Что не относится к основному содержанию воспитания и социализации обучающихся
Основное содержание воспитания и социализации обучающихся
Дата добавления: 2015-07-09 ; просмотров: 2185 ; Нарушение авторских прав
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
• общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России;
• системные представления об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
• понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок;
• осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины;
• системные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории;
• негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.
Воспитание социальной ответственности и компетентности:
• осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения;
• усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире;
• освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;
• приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;
• осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту:
— социальные роли в семье: сына (дочери), брата (сестры), помощника, ответственного хозяина (хозяйки), наследника (наследницы);
— социальные роли в классе: лидер — ведомый, партнёр, инициатор, референтный в определённых вопросах, руководитель, организатор, помощник, собеседник, слушатель;
— социальные роли в обществе: гендерная, член определённой социальной группы, потребитель, покупатель, пассажир, зритель, спортсмен, читатель, сотрудник и др.;
• формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:
• сознательное принятие базовых национальных российских ценностей;
• любовь к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;
• понимание смысла гуманных отношений; понимание высокой ценности человеческой жизни; стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости;
• понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля;
• понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных, учебно-трудовых и общественных обязанностей; стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца;
• умение осуществлять нравственный выбор намерений, действий и поступков; готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;
• понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода;
• отрицательное отношение к аморальным поступкам, проявлениям эгоизма и иждивенчества, равнодушия, лицемерия, грубости, оскорбительным словам и действиям, нарушениям общественного порядка.
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:
• присвоение эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности;
• умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
• понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека;
· осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивное (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека;
• интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
• представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления;
• способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека;
• опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окружающей среды, биоразнообразия, экологическую безопасность;
• осознание социальной значимости идей устойчивого развития; готовность участвовать в пропаганде идей образования для устойчивого развития;
• знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований;
• овладение способами социального взаимодействия по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения;
• профессиональная ориентация с учётом представлений о вкладе разных профессий в решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития общества;
• развитие экологической грамотности родителей, населения, привлечение их к организации общественно значимой экологически ориентированной деятельности;
• устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации;
• опыт участия в физкультурно-оздоровительных, санитарно-гигиенических мероприятиях, экологическом туризме;
• резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ);
• отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ.
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:
• понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;
• осознание нравственных основ образования;
• осознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;
• осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ; знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;
• умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
• сформированность позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнять работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски;
• готовность к выбору профиля обучения на следующей ступени образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования (умение ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профильного или профессионального образования);
• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; поддержание чистоты и порядка в классе и школе; готовность содействовать в благоустройстве школы и её ближайшего окружения;
• общее знакомство с трудовым законодательством;
• нетерпимое отношение к лени, безответственности и пассивности в образовании и труде.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание):
• ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира;
• эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
• представление об искусстве народов России.
Организация процессов социализации и воспитания обучающихся ФГОС
«Организация процессов социализации и воспитания обучающихся в условиях введения и реализации ФГОС»
Организация процессов социализации и воспитания обучающихся в условиях введения и р
ХХI век… Каким ему быть – во многом зависит от образования. Он может войти в историю как век катаклизмов и катастроф или открыть путь в сферу духовно-нравственного и творческого саморазвития человека и всего человечества.
За последние годы в обществе произошло немало перемен, которые повлияли на все сферы жизни. Обозначился запрос на личность активную, творчески мыслящую, обладающую высоким духовным потенциалом, способную уходить своей деятельностью от стереотипов, умеющую преобразовывать действительность, адаптироваться в изменяющихся условиях.
Процесс воспитания и социализации обучающихся направлен на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Воспитание и социализация обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития.
Социальный педагог способствует организации здоровой социокультурной среды для становления социально активной жизнестойкой личности, способной самостоятельно и ответственно строить собственную жизнь.
Целью воспитания и социализации обучающихся является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Цель воспитания и социализации обучающихся решает следующие задачи:
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях;
• формирование морали — осознанной обучающимися необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
• развитие способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
• формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
• развитие патриотизма и гражданской солидарности;
• формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
• формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
• знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.
Каждое образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи воспитания и социализации обучающихся для более полного достижения цели с учётом местных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). При внедрении ФГОС социальный педагог в своей повседневной деятельности призван объединять усилия семьи, образовательного учреждения, общественности, для оказания помощи в реализации учебной и внешкольной программ.
Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся:
Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. В содержании программы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.
Аксиологический принцип. Принцип ориентации на идеал интегрирует социально-педагогическое пространство образовательного учреждения.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод воспитания. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.
Принцип идентификации. Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть, мораль, социальную ответственность — готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.
Принцип полисубъектности воспитания и социализации. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии согласования социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др. При этом деятельность образовательного учреждения, педагогического коллектива школы в организации социально-педагогического партнёрства должна быть ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности.
Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Воспитание — это оказываемая педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Школе как социальному субъекту — носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка.
Этапы организации социализации обучающихся:
Организация социального воспитания обучающихся осуществляется в последовательности следующих этапов.
Организационно-административный этап (ведущий субъект — администрация школы) включает:
• создание среды школы, поддерживающей созидательный социальный опыт обучающихся, формирующей конструктивные ожидания и позитивные образцы поведения;
• формирование уклада и традиций школы, ориентированных на создание системы общественных отношений обучающихся, учителей и родителей в духе гражданско-патриотических ценностей, партнёрства и сотрудничества, приоритетов развития общества и государства;
• развитие форм социального партнёрства с общественными институтами и организациями для расширения поля социального взаимодействия обучающихся;
• адаптацию процессов стихийной социальной деятельности обучающихся средствами целенаправленной деятельности по программе социализации;
• координацию деятельности агентов социализации обучающихся — сверстников, учителей, родителей, сотрудников школы, представителей общественных и иных организаций для решения задач социализации;
Организационно-педагогический этап (ведущий субъект — педагогический коллектив школы) включает:
• обеспечение целенаправленности, системности и непрерывности процесса социализации обучающихся;
• обеспечение разнообразия форм педагогической поддержки социальной деятельности, создающей условия для личностного роста обучающихся, продуктивного изменения поведения;
• создание в процессе взаимодействия с обучающимися условий для социальной деятельности личности с использованием знаний возрастной физиологии и социологии, социальной и педагогической психологии;
• создание условий для социальной деятельности обучающихся в процессе обучения и воспитания;
• использование роли коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности обучающегося, его социальной и гражданской позиции;
Этап социализации обучающихся включает:
• усвоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту обучающихся в части освоения норм и правил общественного поведения;
• формирование у обучающегося собственного конструктивного стиля общественного поведения в ходе педагогически организованного взаимодействия с социальным окружением;
• достижение уровня физического, социального и духовного развития, адекватного своему возрасту;
• умение решать социально-культурные задачи (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), специфичные для возраста обучающегося;
• осознание мотивов своей социальной деятельности;
• развитие способности к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива; формирование моральных чувств, необходимых привычек поведения, волевых качеств;
Развитие социальных процессов и кризисных ситуаций, характерных для общественной жизни современной России, сопровождается увеличением девиаций, не только положительных (политическая активность, экономическая предприимчивость, художественное творчество и т.д.), но и отрицательных (рост преступности, наркомании и алкоголизации населения, подростковой деликвентности и т.д.). В этих условиях объективно повышается спрос на социальную поддержку, профессиональную помощь, основанной на научных достижениях, обобщении положительного практического опыта, на реализации действенных государственных и общественных программ в социальной сфере.
Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся:
-Педагогическая поддержка социализации обучающихся средствами общественной деятельности предоставляют обучающимся следующие возможности:
• участвовать в принятии решений Управляющего совета школы;
• решать вопросы, связанные с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины, дежурства и работы в школе;
• контролировать выполнение обучающимися основных прав и обязанностей;
• защищать права обучающихся на всех уровнях управления школой.
Важным условием педагогической поддержки социализации обучающихся является их включение в общественно значимые дела, социальные и культурные практики.
-Педагогическая поддержка социализации обучающихся средствами трудовой деятельности развивает у обучающихся способности преодолевать трудности в реализации своих потребностей. Но её главная цель — превратить саму трудовую деятельность в осознанную потребность.
Социализация обучающихся средствами трудовой деятельности должна быть направлена на формирование у них отношения к труду как важнейшему жизненному приоритету. В рамках такой социализации организация различных видов трудовой деятельности обучающихся может предусматривать привлечение для проведения отдельных мероприятий представителей различных профессий, прежде всего из числа родителей обучающихся.
Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:
• лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье детей, и т. п., экологическое просвещение родителей;
• содействие в приобретении для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
• организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней экологической культуры и здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
В Мучкапской средней общеобразовательной школе социально- педагогическая работа строится по следующим направлениям:
— организационная деятельность, включающая в себя планирование работы, составление социальных паспортов классов, школы, составление плана совместных мероприятий с организациями района и др.
— работа с детьми, склонными к правонарушениям (совместная работа с классными руководителями по выявлению обучающихся, относящихся к данной категории, регулярные беседы с обучающимися, контроль за их посещаемостью, поведением и успеваемостью, беседы с родителями)
— работа с подопечными детьми (посещение семей данной категории обучающихся, беседы с лицами, замещающими родителей, выявление интересов, склонностей детей с целью вовлечения их в работу кружков и секций школы, а также организаций дополнительного образования детей района);
— работа с классными руководителями, которая носит непрерывный характер в течение всего года (выявление обучающихся, относящихся к различным категориям, работа индивидуального и коллективного характера с детьми, работа по вовлечению детей в кружки и секции по интересам и мн.др.
-работа с ПДН и КДН, участковыми инспекторами и другими организациями, которая также осуществляется в течение учебного года и включает в себя работу коррекционной направленности, агитационной и контролирующей;
— индивидуальная работа с учащимися, требующими особого контроля;
— работа с родителями обучающихся (выступление на родительских собраниях по актуальной для каждого классного коллектива теме, консультации по необходимости, посещение семей обучающихся);
— организационно- воспитательная деятельность, включающая в себя проведение бесед с детьми на определенную тематику: «Наши права и обязанности», «Что такое «толерантность»- 5-е классы, «Учимся сотрудничать», «Школьная жизнь и закон»- 6е классы, «Я взрослый», «Привычки, мешающие нам жить»- 7-е классы, цикл бесед, направленных на профилактику вредных привычек, проводимых в 2011-2012 уч.году в 8-11 классах, а также беседы, тестирование обучающихся 9-11 классов на тему « Я и мир».
Работа социального педагога не сразу дает положительные результаты. В своей работе социальный педагог сталкивается с разными трудностями, с различными ситуациями.
В улучшении его работы помогает хорошая взаимосвязь с заместителем директора по воспитательной работе, со школьным психологом, классными руководителями, а также идет огромная помощь со стороны отделения полиции, медицинских учреждений, органов опеки и попечительства, организаций дополнительного образования детей и подростков. Более частые совместные мероприятия и различные собрания способствуют лучшей воспитательной работе.
Таким образом, миссия школы в контексте социальной деятельности— дать обучающемуся представление об общественных ценностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с различными социальными группами и людьми с разными социальными статусами.
Введение ФГОС требует создания в образовательном учреждении инновационной деятельности по всем направлениям своего функционирования. Развивающаяся школа, работающая в поисковом режиме, в позитивном плане отличается от школы, целью которой является стабильное поддержание раз и навсегда установленного порядка деятельности.