Что не относится к основным направлениям работы по созданию социокультурного пространства доо
Формирование социокультурной среды ДОУ как одно из главных условий повышения качества образования
Рената Соколова
Формирование социокультурной среды ДОУ как одно из главных условий повышения качества образования
Вектором целеполагания в работе служат основные принципы ДО:
1. Формирование ценностных ориентиров как основа для качественного воспитания и образования личности ребенка.
2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений (ФГОС ДО 1.4 (4)Основные принципы дошкольного образов.).
3. Сотрудничество Организации с семьей, (ФГОС ДО 1.4 (5)Основные принципы дошкольного образов.).
4. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, (ФГОС ДО 1.4 (6)Основные принципы дошкольного образования).
5. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, (ФГОС ДО 1.6 (4) задачи Стандарта).
6. Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, (ФГОС ДО 1.6 (5) задачи Стандарта).
7. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности (ФГОС ДО 1.6 (6) задачи Стандарта).
8. Дошкольный возраст является важным периодом формирования социальных компетентностей.
9.Фундаментальные ценности: гражданственность, патриотизм, социальная солидарность, трудолюбие, человеколюбие являются основой духовно-нравственного развития, воспитания и обучения детей;
Цель современного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его развития, самопознания и самоутверждения в этом мире.
Опираясь на основные принципы дошкольного образования, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста, сегодня детские сады реализуют различные формы, методы, культурные практики в области познавательное развитие. Важной проблемой является не только обучать детей, сообщать им определенную систему знаний, но и научить детей учиться, мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка реализуются через разнообразные виды деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно – исследовательскую, продуктивную, музыкально – художественную, чтение художественной литературы. Включение детей в эти виды деятельности дает возможность вариативно использовать образовательный материал.
Следовательно, на современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Естественным процессом прослеживается формирование социокультурной среды ДОУ. Поэтому социокультурная среда— представлена как единство трех составляющих:
• социокультурные события, значимые как для детей, так и для родителей и педагогов (событийность).
• принципы, нормы и правила взаимодействия и стиля отношений между всеми участниками педагогического процесса;
• развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации.
Синонимом социокультурной среды я бы назвала детско- взрослой общностью. Эта среда не замкнута в дошкольном «мире», а выводит детей в реальные социальные, а сотрудников в партнерские отношения, и производит общественное благо.
Таким образом, в условиях гуманизации образования, социокультурной среде отводится роль – обеспечение личностно-ориентированного сопровождения ребенка дошкольного возраста. Личностно-ориентированное образование создает условия для полноценного развития и проявления индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Сегодня не менее важно обеспечить социокультурную среду сопровождения личности дошкольника, что будет обеспечивать в целом более качественный уровень образования. Фундаментальными основами формирования среды становятся:
• высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволяет педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями.
• Взаимодействие с детьми (культурные практики, технологии) Компетентность педагогов в знании той или иной технологии, культурной практики, позволяет реализовать основные принципы ДО здоровье сберегающие технологий, коллекционирование, экспериментирование и. т. д Так же
• Взаимодействие с семьей трансформируется в виде работы семейной академии. Сюда входят домашние задания, рабочие тетради, читательские дневники, совместные проекты, мероприятия, развлечения.
Музей-результат совместной работы воспитателя, детей, родителей. Это большая поисковая деятельность, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейных архивом, семейными реликвиями. Ребенок-экскурсовод (ребенок-рассказчик на качественно лучшем уровне усваивает информацию, а дети-слушатели воспринимают слова своего товарища с большим вниманием и отдачей).
• Конкурсное движение ДОУ. Становится традиционным участие коллектива детского сада в городских и областных конкурсах. Детские сады участвуют в областных конкурса «Марш парков», «Родники». Это воспитывает е детей желание развивать активную гражданскую позицию, участвовать в жизни детского сада, родного города, учит детей использовать навыки социального партнерства для гармоничного развития личности, создаются возможности обеспечения эмоционального благополучия детей.
Таким образом создание в дошкольном образовательном учреждении детско- взрослой общности, ориентированную на формирование социкультурной среды, духовно- нравственные ценности, как одно из главных условий повышения качества образования.
Результатами данной деятельности стали:
•— на уровне педагогов: изменение их ментальности, мотивации и ответственности за качество работы;
•— на уровне воспитанников: личностное развитие, самостоятельность, ответственность, инициативность.
•— на уровне родителей: получение качественной образовательной услуги, изменение отношения к детскому саду.
• приобретение новых партнеров,
• утверждение ДОУ статуса в социуме.
Проект «Расширение социокультурного пространства ДОУ на основе взаимодействия с социальными институтами»
Туяна Кулакова
Проект «Расширение социокультурного пространства ДОУ на основе взаимодействия с социальными институтами»
Проект: «Расширение социокультурного пространства ДОУ на основе взаимодействия с МБУК «ЦБС» МО «Селенгинский район».
Паспорт проекта:
Вид проекта: познавательный, долгосрочный.
Участники проекта: воспитатель, музыкальный руководитель, сотрудники библиотеки, дети старшей группы «Солнышко», родители.
Цель проекта: создание оптимальной системы работы по решению задач образовательной области «Речевое развитие, чтение художественной литературы».
Задачи проекта:
1. Организация сотрудничества старшей группы «Солнышко» с МБУК «ЦБС» МО «Селенгинский район».
2. Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» в вопросах приобщения дошкольников к художественной литературе;
3. Создание методического обеспечения, отбор оптимальных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию интереса и потребности к чтению (восприятию) книг.
Актуальность проекта:
Проблема детского чтения очень актуальна. У многих современных детей и родителей совершенно отсутствует интерес к чтению, к книге.
Интерес к чтению необходимо воспитывать у детей с дошкольного возраста. Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения хорошо читать, начинает складываться начитанность, уважение к книге и способность творчески воспринимать литературу. Большая роль в данном случае, в руководстве детским чтением принадлежит библиотеке. Именно детская библиотека вместе с родителями и воспитателями способна открыть детям — дошкольникам чудодейственную силу чтения и привести в действие духовную детскую энергию, которая зажигает, вдохновляет и творит; сделать процесс чтения для маленького читателя увлекательным, желанным и радостным.
— расширение детской и взрослой аудитории библиотеки (в том числе руководителей детского чтения — родителей, воспитателя);
— укрепление связей детской библиотеки с ДОУ, родителями, направленными на всестороннее развитие детей и семейных чтений;
Реализация проекта:
Реализация проекта в 3 этапа:
1. Заключение договора о сотрудничестве.
2. Составление плана совместных мероприятий с детской библиотекой в рамках реализации проекта.
1. Проведение бурятского национального праздника «Сагаалган».
2. Проведение тематической беседы «День космонавтики».
3. Организация онлайн просмотра видео презентации для родителей на тему «Книги о космосе для детей дошкольного возраста».
4. Оформление тематической выставки «Моя любимая книга».
5. Выставка детских рисунков «Мой любимый сказочный герой».
6. Проведение тематической беседы «9 мая».
7. Организация детско-родительской экскурсии в детскую библиотеку, организованную воспитателем.
1. Организация досуга детей и родителей через онлайн консультирование и информирование.
2. Изготовление родителями фото отчёта «Всей семьей в библиотеку».
План совместной продуктивной деятельности
воспитателя с сотрудниками библиотеки
№ п/п Название мероприятия Комментарии
1. Заключение договора о взаимодействии с МБУК «ЦБС» МО «Селенгинский район» о сотрудничестве Воспитатель
2. Проведение бурятского национального праздника «Сагаалган» Совместно с воспитателем, музыкальным руководителем и библиотекой.
Видео презентация, мультфильм.
3. Проведение тематической беседы «2 апреля – День книги» Совместно с воспитателем и библиотекой.
4. Оформление тематической выставки «Моя любимая книга». На группе.
5. Выставка детских рисунков «Мой любимый сказочный герой». На группе.
6. Проведение тематической беседы «День космонавтики» Совместно с воспитателем, музыкальным руководителем и библиотекой.
Видео презентация, мультфильм
7. Организация онлайн просмотра видео презентации для родителей на тему «Книги о космосе для детей дошкольного возраста» Совместно с воспитателем и библиотекой.
8. Организация детско-родительской экскурсии в детскую библиотеку, организованную воспитателем. Организованно для детей и родителей
9. Организация досуга детей и родителей через онлайн консультирование и информирование. Форма отчета – изготовление родителями фото отчёта «Всей семьей в библиотеку».
Достижения «Комиссуриков». Проект комплексного взаимодействия специалистов при сопровождении ребенка с ОВЗ Разрешите познакомить вас с нашим долгосрочным проектом»Комиссурики». Работая над проектом в течение двух лет мы постарались охватить, как.
Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.
Проект взаимодействия «Палитра времен года» для старшего дошкольного возраста ПРОЕКТ взаимодействия МБДОУ ДС №38 г. Кузнецка и МБОУ ДО «ДХШ» «Палитра времен года» 2016 г-2017г Раздел 1. Информационная карта проекта.
Сетевое взаимодействие с социальными партнёрами по реализации задач экологического воспитания В. А. Сухомлинский писал: «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира.
Социальный проект «Развитие информационного пространства образовательной среды» Тема проекта: «Развитие информационного пространства образовательной среды» Тип проекта: • практико-ориентированный. Место реализации.
Сотрудничество МБДОУ с социальными партнёрами Попова Валентина Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого.
Формирование социокультурной среды ДОУ, как условие повышения качества образования
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
городского округа город Уфа
Тема: «Формирование социокультурной среды ДОУ,
как условие повышения качества образования»
воспитатель МБДОУ Детский сад №280
Маркина Олеся Спиридоновна
Непременным условием повышения качества образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении является создание развивающей социокультурной среды. Социокультурная среда дошкольной образовательной организации рассматривается как совокупность целенаправленно созданных условий, которые должны обеспечивать процесс развития и саморазвития ребенка. В условиях модернизации системы образования главной задачей детского сада становится оказание педагогической поддержки каждому ребенку на пути его развития, самопознания и самоутверждения в этом мире, обеспечение психологически комфортной, содержательной и насыщенной жизни воспитанников.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС, социокультурная среда должна соответствовать возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей и обеспечивать условия для формирования у дошкольников социокультурных ценностей, развития их социальных качеств; усвоения норм и правил, принятых в обществе. слайд 2
Модель социокультурной среды развития ребенка
в условиях современного ДОУ представляет собой взаимодействие внешних и внутренних компонентов, процессуально и содержательно связанных между собой.
Основные компоненты социокультурной среды: слайд 3
— нормативно-методическое обеспечение образовательного процесса;
— развивающая предметно-пространственная среда (РППС);
— создание единой системы работы участников образовательного процесса;
— взаимодействие с социальными институтами города.
Рис. 1. Модель социокультурной среды ДОУ
В своем выступлении я более подробно затрону только два, на мой взгляд, самых важных вектора социокультурной среды: это создание РППС в соответствии с требованиями ФГОС и организацию сотрудничества с семьей. В свете современных требований развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Функциональность предметной среды означает, что в открытом доступе находятся только те материалы, которые в данный момент востребуются детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будут использованы, их следует убрать из группы в другое место. Имеющееся оборудование и материалы необходимо проанализировать с точки зрения интересов детей и развивающего потенциала. Игры и пособия, которые вносятся в группу, должны быть не только многофункциональны и вариативны, но, безусловно, отвечать требованиям безопасности.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечить детям разнообразие социокультурных впечатлений. Это означает, что предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие, гармонию окружающего мира. Для этого, как правило, в группы дошкольников часто вносятся разнообразные бытовые предметы. В атрибутике сюжетно-ролевых игр используются естественные вещи (например, в игре «Путешествие»: фотоаппарат, чемоданы, темные очки, шлем, бинокль и т. п.).
Обогащенная развивающая предметно-пространственная среда ДОУ позволяет создать условия для содержательной и насыщенной жизни дошкольников в детском саду, способствовать личностному развитию дошкольников, повышать интеллектуальную и творческую активность детей, формировать у дошкольников эмоционально-положительное отношение к окружающим, природе, самому себе, способствовать эмоциональному благополучию детей.
Важнейший вектор формирования социокультурной среды направлен на создание единой системы работы всех участников образовательного процесса. Это предполагает взаимодействие с родителями ребенка, тесное сотрудничество с семьей, ведь первыми и главными воспитателями детей являются родители. слайд 12
Основные задачи своей работы мы видим в следующем:
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
объединить усилия для развития и воспитания детей;
создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
В работе с родителями мы активно используем разнообразные формы работы,как традиционные так и нетрадиционные: родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование по разным вопросам, семинары-практикумы, совместные вечера и праздники, оформление информационных стендов, буклетов, защита семейных проектов, участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада, выставках детско-родительских работ по изодеятельности и др.
Большой интерес у родителей вызывает Фотогалереи «Из жизни нашей группы», или наоборот, «Выходной день в нашей семье».
На мой взгляд, первым шагом на пути сотрудничества с семьей является установление доверительных отношений, взаимопонимания с родителями. Это достигается путем изменения позиции родителей «сторонние наблюдатели» в позицию «активные участники» образовательных отношений.
Для этого важно отказаться от формального общения, от монолога – в пользу диалога и отдавать приоритет таким формам работы, которые помогают родителям ориентироваться в различных ситуациях, анализировать их, находить оптимальные решения.
Родителям наших воспитанников очень нравятся родительские собрания в форме Круглого стола, Вечера вопросов и ответов, Семинары-практикумы, где родители воспитанников осваивают программные задачи по изобразительной деятельности, аппликации, конструированию. слайд 14
Мы хорошо понимаем, что воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Чтобы родители воспитанников стали помощниками, сотрудниками педагогов, творчески развивались вместе со своими детьми, важно убедить их в том, что они способны на это, что нет ничего важнее, чем научиться понимать своего ребенка, быть терпеливыми и деликатными.
Таким образом, мы видим, что на современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой – педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.
Выступление на педсовете «Расширение социокультурного пространства ДОУ»
Повышение внимания педагогического коллектива нашего детского сада к проблемам социализации и развития общей культуры воспитанников связано с изменением социально-экономических условий жизни. В сложившейся ситуации острого дефицита общения, снижение востребованности высокохудожественных книг, фильмов, невысокого уровня культурных и ценностных притязаний в семьях, педагоги и родители испытывают затруднения в воспитании детей культурными и социально активными.
Важной задачей современного общества является создание и поддержка такого образовательного пространства, которое соответствовало бы лучшим культурным традициям и базовым жизненным ценностям нашей страны, способствовало развитию и становлению всесторонне развитой личности ребенка. Необходимо помочь нашим детям обрести опыт в реальном социокультурном пространстве, направленном на формирование духовности и нравственности личности, семьи, общества. Ощутимую помощь в этом, по нашему мнению,может оказать взаимодействие детского сада и городских учреждений культуры: библиотек, музеев, театральных студий, детских домов творчества. Проблема развития детей дошкольного возраста через оптимизацию связей с социокультурной средой, активизации совместной деятельности взрослых и детей по её поддержанию является актуальной в настоящее время
1. Развитие познавательного интереса у детей к объектам и явлениям окружающего мира, формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений.
2. Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, развитие литературной речи, художественного восприятия, расширение кругозора детей.
3. Формирование ценностных ориентиров дошкольников через знакомство с культурой и традициями родной страны, формирование семейной, гражданской принадлежности, развитие патриотических чувств.
4. Приобщение к элементарным общепринятым социальным культурным нормам, правилам межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, а также усвоение правил безопасной жизнедеятельности.
Структура воспитания дошкольников подразумевает условия окружающего социума:
-Музеи города, (мини- музеи детского сада, школы)
-Музыкальные, художественные, спортивные и общеобразовательные школы, Дом детского творчества.
-Экскурсии по городу
В детском саду целенаправленно проходит обучение дошкольников умению ориентироваться в пространстве, что способствует обогащению опыта восприятия и познания окружающего мира. Посещение музеев, городской детской библиотеки, Дома творчества, экскурсии в школу, по городу, организованные встречи со службами ГБДД и ПЧ, позволяет дошкольникам познакомится с социальными сферами близлежащего окружения, а также с объектами вне территории детского сада, во время которых дети усваивают нормы поведения в обществе, расширяют и обогащают свой опыт взаимодействия с окружающим миром и его культурой.
Немаловажным направлением в работе является приобщение ребенка к чтению, проявление интереса к книге. На этом этапе работы по социализации личности ребенка, проводится совместная работа с центральной детской библиотекой города. Вначале учебного года вместе с сотрудниками библиотеки разрабатывается совместный план деятельности, работники библиотеки помогают в подборе не только необходимой литературы, но и качественной, соответствующей интересам и возрасту детей. Знакомство с библиотекой проходит в форме интересной экскурсии. В конце экскурсии сотрудники библиотеки устраивают театральное представление по сказкам. Родители отмечают, что экскурсии в библиотеку повышают интерес у детей к книгам, что очень важно при подготовке к школе, у детей проявляется не только интерес к чтению, но и улучшаются восприятие, память, речь, снижается напряженность и скованность в общении с окружающими, повышается самостоятельность и инициативность. Сотрудничество ДОУ и родителей с городской библиотекой – эффективный способ оказания помощи семье в социализации ребенка и ориентации его на постижение основных ценностей отечественной культуры.
Расширение представлений дошкольников о родном городе, традициях, о культурных и достопримечательных местах эффективно через организованные экскурсии и целевые прогулки. Дети с интересом открывают для себя что-то новое, узнают интересные исторические факты о названии улиц и памятников, обращают внимание на разнообразие жилых домов, здания библиотеки, спорткомплес Олимпиец, ДК Родина и нового строящегося Ледового комплекса. Находят сходство и различия в архитектуре зданий и улиц города, усваивают нормы поведения, закрепляют знания о транспорте, правилах дорожного движения. После экскурсий дети с интересом составляют планы и схемы маршрутов наших путешествий, а самые интересные впечатления отражают в рисунках.
В традициях детского сада каждый год проходят встречи с сотрудниками пожарной части, к нам на участок приезжает пожарная машина, и дети вблизи имеют возможность ее рассмотреть, посидеть в кабине у водителя, посмотреть и примерить настоящий пожарный шлем. Понаблюдать, как из шланга льется настоящая пена для тушения огня, задать вопросы пожарнику и водителю машины. Такие познавательные встречи помогают детям поближе познакомиться с профессиональной деятельностью отважных огнеборцев, обобщить и закрепить правила поведения пожарной безопасности. Дети с удовольствием принимают вместе с родителями участие в Неделе пожарной безопасности, где все свои знания и впечатления отражают в рисунках и поделках.
Вместе с детьми мы участвуем в месячниках по ДДТТ. Принимаем участие в творческих конкурсах «Красный, желтый, зеленый», «Пешеходом быть наука». К нам в детский сад приходит инспектор ГИБДД, встречаясь с ребятами, он рассказывает о правилах поведения на дороге, проводит интересные познавательные игры, встречается с родителями на родительских собраниях, проводит разъяснительную работу, предлагая современные наглядные пособия и журналы по правилам безопасности дорожного движения. В детском саду в работе с детьми используются информационные стенды о правилах поведения на улице и дорогах и о противопожарной безопасности. Данная работа ориентирует детей и родителей на правильное поведение при пожаре и культуру поведения на дорогах и улицах города.
Культурно-досуговые праздничные традиции детского сада являются наиболее эффективной формой педагогического воздействия. Детский праздник принято определять как явление эстетико-социальное. Новый год, День матери, День защитника Отечества, 8 Марта, Проводы Осени, Рождество, Масленица, спортивные праздники и развлечения развивают у детей нравственную, познавательную, игровую и этическую культуру, формирует духовный мир и мораль. Поэтому праздник доставляет радость детям и взрослым, дарит мгновения совместного счастья и радости. А театральные представления в исполнении настоящих артистов помогают детям вместе с актерами перевоплотиться в сказочные персонажи и ощутить присутствие любимых сказочных героев.
Дети нашего детского сада занимаются в художественной и музыкальной школах, посещают студию хореографии и бального танца. Они встречаются и общаются со своими творческими и талантливыми педагогами, учатся не только рисовать, танцевать, играть на музыкальных инструментах, но и развиваются как гармоничные, творческие личности, учатся ценить материальные и духовные ценности, пользоваться ими и развиваться в многообразии социокультурного пространства.
Выступление на педсовете В последние десятилетие арт-терапия бурно развивается в самостоятельную дисциплину. Наиболее серьезная работа ведется в Санкт-Петербурге,.
Выступление на педсовете «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Тестирование педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в работе с дошкольниками» Цель: Систематизация знаний педагогов.
Выступление на педсовете «Организация и содержание деятельности в уголке природы» Выступление на педсовете на тему: «Организация и содержание деятельности в уголке природы» Организация и содержание деятельности в уголке.
Выступление на педсовете «Развитие мелкой моторики рук дошкольников» «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности» подготовила Сафиулина.
Выступление на педсовете «Организация совместной деятельности детей и родителей в ДОУ» Выступление на педсовете «Организация совместной деятельности детей и родителей в ДОУ»Приоритетным направлением деятельности ДОУ является.
Выступление на педсовете «Психологическое здоровье участников образовательного процесса» СОДЕРЖАНИЕ 1. Психологическое здоровье человека 2. Составные части психологического здоровья человека 3. Факторы риска нарушения психологического.
Выступление на педсовете «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя» Выступление на педсовете «Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями» Тарасенко Надежда музыкальный руководитель МКДОУ№1с. Некрасовка,.
Выступление на педсовете. Экологическая викторина «Что мы знаем о птицах» Выступление на педсовете. Экологическая викторина Тема: «Что мы знаем о птицах» Подготовила и провела воспитатель МКДОУ № 41п. Рябово. Ленинградской.