Что не относится к массовой форме работы
Что не относится к массовой форме работы
3. Теория и методика воспитательного процесса
3.4. Методы и формы воспитания
3.4.2 Формы организации воспитательного процесса
В воспитательном процессе используют массовые, групповые и индивидуальные формы его организации.
Массовые формы воспитательной работы.
Читательская конференция. Являясь важным средством пропаганды художественной и научной литературы, она помогает глубже понять содержание и образы произведения, особенности языка и стиля, научиться отличать главное от второстепенного, прививает литературно-эстетические вкусы.
Виды и тематика читательских конференций разнообразны: они могут проводиться на материале одной или нескольких работ, быть посвященными творчеству писателя или конкретной литературной или научной проблеме. Выбор темы определяется задачами нравственного и эстетического воспитания, характером учебного материала и возрастными особенностями подопечных.
В зависимости от типа конференции и индивидуальных особенностей читательского коллектива определяют ее структуру и формы проведения. Так, в 5-7 классах читательская конференция приближается к беседе, во время которой учащиеся высказывают свое отношение к героям, их поступкам, читают наизусть отрывки из книги, а после этого ставят инсценировки или пересматривают диафильм, кинофильм. В 8-12 классах читатели выступают с докладами, сообщениями, в которых дают моральную оценку чертам, качествам и поступкам героев книг, произведениям в целом, анализируют их художественные особенности и недостатки, делают выводы об их воспитательное и образовательное значение.
Студенты нарушают глубинные аспекты значимых проблем, претендуя на самостоятельный анализ, научно обоснованные выводы.
Тематический вечер. Чаще всего бывает общественно-политическим (посвященным государственным праздникам, памятным датам, политическим событиям) или патриотическим (приуроченным к исторических дат).
Ценность тематического вечера заключается прежде всего в том, что в его подготовке и проведении участвуют сами ученики, студенты. Выбирая тему, приглашая гостей, оформляя помещение, готовя выставку или номер художественной самодеятельности, отыскивая кинофильмы и т.д., они имеют возможность проявить свою инициативу, самостоятельность, эрудированность.
Вечер вопросов и ответов. Это интересный, динамичный образ разъяснение учащимся разнообразных вопросов внутренней политики Украины, международной жизни, производства, науки, техники, культуры, спорта, быта и др.
На тематических вечерах и вечерах вопросов и ответов используют различные методы и средства воздействия на школьников: выступления приглашенных гостей, демонстрации кинофильмов, художественную самодеятельность. Все это дает возможность сделать вечера интересными, воспитательную информацию доходчивой, убедительной, насыщенной яркими примерами из жизни.
Как правило, такие вечера подопечные готовят самостоятельно: пишут объявление о предстоящем вечер, изготавливают ящик для сбора вопросов, тетрадь для записи вопросов и предложений, оформляют помещение, книжные витрины, подбирают кинофильмы, готовят номера художественной самодеятельности.
Групповые формы воспитательной работы.
К этим формам относятся политинформация, час классного руководителя, куратора, кружок художественной самодеятельности, выпуск стенной газеты, поход, экскурсия.
Политическая информация. Она может быть обзорной или тематической.
Час классного руководителя. Это важное средство формирования научного мировоззрения и нравственного поведения школьников.
Тематику таких воспитательных мероприятий разрабатывает классный руководитель, учитывая особенности класса. Это может быть беседа об этических проблемах, лекция, диспут, устный журнал, встреча с интересным человеком, обсуждение книги и др. Последний час месяца целесообразно посвящать подведению итогов учебно-воспитательной работы класса.
К подготовке воспитательного мероприятия классный руководитель может привлекать и учащихся, что положительно влияет на них. Тему воспитательного мероприятия целесообразно определять заранее, распределив между воспитанниками задание по сбору и подготовке наглядности, предложив прочитать определенную литературу, подготовить вопросы, собрать местный материал (цифры, факты, воспоминания и т.п.).
Кружок художественной самодеятельности. Его ценность заключается в том, что искусство сближает людей, пробуждает чувство ответственности, способствует формированию умения коллективно переживать успехи и неудачи. Участие в его работе дает возможность проявить свои способности, разумно провести свободное время. Участники кружка художественной самодеятельности лучше чувствуют красоту искусства и природы, человеческих отношений, больше интересуются книгами.
Стенная газета. Стенные газеты бывают загальношкільними (факультетскими, вузовскими), классными (учебной группы), предметными, сатирическими и др. Благодаря им удается формировать общественное мнение, направлять ее в конструктивное русло.
Поход. Является интересной формой воспитания. Особенно увлекательными являются походы по историческим местам нашего народа. Собранные во время походов и встреч материалы оформляют в книги и альбомы.
Индивидуальные формы воспитательной работы.
Необходимым условием успешной индивидуальной воспитательной работы является изучение индивидуальных особенностей учащихся, студентов. Началом индивидуальной воспитательной работы должно быть установление искренних, доброжелательных отношений. Сделать это порой нелегко, поскольку индивиды, которые требуют больше внимания, нередко не доверяют педагогам. Большое значение при этом имеет авторитет воспитателя, его знания психологии личности, умение быстро ориентироваться в ситуации, предвидеть последствия своих педагогических воздействий.
Индивидуальная воспитательная работа должна быть систематической и последовательной. Она должна включать не только беседы с воспитанниками по поводу допущенных ими негативных поступков, но и профилактические беседы и другие мероприятия.
Обязательно также определить место каждого воспитанника среди его товарищей, стиль взаимоотношений с ними, его отношение к общественному мнению коллектива и отношение коллектива к нему, его поведения. Это даст возможность использовать воспитательные возможности коллектива в индивидуальной работе с конкретным воспитанником.
Необходимо предусмотреть и координирование воздействий педагогов, родителей и коллектива. Такая координация осуществляется благодаря обмену мнениями и анализа результатов воспитательного воздействия. В индивидуальной воспитательной работе используют разнообразные формы, ориентированные на раскрытие и развитие способностей личности. Это может быть коллекционирование, спортивные, творческие занятия, различные виды технического любительства и т.д.
Человек воспитывается в результате действия совокупности различных мероприятий и воздействий. Любой метод, средство, используют изолированно, в отрыве от системы воспитательных воздействий, не достигает воспитательной цели. Ведь, по мнению А. Макаренко, решающей является не логика определенного метода, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных.
Поэтому все методы и формы воспитания взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ни один из них не может быть универсальным средством воздействия на личность, на формирование ее качеств, каким бы совершенным он не был.
Формы воспитательной работы
ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Многообразие существующих в практике и создающихся новых форм воспитательной работы позволяет, тем не менее, выделить несколько их типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти основные типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет, по всей видимости, бесконечное множество методических модификаций и вариаций конкретных форм.
Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них ценен в процессе воспитания. Однако практика работы показывает, что в личной практике воспитателя преобладает, как правило, какой-то один тип форм, в то время как другие применяются крайне редко или совсем не применяются.
Общий анализ практики дает возможность выделить три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.
Mероприятия — это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Характерные признаки этого типа форм: это, прежде всего, созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, реагируют и т.п., то это и есть мероприятие.
Формы работы, которые могут быть объективно отнесены к мероприятиям: беседы, лекции, дискуссии, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия (например, по правилам дорожного движения, по гражданской обороне и др.). Мероприятия как форму воспитательной работы можно выбирать:
— когда нужно решить просветительские задачи: сообщить детям какую-либо сложную информацию, познакомить с культурной, политической жизнью общества;
— когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности: к вопросам общественной жизни народа, политики, экономики и др. В таких случаях целесообразны мероприятия с приглашением специалистов;
— когда организаторские функции слишком сложны для детей, либо объективно, либо по причине отсутствия достаточного опыта, например, при ведении дискуссий, обсуждений, организации массового проявления социальной активности (беседы, конференции, митинги и др.). Такие события организуются старшими для младших, когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо, например, организаторским умениям, практическим навыкам, познавательным умениям. В этом помогают занятия, практикумы, тренинги, когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка (прогулка, зарядка, беседа, рассказ, встреча, тренировка).
Вместе с тем мероприятия следует считать нецелесообразными, когда дети в состоянии самостоятельно, разумеется, с помощью педагогов, старших, организовать освоение и обмен ценной информацией и действиями. В этих случаях более предпочтительны формы работы другого типа, которые называются делами.
Характерные признаки этого типа форм: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Иначе говоря, делами можно считать такие события в жизни коллектива, когда воспитанники активно действуют, сами решают, что, как и для кого (чего) делать, сами организуют свою деятельность.
Формы работы, которые можно отнести к делам: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.
В реальной практике эти формы могут быть воплощены по-разному, в зависимости от того, кто является их организатором и какова степень творчества участников. Фактически по характеру реализации форм-дел можно различить три их подтипа:
— творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива (творческой или инициативной группы, микроколлектива и др.), которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение. Такие дела часто предполагают исполнительское творчество всех участников. Например, творческая группа разработала идею фестиваля рисованных фильмов, раздала командам роли представителей киностудий стран мира и задания: нарисовать и «озвучить» фильм на какую-либо тему, выступила в роли ведущих и жюри кинофестиваля;
— коллективные творческие дела, в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.
Коллективные творческие дела обладают наибольшими объективными воспитательными возможностями, так как они:
— предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества (творческие, организаторские, практические, интеллектуальные и др.);
— обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;
— способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразности и мобильности внутриколлективных связей и отношений;
— эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.
Третьим типом форм воспитательной работы является игра. Причем игру как тип воспитательной работы необходимо отличать от игровых приемов проведения дел и мероприятий (даже если эти дела и мероприятия носят наименование «игры»), а также от игр как форм стихийного (неорганизованного) проведения досуга (например, головоломок, шарад, настольных и подвижных игр и т.д.).
Характерные признаки этого типа форм не несут в себе, как правило, выраженной общественно полезной направленности (в отличие от игровых дел), однако могут и должны быть полезны для развития и воспитания их участников и направлены именно на это. В играх, в отличие от мероприятий, имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. В них заложены значительные воспитательные возможности. В игровой деятельности могут проявляться различные способности и личностные качества воспитанников, могут активно формироваться внутриколлективные отношения. Игры организуются педагогом (или педагогическим коллективом) часто при активном участии самих воспитанников.
К формам-играм можно отнести: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др. Если мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия, дела обычно делаются для кого-то (в том числе и для самих себя) или для чего-то, в них имеется продуктивная деятельность, то игры не предполагают получение никакого продукта, они самоценны как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ КУРАТОРСКИХ И КЛАССНЫХ ЧАСОВ
«Информ-дайджест» — еженедельная «пятиминутка» со свободным выбором тем. Каждый студент, предварительно проанализировав общественно-политические события за минувшую неделю, знакомит группу с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы, информационных радио- и телепередач.
По необходимости, преподавателем разрабатываются вопросы, позволяющие конкретизировать тему, определяются персональные и коллективные задания для студентов, уточняется порядок проведения тематического информационного часа.
Все это является серьезной предпосылкой активного вовлечения молодежи в политическую, социально-экономическую и культурную жизнь государства.
Формы проведения тематических информационных часов
Формы организации воспитательного процесса
Форма ( в пед.) –способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления. ( Педагогический словарь)
Во внеклассной воспитательной работе применяются различные формы организации учащихся. В педагогической литературе нет единого подхода к определению понятия «формавоспитательной работы».
Традиционно в педагогике понятие формы воспитания и формы организации воспитательного процесса отождествляются и определяются как варианты организации конкретного воспитательного процесса; композиционное построение воспитательного мероприятия. Но иногда в педагогической литературе дается определение организационных форм воспитания, как способа организации, способа выражения какого-то содержания. Например, соревнование как содержание деятельности включает формы организации соревнования: эстафета полезных дел, КВН, олимпиада, спартакиада, викторина и др. Поэтому форма всегда связана с содержанием.
В последнее время большинство педагогов ссылаются на классификацию Е.В. Титовой, которая считает, что все формы воспитательной работы следует разделить на 3 группы мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.
Мероприятия – это события, занятия, ситуация в коллективе, организуемое педагогами или воспитанниками с целью непосредственного воспитательного влияния на них.
Характерными признакамиэтой формы является созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. К ним относятся: беседы, лекции, дисциплины, диспуты, дискуссии, экскурсии и т.д.
Дела – это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.
Характерные признакиэтой формы: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания, самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. К ним относятся творческие дела или просто организованная, продуктивная общая работа: концерт, посадка деревьев и т.д.
Игры – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.
Игры не несут в себе ярко выраженной общественно полезной направленности, но они способствуют развитию и воспитанию их участников.
К ним относятся: деловые игры, сюжетно-ролевые, спортивные, познавательные и др.
Такими признаками могут быть протяженность во времени, количество участников, открытость ВД, результативность ВД.
По времени подготовки и проведения могут быть экспромтные и длительно готовящиеся воспитательные дела.
При удачном воплощении экспромтные формы несут в себе сильный эмоциональный заряд, обычно надолго запоминаются, а значит имеют определенную личностную значимость для участников. Дефицит времени при медленной подготовке мобилизует творческие силы и способности детей. Интересную точку зрения высказывает известный специалист в области воспитания Н.Е. Щуркова, которая считает что любое воспитательное дело должно поднять человека на более высокий уровень ценностных отношений, не требует длительных затрат времени и усилий его участников, несет максимум воспитательной эффективности, за счет насыщения и актуализации духовно-нравственных ценностей.
Воспитательные дела с предварительной подготовкой полнее реализуют развивающую и воспитательную функцию, причем именно подготовка дела более значима для всех его участников.
По количеству участников воспитательные дела могут быть групповые (воспитатель-группа детей), массовые (воспитатель-несколько групп).
По субъекту организации классификация воспитательных дел может быть следующей:
· организаторами выступают педагоги, родители, взрослые;
· деятельность организуется на основе сотрудничества детей и взрослых;
· инициатива и ее реализация принадлежит детям.
По результатам воспитательные дела делятся на следующие:
· результатом является информационный обмен;
· выработка общего решения;
· общественно значимый продукт.
Воспитательные дела могут быть «открытыми» и «закрытыми». «Открытость» предполагает проведение дела или вместе с кем-то и для кого-то, «закрытость» – для самих себя.
Форм воспитательной работы огромнейшее количество. Это многообразие создает сложности в их классификации, поэтому единой классификации нет. Предложены классификации по объекту воздействия (индивидуальные, групповые, массовые формы) и по направлениям, задачам воспитания (эстетическое, физическое, нравственное, умственное, трудовое, экологическое, экономическое).
Традиционно наиболее распространено деление форм воспитательной работы по объекту воздействия: индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые.
Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие её формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра.
К объединяющим формам работы относятся детские клубы, школьные музеи, общества. Широкое распространение получают клубы дружбы, выходного дня, интересных встреч. Действуют они на началах самоуправления, имеют свои названия, уставы. Работа клубов строится по секциям. Так интернациональные клубы могут иметь секции: корреспондентскую, изучение истории, географии, экономики, культуры страны, с которой дружат дети. Профильные клубы (литературные, юного физика, химика, математика). Целью политических клубов может стать изучение молодёжного движения за рубежом, изучение истории политических учений и др. Распространённой формой являются школьные музеи. По профилю они могут быть краеведческие, исторические, историко-литературные, природоведческие, художественные. Основная работа в школьных музеях связана со сбором материалов. Для этого проводятся походы, экспедиции, встречи с интересными людьми, ведётся широкая переписка, работа в архиве. Материалы музея должны использоваться на уроках, для просветительской деятельности среди взрослого населения. Необходимо, чтобы работа школьного музея проходила в контакте с государственным, который должен оказывать им научную и методическую помощь.
Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле служит важным средством сплочения коллектива. Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны. Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки.
Формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности. Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.
Формы воспитательной работы по направлениям воспитания.
Познавательная деятельность детей во внеклассной работе предназначена для формирования у них познавательного интереса, положительной мотивации в обучении, совершенствования учебных навыков. Она является продолжением учебной деятельности с использованием иных форм. Это может быть «Клуб почемучек», «Турнир любознательных», «Что? Где? Когда?», экскурсии в Политехнический музей, на производство, посещение разнообразных выставок и т.д.
Оздоровительно-спортивная деятельность детей во внеклассной работе необходима для их полноценного развития, так как в младшем школьном возрасте, с одной стороны, наблюдается высокая потребность в движении, а с другой стороны, от состояния здоровья младшего школьника зависит характер изменений в работе организма в подростковом возрасте. Спортивно-оздоровительная деятельность осуществляется в экскурсиях на природу, в спортивных, подвижных играх, спартакиадах, походах и пр.
Трудовая деятельность во внеклассной работе отражает содержание различных видов труда: бытового, ручного, общественно полезного, обслуживающего. Для педагога представляет определенные трудности организация трудовой деятельности во внеклассной работе, но его усилия стоят того воспитательного результата, который дает разнообразная систематическая трудовая деятельность школьников.
Данный результат проявляется в сформированной потребности к труду, в умении занять себя. Трудолюбие, трудовые умения и навыки формируются в мастерской Деда Мороза, кружках «Иголочка и ниточка», «Шпунтик и Винтик», «Книжкиной больнице», ремонтной мастерской класса, при регулярном проведении Дня чистоты. Во внеклассной работе можно организовать изготовление наглядных пособий к уроку, играм, шефскую работу, работу по облагораживанию своего города и т.д.
Творческая деятельность предполагает развитие склонностей, интересов детей, раскрытие их творческого потенциала. Творческая деятельность отражается в таких формах, как концерты, конкурсы песни, чтецов, рисунка и пр., театр, дизайн-клуб.
Выбранная учителем форма воспитания должна соответствовать цели воспитания, возрастным особенностям учащихся, системе воспитательной работы класса, классным традициям и т. д.
Каждая форма организации воспитательной работы:
· решает конкретные воспитательные задачи;
· используется для стимулирования деятельности учащихся;
· удовлетворяет интересы школьников;
· выступает основой развития личностных качеств и умений.
Методика организации и проведения воспитательных мероприятий может осуществляться двумя путями: 1) традиционно, когда основная часть работ по подготовке и проведению мероприятия выполняется педагогом, а ученики либо не участвуют в его подготовке вообще, либо эпизодически привлекаются на разных этапах; 2) на основе методики коллективного творческого дела (подробнее об этом см. 7.3), когда все этапы разработки, подготовки и проведения мероприятия реализуются на основе совместного творческого поиска педагогов и воспитанников.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте: