Что не относится к категории виктимизированных подростков
Склонность к виктимному поведению на подростковом этапе социализации
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность понятия «виктимное поведение»
Виктимность – это комплекс личностных и психологических свойств человека, определяющих его склонность стать жертвой преступления, неудачного стечения обстоятельств или несчастного случая.
Есть люди хозяева своей жизни, которые уверенно идут вперед и добиваются поставленных целей, притягивая к себе удачу. Есть и такие, кто постоянно попадает в неприятные ситуации, становясь жертвами, а их личные качества вызывают у людей недоумение.
Для обозначения модели поведения, предрасполагающего к возникновению опасных обстоятельств для жизни и здоровья, в современной психологии используется термин «виктимность».
Виктимность в переводе с латинского языка означает «жертва». Это свойство человека можно рассматривать как патологию.
В социальной психологии виктимное поведение рассматривается как отклонение, основанное на предрасположенности, внешних обстоятельствах, влиянии социума.
Сильнее всего этому комплексу подвержены дети в подростковом возрасте.
Существует характерологический портрет человека с виктимным поведением, он отличается особым мировоззрением и восприятием себя, что обуславливает его провокационные действия и деструктивное мышление. Такой человек магнитом притягивает к себе недоброжелателей, преступников, манипуляторов, ради благ окружающих, терпит несправедливость, идет наперекор своим интересам, молча сносит обиды, приносит себя в жертву.
В отношениях с другими у виктимных людей всегда есть проблемы, и окружающие быстро теряют к этим людям интерес. Человеком с виктимным поведением легко манипулировать и окружающие злоупотребляют его безотказностью и мягкосердечием.
Жертва беспомощна и это хорошо видят окружающие – сутулые плечи, сжатые движения, потухший взгляд, сгорбленная спина, неуклюжая походка и, как правило, опущенная голова. Этот образ показывает погруженность в свой внутренний мир и боязнь всего, что происходит во внешней среде.
Готовые работы на аналогичную тему
Регулярно становясь жертвой и испытывая страдания, человек не понимает почему это происходит. Как и другие, он тоже хочет внимания, признания, уважения, однако не может разобраться в причинах пренебрежительного к себе отношения. Такая модель поведения имеет провокационное действие, она вызывает у окружающих желание унизить и причинить вред.
На уровне интуиции в присутствии потенциального врага человек не показывает свои слабости, избегает опасных и конфликтных ситуаций, однако если этого не происходит, тогда проявляется виктимное поведение.
Виктимное поведение подростков
Ребенок начинает попадать в самые сложные жизненные ситуации в подростковом возрасте, поэтому это возраст относится к самому уязвимому. Подросток должен решать довольно трудные задачи, не имея жизненного опыта. Среди этих задач можно назвать освобождение от опеки взрослых, взаимоотношения со сверстниками и девушками, чуть позже появляется проблема выбора профессии, к тому же идет активное формирование личности.
На виктимность подростков сильно влияют телевидение, сверстники с антиобщественной направленностью, негативное воздействие взрослых на психику. Подобное негативное воздействие ведет к совершению асоциальных поступков, и может поставить подростка в положение жертвы.
Повышенная виктимность подросткового возраста обуславливается любопытством, доверчивостью, внушаемостью, беспомощностью в конфликтных жизненных ситуациях, физической слабостью и другими психофизическими особенностями этого возраста.
Молодые люди, не имеющие опыта жизни, чаще всего становятся жертвами преступлений. Они не компетентны в вопросах причин и условий совершения преступления, пренебрегают предупреждениями, плохо разбираются в людях, рискованные, азартные, неосторожные и неосмотрительные.
В любом возрасте фактором виктимизации человека может стать собственная семья. Ученые считают, что склонность к асоциальному образу жизни, саморазрушительному поведению, может передаваться по наследству.
Оказывать препятствие или, наоборот, способствовать виктимизации человека могут его личностные характеристики. К ним можно отнести устойчивость или гибкость человека, развитость рефлексии, его ценностные ориентации, саморегуляцию и др.
К факторам, провоцирующим развитие виктимности у подростков, относятся:
Приостановить рост числа жертв неблагоприятных условий социализации может виктимологическая профилактика населения и, в частности, подростков.
Виды виктимности и меры ее профилактики
При высокой виктимности существует такая же высокая вероятность стать жертвой, поэтому каждый человек должен быть заинтересован снизить свою виктимность, предупредить виктимное поведение.
П.И. Юнацкевич выделяет следующие виды виктимности по разным критериям:
По психологическим механизмам:
По количеству участников:
По отношению к профессиональной деятельности:
По уровню виктимности:
По времени протекания:
Л.В. Франк к видам виктимности относит:
Среди всех признаков личности к виктимогенно значимым относятся социально-демографические, нравственно-психологические, социально-психологические характеристики ролевого поведения.
Стать жертвами неблагоприятных условий социализации, по мнению М.В. Шакуровой, способствуют объективные факторы виктимизации, среди которых периодично-климатические условия территории проживания. Эти же условия отрицательно влияют на физическое развитие, на здоровье и психику человека.
Необходимость виктимологической профилактики уже давно стала актуальной в российском обществе. Эта профилактика предполагает предупредительные мероприятия по сохранению и укреплению порядка.
В отношении социальной сферы – это государственные, медицинские, организационно-воспитательные мероприятия, направленные на устранение, нейтрализацию, предупреждение причин и условий, которые вызывают социальные отклонения в поведении подростков.
Виктимная профилактика в социальной педагогике предполагает научно-обоснованное и своевременное предотвращение негативных физических, психологических, социокультурных обстоятельств у отдельного подростка, ребенка, группы несовершеннолетних. Сохранение нормального уровня жизни и здоровья, а также содействие ребенку в достижении его целей и раскрытию внутреннего потенциала.
Профилактические мероприятия могут быть нейтрализующими, компенсирующими, предупреждающими возникновение нежелательных обстоятельств, устраняющими эти обстоятельства и контролирующими профилактическую работу и полученные результаты.
Виктимное поведение подростков: причины, профилактика
Виктимное поведение представляет собой совокупность приобретенных человеком физических, психических и социальных черт и признаков, повышающих вероятность превращения его в жертву преступления или деструктивных действий. А.В. Мудрик привел определение понятию виктимности: «Виктимность – субъективная предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств» и указал, что «повышенная виктимность несовершеннолетних определяется не только их психофизическими качествами, но и их социальными ролями, местом в системе социальных отношений, положением, которое они занимают в семье» [4, с.23]. Люди, рискующие оказаться в положении жертвы, демонстрируют разные виды виктимного поведения: агрессивным поведением вызывающе провоцируют преступника; пассивно подчиняются насилию; проявляют невнимательность или абсолютное непонимание хитростей преступника [6, с.88]. Главный признак виктимного поведения – это осуществление определенных действий или бездействий, которые способствуют тому, что человек или ребенок оказывается в роли потерпевшего (жертвы).
Самый уязвимый возраст, когда дети попадают в различные трудные жизненные ситуации – подростковый. Это тот возраст, когда при отсутствии значительного жизненного опыта подросток должен решать самые различные задачи: освобождение от опеки взрослых, взаимоотношения с лицами другого пола, сверстниками, к определённому времени возникает проблема выбора профессии. Именно в этот период наиболее активно формируется личность.
Важнейшим аспектом повышенной виктимности подростков является негативное воздействие взрослых на их психику, телевидения, групп сверстников, формирующих у них антиобщественную установку личности. Результаты такого негативного воздействия нередко приводят подростка к совершению асоциальных поступков, а также могут поставить его в положение жертвы.
Психофизические особенности детского и подросткового возраста – любопытство, жажда приключений, доверчивость, внушаемость, неумение приспособиться к условиям, в которых возникает необходимость находиться, беспомощность в конфликтных жизненных ситуациях, а в ряде случаев и просто физическая слабость, обуславливают повышенную виктимность этой возрастной группы. В связи с этим у подростков возникает множество проблем, с которыми самостоятельно справиться «на входе» в самостоятельную жизнь многие молодые люди не могут [5, с.96].
Установлено, что жертвами преступлений чаще становятся люди молодые, не обладающие опытом жизни, некомпетентные в вопросах причин и условий совершения преступлений, пренебрегающие предупреждениями, плохо разбирающиеся в людях, неосторожные, неосмотрительные, рискованные, азартные и др.
Фактором виктимизации человека любого возраста, может стать семья. Склонность к асоциальному образу жизни, противоправному или саморазрушительному поведению может передаваться по наследств. На личностном уровне предрасположенность к тому, чтобы стать жертвой неблагоприятных условий социализации, зависит от личностных характеристик, которые могут способствовать или препятствовать виктимизации человека. К таковым характеристикам, в частности, можно отнести степень устойчивости и меру гибкости человека, развитость у него рефлексии, саморегуляции, его ценностные ориентации и т.д. [6, с.55] Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточное умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. Все это в подростковом возрасте повышает риск стать жертвой неблагоприятных условий социализации. Для того чтобы приостановить рост жертв неблагоприятных условий социализации необходима виктимологическая профилактика населения, в особенности подростков.
Основные составляющие виктимности подростков:
1. Возрастные особенности психического и психосексуального развития подросткового возраста в виде становления платонического, эротического или сексуального либидо в сочетании с излишней доверчивостью, недостаточной критичностью.
2. Такие индивидуально-психологические особенности личности, как неадекватная самооценка, высокие показатели по уровню тревожности, эмоциональная неустойчивость, высокая степень нервно-психической напряженности.
3. В структуре личности: социальная робость, низкая способность к интеграции поведения и высокая степень конформности.
4. В ситуации конфликта тенденция «ухода в себя» с целью смягчения эмоционального дискомфорта.
5. Низкий уровень сексуальной просвещенности.
6. Нервно-психические расстройства (олигофрения, расстройства личности – психопатии, последствия органического поражения головного мозга и пр.).
7. Безнадзорность, заброшенность и эмоциональное отвержение, недостаточный уход и недостаток эмоционального тепла, а также отставание в психофизическом развитии, легкая внушаемость, неспособность оценить степень опасности и сопротивляться насилию.
8. Условия жестокого обращения в семье, враждебное восприятие мира, готовность быть жертвами насилия со стороны сильных и самим проявлять его в отношении слабых.
Профилактика виктимного поведения детей и подростков:
Виктимность подростков. Причины, особенности проявления. Особенности психологического консультирования по телефону жертв насилия 2687
Глинко О.Д.
педагог-психолог ГУРО СРЦ, г. Волгодонск, Ростовская обл., Россия
e-mail: glinochka@list.ru
Дети и подростки нередко становятся жертвами преступлений, жестокого обращения и насилия. Проблема насилия и виктимности подростков прочно заняла свое место среди других актуальных проблем психологической науки, без сомнения она далека от разрешения.
Между личностью любого человека и его поведением существует неразрывная связь. Личность и ее психические свойства «одновременно и предпосылка, и результат ее деятельности. Внутреннее психическое содержание поведения, складывающееся в условиях определенной ситуации, особенно значимой для личности, переходит в относительно устойчивые свойства личности, а свойства личности, в свою очередь, сказываются в ее поведении» [1, с.12].
Согласно современным данным, под виктимностью подростков понимается своего рода способность стать жертвой негативных явлений. Подросток ею еще не стал, но в его личности имеются определенные качества, делающие его при определенных обстоятельствах жертвой, причем скорее и легче, чем другого, у кого этих качеств личности нет.
Виктимность характеризует предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств [9, с.10; 10, с.24].
На каждом возрастном этапе существуют опасности, столкновение с которыми может привести к тому, что человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации [11, с. 112-116]:
Анализ поведения личности требует обязательного учета ее адаптационного потенциала, то есть анализа специфики ее адаптации [8, с. 102]. Адаптация ( лат.– приспособляемость, приноровление) в широком смысле слова означает приспособление организма к условиям существования [1, с.108].
При исследовании психической адаптации личности учитываются ее составляющие психологические факторы. К ним относятся такие базовые эмоционально-волевые компоненты личности, как тревога, фрустрация, а также установки и потребностно-мотивационные характеристики личности, которые гармонизируют личность и лежат в основе интегрирующего или дезинтегрирующего ее поведения [12, с.17].
При анализе личности жертвы важным является анализ внутренних и внешних механизмов индивидуального поведения. Это требует комплексного подхода к исследованию личности жертвы с обязательным учетом таких параметров, как:
Уровень психологической адаптации (ПА) можно отнести к энергетическому механизму поведения жертвы. Низкий уровень ПА проявляется у потерпевших эмоциональной неустойчивостью, высокой степенью нервно-психической напряженности и тревожности. Как системообразующий фактор виктимного поведения психическая дезадаптация часто встречается у жертв, в структуре личности которых наблюдаются социальная робость, высокая степень конформности, низкая способность к интеграции поведения. В ситуации конфликта у них наблюдаются выраженные дезадаптивные реакции, что проявляется в повышенной фиксации на источнике конфликта, в тенденции «ухода в себя» с целью смягчения эмоционального дискомфорта [8, с. 127-129].
Жизненный опыт в значительной степени определяется особенностями семейного воспитания. Специальный анализ стилей семейного воспитания потерпевших показал, что у 40% из них наблюдалось отсутствие эмоциональных, доверительных контактов в семье, особенно с матерью. У 20% потерпевших наблюдалось воспитание в семье по типу повышенной моральной ответственности. Такие девушки отличались излишней добросовестностью, ответственностью, у них наблюдались стойкие моральные принципы. Они охотно откликались на провоцирующие просьбы насильников (например, сесть в автомобиль и показать, как проехать, зайти в квартиру и попросить вызвать девушку и пр.) [3, с. 97; 5, с.25].
Особенности поведения жертвы определяются ее ценностными ориентациями. Анализ показал, что только у 43,5% потерпевших ценностные ориентации носили адекватный и устойчивый характер. У остальных – особенно у потерпевших с неадекватной самооценкой – ценностные ориентации отличались выраженной неустойчивостью, а в отдельных случаях носили социально неадекватный характер. У этих потерпевших еще до изнасилования наблюдались эпизодические сексуальные контакты, отмечался высокий уровень сексуальной просвещенности. Многие из них посещали видеосалоны, были знакомы с порнографической литературой. Некоторые из них оказались жертвами преступления, находясь в состоянии тяжелого алкогольного или наркотического опьянения. Их поведение отличалось повышенной виктимностью, причем большинство из них были ранее знакомы с насильниками, были членами их компаний и нередко сами инициировали сексуальные притязания обвиняемых [7, с.32].
Анализ особенностей самооценки показал, что у 31,5% потерпевших наблюдалась неадекватная самооценка. У потерпевших с неадекватно завышенной самооценкой преобладали позитивные характеристики образа «Я», а с заниженной – негативные характеристики. Нарушение баланса позитивных и негативных характеристик значительно препятствовало пониманию случившегося, снижало критичность поведения жертвы. Анализ показал, что поведение потерпевших с заниженной самооценкой отличалось ограничением активности, неуверенностью, наблюдалась высокая степень нервно-психической напряженности. Потерпевшие с завышенной самооценкой проявляли выраженную некритичность поведения, у них наблюдалась тенденция брать на себя решение задач, превышающих их возможности. Они сами нередко являлись организаторами деликта. Устраивали совместные выпивки с насильниками, оставались ночевать с ними в одной комнате, останавливали машины с просьбой подвезти их и др. Их поведение отличалось выраженной виктимностью. У некоторых потерпевших наблюдалась выраженная самооценочная тревожность, то есть они воспринимали нейтральные ситуации как такие, которые содержат угрозу самооценке. Анализ показал, что жертвы с высокой самооценочной тревожностью, как правило, были знакомы с насильниками раньше или были влюблены в них. Большинство потерпевших с высокой самооценочной тревожностью подвергались групповому изнасилованию, причем в эти группы входили их избранники, которые нередко выступали организаторами групповых изнасилований [7, с. 27].
Произойдет ли столкновение конкретного человека с какими-либо опасностями зависит и от объективных обстоятельств, и от его индивидуальных особенностей. Но есть обстоятельства, в которых жертвой станет любой человек, независимо от его индивидуальных особенностей (например, сиротство), но и в этом случае восприятие или невосприятие себя жертвой может быть связано с индивидуальными особенностями человека.
Виктимизация человека зависит от темперамента, от генетической предрасположенности к саморазрушающему или отклоняющемуся поведению. Становление жертвой тех или иных неблагоприятных условий социализации зависит от многих личностных характеристик, которые в одних и тех же условиях могут способствовать или препятствовать виктимизации человека. К таковым характеристикам, в частности, можно отнести степень устойчивости и меру гибкости человека, развитость у него рефлексии и саморегуляции, его ценностные ориентации и т.д. Особо следует назвать такую характеристику, как экстернальность – интернальность, т.е. склонность человека приписывать причины происходящего с ним внешним обстоятельствам или принимать ответственность за события своей жизни на себя самого.
Таким образом, можно выделить основные составляющие виктимности подростков, позволяющие предположить, что наличие этих признаков делает подростков виктимными:
На основании изучения литературы, опыта очного и заочного консультирования (обращений к психологам в Центре и обращений на Телефон доверия) методическим объединением Центра разработаны рекомендации по консультированию подростков (и других жертв насилия) по телефону.
Работа с жертвой насилия:
Работа с собственным Я:
Помните! Возможно вы первый в ее жизни человек, который проявил уважение и оказал поддержку именно в тот момент, когда она больше всего в этом нуждалась. Взамен вы получите ее признательность и удовлетворение от мысли, что можете быть кому-то полезны!
Возрастные особенности подростков и виктимизация
1.2 Возрастные особенности подростков и виктимизация
В подростковый период происходит отдаление ребенка от родительской семьи, увеличение числа конфликтов с родителями, другими взрослыми, а так же со сверстниками. В подростковом возрасте закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Все подростки этого возраста находятся на иждивении родителей, их ведущая деятельность – учеба. Между тем психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны диспропорции в формировании и темпах развития, что обусловлено больше биологическими факторами. Важнейшее психическое новообразование – чувство взрослости – представляет собой преимущественно новый уровень притязаний, предвосхищающий будущее положение, которое подросток фактически еще не достиг. У несовершеннолетних уровень интеллектуального и волевого развития ниже, чем у взрослых. Их жизненный опыт значительнее беднее, а многие поступки вследствие возрастных особенностей психики имеют «специфическую» детскую мотивацию. Именно в этот период активно формируется личность, создается нравственное лицо индивидуума.
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.
М.А. Галагузова, Х. Ремшмидт выделяют следующие особенности подростков. Анатомо-физиологические особенности подростка характеризуют неравномерностью его физического развития, совершенствованием мускульного аппарата, процесса окостенения скелета. У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдерживать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии и т. д. Активное половое созревание подростка происходит при заметном отставании в социальном становлении подростка, что влечет за собой социально-психологические проблемы полового воспитания.
В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиям.
В этом возрасте происходит временное психологическое отделение подростка от семьи и школы, их значение в становление личности подростка снижаются, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде, группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и д.р.
Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы с взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения с взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими; из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка.
У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира (герой фильма, сильный взрослый, герой передачи, выдающийся спортсмен и д.р.), которому он пытается подражать: его внешнему облику поведения. Внешность для подростка имеет очень большое значение. Необычная прическа, серьга, а две и три в ушах, рваные джинсы, яркая косметика и другие атрибуты дают подростку возможность отделить себя от других, утвердиться в группе детей.
Все это происходит на стороне изменения эмоционально – волевой сферы. У подростка проявляется эмоционально выраженное стремление познания окружающей действительности, стремление к общению со сверстниками, потребность в дружбе на основе общих интересов и увлечений. У подростка формируется умения самообладания, самоуправление своими мыслями и поступками, развиваются настойчивость, упорство, выдержка, терпение, выносливость и другие волевые качества.
Значительно изменяются интересы подростка. Наряду с любознательностью и стремлением к творческой деятельности, для него характерна разбросанность и неустойчивость интересов [38;59].
Подросток – это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.
Подросток способен принимать продуманные решения, совершать разумные поступки и нести за них нравственную и правовую ответственность. Следует особо выделить, что подросток – лицо, вступившее в период правовой ответственности за свои действия и поступки. И хотя закон, учитывая особенности социально-психологического развития несовершеннолетних, устанавливает для него ограниченную ответственность, можно считать старший подростковый и юношеский возраст как характеризующейся личностной ответственностью.
Индивидуальная виктимная предрасположенность в подростковом возрасте, по мнению Д.А. Ягофарова, определяется степенью выраженности личностных качеств несовершеннолетних. О.О. Андронникова к специфическим факторам возникновения виктимного поведения подростков относит: индивидуальный опыт переживания или наблюдения факта насилия, ранее сформированный комплекс психологических качеств (эмоциональная неустойчивость, тревожность, неадекватная самооценка), отсутствие ощущения социальной поддержки и определенные стратегии семейного воспитания отца и матери. Причем не один из вышеперечисленных факторов сам по себе не приводит к виктимному поведению, для реализации необходимо сочетание комплекса факторов, составляющих модель виктимного поведения [2].
Как свидетельствует социально-правовая практика, наиболее виктимными среди несовершеннолетних оказываются подростки в возрасте 12-14 лет.
Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточное умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. Все это в подростковом возрасте повышает риск стать жертвой неблагоприятных условий социализации. Для того чтобы приостановить рост жертв неблагоприятных условий социализации необходима виктимологическая профилактика населения, в особенности подростков.
1.3 Профилактика виктимности подростков как социально-педагогическая проблема
В современном российском обществе давно назрела необходимость разработки эффективной системы виктимологической профилактики.
Под профилактикой в социальной педагогике понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:
1) предотвращение возможных негативных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или группы несовершеннолетних;
2) сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;
3) содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.
Сам термин «профилактика» обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, т. е. с устранением причин, способных вызвать нежелательные последствия.
Так как негативные явления, обстоятельства могут быть вызваны разными причинами и обстоятельствами, можно выделить несколько типов профилактических мероприятий:
— предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;
— устраняющие эти обстоятельства;
— контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты.
Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного включения следующих составляющих [44]:
1) направленности на искоренение источников дискомфорта как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;
2) обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;
3) решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения.
— знаниями: роли виктимного поведения и его недопустимости; правил поведения, снижающих вероятность возникновения криминогенно опасных ситуаций; криминогенно опасных мест и условий; способов действий преступников, использующих промахи жертв; способов, повышающих личную безопасность, безопасность своей недвижимости, финансов, автомобиля и др.;
— воспитанными привычками безопасного поведения в общественных местах, на улицах, в общении с незнакомыми лицами;
— развитыми культурными интересами, увлечениями, способами проведения досуга, исключающими попадание в «злачные места», компании повышенного криминального риска, секты, увлечение алкоголем, употребление наркотиков и токсических веществ, совершение действий и общения в компаниях, повышающих опасность подвергнуться нападению;
— разумной осторожностью, бдительностью, наблюдательностью, собранностью, самообладанием, находчивостью, быстротой реакций, ловкостью, умением разбираться в людях и быть стойким к успокаивающим уговорам малознакомых и незнакомых людей;
— специально освоенными приемами самозащиты: поведенческими, словесными, техническими (использование носильных защитных средств, газовых пистолетов и др.), двигательной самообороны.
Для насилий, грабежей, мошенничества и других видов преступлений есть свои виктимные предпосылки в особенностях личности и поведения намечаемых жертв, которые стоит учитывать для построения бдительного, обеспечивающего личную безопасность поведения. Не быть наивным и беспечным в повседневной жизни, сохранять бдительность и не совершать действий, повышающих вероятность попадания в трудные, экстремальные, кризисные ситуации; быть разборчивым в знакомствах; не ходить «по лезвию ножа», не испытывать судьбу, действуя в рискованных и опасных ситуациях на авось; не подставляться под удары судьбы и криминала, не совершать действий, которые дают возможность недоброжелателям и преступникам воспользоваться ими, чтобы поставить человека в трудное положение.
Социально-педагогическая деятельность, помимо профилактических мер, предусматривает также деятельность по помощи и поддержке лиц, ставших жертвами неблагоприятных обстоятельств (кризисные центры или специализированные отделения для детей, переживших насилие; создание в районах компактного проживания беженцев национальных культурных и образовательных центров; развитие социальной инфраструктуры, специализированной под той или иной дефект развития человека, например, создание спортивного клуба для инвалидов с нарушениями опорно двигательного аппарата и т.д.).
В России более миллиона детей живут в детских интернатных учреждениях. Причинами отказа от детей и помещения их в государственные учреждения являются: неполная семья, недостаточная материальная обеспеченность и плохие жилищные условия, алкоголизм матери или обоих родителей. Лишь небольшая часть детей оставляется родителями из-за обнаруженных у них при рождении физического дефекта.
Результаты воздействия виктимологической профилактики детей-сирот является одной из ключевых проблем в деятельности детских домов и интернатов. При выходе из их стен выпускники зачастую оказываются неподготовленными к взрослой жизни, не имеют надлежащего социального опыта, не получаю соответствующей помощи. Бывают случаи, когда выпускники не знают элементарных вещей, необходимых для элементарного существования: как распоряжаться деньгами, как следить за чистотой в доме, заваривать чай и чем заниматься в свободное время. Повышенная внушаемость и психическая неустойчивость делают их объектами для преступных элементов. Для социальной адаптации детей-сирот необходимы следующие меры [20;273].
1. Развить навыки и способности к различным видам трудовой деятельности. В условиях рынка дать конкурентоспособные специальности.
2. Формировать общую положительную направленность личности ребенка, увлекая его каким-либо делом, способствующим повышению его самооценки.
3. Организовать работу каждого детского сиротского учреждения по индивидуальной программе, которая была бы ориентированная на имеющихся в нем контингент детей.
4. Всемерно способствовать «открытости» интернатных учреждений.
5. Поощрять усыновление и удочерение детей-сирот как в форме получивших в настоящее время распространение детских семейных домов, так и индивидуальных усыновлений (удочерений).
Люди с ограниченными возможностями, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т.п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а так же на условиях частичной или полной оплаты. Существенные вопросы социальной защиты инвалидов получили правовую базу в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Законом предусматриваются льготы на внеочередное получение жилья, оборудованного соответствующим образом.
Наиболее характерными причинами, усугубляющие проблему бездомности, для многих стран в настоящее время являются [30]:
1) недостаточное количество жилищ, нехватка дешевого жилья;
2) безработица, обуславливающая отсутствие средств для оплаты жилья;
3) малодоходность многих семей и отдельных граждан;
4) социальное здоровье общества (наличие душевнобольных, лиц с отклоняющимся поведением, наркоманов, алкоголиков; нездоровые отношения в семье; положение лиц, вышедших из мест заключения)
5) слабые возможности реализации социальных программ, нацеленных на оказание материальной и другой помощи малообеспеченным семьям, группам риска и т.д.
Значительную долю бездомных составляют так называемые люди без определенного места жительства. К ним требуется особый подход. Не каждый специалист может работать с ними (особенно с такими категориями, как люди, опустившиеся на «дно»). От социального педагога требуется ярко выраженная коммуникабельность, умение найти контакт с людьми, не унижая и не отталкивая их, дать возможность почувствовать человеческое отношение к себе, не обидеть, предлагая элементарные услуги: ночлег, питание и медицинскую помощь.
Таким образом, система виктимологической профилактики должна представлять собой организованную на социально-педагогических принципах целенаправленную деятельность специалистов различных профессий, направленную на выявление и устранение виктимогенных факторов и процессов в сфере внутрисемейных, общественных, неформальных отношений, обуславливающих виктимизацию подростка как потенциальной жертвы преступных посягательств конкретного индивида либо конкретных обстоятельств.
Важнейшее психическое новообразование подросткового возраста – чувство взрослости – представляет собой преимущественно новый уровень притязаний, предвосхищающий будущее положение, которое подросток фактически еще не достиг. Повышенная виктимность подростка обусловлена тем, что подросток действует исходя из чувства взрослого, но не способен предвосхитить, и справится с последствиями взрослого поведения. В данной ситуации на первый план выходят проблемы социально-педагогической профилактики виктимности.
2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике виктимности подростков 2.1 Программа работы социального педагога по профилактике виктимности подростков
Изучив научную литературу по проблеме виктимности подростков, считаем целесообразным, чтобы работа социального педагога в этом направлении носила не только профилактический, но и развивающий характер.
Статистические данные об авариях на дорогах, росте наркомании, отравлении алкоголем, гибели людей в процессе производства и в быту подтверждают выводы о чрезвычайной актуальности профилактики виктимного поведения, формирования у современного человека культуры личной безопасности. Воспитание такой культуры предполагает овладение накопленным опытом выживания в разнообразных ситуациях, формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся условиях. Речь идет о комплексной подготовке человека к предупреждению и преодолению опасных ситуаций, чему способствует мировоззренческая, нравственная, интеллектуальная, психологическая, коммуникативная, правовая, эстетическая, интерсоциальная и физическая готовности [9].
Эффективное формирование навыков личной безопасности на основе гуманистической нравственной установки возможно лишь при соответствующем обучении безопасному поведению. Обучение, основанное только на ограниченном наборе правил, преимущественно запретительного характера (не впускай в квартиру, не подходи к машине, не отвечай на вопросы, не садись в машину и т. д.), не дает воспитанникам возможности усвоить весь необходимый арсенал средств безопасности. Иначе говоря, лишь человек, обученный конструктивным способам безопасного поведения, может быть способен к нравственному действию и одновременному обеспечению своей личной безопасности.
На основании анализа научной литературы мы сделали вывод, что эффективная профилактика подростковой виктимности должна включать следующие направления: правовое, социальное, валеологическое.
Целью разработанной нами программы является снижение факторов риска предрасположенности подростка стать жертвой неблагоприятных условий социализации.
1) диагностировать у подростков уровень склонности к виктимности; знаний; ответственности; умений и навыков безопасного поведения;
2) повысить информированность подростков об опасности конкретных видов поведения;
3) повысить ответственность подростков в процессе их жизнедеятельности;
4) развить умения и навыки безопасного поведения у подростков;
5) снизить склонность к виктимному поведению у подростков.
Кратко опишем содержание блоков и перечень мероприятий программы, которая состоит из четырех блоков: вводно-диагностического, теоретического, практического, включающего в себя две части (тренинги по развитию соответствующих умений и навыков) и итогово-диагностического.
В рамках вводно-диагностического и итогово-диагностического блоков решаются задачи диагностики показателей эффективности программы; знакомства и группового сплочения подростков экспериментальной группы; информирование родителей о проблеме виктимности подростков.
Основной формой работы социального педагога является факультатив. Занятия также проводятся в форме мастерской, тренинга, консультации.
Блок 1. Вводно-диагностический.
Цель: диагностика основных показателей эффективности программы.
Ключевые понятия: знакомство, представление, интервью, самоанализ, тренинг, правила поведения, введение в проблему виктимности, юридическая и моральная ответственность.
Методы работы: беседа, упражнения «Снежный ком», «Интервью», проблемные ситуации.
Домашнее задание: написать несколько примеров проблемных ситуаций из собственной жизни.
Тема 2. «Диагностика виктимности».
Ключевые понятия: анкета, тест- опросник, незаконченный тезис.
Методы работы: наблюдение; методика исследования склонности к виктимному поведению, разработанная О.О. Андрониковой [2]; анкета «Выявление склонности подростков к попаданию в виктимогенные ситуации»; незаконченный тезис; методика «Локус контроля» для определения уровня ответственности подростков.
Блок 2. «Виктимогенные ситуации».
Цель: предоставление подросткам знаний о виктимологии, особенностях виктимного поведения и особенностях безопасного поведения.
Тема 1: Виктимология – наука о жертвах и посягателях.
Методы работы: рассказ, дискуссия, беседа.
Домашнее задание: написать несколько примеров насильственных действий, с которыми подростки могут встретиться в повседневной жизни.
Тема 2: Виктимное поведение.
Ключевые понятия: правонарушение, преступление, аморальное поведение, виктимизация, группы риска, факторы виктимности, виктимное поведение.
Методы работы: рассказ, дискуссия.
Домашнее задание: привести примеры виктимного поведения, которые подростки наблюдали в собственной жизни.
Тема 3: Безопасность.
Ключевые понятия: безопасность, риск, рискованное поведение, ответственность, ответственное поведение, личная безопасность, техники отказа от опасных предложений, физическая, экономическая и криминальная безопасность, правила безопасного поведения.
Методы работы: рассказ, дискуссия.
Домашнее задание: привести примеры действий, обеспечивающих личную безопасность в различных обстоятельствах.
Тема 4: Службы помощи, попавшим в неблагоприятную ситуацию.
Ключевые понятия: социальная помощь, сложная жизненная ситуация, телефон доверия, приют, центры социально-медико-психологической помощи «Семья», отделы по делам несовершеннолетних при администрации районов и городов, социальный приют, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
Методы работы: рассказ, дискуссия, решение проблемных ситуаций.
Домашнее задание: составить план собственных возможных действий при попадании в виктимогенную ситуацию.
Блок 3. «Безопасное поведение».
Часть 1. Тренинг навыков безопасного поведения.
Цель: снижение риска попадания подростков в неблагоприятные жизненные ситуации, обучение подростков навыкам опознавать возможность складывания опасной ситуации, стратегиям эффективного и адекватного поведения в ситуациях опасности и навыкам саморегуляции.
Форма работы – тренинг.
Методы работы: игры и упражнения, дискуссии, решение проблемных ситуаций, дебаты, мозговой штурм.
Основная часть включает следующие элементы: определение целей, темы дискуссии, характера проблемы; круговую дискуссию по обсуждаемой проблеме, сбор информации, суждений, мнений, новых идей, предложений от всех ее участников; упорядочение информации и ее обсуждение; обоснование альтернатив и совместная их оценка; подведение итогов дискуссии, совместное резюмирование.
В заключительной части занятия проводится сопоставление целей занятия с полученным результатом; упражнения на снятие психологической нагрузки и подведение итогов занятия. Каждое занятие завершается краткой рефлексией, в ходе которой участники могут поделиться своими впечатлениями от полученной информации и об удовлетворенности от проделанной работы.
Далее кратко опишем содержание основной части каждого занятия.
Тема 1. Создание у участников эмоционального настроя на работу в группе. Обсуждение ожиданий, опасений от работы в группе. Принятие правил работы в группе.
Методы работы: упражнения, групповая дискуссия.
Домашнее задание: повторить правила работы в группе, повторить материалы теоретического курса, посвященные теме насилия.
Методы работы: упражнения, групповая дискуссия, мозговой штурм.
Домашнее задание: подобрать примеры ситуаций насилия из собственной жизни и жизни знакомых и родственников, литературных произведений, телепередач и т.д.
Тема 3. Ситуации насилия. Определение и обсуждение возможных ситуаций насилия. Зоны риска. Изучение типологии ситуаций, угрожающих возникновением нефизического насилия. Способы снятия напряжения после ситуации насилия. Определение конструктивных способов снятия напряжения после ситуации насилия.
Методы работы: упражнения, групповая дискуссия.
Домашнее задание: написать список конструктивных способов снятия напряжения и неконструктивных способов снятия напряжения (каждый список – не менее 4 пунктов).
Тема 4. Анализ индивидуально перенесенных ситуаций насилия. Определение индивидуальных способов поведения внутри ситуации и ее предупреждения. Определение и обсуждение конструктивных стратегий поведения внутри ситуации насилия и способов профилактики. Укрепление навыков «психотерапевта» для других.
Методы работы: упражнения, мозговой штурм, решение проблемных ситуаций.
Домашнее задание: проанализировать собственные способы поведения в конфликтных ситуациях, степень их конструктивности.
Методы работы: упражнения, беседа, групповая дискуссия, консультация.
Домашнее задание: пронаблюдать за динамикой собственного эмоционального состояния и постараться выявить внутренние и внешние факторы, повышающие самооценку.
Тема 6. Личностная обратная связь. Итоги занятий. Позитивное завершение межличностных отношений в группе. Личностная поддержка. Осознание и структурирование опыта, полученного на тренинге. Выявление индивидуальных вариаций полученного опыта.
Методы работы: упражнения, беседа, групповая дискуссия.
Домашнее задание: написать краткое сочинение «Чему я научился на этом тренинге».
Цель: помочь каждому участнику по возможности снизить негативное воздействие на собственную психику пережитой неудачи, улучшение состояния подростков после перенесенной бытовой или межличностной неудачи.
Ключевые понятия: неудача, ситуация неудачи, ошибка, последствия, вживание в ситуацию, ролевое моделирование ситуации, рефлексия ситуации.
Форма работы: тренинг [37].
Методы работы: ролевая игра.
Для работы потребуются следующие материалы: текст стихотворения «Музыкальный дождик» (И. Соковня), карточки с названиями ролей, простейший музыкальный инструмент (для ведущего, например, ксилофон или губная гармошка, или ведущий просто попевает каждую ноту).
1. Постановка цели. Ведущий предлагает участникам игры задуматься, есть ли у них воспоминание о каком-либо жизненном эпизоде, когда они испытали чувство досады от того, что сорвалось какое-то дело. Сорвалось по независящим от самого человека обстоятельствам. Например: вы собирались с друзьями в поход, но начался такой ужасный ураган, что вы вынуждены были остаться дома.
На обдумывание дается 1—2 мин. Потом ведущий просит одного из подростков поделиться своими воспоминаниями. Это будет, как правило, тот подросток, который уже справился с последствиями пережитой неудачи. Те, у кого психологический дискомфорт сохранился, раскрываются не так быстро. Однако озвучивание чужих неприятных историй, имевших место в прошлом и пережитых, дает надежду на то, что и он или она смогут справиться со своими неприятностями.
2. Объяснение метода. Участники должны понять, почему им предлагается игра. Тезис: «Ролевая игра дает возможность безболезненно для личности делать ошибки, анализировать их, отстаивать любую, даже парадоксальную (странную, резко расходящуюся с общепринятой) точку зрения. Кроме того, возможность побыть в чужой роли дает нам время на отдых от самих себя, от наших собственных переживаний».