Что не относится к конвенционным преступлениям
Понятие, виды и составы конвенционных преступлений.
Сфера уголовной ответственности за их совершение ограничена юрисдикцией участвующих в соответствующей конвенции государств. Положения международных конвенций обязывают ввести в национальное уголовное право участвующих в конвенциях государств составы преступлений, предусмотренных конвенциями. Уголовная ответственность за совершение рассматриваемых преступлений будет наступать по национальному уголовному праву государства – участника конвенции.
Зачастую конвенции содержат постановления, обязывающие государства в соответствии с международным и внутренним правом принимать все практически осуществимые меры с целью предотвращения соответствующих преступлений.
В случае с преступлениями по общему международному праву международный уголовный суд выносит приговор непосредственно на основе международного права. Суды государств могут это делать на основе как международного, так и внутреннего права. В случае конвенционного преступления приговор выносится судом государства на основе внутреннего права.
Количество конвенций, определяющих состав преступлений, велико Это, в частности, такие как: Конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими (1923 г.); Международная конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков (1929 г.); Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.); Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (1949 г.); Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.); Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него (1973 г.); Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (1979 г.); и др. Наиболее важные из них приведены в приложении к проекту устава Международного уголовного суда, принятому Комиссией международного права. Это конвенции о незаконном обороте наркотиков, пытках, об апартеиде и др.
И. И. Лукашук и А. В. Наумов подразделяют все конвенционные преступления на пять групп:
1) преступления, являющиеся проявлением международного терроризма (захват воздушных судов и другие незаконные действия, направленные против безопасности гражданской авиации; захват заложников; преступления против лиц, пользующихся международной защитой; незаконные захват и использование ядерного материала; пиратство);
2) преступления, посягающие на свободу человека (рабство и работорговля; торговля женщинами и детьми);
3) преступления, посягающие на общественную, в том числе и экономическую, безопасность (загрязнение окружающей среды; незаконное приобретение и хранение огнестрельного оружия; столкновение морских судов и неоказание помощи на море; разрыв или повреждение морского кабеля);
4) преступления, посягающие на здоровье населения и общественную нравственность (незаконные производство и оборот наркотических средств и психотропных веществ; посягательство на культурные ценности народов; распространение порнографии);
5) преступления экономического характера (подделка денежных знаков; легализация преступных доходов; преступления, совершаемые в исключительной экономической зоне; преступления, совершаемые на континентальном шельфе)
127.Формы и методы сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью. Роль ММПО в обеспечении и координации борьбы с международной преступностью.
Формы и методы сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью
Под межд. борьбой с преступностью понимается сотрудничество государств в борьбе с определенными видами преступлений, совершенных индивидами.
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью может осуществляться в следующих основных формах:
а) оказание взаимной правовой помощи по уголовным делам;
б) выдача лиц, совершивших преступления, для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора;
в) передача осужденных к, лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания в государства их гражданства или постоянного места жительства;
г) обмен оперативной, правовой и иной информацией;
д) выполнение поручений по международному розыску;
е) обеспечение прав и свобод граждан данного государства при осуществлении уголовного правосудия в другой стране;
ж) подготовка кадров, обмен опытом работы правоохранительных органов различных государств в борьбе с международной преступностью;
з) предоставление экспертных и консультативных услуг, специальных научно-технических средств и оказание иной материально-технической помощи;
и) совместное изучение проблем преступности и борьбы с ней, прогнозирование и программирование этой деятельности;
к) участие в официальных мероприятиях (конгрессах, совещаниях) и научно-практических конференциях (семинарах, симпозиумах), обсуждающих проблемы международного сотрудничества в предупреждении преступности, борьбе с ней и при обращении с правонарушителями.
В зависимости от масштабности и комплексности международного сотрудничества в борьбе с преступностью могут быть выделены такие его формы, как многостороннее и двустороннее сотрудничество. В свою очередь многостороннее сотрудничество подразделяется на глобальное и региональное. Примером глобального сотрудничества является подготовка, подписание и реализация Международной конвенции по борьбе с захватом заложников (1979 г.), принятой Генеральной Ассамблеей ООН. Региональное сотрудничество осуществляется, например, в рамках Совета Европы.
Межд. сотрудничество в борьбе с преступлениями предполагает решение государствами нескольких взаимосвязанных задач:
а) согласование квалификации преступлений, представляющих опасность для нескольких или всех государств;
б) координация мер по предотвращению и пресечению таких преступлений;
в) установление юрисдикции над преступлениями и преступниками;
г) обеспечение неотвратимости наказания;
д) оказание правовой помощи по уголовным делам, включая выдачу преступников.
Одним из проявлений международного сотрудничества государств в области борьбы с преступностью является оказание государствами правовой помощи по уголовным делам- выполнение отдельных процессуальных действий на основании запроса иностранного правоохранительного органа в соответствии с международным договором или принципом взаимности. Юридическим основанием оказания правовой помощи может быть либо международный договор, либо принцип взаимности. Договорная регламентация правовой помощи по уголовным делам осуществляется на универсальном, региональном и локальном уровнях. Универсальные конвенции по борьбе с отдельными видами международных и транснациональных преступлений, как правило, всегда содержат положения, регулирующие этот вопрос. Что касается региональных договоров, для России наиболее значимыми здесь являются: Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г.; Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. В случае, если в отношениях между государствами отсутствует договорно-правовая основа оказания правовой помощи, она может быть оказана в порядке взаимности. Принцип взаимности, как правило, подтверждается письменным обязательством государственного органа (например, Верховного Суда РФ, МИД РФ и др.) оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий.
Что не относится к конвенционным преступлениям
КОНВЕНЦИЯ
о неприменимости срока давности к военным преступлениям и
преступлениям против человечества*
* Конвенция вступила в силу 11 ноября 1970 года. Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 11 марта 1969 года с заявлением по ст. V и VII.
ссылаясь на резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 3 (I) от 13 февраля 1946 года и 170 (II) от 31 октября 1947 года о выдаче и наказании военных преступников, на резолюцию 95 (I) от 11 декабря 1946 года, подтверждающую принципы международного права, признанные Уставом Нюрнбергского международного военного трибунала и приговором этого Трибунала, и на резолюции 2184 (XXI) от 12 декабря 1966 года и 2202 (XXI) от 16 декабря 1966 года, в которых ясно осуждаются как преступления против человечества нарушение экономических и политических прав коренного населения, с одной стороны, и политика апартеида, с другой,
ссылаясь на резолюции 1074 D (XXXIX) от 28 июля 1965 года и 1158 (XLI) от 5 августа 1966 года Экономического и Социального Совета Организации Объединенных Наций о наказании военных преступлений и лиц, совершивших преступления против человечества,
отмечая, что ни в одной торжественной декларации, акте или конвенции, касающихся судебного преследования или наказания за военные преступления и преступления против человечества, не содержится положения о сроке давности,
считая, что в соответствии с международным правом военные преступления и преступления против человечества относятся к самым тяжким преступлениям,
исходя из убеждения, что эффективное наказание за военные преступления и преступления против человечества является важным фактором в деле предупреждения таких преступлений, защиты против человека и основных свобод, укрепления доверия, поощрения сотрудничества между народами и обеспечения международного мира и безопасности,
отмечая, что применение к военным преступлениям и преступлениям против человечества внутренних правовых норм, касающихся срока давности в отношении обычных преступлений, является вопросом, вызывающим серьезную озабоченность мирового общественного мнения, так как оно препятствует судебному преследованию и наказанию лиц, ответственных за такие преступления,
признавая необходимость и своевременность утверждения в международном праве, посредством настоящей Конвенции, принципа о том, что не существует срока давности в отношении военных преступлений и преступлений против человечества, а также обеспечения повсеместного применения этого принципа,
согласились о нижеследующем:
Никакие сроки давности не применяются к следующим преступлениям, независимо от времени их совершения:
а) военные преступления, как они определяются в Уставе Нюрнбергского международного военного трибунала от 8 августа 1945 года и подтверждаются резолюциями 3 (I) от 13 февраля 1946 года и 95 (I) от 11 декабря 1946 года Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, а также, в частности, «серьезные нарушения», перечисленные в Женевских конвенциях о защите жертв войны от 12 августа 1949 года;
b) преступления против человечества, независимо от того, были ли они совершены во время войны или в мирное время, как они определяются в Уставе Нюрнбергского международного военного трибунала от 8 августа 1945 года и подтверждаются в резолюциях 3 (I) от 13 февраля 1946 года и 95 (I) от 11 декабря 1946 года Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, изгнание в результате вооруженного нападения или оккупации и бесчеловечные действия, являющиеся следствием политики апартеида, а также преступление геноцида, определяемое в Конвенции 1948 года о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, даже если эти действия не представляют собой нарушения внутреннего законодательства той страны, в которой они были совершены.
В случае совершения какого-либо из преступлений, упомянутых в статье I, положения настоящей Конвенции применяются к представителям государственных властей и частным лицам, которые выступают в качестве исполнителей этих преступлений или соучастников таких преступлений, или непосредственно подстрекают других лиц к совершению таких преступлений, или участвуют в заговоре для их совершения, независимо от степени их завершенности, равно как и к представителям государственных властей, допускающим их совершение.
Настоящая Конвенция подлежит ратификации. Ратификационные грамоты депонируются у генерального секретаря Организации Объединенных Наций.
Настоящая Конвенция открыта для присоединения любого государства, указанного в статье V. Документы о присоединении депонируются у генерального секретаря Организации Объединенных Наций.
1. Настоящая Конвенция вступает в силу на девяностый день после депонирования у генерального секретаря Организации Объединенных Наций десятой ратификационной грамоты или документа о присоединении.
2. Для каждого государства, которое ратифицирует настоящую Конвенцию или присоединится к ней после депонирования десятой ратификационной грамоты или документа о присоединении, настоящая Конвенция вступает в силу на десятый день после депонирования им его ратификационной грамоты или документа о присоединении.
1. После истечения десятилетнего периода со дня вступления в силу настоящей Конвенции просьба о пересмотре настоящей Конвенции может быть выдвинута в любое время любым государством-участником путем письменного уведомления, направленного на имя генерального секретаря Организации Объединенных Наций.
2. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций принимает решение о том, какие меры, если таковые необходимы, следует провести в связи с такой просьбой.
1. Настоящая Конвенция хранится у генерального секретаря Организации Объединенных Наций.
2. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций препровождает заверенные копии настоящей Конвенции всем государствам, указанным в статье V.
3. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций уведомляет все государства, указанные в статье V, о нижеследующем:
а) о подписании настоящей Конвенции и о сдаче на хранение в соответствии со статьями V, VI и VII ратификационных грамот или документов о присоединении;
b) о дате вступления в силу настоящей Конвенции в соответствии со статьей VIII;
с) о сообщениях, полученных в соответствии со статьей IX.
Настоящая Конвенция, английский, испанский, китайский, русский и французский тексты которой являются равно аутентичными, датирована 26 ноября 1968 года.
В удостоверение чего нижеподписавшиеся, надлежащим образом для этого уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию.
Текст документа сверен по:
официальная рассылка
(Документ предоставлен Международным
Комитетом Красного Креста)
Статья 11 УК РФ. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации
1. Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу.
2. Преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
3. Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По настоящему Кодексу уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.
4. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права.
Комментарии к ст. 11 УК РФ
1. Уголовный закон действует в границах определенной территории. Уголовный кодекс устанавливает принципы его действия в пространстве: территориальный, дипломатического иммунитета (см. коммент. к ст. 11), гражданства, специальной миссии (специального режима), реальный, универсальный (см. коммент. к ст. 12) и выдачи преступника (см. коммент. к ст. 13).
2. Территориальный принцип действия уголовного закона означает распространение его обязательной силы на определенную территорию независимо от государственной принадлежности лица, совершившего преступление на этой территории. Данный принцип отражает суверенитет государства на уголовное преследование любых лиц, совершивших преступление на его территории.
Все лица, совершившие преступления на территории РФ, подлежат ответственности по УК (ч. 1 ст. 11). К ним относятся: граждане РФ, иностранные граждане, а также лица без гражданства. Лица без гражданства (апатриды) не являются гражданами России и не имеют доказательств наличия у них гражданства (подданства) другого государства.
Согласно Закону РФ от 01.04.93 N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» территорией РФ является пространство в пределах ее Государственной границы. К территории РФ относятся суша и воды, в т.ч. территориальные, недра под названными сушей и водами, воздушное пространство над ними.
К территориальным водам (территориальному морю) РФ относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива, как на материке, так и на островах, принадлежащих РФ.
Под воздушным пространством РФ понимается пространство над ее сухопутной и водной территорией, в т.ч. над территориальными водами РФ. Высота воздушного столба, относящегося к территории государств, на настоящий момент не определена нормами международного права. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27.01.1967 не установил границу между национальным воздушным и космическим пространствами. Согласно международному обычаю и практике государств в области использования космического пространства данная граница находится в пределах 100 миль над уровнем океана, поскольку является самой низкой высотой над Землей, позволяющей свободное орбитальное вращение космического аппарата. Уголовная юрисдикция РФ распространяется на воздушное пространство ниже этой границы.
Российское уголовное законодательство распространяется на континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ, хотя эти пространства не относятся к территории России.
На территорию посольств РФ, транспорт дипломатических представительств распространяется уголовная юрисдикция РФ, но территорией РФ указанные помещения, строения, земельные участки, транспорт и т.п. не являются.
Лицо, совершившее преступление на гражданском судне, плавающем под Российским флагом в открытом море или на пребывающем в нейтральном воздушном пространстве, гражданском самолете и другом летательном аппарате с опознавательным знаком РФ, подлежит ответственности по УК, если иное не предусмотрено международным договором РФ (ч. 3 ст. 11).
По Уголовному кодексу несут уголовную ответственность лица, совершившие преступления на военно-морских судах и военно-воздушных кораблях, находящихся под флагом или с опознавательными знаками РФ в открытом море, открытом воздушном пространстве, водах или порту иностранного государства (ч. 3 ст. 11). Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 1963 г.) приравняла к правовому статусу военного воздушного судна воздушные суда, используемые на военной, таможенной и полицейской службе.
Уголовно-правовая юрисдикция РФ не распространяется на иностранное гражданское водное судно, плавающее в ее территориальных или внутренних морских водах, кроме предусмотренных международными нормами случаев, когда: последствия преступления распространяются на прибрежное государство; преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море; капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; это необходимо для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.
В соответствии с Токийской конвенцией преступность и наказуемость деяния, совершенного в полете, определяются уголовным законом государства регистрации воздушного судна. Данное положение охватывает все время полета, следовательно, и период нахождения иностранного судна в воздушном пространстве РФ. Исключением из этого правила являются случаи, предусмотренные Токийской конвенцией, когда уголовная ответственность виновного наступает по УК страны, в воздушном пространстве которой совершено преступление: а) преступление создает последствия на территории такого государства; б) преступление совершено гражданами или в отношении гражданина такого государства лицом, постоянно проживающим в таком государстве или в отношении такого лица; в) преступление направлено против безопасности такого государства; г) преступление заключается в нарушении действующих в государстве правил или регламентов, касающихся полетов или маневрирования самолетов; д) привлечение к суду необходимо для выполнения любого обязательства государства в соответствии с многосторонними государственными соглашениями.
Территориальный принцип действия уголовного закона связан с вопросом о месте совершения преступления. Местом совершения преступления следует считать территорию того государства, где было не только совершено действие, но и наступили общественно опасные последствия, включая и случаи, когда действие (бездействие) выполнено на его территории, а последствия наступили в другом государстве.
3. Принцип дипломатического иммунитета (дипломатической неприкосновенности) является исключением из территориального принципа действия уголовного закона для некоторых иностранных граждан, совершивших преступление на территории РФ (ч. 4 ст. 11). Согласно этому принципу вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, решается в соответствии с нормами международного права.
Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Конвенция ООН о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г. и др., устанавливают перечень дипломатических представителей, членов их семей и сотрудников административно-технического персонала представительств, а также других официальных лиц, на которых распространяется дипломатический иммунитет.
Иммунитет и личная неприкосновенность означают, что лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, не подлежат уголовной ответственности по закону места аккредитации (пребывания) за преступление, совершенное в этом месте. Как правило, таких лиц объявляют персонами нон грата и обязывают покинуть государство.
Конвенционные преступления
Конвенционные преступления – это преступления, состав которых определен международными конвенциями, обязывающими участвующие государства ввести соответствующие нормы в свое уголовное право. Этот вид преступлений обычно связан с тяжкими нарушениями прав личности.
Часто конвенции содержат постановления, обязывающие государства в соответствии с международным и внутренним правом принимать все практически осуществимые меры с целью предотвращения соответствующих преступлений.
Конвенционные преступления совершаются частными лицами; задержание, разбирательство и наказание осуществляются правоохранительными и судебными органами государств. Однако опыт показывает, что одного национального регулирования в данной области недостаточно. Поэтому в борьбе с данным видом преступлений действует международно-правовое регулирование в соединении с национально-правовым регулированием. Международное право, т.е. положения конвенций, дает стандарты для формирования норм уголовного права государств. Если в национальном праве не предусмотрена соответствующая норма, основанием для пресечения преступной деятельности, задержания преступника и наказания его может служить норма международного права.
В целях пресечения и наказания преступных деяний данного вида предусмотрена множественность (универсальность) юрисдикций. Это означает, что преступник может быть задержан не только властями государства гражданства и государства-суверена территории, но и других государств.
После задержания преступника к нему применяется принцип: «Выдай или накажи»: захватившее государство должно либо наказать его, либо выдать государству гражданства или пострадавшему государству для наказания. При этом меры пресечения определяются захватившим государством; процесс организуется, и меры наказания определяются по праву суда государства, вменение же возможно по международному праву.
2. Незаконные акты, направленные против безопасности гражданской авиации. В рамках ИКАО принят ряд соглашений:
– Гаагская конвенция 1970 г. объявляет преступлением незаконный, путем насилия или угрозы, захват воздушного судна, находящегося в полете (от закрытия дверей до их открытия);
– Монреальская конвенция (1971 г.) называет таковым акт насилия в отношении лица на борту воздушного суда в полете, если такой акт может угрожать безопасности этого воздушного судна; разрушение воздушного судна; помещение на воздушном судне взрывного устройства и т.п. Конвенция применяется в период с момента начала предполетной подготовки и продолжается до момента спустя 24 часа после посадки;
– Протокол 1988 г. к Монреальской конвенции дополнил ее положением о том, что преступлением является акт насилия против лица в аэропорту; разрушение или повреждение оборудования или сооружений аэропорта;
– Конвенция 1988 г. говорит об уголовном преступлении, других актах, угрожающих безопасности воздушного судна в полете либо лицам, или имуществу на борту.
По общему правилу юрисдикцию на борту воздушного судна осуществляет государство регистрации судна. Иные государства могут осуществлять свою юрисдикцию в двух случаях:
– если преступление имеет последствия на территории государства или направлено против его безопасности;
– преступление совершено гражданином или в отношении гражданина данного государства.
3. Борьба с морским пиратством. В рамках ИМО – Международной морской организации – разрабатываются документы, относящиеся к борьбе с пиратством. В Конвенции 1982 г. пиратство определяется как неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершенный с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частного судна или частного летательного аппарата. В 1988 г. принят также Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ на континентальном шельфе (Россия пока не участвует).
Помимо уже упоминавшихся существует немало других конвенционных преступлений:
4. Обращение в рабство. Конвенция относительно рабства (1926 г.) с изменениями (1953 г.) содержит определение: рабство – это положение или состояние человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности. Торговля невольниками включает в себя всякий акт захвата, приобретения или уступки человека с целью продажи его в рабство; всякий акт приобретения невольника с целью продажи его или обмена; всякий акт уступки путем продажи или обмена невольника, приобретенного с целью продажи или обмена, равно как и вообще всякий акт торговли или перевозки невольников.
В 1956 году Дополнительной конвенцией об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, преступлениями объявлены: работорговля, обращение другого лица в рабство, покушение и соучастие в таких действиях, калечение, клеймление лиц в подневольном состоянии.
Здесь же следует назвать также Конвенцию 1949 г. о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами.
5. Наемничество. Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников (1989 г.) определяет наемника так: частное лицо, не являющееся гражданином стороны в конфликте, по своей воле завербованное для участия в военных действиях с целью получить личную выгоду. Наемники считаются военными преступниками и на них не распространяется режим военного плена. Государство, на территории которого находится преступник, в соответствии со своими законами заключает его под стражу и проводит расследование. Государства оказывают друг другу правовую помощь в борьбе с наемничеством. В отношении наемничества не существует срока давности.
Странами СНГ в дополнение к указанным выше документам принято еще несколько актов относительно терроризма. В 1995 г. заключено Соглашение о сотрудничестве по обеспечению защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, подписанное всеми государствами – участниками СНГ. Содержание Соглашения в целом не имеет особых отличий от универсальных международных конвенций в этой сфере.