Что не относится к особенностям блочно модульной структуры учебного занятия

Что не относится к особенностям блочно модульной структуры учебного занятия

Что не относится к особенностям блочно модульной структуры учебного занятия

Блочно-модульное обучение – метод обучения, при котором содержание учебного материала и организация его изучения заключается в модули.

Модули представляют собой логически завершенные части содержания учебного материала, подлежащие изучению за определенный промежуток времени.

Блочно-модульное обучения позволяет достаточно просто перерабатывать и обновлять учебный материал, оценить творческий потенциал студента, его умения самостоятельного получения новых знаний.

Блочно-модульное обучение применяется в высших учебных заведениях, где обучающими модулями являются:

2) дипломные работы;

5) спецпрактикумы и т. д.

Внедрение блочно-модульного обучения требует:

1) изменений в организации работы студентов;

2) разработки соответствующего дидактического обеспечения;

3) подготовки лабораторной базы;

4) организации системы контроля знаний.

Структурные элементы обучающего модуля :

1) информационное обеспечение – реализуется в форме лекций, практических, самостоятельных и лабораторных работ;

2) дидактическое обеспечение – автоматизированная база данных, пакет прикладных программ;

3) базовый компонент – группа взаимосвязанных фундаментальных понятий дисциплины;

4) вариативная часть – позволяет изменять и обновлять содержание без снижения качества подготовки;

5) практическое обеспечение – практические рекомендации для использования полученных навыков, знаний и умений при прохождении практики, дипломном проектировании и т. д.;

Содержание каждого модуля должно учитывать определенные требования:

1) содержание должно обеспечивать достижение дидактических целей каждым учеником;

2) учебный материал должен быть представлен относительно законченным блоком с единым содержанием;

3) необходимо использовать различные методы и формы обучения.

1) семестровый контроль заменяется на рейтинговый (проведение рейтингового контроля способствует определению рейтинга учащегося по какому-либо предмету, помогает понять, на каком уровне знаний находится ученик. Все виды учебной деятельности оцениваются в баллах, цель студента – набрать максимальное количество баллов, которые в сумме определяют интегральный индекс);

2) возрастает роль промежуточного, текущего контроля (практические, курсовые и экзаменационные работы).

К преимуществам модульного обучения относятся:

1) реализация принципов сознательности и активности в обучении;

2) гибкость структуры модуля;

3) системность в определении содержания курса;

4) усиление мотивации и заинтересованности учащегося в результатах обучения развитие самодисциплины и самооценки;

5) стимуляция равномерной учебную работы обучаемых;

6) улучшение психологического климата;

7) обеспечение эффективного контроля за ходом учебного процесса;

8) сокращение сроков изучения дисциплин;

9) индивидуализация процесса обучения и т. д.

Источник

Блочно-модульное обучение

В современных условиях в период возрастания объёма информации и знаний, накопленных человечеством, учителя понимают, что обучение подрастающего поколения должно быть личностноориентированным. А это значит, необходимо учитывать способности, потребности, особенности учащихся. Обучение должно быть развивающим, мотивационным, дифференцированным и т.д. Основными задачами школы являются: обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Одним из средств обучение, позволяющим решить эти задачи, является модульное обучение. Сущность его заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению этих заданий. Ведь для сегодняшних юношей и девушек это особенно важно, ибо их ждёт не простая жизнь, где всё надо уметь делать самому.

Поэтому возможности модульной технологии огромны, так как благодаря ей здесь центральное место в системе «учитель-ученик» занимает учащийся, а учитель управляет его учением — мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует.

Модуль — целевой функциональный узел, в котором объединены учебные содержания и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием.

Модульный урок позволяет учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. При этом необходимо чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё внимание. Роль учителя при модульном обучении сводится к управлению работой учащегося. При такой организации он имеет возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных. Особенность еще и в том, что в ходе урока учащиеся получают много оценок (баллов), которые выставляются только в тетради. При этом получается, что даже двойка становится баллом. В журнал выставляются оценки только «выходного контроля», который проводится в конце изучения темы.

Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях учащихся.

Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии служат:

Почему модульное обучение называют технологией?

Педагогическая технология появляется там и тогда, когда в образовательной системе чётко выделяется учебная деятельность ребёнка как системное свойство.

Проектирование учебной деятельностью характерной признак педагогической технологии. Это и отличает технологию от методики. В зависимости от объема учебного материала в модульном обучении выделяют:

Что не относится к особенностям блочно модульной структуры учебного занятия

Модульный урок имеет свои особенности:

Готовить модульные уроки непросто. Требуется большая предварительная работа:

Алгоритм составления модульного урока:

Учебных элементов (УЭ) не должно быть много (максимально 7), но обязательно следующие: УЭ-0 — определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения. УЭ-1 — включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, задания по овладению новым материалам. УЭ-n — включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения цели урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценка себя, своей работы с учётом оценки окружающих).

Модульные программы — это программа деятельности ребёнка по изучению какой-либо темы. Алгоритм действий учителя по составлению модульной программы:

Распечатка модульных программ для каждого ученика.

Технологическая карта — особая форма планирования учебного материала. Технологическую карту составляет учитель. Она имеет много общего с обычным планированием. В ней указывается тема, количество часов на её обучения, цель обучения, тип урока, форма контроля за качеством усвоения учебного материала и освоение способов учебной деятельности. Выделяются основные знания, общеучебные и специальные умения и навыки, формируемые при изучении темы.

Что не относится к особенностям блочно модульной структуры учебного занятия

Деятельность учителя при использовании модульной технологии

Деятельность учителя в модульном обучении связана с организацией и управлением деятельностью учащихся по овладению учебным содержанием, что возможно только в том случае, если учащиеся вооружены способами этой учебной деятельности: выделение объекта и предмета обучения, описания, объяснения, классификация и т.д. Т.е., прежде чем учить ребёнка биологии на основе модульной технологии, необходимо сначала научить его учиться, научить познавать (давать описание объектов, сравнивать их, объяснять явления и процессы с помощью теорий, классифицировать и т.д.), а далее в процессе обучения использовать эти процессы для овладения новым содержанием.

Для работы с напечатанным модулем учащиеся должны, прежде всего, уметь хорошо читать, поэтому в начальной школе нет смысла использовать эту форму работы. Кроме этого, важно чтобы учитель хорошо изучил теорию вопроса. Ведь для эффективного использования этой технологии необходимо внести изменения во всю систему обучения: в содержание, преподавание, учение.

Источник

Организация учебных занятий по блочно-модульной технологии

федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Казанское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

Повышение уровня владения образовательными технологиями преподавателей училища

методист лаборатории инновационных образовательных технологий:

Рекомендовано к изданию методическим советом

ФГКОУ «Казанское суворовское военное училище МО РФ»

Пособие рассчитано на педагогических работников и может быть использовано при организации обучения или для самостоятельного повышения уровня профессиональной компетенции.

© ФГКОУ «Казанское суворовское военное училище», 2015

Вследствие внедрения концентрических программ, резкого сокращения количества времени, отводимого на изучение естественных дисциплин, проблемы, поставленные жизнью перед системой образования, еще более усложнились. Природная любознательность, присущая детям младшего возраста, по мере перехода из класса в класс явно уменьшается, падает интерес к школьным предметам, в то же время возрастная активность ищет свой выход, внимание детей переключается на другие дела. В школах необходимо срочно разрабатывать и внедрять такие подходы к образованию, которые базировались бы на естественных человеческих потребностях. Человек выжил в дикой природе и достиг сегодняшнего уровня потому, что вел целенаправленную познавательную деятельность.

Если проанализировать традиционный урок. Начало (2–3 мин) уходит на оргмомент. Затем проводится опрос домашнего задания (10–15 мин), в это время один отвечает, все остальные молчат, в лучшем случае выполняют письменное задание. Значительная часть времени посвящена изложению учителем нового материала, при этом состояние обучаемого остается созерцательным. Даже если выбрана форма беседы, существенных изменений нет, ведь в каждый момент времени удел всех, кроме говорящего, молчать. Можно приблизительно посчитать, каким временем располагает обучающийся на уроке, чтобы включить свои действенно-преобразовательные процессы головного мозга. В таких условиях познавательная активность угасает, падает интерес к учению. Известный германский педагог А. Дистервег в свое время справедливо отмечал: «Ум человека нельзя наполнить знаниями, он сам должен их усвоить; человеку нельзя сообщить знания, их можно только предложить, но овладеть ими он может только в результате собственной деятельности». В.А.Сухомлинский однажды сказал: «Страшная эта опасность – безделье за партой, безделье 6 часов ежедневно, безделье месяцы и годы, это развращает».

Зарубежные концепции блочно-модульной педагогической технологии

Существуют разнообразные подходы к блочно-модульному по строению учебно-воспитательного процесса. Педагоги применяют в основном научно-методологический и технологический подходы к организации обучения на блочно-модульной основе. Педагогические концеп ции блочно-модульной педагогической технологии мирно сосуще ствуют в отечественных и зарубежных учебно-воспитательных учреж дениях.

В настоящее время за рубежом акцент делается на две формы эффективности образования. Внутренняя, которая позволяет опреде лить, в какой степени школа достигла поставленных перед ней кон кретных целей обучения. Внешняя, под которой понимается степень удовлетворения требований современного общества или степень соот ветствия «продукции» сферы образования структуре спроса на нее со стороны рынка труда. Поэтому при конструировании обучения тщательному анализу подвергаются:

— основная структура образовательной модели;

— содержа ние образования

— типы содержания и распределение времени между частями содержания

— характер предложения содержания образования,

— основные источники требований к содержанию образования;

— органи зация учебного плана и программ;

— индивидуальные траектории учения;

— способы движения обучающихся по индивидуальным траекториям;

– характер и функции контроля;

— типы оценочных шкал;

— субъект контроля и отчетности.

В европейских образовательных системах понятие образователь ной модели является по некоторым критериям родственным понятию образовательной программы, введенному российским Законом «Об образование». Среди образовательных моделей в европейских школах рассматриваются следующие пять: селективно-поточная, селективно- групповая модель смешанных способностей, интегративная модель и инновационная модель. В Европе считается что развитие школы идет от селективно-поточной модели к инновационной, всё более учитывая способности потребности, цели учащихся предоставляя им все больше возможностей влиять на процесс обучения как в отборе содержания, так и в технологии уделяя все больше и больше внимания развитию личности учащегося. Европейская и американская школы всеми силами стремятся уйти от селекции найти такие образователь ные технологии, которые позволили бы учениками развиваться по сво им траекториям в рамках одних и тех же гетерогенных классов без ярлыков и знаков различия. Каждой образовательной модели можно сопоставить свои образовательные технологии позволяющие дости гать тех целей, которые преследует соответствующая модель. При этом предпочтение отдается применению блочно-модульной педагогической технологии как наиболее полно соответствующей перечис ленным выше компонентам образовательной модели.

В Соединенном Королевстве организация обучения строится на принципе дифференциации. Все учебные дисциплины группируются сначала в блоки. Например, учащимся средних общеобразовательных школ предлагается два блока дисциплин. Один из этих блоков являет ся обязательным. Из академических дисциплин в него входят только английский язык (включая литературу) математика, религия и физкультура. Второй блок учащиеся выбирают из пяти блоков обязатель ных предметов, из которых учащийся должен выбрать четыре курса. Блоки сформированы таким образом, чтобы набор предметов по выбору обязательно включал гуманитарный, естественнонаучный и практический курсы.

Блочно-модульные педагогические технологии в зарубежной пе дагогике в выраженной степени направлены на индивидуализацию обучения, на управление процессом усвоения знаний в условиях ши рокой технизации и электронизации этого процесса.

Основы организации учебных занятий

по блочно-модульной технологии

Важнейшими принципами работы образовательной организации являются гуманизация и гуманитаризация обучения, направленные на всестороннее развитие и воспитание личности ребёнка. Главной задачей, по-прежнему, остаётся качественное образование подрастающего поколения. Конечным результатом обучения определяется не сумма знаний, а умение учиться, добывать знания.

В этих целях необходимо использовать такие педагогические технологии, которые позволяли бы решать поставленные задачи в сотворчестве преподавателя, обучающийся.

Есть и другая проблема традиционного урока. Каждый обучающийся учится для себя. Он слушает преподавателя, составляет конспект, учит определения и правила. Такое положение вещей всех устраивает, ведь цель образовательной организации – дать определенный уровень образования, чтобы в будущем каждый обучающийся смог найти хорошую работу, приносить пользу людям (хотя, если внимательно проанализировать ситуацию, на традиционном уроке мы не приучали его к этому). Не случайно в последнее время заговорили о процессе обучения как об воспитательно-учебном. Дети должны учиться проявлять заботу друг о друге, общими усилиями создавать благополучие и культуру.

Таким образом, практика показывает, что обычный пятиэлементный урок перестает выполнять свои функции. Ему на смену должны прийти такие формы, которые ориентируют образование на развитие личности, позволяют учитывать индивидуальные характеристики, формируют самостоятельность и чувство коллективизма.

Понятие “педагогическая технология” можно рассматривать как “системный способ организации совместной деятельности субъектов образовательно-развивающего процесса с включениями всего арсенала средств учебно-материальной базы школы и других элементов педагогической системы”

В структуре педагогической технологии выделяют следующие компоненты: цели, диагностику (входную, текущую, итоговую); совместную деятельность субъектов образовательного процесса; организацию и отбор форм, методов и средств обучения; содержание учебного предмета.

Современная отечественная педагогическая школа располагает большим спектром технологий. Одна из разновидностей технологий программированного обучения – блочно-модульное обучение.

Данная технология имеет четкую структуру. Учебный материал направлен на решение интегрированной дидактической цели, обеспечивает системность деятельности учащихся при индивидуальной и групповой работе, при этом все участники учебного процесса оперируют одинаковыми понятиями. Технология блочно-модульного обучения базируется на единстве принципов, системе, проблемности и модульности. Теоретическая значимость и новизна технологии состоит в том, что она рассматривается в комплексе: целевой компонент, принципы, способы проектирования содержания обучения, систем задач и упражнений, конструирование дидактических материалов.

Постепенное овладение умениями и навыками рационального умственного труда, тренировка по выполнению упражнений, способствуют закреплению интереса, повышает работоспособность учащихся.

Блочно-модульное обучение – это, прежде всего, личностно-ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому воспитаннику выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения. Суворовцы могут реализовать себя в различных видах деятельности: решении задач, выполнении лабораторных опытов, написании рефератов, участии в семинарах, изготовлении наглядных пособий и т.д.

Данная технология предполагает, что ребёнок должен научиться добывать информацию, её обрабатывать, получать готовый продукт. Преподаватель при этом выступает в качестве руководителя, направляющего и контролирующего деятельность учащихся.

В литературе встречаются несколько определений понятий “блок” и “модуль”, проанализировав их, можно придти к выводу, что все они практически равнозначны и представляют любую автономную, укрупнённую часть учебного материала, состоящую из нескольких элементов:

-учебная цель (целевая программа);

-банк информации (собственно учебный материал в виде обучающих программ);

Таким образом, все микро-технологии учтены. Программированная технология обучения предполагает деятельность по определённому алгоритму; когда ребёнок освоит основные этапы работы, то у него в конечном итоге должно сформироваться умение учиться, пользоваться алгоритмом получения знаний. Преимущество данной технологии в наглядной демонстрации различных способов получения знаний, причём ребёнок вправе выбирать более доступные и близкие ему в данный момент.

Данная технология требует большой подготовки от преподавателя: как в методическом, так и в образовательном плане.

Важным достоинством данной технологии обучения является ее интеграционное качество, ибо модуль, как целостное единство содержания и изучения, реализуется через комплекс педагогических приемов интегрированных в модуль: проблемного, алгоритмического, программированного, поэтапного формирования умственных действий, “полного усвоения”.

Модульное обучение обеспечивает образовательные возможности обучающийся в соответствии с его потребностями.

Новая парадигма модульного обучения – обучающийся учится сам, преподаватель осуществляет мотивационное управление обучением. Меняется роль преподавателя. Она требует мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. При использовании данной технологии нет необходимости заставлять учащихся слушать преподавателя, насильно “вести за руку” при выполнении упражнений и решении задач. Модуль обеспечивает развитие интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей умения управлять учебно-познавательной деятельностью.

Модульная технология обучения привлекает тем, что она ориентирована на активную учебную деятельность суворовцев, освоение приемов которой способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебного материала.

Использование на уроках химии модульной технологии обучения развивает индивидуальные способности, учит самостоятельно достигать конкретных целей в учебно-познавательной деятельности, самим определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в знаниях и умениях, осуществлять самоуправление учебной деятельностью.

На уроках модульного обучения присутствует элемент соревнования, что создает определенный стимул повышения познавательной активности учащихся.

Модульная программа строится на основе общих целей, общих научных идей курса. В основе подхода к отбору учебного материала и его содержания лежит четкое определение целей познавательной деятельности школьника на каждом этапе обучения при планировании изучения той или иной темы нужно прорабатывать весь учебный материал. После этого необходимо структурировать учебное содержание соответственно целям на определенные блоки. На основе этих блоков формулируется комплексная дидактическая цель (КДЦ). Из нее выделяют интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) для каждого отдельного блока (урока). Блок состоит из отдельных учебных элементов (УЭ), каждый из которых имеет свою частную дидактическую цель. Совокупность решения этих целей и обеспечивает достижение комплексной дидактической цели.

Первый урок цикла изучение нового материала с опорой на максимально доступный комплекс средств обучения. Идет формирование полиязыкового обучения. Как правило, на этом уроке учащиеся получают конспект материалов, либо готовый, либо появляющийся на доске по мере объяснения учителем. На этом же уроке проводится первичное закрепление.

Методика подготовки урока по модульному обучению

Приступая к разработке модульного урока, необходимо помнить, что он должен занимать не менее 2 академических часов, т.к. на подобном занятии необходимо определить исходный уровень знаний и умений учащегося по изучаемой теме, дать новую информацию, отработать учебный материал и провести выходной контроль. Составлению модуля занятия может помочь следующий алгоритм:

1. Определение места модульного урока в теме.

2. Формулировка темы урока.

3. Определение и формулировка цели урока, в данном случае эта цель – интегрирующая, и конечных результатов обучения.

4. Подбор необходимого фактического материала.

5. Отбор методов и форм преподавания и контроля.

6 . Определение способов учебной деятельности учащихся.

7. Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определение частной дидактической цели каждого из них.

Каждый учебный элемент – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть очень много (максимальное количество – 7), но обязательны следующие:

УЭ-0 – определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения;

УЭ-1 – включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, а также задания по овладению новым материалом;

Для закрепления и проверки изученного материала применяются задания разных уровней сложности. Учащиеся могут выбрать их по своему усмотрению и желанию.

Смена видов деятельности, а также выполнение учащимися заданий различного уровня сложности делают урок более интересным, устраняют психологическую нагрузку, позволяют ребятам максимально реализовать себя на уроке.

8. Составление информационной карты модуля данного урока.

9. Подготовка необходимого количества копий текста рабочих материалов, т.е. технологических карт урока (разработка модульного урока должна быть у каждого учащегося).

На уроке модульного обучения роль преподавателя сводится к управлению работой суворовцев, к корректировке путей решения поставленных задач, к консультированию, помощи и поддержке обучающихся. При этом преподаватель имеет возможность общаться на уроке с каждым.

Требования к преподавателю:

Основная задача преподавателя – воспитать веру суворовца в свои силы, научить радоваться общению с педагогом, товарищами; воспитывать внимание, стремление к самостоятельной деятельности.

Использовать методы, позволяющие эффективно применять учебный материал, чтобы отработать у школьников навыки самообразования.

Чутко откликаться на мысли обучающегося, импровизировать.

Делать урок эмоционально ярким.

Делать ставку на самостоятельный труд учащихся.

Создавать психологический комфорт в классе.

При проведении модульного урока практикуется объединение учащихся в группы, где должны работать несколько слабых и средних суворовцев и обязательно хотя бы один сильный обучающийся. Таким образом, в процессе работы сильный обучающийся помогает слабому и одновременно совершенствует свои знания.

Эффективность процесса обучения много выше, если суворовец овладел приемами самообразования. Ведь основная задача преподавателя – научить своих подопечных самостоятельно добывать знания, научить самостоятельно работать с различными источниками информации, развивать интеллектуальные способности учащихся.

Практика использования модульного обучения показала, что она экономна во времени, эффективна как при изучении нового материала, так и при повторении изученного; в группах и при индивидуальном обучении. Позволяет свести к минимуму репродуктивную деятельность и обеспечить качественное усвоение материала на требуемом стандартом уровне и в соответствии с индивидуальными способностями и темпом обучения.

Пример организации учебных занятий по блочно – модульной технологии по химии в 9 классе.

Блок включает в себя следующие элементы:

Занятие 1 – теоретический. Знакомство с алюминием. На этом занятии было рассмотрено строение атома алюминия. Суворовцы вспомнили порядок составления «паспорта» элемента. Рассмотрели физические свойства алюминия – как простого вещества. Отрабатывали навыки работы с учебной литературой. Использовали интерактивную доску для составления химических уравнений по свойствам алюминия. Вспомнили понятие АМФОТЕРНОСТИ и указали, в каких химических реакциях алюминий проявляет это свойство. Рассмотрели химические свойства соединений алюминия.

Занятие 2 – теоретическо – практическое. В начале урока был проведен текущий контроль усвоения знаний по теме «алюминий». И затем по уже отработанному плану: строение – физические свойства – химические свойства – отработка навыков написания химических уравнений, рассмотрели химический элемент железо.

Занятие 3 – практическое. В ходе лабораторной работы отрабатывались вопросы химических свойств алюминия и железа, как представителей класса металлы. Были проведены химические эксперименты с алюминием – доказана его амфотерность и железом – доказана наличие двух степеней окисления + 2 и + 3

Занятие 4 – контрольное. Решение контрольных заданий по теме «Металлы».

План – конспект урока

Тема: Алюминий. Физические и химические свойства.

Цели: Изучить строение, физические и химические свойства алюминия. Отработать навыки написания химических уравнений.

1) Строение атома алюминия.

— Запись химического элемента, порядкового номера, оам, числа электронов, протонов, нейтронов.

Что не относится к особенностям блочно модульной структуры учебного занятия

— графическое распределение электронов по орбиталям

1 s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 1

Степень окисления и заряд частицы +3

Соединения алюминия – простое вещество (А l ) – оксид алюминия ( Al 2 O 3 ) – гидроксид алюминия ( Al ( OH ) 3 ) – соли алюминия ( AlCI 3 )

Сформулировать выводы по строению алюминия

Алюминий – элемент №13, находящийся в 3 группе, главной подгруппе, 3 периоде

Число электронов 13, протонов 13, нейтронов 14. На внешнем энергетическом уровне – 3 электрона

Степень окисления +3, заряд иона 3+

2) Физические свойства алюминия

Работа с учебником стр. 68 (последние 2 абзаца) запись физических свойств в тетрадь.

3) Химические свойства алюминия.

На ИАД написаны начала химических уравнений, суворовцы дописывают их в тетради, затем проверка на ИАД. При рассмотрении химических свойств особый акцент на АМФОТЕРНОСТЬ алюминия (понятие амфотерности повторить)

Алюминий реагирует с неметаллами, водой, оксидами металлов, растворами кислот, растворами щелочей (АМФОТЕРНОСТЬ)

Оксид алюминия реагирует с кислотами, щелочами (АМФОТЕРНОСТЬ), солями, оксидами металлов и неметаллов (АМФОТЕРНОСТЬ)

Гидроксид алюминия реагирует с кислотами и щелочами (АМФОТЕРНОСТЬ).

Задание на самоподготовку:

Параграф 13 стр. 68-74 прочитать. Свойства алюминия выучить. Выполнить в тетради упр. 6 стр. 75 (1-4), упр. 7 стр. 75.

План – конспект урока

Тема: Железо. Физические и химические свойства.

Цели: Изучить строение, физические и химические свойства железа. Отработать навыки написания химических уравнений.

Проверка правильности выполнения упражнений 6 и 7 стр. 75 (слайда ИАД)

Письменный опрос по материалу прошлого урока по вариантам.

1) Строение атома железа.

— Запись химического элемента, порядкового номера, оам, числа электронов, протонов, нейтронов.

Что не относится к особенностям блочно модульной структуры учебного занятия

— графическое распределение электронов по орбиталям

Степень окисления и заряд частицы +3+2

Сформулировать выводы по строению железа

2) Физические свойства железа (повтор устно сравнение с физическими свойствами алюминия)

3) Химические свойства железа.

Демонстрация химического опыта горение железа, с помощью ИАД.

Демонстрация слайдов, показывающих взаимодействие железа – простого вещества с неметаллами, водой, солями, кислотами.

В качестве закрепления свойств железа осуществление цепочки превращений и составление химических уравнений на ИАД.

Железо – Хлорид железа ( II ) – гидроксид железа ( II ) – оксид железа ( II )

Что не относится к особенностям блочно модульной структуры учебного занятия

Железо – Хлорид железа ( III ) – гидроксид железа ( III ) – оксид железа ( III )

Задание на самоподготовку:

Параграф 14 стр. 76 прочитать. Свойства железа выучить.

План – конспект урока

Тема: Химический практикум.

Цели: Отработать и закрепить знания по химическим свойствам алюминия и железа. Отработать навыки работы с химическими реактивами и посудой.

1) Постановка проблемы:

2) демонстрационный эксперимент ( проверка наличия ионов железа индикаторами – гидроксидом натрия и красной кровяной солью → проведение взаимодействия хлорида железа ( III ) с железом)

3)Алюминий. Повторение свойств алюминия. Выполнение химического эксперимента взаимодействие алюминия с раствором гидроксида натрия (АМФОТЕРНОСТЬ).

4) Железо. Повторение свойств железа. Выполнение химического эксперимента взаимодействие железа с раствором сульфата меди.

5) Завершение демонстрационного эксперимента – анализ полученного раствора на присутствие ионов железа ( II ) индикаторами.

6) Составление отчетной таблицы.

Взаимодействие Al c NaOH

Выделение пузырьков газа

2Al + 2NaOH + 6H 2 O = 2Na[Al(OH) 4 ] + 3H 2

Взаимодействие Fe c CuSO 4

Осветление раствора, образование меди на железе

Добавление в раствор NaOH

Образование бурого осадка

Железо проявляет химические свойства класса металлы

Железо может проявлять в соединениях степени окисления +2 и +3

Общий вывод: Алюминий и железо проявляют свойства металлов, алюминий – амфотерен, железо имеет две степени окисления.

Задание на самоподготовку: повторить параграфы 13 и 14.

Одним из главных элементов учебного занятия по блочно-модульной технологии является организация текущего контроля усвоения знаний обучаемыми. После каждого элемента учебного урока должен быть проведен контроль, чтобы преподаватель мог объективно оценить способность каждого суворовца для дальнейшего изучения темы. Вариантов проведения текущего контроля много, все зависит от сложности учебного материала. При изучении темы «Металлы» вариантами проведения контроля являлись: после теоретического урока по строению и свойствам алюминия был проведен письменный опрос, в котором нужно было написать уравнения реакций. Результаты этого вида контроля представлены в таблице 1. Вариант вопросов представлен ниже.

Контроль теоретических знаний

Напишите уравнения взаимодействия алюминия с

А) хлором Б) Азотом В) водой. Дайте названия продуктам реакции

Напишите уравнения взаимодействия Al с оксидом марганца ( II )

Напишите уравнения взаимодействия Al 2 O 3 с серной кислотой.

Напишите уравнения взаимодействия гидроксида алюминия с гидроксидом натрия.

Контроль практических навыков осуществлялся путем проверки выполнения лабораторной работы, оформление и записью всех необходимых уравнений реакций в тетради.

Алгоритм проведения лабораторной работы следующий.

С помощью карточек – заданий суворовцы выполняют химические эксперименты, наглядно подтверждают теоретические знания по свойствам алюминия и железа.

Заполняют отчетные таблицы с указанием, что делали, что наблюдали, самостоятельно записывают уравнения реакций и делают выводы по свойствам химических элементов алюминия и железа

Критерии выставления оценки за лабораторную работу следующие:

— правильное оформление работы, наличие всех экспериментов, запись наблюдаемого, уравнения реакции, выводы – оценка отлично;

— присутствуют незначительные ошибки, не влияющие на правильность работы – хорошо;

— неправильно оформлена работа, отсутствуют какие-либо элементы работы, небрежно оформлена работа – удовлетворительно;

— отсутствие работы – неудовлетворительно.

Результаты контроля практических навыков представлены в таблице 2.

Итоговый контроль по теме: «Металлы» подготовлен в виде варианта ГИА (ИГЭ) и содержит три блока. Первый блок – задания с выбором варианта ответа, за каждый правильный ответ – 1 балл. Второй блок – установить соответствие и решить типовую задачу. За задания В1 и В2 при полном соответствии – 3 балла, при не полном – 2 балл. Задание В3 правильный ответ – 2 балл, не правильный – 0 баллов. Третий блок – осуществить цепочку превращения и решить задачу. Все элементы третьего блока записываются суворовцами и проверяются. За каждое правильное превращение – 1 балл, полностью решенная задача – 4 баллов.

Критерии оценки контрольной работы:

от 0 до 8 правильных ответов

от 9 до 13 правильных ответов

от 14 до 20 правильных ответов

свыше 20 правильного ответа

Результаты итогового контроля представлены в таблице 3. Примерный вариант итоговой контрольной работы представлен ниже.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ХИМИЯ МЕТАЛЛОВ

Вариант 17 Часть А

А1 Металлические свойства элементов увеличиваются в ряду:

1) Na, Li, Be 2) Al, Mg, Na 3) Ba, Sr, Ca 4) K, Ca, Mg

А2 Al +3 имеет следующую электронную формулу

1) 1 s 2 2 s 2 2 p 6 3 s 2 3 p 1 2) 1 s 2 2 s 2 2 p 6 3 s 2 3) 1 s 2 2 s 2 2 p 6 4) 1 s 2 2 s 2 2 p 6 3 s 2 3 p 3

A 3 Присутствие ионов Fe 2+ в водном растворе можно обнаружить с помощью ионов:

A 4 Железо является восстановителем в реакции

FeCl 3 + 3NaOH = Fe(OH) 3 ↓ + 3NaCl

A 5 С соляной кислотой реагируют оба металла:

медь и серебро 3)цинк и ртуть

магний и медь 4)цинк и магний

А6 Образуются ионы К + и выделяется газообразный водород в результате реакции

оксида калия с водой 3) калия с водой

калия с серной кислотой 4)гидроксида калия с серной кислотой

А7 Правильно записано уравнение реакции

Cu + FeCl 2 = Fe + CuCl 2 4) Zn + FeCl 2 = Fe + ZnCl 2

А8 Коэффициент перед формулой окислителя в уравнении реакции алюминия с кислородом

А9 Если продукты реакции карбонат натрия и вода, то реагентами являются:

оксид натрия и углекислый газ

гидроксид натрия и углекислый газ

хлорид натрия и угольная кислота

натрий и оксид углерода ( II )

А10 Натрий не используют для вытеснения меди из водного раствора его соли, так как он

менее сильный восстановитель, чем медь

находится в ряду активности левее меди

взаимодействует с водой

4) легко окисляется на воздухе

Часть В

B 1 Установите соответствие между реагентами и продукта ми реакции

Fe + Н Cl В) N а OH + H 2

В таблицу запишите буквы, соответствующие правильным ответам

B 2 Установите соответствие между реагентами и продукта ми реакции.

K O H + Cu Сl 2 В) KOH + Н 2

KOH + SO 3 Г ) К Cl + Cu(OH) 2

В таблицу запишите буквы, соответствующие правильным ответам

B 3 Рассчитайте объем водорода (н.у.), выделившегося при взаимодействии 4,8 г магния с избытком раствора серной кислоты.

Часть С

С1 Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения

Укажите условия там, где это необходимо.

С2 При взаимодействии 23 г натрия с водой было получено 10 л водорода (н.у.). Определите объемную долю выхода водорода от теоретически возможного.

Итоги изучения темы «Металлы»

Контроль теоретических знаний Таблица 1

Контроль практических умений Таблица 2 Итоговый контроль Таблица 3 Оценки

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *