Что не относится к опорным прыжкам в спортивной гимнастике
Что не относится к опорным прыжкам в спортивной гимнастике
При исполнении опорного прыжка спортсмен разбегается по дорожке, затем отталкивается при помощи специального наклонного пружинящего мостика и совершает прыжок, в ходе которого он должен произвести дополнительное отталкивание от снаряда (это может быть гимнастический конь или специальный снаряд). В ходе прыжка спортсмен совершает дополнительные акробатические элементы в воздухе (сальто, пируэты, вращения и др.). Выступление оценивается по сложности выполненных элементов, их чистоте, отсутствию ошибок. Особое внимание уделяется качеству приземления, падение при приземлении или даже неуверенно исполненное приземление приводят к резкому снижению итоговой оценки.
По правилам ФИС — Федерации гимнастики — высота снаряда — 135 см от поверхности пола. Приблизительная длина дорожки разбега — 25 метров, ширина — 1 метр. Высота пружинящего мостика — 20 см.
В соревнованиях командного первенства и многоборья гимнасты исполняют один прыжок. Если гимнаст рассчитывает на попадание в Финал по опорному прыжку — он должен показать в квалификации два прыжка из различных структурных групп. Финал в отдельном виде — Опорном прыжке, также требует от гимнаста выполнения двух разных прыжков. Суммарная оценка гимнаста — полусумма первого и второго прыжка.
Прыжки можно поделить на прыжки лётом (без переворота через голову) и прыжки с переворотом. Любой переворот — это вращение в воздухе на 180 градусов. Соответственно, если к перевороту добавляется сальто, то получается поворот в воздухе на 540 градусов вокруг продольной оси. Все сальто, выполняемые после переворотов, будут полуторными.
То есть переворот — сальто, если рассматривать его от момента касания руками снаряда, до момента прихода ног на мат, будет полуторным (1,5 сальто). По аналогии переворот — двойное сальто, можно рассматривать как 2,5 сальто и т. д.
Важным элементом для совершения опорного прыжка является трамплин.
Опорный прыжок в спортивной гимнастике. Как научиться выполнять прыжок пантеры?
Спортивная гимнастика и упражнения для любителей дают перспективы развить мобильность и быстроту реакции. Опорные прыжки с наскоками-соскоками и полетными элементами при помощи гимнастических предметов позволяют приобрести озвученные качества. Грамотное их выполнение требует определенной подготовки при возможности научиться азам за небольшой промежуток времени.
Кратко о гимнастическом козле
Обтянутая кожей основа и стальная опора – главные показатели снаряда для выполнения прыжков. Размещены они на стойках из металла, которые регулируются по высоте. Неровный пол не является проблемой для гимнастического козла: варианты большого и малого тренажера обычно устойчивы к дефектам поверхности зоны для тренировок.
Максимальная нагрузка для снаряда до 1,35 м в высоту – 100 кг, что для спортивной гимнастики считается нормой. О наличии матов при выполнении прыжка следует побеспокоиться заблаговременно.
Мужчины в опорных прыжках
Структура таких гимнастических движений подразумевает ряд правил для следующих прыжков с использованием коня или козла:
Не следует забывать о прыжках по системе Немова. Сложно остаться равнодушным к сальто вперед, когда изначально фляк подразумевает поворот на 180°. Эта гимнастическая позиция считается усложненной, что вполне оправданно.
Основы женских опорных прыжков
История опорных прыжков в спортивной гимнастике началась со снаряда «Воздушный козел». На современном этапе опорные прыжки выполняют на брусьях и бревне.
Вольные упражнения в гимнастике подразумевают выполнение неопорных прыжков. Использование снарядов в этом случае не подразумевается.
Схема выполнения опорного прыжка
Техника выполнения опорного прыжка включает в себя 8 составляющих:
Во избежание травм важно не потерять равновесие после приземления при своевременном переходе с носка на стопу. Спортсмен заканчивает выступление волнообразным движением тела.
Возраст будущих прыгунов
Особых ограничений в этом плане не существует, если речь идет о школьниках. Все зависит от желания ребенка заняться освоением опорных прыжков. Во 2-3 классе обучать такой спортивной дисциплине могут только специально подготовленные тренеры. В более раннем возрасте прыжки через гимнастического козла не имеют смысла, так как будет наличествовать несоответствие роста ребенка и габаритов гимнастического снаряда.
Взрослым также реально научиться опорным прыжкам. Исключение – люди почтенных годов, для которых критична любая травма.
Разминание мышц перед прыжком
В подобном случае не помешает перекатывание с пяток на носок. Действовать при этом нужно энергично, но без излишнего усердия. Не помешает параллельно приседать и размахивать руками. Однако лучше все же начать с простых поворотов головы и вращения тазом.
Подготовительная работа
Особенно необходима она для непрофессионалов. В этом вопросе идеальным решением станут маты и пуфы, так как на твердую поверхность не согласится приземлиться ни один спортсмен-новичок. Подстраховка в таком случае необходима при риске завалиться во время прыжка набок и получить серьезную травму.
Этапы подготовки к наскоку на гимнастический снаряд:
Какая польза от козла?
У некоторых людей возникают опасения насчет выполнения этого упражнения. Опытный тренер понимает, что барьер страха перед гимнастическим козлом преодолеть сложно, особенно ребенку. Снятие таких ограничений позволяет активизировать у воспитанника уверенность в собственных силах.
Как характеризуются соревнования?
Основные положения по организации таких состязаний среди мужчин и женщин четко регламентированы. В первом пункте подается общая информация о соревнованиях. В остальных позициях более конкретно характеризуется схема их проведения с оглашением списка требований к спортсменам.
Характер состязаний
Различают личные, лично-командные и командные соревнования. В первом случае каждый участник отвечает сам за себя и собственную результативность. При лично-командном варианте его достижения оцениваются параллельно с успехами команды. В третьем случае все баллы суммируются.
Классификационные состязания четко регламентируется установленными Правилами. При неклассификационном их проведении ориентир направлен на специальную программу.
Допуск спортсменов и их возрастные показатели
Участники предоставляют именную заявку с указанием имеющегося разряда. При отсутствии строгих ограничений они вправе изъявить желание выступить в категории на 1 разряд ниже или 2 разряда выше своих достижений.
Минимальный возраст допуска:
Произвольное выступление кандидатов в мастера имеет возрастные ограничения у юниорок с 12 и юниоров с 14 лет. Мастера спорта имеют право участвовать в соревнованиях также исключительно в рамках Правил. Допуск разрешен юниоркам с 14 и юношам с 16 лет. Далее идет старшая возрастная категория женщин и мужчин.
Костюм и его соответствие правилам
В зависимости от половой принадлежности участников требования к одежде отличаются:
В обеих ситуациях на ноги позволяется надеть носки или чешки. Командное соревнование подразумевает стандарт в виде одинаковых костюмов участников.
Судейство
Главный судья соревнований ответственен за приобретение всего необходимого для проведения спортивного мероприятия. Он вправе наказать необъективных судей и дисквалифицировать неподготовленных спортсменов. Помогают главному судье заместители, которые по отдельности отвечают за проведение соревнований у мужчин и женщин.
При контроле за опорными прыжками не обойтись без судей-заместителей. Они находятся непосредственно на линии выполнения упражнения. На старте опорного прыжка также ведет наблюдение специальный судья.
Оценивание выступления
На этом этапе приходит время приступить к своим обязанностям руководителям бригады D и E. Судейская двойка бригады D готовит отчет для директора соревнований или его заместителя.
Пункты документа включают в себя оценку опорного прыжка по главным показателям: содержанию и сложности компонентов. Обсуждение общей оценки начинается после независимого вердикта каждого из судей. Выполнение каждого упражнения спортсменов записывается.
Для пятерки судей группы E важно определить артистизм участника и зафиксировать допущенные ошибки. Каждый из них оценивает исполнение, после чего из общего ряда устраняют лучший и худший показатель. По такой же схеме действуют в случае рассмотрения артистизма спортсмена. Оставшиеся три оценки складывают, производят общее суммирование при делении его на три и добавлении результата от судей бригады D. Обязательно учитывают показываемую и нейтральную сбавку.
Развитие спортивной дисциплины
1930-е годы считают временным отрезком, когда в гимнастике признали необходимость опорных прыжков. Простые перевороты и использование гимнастического коня стали обязательными показателями в обозначенный период. До 50-х годов спортивные трюки различались по технике выполнения опорного прыжка. Мужчины принимали позицию к расположенному поперек коню, а женщинам приходилось иметь дело со вдоль стоящим гимнастическим снарядом.
В 1960-е годы стал набирать популярность переворот вперед, что раньше не особо практиковалось, востребованным стал прыжок со сгибанием-разгибанием. Подобная комбинация долго лидерские позиции не занимала. На смену ей пришел прыжок с выполнением сальто.
В период 70-х годов в моду вошло новаторство Цукахары, в котором подразумевалась группировка. Поворот на 360° в исполнении Касамацу изначально не рассматривался необходимым новшеством. Однако в дальнейшем его признали, и эстафету перехватил кубинец Рочи с его двойным сальто в группировке. При усложнении прыжков не отставали в этом плане и женщины. Стоит вспомнить мастерство Людмилы Турищевой, Елены Давыдовой и Нелли Ким.
В 1980-е годы развитие спортивной дисциплины немного затормозилось, что было компенсировано следующим десятилетием. Прыжок Роче становится все более востребованным элементом. Для румына Драгулеску приоритетные некогда позиции показались недостаточными: спортсмен во втором сальто очень эффектно повернулся на 180°. Женщины действовали по системе Юрченко с двойным поворотом, также запомнился пируэт-полета в исполнении Симоны Аманар.
Дальнейшие два десятилетия наложили некоторые ограничения на стандартные опорные прыжки. Главную позицию в этой спортивной дисциплине заняли ультрасложные элементы. В этот период обыденным явлением стало тройное сальто вперед. Особенно убедителен был дополнительный «винт» в исполнении Кензо Шираи.
Полезная литература по опорным прыжкам
Ознакомление со спортивной дисциплиной возможно при помощи пособий от аналитиков:
Научиться прыгать через спортивные снаряды с завидной скоростью и ловкостью – реально. Важно найти опору на гимнастическом предмете и веру в собственные силы.
Учебник по гимнастике. Гимнастика и методика преподавания под общей редакцией
Гимнастические прыжки оказывают всестороннее воздействие на организм человека. Они доступны занимающимся различного возраста, пола и физической подготовленности. С их помощью развивают силу мышц, быстроту, ловкость и точность движений.
Прыжки имеют прикладное значение. Умение легко и быстро преодолевать различные препятствия — один из показателей хорошей прикладной подготовки занимающихся. Прыжки также применяются в гимнастических выступлениях различных масштабов. Умелое их использование повышает зрелищность и эмоциональность выступлений.
Место прыжков в уроке гимнастики определяется его задачами. Обучают прыжкам в основной части занятий. Хорошо изученные несложные прыжки наряду с другими упражнениями часто включаются в подготовительную часть занятий. Применение прыжков поточным способом в значительной степени повышает плотность занятий.
Все прыжки в гимнастике делятся на две большие группы: неопорные, или простые, и опорные.
По способам выполнения опорные прыжки бывают прямые и боковые.
10.2. ТЕХНИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКАМ
Неопорные прыжки. Неопорные (простые) прыжки состоят из четырех фаз: подготовки к толчку, толчка одной или двумя ногами, полета и приземления.
Подготовка к толчку. При прыжках с места занимающиеся слегка приседают, отводя руки назад до отказа. Ноги на ширине плеч, голова прямо. Если необходим разбег, то он выполняется с постепенным ускорением, что обеспечивает скорость горизонтального перемещения тела и в сочетании с толчком создает условия для выполнения прыжка. Скорость разбега обычно не превышает 3— 4 м/с. Длина разбега колеблется в пределах 3—7 беговых шагов. Разбег следует выполнять на передней части стоп, располагая их параллельно. Бег на носках позволяет быстрее развить необходимую скорость за счет лучшего использования «рессорного» свойства стоп.
Толчок. При выполнении прыжка в длину или в высоту с разбега отталкивание выполняется одной ногой с перекатом с пятки на носок. Маховая нога и руки энергично поднимаются вверх-вперед. При прыжках с места в высоту и длину толчок выполняется двумя ногами. При выполнении толчка стопу (стопы) разворачивать наружу не следует, так как это снижает эффективность отталкивания. Полет — безопорная фаза прыжка. Действия прыгуна в полете направлены на улучшение динамического равновесия тела для правильного выполнения прыжка.
Приземление начинается с момента касания мата или пола ногами и заканчивается смягчением удара, а также своевременным погашением скорости движения тела.
Прыжки в высоту с места. 1. Стоя лицом к планке или веревочке, толчком обеих ног прыжок согнув ноги. 2. Стоя боком, прыжок перешагивая. 3. Прыжок ноги врозь, прогнувшись, в группировке, с поворотом на 180 и 360°. 4. Прыжки на различные препятствия: стопку матов, козла, коня, бревно и другие снаряды. Высота планки или другого препятствия должна соответствовать двигательным возможностям учеников.
Прыжки в высоту с разбега через планку или веревочку (лицом к препятствию). 1. Толчком одной прыжок согнув ноги. 2. То же толчком двумя. 3. Толчком одной прыжок согнувшись (гимнастический прыжок). Для выполнения этого прыжка мостик ставят от планки на расстоянии длины поднятой вперед ноги. Для первых попыток планка или веревочка устанавливается на высоте 40—60 см. Затем высота постепенно поднимается.
Прыжки в длину (с места и о разбега) выполняются вперед, назад, в сторону толчком одной или двумя ногами. То же на дальность или на заданное расстояние. Приземляться следует на гимнастический мат. Длину прыжка увеличивать постепенно.
Прыжки с трамплина. Их следует применять после того, как занимающиеся научатся выполнять отталкивание с простого мостика. При выполнении прыжков с трамплина необходимо использовать силу и пружинность снаряда, что достигается высоким наскоком на него. Почти прямые ноги касаются трамплина сразу всей стопой. Выполняются прыжки: прогнувшись, согнув ноги, ноги врозь, согнувшись, согнув ноги назад, с поворотом на 180 и более градусов. Прыжки разучиваются сначала с места (т. е. из положения стоя на трамплине), затем они выполняются после небольшого наскока (с 2—3 шагов) и затем с разбега. На месте приземления нужно обязательно положить 1—2 гимнастических мата.
Прыжки с высоты или в глубину (е подвесного мостика, бревна, коня и т. д.) выполняются из седа, приседа или основной стойки вперед, назад, в сторону. Толчком двумя и одной. Прыжки с высоты из виса на наклонной лестнице, гимнастической стенке без поворотов и с поворотами. Прыжки с высоты согнув ноги, ноги врозь, прогнувшись, согнувшись, согнув ноги назад и др. Прыжки с высоты с ловлей мяча, прыжки с закрытыми глазами и т. д. Начинать обучение следует с небольшой высоты (рис. 135) из простых исходных положений и без усложнения фигуры прыжка.
Опорные прыжки. При анализе техники опорных прыжков выделяют следующие фазы: разбег, наскок на мостик, толчок ногами, полет до толчка руками, толчок руками, полет после толчка руками и приземление. Ошибочное выполнение хотя бы одной из перечисленных фаз отрицательно сказывается на исполнении прыжка в целом. Завершающие действия гимнаста в одной фазе прыжка всегда являются подготовительными для выполнения последующей фазы.
Техника выполнения мужских и женских прыжков принципиально не отличается.
Разбег. У высококвалифицированных гимнастов скорость разбега достигает 7,6—8,6 м/с. Разбег должен быть равномерно ускоренным. Значительные колебания скорости разбега отрицательно влияют на качество
выполнения толчка ногами, так как изменяют условия отталкивания. Чтобы избежать этого, гимнастам необходимо: а) начинать разбег из одного и того же исходного положения; б) не изменять (на данный период подготовки) длину разбега; в) скорость разбега увеличивать постепенно, так как резкий старт вызывает скованность движений.
Длина разбега зависит от снаряда, через который выполняется прыжок, вида прыжка, степени овладения техникой и др. У начинающих длина разбега обычно не превышает 8—12 м. Техника беговых шагов принципиально ничем не отличается от техники бега на короткие дистанции в легкой атлетике
Наскок на мостик выполняется в момент приобретения наибольшей горизонтальной скорости. Снижение скорости перед напрыгиванием на мостик отрицательно сказывается на результате прыжка и свидетельствует о неправильном выполнении разбега. В момент наскока туловище слегка наклоняется вперед (от 5 до 26°), ноги «обгоняют» туловище, согнутая в тазобедренном и коленном суставах толчковая нога подтягивается к маховой, затем ноги соединяются и почти, прямые выносятся вперед. Наскок на мостик продолжается 0,27- 0%33 с. При этом руки из крайне заднего положения начинают двигаться вниз-вперед и в момент касания ногами мостика находятся внизу. Это важно для выполнения последующего взмаха руками. Чем выше скорость разбега, тем дальше ставят мостик от снаряда (на расстоянии 50—100 см).
Толчок ногами. Прыжок на мостик производится на носки напряженных, почти прямых ног без перехода на всю ступню. Ноги на мостике располагаются параллельно, на расстоянии ширины стопы. Лучшие гимнасты-прыгуны ставят ноги на место толчка акцентировано. С этой целью они в конце прыжка на мостик активно разгибают ноги в коленных и тазобедренных суставах и производят подошвенное сгибание стоп. Неквалифицированные спортсмены пассивно ждут момента приземления. При акцентированной постановке ног отталкивание длится 0,09—0,12 мс, а припеакцентированной — 0,15 0,18 с. Толчок ногами и взмах руками заканчиваются одновременно. В момент окончания ТОЛЧКИ ноги полностью выпрямляются в коленных суставах. Спине окру! лена. Тело гимнаста слегка наклонено вперед (15—20° от вертикали).
Полет до толчка руками. В полете уже нельзя изменить траекторию о.ц.т тела. Движениями в полете спортсмен может изменить только позу тела и положение его отдельных частей относительно о.ц.т. В этой фазе спортсмен выполняет предварительный мах ногами назад, разгибаясь в тазобедренных суставах до слегка прогнутого положения. Замах выполняется до опоры руками и способствует созданию условий для резкого сгибания тела в тазобедренных суставах в момент толчка руками. Время полета до толчка руками обычно колеблется в пределах 0,20—0,45 с.
Толчок руками. Отталкивание руками в опорных прыжках представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных между собой двигательных действий гимнаста. Несмотря на кратковременность толчка (0,15—0,45 с), действия прыгуна происходят в строгой последовательности. В толчке можно выделить три фазы: 1) стопорящую постановку выпрямленных рук на опору; 2) восприятие спортсменом удара, вызывающего некоторое сгибание рук в локтевых суставах и «проваливание» в плечевых суставах с нарастанием напряжения мышц-разгибателей, участвующих в отталкивании (амортизация); 3) активное отталкивание, представляющее собой быстрое движение плечевого пояса вверх, разгибание рук в плечевых и локтевых суставах и сгибание в лучезапястных.
Полет после толчка руками. Положение тела гимнаста в полете после толчка руками определяет вид прыжка. От качества выполнения этой фазы в значительной степени зависит оценка за прыжок в целом. В боковых прыжках время полета крайне незначительно (0,2—0,3 с). В прыжках других структурных групп время полета увеличивается (0,6—0,8 с). Зафиксировав положение, определяющее конкретную форму прыжка, гимнаст перед приземлением выпрямляется.
Приземление. Приземлившись на носки напряженных и выпрямленных ног, надо немедленно опуститься на всю стопу и усилить давление на ту «часть стопы», в сторону которой теряется равновесие. Для сохранения равновесия спортсмену необходимо выполнить волнообразное движение. Оно начинается с нижних звеньев тела и направляется в сторону, противоположную потере равновесия. «Запас устойчивости» будет большим, когда носки и колени разведены в стороны. Упругое сгибание ног в момент приземления необходимо для смягчения удара, возникающего при соприкосновении ног с опорой. Так называемое жесткое приземление, как правило, затрудняет сохранение равновесия и нередко приводит к травмам ног.
10.3. ПРИКЛАДНЫЕ ОПОРНЫЕ ПРЫЖКИ
Вскок в упор на коленях и соскок ноги врозь (козел в ширину). Выполнив наскок на колени, опуститься на пятки, руки назад, незначительно наклонить туловище вперед. Энергично взмахнув руками вперед-кверху, оттолкнуться от снаряда, подняв таз от пяток, и, разводя ноги врозь, выполнить соскок с прогнутым телом.
Обучение: а) на полу сидя на пятках, одновременно со взмахом руками кверху встать на колени; б) то же, но, отталкиваясь коленями, прийти в присед; в) из упора стоя на коленях перейти в упор стоя ноги врозь; г) то же в стойку ноги врозь, руки вверх.
Страховка. Страховать под грудь или под спину (в зависимости от того, как падает ученик).
Обучение: а) из упора присев на полу прыжок вверх и мягко приземляться; б) из стойки на гимнастической скамейке, низком бревне или на подвесной площадке прыжок с устойчивым приземлением; в) наскок в упор присев, соскок прогнувшись.
Страховка. Поддерживать под грудь или под спину — в зависимости от положения ученика в полете перед приземлением.
Прыжок боком через коня с ручками (рис. 136). После толчка ногами, опираясь на ручки коня, энергично поднять согнутое тело вверх и в сторону прыжка. Подавая таз вперед, разогнуться над снарядом и, оттолкнувшись одной рукой, передать тяжесть тела на другую. В положении боком над конем прогнуться. Когда тело пройдет над снарядом, оттолкнуться рукой, опиравшейся на ручку. Приземлиться спиной к снаряду.
Обучение: а) из упора лежа толчком ног упор лежа боком на правой (левой) руке; б) оттолкнувшись от мостика, напрыгнуть на коня в упор боком; в) стоя на трамплине перед конем, хватом за ручки, оттолкнуться ногами и выполнить прыжок боком; г) о разбега прыжок боком, опираясь одной, рукой о ручку коня, другой — о тело.
Страховка. Стоять у места приземления, держать одном рукой за предплечье опорной руки гимнаста, другой — под таз.
Прыжок углом через коня в длину толчком одной ноги (рис. 137).
При прыжке углом вправо надо оттолкнуться от мостика, стоящего сбоку, левой ногой и одновременно опереться правой рукой о коня. Маховая нога движется кверху, а толчковая после отталкивания быстро присоединяется к ней. Опираться следует сначала правой, затем двумя и, наконец, левой рукой. Сохранять опору до момента приземления. Тело занимающегося над опорой должно быть согнутым. Мостик устанавливается сбоку, параллельно коню, у ближнего края снаряда. Приземляться боком к снаряду.
Обучение: а) сидя на коне на правом бедре, опереться руками за телом, делая взмах ногами вперед-вправо, соскочить со снаряда и приземлиться левым боком к нему; б) сидя на коне ноги врозь, опереться руками сзади о тело коня и взмахом ног соскок углом справа (влево); в) из седа на правом бедре на низких брусьях соскок углом через обе жерди (с помощью и самостоятельно); г) с 2—3 шагов наскок в сед углом на коня (на коня положить гимнастический мат); д) прыжок углом с помощью и самостоятельно.
Страховка. Правой рукой поддерживать за плечо, левой — под спину.
Прыжок углом через коня в ширину с ручками (рис. 138). После прямого разбега, оттолкнувшись ногами от мостика и опираясь прямыми руками о ручки коня, повернуться на 90″ налево или направо. Начинать поворот последовательным движением ног и туловища. В момент поворота ноги находятся под прямым углом к туловищу. При прыжке углом вправо тяжесть тела в момент поворота перенести на правую руку и пропустить под левой рукой ноги над снарядом. После этого правая рука отталкивается от снаряда в направлении прыжка и несколько вперед, тяжесть тела переносится на левую руку. В момент приземления правая рука поднимается вперед или в сторону.
Обучение: а) из упора лежа перемах двумя влево с поворотом налево в сед; б) в упоре на низких брусьях размахивание и соскок углом (махом вперед); в) стоя на мостике, хватом руками за ручки, сделать несколько подскоков на месте и с последним подскоком выполнить прыжок углом.
Страховка. Стоять сбоку на стороне приземления, одной рукой держать гимнаста за руку выше локтя, другой — под спину. Прыжок прогнувшись через коня в ширину с ручками (рис. 139). Опираясь прямыми руками на ручки коня, оттолкнуться ногами и сделать ими мах назад до угла 35—45° к горизонтали. Вслед за этим, подавая плечи вперед и в сторону поворота, повернуться грудью к снаряду. Одновременно прогнуться в грудной и поясничной частях позвоночника. Проходя над снарядом, оттолкнуться рукой, в сторону которой выполняется прыжок, и приземлиться.
Обучение: а) из размахивания в упоре на низких брусьях махом назад соскок прогнувшись вправо (влево); б) из размахивания в упоре на концах брусьев лицом наружу соскок прогнувшись с поворотом на 90° боком к снаряду; в) прыжок прогнувшись с места через коня в ширину с ручками, стоя на трамплине; г) прыжок прогнувшись через коня с двух мостиков, поставленных один на другой.
Страховка. Двумя руками держать ученика за опорную РУКУ-
10.4. СПОРТИВНЫЕ ОПОРНЫЕ ПРЫЖКИ
Обучение: а) прыжок на месте толчком двумя ногами с разведением и сведением их в полете; б) прыжок ноги врозь с высоты (50—100 см); в) из упора лежа на полу толчком ногами перейти в упор стоя согнувшись ноги врозь; г) и. п. — упор стоя у гимнастической стенки. Прыжки на месте с разведением и сведением ног после отталкивания. Следить, чтобы в момент полного разведения ног в стороны таз поднимался до уровня плеч; д) упражнение с партнером: прыжок ноги врозь, сгибаясь и разгибаясь. Прыжок выполняется толчком двумя ногами, партнер стоит сзади и поддерживает гимнаста за поясницу.
Страховка. Одной рукой поддерживать под грудь или под спину — в зависимости от положения тела гимнаста перед приземлением, другой — за предплечье или за запястье.
Обучение: а) опираясь реками о гимнастическую стенку (прямые руки на уровне плеч), прыжки на месте сгибая ноги. При выполнении упражнения таз поднимать возможно выше, группироваться плотно, ноги не разводить; б) из упора лежа толчком ног перейти в упор присев (в упоре присев ноги вместе, носки доходят до линии рук, колени у груди); в) из упора присев встать, руки вверх-наружу, затем принять положение приземления е последующим выпрямлением в основную стойку; г) прыжок согнув ноги с последующим разгибанием (плечи назад не отводить) с различных прыжковых снарядов; д) е разбега вскок в упор присев на козла и соскок согнув ноги с последующим разгибанием. Прыжок согнув ноги через козла можно усложнить, отодвигая мостик от снаряда, увеличивая высоту препятствия, предлагая выполнить прыжок через веревочку, протянутую перед или за снарядом.
Если занимающийся допускает ошибки в технике, ему нецелесообразно продолжать выполнять прыжок, надо переключиться на подводящие упражнения, чтобы отрабатывать отдельные фазы прыжка.
Страховка. Придерживать ученика за руку выше локтя или под спину.
сваливаются вперед и толчок выполняется «под себя». После такого толчка полет будет низким. Ноги разводятся в стороны только с началом толчка руками, и одновременно тело сгибается в тазобедренных суставах. Таз перемещается вверх. Закончив отталкивание руками, гимнаст поднимает плечи вверх и постепенно разгибается. Торопиться с разгибанием не следует, так как прогибание при толчке руками — грубейшая ошибка.
Страховка. Поддерживать ученика под грудь и за руку выше локтя.