Что не относится к характеристикам проблемного обучения ответ на тест
Тест по методике проблемного обучения
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования
«Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»
Институт педагогики и психологии
кафедра педагогики и профессионального образования
по дисциплине «Методика преподавания математики»
ТЕМА: «МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ»
Выполнила: Ткаченко М. А.
студентка 4 курса ИПиП
направления подготовки 44.03.05
(с двумя профилями подготовки),
профили подготовки «Начальное
образование» и «Иностранный язык»
Комсомольск-на-Амуре, 2020 г.
Задание 1. Что обеспечивает проблемное занятие?
а) творческое формирование навыков;
б) творческое формирование умений;
в) творческое усвоение знаний;
г) творческое усвоение цели и задач.
Задание 2. Что значит поставить учебную проблему?
а) помочь учащимся сформулировать тему занятия;
б) задать группе вопрос;
в) назвать тему занятия;
г) сформулировать цель урока.
Задание 3. Что представляет собой побуждающий диалог?
а) систему посильных учащемуся заданий, ведущих к знанию;
б) отдельные вопросы, стимулирующие мысль обучающегося;
в) подводящий от или без проблемы диалог;
г) сообщение готового знания.
Задание 4. Для проблемного обучения характерно то, что:
а) учащиеся усваивают знания в готовом виде, без раскрытия путей доказательства их истинности;
б) учебный материал изучается поэлементно в логической последовательности;
в) обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемых новых понятий и способов действий;
г) оно позволяет в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить учащихся знаниями основ наук.
Задание 5. Смысл проблемного урока заключается:
а) в систематической самостоятельной поисковой деятельности учащихся с усвоением ими готовых выводов науки;
б) в создании под руководством учителя проблемных ситуаций;
в) выдвижение предположений и обоснование гипотезы по решению учебной проблемы
г) в создании учителем проблемных ситуаций и их решением учащимися совместно с учителем.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1190382
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
ФГОС. Технология проблемного обучения (тест).
15 слайдов. Тесты ( с ответами) по теме » ФГОС. Технология проблемного обучения «
Просмотр содержимого документа
«ФГОС. Технология проблемного обучения (тест).»
Тест «Технология проблемного обучения» Выполнил мастер п/о ГБПОУ ВО “ БМТК” Визитиу Н.Н.
1.Проблемное занятие отличается от традиционного:
Учебной деятельностью учащихся
2. Проблемное занятие обеспечивает:
Творческое формирование навыков
Творческое формирование умений
Творческое усвоение знаний
3. Технология проблемного занятия включает:
Проблемные методы введения знаний
Задачи и упражнения на закрепление
Продуктивные задания на воспроизведение знаний
4.Поставить учебную проблему, значит:
Помочь учащимся сформулировать тему занятия
Задать группе вопрос
Назвать тему занятия
5.Постановка учебной проблемы обеспечивает:
Мотивацию к усвоению нового материала
6. Поиск решения организуется методами:
Побуждающий к гипотезам диалог
Сообщение темы с мотивирующим приёмом
Подводящий от или без проблемы диалог
Сообщение готового знания
7.Побуждающий диалог представляет собой:
Отдельные вопросы, стимулирующие мысль обучающегося
Систему посильных учащемуся заданий, ведущих к знанию
8.Побуждающий диалог характеризуется признаками:
Жёсткий пошаговый ход
Переживание обучающимися чувства риска
Высокая вероятность неожиданных ответов обучающихся
9.Подводящий диалог развивает:
Творческие способности и эффективен для сильных учащихся
Логическое мышление и эффективен для слабых учащихся
10.Породуктивные задания на воспроизведение:
Позволяют пройти все звенья творчества
Обеспечивают выражение знания в разной форме
Углубляют понимание нового материала
11. К продуктивным заданиям относятся:
Формулирование обучающимися вопросов
Задания «выучи», «перескажи»
Составление опорных сигналов обучающимися
12. Продуктивное задание на формулирование темы даётся:
В случае подводящего без проблемы диалога
Когда учебная проблема возникла как вопрос
На каждом проблемном уроке
13. Подготовка проблемного занятия:
Зависит от типа знаний
Зависит от количества знания
Одинакова для любого содержания
14. Возможности проблемного введения ограничены для:
15. Технологии проблемного обучения можно использовать:
Обучающий тест самодиагностики для учителя по теме «Технология проблемно-диалогического обучения»
Тест для самодиагностики учителя по теме
«Технологии проблемно-диалогического обучения »
1. Проблемный урок отличается от традиционного:
а) образовательной целью
б) учебной деятельностью школьников
в) конечными результатами
2. Проблемный урок обеспечивает:
а) творческое усвоение знаний
б) творческое формирование умений
в) творческое формирование навыков
3. Технология проблемного урока включает:
а) проблемные методы введения знаний
б) задачи и упражнения на закрепление
в) продуктивные задания на воспроизведение знаний
а) назвать тему урока
б) задать классу вопрос
в) помочь ученикам сформулировать тему урока или вопрос для исследования
5. Постановка учебной проблемы обеспечивает:
а) мотивацию к усвоению нового материала
6. Поиск решения организуется методами:
а) побуждающий к гипотезам диалог
б) сообщение темы с мотивирующим приемом
в) подводящий от или без проблемы диалог
г) сообщение готового знания
7. Побуждающий диалог представляет собой:
а) отдельные вопросы, стимулирующие мысль ученика
б) систему посильных ученику заданий, ведущих к мысли
8. Побуждающий диалог характеризуется признаками:
а) жесткий пошаговый ход
б) переживание участниками чувства риска
в) высокая вероятность неожиданных ответов учеников
9. Подводящий диалог развивает:
а) творческие способности и эффективен для сильных детей
б) логическое мышление и эффективен для слабых учащихся
10. Продуктивные задания на воспроизведение:
а) позволяют пройти все звенья творчества
б) обеспечивают выражение знания в разной форме
в) углубляют понимание нового материала
11. К продуктивным заданиям относятся:
а) формулирование учениками вопросов;
б) задания «выучи», «перескажи»
в) составление опорных сигналов учениками
12. Продуктивное задание на формулирование темы дается:
а) на каждом проблемном уроке
б) когда учебная проблема возникла как вопрос
в) в случае подводящего без проблемы диалога
13. Подготовка проблемного урока:
а) одинакова для любого содержания
б) зависит от количества знаний
в) зависит от типа знаний
14. Возможности проблемного введения ограничены для:
15. Технологии проблемного обучения можно использовать:
а) во всех образовательных моделях и системах
б) на всех школьных ступенях и предметах
Номер материала: ДБ-118062
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тест «Проблемный подход к обучению»
1. Сущность проблемного обучения состоит в:
А) изучении познавательных возможностей учащихся;
Б) управлении познавательной деятельностью учащихся
В) постановке перед учащимися учебной проблемы;
Г) постановке проблемы и усвоении готовых выводов;
Д) организации самостоятельной поисковой деятельности учащихся.
2. Укажите на правильное определение сути проблемного обучения, по М.И. Махмутову:
А) способ развития инициативы, творчества детей;
Б) дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности и включающая специфическое сочетание приемов и методов преподавания и учения, которым присущи черты поиска;
В) разновидность учебной деятельности детей по усвоению сообщаемых знаний.
3. Для проблемного обучения характерно то, что:
А) учащиеся усваивают знания в готовом виде, без раскрытия путей доказательства их истинности;
Б) учебный материал изучается поэлементно в логической последовательности;
В) обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемых новых понятий и способов действий;
Г) оно позволяет в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить учащихся знаниями основ наук.
4. Продуктивная деятельность учащихся осуществляется в «зоне ближайшего развития» – основное положение:
А) догматического обучения;
Б) развивающего обучения;
В) проблемного обучения.
5. Восстановите последовательность. Алгоритм решения сложной проблемной ситуации включает шаги:
А) разработка решения, охватывающего каждую из частных проблем;
Б) оценка решения, поиск логического обоснования решения, формулирование следствий этого решения;
В) постановка проблемы;
Г) исторический анализ проблемы;
Д) разложение поставленной проблемы на более частные проблемы.
6. Назовите характерные особенности проблемного метода обучения:
А) преподаватель сообщает новую информацию;
Б) преподаватель указывает путь практического использования учебного материала;
В) обучаемые сами ищут пути получения недостающих знаний;
Г) преподаватель применяет приемы учебной деятельности, направленные на развитие у обучаемых творческого мышления.
В новых педагогических технологиях применяются методы:
А) объяснительно-иллюстративного обучения;
Б) эвристический метод;
В) проблемного обучения;
Г) словесные методы.
Укажите один верный ответ. В каких из перечисленных методов обучения содержатся элементы проблемного обучения?
А) репродуктивные упражнения;
Б) эвристическая беседа;
В) демонстрация картин.
Г) проведение опытов.
9. Назовите в строгой последовательности инвариантные структурные компоненты проблемного урока:
А) проверка правильности решения учебной проблемы;
Б) возникновение проблемной ситуации;
В) проверка домашнего задания;
Г) запись в тетради решения задачи;
Д) выдвижение предположений и обоснование гипотезы по решению учебной проблемы;
Е) воспроизведение учебного материала;
Ж) свободный обмен мнениями;
З) доказательство гипотезы.
10. Смысл проблемного урока заключается:
А) в систематической самостоятельной поисковой деятельности учащихся с усвоением ими готовых выводов науки;
Б) в создании под руководством учителя проблемных ситуаций;
В) в создании учителем проблемных ситуаций и их решением учащимися совместно с учителем.
Игровая технология в обучении развивает:
А) коммуникативные способности;
В) актерский талант;
Г) деловые качества.
12. Какие черты присущи любому виду игры:
В) ролевые позиции играющих;
Ж) субъектная активность?
Терминологический минимум модуля
Педагогическое проектирование; моделирование; конструирование; педагогический контроль и диагностика; технология тестирования; рейтинг; портфолио.
Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля
Примерные направления проектов и показатели их оценки
Формы, методы и средства интерактивного обучения (форма презентации: краткое сообщение и демонстрация формы, метода в группе).
Технология модульного обучения
Технология дидактической игры.
Технология проектного обучения.
Разработка комплекса тестовых заданий разного типа по теме (форма презентации: тестирование с последующим обсуждением в группе).
Подбор комплекса диагностических методик для выявления качеств личности, предрасполагающих к овладению профессией (форма презентации: доклад и проведение диагностики по одной из методик с последующим обсуждением в группе).
Поиск и подбор интернет-ресурсов, реализующих курсы дистанционного обучения (форма презентации: доклад с использованием слайд-шоу).
Показатели оценки проектов
— актуальность представленного проекта;
— новизна (оригинальность) проектной идеи;
— полнота структуры проекта: анализ образовательной ситуации, развернутая концепция проекта (проектная идея, описание проблем, постановка целей, формирование задач), содержательная и организационная модель образовательной системы или ее фрагмента, план реализации проекта с ресурсным обеспечением;
— степень проработанности структурных элементов проекта: полнота, углубленность, конкретность и т.д.;
— согласованность структурных частей проекта;
— реалистичность проекта: соответствие идеи, целей и задач проекта реальной образовательной ситуации, уровень обеспеченности проекта разного рода ресурсами, выявленность источников дополнительных ресурсов;
— реализуемость проекта: наличие, вовлеченность и согласованность действий других субъектов образовательной ситуации с действиями автора проекта при его реализации (характер организационно-деятельностного ресурса).
Примерные темы сообщений
— Типы педагогических задач.
— Нестандартные решения педагогических задач.
— Особенности компьютерного тестирования.
— Портфолио достижений школьников. Электронный портфолио школьника.
— Интернет как средство массовой коммуникации.
— Телефон как средство коммуникации.
— Охрана здоровья обучающихся, воспитанников.
— Авторские системы оценивания достижений учащихся.
Примерные темы рефератов
— Лекция в режиме он-лайн.
— Электронные тренировочные и контрольные работы.
— Интерактивные учебно-методические материалы (электронная энциклопедия).
— Организация учебной дискуссии. Семинар-диспут как интерактивная форма обучения.
— Технология мозгового штурма.
— Организация учебной кооперации.
— Методы контроля обученности.
— Методы педагогической диагностики.
— Технология рейтингового оценивания.
— Портфолио как средство оценивания достижений обучающихся.
— Использование ИКТ в технологиях контроля и диагностики.
Виды и формы организации самостоятельной работы студентов
Виды самостоятельной работы | Формы контроля |
Подготовка сообщения | Устный контроль |
Работа над проблемными вопросами, подготовка к учебной дискуссии | Устный контроль, работа во время учебной дискуссии |
Написание реферата | Письменный контроль |
Подготовка игры, мини-спектакля | Игровая форма контроля |
Письменный анализ понятий, составление таблиц, схем | Письменный, устный контроль |
Проектирование | Защита проекта |
Самостоятельное экспериментальное исследование (проведение опросов, изучение опыта образовательных учреждений, анкетирование) | Письменный, устный контроль |
Проведение сравнительного анализа | Письменный, устный контроль |
Составление, решение педагогических задач | Письменный, устный контроль |
6.2.3. Модуль 3. Современные технологии обучения в профессиональном образовании (24 часа)
Учебные цели: раскрыть основные ориентации современных технологий обучения; продолжить формирование познавательной активности студентов, их творческой самостоятельности; показать разнообразие технологий обучения, их эффективность, сущность содержания и методику применения.
Тема: Технологии развивающего обучения (2 часа)
1. Технологии развивающего обучения.
1.1. Свойства и закономерности развития.
1.2. Концепции развивающего обучения.
1.3. Сущность и значение развивающего обучения.
1.4. Сравнение традиционного и развивающего обучения.
2. Личностно-ориентированные технологии обучения.
2.1. Целевые ориентации технологии. Сравнение традиционного
и личностно-ориентированного обучения.
2.2. Особенности содержания и методики личностно-ориентирован-ной технологии.
3. Технология развития критического мышления.
3.1. Идеи и сущность технологии.
3.2. Приемы развития критического мышления.
3.3. Методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» и ее
использование в технологии развития критического мышления.
1. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е, стереотип. – М.: Академия, 2008. – 566 с.
2. Педагогические технологии: учеб. пособие / Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону, 2002. – 320с.
3. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов /
Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007.
4. Зайцев В.С. Педагогические технологии: элективный курс для подготовки бакалавров и магистров. – В 2-х книгах. – Челябинск, 2013.
5. Зайцев, В.С. Педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Челябинск, 2013
6. Зайцев, В.С. Самостоятельная работа студентов в условиях университетского образования. – Челябинск, 2013. – 198 с.
Проблема развивающего обучения интересует педагогов многих поколений: Я.А. Коменского и Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского и др. В советское время ее интенсивно разрабатывали психологи и педагоги Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Н.А. Менчинская, а также А.К. Дусавицкий, Н.Ф. Талызина, В.В. Репкин, С.Д. Максименко и др. Естественно, в разное историческое время исследователи неодинаково представляют и истолковывают само понятие развивавшего обучения. Сложность и в то же время позитивная сторона разработки этой темы заключается в органическом, естественном сочетании проблем педагогики и психологии: обучение – это компонент дидактики, развитие же – процесс психологический.
В начале 30-х годов выдающийся русский психолог Л.С. Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка. По его убеждению, «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день, а на завтрашний день детского развития … Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития». Разумеется, Л.С. Выготский ни в коей мере не отрицал необходимость усвоения знаний, умений и навыков. Но они являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.
В начале 50-60-х годов Л.В. Занков попытался практически реализовать идеи развивающего обучения. Он разработал новую систему начального обучения, но она так и не была внедрена в школе.
В начале 60-х годов Д.Б. Эльконин, проанализировав учебную деятельность школьников, отметил ее своеобразие и сущность не в усвоении тех или иных знаний и умений, а в самоизмерении ребенком самого себя как субъекта. Был заложен фундамент концепции развивающего обучения, в которой ребенок рассматривается не как объект обучающих объектов учителя, а как самоизменяющийся субъект учения.
В конце 80-х годов развернулась работа по реализации этой концепции. Были разработаны и опубликованы программы, начато создание учебников и методических пособий, начата переподготовка учителей, которые приступают к обучению по этим программам. Учитель оказывается перед необходимостью сделать выбор между двумя системами обучения. Если творчески работающему учителю приходится делать выбор между различными методами, формами и средствами обучения, то на этот раз ему предлагают новую цель. Он должен четко представлять, куда, к достижению какой цели его зовут, насколько надежен и реалистичен этот путь, на который его приглашают вступить.
Конечная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять ее посредством учения, т.е. хотеть, любить и уметь учиться.
Тема: Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (2 часа)
1. Технология развития творческих качеств личности И.П. Волкова.
2. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера.
3. Технология развития творческой деятельности будущих педагогов профессионального образования.
4. Кейс – технология.
4.1. Классификация кейсов. Методологические и педагогические основы кейс-технологии.
4.2. Источники и этапы разработки кейса.
4.3. Организация обучения на основе метода конкретной ситуации.
5. Технология учебных дискуссий.
5.1. Сущность и исходные теоретические положения технологии учебных дискуссий.
5.2. Методы активизации познавательной учебной деятельности учащихся.
1. Сластенин, В.А. Педагогика : учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е, стереотип. – М.: Академия, 2008. – 566 с.
2. Педагогические технологии: учеб. пособие / Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону, 2002. – 320с.9
3. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов /
Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007.
4. Зайцев В.С. Педагогические технологии: элективный курс для подготовки бакалавров и магистров. – В 2-х книгах. – Челябинск, 2013.
5. Зайцев, В.С. Педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Челябинск, 2013
6. Зайцев, В.С. Самостоятельная работа студентов в условиях университетского образования. – Челябинск, 2013. – 198 с.
Лабораторная работа 5.
Личностно-ориентированный подход в образовании:
концепции и технологии (2 часа)
План лабораторной работы:
1. Личностно-ориентированное образование
2. Педагогические условия осуществления личностно-ориентированного подхода
3. Технология осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании
4. Концепция обучения, ориентированного на индивидуальное развитие ребенка
5. Технологии индивидуализации и дифференциации обучения
6. Технология витагенного обучения
1. Третьяков, Л.И. и др. Технология модульного обучения /
Л.И. Третьяков, И.Б. Сенновский. – М.: Новая школа, 2007.
2. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для вузов /
В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е, стереотип. – М.: Академия, 2008. – 566 с.
3. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007.
4. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В.С. Кукушина. – Ростов н/Д: Март, 2002. – 320 с.
5. Батышев, С.Я. Блочно-модульное обучение / С.Я. Батышев. – М.,1997. –258 с.
6. Зайцев В.С. Педагогические технологии: элективный курс для подготовки бакалавров и магистров. – В 2-х книгах. – Челябинск, 2013.
7. Зайцев, В.С. Педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Челябинск, 2013
8. Зайцев, В.С. Самостоятельная работа студентов в условиях университетского образования. – Челябинск, 2013. – 198 с.
Личностно-ориентированное образование – это образование, ориентированное на индивидуальное развития ребёнка. В связи с этим многие учёные отмечают, что определение «личностно-ориентированное» является не совсем точным; правильней было бы сказать «индивидуально- ориентированное», «индивидуально-развивающее», поскольку обычно подразумевается именно это значение (В.С. Кукушин). Однако сегодня термин «личностно-ориентированное образование» получил настолько широкое распространение, что его изменение признаётся нецелесообразным. Личностно-ориентированное образование осуществляется посредством деятельности, которая имеет не только внешние атрибуты совместности, но и своим внутренним содержанием предполагает сотрудничество, саморазвитие субъектов учебного процесса, проявление их личностных функций.
Основой личностно-ориентированного образования является личностный подход в обучении и воспитании. Н.А. Едалина выделяет следующие признаки личностного подхода.
1. Принятие педагогом ребёнка таким, каков он есть. Означает принять сильные и слабые стороны ребёнка, занять позицию советчика, помощника.
2. Уважение к ребёнку, признание его гражданских прав. Отношения между педагогом и учеником должны строиться на принципах демократии, но при соблюдении субординации (взаимоуважение, взаимотребование).
3. Оптимистическая перспектива будущего в обучении и воспитании каждого ребёнка. Умение учителя увидеть, поддержать и закрепить каждый, даже малый успех ученика и коллектива.
4. Развитие у ребёнка активности, самостоятельности, креативности, ответственности. Дифференциация в видах и способах деятельности, поддержание педагогом полезных инициатив ребёнка и группы учащихся, поручение учащимся ответственной работы, стимулирование поиска нестандартных путей решения задач.
5. Установление субъектно-субъектных отношений педагога с ребёнком. Умение учителя сотрудничать с детьми. Осуществление обратной связи с детьми.
6. Обмен культурой, опытом и знаниями. Интерес к духовному миру ребёнка. Умение педагога убеждать, не диктуя ребёнку свои условия, а приводя его к добровольному согласию.
Личностно-ориентированные педагогические технологии – технологии, основанные на личностном подходе к образовательному процессу. В центре внимания личностно-ориентированных технологий находится уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Своеобразие целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями. Учитель должен оценивать учащегося не в сравнении с успехами других детей, а сравнивая прошлые и настоящие достижения учащегося.
В основе педагогической деятельности лежит специфическая технология построения личностно утверждающей ситуации в системе жизнедеятельности ребенка. Что именно станет такой ситуацией для конкретного субъекта, что будут «вычерпывать» из учебного процесса силы его саморазвития, однозначно предсказать нельзя, хотя в самом общем виде можно предположить, что личностно утверждающая ситуация может содержать в своей основе:
— самостоятельную постановку цели;
— реализацию роли соавтора учебного процесса;
— препятствие, требующее проявления воли и переживания радости собственного открытия;+
— ощущение собственной значимости для других людей;
— самоанализ и самооценку;
— осознание своей ответственности за явления природной и социальной действительности.
Личностная ситуация на уроке – результат сложного взаимодействия его субъектов и объективно заданного содержания. При этом материал задает как бы сферу творческого поиска и самовыражения участников учебного процесса, а те в свою очередь неизбежно реконструируют это содержание, извлекают из него актуальные жизненные смыслы.
Конструирование личностной учебной ситуации предполагает использование трех типов базовых технологий: 1) представление элементов содержания образования в виде разноуровневых личностно ориентированных задач (технология заданного подхода); 2) усвоения содержания в условиях диалога как особой дидактико-коммуникативной среды, обеспечивающей субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности (технология учебного диалога); 3) имитации социально- ролевых и пространственно-временных условий, обеспечивающих реализацию личностных функций в ситуации внутренней конфликтности, состязания (технология имитационных игр).
Любой изучаемый материал представляется в виде системы задач, различным образом связанных с жизненно-смысловой сферой учащихся. Имеются в виду задачи трех типов:
1) предметные, включающие фактический материал изучаемого материала с косвенным указанием на его связь с гуманитарно-ценностной сферой;
2) конструктивные, направленные на поиск способов приобщения учащихся к данной области культуры, что связано с переводом содержания изучаемого материала из предметной формы в деятельностно-коммуникативную;
3) личностно-ориентированные, связанные с выявлением ценностно-смыслового компонента материала.
Специфическим компонентом любой личностно-ориентированной технологии обучения можно считать учебный диалог.
Уровни сформированности учебного диалога: жестко детерминированное отношение ученика к правильным ответам; обмен независимыми высказываниями; взаимослушание, взаимопонимание, стремление к пониманию другого, к поиску новой истины. Восхождение к высшим уровням диалога означает преодоление формальной диалогичности, при которой взаимодействие сознаний подменяется поочередными высказываниями.
Диалог не возникает спонтанно. Опыт диалогического общения накапливается постепенно и на начальных этапах неизбежно включает элементы формальной организации: изложение сценария, распределение ролей и т.п.
Введение в ситуацию диалога предполагает использование таких элементов технологии:
1) диагностика готовности учащихся к диалогическому общению – базовых знаний, коммуникативного опыта, установки, на самоизложение и восприятие иных точек зрения;
2) поиск опорных мотивов, т.е. тех волнующих учащихся вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала;
3) переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение коллизий, возвышение их до «вечных» человеческих проблем;
4) продумывание различных вариантов развитая сюжетных линий диалога;
5) проектирование способов взаимодействий участников дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия учащимися;
6) гипотетическое выявление зон импровизации, т.е. таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников.
Личностно-ориентарованное образование предусматривает дифференцированный подход к организации образовательного процесса с учётом уровня интеллектуального развития школьника, уровня его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков. В современной школе дифференцированный подход наибольшее распространение получил в учебном процессе.
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это разделение контингента учащихся на группы по определённым признакам (по обучаемости, способностям, интересам, задаткам) в учебном процессе. Дифференцированный подход в обучении предполагает: 1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; 2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в специально подобранных группах учащихся. Особым видом дифференциации является внутриклассная дифференциация, при которой группы учащихся выделяются внутри класса.
Лабораторная работа 6.
Стадийное профессиональное обучение (2 часа)
План лабораторной работы:
1. Сущность и задачи стадийного обучения
2. Стадии профессионального обучения: основная (стабильная), специальная (динамическая)
3. Системы и периоды производственного обучения
1. Третьяков, Л.И. и др. Технология модульного обучения /
Л.И. Третьяков, И.Б. Сенновский. – М.: Новая школа, 2007.
2. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для вузов /
В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е, стереотип. – М.: Академия, 2008. – 566 с.
3. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007.
4. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В.С. Кукушина. – Ростов н/Д: Март, 2002. – 320 с.
5. Батышев, С.Я. Блочно-модульное обучение / С.Я. Батышев. – М.,1997. –258 с.
6. Зайцев В.С. Педагогические технологии: элективный курс для подготовки бакалавров и магистров. – В 2-х книгах. – Челябинск, 2013.
9. Зайцев, В.С. Педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Челябинск, 2013
10. Зайцев, В.С. Самостоятельная работа студентов в условиях университетского образования. – Челябинск, 2013. – 198 с.