Что не относится к наиболее вероятным угрозам экономической безопасности страны

Что не относится к наиболее вероятным угрозам экономической безопасности страны

Суть явления

Совокупность факторов риска, целенаправленно воздействующих на хозяйственную систему государства, региона или предприятия, называют экономическими угрозами. Сущность этого понятия заключается в ущербе, нанесённом экономике страны или конкретной организации. Результат воздействия — снижение финансового потенциала системы в ограниченный промежуток времени.

Угрозы в сфере экономики обусловлены противоречиями между индивидами, группами людей или державами. Конкурентная борьба происходит на макроэкономическом уровне. Явление характеризуется несколькими особенностями:

Существует несколько способов ранжирования экономических угроз. Например, в зависимости от степени формирования фактора выделяют потенциальные и реальные риски.

По своему характеру угрозы бывают природными, социальными или антропогенными. По времени действия выделяют краткосрочные и долгосрочные риски.

Основные виды угроз

В экономике принято использовать классификацию, основанную на источнике возникновения угрозы. Выделяют внешние и внутренние факторы риска. Независимо от вида источников угроз экономической безопасности, правительство любого государства обязано принимать быстрые меры противодействия.

Внутренние факторы

Что не относится к наиболее вероятным угрозам экономической безопасности страны

Иногда экономическая угроза исходит от самого́ государства и его граждан. Как правило, внутренние факторы риска связаны с неэффективной финансово-экономической политикой, недостаточным контролем правительства над хозяйственной системой. Кроме этого, к внутригосударственным угрозам относятся такие явления, как спад инвестиций в сфере производства, высокий уровень монополизации экономики, кризис финансово-кредитной системы.

На современном историческом этапе для России критичны другие факторы риска:

Научно-техническое развитие является основным двигателем экономики любого государства. Благодаря научным достижениям происходит совершенствование всех сфер производства, орудий труда, рабочей силы. На развитие этой сферы прогрессивные государства выделяют не менее 2% от общих бюджетных средств. В 90-е гг. в России объём ассигнования не превышал и 0,5%. Это привело к тому, что научная сфера в России стала одной из самых низкооплачиваемых, тогда как в других державах профессия учёного считается престижной.

Ещё одной угрозой экономической безопасности страны является обнищание населения. Обесценивание труда приводит к формированию низкого уровня ответственности сотрудника за выполненную работу. При низком уровне дохода населения невозможно развивать предприятия, предоставляющие платные услуги.

Усиливается социальная напряжённость, которая со временем может привести к повышению уровня преступности и насильственным методам захвата власти. В истории России было немало примеров губительного влияния обнищания населения на политическую и экономическую обстановку в стране. Последствием бедности может быть ухудшение демографической ситуации.

Криминализация хозяйственной системы — третья важнейшая экономическая угроза.

Преступная деятельность основана на теневом денежном капитале. В казну не поступают налоги, наблюдается отмывание капитала и перевод денежных средств в другие государства. Теневой капитал тормозит формирование официальной национальной экономики.

Внешнее давление на государство

Что не относится к наиболее вероятным угрозам экономической безопасности страны

К внешним угрозам можно отнести военные конфликты между державами, стихийные действия, пандемии и продовольственные дефициты. Мнение о том, что «маленькая победоносная война» способна улучшить состояние экономики, ошибочно. Любой международный конфликт приводит к перераспределению государственных ресурсов. Военные расходы увеличиваются, а затраты на образование, медицину и развитие инфраструктуры, напротив, сокращаются.

Не менее губительны для экономики стихийные бедствия и пандемии. К примеру, финансовый ущерб от цунами и землетрясения, произошедшего в 2011 году в Японии, оценивается в 210 млрд долларов. Покрыть расходы на восстановление инфраструктуры можно только путём увеличения налогов и использования резервных денежных средств. Во время массовых эпидемий и пандемий и вовсе парализована работа большинства предприятий. Из-за быстрого обнищания населения внешние проблемы быстро превращаются во внутренние. Ситуация усложняется тем, что предсказать некоторые явления природы невозможно.

Для хозяйственной системы России характерны следующие экономические угрозы:

Что не относится к наиболее вероятным угрозам экономической безопасности страны

Чем выше научно-технический и оборонный потенциал другой державы, взаимодействующей с Россией, тем больше от него исходит опасностей экономического характера. Дополнительно к внешним угрозам можно отнести рост внешнего долга государства и неэффективную деятельность таможенной службы.

Стратегия экономической безопасности

Главное условие сохранения финансовой устойчивости государства — разработка и применение эффективной стратегии экономической безопасности. В РФ действует Указ президента № 208, в котором прописаны меры противодействия факторам риска.

В документе представлены главные цели государственной политики в финансовой сфере:

Что не относится к наиболее вероятным угрозам экономической безопасности страны

Указом президента учреждена система управления рисками. Структура обязана своевременно выявлять вызовы и угрозы, оперативно реагировать на них и представлять конкретные управленческие решения. В статьях указа перечисляются этапы, основные механизмы и правила реализации стратегии.

Материал по теме может быть использован для составления курсовой работы, реферата или презентации по экономике или обществознанию.

Источник

Система угроз экономической безопасности страны

Что не относится к наиболее вероятным угрозам экономической безопасности страны Что не относится к наиболее вероятным угрозам экономической безопасности страны Что не относится к наиболее вероятным угрозам экономической безопасности страны Что не относится к наиболее вероятным угрозам экономической безопасности страны

Что не относится к наиболее вероятным угрозам экономической безопасности страны

Что не относится к наиболее вероятным угрозам экономической безопасности страны

Прежде чем рассматривать многообразие классификаций угроз экономической безопасности, следует развести понятия «опасность» и «угроза».

Опасность выражается в понесении определенных экономических потерь, то есть опасность следует рассматривать как сигнал возможного появления угроз безопасности и ущерба экономике, таким образом, опасность означает лишь потенциальную угрозу экономике страны, которая в случае непринятия соответствующих адекватных мер, превращается в реальную угрозу и потери для экономики.

Угрозой экономической безопасности следует считать наступление такого состояния экономики, которое препятствует нормальному развитию общества и государства, приводит к их дестабилизации и наносит им существенный ущерб.

Многие современные экономисты схожи во мнении, что угрозы проявляются в нарушении предельных значений индикаторов экономической безопасности.

Многообразие видов угроз экономической безопасности в современных условиях, в свою очередь, обуславливает целесообразность их группировки (классификации по различным признакам).

1. По вероятности возникновения угрозы подразделяю на:

2. По причинам возникновения угрозы подразделяю на:

3. По реальности возникновения угрозы подразделяю на:

4. По объектам (сферам) угрозы подразделяют на:

– угрозы в финансовой сфере;

– угрозы в социальной сфере;

5. По масштабам возникновения угрозы подразделяются на:

6. По величине ущерба:

7. По характеру угрозы подразделяются на:

8. По природе возникновения:

Внутренние угрозы–обусловленные возникновением дестабилизирующих факторов внутри страны таких, как:

– неспособность к самосохранению и саморазвитию;

–слабость инновационного начала в развитии;

– неэффективность системы госу­дарственного регулирования экономики;

– неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов для на­хождения наиболее безболезненных путей развития общества и др.

Внешние угрозы– обусловленные общемировыми тенденциями такими, как:

– изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли;

– резкие колебания курса национальной валюты;

– превыше­ние оттока капитала над его притоком (иностранные инвестиции);

– большой внешний государственный долг и увеличение корпоративного долга;

– чрезмер­ная импортная зависимость, перегрузка экспорта сырьевыми товарами.

Проведенные исследования внутренних и внешних угрозпоказали, что наибольшую опасность для нового российского государствапредставляют ее внутренние угрозы.

Позднее выяснилось, что длительное со­хранение внутренних угроз без проведения эффективной экономической политики делает страну более уязвимой для внешних угроз. Во-первых,это связано с тем, что внутренние угрозы, ослабляя экономическую и особенно финансо­вую силу государства, мешают поддерживать и модернизировать армию с уче­том структуры новых угроз. Очевидным это стало при агрессии НАТО против Югославии и вооруженном противостоянии Чечни федеральному центру РФ. Во-вторых,экономическая слабость государства превращает нацию в залож­ницу международных финансовых организаций, поскольку бюджетные ре­сурсы страны не позволяют государству эффективно функционировать, вы­полнять даже минимальные социальные обязательства, например, выплачи­вать заработную плату работникам бюджетной сферы, пенсии, пособия. Залезание в долги не только не решает проблемы бюджета, его дефицита, но и, напротив, ведет к увеличению его расходов на обслуживание внешнего долга. В-третьих,неспособность отечественного товарно­го производства удовлетворять внутренний спрос, что ведет к большей зависимос­ти экономики от импорта, конъюнктуры внешнего рынка на его товарном и финансовом сегментах, прежде всего в части продовольствия, машин и обо­рудования, международных кредитов. В-четвертых,не справляясь с внутренни­ми угрозами, государство лишено возможности проводить активную внешнюю политику, защищать интересы отечественных товаропроизводителей, способ­ствовать экспорту конкурентоспособной продукции, завоевывать новые товар­ные рынки.

Что не относится к наиболее вероятным угрозам экономической безопасности страны

Таким образом, государство при ослабленной экономике и несовершенной финан­совой системе лишено возможности влиять на политику международных фи­нансовых организаций.

В Государственной стратегии экономической безопасности РФ выделены наиболее вероятные угрозы экономической безопасности, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов:

– расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей;

– увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений – наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного;

– рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам; задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как:

– усиление топливно-сырьевой направленности экономики;

– отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;

– низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;

– свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

– снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;

– завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;

– приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка;

– рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов. Важнейшими факторами этой угрозы являются:

– объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;

– нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;

– увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как:

– рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;

– сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;

– ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.

Основными причинами, вызывающими возникновение указанных угроз, являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, сохранение инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике.

Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.

Рассмотрим некоторые современные теоретические концепции, характеризующие угрозы экономической безопасности. Так, концепция академика РАН Л.И. Абалкина в числе наиболее опасных современных угроз экономической безопасности называет:

– нарастающий спад производства и потерю рынков;

– разрушение научно-технического потенциала и деиндустриализацию экономики;

– возможность утраты продовольственной независимости страны;

– рост безработицы и ослабление трудовой мотивации;

– существенное увеличение внешнего долга;

По мнению В.К. Сенчагова к наиболее опасным угрозам экономической безопасности Российской Федерации, следует отнести.

1. Потеря производственного потенциала из-за высокого износа основныхфондов.Износ машин и оборудования хотя и сократился после финансовогокризиса 1998 г., но находится на критической отметке, составляя более 60%.В настоящее время коэффициент обновления основных фондов в 5-6 разменьше, чем в 1980-х гг. Возобновление воспроизводства основных фондов впрежнем отраслевом и видовом составе вряд ли возможно и целесообразно.Поэтому нужна принципиально иная стратегия воспроизводства основногокапитала на базе качественной структуры инвестиций с приоритетным развитием инновационных технологий и обрабатывающих отраслей.

2.Внешний долг, опасность обострения финансового кризиса.Общая суммавнешнего долга, по данным платежного баланса, составила в 2003 г. 182,4 млрддолл. Его погашение за последние годы составило примерно треть всего федерального бюджета. В 2003 г. расходы на погашение и обслуживание внешнегодолга составили 17 млрд долл., в 2004 г. – 16,3 млрд долл., в 2005 г. – предположительно 18,9, в 2007 г. – 14,9 млрд долл.

3. Нестабильная инвестиционная активность.В 2000 г. впервые произошелсущественный прирост инвестиций – 17,4%. Однако в 2001 г. темпы резкоснизились до 10%, в 2002 г. –до 2,6%, а в 2003 г. – вновь повысились до 12,5%.

4.Низкая конкурентоспособность продукции.Известно, что после резкойдевальвации рубля начал существенно снижаться импорт и отечественные товары нашли свою нишу на внутреннем рынке. Доля импорта в ресурсах розничного товарооборота снизилась с 48-52% в 1994-1998 гг. до 35% к началу2000 г. Однако в дальнейшем эффект импортозамещения был исчерпан. Отечественная продукция вновь перестала быть конкурентоспособной. В 2001г.доля импорта в ресурсах розничного товарооборота вновь составила 41%, в2002 г.– 43, в 2003 г.– 44%.

5.Высокий уровень бедности населения и низкое качество жизни большейчасти российского народа.Доля населения с доходами ниже прожиточногоминимума существенно снизилась в 2003 г. по сравнению с 2000 г. (36%),однако все еще составляет более 20% и выше порогового значения более чемв 2 раза. Отношение доходов 10% наиболее обеспеченных к доходам 10% на­именее обеспеченных слоев населения сохраняется в течение последних летна уровне 14.

6. Утечка капитала.По экспертным оценкам, нелицензируемый вывоз капитала в 1992-2000 гг. составил более 200 млрд долл., в том числе в 2000 г.примерно 25 млрд долл., и, по расчетам на основе платежного баланса, в последние годы сохраняется на уровне более 20 млрд долл. в год.

Источник

Тема № 25. Экономическая безопасность национальной экономики: понятие и концепция

(Задание с выбором одного правильного ответа из предложенных)

Вопрос № 25.1.К наиболее вероятным угрозам экономической безопасности страны не относится.

+ 1.интенсификация хозяйственной деятельности

2.значительная неравномерность уровнней развития регионов

3.деформация структуры национальной экономики

4.значительное расслоение населения по уровню жизни

Вопрос № 25.2.Внутриэкономическая сфера государственной безопасности связана с…

+ 1.природными факторами

2.конкурентоспособностью страны

3.устойчивостью мирового валютного рынка

4.вовлеченностью в мировую хозяйственную систему

Вопрос № 25.3.К внутренним угрозам экономической безопасности России относится …

1.неразвитость транспортной инфраструктуры экспортно-импортных операций

2.высокая зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры

+ 3.сокращение численности населения и его старение

4.высокий уровень внешнего государственного долга

Вопрос № 25.4.К внешним угрозам экономической безопасности России относятся …

1.криминализация экономики и рост организованной преступности

2.неразвитость транспортной инфраструктуры в экономике страны

+ 3.дискриминационные меры зарубежных стран во внешнеэкономических отношениях с Россией

4.сокращение численности населения и его старение

Вопрос № 25.5.Для существования национально-государственных интересов обществу необходимо …

1.написать гимн страны

+ 2.сформулировать национальную идею

3.выявить структурообразующую национальность

4.самоопределиться как нация

Вопрос № 25.6.К основным задачам Совета безопасности России не относится

1.способствование экономическому росту

2.сохранение социально-политической стабильности

+ 3.закрепление позиций РФ на мировом рынке

4.коренное улучшение экологической ситуации в стране

Вопрос № 25.7.Технологическая (промышленная) безопасность как вид экономической безопасности связана в том числе с проблемой…

+ 1.«утечки мозгов»

2.полного отсутствия собственных энергоносителей

3.роста цен

4.обеспечения благоприятного для производителей валютного курса

Вопрос № 25.8.Экономическая безопасность обеспечивается …

1.политическими и административными методами

2.военными методами, включая защиту секретов

+ 3.экономическими методами и средствами неэкономического характера

4.экономическими методами

Вопрос № 25.9.Координирующим органом институтов, входящих в систему национальной безопасности, является …

1.Федеральная служба охраны

2.Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

+ 3.Совет безопасности, руководимый президентом страны

4.Федеральная служба безопасности

Вопрос № 25.10.От эффективности управления государственной собственностью непосредственно зависит состояние_________ безопасности.

1.экологической

2.промышленной

3.внешнеэкономической

+4.энергетической

Вопрос № 25.10.Экономическая безопасность национальной хозяйственной системы страны – это такое состояние экономики страны.

+ 1.когда негативное воздействие внешних и внутренних факторов не приводят к нарушению в ней нормального хода воспроизводственного процесса

2.которое не содержит реальных угроз для её развития

3.когда она не реагирует на воздействие негативных факторов развития

4.которое характеризует минимальный уровень её вовлеченности в мировое хозяйство

Вопрос № 25.11.Непосредственно не приводят к возникновению угроз экономической безопасности условия.

+ 1.сохранности и складирования товаров

2.нестабильности политической ситуации

3.законодательного оформления важных вопросов социально-экономических отношений

4.формирования моральной и производственной ответственности граждан

Вопрос № 25.12.К видам экономической безопасности не относится

+ 1.ресурсная

2.информационная

3.энергетическая

4.промышленная

Вопрос № 25.13.Понятия «национальная безопасность» и «экономическая безопасность» соотносятся как…

+ 1.понятие «национальная безопасность» шире понятия «экономическая безопасность»

2.понятие «экономическая безопасность» шире понятия «национальная безопасность»

3.тождественные

4.не связанные друг с другом

Вопрос № 25.14.Внешнеэкономическая сфера государственной безопасности в том числе связана с…

+ 1.устойчивостью финансового рынка

2.инфраструктурными факторами

3.социальными факторами

4.демографическими факторами

Вопрос № 25.15.К основным направлениям совершенствования управления экономической безопасностью не относится

+ 1.сохранение неизменной структуры экономики

2.поддержка малого бизнеса

3.стимулирование инновационной деятельности различных типов предприятий

4.обеспечение эффективного взаимодействия государства и бизнеса

Вопрос № 25.16.К основным угрозам экономической безопасности России в Государственной стратегии экономической безопасности отнесено…

+ 1.увеличение имущественной дифференциации населения

2.ослабление топливно-сырьевой направленности экономики

3.приток иностранных инвестиций

4.появление военных угроз

Вопрос № 25.17.Концепция экономической безопасности РФ первоначально была сформулирована и обнародована как…

+ 1.Государственная стратегия экономической безопасности РФ

2. часть Концепции национальной безопасности РФ

3. самостоятельныйдокумент с тем же названием

4.часть Государственной стратегии национальной безопасности РФ

Вопрос № 25.18.Механизмы обеспечения экономической безопасности РФ прописаны…

+ 1.в Концепции экономической безопасности РФ

2.в Концепции национальной безопасности РФ

3.вГосударственной стратегии экономической безопасности РФ

4.в Государственной стратегии национальной безопасности РФ

Вопрос № 25.19.Национально-государственные интересы, защищённость которых достигается при обеспечении экономической безопасности, представляют собой совокупность …

+ 1.важных общих интересов всех групп общества

2.личных экономических интересов граждан страны

3.интересов всех хозяйствующих субъектов

4.интересов государственных органов власти и общества

Вопрос № 25.20.Обеспечение сбалансированности государственного бюджета непосредственно связано с обеспечением ___________ безопасности.

+ 1.финансовой

2.политической

3.промышленной

4.внешнеэкономической

Вопрос № 25.21.Геоэкономические конкурентные преимущества России представлены …

+ 1.сельским хозяйством, добывающей промышленностью, железнодорожным транспортом, дешевизной рабочей силы, научными школами

2.технологическим развитием производства, творческим потенциалом, пищевой промышленностью

3.информационными технологиями и национальной инновационной системой, научными школами

4.обрабатывающей промышленностью и строительством, водным транспортом

Вопрос № 25.22.Картина мира в соответствии с концепцией национальной безопасности России является:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *