Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане

Разработка урока по теме «Освоение целины»

Орг. Момент: приветствие, проверка готовности к уроку (2 мин)
Вступительное слово учителя: (2 мин)
Дорогие ребята! На протяжении нескольких уроков Мы с вами рассматриваем послевоенное положение Казахстана. сегодня мы с Вами рассмотрим какими темпами развивалось сельское хозяйство после ВОВ.

1. В послевоенные годы сельское хозяйство испытывало глубокий кризис. На селе не хватало квалифицированных рабочих рук, фронтовики возвращавшиеся с Западных районов страны не могли решить проблему нехватку рабочих рук, во многих колхозах на полях использовалась тягловая сила, примитивные орудия труда, остро ощущалась нехватка сельскохозяйственной техники.
2. В послевоенные годы меры по улучшению производительности колхозов и совхозов в частности их укрупнение, реорганизация МТС и другие, не дали положительных результатов.
3. Низкий уровень сельскохозяйственного развития республики объяснялся также тем, что ассигнования в отрасли сельского хозяйства были не велики.
4. Слабо были развиты средства связи и транспорт.
5. Крестьянский класс хоть и был больше рабочего, но испытывал сложности в качественном составе, остро ощущалась нехватка квалифицированных агрономов, механизаторов и других специалистов.
Послевоенный период для Казахстана характеризуется упадком экономики.
Мотивация: учащимся предлагается ответить на вопрос: « Как можно было восстановить разрушенную экономику и сельское хозяйство?» Какое событие в 50-е гг 20 века является значимым для Казахстана? (выходим на тему урока)

Что мы знаем об этом событии?
1 стадия – стадия вызова (2 мин)
заполнение таблицы: ЗХУ

Что значит освоение целины? (2 мин)

Обсуждение идей. На основе колонки хочу знать учащиеся сами формулируют цель урока.

(какие условия в Казахстане были созданы, чтобы эта идея освоения целины освоения целины?)

План: а как будем работать?: с/х до освоения целины,

причины освоения целины,

условия, созданные в Казахстане,

мероприятия, проведенные в период освоения целины,

последствия.
2 стадия – стадия осмысления
Она включает:
— Краткий обзор учащимся (Здоровец Наталья) развития сельского хозяйства накануне освоения целины

Советский народ под руководством Коммунистической партии продолжал борьбу за подъем сельского хозяйства. К 1953 году посевная площадь в стране увеличилась против 1950 года на 10,9 млн. га, а посевные площади на – 9,8 млн. га. Но темпы развития сельского хозяйства были еще низкими. Уровень государственных заготовок сельскохозяйственной продукции оставался весьма не высоким. Ненамного лучше было положение и в сельском хозяйстве Казахстана. Уровень производства продукции полеводства и животноводства далеко не соответствовал требованиям Советского государства. Низкие заготовительные цены на многие сельскохозяйственные продукты не стимулировали их производства, не всегда покрывали затраты колхозов. Отставание сельскохозяйственного производства было вызвано и недостатками в руководстве местных партийных и советских органов. Возможности социалистического сельского хозяйства использовались в Казахской ССР неудовлетворительно, урожайность зерновых здесь оставалась низкой. Даже в самые благоприятные по погодным условиям годы республика производила всего лишь 100-150 млн. пудов (примерно 1,6-2,4 млн.т) товарного хлеба. Между тем она располагала огромными массивами пахотнопригодных плодородных земель, особенно в северных и северо-западных областях, которые почти не использовались. Такое состояние сельского хозяйства отражало положение дел в этой важной отрасли по всей стране, о чем со всей откровенностью было сказано на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС.

Освое́ние целины́ — комплекс мероприятий по ликвидации отставания сельского хозяйства и увеличению производства зерна в СССР в 1954—1960 путём введения в оборот обширных земельных ресурсов в Казахстане, Поволжье, Урале, Сибири, Дальнем Востоке.

что такое целина?
(1954-1960-е гг.) Целина – курс объявленный в 1954 году на освоение (распашку) девственных, залежных земель на территории Урала, Северного Кавказа, Южной Сибири и Казахстана.
Каковы причины освоения целинных земель :
1. Не достаточная производительность сельского хозяйства.
2. Преодоление технико-экономической отсталости края.
3. Ликвидация кризиса хлебозаготовок.

С тем, что такое целина и каковы ее причины. Теперь переходим к изучению основных событий, которыми сопровождалось освоение целины, и основные последствия этого процесса. Разбиваемся на группы:
Класс разбиваем на группы. на основе прочитанного текста составить кластер: (6 мин)

группа 1 – ход освоения целинных земель

кризис в сельском хозяйстве

группа 2 – положительные последствия освоения целинных земель

рост производства зерна

рост городов и селений

прибытие новой техники и кадров

группа 3 – отрицательные последствия освоения целинных земель

нарушение экологического равновесия

потери в животноводстве – дефицит мяса и молочных продуктов

группа 4 –влияние освоения целины на демографическую ситуацию в Казахстане.

Пренебрежительное отношение к традициям казахов

Доля городского населения выросла

Увеличение численности населения

Закрыты областные и районные газеты

Сокращение казахских школ

2 представителя от каждой группы рассказывают другой группе свой материал (4 мин)

Просмотр видеоролика (7 мин)

Учащиеся формулируют вывод (3 мин)

В целом, освоение целины превратило Казахстан в один из крупнейших производителей зерновых в мире и в то же время заложило причины длительного кризиса сельского хозяйства в республике в последующие годы.
закрепление:

1. Назовите историческое событие 1954 г. для Казахстана:

а) Окончание строительства Турксиба; б) Начало освоения целинных и залежных земель;

в) Первый полет человека в космос с космодрома Байконур;

г) Город Алма-Ата стал столицей Казахской ССР; д) Образовалась Республика Казахстан.

2. Какой Пленум ЦК КПСС рассмотрел вопрос «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоения целинных и залежных земель» и положил начало освоению целины?

а) Январско-февральский 1953 г.; б) Февральско-мартовский 1954 г.;

в) Февральско-мартовский 1953 г; г) Июньский 1955 г.;

д) Августовский 1954 г.

3. Кому принадлежала идея освоения целинных и залежных земель?

а) Ученым Академии наук СССР; б) Ученым Академии наук КазССР;

в) Зарубежным ученым; г) Сельскохозяйственным специалистам на местах;

д) Высшим звеньям государственной власти.

4. Сколько гектаров новых земель из запланированных 13 млн. было распахано в Казахстане в 1954 г.?

а) 2 млн га; б) 1,5 млн га; в) 3 млн га; г) 4 млн га; д) 6,5 млн га.

5. В ходе массового движения за освоение целинных земель за один год (март 1954-март 1955) в Казахстане было организовано:

а) 337 колхозов; б) 337 совхозов; в) 320 МТС;

г) 340 колхозных садов; д) 200 общественных огородов.

6. Что не относится к льготам, созданным для целинников в Казахстане?

а) Обеспечивались бесплатным проездом с имуществом из мест выхода к месту вселения;

б) Единовременным денежным пособием на главу семьи в размере 500–1000 руб. и по 150–200 руб. на каждого члена семьи;

в) Кредит на постройку дома в размере 10 тыс. руб. на 10 лет (из них 35% суммы государство брало на себя), 1500–2000 руб. кредита на приобретение скота;

г) Освобождение от воинской обязанности;

д) Освобождение от сельскохозяйственного налога сроком от 2 до 5 лет.

7. Что не относится к негативным последствиям освоения целины в Казахстане?

а) Экстенсивный путь развития сельского хозяйства;

б) Нарушение экологического баланса;

в) Проявление массового трудового героизма;

г) Кризис животноводства.;

д) Демографический кризис.

8. С 1954 по 1962 гг. на освоение целины в Казахстан из других союзных республик прибыло:

а) 0,5 млн чел.; б) 1 млн чел.; в) 1,5 млн чел.;

Источник

Тесты по истории Казахстана 5 класс

1. Назовите историческое событие 1954 г. для Казахстана:

а) Окончание строительства Турксиба; б) Начало освоения целинных и залежных земель;

в) Первый полет человека в космос с космодрома Байконур;

г) Город Алма-Ата стал столицей Казахской ССР; д) Образовалась Республика Казахстан.

2. Какой Пленум ЦК КПСС рассмотрел вопрос «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоения целинных и залежных земель» и положил начало освоению целины?

а) Январско-февральский 1953 г.; б) Февральско-мартовский 1954 г.;

в) Февральско-мартовский 1953 г; г) Июньский 1955 г.;

д) Августовский 1954 г.

3. Кому принадлежала идея освоения целинных и залежных земель?

а) Ученым Академии наук СССР; б) Ученым Академии наук КазССР;

в) Зарубежным ученым; г) Сельскохозяйственным специалистам на местах;

д) Высшим звеньям государственной власти.

4. Сколько гектаров новых земель из запланированных 13 млн. было распахано в Казахстане в 1954 г.?

а) 2 млн га; б) 1,5 млн га; в) 3 млн га; г) 4 млн га; д) 6,5 млн га.

5. В ходе массового движения за освоение целинных земель за один год (март 1954-март 1955) в Казахстане было организовано:

а) 337 колхозов; б) 337 совхозов; в) 320 МТС;

г) 340 колхозных садов; д) 200 общественных огородов.

6. Что не относится к льготам, созданным для целинников в Казахстане?

а) Обеспечивались бесплатным проездом с имуществом из мест выхода к месту вселения;

б) Единовременным денежным пособием на главу семьи в размере 500–1000 руб. и по 150–200 руб. на каждого члена семьи;

в) Кредит на постройку дома в размере 10 тыс. руб. на 10 лет (из них 35% суммы государство брало на себя), 1500–2000 руб. кредита на приобретение скота;

г) Освобождение от воинской обязанности;

д) Освобождение от сельскохозяйственного налога сроком от 2 до 5 лет.

7. Что не относится к негативным последствиям освоения целины в Казахстане?

а) Экстенсивный путь развития сельского хозяйства;

б) Нарушение экологического баланса;

в) Проявление массового трудового героизма;

г) Кризис животноводства.;

д) Демографический кризис.

8. С 1954 по 1962 гг. на освоение целины в Казахстан из других союзных республик прибыло:

а) 0,5 млн чел.; б) 1 млн чел.; в) 1,5 млн чел.;

г) 2 млн чел.; д) 2,5 млн чел.

Тестовые вопросы по теме: « Целина»

1.Годы первой послевоенной пятилетки______________________________

2.начало освоения целинных земель началось в ______________г

3. освоения целинных земель проводилось в Сибири,_____________________________

4. освоения целинных земель в Казахстане проводилось в скольких__________ областях,

6.В первый год целины было распахано _____________млн. га земли

7.в 1954-1958г было распахано в Казахстане_____________млн. га земли

8.за первые два года в Казахстан приехало ___________ человек

10.женщина-механизатор,Герой Социалистического труда Костанайской области-____________________________________________________________________________

Тестовые вопросы по теме: «Казахстан-космическая держава»

Назови первого космонавта________________________________

Первый полет человека в космос совершен_______________________

Откуда стартовал первый космонавт________________________

Поэму «Земля, поклонись Человеку!» написал известный казахский поэт____________________________________________________________

Первый казахстанский космонавт____________________________________,

совершил полет в космос _________________________________

6.Казахстанский космонавт, трижды посещавший космическое пространство

7.космос-в переводе с греческого обозначает _____________________________

Тестовые вопросы по теме: «Казахстан-космическая держава»

Назови первого космонавта________________________________

Первый полет человека в космос совершен_______________________

Откуда стартовал первый космонавт________________________

Поэму «Земля, поклонись Человеку!» написал известный казахский поэт____________________________________________________________

Первый казахстанский космонавт____________________________________,

совершил полет в космос _________________________________

6.Казахстанский космонавт, трижды посещавший космическое пространство

7.космос-в переводе с греческого обозначает _____________________________

Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Смотреть фото Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Смотреть картинку Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Картинка про Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Фото Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Смотреть фото Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Смотреть картинку Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Картинка про Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Фото Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Смотреть фото Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Смотреть картинку Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Картинка про Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Фото Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Смотреть фото Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Смотреть картинку Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Картинка про Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Фото Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане

Номер материала: ДБ-132279

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Смотреть фото Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Смотреть картинку Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Картинка про Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Фото Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане

ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате

Время чтения: 1 минута

Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Смотреть фото Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Смотреть картинку Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Картинка про Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Фото Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане

Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах

Время чтения: 1 минута

Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Смотреть фото Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Смотреть картинку Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Картинка про Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Фото Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Смотреть фото Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Смотреть картинку Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Картинка про Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Фото Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Смотреть фото Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Смотреть картинку Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Картинка про Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Фото Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане

Пик использования смартфонов приходится на 16 лет

Время чтения: 1 минута

Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Смотреть фото Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Смотреть картинку Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Картинка про Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане. Фото Что не относится к льготам созданным для целинников в казахстане

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Компенсации лицам, проживавшим в зонах экологического бедствия Версия для печати

Выплаты проживавшим при Семипалатинском испытательном ядерном полигоне

Льготы могут получать лица, проживающие на территориях экологического бедствия, проживавших, работавших или проходивших службу (в том числе срочную). Зоны радиационного риска, классификация по видам льгот и по размерам выплат указаны в нижеприведенной таблице.

Зоны радиационного риска

Размер единовременного пособия, проживавшим с 1949-1965 гг.

Размер единовременного пособия, проживавшим с 1966-1990 гг.

Надбавка к пенсии, вышедшим до 1 января 1998 года, населению, ныне проживающему на территориях подвергшихся радиационному воздействию

Дополнительная оплата труда населению, проживающему на территориях, подвергшихся радиационному воздействию

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск населению, ныне проживающему на территориях подвергшихся радиационному воздействию

Льготы и компенсации населению, ныне проживающему на территориях подвергшихся радиационному воздействию

Зона чрезвычайного радиационного риска:

5,23 МРП за каждый год проживания

1,05 МРП за каждый год проживания

14 календарных дней

В данный момент проживающие на территориях экологического бедствия имеют право на льготы

Зона максимального радиационного риска

2,62 МРП за каждый год проживания

1,05 МРП за каждый год проживания

12 календарных дней

Зона повышенного радиационного риска

1,57 МРП за каждый год проживания

0,79 МРП за каждый год проживания

10 календарных дней

Зона минимального радиационного риска

1,05 МРП за каждый год проживания

0,52 МРП за каждый год проживания

7 календарных дней

Территория с льготным социально-экономическим статусом с 1949 по 1990 гг.

0,26 МРП за каждый год проживания

5 календарных дней

Дополнительные особенности для граждан, проживавших в установленные периоды в зонах Семипалатинского ядерного полигона

Единовременную денежную компенсацию могут получить лица, проживавшие в периоды радиационного риска, вне зависимости от их нынешнего проживания.При этом,население, ныне проживающее на территориях подвергшихся радиационному воздействию, имеют право на получение дополнительной оплаты труда, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

Для получения льгот гражданам РК, которые подвергались излучениям (в вышеупомянутый период) и проживавшим в зонах радиационного риска, необходимо предварительно зарегистрироваться и получить удостоверение пострадавшего вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне. Для этого в Государственной корпорации «Правительство для граждан, необходимо подать заявление с приложением документов подтверждающих проживание, работу, службу или обучение в районах радиационного бедствия.

Документами, подтверждающими факт и период проживания в соответствующих зонах радиационного риска, наряду с ранее выданным удостоверением и удостоверением, выданным в порядке, установленном вышеназванным постановлением, являются:

Выдача удостоверения о праве на льготы гражданам, пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне осуществляется в течение 5 рабочих дней специальной комиссией, созданной при акимате по месту жительства заявителя. В комиссию подается заявление с приложением документов, подтверждающих факт и период проживания в соответствующих зонах радиационного риска.

Экологическое бедствие в Приаралье

Интенсивное опустынивание казахстанской части Приаралья вызвал спад благоприятных условий жизни населения, в частности, повышение роста заболеваемости. По этим причинам некоторые зоны Кызылординской, Актюбинской, Туркестанской и Карагандинской областей были признаны зонами экологического бедствия. В этой связи, населению, проживающему в экологически неблагоприятных районах оказываются следующие меры социальной защиты:

Зоны экологического бедствия

Граждане, относящиеся к пострадавшим в данной зоне экологического бедствия

Коэффициент к пенсии, вышедшим до 1 января 1998 года

Дополнительная оплата труда, степендии

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск

Льготы и компенсации

Зона экологической катастрофы:

12 календарных дней + материальная помощь на оздоровление в размере 1 месячного оклада

Зона экологического кризиса:

9 календарных дней + материальная помощь на оздоровление в размере 1 месячного оклада

Зона экологического предкризисного состояния:

7 календарных дней + материальная помощь на оздоровление в размере 1 месячного оклада

Источник

Освоение целины

Освоение целины

Для решения продовольственной проблемы в СССР в послевоенное время было предпринято широкомасштабное освоение целинных и залежных земель, начатое весной 1954 года. Правительство страны приняло решение резко расширить посевы зерновых культур в северных районах Казахстана, Сибири, на Урале и Северном Кавказе. Московское руководство считало, что Казахстан располагает огромными возможностями для резкого увеличения производства зерна и другой сельскохозяйственной продукции. Для успешной реализации задач Н. Хрущев решил «укрепить» руководство республикой. В этих целях Первым секретарем ЦК КПК в феврале 1954 года был избран П. Пономаренко. Вопрос о смещении Ж. Шаяхметова был решен в Кремле узким кругом лиц. Формальным поводом для снятия Ж. Шаяхметова стали какие-то незначительные недостатки. На самом деле, причины недовольства Н. Хрущева Ж. Шаяхметовым крылись в том, что последний не поддерживал скоропалительную идею освоения целинных земель.

За счет освоения новых земель в 1954–1955 гг. в СССР планировалось распахать 13 млн га земли. Уже к началу 1954 года установленная норма была выполнена: распахано 13,4 млн га новых земель, в том числе в Казахстане – более 6,5 млн га целинных земель. Сказался энтузиазм советских людей. Распашка земель позволила решить зерновую проблему в стране. В 70-х гг. прошлого века среднегодовая норма сдачи зерна в Казахстане составляла 14 млн т., из них на собственные нужды республика тратила лишь около половины. Таким образом, с освоением целины Казахстан стал производителем зерна.

Целина явилась наглядным примером плановой экономики. Специалисты, прибывшие в республику, стремились применить известные им способы землепользования. Однако почвенно-климатические условия Казахстана существенно отличались от других регионов страны. В результате стали проявляться негативные явления. Без должного научного обоснования были распаханы сухостепные, полупустынные земли в нескольких областях, которые ранее использовались как пастбища. Распашка легких почв в Павлодарской области привела к пыльным бурям. В погоне за показателями распахивались большие территории. Нарушение экологического баланса приводило к тяжелым последствиям: развивалась эрозия почв, выветривался плодородный слой почвы. В конечном итоге это сказалось на урожайности зерновых культур. Вообще же рациональная система земледелия для целины была создана лишь спустя два десятилетия после ее массового освоения. Распашка миллионов гектаров земли привела к серьезному сокращению сенокосных и пастбищных угодий. Тысячи гектаров земли изымались для застройки населенных пунктов. В результате был нанесен непоправимый ущерб животноводству. В целину были вложены значительные материальные и денежные средства. Для целинных областей страна получила значительное количество тракторов, комбайнов и пр. В то же время наблюдалось социально-экономическое отставание южных и западных областей Казахстана от целинных территорий.

В конечном счете, целина укрепила позиции государственной формы собственности. В целинных регионах Казахстана создавались совхозы.

Первые годы освоения целины были достаточно благоприятными. В 1956 году в стране был собран рекордный урожай зерна. Страницы газет в эти годы пестрели призывами к молодежи выехать на целинные просторы. Правительством были приняты меры по стимулированию труда целинников. Всем семьям, прибывшим для освоения новых земель, давали единовременные пособия. Целинники освобождались от сельскохозяйственных налогов от двух до пяти лет. Вначале первоцелинники, прибывавшие в Казахстан, жили в палатках, в землянках, небольших вагончиках. Для строительства дома, приобретения скота выдавались кредиты. Целина как массовое и не очень подготовленное мероприятие привлекала не только специалистов и подлинных энтузиастов, но и большое количество случайных людей, приехавших в эти края за «длинным рублем». Масштабно организованная миграция в ходе целины принесла с собой колоссальные демографические изменения. С 1954 г. по 1962 г. на подъем целины из европейской части СССР в Казахстан прибыло около 2 млн человек. В результате национальный состав Казахстана изменился коренным образом, казахи превратились в меньшинство на своей территории, составив 29% от общей численности населения республики. Резко сократилось количество казахских школ. В северных областях обострились языковые и демографические проблемы.

Освоение целинных и залежных земель позволило советскому правительству решить продовольственный кризис. Однако кампания имела как положительные, так и отрицательные последствия.

Последствия освоения целинных и залежных земель в Казахстане

Тысячи гектаров земли изымались для застройки населенных пунктов. Нанесен непоправимый ущерб животноводству, что привело к падению производства мясных и молочных продуктов.

Страна оставалась импортером зерна, а выход на интенсификацию был заблокирован.

На время решена проблема поставки зерна. Казахстан вошел в зерновой пояс мира. Целинный регион Казахстана производит твердый вид пшеницы с высоким содержанием белка.

Наряду с честными тружениками на освоение целины приехало немало людей, стремившихся к получению легких денег и званий. В первые годы были случаи нарушения правопорядка, воровства, хищения государственных средств.

Возникли межнациональные проблемы. Появились проблемы этнического характера (закрытие школ, проблемы языка).

В результате изменения демографической ситуации в республике в ходе освоения целинных земель положение казахского языка и культуры ухудшилось.

Нарушен экологический баланс (пыльные бури на легких почвах): 1. усилилась эрозия почв; 2. интенсивно выветривался гумус. К 1960 г. в Северном Казахстане было подвержено эрозии более 9 млн га почв.

1. Причины освоения целины.

2. Последствия освоения целины.

Целина – непаханая, не подвергавшаяся обработке земля.

Цели освоения целинных и залежных земель в СССР: решение продовольственной проблемы в СССР, увеличение производства зерна.

Освоение целины началось весной 1954 года.

Правительство страны приняло решение резко расширить посевы зерновых культур в северных районах Казахстана, Сибири, на Урале и Северном Кавказе.

Первым секретарем ЦК КПК в феврале 1954 года вместо Ж. Шаяхметова был избран П. Пономаренко.

Ж. Шаяхметов не поддерживал скоропалительную идею освоения целинных земель.

За счет освоения новых земель в 1954–1955 гг. в СССР планировалось распахать 13 млн га земли.

К началу 1954 года было распахано 13,4 млн га новых земель, в том числе в Казахстане – более 6,5 млн га целинных земель.

С освоением целины Казахстан стал производителем зерна.

В погоне за показателями распахивались большие территории.

Развивалась эрозия почв, выветривался плодородный слой почвы (гумус).

Эрозия – процесс полного или частичного разрушения, повреждения поверхности чего-нибудь.

Распашка миллионов гектаров земли привела к серьезному сокращению сенокосных и пастбищных угодий.

Целина укрепила позиции государственной формы собственности. В целинных регионах Казахстана создавались совхозы.

Совхоз (советское хозяйство) – государственное сельскохозяйственное предприятие. Работающие в совхозах люди были наемными работниками, получавшими заработную плату в денежной форме.

В 1956 году в стране был собран рекордный урожай зерна.

Целина как массовое и не очень подготовленное мероприятие привлекала не только специалистов и подлинных энтузиастов, но и большое количество случайных людей, приехавших в эти края за «длинным рублем».

С 1954 г. по 1962 г. на подъем целины из европейской части СССР в Казахстан прибыло около 2 млн человек.

В 1959 году казахи составляли 29% от общей численности населения республики. Резко сократилось количество казахских школ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *