Что не относится к наиболее вероятным угрозам экономической безопасности страны
Суть явления
Совокупность факторов риска, целенаправленно воздействующих на хозяйственную систему государства, региона или предприятия, называют экономическими угрозами. Сущность этого понятия заключается в ущербе, нанесённом экономике страны или конкретной организации. Результат воздействия — снижение финансового потенциала системы в ограниченный промежуток времени.
Угрозы в сфере экономики обусловлены противоречиями между индивидами, группами людей или державами. Конкурентная борьба происходит на макроэкономическом уровне. Явление характеризуется несколькими особенностями:
Существует несколько способов ранжирования экономических угроз. Например, в зависимости от степени формирования фактора выделяют потенциальные и реальные риски.
По своему характеру угрозы бывают природными, социальными или антропогенными. По времени действия выделяют краткосрочные и долгосрочные риски.
Основные виды угроз
В экономике принято использовать классификацию, основанную на источнике возникновения угрозы. Выделяют внешние и внутренние факторы риска. Независимо от вида источников угроз экономической безопасности, правительство любого государства обязано принимать быстрые меры противодействия.
Внутренние факторы
Иногда экономическая угроза исходит от самого́ государства и его граждан. Как правило, внутренние факторы риска связаны с неэффективной финансово-экономической политикой, недостаточным контролем правительства над хозяйственной системой. Кроме этого, к внутригосударственным угрозам относятся такие явления, как спад инвестиций в сфере производства, высокий уровень монополизации экономики, кризис финансово-кредитной системы.
На современном историческом этапе для России критичны другие факторы риска:
Научно-техническое развитие является основным двигателем экономики любого государства. Благодаря научным достижениям происходит совершенствование всех сфер производства, орудий труда, рабочей силы. На развитие этой сферы прогрессивные государства выделяют не менее 2% от общих бюджетных средств. В 90-е гг. в России объём ассигнования не превышал и 0,5%. Это привело к тому, что научная сфера в России стала одной из самых низкооплачиваемых, тогда как в других державах профессия учёного считается престижной.
Ещё одной угрозой экономической безопасности страны является обнищание населения. Обесценивание труда приводит к формированию низкого уровня ответственности сотрудника за выполненную работу. При низком уровне дохода населения невозможно развивать предприятия, предоставляющие платные услуги.
Усиливается социальная напряжённость, которая со временем может привести к повышению уровня преступности и насильственным методам захвата власти. В истории России было немало примеров губительного влияния обнищания населения на политическую и экономическую обстановку в стране. Последствием бедности может быть ухудшение демографической ситуации.
Криминализация хозяйственной системы — третья важнейшая экономическая угроза.
Преступная деятельность основана на теневом денежном капитале. В казну не поступают налоги, наблюдается отмывание капитала и перевод денежных средств в другие государства. Теневой капитал тормозит формирование официальной национальной экономики.
Внешнее давление на государство
К внешним угрозам можно отнести военные конфликты между державами, стихийные действия, пандемии и продовольственные дефициты. Мнение о том, что «маленькая победоносная война» способна улучшить состояние экономики, ошибочно. Любой международный конфликт приводит к перераспределению государственных ресурсов. Военные расходы увеличиваются, а затраты на образование, медицину и развитие инфраструктуры, напротив, сокращаются.
Не менее губительны для экономики стихийные бедствия и пандемии. К примеру, финансовый ущерб от цунами и землетрясения, произошедшего в 2011 году в Японии, оценивается в 210 млрд долларов. Покрыть расходы на восстановление инфраструктуры можно только путём увеличения налогов и использования резервных денежных средств. Во время массовых эпидемий и пандемий и вовсе парализована работа большинства предприятий. Из-за быстрого обнищания населения внешние проблемы быстро превращаются во внутренние. Ситуация усложняется тем, что предсказать некоторые явления природы невозможно.
Для хозяйственной системы России характерны следующие экономические угрозы:
Чем выше научно-технический и оборонный потенциал другой державы, взаимодействующей с Россией, тем больше от него исходит опасностей экономического характера. Дополнительно к внешним угрозам можно отнести рост внешнего долга государства и неэффективную деятельность таможенной службы.
Стратегия экономической безопасности
Главное условие сохранения финансовой устойчивости государства — разработка и применение эффективной стратегии экономической безопасности. В РФ действует Указ президента № 208, в котором прописаны меры противодействия факторам риска.
В документе представлены главные цели государственной политики в финансовой сфере:
Указом президента учреждена система управления рисками. Структура обязана своевременно выявлять вызовы и угрозы, оперативно реагировать на них и представлять конкретные управленческие решения. В статьях указа перечисляются этапы, основные механизмы и правила реализации стратегии.
Материал по теме может быть использован для составления курсовой работы, реферата или презентации по экономике или обществознанию.
Система угроз экономической безопасности страны
Прежде чем рассматривать многообразие классификаций угроз экономической безопасности, следует развести понятия «опасность» и «угроза».
Опасность выражается в понесении определенных экономических потерь, то есть опасность следует рассматривать как сигнал возможного появления угроз безопасности и ущерба экономике, таким образом, опасность означает лишь потенциальную угрозу экономике страны, которая в случае непринятия соответствующих адекватных мер, превращается в реальную угрозу и потери для экономики.
Угрозой экономической безопасности следует считать наступление такого состояния экономики, которое препятствует нормальному развитию общества и государства, приводит к их дестабилизации и наносит им существенный ущерб.
Многие современные экономисты схожи во мнении, что угрозы проявляются в нарушении предельных значений индикаторов экономической безопасности.
Многообразие видов угроз экономической безопасности в современных условиях, в свою очередь, обуславливает целесообразность их группировки (классификации по различным признакам).
1. По вероятности возникновения угрозы подразделяю на:
2. По причинам возникновения угрозы подразделяю на:
3. По реальности возникновения угрозы подразделяю на:
4. По объектам (сферам) угрозы подразделяют на:
– угрозы в финансовой сфере;
– угрозы в социальной сфере;
5. По масштабам возникновения угрозы подразделяются на:
6. По величине ущерба:
7. По характеру угрозы подразделяются на:
8. По природе возникновения:
Внутренние угрозы–обусловленные возникновением дестабилизирующих факторов внутри страны таких, как:
– неспособность к самосохранению и саморазвитию;
–слабость инновационного начала в развитии;
– неэффективность системы государственного регулирования экономики;
– неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов для нахождения наиболее безболезненных путей развития общества и др.
Внешние угрозы– обусловленные общемировыми тенденциями такими, как:
– изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли;
– резкие колебания курса национальной валюты;
– превышение оттока капитала над его притоком (иностранные инвестиции);
– большой внешний государственный долг и увеличение корпоративного долга;
– чрезмерная импортная зависимость, перегрузка экспорта сырьевыми товарами.
Проведенные исследования внутренних и внешних угрозпоказали, что наибольшую опасность для нового российского государствапредставляют ее внутренние угрозы.
Позднее выяснилось, что длительное сохранение внутренних угроз без проведения эффективной экономической политики делает страну более уязвимой для внешних угроз. Во-первых,это связано с тем, что внутренние угрозы, ослабляя экономическую и особенно финансовую силу государства, мешают поддерживать и модернизировать армию с учетом структуры новых угроз. Очевидным это стало при агрессии НАТО против Югославии и вооруженном противостоянии Чечни федеральному центру РФ. Во-вторых,экономическая слабость государства превращает нацию в заложницу международных финансовых организаций, поскольку бюджетные ресурсы страны не позволяют государству эффективно функционировать, выполнять даже минимальные социальные обязательства, например, выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы, пенсии, пособия. Залезание в долги не только не решает проблемы бюджета, его дефицита, но и, напротив, ведет к увеличению его расходов на обслуживание внешнего долга. В-третьих,неспособность отечественного товарного производства удовлетворять внутренний спрос, что ведет к большей зависимости экономики от импорта, конъюнктуры внешнего рынка на его товарном и финансовом сегментах, прежде всего в части продовольствия, машин и оборудования, международных кредитов. В-четвертых,не справляясь с внутренними угрозами, государство лишено возможности проводить активную внешнюю политику, защищать интересы отечественных товаропроизводителей, способствовать экспорту конкурентоспособной продукции, завоевывать новые товарные рынки.
Таким образом, государство при ослабленной экономике и несовершенной финансовой системе лишено возможности влиять на политику международных финансовых организаций.
В Государственной стратегии экономической безопасности РФ выделены наиболее вероятные угрозы экономической безопасности, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти:
1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов:
– расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей;
– увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений – наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного;
– рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам; задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.
2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как:
– усиление топливно-сырьевой направленности экономики;
– отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;
– низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;
– свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;
– снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;
– завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;
– приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка;
– рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.
3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов. Важнейшими факторами этой угрозы являются:
– объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;
– нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;
– увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.
4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как:
– рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;
– сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;
– ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.
Основными причинами, вызывающими возникновение указанных угроз, являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, сохранение инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике.
Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.
Рассмотрим некоторые современные теоретические концепции, характеризующие угрозы экономической безопасности. Так, концепция академика РАН Л.И. Абалкина в числе наиболее опасных современных угроз экономической безопасности называет:
– нарастающий спад производства и потерю рынков;
– разрушение научно-технического потенциала и деиндустриализацию экономики;
– возможность утраты продовольственной независимости страны;
– рост безработицы и ослабление трудовой мотивации;
– существенное увеличение внешнего долга;
По мнению В.К. Сенчагова к наиболее опасным угрозам экономической безопасности Российской Федерации, следует отнести.
1. Потеря производственного потенциала из-за высокого износа основныхфондов.Износ машин и оборудования хотя и сократился после финансовогокризиса 1998 г., но находится на критической отметке, составляя более 60%.В настоящее время коэффициент обновления основных фондов в 5-6 разменьше, чем в 1980-х гг. Возобновление воспроизводства основных фондов впрежнем отраслевом и видовом составе вряд ли возможно и целесообразно.Поэтому нужна принципиально иная стратегия воспроизводства основногокапитала на базе качественной структуры инвестиций с приоритетным развитием инновационных технологий и обрабатывающих отраслей.
2.Внешний долг, опасность обострения финансового кризиса.Общая суммавнешнего долга, по данным платежного баланса, составила в 2003 г. 182,4 млрддолл. Его погашение за последние годы составило примерно треть всего федерального бюджета. В 2003 г. расходы на погашение и обслуживание внешнегодолга составили 17 млрд долл., в 2004 г. – 16,3 млрд долл., в 2005 г. – предположительно 18,9, в 2007 г. – 14,9 млрд долл.
3. Нестабильная инвестиционная активность.В 2000 г. впервые произошелсущественный прирост инвестиций – 17,4%. Однако в 2001 г. темпы резкоснизились до 10%, в 2002 г. –до 2,6%, а в 2003 г. – вновь повысились до 12,5%.
4.Низкая конкурентоспособность продукции.Известно, что после резкойдевальвации рубля начал существенно снижаться импорт и отечественные товары нашли свою нишу на внутреннем рынке. Доля импорта в ресурсах розничного товарооборота снизилась с 48-52% в 1994-1998 гг. до 35% к началу2000 г. Однако в дальнейшем эффект импортозамещения был исчерпан. Отечественная продукция вновь перестала быть конкурентоспособной. В 2001г.доля импорта в ресурсах розничного товарооборота вновь составила 41%, в2002 г.– 43, в 2003 г.– 44%.
5.Высокий уровень бедности населения и низкое качество жизни большейчасти российского народа.Доля населения с доходами ниже прожиточногоминимума существенно снизилась в 2003 г. по сравнению с 2000 г. (36%),однако все еще составляет более 20% и выше порогового значения более чемв 2 раза. Отношение доходов 10% наиболее обеспеченных к доходам 10% наименее обеспеченных слоев населения сохраняется в течение последних летна уровне 14.
6. Утечка капитала.По экспертным оценкам, нелицензируемый вывоз капитала в 1992-2000 гг. составил более 200 млрд долл., в том числе в 2000 г.примерно 25 млрд долл., и, по расчетам на основе платежного баланса, в последние годы сохраняется на уровне более 20 млрд долл. в год.
Тема № 25. Экономическая безопасность национальной экономики: понятие и концепция
(Задание с выбором одного правильного ответа из предложенных)
Вопрос № 25.1.К наиболее вероятным угрозам экономической безопасности страны не относится.
+ 1.интенсификация хозяйственной деятельности
2.значительная неравномерность уровнней развития регионов
3.деформация структуры национальной экономики
4.значительное расслоение населения по уровню жизни
Вопрос № 25.2.Внутриэкономическая сфера государственной безопасности связана с…
+ 1.природными факторами
2.конкурентоспособностью страны
3.устойчивостью мирового валютного рынка
4.вовлеченностью в мировую хозяйственную систему
Вопрос № 25.3.К внутренним угрозам экономической безопасности России относится …
1.неразвитость транспортной инфраструктуры экспортно-импортных операций
2.высокая зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры
+ 3.сокращение численности населения и его старение
4.высокий уровень внешнего государственного долга
Вопрос № 25.4.К внешним угрозам экономической безопасности России относятся …
1.криминализация экономики и рост организованной преступности
2.неразвитость транспортной инфраструктуры в экономике страны
+ 3.дискриминационные меры зарубежных стран во внешнеэкономических отношениях с Россией
4.сокращение численности населения и его старение
Вопрос № 25.5.Для существования национально-государственных интересов обществу необходимо …
1.написать гимн страны
+ 2.сформулировать национальную идею
3.выявить структурообразующую национальность
4.самоопределиться как нация
Вопрос № 25.6.К основным задачам Совета безопасности России не относится…
1.способствование экономическому росту
2.сохранение социально-политической стабильности
+ 3.закрепление позиций РФ на мировом рынке
4.коренное улучшение экологической ситуации в стране
Вопрос № 25.7.Технологическая (промышленная) безопасность как вид экономической безопасности связана в том числе с проблемой…
+ 1.«утечки мозгов»
2.полного отсутствия собственных энергоносителей
3.роста цен
4.обеспечения благоприятного для производителей валютного курса
Вопрос № 25.8.Экономическая безопасность обеспечивается …
1.политическими и административными методами
2.военными методами, включая защиту секретов
+ 3.экономическими методами и средствами неэкономического характера
4.экономическими методами
Вопрос № 25.9.Координирующим органом институтов, входящих в систему национальной безопасности, является …
1.Федеральная служба охраны
2.Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
+ 3.Совет безопасности, руководимый президентом страны
4.Федеральная служба безопасности
Вопрос № 25.10.От эффективности управления государственной собственностью непосредственно зависит состояние_________ безопасности.
1.экологической
2.промышленной
3.внешнеэкономической
+4.энергетической
Вопрос № 25.10.Экономическая безопасность национальной хозяйственной системы страны – это такое состояние экономики страны.
+ 1.когда негативное воздействие внешних и внутренних факторов не приводят к нарушению в ней нормального хода воспроизводственного процесса
2.которое не содержит реальных угроз для её развития
3.когда она не реагирует на воздействие негативных факторов развития
4.которое характеризует минимальный уровень её вовлеченности в мировое хозяйство
Вопрос № 25.11.Непосредственно не приводят к возникновению угроз экономической безопасности условия.
+ 1.сохранности и складирования товаров
2.нестабильности политической ситуации
3.законодательного оформления важных вопросов социально-экономических отношений
4.формирования моральной и производственной ответственности граждан
Вопрос № 25.12.К видам экономической безопасности не относится…
+ 1.ресурсная
2.информационная
3.энергетическая
4.промышленная
Вопрос № 25.13.Понятия «национальная безопасность» и «экономическая безопасность» соотносятся как…
+ 1.понятие «национальная безопасность» шире понятия «экономическая безопасность»
2.понятие «экономическая безопасность» шире понятия «национальная безопасность»
3.тождественные
4.не связанные друг с другом
Вопрос № 25.14.Внешнеэкономическая сфера государственной безопасности в том числе связана с…
+ 1.устойчивостью финансового рынка
2.инфраструктурными факторами
3.социальными факторами
4.демографическими факторами
Вопрос № 25.15.К основным направлениям совершенствования управления экономической безопасностью не относится…
+ 1.сохранение неизменной структуры экономики
2.поддержка малого бизнеса
3.стимулирование инновационной деятельности различных типов предприятий
4.обеспечение эффективного взаимодействия государства и бизнеса
Вопрос № 25.16.К основным угрозам экономической безопасности России в Государственной стратегии экономической безопасности отнесено…
+ 1.увеличение имущественной дифференциации населения
2.ослабление топливно-сырьевой направленности экономики
3.приток иностранных инвестиций
4.появление военных угроз
Вопрос № 25.17.Концепция экономической безопасности РФ первоначально была сформулирована и обнародована как…
+ 1.Государственная стратегия экономической безопасности РФ
2. часть Концепции национальной безопасности РФ
3. самостоятельныйдокумент с тем же названием
4.часть Государственной стратегии национальной безопасности РФ
Вопрос № 25.18.Механизмы обеспечения экономической безопасности РФ прописаны…
+ 1.в Концепции экономической безопасности РФ
2.в Концепции национальной безопасности РФ
3.вГосударственной стратегии экономической безопасности РФ
4.в Государственной стратегии национальной безопасности РФ
Вопрос № 25.19.Национально-государственные интересы, защищённость которых достигается при обеспечении экономической безопасности, представляют собой совокупность …
+ 1.важных общих интересов всех групп общества
2.личных экономических интересов граждан страны
3.интересов всех хозяйствующих субъектов
4.интересов государственных органов власти и общества
Вопрос № 25.20.Обеспечение сбалансированности государственного бюджета непосредственно связано с обеспечением ___________ безопасности.
+ 1.финансовой
2.политической
3.промышленной
4.внешнеэкономической
Вопрос № 25.21.Геоэкономические конкурентные преимущества России представлены …
+ 1.сельским хозяйством, добывающей промышленностью, железнодорожным транспортом, дешевизной рабочей силы, научными школами
2.технологическим развитием производства, творческим потенциалом, пищевой промышленностью
3.информационными технологиями и национальной инновационной системой, научными школами
4.обрабатывающей промышленностью и строительством, водным транспортом
Вопрос № 25.22.Картина мира в соответствии с концепцией национальной безопасности России является: