Что не относится к факторам социально педагогического аспекта в социальной работе
Социально-педагогический аспект социальной работы с молодежью
Педагогические науки
Похожие материалы
Молодежь составляет 30% населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества.
В социологии понятие «молодежь» в широком смысле слова определяется как совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними видов деятельности. В более узком значении молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально – психологичских свойств [1, с. 187].
Современные исследования определяют возрастные границы периода молодости интервалом от 13-14 лет до 29-30 лет. Однако молодость – это не только и не столько этап жизненного цикла, сколько определенный социальный статус человека, связанный с основными видами деятельности: учащийся, военно-служащий, работающий и т. п.
В настоящее время в молодежной среде наблюдается ряд негативных тенденций и явлений:
Наличие острых социальных проблем молодежи на фоне уменьшения абсолютной численность и доли данной социально-демографической группы в структуре российского общества говорят о необходимости обращения внимания на проблемы социальной работы с молодежью и выделение ее в число актуальнейших направлений развития современной педагогической мысли в XXI веке.
Анализ основных концепций развития социальной педагогики как области практической деятельности, научной дисциплины и образовательного комплекса позволяет выделить ряд актуальных социально-педагогических проблем в сфере социальной работы с молодежью.
Во-первых, своеобразие молодежи как социальной группы порождает ее уязвимость в широком смысле слова. Это выражается в значительной доле тех, кто не имеет своего собственного сформировавшегося и устоявшегося социального положения, например, учащиеся и студенты. Социальное положение данной категории молодежи характеризуют главным образом за счет либо прошлого социального статуса (социальное положение родителей), либо будущего социального статуса (сфера будущей профессиональной деятельности). В данном контексте к социально-педагогическим проблемам социальной работы с молодежью следует отнести проблему переустройства
социальной среды, в которой происходит становление молодого человека таким образом, чтобы молодежь не только имела права на соответствующую человеку жизнедеятельность в нем, но и реальные возможности для осуществления этой жизнедеятельности, на личностную самореализацию. В настоящее время существует острая необходимость выстраивания эффективной системы работы «социальных лифтов».
Во-вторых, следует выделить проблему социального воспитания молодых людей, исследуемую той частью социальной педагогики, которую принято относить к педагогике социального взаимодействия. При этом необходимо иметь в виду, что, в зависимости от возраста молодого человека или социальной группы,цели и задачи, содержание, формы и методы работы с ними изменяются и имеют свою специфику. Однако в рамках социального воспитания решаются вопросы социализации молодежи, социального развития, как всей демографической группы, так и отдельных индивидов, их социального становления, формирования социально адаптированной и активной личности в целом.
Кроме того, включение представителей молодого поколения в социальные отношения не осуществляется автоматически, не бывает легким и непротиворечивым. Каждый молодой человек в значительной степени сам определяет свой путь, пользуясь присущим человеку как социальному существу правом на выбор. Однако эффективность такого выбора существенным образом определяется наличием социальных предложений общества каждому из своих членов. Такие социальные предложения формируют, прежде всего, социальные службы различного характера, которые рассматривают каждого вновь вступающего в жизнь молодого человека в качества своего клиента, организуя различные виды социальной работы с ним.
Большинство представителей научного сообщества сходятся в том, что педагогическое обеспечение социальной работы с молодежью – это система мер, совокупность мероприятий, ресурсов и условий, вид деятельности [2, с. 295].
Обеспечение в социальной работе В. С. Торохтий рассматривает как интегративное, многоуровневое междисциплинарное образование, реально существующее в практике социальной защиты и поддержки населения. Оно существует и проявляется одновременно: как комплекс экстренной помощи; как специфическая деятельность в сфере человеческих отношений; как процесс
восстановления собственного потенциала; как специфическое средство интенсификации и повышения эффективности конкретного вида человеческой деятельности, общения [2, с. 294].
Модернизационные процессы в системе образования и в сфере социальной работы с молодежью, такие как внедрение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения; развитие физкультурно-оздоровительной среды, привлечение молодежи к здоровому образу жизни; информатизация социальной среды; развитие системы духовно-нравственного воспитания; развитие социального партнёрства семьи, социальных учреждений, учреждений образования в решении проблем; развитие психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в том числе и молодым семьям; организация деятельности
детских и молодежных общественных объединений, творческих объединений преобразуют социальную среду, в которую помещена молодежь, в определённой степени исключая социальные риски, активизируя как личностные ресурсы представителей молодого поколения, так и ресурсы социальной среды.
В социально-педагогическом контексте под «ресурсом» понимается весь спектр средства социальной работы и социальной педагогики, который может быть задействован для достижения цели [2, с. 296].
Ресурсы, которые могут быть задействованы при педагогическом обеспечении социальной работы с молодежью, по принадлежности можно разделить на четыре группы.
К личностным ресурсам следует отнести социальный статус личности, реализуемые социальные роли, личностную позицию, жизненный опыт, мотивационно – потребностную сферу, индивидуальные свойства личности и уровень их развития.
К институциональным следует отнести содержание и технологии социальной работы, социальной педагогики и системы образования в целом; структуру образовательного учреждения и организацию учебно-воспитательного процесса в нем, наличие педагогов, в чьи функциональные обязанности входит осуществление образовательного процесса и социально-воспитательной деятельности (при рассмотрении учащейся и студенческой молодежи как наиболее социально нестабильной категории).
В группу субкультурных ресурсов общности включают специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также статусную структуру; набор предпочитаемых источников информации; определенные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; специфические знаки и символы, присущие общности.
Следующую группу ресурсов обозначают как ресурсы социальной среды, относя к ним не столько наличие материальных объектов, других образовательных, социальных учреждений, промышленных предприятий, учреждений культуры, общественных организаций и политических движений, административных органов, сколько взаимодействие с ними молодого поколения, вовлеченность социально-демографической группы в социальные практики.
Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод о том, что в настоящее время проблемы социальной работы с молодежью в целом, и социально-педагогической деятельности в частности, являются актуальными и нуждаются в изучении и анализе, поскольку степень социальной адаптации молодежи в современном социуме, успешность самореализации молодого поколения в значительной степени зависят от создания необходимых социальных, социально-педагогических условий для развития.
Список литературы
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Зачётные тестовые вопросы По дисциплинеМДК.04.03 Технология социальной работы в учреждениях образования
Зачётные тестовые вопросы
По дисциплине МДК.04.03 Технология социальной работы в учреждениях образования
Специальность 04.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
1. К социально-педагогическим механизмам социализации относятся:
4) все ответы правильные
2. Чем характеризуется традиционный механизм социализации:
1) усвоение человеком норм, эталонов поведения, характерных для его семьи и ближайшего окружения;
2) усвоение человеком норм и правил, традиционных для его народа;
3) усвоение человеком норм и правил, характерных для субъективно значимых для него людей;
4) правильного ответа нет.
3. Составляющей частью процесса социализации человека является:
4) правильного ответа нет.
4. Основными институтами процесса социализации являются (выберите наиболее полный ответ):
1) государство, производство, образование, религия, семья;
2) законы, профессиональные нормы, научное знание, верование, семейные традиции;
3) учреждения образования: дошкольные, школьные, учреждения дополнительного образования, учреждения профессионального образования;
4) семья, школа, группа сверстников, микросоциум.
5. Какой фактор относится к микрофакторам социализации:
1) учреждения дополнительного образования;
6. В каком типе поселения влияние микросоциума на социализацию конкретного человека выявляется сильнее:
1) в микрорайоне города;
2) в промышленном городе, ориентированном на одно или несколько крупных предприятий;
4) в сельском социуме.
7. Какую категорию людей изучает социально-педагогическаявиктимология:
1) реальных жертв неблагоприятных условий социализации;
2) несовершеннолетних правонарушителей;
3) реальных и потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации;
8. Что означает понятие «виктимизация»:
1) внутренняя предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств социализации;
2) наличие в объективных условиях социализации опасностей, которые могут сделать человека жертвой социализации;
3) криминализация общества, способствующая увеличению правонарушителей в обществе;
4) процесс и результат превращения человека в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации.
9. Что означает понятие «виктимность»:
1) наличие в объективных условиях социализации опасностей, которые могут сделать человека жертвой социализации;
2) внутренняя предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств социализации;
3) процесс и результат превращения человека в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации;
4) криминализация общества, способствующая увеличению правонарушителей в обществе.
10. Реальными жертвами неблагоприятных условий социализации являются:
3) дети, родившиеся в неблагополучных семьях;
11. Потенциальными жертвами неблагоприятных условий социализации являются:
12. Родители, учителя, родственники, сверстники, соседи являются … социализации:
13. К неблагополучным семьям относятся:
4) правильного ответа нет.
14. Социально-педагогическим основанием для определения семейного неблагополучия является:
1) низкий материальный уровень доходов семьи;
2) отсутствие одного или обоих родителей;
3) дискомфортное состояние ребенка в семье;
4) аморальное поведение родителей.
15. Основной социализирующей функцией семьи является:
1) умственное развитие ребенка;
16. Основной составляющей социально-педагогической помощи семье является:
4) все ответы правильные.
17. К семьям «группы риска» относятся:
4) все ответы правильные.
18. Содержанием социально-педагогической деятельности является:
1) деятельность по созданию условий для развития человека в социуме посредством создания инфраструктуры воспитания и предоставления социально-педагогических услуг;
2) особый вид общественно полезной деятельности взрослых, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности;
3) деятельность по оказанию помощи детям в связи с проблемами в процессе социализации;
4) целенаправленное преобразование человеком социальной действительности.
19. Основным направлением работы школьного социального педагога является:
1) диагностика школьной тревожности;
2) внутришкольный мониторинг;
3) выявление уровня готовности детей к школьному обучению;
4) правильного ответа нет.
20. Какой вид профилактики наркотической зависимости используется социальным педагогом в образовательном учреждении:
1) первичная профилактика;
2) вторичная профилактика;
3) третичная профилактика;
4) все ответы правильные.
21. Выберите наиболее полное определение понятия «социально-педагогическая технология»:
1) совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, решения тех или иных социальных проблем;
2) оптимальная последовательность деятельности специалиста по реализации совокупности методов, методик, средств, приемов, обеспечивающих достижение прогнозируемой цели;
3) описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения процессов планируемых результатов обучения;
4) специально разработанная программа исследования социальной проблемы.
22. Какой этап входит в структуру социально-педагогической технологии:
23. К территориальным центрам социальной помощи семье и детям относятся:
1) центры психолого-педагогической помощи населению;
2) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
3) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков.
24. Объектами управления в социальной работе являются:
1) социальные работники, сотрудники служб и учреждений социальной защиты, а также вся система взаимоотношений, складывающихся между людьми при оказании социальной помощи населению;
2) руководящий состав служб и учреждений, формируемые ими органы управления, наделенные управленческими функциями;
3) работники предприятий бюджетной сферы;
4) работники предприятий внебюджетной сферы.
25. Оказание социальной поддержки, оказание социаль¬но-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, — это:
1) социальное обслуживание;
2) оказание материальной помощи;
3): социальная реабилитация;
4) социальная интеграция.
26. Социально-педагогическая деятельность — это:
профессиональная деятельность, направленная на передачу культурного опыта от одного поколения к другому посредством обучения и воспитания;
разновидность педагогической деятельности, направленная на оказание психологической и образовательной помощи семье;
разновидность педагогической деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации;
профессиональная деятельность, направленная на исследование процессов социализации.
27. Педагогическая технология – это
набор операций по конструированию, формированию и контроля знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями.
инструментарий достижения цели обучения.
совокупность положений, раскрывающих содержание какой-либо теории, концепции или категории в системе науки.
устойчивость результатов, полученных при повторном контроле, а также близких результатов при его проведении разными преподавателями.
способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решения задач обучения.
монологическая форма изложения, призвана ретранслировать систему социального опыта.
средство самообучения и взаимообучения.
пути познания объективной реальности в условиях многоаспектного рассмотрения гносеологических механизмов и познавательной активности учащихся.
29. Социальное воспитание — это:
передача социальных ценностей посредством участия ребенка в деятельности общественных организаций;
целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности, необходимых для успешной социализации;
совокупность различных видов воспитания: семейного, коррекционного, религиозного;
развитие адаптивных способностей ребенка.
30. Социальное обучение — это:
целенаправленный процесс преподавания и учения, целью которого является передача культурного опыта цивилизации;
целенаправленный процесс обучения ребенка социальной адаптации в обществе;
целенаправленный процесс передачи социальных знаний, умений, навыков, способствующий успешной социализации;
целенаправленный процесс социализации ребенка.
31. Социализация — это:
приспособление человека к новым социальным условиям;
превращение внешних социальных условий в ценности, значимые для личности;
процесс и результат вхождения личности в общество, формирования социальных ценностей, установок, норм и правил поведения, освоения социальных ролей;
целенаправленный процесс социального обучения и воспитания ребенка.
32. Социальная адаптация – это:
приспособление человека к условиям новой социальной среды;
освоение человеком системы социальных ценностей;
освоение человеком новых социальных ролей;
социальное обучение ребенка.
33. Социально педагогическая деятельность осуществляется:
в любых учреждениях, где возникают проблемы социализации детей;
в образовательных учреждениях;
в правоохранительных учреждениях;
в общественных организациях.
34. Социальная норма – это:
норма допустимого поведения в обществе;
норма в прохождении социальных кризисов возраста;
норма поведения в процессе социализации и социальной адаптации.
35. Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми направлена:
на создание условий для их успешной социализации и социальной адаптации;
на развитие их интеллектуальных способностей;
на развитие их творческих способностей;
на выявление одаренных детей с помощью психологического тестирования.
36. Социальное воспитание в современных детских общественных организация ориентировано:
на приобщение детей к политической жизни общества;
на развитие личностного потенциала ребенка средствами общественных организаций;
на формирование будущих лидеров общества;
на приобщение ребенка к правоохранительной деятельности.
37. Опека и попечительство – это:
форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
юридический акт, закрепляющий права и обязанности, существующие между детьми и родителями;
социальное явление, способствующее решению проблем социальных сирот;
функция деятельности социального педагога.
38. Какую функцию выполняет социальный педагог в процессе взаимодействия специалистов по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков:
39. Социальный педагог в своей деятельности прежде всего руководствуется:
1) уголовным кодексом Российской Федерации;
2) Конвенцией ООН «О правах ребенка»;
3) правилами внутреннего распорядка того образовательного учреждения, в котором он работает;
4) религиозными нормами.
40. Социально-педагогическая дельность в пенитенциарных учреждениях ориентирована:
1) на восстановление физического и психического здоровья несовершеннолетних;
2) на социальную реабилитацию и коррекцию содержащихся в них несовершеннолетних;
3) на получение образования и профессии;
4) на получение системы правовых знаний.
41. Что не относится к диагностическим методам исследования?
42.Что такое мониторинг? Укажите один верный ответ.
а) отслеживание деятельности учащегося с помощью монитора;
б) регулярное отслеживание качества знаний и умений в учебном процессе;
в) отслеживание изменений строго определенных параметров.
г) отслеживание изменения поведения учащихся.
43.Какой из перечисленных вариантов прежде всего определяет уровень развитости ученика?
а) набор тестовых заданий;
б) наблюдения школьного психолога;
в) взаимодействие (познавательное, коммуникативное, созидательное) педагога и учащегося
г) оценки в журнале.
44.В каких из перечисленных методов обучения содержатся элементы проблемного обучения?
а) репродуктивные упражнения;
б) эвристическая беседа;
в) демонстрация картин.
г) проведение опытов.
45. Укажите один верный ответ. Какой взгляд на значение коллектива в формировании личности является верным?
а) коллектив имеет огромное значение на формирование личности;
б) вряд ли можно считать, что для развития личности коллектив имеет какое – то значение;
в) влияние коллектива на личность, пожалуй, больше отрицательное, чем положительное;
г) в формировании личности коллектив имеет важное значение.
46. Выберите правильный ответ. Что представляет собой воспитательное дело?
а) мероприятие, связанное с работой школьников на опытном пришкольном участке;
б) вид организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников;
в) посильное, полезное и необходимое занятие для школьников во внеурочное время;
г) инструмент (средство, способ) педагогического воздействия;
47. Ведущим в развитии личности является:
б) наследственность и среда;
48. Исключите неверный ответ. Наличие воспитательной системы в школе –это:
а) скоординированность всех школьных воспитательных мероприятий;
б) согласованность действий всех лиц, коллективов, организаций и объединений, работающих в школе;
в) логическая деятельность воспитателей;
г) взаимосвязь с общественностью и родителями.
49.Закончите предложение, выбрав один ответ. Эффективность воспитательной системы зависит от:
а) общего психологического климата в школе;
б) целостности и системности воспитательной системы;
в) самочувствия ребенка, его социальной защищенности, внутреннего комфорта;
г) дисциплины в школе.
50. Дополнительные формы организации учебной деятельности включают:
б) дополнительные занятия и консультации;
в) учебные конференции:
г) лабораторные работы.
51.Выберите правильный ответ. Какие методы, технологии способствуют формированию социальных качеств учащихся?
а) проблемный метод;
б) технология сотрудничества и взаимообучения;
в) вербальный метод.
г) метод наглядности.
52.Выберите верный ответ. Социализация представляет собой:
а) процесс и результат становления человеческой индивидуальности;
б) процесс и результат становления индивида социальным существом;
в) развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей;
г) развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры.
53.Социальное воспитание осуществляется :
б) в воспитательных организациях;
в) в воспитательном пространстве микрорайона;
г) все ответы верны.
а) формирование социальных знаний. Умений, навыков;
б) формирование социальной компетентности личности;
в) формирование базовых общечеловеческих ценностных ориентаций, установок;
г) все ответы верны.
55. К основным социальным качествам личности
а) активная жизненная позиция;
в) творческое мышление;
56.Основные функции семьи:
57.Формы воспитания включают:
д) все ответы правильные
58. Методы осуществления целостного педагогического процесса включают:
а) методы формирования сознания ;
б) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
в) методы стимулирования и мотивации деятельности:
г) все ответы верны.
59. У кажите верный ответ. Разрешение педагогической ситуации – это:
а) интуитивный подход;
б) технологический процесс;
в) система деятельности педагога;
г) выдвижение и решение задач.
60.Составляющей частью процесса социализации является: