Что не относится к формам научного знания эксперимент проблема гипотеза факт

Формы научного знания

Научное знание – это сложное и разнородное образование. Оно включает в себя отношения эмпирического и теоретического уровней познания. В качестве форм научного знания можно указать проблемы, гипотезы, теории, факты, законы, принципы, идеи, аксиомы, теоремы, эмпирические обобщения, концепции, научная картина мира.

Просмотр содержимого документа
«Формы научного знания»

Формы научного знания.

Научный факт, эмпирический закон, эмпирическая гипотеза, аксиома, пастулат, проблема, понятие, категория, принцип, математическая модель, теоретический закон, теория, парадигма, метотеория

Научное знание – это сложное и разнородное образование. Оно включает в себя отношения эмпирического и теоретического уровней познания. В качестве форм научного знания можно указать проблемы, гипотезы, теории, факты, законы, принципы, идеи, аксиомы, теоремы, эмпирические обобщения, концепции, научная картина мира. Некоторые формы знания имеют место исключительно на эмпирическом уровне познания (эмпирические обобщения, факты), а иные – исключительно на теоретическом уровне познания (теории, принципы, научная картина мира). И еще, стоит здесь подчеркнуть, что перечисленные формы представляют собой знания, выраженные и зафиксированные в языке науки, т.е. знания, которые могут быть

общедоступными, о которых исследователь может сообщить научному сообществу и другим людям, – в отличие, скажем, от интуиции, тоже представляющую собой форму знания. Формы научного познания характеризуют этапы получения и развития знания.

Научные факты – это зафиксированные в языке науки знания о действительных событиях, связях, свойствах изучаемых объектов.

Научные факты – это результат познания действительности на эмпирическом уровне. Иногда научные факты могут относиться к тем же предметам и явлениям, что и факты здравого смысла, которые человек приобретает при обыденно-практическом познании. Тем не менее, научные факты несут несколько иную информацию.

Во-первых, они устанавливаются на основе научных методов познания, проходят через процедуру эмпирического обобщения, статистической обработки и обладают более высокой степенью достоверности.

Во-вторых, научные факты – это результат осмысления в свете определенных научных теорий. Научные факты всегда соотнесены с определенными теоретическими представлениями. Это проявляется, в частности, в том, что научные факты всегда выражены на языке некоторой теоретической системы. Например, такой объект, как Луна на языке доклассической науки (в птолемеевой системе мира), был назван планетой, а на языке классической науки он именовался уже как спутник; и за этими разными терминами стояли разные теоретические представления; в птолемеевой системе у планет не было спутников.

Факт складывается из следующих стадий:

1. данные наблюдений;

2. очищение (обработка) данных наблюдений;

3. интерпретация очищенных данных.

Проблема (от греч. problema – преграда, трудность, задача) форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Проблема представляет собой вопрос или совокупность вопросов, совокупность исследовательских задач, которую формулирует ученый относительно изучаемого им предмета.

Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента (этапа движения познания) — ее постановку и решение.

Научная проблема, в отличие от псевдопроблемы (проблема создания вечного двигателя), должна быть актуальной, теоретически или практически значимой, поскольку настоящая научная проблема порождается не только ученым, сформулировавшим ее, но самим ходом развития науки; это отклик на возникшие потребности науки и общества.

По своей природе научная проблема парадоксальна. Она представляет собой «знание о незнании». Ее нельзя объяснить уже существующими знаниями. Чтобы сформулировать научную проблему, нужно уже многое знать о предмете познания. В некотором смысле, развитие науки происходит как совершенствование формулировок старых проблем и постановка новых.

Как считает К. Поппер, наука начинает не с наблюдений, а именно с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к другим — от менее глубоких к более глубоким. Проблемы возникают, по его мнению: а) либо как следствие противоречия в отдельной теории (например, в начале XX века были обнаружены противоречия в основаниях теории множеств, построенной Г.Кантором); б) либо при столкновении двух различных теорий (например, существовали противоречия между электродинамикой Максвелла и классической механикой Ньютона); в) либо в результате столкновения теории с наблюдениями (например, корпускулярные представления о природе света, разработанные И. Ньютоном, прекрасно описывали явления отражения и преломления света, но не позволяли объяснить явления интерференции и дифракции).

Для успешного решения любой научной проблемы Поппер формулирует два основных условия: а) ясное, четкое ее формулирование; б) критическое исследование различных ее решений.

Определяющее влияние на способ постановки и решения проблемы имеет, во-первых, характер мышления той эпохи, в которую формулируется проблема, и, во-вторых, уровень знания о тех объектах, которых касается возникшая проблема.

Гипотеза — форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотеза – новое обоснованное знание, которое признано объяснить возникшее противоречие. Является системным, обоснованным, но еще вероятное, не достоверное.

Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез — а) одни из них становятся истинной теорией, б) другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, в) третьи отбрасываются, превращаются в заблуждение, если проверка дает отрицательный результат. Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой, даже в том случае, если эти результаты были отрицательными.

Закон представляет собой утверждение, фиксирующее определенную связь между явлениями и предметами. Эта связь является:

а) объективной, так как присуща прежде всего реальному миру, чувственно-предметной деятельности людей, выражает реальные отношения вещей;

б) существенной, конкретно-всеобщей. Будучи отражением существенного в движении универсума, любой закон присущ всем без исключения процессам данного класса, определенного типа (вида) и действует всегда и везде, где развертываются соответствующие процессы и условия;

в) необходимой, ибо, будучи тесно связан с сущностью, закон действует и осуществляется с «железной необходимостью» в соответствующих условиях;

г) внутренней, так как отражает самые глубинные связи и зависимости данной предметной области в единстве всех ее моментов и отношений в рамках некоторой целостной системы;

д) повторяющейся, устойчивой, так как «закон есть прочное (остающееся) в явлении», «идентичное в явлении», их «спокойное отражение» (Гегель). Он есть выражение некоторого постоянства определенного процесса, регулярности его протекания, одинаковости его действия в сходных условиях.

Любой закон не есть нечто неизменное, а представляет собой конкретно-исторический феномен. С изменением соответствующих условий, с развитием практики и познания одни законы сходят со сцены, другие вновь появляются, меняются формы действия законов, способы их использования и т.д.

Многообразие видов отношений и взаимодействий в реальной действительности служит объективной основой существования многих форм (видов) законов, которые классифицируются по тому или иному критерию (основанию). По формам движения материи можно выделить законы: механические, физические, химические, биологические, социальные (общественные); по основным сферам действительности — законы природы, законы общества, законы мышления; по степени их общности, точнее — по широте сферы их действия — всеобщие (диалектические), общие (особенные), частные (специфические); по механизму детерминации — динамические и статистические, причинные и непричинные; по их значимости и роли — основные и неосновные; по глубине фундаментальности — эмпирические (формулируемые непосредственно на основе опытных данных) и теоретические (формируемые путем определенных мыслительных действий с идеализированными объектами) и т.п.

Главное отличие закона от эмпирического факта состоит в том, что закон позволяет получить на основе формальных преобразований некоторые новые знания, тогда как эмпирический факт, сколь бы он общим ни был, не позволяет перейти к другому факту без соответствующего обращения к наблюдениям.

Эта модель строиться таким образом, что некоторые из ее характеристик, которые имеют наиболее общую природу, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них по логическим правилам. Особенностью теории является то что она обладает предсказательной силой. В теории имеется множество исходных утверждений, из которых логическими средствами выводятся другие утверждения, т е в теории возможно получение одних знаний из других без непосредственного обращения к действительности. Теория не только описывает определенный круг явлений, но и дает им объяснение. Теория является средством дедуктивной и индуктивной систематизации эмпирических фактов. Посредством теории можно установить определенные отношения м/у высказываниями о фактах, законах и т.д. в тех случаях, когда вне рамок теории такие отношения не наблюдаются.

Принципы научного познания. Современная наука руководствуется тремя основными принципами познания: принципом детерминизма, принципом соответствия и принципом дополнительности.

Принцип детерминизма, будучи общенаучным, организует построение знания в конкретных науках. Здесь имеет место связь явлений и процессов, когда одно явление, процесс (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление, процесс (следствие). Современное понимание принципа детерминизма предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, то есть прямо не содержащих момента порождения одного другим.

Принцип соответствия. Обобщенная формулировка данного принципа: теории, справедливость которых экспериментально установлена для той или иной области явлений, с появлением новых, более общих теорий не отбрасываются как нечто ложное, но сохраняют свое значение для прежней области явлений как предельная форма и частный случай новых теорий. Принцип соответствия означает, в частности, и преемственность научных теорий.

Принцип дополнительности. Данный принцип возник в результате новых открытий в физике на рубеже ХIХ и ХХ веков, когда выяснилось, что исследователь, изучая объект, вносит в него, в том числе посредством применяемого прибора, определенные изменения. Важно подчеркнуть, что одна и та же предметная область может, в соответствии с принципом дополнительности, описываться разными теориями.

Метатеория — теория, анализирующая методы и свойства другой теории, так называемой предметной или объектной теории.

Паради́гма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») — совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов. Обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества.

«Под парадигмой я понимаю признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения», — писал Томас Кун

Эмпирическое знание — это донаучное знание, оно является элементарной, непосредственной формой отражения действительности, простой констатацией фактов и событий.

Источник

Формы научного познания: факт, проблема, гипотеза, теория

Что не относится к формам научного знания эксперимент проблема гипотеза факт Что не относится к формам научного знания эксперимент проблема гипотеза факт Что не относится к формам научного знания эксперимент проблема гипотеза факт Что не относится к формам научного знания эксперимент проблема гипотеза факт

Что не относится к формам научного знания эксперимент проблема гипотеза факт

Что не относится к формам научного знания эксперимент проблема гипотеза факт

На теоретическом уровне научное познание выступает в форме проблемы, гипотезы, теории.

Элементарной формой научного знания является научный факт. Как категория науки факт может рассматриваться как достоверное знание о единичном. Научные факты генетически связаны с практической деятельностью человека, отбор фактов, составляющих фундамент науки, так же связан с повседневным опытом человека. В науке фактом признается не всякий полученный результат, поскольку, чтобы прийти к объективному знанию о явлении, необходимо произвести множество исследовательских процедур и их статистическую обработку.

Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать. Проблема не есть застывшая форма знания, но процесс, включающий два основных момента – постановку проблемы и ее решение. В структуре проблемы прежде всего выявляется неизвестное (искомое) и известное (условия и предпосылки проблемы). Неизвестное здесь тесно связано с известным (последнее указывает на те признаки, которыми должно обладать неизвестное), таким образом, даже неизвестное в проблеме не является абсолютно неизвестным, а представляет собой нечто такое, о чем мы кое-что знаем, и эти знания выступают ориентиром и средством дальнейшего поиска.

— гипотеза является не истиной, а предположением;

— гипотеза открывает то-то новое;

— гипотеза является простой и непротиворечивой.

Гипотезы бывают: описательными, систематизирующими, объяснительными, интерпретационными, вспомогательными (промежуточными).

Теория – высшая, самая развитая форма организации научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоей сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строится таким образом, что характеристики, имеющие наиболее общую природу, составляют основу модели, другие же подчиняются основным положениям или выводятся из них по логическим законам.

Каждое положение теории является истиной для множества обстоятельств, в которых проявляется исследуемая связь. Обобщая факты и опираясь на них, теория согласуется с господствующим мировоззрением, картиной мира, которые направляют ее возникновение и развитие. В истории науки нередки случаи, когда теория и ее отдельные положения отклоняются научным сообществом не в связи с противоречием фактическому материалу, а по причинам мировоззренческого характера.

Современная теория состоит из:

1) эмпирический базис (факты наблюдения и экспериментов)

2) Теоретические основания (наработанные знания)

3) Логико-методологические компоненты

4) Вклад исследователя, т.е. активность его разума

На достаточно зрелой ступени своего развития наука становится теоретической основой практической деятельности. Практическая деятельность людей, овладевших теорией как планом, программой, есть опредмечивание теоретического знания. В процессе опредмечивания люди не только создают то, что природа сама по себе не создала, но и обогащают свои теоретические знания, проверяют и удостоверяют их истинность.

Источник

Формы научного знания: научный факт, проблема гипотеза, закон

Что не относится к формам научного знания эксперимент проблема гипотеза факт Что не относится к формам научного знания эксперимент проблема гипотеза факт Что не относится к формам научного знания эксперимент проблема гипотеза факт Что не относится к формам научного знания эксперимент проблема гипотеза факт

Что не относится к формам научного знания эксперимент проблема гипотеза факт

Что не относится к формам научного знания эксперимент проблема гипотеза факт

Научная проблема представляет собой вопрос или совокупность вопросов, совокупность исследовательских задач, которую формулирует ученый относительно изучаемого им предмета. Научная проблема должна быть актуальной, теоретически или практически значимой.

По своей природе научная проблема парадоксальна. Она представляет собой «знание о незнании». Чтобы сформулировать научную проблему, нужно уже многое знать о предмете познания. В некотором смысле, развитие науки происходит как совершенствование формулировок старых проблем и постановка новых. Так, например, К. Поппер в развитии науки выделяет следующие стадии: исходная проблема – пробные теории – стадия устранения ошибок – новая научная проблема.

Научные факты – это зафиксированные в языке науки знания о действительных событиях, связях, свойствах изучаемых объектов.

Научные факты – это результат познания действительности на эмпирическом уровне. Во-первых, они устанавливаются на основе научных методов познания, проходят через процедуру эмпирического обобщения, статистической обработки и обладают более высокой степенью достоверности. Во-вторых, научные факты – это результат осмысления в свете определенных научных теорий.

Научные факты образуют эмпирический базис соответствующей научной теории.

Законы науки составляют отличительный признак научного знания от ненаучного. Наука формулирует законы.

Закон представляет собой утверждение, фиксирующее определенную связь между явлениями и предметами. И эта связь характеризуется такими чертами как общность, т.е. связь относится не к отдельным явлениям и предметам, а ко всем предметам и явлениям определенного типа (другими словами, выделяет не индивидуальное, а общее); существенность, т.е. связь выделяет наиболее важные, значимые стороны явления или предмета; необходимость, т.е. связь проявляется с необходимостью при соответствующих условиях; повторяемость; устойчивость.

Главное отличие закона от эмпирического факта состоит в том, что закон позволяет получить на основе формальных преобразований некоторые новые знания, тогда как эмпирический факт, сколь бы он общим ни был, не позволяет перейти к другому факту без соответствующего обращения к наблюдениям. Так что факты науки – это ещё не законы.

Законы подразделяют на законы функционирования и законы развития. Законы функционирования фиксируют моменты устойчивости, повторяемости, стабильности в функционирующих системах. Последующие состояния этих систем закономерно воспроизводят предыдущие состояния; например: колебательные движения маятника или процессы в двигателе внутреннего сгорания. Законы же развития фиксируют связь между различными стадиями развивающейся системы. Это необратимый, инновационный процесс; например: закон перехода количественных и качественных изменений или закон смены формаций.

Законы также можно подразделять на динамические и статические. Динамические законы устанавливают однозначную связь между предметами или между разными состояниями изучаемой системы; например, законы классической механики. Статистические же законы устанавливают вероятностную связь между предметами или между разными состояниями изучаемой системы; например, законы статистической физики, законы квантовой механики.

Что не относится к формам научного знания эксперимент проблема гипотеза факт

В составе научной теории законы выполняют ряд важнейших функций, которые здесь стоит перечислить:

1) Законы ограничивают предметную область, к которой могут относиться приобретаемые с их помощью эмпирические знания. (Например, первый закон Ньютона выделяет предметную область, ограниченную инерциальными системами отсчёта.)

2) Законы содержат в себе информацию об условиях, в которых могут проводиться наблюдения и эксперименты. (Например, соблюдение таких условий требует действие закона Кулона: электрически заряженные частицы должны быть неподвижными и достаточно малыми по сравнению с расстоянием между ними.)

3) Законы позволяют осуществить формальный вывод одних единиц знания из других. Ибо от законов требуется не только соответствие их явлениям действительности, но и возможность применения к ним некоторых формальных преобразований, на основе которых можно было бы получить новые эмпирические знания, находящиеся во взаимосвязи с изучаемыми системами объектов.

4) Законы формулируют запреты и выполняют в этом смысле защитную функцию. Они указывают, какие ситуации, свойства, отношения и процессы запрещено рассматривать в рамках данной теории. (Например, такую функцию выполняет второй закон термодинамики, запрещающий, в частности, перенос тепла от холодного тела к горячему.)

Источник

Основные формы научного познания: научн. факт, проблема, гипотеза, концепция, теория

Что не относится к формам научного знания эксперимент проблема гипотеза факт Что не относится к формам научного знания эксперимент проблема гипотеза факт Что не относится к формам научного знания эксперимент проблема гипотеза факт Что не относится к формам научного знания эксперимент проблема гипотеза факт

Что не относится к формам научного знания эксперимент проблема гипотеза факт

Что не относится к формам научного знания эксперимент проблема гипотеза факт

На каждом историческом этапе научное познание использует определённую совокупность познавательных форм – фундаментальных категорий и понятий, методов и схем объяснения, т.е. всего того, что объединяют понятием стиля мышления (античность – наблюдение, новое время – эксперимент. ). Все формы научного познания являются исторически-относительными, на сегодняшний день можно выделить следующие: научный факт, проблема, идея, гипотеза, концепция и теория.

Научный факт – это особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. В научном познании совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий. Соответствие фактам – одно из существенных требований, предъявляемых к научной теории. Вместе с тем, если теория противоречит одному или нескольким отдельным фактам, нет оснований считать её опровергнутой, т.к. подобное противоречие может быть устранено в процессе развития теории или усовершенствования экспериментальной техники.

В понимании природы факта в современной философии науки выделяются две основные тенденции: фактуализм и теоретизм. Если первый подчёркивает независимость фактов по отношению к различным теориям, то второй, напротив, утв., что факты полностью зависят от теории и при смене теорий происходит изменение всего фактуального базиса науки.

Проблема – это вопрос или комплекс вопросов, возникающие в ходе развития познания, решение который представляет существенный практический или теоретический интерес. Весь ход развития человеческого познания может быть представлен как переход от постановки одних проблем к их решению, а затем к постановке новых проблем. Своеобразной формой решения проблемы может служить доказательство её неразрешимости (вечный двигатель – закон сохранения энергии).

Идея – форма мысленного постижения явлений объективной реальности, включающая в себя осознание цели и представление дальнейшего познания и практического преобразования мира. Это понятие было выдвинуто ещё в античности, но толковали его по-разному. В современной науке идеи не только подытоживают предшествующий опыт, но синтезируют знание в некую целостную систему, выполняют роль принципов объяснения явлений, поисков новых путей решения проблем.

Гипотеза – это научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределённо. Различают гипотезу, как метод развития научного знания, вкл. в себя выдвижение и последующую экспериментальную проверку предположений, и как структурный элемент научной теории. Научная гипотеза всегда выдвигается в контексте развития науки для решения к.-л. конкретной проблемы с целью объяснения новых экспериментальных данных либо устранения противоречий теории с отриц. результатами экспериментов. Развитие теорий и построение прикладных моделей всегда требует введения ряда вспомогательных гипотез, которые образуют с исходной теорией одно целое. В качестве научных положений гипотезы должны удовлетворять следующим условиям: фальсифицируемость (опровергаемость) и верифицируемость (подтверждаемость). Определённый интерес представляет также сравнительный анализ соперничающих гипотез.

Концепция – определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения. Термин «концепция» употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научном, художественном, техническом, политическом и др. видах деятельности.

Теория – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления. Это высшая, самая развитая форма организации научного знания. По своему строению теория представляет внутренне дифференцированную, но целостную систему знаний, которую характеризует логическая зависимость одних элементов от других, выводимость содержания теории из некоторой совокупности утверждений и понятий – исходного базиса теории. В этом смысле теория – не сумма знаний, она содержит определённый механизм построения знания. В основе любой теории лежит идеализированный объект, теоретическая модель.

Что не относится к формам научного знания эксперимент проблема гипотеза факт

Основные компоненты теории: исходная эмпирическая основа (факты, наблюдения); исходная теоретическая основа (первичные допущения, аксиомы); логика (допустимые в рамках теории правила вывода и доказательства); результат (выведенные утверждения с доказательствами).

Процесс развёртывания содержания теории предполагает максимальное выявление возможностей, заложенных в исходных посылках теории. Решение об окончательном отказе от теории обычно связано с общей дискредитацией программы исследования, лежащей в её основе, и появление новой программы, имеющей более широкие возможности.

В целом все эти формы научного познания достаточно полно характеризуют его структуру и методы.

Досить довго філософи заперечували саму можливість пізнання суспільства. Ланцюжок їх міркувань можна охарактеризувати таким чином: у природі діють об’єктивні закономірності ( наприклад, закон всесвітнього тяжіння), що дає можливість її пізнання. Природознавство, як наука про природу (фізика, математика. ) має право на існування. В суспільстві ж діють люди, які керуються власним розумом. Скільки людей – стільки і “розумів”, тобто ідей, поглядів, міркувань. Звідси висновок – наука про суспільство, де ніби-то немає об’єктивних закономірностей, в принципі неможливо. Соціальна філософія – наука, що вивчає загально-людські засади цивілізаційного існування та розвитку суспільства і людини. Не примарні і надумані закономірності, не проста реєстрація фактів і подій, а субстанційна основа соціального – ось поле соціальних зусиль, одне з головних особливостей соціального пізнання. Друга особливість обумовлена тією обставиною, що суспільство пізнає само себе. Воно водночас виступає в якості об’єкта і суб’єкта пізнання. Суб’єктом пізнання завжди виступає людини. Коли вона пізнає природу, то об’єкт її пізнання є значною мірою поза нею, хоча людина як біологічна істота також є частиною природи. Коли ж йдеться про пізнання суспільства – суб’єкт і об’єкт збігаються. Пізнаючи суспільство – людина пізнає себе, і навпаки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *