Что не относится к инструментам по созданию программ по ксо
Инструменты корпоративной социальной ответственности
Основными инструментами корпоративной социальной ответственности являются социальные программы, добровольчество, или волонтёрство, спонсорство и благотворительность.
Рассмотрим более их детально.
Классификация социальных программ
Основными инструментами реализации социальных программ
являются:
Результат социальных программ, выполненных компаниями, выражается в:
Добровольцы — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).
Волонтерство представляет собой:
Волонтерство может быть:
корпоративным – от лица фирмы;
частным – личное стремление человека;
Корпоративное волонтерство это всегда часть корпоративной культуры и предполагает добровольную деятельность работников на благо общества при поддержке и поощрении со стороны компании.
В качестве мотива для волонтерской работы выступает потребность в контактах с другими людьми и преодоление чувства одиночества.
Волонтерство отвечает естественной потребности быть членом группы, ценностям и целям которой волонтер может полностью соответствовать.
Спонсорство способствует выражение бренда в нематериальных атрибутах, создает ассоциации придающие бренду и его отношениям с потребителями глубину, насыщенность и дух современности в отличие от рекламы, которая носит откровенно платный характер, пытаясь навязать или изменить отношение потребителя к бренду.
Главная цель спонсорства – создание ассоциативной связи между брендом и спонсируемым объектом (мероприятием)
Ассоциации, вызываемые функциональными характеристиками самого объекта спонсорства (вид спорта – снаряжение, аксессуары для данного вида спорта), должны быть привязаны к характеристикам организации-спонсора. Например:
Эффект единения, когда объект спонсорства для сотрудников становится частью их жизни и возможность выразить в нем свою индивидуальность.
Основными подходами к спонсорству, как средству создания имиджа компании, являются следующие.
Спонсируемые мероприятия и спортивные команды вызывают у широкой общественности ассоциации: «цель», «победа» и «активность», что способствует формированию позитивного имиджа компании.
III. Присвоения объектам спонсорства своего имени.
Именные стадионы – особое мощное средство обеспечения осведомленности о бренде и уровне представления компании.
При этом оценки ассоциаций связанных со спонсорством могут быть как количественные (увеличение продаж, прибыли и т.д.), так и качественные (например, имидж).
До 1969 г. термин «благотворительность» не существовал, в обиходе присутствовал термин «филантропия» – помощь, оказываемая некоторой части неимущего населения отдельными представителями эксплуататорских классов и специальными буржуазными организациями главным образом с целью отвлечения трудящихся от классовой борьбы.
«Благотворительность в конечном итоге приводит к возникновению касты, живущих только за общественный счет. И мало того, что они будут получать свои пособия по праву, политика поощрения паразитизма приведет к увеличению этой группы» – американские экономисты Мюрей, Ротбард.
Благотворительность ведется по направлениям:
Транснациональные компании в развивающихся странах часто используют благотворительность, чтобы получить расположение властей (в обмен на контракты).
Основными типами благотворительности являются:
Основными проблемами развития благотворительности на постсоветском пространстве выступают следующие:
Таким образом, работая в направлении повышения социальной ответственности, компании необходимо помнить и учитывать интересы тех, для кого все это делается, то есть заинтересованных сторон; уметь активно использовать инструменты корпоративной социальной ответственности для повышения уровня доверия к компании, формирования ее позитивного имиджа социально ответственной компании и обеспечения устойчивого развития общества в целом.
Стратегия корпоративной социальной ответственности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Стратегический характер корпоративной социальной ответственности
В современном мире под корпоративной социальной ответственностью (сокращенно – КСО) принято понимать целостное множество обязательств, в добровольном порядке принимаемых на себя компаниями в сфере защиты интересов общества и его последующего развития.
Синонимом корпоративной социальной ответственности считается социальная ответственность бизнеса, представляющая собой комплекс направлений политики компании и ее действий, так или иначе связанных с ключевыми стейкхолдерами (заинтересованными сторонами), и предполагающих помимо соблюдения базовых требований законодательных норм принятие дополнительных обязательств перед ними.
В основе КСО лежит ориентация бизнеса на обеспечение устойчивости его развития. В связи с этим социальная ответственность бизнеса приобретает стратегический характер.
Говоря о развитии социальной ответственности бизнеса, следует понимать, что любой бизнес как таковой (крупный или мелкий) своей деятельностью неизменно оказывает влияние на заинтересованных сторон.
Заинтересованные стороны (стейкхолдеры) – это все физические и/или юридические лица, предъявляющие к бизнесу (компании) определенные требования и ожидания.
Традиционно все заинтересованные стороны делятся на две большие группы:
Необходимым условиям устойчивости развития бизнеса, а также построения систем корпоративной социальной ответственности выступает учет и уважение интересов всех групп заинтересованных лиц, включая собственников компании и ее сотрудников, потребителей и поставщиков, а также общество в целом.
Построение систем КСО требует своей интеграции в общую стратегию развития компании и выступает ее неотъемлемой частью. Реализация социальной ответственности бизнеса в рамках отдельно взятой компании осуществляется на основе соответствующей стратегии. Рассмотрим ее сущность более подробно.
Готовые работы на аналогичную тему
Стратегия корпоративной социальной ответственности и ее элементы
Под стратегией КСО в общем виде следует понимать генеральный план реализации социальной ответственности бизнеса. В ее основе лежит модель социально ответственного поведения компании в долгосрочной перспективе.
Стратегическую корпоративную социальную ответственность принято отождествлять с долгосрочным процессом, опирающимся на непрерывный диалог со стейкхолдерами с одной стороны, и на формирование социальной отчетности – с другой стороны.
В настоящее время КСО принято разделять на два базовых вида – внешняя и внутренняя. В общем виде их сущность представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Виды КСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Стратегия КСО предполагает необходимость утверждения базовых принципов социально ответственного поведения компании, ее позиции в части выстраивания взаимоотношений с внутренними и внешними стейкхолдерами, основных направлений реализации социально значимых инициатив и т.п.
Основополагающие элементы стратегии социальной ответственности бизнеса представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Элементы стратегии КСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Представленный выше перечень элементов стратегии социальной ответственности бизнеса может быть дополнен и расширен. Так или иначе, она должна включать в себя понимание КСО и ее базовые принципы, разделяемые организацией, а также определять основные направления реализации социально значимых инициатив, раскрывать информацию о результатах реализации мер социальной ответственности, а также определять планы в области КСО на ближайшую и долгосрочную перспективу.
Разработка и реализация стратегии корпоративной социальной ответственности
Формирование стратегии КСО формируется с учетом целенаправленного установления и развития взаимоотношений с основными группами заинтересованных сторон. Сама по себе разработка стратегии КСО предполагает необходимость последовательного прохождения ряда этапов, основными из которых считаются:
Первоочередная роль традиционно отводится аналитической проработке, которая предполагает необходимость анализа внешней и внутренней среды компании. На основе проведенного анализа определяются долго- и среднесрочные цели в области КСО, а также разрабатываются альтернативные целевые программы.
Созданные вероятные сценарии развития подвергаются критической оценке, на основе которой и происходит выбор оптимальной стратегии развития КСО. Далее выбранная стратегия оформляется документально, получая закрепление в соответствующих локальных актах.
Стратегия КСО неизменно требует своей реализации, которая представляет собой комплексный процесс, состоящий из:
Особая роль сегодня отводится формированию и публикации информативной нефинансовой (социальной) отчетности, содержащей релевантную и актуальную информацию о реализации компанией заявленных принципов КСО. Нефинансовые отчеты, в свою очередь, на добровольной основе поддаются внешней оценке и заверению независимыми аудиторами.
Завершающим этапом считается подведение промежуточных итогов реализации стратегии КСО и оценка достигнутых результатов.
Корпоративная социальная ответственность
В последние несколько лет возрос интерес к экологическим мероприятиям, которые проводят компании, например, уборки или лекции для сотрудников. Все чаще компании спрашивают, как нам помочь, или обращаются к нам за помощью в проведении мероприятий. Мы расспросили наших партнеров, почему возрос интерес и почему привлекают социально значимые мероприятия, как часть политики корпоративной социальной ответственности бизнеса. Партнеры поделились, что социально значимые мероприятия помогают выстроить коммуникацию между брендом и покупателями, а также вовлечь сотрудников в деятельность компании.
Зачем КСО бизнесу
Под корпоративной социальной ответственностью (КСО) понимают участие бизнеса на добровольной основе в развитии общества, социальной экологической и экономической сфере, как правило, не связанными с основной деятельностью организации. Социальная ответственность компании применяется в различных отраслях бизнеса, но степень участия различается:
Выгоды и заинтересованные стороны КСО
Предметом ответственности бизнеса выступают обязательства организации по отношению к заинтересованным сторонам. К ним относятся:
Проведение мер социальной ответственности для бизнеса может быть неочевидной, кажется преувеличенной, но выстраивание системы ответственности в перспективе дает ряд выгод, которые предоставляют организации устойчивое положение на рынке. Экономические выгоды могут быть выражены в следующем:
Принципы и формы КСО
Основные принципы социальной ответственности:
Формы ответственности бизнеса позволяют обозначить пять подходов определения границ социальной ответственности бизнеса:
Обобщая рассмотренные подходы, можно выделить основные направления реализации корпоративной социальной ответственности:
Уровни и виды КСО
Поскольку число, состав и круг интересов заинтересованных лиц постоянно меняется, методы осуществления социальной ответственности и модели взаимодействия форматируются вместе с ними. Выделяется несколько уровней корпоративной социальной ответственности.
Влияние мероприятий ответственности бизнеса также можно разделить на:
Как сформировать и внедрить КСО
Внедрение ответственности начинается с планирования:
Для формирования и внедрения системы корпоративной ответственности компании применяется стандарт «Руководство по социальной ответственности» ISO-26000, опубликованный в 2010 году. Стандарт является добровольным в применении и призван показать возможности интеграции ответственного поведения бизнеса в работу компании. Кроме этого, стоит руководствоваться целями устойчивого развития и принципами ESG.
В частности стандарт, кроме определения теоретической части, также определяет основные аспекты внедрения социальной политики бизнеса:
Заключение
Политика социально ответственного бизнеса позволяет достичь компании стабильного положения на рынке за счет реализации мероприятий, которые помогают выстроить доверительные отношения с клиентами и партнерами, а также сформировать лояльное отношение работников компании и повышение вовлеченности сотрудников в рабочие процессы организации.
В свою очередь доверие клиентов и лояльность сотрудников позволяет привлекать дополнительные инвестиции и расширять бизнес.
Наша организация открыта к сотрудничеству: мы можем провести встречу, вебинар или квиз для сотрудников, сделать совметно с вами открытый фестиваль или праздник чистоты, разработать проект под ваши задачи.
Меньше иллюзий и больше реализма: какие бизнес-задачи решает КСО
Что такое корпоративная социальная ответственность?
Концепция корпоративной социальной ответственности (КСО) предполагает, что компания добровольно берет на себя дополнительные обязательства перед обществом. То есть она не только платит налоги, выпускает качественную и безопасную продукцию, но и дополнительно вкладывается в своих работников, окружающую среду, территорию присутствия.
«Помимо того, что компания должна приносить деньги своим акционерам, она своей деятельностью также должна улучшать среду вокруг себя — как с точки зрения соблюдения экологических норм, так и развития социальной сферы», — объясняет директор по связям с общественностью «Полюса» Виктория Васильева.
КСО тесно связана с устойчивым развитием и часто входит в ESG-стратегии компаний. В США и Европе, где об устойчивом развитии задумались давно, корпоративной социальной ответственностью начали активно заниматься с 1970-1980-х годов, рассказывает Васильева. Но в Россию тренд пришел намного позже — в конце 1990-х — начале 2000-х годов.
Какие бизнес-задачи можно решить с помощью КСО?
Таких задач несколько.
В первую очередь КСО работает на репутацию компании. А она, в свою очередь, сильно влияет на отношения с государством и условия ведения бизнеса.
«КСО — это уже не лучшая практика, а must have, без которого никакие органы госвласти не будут с вами разговаривать, — отмечает PR-директор «Полюса». — От масштаба, структурированности и продуманности программы КСО в том числе зависит переговорная позиция GR на федеральном и региональном уровнях».
На нехватку кадров сегодня жалуются 86% компаний в России. При этом для специалистов, особенно молодого поколения, ответственность работодателя становится все важнее. Они предпочитают организации, которые помогают решать социальные и экологические проблемы.
«Все крупные промышленные компании сейчас находятся в состоянии жесткой конкуренции за кадры. А КСО помогает создавать образ работодателя приоритетного выбора. Если ваш HR приходит к кандидату, который вам очень нужен, а у него в голове сложился правильный образ компании, то он с высокой вероятностью выберет именно вас», — говорит Васильева.
Тренд на устойчивое развитие затронул в том числе потребителей. Так же, как и работники, они ожидают от компаний высокой социальной ответственности. Эксперты отмечают, что КСО — один из главных факторов, позволяющих повысить удовлетворенность клиентов. Особенно в ситуации, когда конкуренция очень высокая и потребителю приходится выбирать один продукт из десяти похожих.
Для производственных компаний, которые не работают с конечными потребителями напрямую, на первый план выходит репутация среди жителей в регионах присутствия.
Во-первых, они выступают избирателями для тех органов власти, с которыми взаимодействует бизнес. «Если компания «выжимает все соки» из региона, а губернатор ее поддержал, то во время избирательной кампании это будет прекрасным аргументом для его противников», — приводит пример Васильева.
Во-вторых, жители регионов могут быть потенциальными работниками компании. Поэтому их мнение тоже важно.
Какие направления входят в КСО и что они дают?
Чаще КСО включает три основных направления — здоровый образ жизни и спорт, образование и культура. Нередко бизнес выделяет и четвертый блок КСО — поддержку детства. Но во многих случаях, в том числе в «Полюсе», работа с подрастающим поколением включена в предыдущие три блока.
Помимо создания хорошей репутации компании, эти направления помогают решать и более точечные задачи.
Компаниям нужны не просто квалифицированные, но и здоровые работники. Особенно остро вопрос стоит на промышленных предприятиях, которые действуют в малонаселенных районах. «У нас есть сотрудники разных возрастов, но по-настоящему высокая квалификация приобретается в возрасте 40+. Соответственно, нам важно, чтобы эти люди после 40 еще как минимум 20 лет спокойно работали в отрасли», — рассказывает Васильева.
Поэтому, по ее словам, «Полюс» в первую очередь поддерживает массовый спорт и физкультуру. Большой спорт компания тоже поощряет, например, помогая спортсменам из регионов выезжать на соревнования.
Компании заинтересованы в развитии новых технологий и кадрового потенциала. Это определяет приоритеты поддержки в образовательной сфере. Бизнес запускает программы профориентации и помогает развивать профильное образование, создавая себе кадровый задел на будущее.
В небольших городах учреждения культуры — например, театры — служат одной из основных точек притяжения для жителей. «Мы видим, что люди уезжают из отдаленных северных регионов, потому что жить там просто тяжело, в том числе из-за климата, — говорит Виктория. — Но театры здесь выступают знаковыми объектами социальной среды, формируют ощущение «малой родины». И нередко это один из факторов, который помогает человеку сделать выбор в пользу того, чтобы остаться в регионе и продолжать здесь работать».
Как проекты КСО выглядят на практике?
Во время эпидемии COVID-19 бизнес стал активнее поддерживать здравоохранение, в том числе районные и региональные больницы. «Мы делаем это давно — просто потому, что наших сотрудников надо где-то лечить. Если что-то случилось, даже банальное падение или ушиб, нам нужно понимать, куда мы привезем человека», — рассказывает директор по связям с общественностью «Полюса».
Помимо помощи местному здравоохранению, у компаний есть масштабные программы по поддержке здорового образа жизни и спорта. Так, в «Полюсе» знаковым проектом называют Красноярский полумарафон «Жара», который здесь поддерживает уже несколько лет. В мероприятии участвует беговая команда компании. Всего нее входит более 400 работников.
Кроме того, «Полюс» проводит корпоративные спартакиады для своих сотрудников, а его команды с успехом выступают на районных и региональных турнирах.
«Полюс» сотрудничает с несколькими крупными российскими техническими вузами, в том числе, в Красноярском крае, Иркутской и Магаданской области, Якутии. Это и специальные программы обучения, запущенные при участии компании, а также стажировки и практики для студентов на ее предприятиях.
Одновременно «Полюс» поддерживает научные изыскания вузов и помогает им с обновлением материально-технической базы. Все это позволяет будущим специалистам лучше освоить направления, по которым они смогут работать в компании.
В небольших российских городах сохранились десятки профессиональных театров, отмечают в «Полюсе». Более того, один такой театр удалось найти в поселке Мотыгино Красноярского края.
Ключевой проект компании в сфере культуры — ежегодный конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон». Заявки на него подают более 30 учреждений. Их них жюри выбирает победителей, которые получают гранты. На эти средства театр может поехать со своим спектаклем на региональный фестиваль и представить там свою постановку. А оставшуюся часть гранта — потратить на любые нужды, начиная от замены крыши и заканчивая покупкой новых декораций.
«Полюс. Золотой сезон» проводится совместно с международным фестивалем-школой «Территория». В качестве финала конкурса в течение недели организуют свой фестиваль в одном из регионов присутствия компании. «Они привозят к нам лучшие театры и танцевальные труппы России. А часть спектаклей показывают финалисты нашего конкурса», — объясняет Виктория Васильева.
Партнером мероприятия также выступает Московский музей современного искусства. Выставки музея проводятся во время фестиваля «Полюса» и «Территории», и, как правило, остаются в регионе еще на пару месяцев. «За это время их посещают очень много людей, мы успеваем расшевелить аудиторию», — отмечает PR-директор.
Как компании выбирают проекты для поддержки?
Выходя в новый регион, компания старается определить те направления, которым сильнее всего не хватает финансирования. Многое зависит и от специфики территории. Например, на ней могут проживать представители коренных народов, которым необходима поддержка.
По мнению Виктории Васильевой, при выборе проектов в рамках КСО компании должны быть максимально прагматичными: «Мне кажется, бизнесу не стоит подменять собой государство. Нужно меньше иллюзий и больше реализма».
Она выделяет два критерия для выбора проектов.
Во-первых, поддержка должна быть системной и работать на реализацию стратегических целей компании.
Во-вторых, проект не должен умереть, если компания по каким-то причинам прекратит финансирование. «По-хорошему надо выбирать такие проекты, которые без вас не канут в лету. Возможно, они видоизменятся, но не прекратят свое существование. То есть у тех людей и организаций, которых вы финансируете, должны быть альтернативные варианты получения поддержки», — уверена Виктория.
Какие новые тренды есть в КСО?
Главный тренд на сегодня — корпоративное волонтерство, вовлечение сотрудников в социальные и экологические проекты компании.
По данным исследования Porter Novelli, большинство американцев (59%) считают, что компании больше не могут уклоняться от решения вопросов, связанных с социальной справедливостью. Еще 43% «пересматривают свою нынешнюю работу», потому что компания недостаточно делает для решения этих вопросов.
Рост интереса к социальному волонтерству характерен и для России, говорят в «Полюсе». В компании есть собственное волонтерское движение, которое проводит акции в Москве и в регионах присутствия.
Кроме того, в 2020 году в «Полюсе» запустили систему волонтерских грантов. Заявку на участие может подать любой сотрудник компании. Победителям предоставляют средства на небольшие социальные проекты в регионах — от уроков безопасности для школьников до помощи приютам для беспризорных животных.
Однако, по мнению директора по связям с общественностью «Полюса», ожидать революционных трендов, способных перевернуть представление о КСО, не стоит. «Областей, в которых компании могут сотрудничать с обществом, но не подменять собой государство, достаточно немного, — говорит она. — Поэтому в будущем мы скорее увидим не новые тренды, а новые яркие идеи в уже существующих направлениях».