Что не относится к основным свойствам интерактивного обучения
Понятие и сущность интерактивного обучения
Грибкова Н.В., методист
ГАПОУ МО «Егорьевский техникум»
«Понятие и сущность интерактивного обучения «
Аннотация. В данной статье автором рассматривается интерактивное обучение: его понятие и сущность, цель и задачи, основные правила организации, преимущества и недостатки.
В образовании сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия преподавателя и обучающихся, которые для наглядности представим схемами. [24. с. 19-25]
1.Пассивная форма обучения (рис.1.1) – это форма взаимодействия преподавателя и обучающегося, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а обучающиеся выступают в роли пассивных слушателей («объекта» обучения), подчиненных директивам преподавателя (авторитарный стиль взаимодействия).
Рис 1.1.. пассивная форма обучения
2.Активная форма обучения (рис.1.2) – это форма взаимодействия обучающихся и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и обучающиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники (субъекты обучения), обучающиеся и преподаватель находятся на равных правах( демократический стиль взаимодействия).
Рис 1.2. активная форма обучения
Рис 1.3. интерактивная форма обучения
В области педагогики понятие «интерактивное обучение» уходит своими корнями в термин «активное обучение». В обобщении опыта активной педагогики соединились лучшие традиции зарубежной (Г.Гегель, А.Дистервег, Д.Дьюи, Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Ф.Фребель), достижения русской (Н.А.Добролюбов, К.Д.Ушинский, Н.Г.Чернышевский) и советской (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский) педагогической практики и науки.
Интерактивное обучение по мнению Е.В, Коротаевой [31. c 57-59]следует рассматривать как многомерное явление. Оно одновременно решает три задачи:
учебно-познавательную (предельно конкретную);
коммуникативно-развивающую (связанную с общим, эмоционально-интеллектуальным фоном);
социально-ориентированную (результаты которой проявляются уже за пределами учебного времени и пространства).
Интерактивные методы организации учебного процесса, в определенной степени представляют смену образовательной парадигмы и направлены, прежде всего, на развитие у обучающихся умения учиться, критически анализировать и ранжировать информацию, эффективно общаться и быть кооперативными. Эти навыки не только способствуют усвоению обучающимися программного материала, но и во многом обеспечивают социальную компетентность личности и достижение ею жизненного успеха.
Учебная среда существенно трансформирует мотивацию учения: в дело вступают такие стимулы как качественные и количественные характеристики результатов, публичность оценки, стремление проявить качества лидера, добиться личного признания не только у преподавателя, но и у обучающихся группы.
Цель интерактивного обучения – повышение эффективности образовательного процесса, достижение всеми обучающимися высоких результатов обучения [25. c /64].
Основные правила организации интерактивного обучения
Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.
Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.
Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников – до 25 человек.
Правило четвертое. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.
Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
Правило шестое. Отнеситесь с вниманием к делению обучающихся на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности, а затем воспользоваться принципом случайного выбора [24. C 32-38].
Обязательные условия организации интерактивного обучениях
доверительные, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;
сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
опора на личный («педагогический») опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся [25,c.24-26]:.
Преимущества и недостатки интерактивных форм обучения (подход Н.А.Шмелевой) [24,c.42-44].
1.Создают мотивацию к обучению.
2.Способствуют развитию личности.
3.Облегчают введение новых коммуникативных и поведенческих норм.
4.Побуждают участников формировать определенные психологические навыки, а именно: дифференцированное восприятие, открытую коммуникацию, постановку требований, принятие решения, сотрудничество, личную ответственность.
5.Способствуют появлению ценностных ориентаций.
6.Интерактивные формы могут сбалансировать активность обучающихся, так как вовлекают в работу первоначально пассивных обучающийся.
7.Снижают тревогу, экономят время учебного процесса.
8.Способствуют снятию некоторых защитных механизмов.
9.Побуждают обучающихся распознавать, понимать и оценивать примененные к ним методы обучения.
10.Интерактивные формы обучения способствуют проработке важнейших проблем, возникающих в сфере человеческих отношений
1.Затраты большего времени на предварительную подготовку (в некоторых случаях специальных опорных дидактических конспектов, опережающих заданий, ознакомление со структурой занятия, управление деятельностью обучающихся по подготовке к занятию).
2.Меньшая возможность одновременного подключения всех видов памяти: слуховой, зрительной, моторной, двигательной.
3.Интерактивные формы обучения не всегда подходят для решения профессиональных задач в тех случаях, когда содержание материала требует спокойной и сосредоточенной работы.
4. Затруднение широкого применения в вузе из-за отсутствия высокого уровня сформированных умений и навыков обучающихся по ведению диалогового общения, различного рода дискуссий, бесед, обсуждений.
5.Необходимость детальной подготовки к занятиям со стороны преподавателя.
6.Возможно возникновение сложностей у обучающихся в неадекватности восприятия нестандартных способов решения задачи или выхода из ситуации.
7.Отсутствие критериев эффективности интерактивных форм обучения, небольшой процентный показатель их использования в вузе затрудняет повышение качества обучения в формировании конкурентоспособного специалиста
3. Ваганова Н.А. Изучение особенностей проявления творческого потенциала школьников
6. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. – М.: Сентябрь, 2006. – 192 с.
9. Зарукина Е. В.,Логинова Н.А., Новик М.М.Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А.Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2011. – 59 с.
11. Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. /Б.И.Коротяев,- М.:Просвещение, 1986,-209с.
12. Новиков А. М. Понятие о педагогических технологиях [Текст] / А. М. Новиков // Специалист. – М., 2009. – № 10. – С.18–24.
14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
16. Стефановская Т.А. Технологии обучения педагогике в вузе. М., 2000.
Интерактивное обучение – современные методики получения знаний
Стандартная или пассивная модель обучения использовалась в учебных заведениях с давних пор. Самый простор пример данной методики – лекция. И хотя такой способ преподавания был и остается одним из самых распространенных, интерактивное обучение постепенно становится все актуальнее.
Что такое интерактивное обучение?
Методики образования в дошкольных учреждениях, школах, вузах делятся на две большие группы – пассивные и активные. Пассивная модель предусматривает передачу знаний от преподавателя ученику посредством лекции и изучения материала в учебнике. Проверка знаний осуществляется с помощью опроса, тестирования, контрольных и других проверочных работ. Главные недостатки пассивного метода:
Активные методы обучения стимулируют познавательную деятельность и творческие способности учащихся. Ученик в таком случае является активным участником процесса обучения, однако взаимодействует он в основном только с учителем. Актуальны активные методы для развития самостоятельности, самовоспитания, но они практически не учат работать в группе.
Интерактивное обучение – это одна из разновидностей активного метода обучения. Взаимодействие при интерактивном обучении осуществляется не только между педагогом и учеником, в данном случае все обучаемые контактируют и работают сообща (или в группах). Интерактивные методы обучения – это всегда взаимодействие, сотрудничество, поиск, диалог, игра между людьми или человеком и информационной средой. Используя активные и интерактивные методы обучения на уроках, педагог повышает объем усвоенного учениками материала до 90 процентов.
Интерактивные средства обучения
Использование интерактивных методов обучения начиналось с обычных наглядных пособий, плакатов, карт, моделей и т.д. Сегодня современные технологии интерактивного обучения включают новейшее оборудование:
Интерактивность в обучении помогает решить следующие задачи:
Интерактивные приемы обучения
Интерактивные методы обучения – игры, дискуссии, инсценировки, тренинги, тренировки и т.д. – требуют от педагога применения особых приемов. Этих приемов существует множество, и на различных стадиях занятия зачастую используются разные методики:
Психолого-педагогические условия интерактивного обучения
Задача образовательного учреждения для успешного обучения – предоставить условия для достижения индивидом максимального успеха. Психолого-педагогические условия для реализации интерактивного обучения включают:
Классификация интерактивных методов обучения
Интерактивные технологии обучения делятся на индивидуальные и групповые. К индивидуальным относят тренировки и выполнения практических заданий. Групповые интерактивные методы делятся на 3 подгруппы:
Интерактивные формы и методы обучения
Подбирая интерактивные формы обучения для проведения занятий, педагогу необходимо учесть соответствие метода:
Интерактивное обучение в детском саду
Интерактивные технологии и методы обучения в дошкольном учреждении используются в основном игровые. Игра для дошкольника – основной вид деятельности и через нее ребенка можно научить всему, что необходимо в его возрасте. Лучше всего для детского сада подходят сюжетно-ролевые игры, во время которых дети активно взаимодействуют и эффективно учатся, т.к. пережитые впечатления запоминаются более ярко.
Интерактивные методы обучения в школе
В школе интерактивное обучение позволяет использовать практически весь спектр методик. Интерактивные методы обучения в начальной школе – это:
Например, для учеников начальных классов хорошо подходит игра, смысл которой в том, чтобы научить чему-либо соседа по парте. Обучая одноклассника, ребенок учится использовать наглядные пособия и объяснять, а также сам гораздо глубже усваивает материал.
В средней и старшей школе к интерактивным методам обучения относятся технологии, направленные на развитие мышления и интеллекта (проектная деятельность, «мозговой штурм», дебаты), взаимодействие с социумом (инсценировки, проигрывания ситуаций). К примеру, со старшеклассниками уже вполне можно сыграть в ролевую игру «Аквариум», суть которой в том, что часть группы разыгрывает сложную ситуацию, а остальные – анализируют ее со стороны. Цель игры – совместно рассмотреть ситуацию со всех точек зрения, разработать алгоритмы ее решения и выбрать лучший.
Что такое интерактивное обучение?
В последнее время много изменений происходит в сфере образования, поэтому очень важно, чтобы в занятиях, будь то очных, смешанных или онлайн, использовались творческие инструменты и методы для поддержания интереса учеников.
По мере того как обучение отходит от традиционных лекций, когда ученики в основном молчат и часто не задействованы, преподаватели ищут альтернативу, которой и является интерактивное обучение.
Что такое интерактивное обучение?
Интерактивное обучение – это обучение, которое требует участия учеников. Это участие может происходить через классные и небольшие групповые дискуссии, а также через изучение интерактивных учебных материалов, которые они получают в электронном классе.
Хотя широкое определение «интерактивное» делает разработку и преподавание такого урока относительно легким. Не все виды интерактивности одинаково эффективны для всех учащихся. Застенчивые ученики, например, скорее всего меньше выиграют от дискуссий, где участие является добровольным.
Данная технология принесла большую пользу преподавателям, позволив создавать и использовать учебные материалы, которые необходимо активно изучать.
Давайте рассмотрим плюсы и минусы интерактивного обучения и развенчаем многие мифы, которые существуют в современном обучении.
Плюсы интерактивного обучения
Интерактивное обучение развивает мышление и самостоятельность, увеличивает вовлеченность учеников и помогает им лучше учиться.
Это лишь некоторые из многих преимуществ, которые предлагает интерактивное обучение:
Способствует сотрудничеству
Замена традиционных школьных досок интерактивными достигла своего пика в последнее десятилетие во всем мире. Интерактивные доски являются популярным способом обмена информацией в режиме реального времени, главным образом потому, что они способствуют сотрудничеству и делают обучение простым и увлекательным.
Социальные инструменты могут принести пользу процессу обучения, потому что они дают каждому ученику возможность связаться с остальными участниками.
С их помощью ученики могут общаться и работать над проектами вместе со своими коллегами.
Универсальность в преподавании и обучении
Время, в течение которого мы способны удерживать внимание, может существенно отличаться, но оно довольно непродолжительное. Поэтому когда преподаватели постоянно используют одни и те же методы обучения, ученикам неизбежно становится скучно, независимо от того, насколько они хотят овладеть материалом.
В интерактивном обучении это исключено. Оно очень универсально и наполнено самыми различными учебными методами и практиками.
Способствует самостоятельности
Известно, что способность «взять на себя ответственность за собственное обучение» приносит ученикам много пользы и помогает им быстрее овладеть знаниями. Для достижения этой цели решающее значение имеет интерактивное обучение.
С помощью технологии, используемой в таком типе обучения, ученики могут контролировать свои учебные процессы и определять предпочтительные учебные ресурсы. Это помогает преодолеть чувство отчужденности, которое они часто испытывают в традиционном классе, и позволяет им найти новые, индивидуальные способы обучения самостоятельно, даже когда занятия закончены.
Использует имеющиеся технические навыки учеников
Современные люди росли с технологиями почти каждый день своей жизни, поэтому можно с уверенностью сказать, что они очень опытны в этом вопросе.
И хотя многие считают, что внедрение технологий в обучение является рискованным и необходимо больше времени, чтобы привыкнуть к ним в образовательных целях, это не такая уж плохая идея.
Если все сделано правильно, интерактивное обучение может дать ученикам совершенно новый взгляд на технологии. Вместо того чтобы просто использовать их в качестве инструмента для общения в социальных сетях или для игр, учащиеся будут использовать его для развития своих навыков и образования.
Гибкое и легко адаптируется
Интерактивное обучение имеет хорошую особенность – оно гибкое. Есть много вариантов, которые оно позволяет реализовать.
Например, чтобы овладеть иностранным языком, ученики могут смотреть видео на YouTube, читать письменные материалы, слушать онлайн-курсы и т. д. Кроме того, они могут использовать множество различных инструментов для совместной работы, изучения и написания.
Интерактивное обучение предполагает различные стили, которые сочетают в себе участие и гибкость. Вот некоторые из наиболее популярных интерактивных стилей обучения, которые используют преподаватели:
Это весело и интересно
Наконец, одна из самых больших причин, почему ученики любят интерактивное обучение – это приятное и веселое занятие.
Когда предоставляется возможность сотрудничать с другими учениками и преподавателем, обмениваться идеями и использовать технологии для обучения, учащиеся получают удовольствие.
По сравнению с традиционными методами обучения, которые ученики часто находят скучными, интерактивное обучение позволяет использовать более широкий спектр действий и инструментов для овладения одним и тем же материалом. Это, в свою очередь, повышает их мотивацию и вовлеченность.
Интерактивное обучение позволяет ученикам не только использовать различные инструменты и технологии для обучения, но и открывает для них возможности быть творческими и наслаждаться свободой контроля своего обучения.
Минусы интерактивного обучения
Как и любой другой подход к обучению, интерактивные методы также имеют свой собственный набор недостатков. Вот самые распространенные из них:
Это может быть сложно
Поскольку интерактивное обучение является довольно новым явлением в мире образования, оно часто может вызывать сложности.
Использование неограниченного количества ресурсов и разнообразных инструментов также усложняет задачу, затрудняя отслеживание того, что ученики изучают и в каком темпе.
Несмотря на огромные преимущества, интерактивное обучение также требует большой работы от преподавателей. Они должны обладать хорошими техническими навыками, чтобы иметь возможность отслеживать и направлять учеников в учебном процессе, а также знания и опыт в использовании инструментов, которые способствуют самостоятельности и сотрудничеству в группе.
Интерактивное обучение должно часто обновляться. Преподаватели и ученики должны быть в курсе последних тенденций, прежде чем внедрять их в учебный процесс.
Дорогие сервисы и программы, которые требуются для реализации интерактивного обучения
Вы не можете действительно эффективно внедрить интерактивное обучение без необходимого программного обеспечения.
Чтобы внедрить данный тип обучения и пользоваться многочисленными преимуществами, которые оно предлагает, учебный проект должен иметь необходимое программное обеспечение и соответствующих сотрудников. Это требует большого бюджета, который многие не готовы тратить только на «тестирование интерактивного обучения» как учебного метода.
Одним из недостатков, безусловно, является стоимость. Приобретение программного обеспечения для смешанной интерактивной учебной программы часто обходится дорого, особенно если учебное заведение большое или имеет несколько филиалов.
Поможет с этим справиться современная платформа для управления обучением «АнтиТренинги». Широкий функционал сервиса может разнообразить ваш учебный контент, упростит работу преподавателей и позволит отслеживать и контролировать успеваемость учеников. А большой спектр тарифов позволит подобрать вам лучший вариант в соотношении «цена-качество».
Принятие особенностей обучения обеими сторонами учебного процесса
Даже если технологии и ресурсы доступны для всех сторон процесса обучения, они все равно должны быть приняты преподавателями и учениками.
В противном случае затраты и усилия будут напрасны.
Тот факт, что большинство учеников владеют современными технологиями, помогает в обучении. Ученики довольно быстро осваивают интерактивное обучение, но как правило преподавателям предстоит пройти долгий путь, прежде чем они получат те же технические знания, что и их ученики. Но это необходимо в процессе руководства и помощи ученикам, поэтому принятие особенностей интерактивного обучения может представлять проблему на первых порах.
Медленный темп движения к результату
Темпы развития интерактивных методов обучения остаются медленными.
Основываясь на выбранной методике и методе обучения, использование технологии часто может заставить учеников сосредоточиться на вещах с меньшей важностью или сделать акцент на изучении уже освоенных материалов. Многие ученики задерживаются на тех темах, которые находят наиболее интересными и простыми в освоении.
Поскольку интерактивное обучение дает ученикам большую гибкость и свободу влиять на свои учебные процессы, преподаватели не всегда могут контролировать работу и прогресс каждого отдельного ученика в интерактивном классе.
В традиционном классе все ученики учатся на одних и тех же материалах и в одном и том же темпе. Из-за гибкости в интерактивном обучении этот темп часто может быть медленнее для некоторых учеников.
В конце концов, это работа преподавателя: направлять и отслеживать выбор учеников и их деятельности. Процесс подготовки преподавателей сложен и движется медленно, а вместе с ним и успех интерактивного обучения.
Преподаватели и ученики могут быть перегружены
Мы уже установили, что интерактивные методы требуют от преподавателя значительного объема работы, особенно на начальных этапах.
Преподавателям необходимо выбрать учебную программу, найти инструменты и программы для интерактивного обучения и правильно направлять учеников на использование соответствующих ресурсов.
На этом пути преподаватели должны постоянно работать над своими техническими навыками, проверять прогресс и темп обучения своих учеников, а также постоянно находить новые методы и источники для того, чтобы сделать все это возможным.
Чем более организован этот процесс, тем лучше будут результаты. И все же ни для кого не секрет, что интерактивное обучение негативно сказывается на преподавателях в виде переутомления.
Когда дело доходит до учеников, то интерактивное обучение приносит больше пользы, чем традиционное обучение. Однако возникает вопрос о перегрузке информацией. Это происходит на начальных этапах реализации интерактивного обучения, когда учащиеся впервые знакомятся с разнообразной учебной деятельностью и содержанием.
До тех пор, пока ученики и преподаватели не достигнут баланса и не освоят интерактивные процессы обучения, будут возникать сложности.
Когда преподаватель находит правильный учебный план и создает программу, адаптированную к потребностям своих учеников, он должен передать эти знания самому ученику. Как только ученик принимает это, вовлекается в процесс и привыкает к нагрузке, таких сложностей не возникает.
Как вы можете видеть, есть как плюсы, так и минусы интерактивного обучения. Преимущества очевидны и доказаны, а недостатки в основном существуют в процессе внедрения интерактивных методов обучения.
Статья «Технология интерактивного обучения»
Технология интерактивного обучения
Т. А. Разжигалова, учитель математики, МБОУ «Партизанская средняя общеобразовательная школа имени П. П. Петрова».
В педагогике различают несколько моделей обучения: пассивная – обучаемый выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит); активная – обучаемый выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания); интерактивная – процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучаемых. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения [4].
На сегодняшний день основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.
Термин «интерактивное обучение» является сравнительно новым в педагогике. Он появился в педагогическом лексиконе в 1990-ых годах, когда пространство педагогики стало интенсивно осваиваться смежными науками. Относительно появления данного термина существуют различные версии. В научной литературе достаточно часто встречается упоминание о том, что идея интерактивного обучения возникла в середине 1990-ых годов с началом развития сети Интернет [2]. В связи с этим ряд авторов связывают интерактивное обучение с информационными технологиями, дистанционным образованием, с использованием ресурсов Интернета, а также электронных учебников и справочников, работой в режиме он-лайн и т.д. Одновременно существует точка зрения, не связывающая интерактивное обучение конкретными сроками появления, и, как следствие, более широкое толкование термина, которое рассматривает его как способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с кем-либо (например, человеком) или чем-либо (например, компьютером).
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся, воспитанников в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет обучающимся, воспитанникам не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность обучающихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения [3].
Интерактивное обучение позволяет решить сразу несколько задач: развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между участниками процесса, обеспечивает реализацию воспитательных задач, поскольку заставляет работать в команде, прислушиваться к мнению каждого. Организация интерактивных методов обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации. Интерактивные методы на уроках математики ориентированы на:
1) развитие мышления школьников, определенной самостоятельности мысли: побуждают учеников к высказыванию своих соображений, стимулируют выработку творческого отношения к любым выводам, правил и т.п.. Некоторые из них – «работа в парах», «работа в группах», «карусель» и др.. Направленные на самостоятельное осмысление материала, помогают задуматься, исследовать факты, проанализировать алгоритм решений, понимать их суть, проверить и себя и своего товарища, найти ошибку;
2) развитие сопротивления внушению мыслей, образцов поведения, требований других: побуждают учеников к отстаиванию своего мнения, создают ситуацию дискуссии, столкновение мнений. Применение методов «анализ ситуации», «решение проблем», учит детей противостоять давлению большинства, отстаивать свое мнение. Из-за столкновения взглядов учащиеся постигают суть, причины действий, поступков;
3) выработка критического отношения к себе, умение видеть свои ошибки и адекватно относиться к ним способствуют развитию таких умений, как видеть положительное и отрицательное не только в действиях товарищей, но и в собственных; сравнивать себя с другими и тщательно себя оценивать;
4) развитие стремления к нахождению лучших вариантов решения учебных задач предусматривают методы, которые ставят детей в реальную ситуацию поиска. В процессе использования интерактивных методов «мозговой штурм», «круг идей», «незаконченные предложения» принимаются все мнения детей, как реальные, так и вымышленные;
5) интерактивные методы направлены и на развитие умения находить совместные решения с одноклассниками, на повышение интереса школьников к изученному материалу.
Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких форм и приемов:
ротационные (сменные) тройки
работа в малых группах
ролевая (деловая игра)
«белая шляпа» констатирует факты, информацию не используя при этом оценки и эмоции;
«желтая шляпа» называет только «плюсы», все, что понравилось на уроке;
«черная шляпа» говорит о «минусах», т.е. что на уроке не понравилось или что принять нельзя;
«красная шляпа» говорит только о чувствах, которые возникали в ходе урока;
«зеленая шляпа» размышляет с позиции творчества – где можно использовать полученный опыт;
«синяя шляпа» делает выводы, обобщения, определяет ряд вопросов и проблем.
В настоящее время невозможно представить процесс обучения без применения современных интерактивных технологий. Понятие «интерактивные технологии» наполнилось новым смыслом. Это не просто процесс взаимодействия учителя и ученика – это новая ступень организации учебного процесса, неотъемлемым элементом которого выступают специальные интерактивные доски, проекторы. Персональный компьютер (ПК) помогает учащимся самоутверждаться, реализовывать свои знания в практической деятельности, творчески решать учебные задания. Сегодня целесообразность применения компьютерных технологий в среднем и старшем звеньях школьной системы очевидна. Навыки пользователя ПК и рынок обучающих программ, мультимедийных справочников, Интернет открывают большие возможности самообразования. Использование на уроках мультимедийного проектора поднимают процесс обучения на качественно новый уровень.
Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании мультимедийного проектора на уроках информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает познавательный интерес школьников и эффективность усвоения материала интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами[1].
Работая над этой темой, приходишь к выводу, что повышение качества знаний учащихся в процессе изучения математики – является одной из актуальных задач, стоящих перед преподавателем математики в современной школе.
При проверке домашнего задания обычно очень много времени уходит на воспроизведение работ на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения. Поэтому для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса использую мультимедийные презентации.
Работа с интерактивной доской предусматривает творческое использование материалов. Подготовленные тесты, таблицы, картинки, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам сэкономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Всегда есть возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия, зайдя на нужную страницу. Все это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия.
Интерактивные формы используются практически на каждом уроке. Они дают новые возможности налаживать межличностные взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Между обучающимися, в группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения: и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.
Значение интерактивных форм обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:
— стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов;
— повышение уровня активности и самостоятельности обучающихся, воспитанников;
— развитие навыков анализа, взаимодействия, коммуникации;
— изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей;
— саморазвитие и развитие благодаря диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.
В своей педагогической практике на уроках математики наряду с традиционными методами, я использую интерактивные технологии обучения с целью включенности каждого школьника в учебный процесс и создание условий мотивирующих образовательные потребности ученика.
Использование современных интерактивных технологий на уроках математики помогает мне:
— сделать урок интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для обучающихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме ;
— эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся, воспитанников;
— индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у них положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
— раскрепостить учеников при ответе на вопросы;
— самостоятельно исправлять допущенные ошибки;
Урок – это основная форма организации обучения. Поэтому я продумываю все детали урока, чтобы они следовали одна за другой, чтобы обучающиеся, воспитанники понимали, почему, что и зачем они делают на уроке.
Интерактивные технологии можно применять на уроках математики различных типов, а также на различных этапах уроках. Привлечение обучающихся к самостоятельному приобретению знаний, овладению умениями и навыками, творческому применению их на практике должно сочетаться с постановкой перед ними целей и задач каждого урока, показа практической значимости изучаемого материала.
Применение интерактивных технологий обучения на уроках математики влияет не только на успешное усвоение материала, что также выражается в увеличении хороших оценок, но и на отношение обучающихся к предмету. Наблюдение за работой учеников на уроках показало, что в процессе использования интерактивного обучения изменяется психологический климат на уроке. Урок перестает быть актом передачи информации от учителя к ученику, формируются новые отношения, в которых учитель и ученик выступают в роли партнеров при достижении одной цели, каждый из которых вносит индивидуальный вклад. Обучающиеся при этом испытывают ощущение успешности.
Современные интерактивные технологии, дают возможность сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию информационной культуры обучающихся, воспитанников.
Включение интерактивных технологий делает процесс обучения результативнее. Главный результат – это горящие глаза обучающихся, воспитанников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Интерактивные технологии позволяют делать уроки, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к ученью. Процент успеваемости и качества знаний растет вместе с интересом обучающихся, воспитанников к предмету.
Горвиц Ю.М. Интерактивная доска Smart Board: до и во время уроков.- Информатика и образование. – 2006. – № 2 –123 с.
Мясоед Т.А. «Интерактивная технология обучения. Специальный семинар для учителей», М., 2004 – 151 с.
Козина Е. Польза от интерактивного обучения/Е. Козина// Педагогика-2001.
Еделева Е.И. Интерактивные техники групповой работы/ Е.И. Еделева Е.И. школьный психолог. – 2004. №15.
Кашлев С.С., Технология интерактивного обучения./С.С.Кашлев – М.,2005г.