Что не относится к этапу реализации программы гражданско патриотического воспитания
«Организация гражданско-патриотического воспитания школьников»
Организация гражданско-патриотического воспитания школьников
Одна из задач современной школы – воспитать патриотическую личность. Но воспитание граждан и патриотов своего Отечества – процесс длительный, который требует от педагога настойчивости, последовательности, терпения и знаний. Кроме того, современная обстановка в России и мире требует принципиально новых форматов и площадок для гражданско-патриотического воспитания. Разберем, какие документы регулируют гражданско-патриотическое воспитание и какие задачи стоят перед классным руководителем. Рассмотрим направления работы по гражданско-патриотическому воспитанию, какие мероприятия формируют у школьников гражданственность и чувство патриотизма.
Какие документы определяют цели и задачи гражданско-патриотического воспитания
Классный руководитель может основывать свою работу на двух базовых документах.
Рисунок 1. Какие документы регулируют гражданско-патриотическое воспитание школьников
Каковы задачи гражданско-патриотического воспитания
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре – это основа любого воспитания. Чтобы развить у школьников гражданственность и патриотизм, классный руководитель должен строить работу в этом направлении с учетом задач гражданско-патриотического воспитания.
Все задачи и цели гражданско-патриотического воспитания должны быть отражены в плане воспитательной работы на учебный год, в рабочей программе на уровень образования в качестве направлений работы классного руководителя.
Рисунок 2. Какие задачи гражданско-патриотического воспитания предусматривает нормативная база
Как вести воспитательную работу по гражданско-патриотическому направлению
Работу по гражданско-патриотическому воспитанию классный руководитель ведет во время учебных занятий, при проведении внеклассной и внеурочной работы.
Гражданско-патриотическое воспитание в большей степени возможно вести на уроках гуманитарного цикла: истории, географии, обществознания и литературы. Однако и на других предметах можно найти способы и форматы работы по этому направлению.
Как использовать предметный материал уроков математики для целей гражданско-патриотического воспитания
На уроке можно провести со школьниками беседу о роли российской математической школы в мировой науке. Такая беседа будет элементом патриотического воспитания. А за пределами урока можно посетить музей или усадьбу, которые связаны с деятелем математической науки. Например, музей Н.И. Лобачевского.
Одна из задач классного руководителя – проанализировать рабочие программы учителей-предметников и найти воспитывающий компонент в каждом уроке, теме, блоке или модуле. Это позволит согласовать деятельность всех педагогов класса по гражданскопатриотическому воспитанию учащихся.
Воспитание патриотизма и гражданственности происходит во время тематических классных часов или внеклассных мероприятий военно-патриотической направленности.
Как можно способствовать патриотическому воспитанию через внеучебную деятельность
Чтобы познакомить школьников с важнейшими событиями Второй мировой и Великой Отечественной войны, классный руководитель может организовать:
– встречу с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий; – экскурсии.
На классном часе ребятам можно показать документальные фильмы, плакаты, рисунки, документы времен Великой Отечественной войны. Встреча с ветеранами влияет на сознание школьников – они видят пример любви к своей Родине и народу. На экскурсиях в музеи и города-герои дети наглядно убеждаются в том, что в годы Великой Отечественной войны наши земляки совершали массовые героические подвиги во имя
В каких направлениях гражданско-патриотического воспитания ведет работу классный руководитель
На основе базовых направлений, которые обозначены в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» (постановление Правительства от 30.12.2015 № 1493) выделяют семь направлений гражданскопатриотического воспитания в школе.
Рисунок 3. В каких направлениях вести работу по гражданско-патриотическому воспитанию
Как запланировать мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию
Классному руководителю стоит выбрать значимые события или даты, которые выпадают на каждый триместр или четверть. Затем нужно продумать мероприятия к ним.
Как выбрать значимые события или даты по триместрам или четвертям
Воспользуйтесь Календарем знаменательных дат на текущий учебный год и выберите те события и праздники, которые важны в направлении гражданскопатриотического воспитания.
Например, рассмотрим, какие знаменательные события и даты выпадают на первую четверть в 2020-2021 учебном году.
Сентябрь. Государственные даты и образовательные события:
1 сентября – День знаний;
27 сентября – День воспитателя и всех дошкольных работников России.
21 сентября – Международный день мира.
Октябрь. Государственные даты и образовательные события:
5 октября – Международный день учителя; Международные даты:
1 октября – Международный день пожилых людей;
9 октября – Всемирный день почты; 16 октября – Всемирный день хлеба.
4 октября – Всемирный день защиты животных.
3 октября – 125 лет со дня рождения поэта Сергея Александровича Есенина (1895–
16 октября – 110 лет со дня рождения детской писательницы, драматурга Лии Борисовны Гераскиной (1910–2010);
22 октября – 150 лет со дня рождения писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе (1953) Ивана Алексеевича Бунина (1870–1953).
Выбор мероприятий в этом направлении огромен. Но приоритет стоит отдавать интерактивным мероприятиям. Поэтому в преддверии какого-либо события желательно провести мониторинг «потенциальных интерактивных мероприятий», которые запланированы в вашем городе.
Рисунок 4. Какие мероприятия подходят для гражданско-патриотического воспитания школьников
Классному руководителю при планировании работы обязательно нужно учитывать, какие мероприятия по данной тематике будут проводить школа или город.
Как учитывать программу мероприятий школы или города при планировании воспитательной работы по гражданско-патриотическому направлению
Во всех школах России традиционно проводят «Урок мужества», который посвящен началу контрнаступления под Москвой. Этот фактор необходимо учитывать, если планируете другие воспитательные мероприятия, например, посещение музея.
Нужно запланировать экскурсию после урока мужества.
Какие мероприятия можно провести по направлениям гражданско-патриотического воспитания
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном бюджетном образовательном учреждении и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа патриотического воспитания
«Гражданин –патриот России»
Зам.директора по ВР
Нормативно-правовое обеспечение программы ……………………10
Управление и участники Программы………………………………. 10
Обеспечение Программы……………………………………………. 11
Сроки реализации программы………………………………………..11
Цели и задачи Программы……………………………………………11
Основные принципы организации воспитания……………………..13
Формы реализации Программы……………………………………. 14
Тематические блоки и основные направления программы………..14
Основные направления патриотического воспитания……………..15
Тематический план работы по патриотическому воспитанию……16
Предполагаемый результат…………………………………………. 27
Оценка эффективности программы…………………………………..28
Оценка результатов Программы ……………………………………..29
Программа гражданско – патриотического воспитания «Гражданин- патриот» разработана в соответствии с Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ; Законом РФ «Об образовании», Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и локальными правовыми актами.
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном бюджетном образовательном учреждении МБОУ «Красулинская ООШ» и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи на сегодняшний день очевидна.
В современных условиях политического и социально-экономического уклада жизни общества система школьного воспитания претерпевает значительные изменения: ослабевают внутрисемейные связи, снижается влияние старшего поколения на детей, ухудшается уровень жизни многих слоев населения, идет переориентация на иные, чем раньше ценности. И новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского сознания учащихся. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край, людей, живущих рядом, способные защищать Отчизну от посягательств чуждых сил на её свободу. Поэтому на сегодня главная проблема заключается в создании современной системы гражданского нравственно-патриотического воспитания молодого поколения, способного обеспечить целенаправленное воздействие на юных граждан для возрождения, сохранения, формирования в новых условиях преданности чувства любви к Отечеству, озабоченности судьбой своей страны, готовности исполнить конституционный долг во имя интересов народа, общества, государства, уверенности в великом будущем России.
Педагогические ценности, анализ материалов (нормативные документы, анкеты детей, учителей, родителей и т.д.) позволяют определить образ учащегося: наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и само реализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности.
Вот почему гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Тест для педагогов по теме «Гражданско-патриотическое воспитание в школе в рамках новых ФГОС»
Автор: Птицына Наталья Васильевна
Тест для педагогов по теме «Гражданско-патриотическое воспитание в школе в рамках новых ФГОС»
Автор: Птицына Наталья Васильевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска Дзержинского района
Тест для педагогов по теме
« Гражданско-патриотическое воспитание в школе в рамках новых ФГОС »
Автор: Птицына Наталья Васильевна,
учитель начальных классов
«Гражданско-патриотическое воспитание в школе в рамках новых ФГОС»
1. К какому направлению гражданско-патриотического воспитания можно отнести развитие реально действующего школьного самоуправления?
а) военно-патриотическое направление
б) гражданско-правовое направление
в) культурно-историческое направление
г) духовно-нравственное направление
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – это методологическая основа…
а) Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
б) Основной образовательной программы основного общего образования
в) Федерального государственного стандарта основного общего образования
г) Конвенции о правах ребенка
3. На что не направлено спортивно-патриотическое воспитание?
а) развитие морально-волевых качеств
б) воспитание выносливости, стойкости, мужества
в) познание историко-культурных корней
г) формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины
4. Что можно отнести к военно-патриотическому направлению гражданско-патриотического воспитания?
а) формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации
б) формирование культуры правовых отношений
в) формирование ценностного отношения к национальным интересам России
г) формирование национального самосознания
5. К какой базовой национальной ценности относится понятие «ценность знания»?
г) труд и творчество
6. Что не относится к задачам гражданско-патриотического воспитания?
а) формирование представления об историческом прошлом России, пробуждение интереса к малой родине
б) воспитание уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам страны
в) создание условий для своевременного и полноценного психического развития
г) развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей
7. Указаны направления гражданско-патриотического воспитания и их составляющие. Найдите ошибку.
8. Какое направление гражданско-патриотического воспитания ориентировано на формирование идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций?
9. К какому направлению патриотического воспитания относится работа школьного музея?
а) обладатель лучших интеллектуальных или моральных качеств
б) человек, служащий родине, народу, заботящийся об общественном благе
в) человек с точки зрения черт его характера, поведения, общественного положения
г) обитатель, лицо, проживающее в каком-нибудь месте
11. Кто является автором данного высказывания: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родной природе, к родной речи – задача первостепенной важности…»?
а) высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни
б) процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию
в) осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно смысловой сферы личности
г) основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации
13. Какое слово в переводе с греческого означает «любовь к Родине, преданность своему Отечеству»?
14. Что не относится к свойствам, присущим характеристике гражданина, патриота своей страны?
а) умение устанавливать контакты с другими людьми
б) глубокое понимание, устойчивый интерес, осмысленное отношение к познавательной деятельности
в) готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию
г) неприятие агрессии, жесткости, насилия над личностью
15. Найдите правильное определение: «Патриот – это…»
а) любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины
б) тот, кто обладает необходимыми качествами
в) тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины
г) преданное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь
16. Укажите годы реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»
17. Какое понятие не относится к базовой национальной ценности «гражданственность»?
Краснокустовский филиал МБОУ Мучкапской СОШ
Социальный проект гражданско-
Автор: Коровина О.В. – заведующая
Краснокустовским филиалом МБОУ Мучкапской СОШ
Аннотация (история проекта)……………………………………….3
Социальные партнёры проекта……………………………………. 6
Механизмы реализации Программы…………………………8
1.1.Основополагающие принципы реализации Программы……………9
1.2. Условия успешной реализации Программы…………………………9
1.3.Этапы реализации Программы…………………………………9
1.4.Направления деятельности, способствующие реализации
1.5.Формы и методы реализации Программы…………………………….12
1.6.Обеспечение реализации Программы………………………………….13
Кадровое обеспечение Проекта………………………………. 16
Материально-техническое обеспечение Проекта и
Оценка эффективности реализации Программы………………17
1.Аннотация (история проекта)
Тема программы была определена нами по нескольким причинам:
• во-первых, актуальностью и насущностью этой проблемы, ее огромным значением для нашего общества и государства;
• во-вторых, отсутствием научной концепции воспитания духовности, нравственности, гражданственности, патриотизма у подрастающего поколения, которая отвечала бы его интересам, соответствовала бы духу нашего времени;
• в-третьих, ориентацией на новые подходы и проблемы патриотического воспитания, развития у подрастающего поколения позитивно направленных социально значимых сторон, качеств, их активного проявления в интересах общества и государства.
Таким образом, программа призвана значительно активизировать ослабленное за многие годы, но имеющее важное значение для общества – целенаправленный процесс воспитания молодого поколения как сознательного и достойного восприемника отечественной истории, культуры.
Поэтому в нашем понимании гражданско-патриотическое воспитание, это не только военно-патриотическое, а и художественное, экологическое, туристко-краеведческое, спортивно-оздоровительное развитие творческих детских инициатив.
И сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.
Воспитание школьников в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю, гордости за свое Отечество, повышает интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических навыков и волевых качеств, готовности к защите Родины.
На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель патриотического воспитания – учить миру. А это значит:
• помочь детям увидеть, что можно изменить мир: семью, школу, посёлок, район, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету к лучшему;
• вовлекать детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.
С целью реализации проекта «Я – гражданин России» была разработана внутришкольная программа гражданско-патриотического воспитания «Я- гражданин России», а в рамках данной программы разработан проект для дошкольников «С чего начинается Родина?» и конкретные мероприятия по реализации направлений проекта.
Ценность работы заключается в том, что в рамках проекта разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни, освоение и реализация своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, родному краю, Отечеству, планете Земля.
Цель гражданско-патриотического воспитания Краснокустовского филиала МБОУ Мучкапской СОШ:
развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.
Данный материал может быть использован классными руководителями, педагогом-организатором, руководителями историко-краеведческих кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений и как модель воспитательной работы одного общеобразовательного учреждения.
2. Актуальность работы
Реальное патриотическое сознание подрастающего поколения России формируется сегодня в сложных, противоречивых условиях, связанных с глубокими социальными потрясениями, радикальными изменениями в культуре общества.
Поэтому чрезвычайно актуальной в современных условиях является потребность активации патриотического воспитания подрастающего поколения. Патриотическое воспитание должно стать приоритетным направлением развития образования, так как сегодня оно становится условием национальной безопасности России.
В настоящее время очень мало внимания уделяется воспитанию молодежи именно как патриотов своего Отечества, основной упор в процессе обучения делается на профессиональную реализацию и адаптацию к жизни в современном обществе.
Хотя становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.
Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу, других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую сферы общества.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально новой, демократической личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение и в Законе РФ «Об образовании» и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015годы».
Формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как основополагающие направления в образовании.
Родина нуждается в каждом из своих граждан, которые, используя свои права и свободу, неукоснительно соблюдают свои обязанности перед государством, другими людьми. Забота об общем благе является основой благосостояния каждого.
Необходимо переосмыслить вопросы гражданско-патриотического воспитания участниками воспитательного процесса. Не отказываясь от прежних традиций, достижений в этом направлении надо многое изменить в подходах и содержании воспитательной работы.
Всё это определяет актуальность разработки и реализации внутришкольной программы « Я – гражданин России», а её реализацию неотложной общественной и педагогической задачей.
Краснокустовский филиал МБОУ Мучкапской СОШ находится в п.Красный Куст, который удалён от районного центра р.п.Мучкапского на 18 км. В социальную инфраструктуру территории филиала входят: Краснокустовский культурно-досуговый центр (в нём располагается сельская библиотека, дом культуры), памятник павшим воинам землякам, Краснокустовский сельский совет, ФАП.
В Краснокустовском филиале МБОУ Мучкапской СОШ обучаются 44обучающихся из двух сёл и посёлка (подготовительный класс-9 класс).
Участниками гражданско-патриотического проекта «Я – гражданин России» (автор Коровина О.В.) стали обучающиеся 1-9 классов филиала: начальное звено- 12 обучающихся, среднее звено- 26 обучающихся.
4.Социальные партнёры Проекта.
Партнёрами данного проекта является Краснокустовский КДЦ, Краснокустовский сельский совет с ними заключены договора о совместной деятельности проекта в рамках гражданско-патриотического проекта.
В здании Краснокустовского КДЦ находится сельская библиотека с наиболее богатым фондом научно-популярной литературы, необходимой для проекта. Библиотекарь организует и проводит мероприятия с обучающимися гражданско-патриотической направленности. Директор КДЦ предоставляет здание для проведения массовых мероприятий с привлечением местного населения, оказывает помощь в проведении мероприятий.
Администрация Краснокустовского сельского совета оказывает помощь в организации мероприятий с привлечением ветеранов ВОв, воинов-афганцев, участников боевых действий на Северном Кавказе, участкового уполномоченного, инспекторами ДПС, инспекторами по делам несовершеннолетних; представляет архивные документы об истории села и его жителей.
Социальными партнёрами проекта являются местные жители посёлка Красный Куст, родители, дедушки, бабушки обучающихся. К социальным партнёрам можно отнести сотрудников полиции: участковых уполномоченных, инспекторов ДПС, инспекторов по делам несовершеннолетних, которые проводят беседы с обучающимися на темы гражданского самоопределения обучающихся, знания законов, защищающих личность ребёнка, а также законы, которые разъясняют ответственность за содеянное.
ЦЕЛЬ, ГИПОТЕЗА, ЗАДАЧИ, ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТА
Создание целостной системы гражданско-патриотического воспитания в школе, ориентированного на становление и развитие личности:
готовой жить в гражданском, демократическом обществе и правовом государстве;
свободной, обладающей чувством собственного достоинства, гуманистически ориентированной;
любящей свою семью, школу, край, малую и большую Родину;
личности культурной, нравственной, готовой к самореализации в общественно-полезной и личностно-значимой деятельности.
Если создать условия для формирования системы гражданско-патриотического воспитания изменится ли гражданская позиция обучающихся.
Данная цель и гипотеза определяют следующие задачи:
1. Воссоздать имеющийся опыт патриотического и гражданского воспитания в нашей школе в рамках программы «Память поколений»;
2. Модернизировать организационно-педагогические условия для активизации, содержательного обогащения и систематизации гражданско-патриотического воспитания;
4. Становление гражданской компетентности личности (готовности и способности активно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания на практике);
5. Формировать основополагающие ценности культуры;
6. Воспитание проводить на основе исторических и культурных традициях родного края;
7. Создать единый комплекс гражданского, патриотического обучения и воспитания, реализуемый, в ходе проведения внеклассной и внеурочной работы;
8. Соблюдать демократический уклад школьной жизни и правовое пространство;
9. Вовлечь учащихся в разработку социальных проектов на решение школьных, местных, общественных проблем.
В данной программе мы определили несколько проблем:
Преобладание патриотического воспитания над гражданским воспитанием.
Отдельные мероприятия гражданской и военно-патриотической направленности не оказывают серьёзного воспитательного воздействия (отсутствие системы гражданско-патриотического воспитания).
Отсутствие единства, соединения гражданской, патриотической компетентности и установок на активную жизненную позицию (соединение знаний и умений).
Нарушения демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы.
Недостаточное финансирование образования.
Несоответствие теории гражданского и патриотического воспитания с состоянием демократии в современном обществе.
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПРОЕКТА
Объект работы – организационно-педагогические условия патриотического и гражданского воспитания.
Предмет – педагогическая деятельность, внеклассная и внешкольная воспитательная работа, направленная на формирование гражданско-патриотической компетентности и активной социальной позиции учащихся.
1. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании методов работы школы и всех заинтересованных сторон в целях обеспечения влияния на процесс воспитания, консолидации и координации деятельности.
1.1. Основополагающие принципы реализации Программы
К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания относятся:
принцип научности, гуманизма, демократизма;
принцип комплексного сквозного подхода;
принцип блочного подхода;
принцип приоритетности исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
принцип системности, преемственности и непрерывности в развитии учащихся;
принцип многообразия форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания.
1.2. Условия успешной реализации Программы.
Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в Каменской школе-интернате №2 созданы следующие условия :
функционирует воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательно-воспитательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;
функционирует система дополнительного образования;
разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;
развивается школьное ученическое самоуправление;
используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания;
используются современные средства оценивания результатов воспитания.
1.3. Этапы реализации Программы
Цель: подготовка условий для создания системы гражданско-патриотического воспитания.
1. Изучить нормативную базу.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России».
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
3. Расширить и укрепить связи и отношения с другими образовательными учреждениями.
4. Вовлечь в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
5. Провести мониторинг реализации программы.
Цель: анализ итогов реализации программы.
1. Обобщить результаты работы учреждения.
2. Провести коррекцию в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий период.
1.4. Направления деятельности, способствующие реализации Программы
Ведущими направлениями деятельности, способствующими реализации данной Программы, являются:
Духовно-нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Историко-краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном городе, области.
Гражданско-правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
Данные направления гражданско-патриотического воспитания реализуются на различных возрастных ступенях, каждая из которых имеет свои методологические особенности.
В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д. Проводимые мероприятия позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру человека и в итоге формируют осознанное патриотическое чувство. Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм. На первой ступени начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество. А решение одной из главных задач образования на данном этапе — развитие творческого потенциала младшего школьника — помогает сформировать личность, способную внести свои вклад в жизнь страны.
Вторая ступень (среднее звено) продолжает формирование систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Работа в данном направлении реализуется посредством коллективно — творческих дел, ролевых игр, творческих проектов.
1.5. Формы и методы реализации Программы
Тематические классные часы, уроки;
встречи с работниками правоохранительных органов, отдела по защите прав потребителей;
ролевые и деловые игры, диспуты;
олимпиады по обществознанию, интернет олимпиады по истории, религиоведении;
статьи в СМИ по гражданско-правовой тематике;
участие в конкурсах гражданско-патриотической тематики;
викторины по правовой тематике;
работа школьного пресс-центра (выпуск школьной газеты «Школьная жизнь»);
изучение истории своей семьи, семейных традиций;
изучение народных традиций и обычаев, истории своего села, школы;
проведение акций «Адрес ветерана», «Военная юность», «Скажи торгуют смертью», встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках;
экскурсии по городам России;
военно-спортивная игра «Зарница» (школьный уровень);
участие в конференциях, конкурсах, смотрах.
Форма организации работы по программе в основном — коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
1.6. Обеспечение реализации Программы
1. Формирование информационного банка идей педагогов, включающего инновационные методические разработки активных форм деятельности
2. Создание библиотечного фонда школы справочной, познавательной, художественной литературы
3. Разработка программно-методического обеспечения для педагогов на основе современных воспитательных технологий.
4. Отбор методик, технологий, направленных на гражданско-патриотическое воспитание
В течение работы программы
Ответственный за библиотечный фонд
Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей программу гражданско-патриотического воспитания
1. Создание программы «Я – гражданин России»
2. Организация участия в месячнике, посвященном Дню защитников Отечества, Дню Победы
3. Разработка критериев анализа деятельности всех структур школы
Работа с педагогическими кадрами
1. Обеспечение готовности педагогов к решению поставленных программой задач через проведение семинаров, лекториев, семинаров-практикумов, педагогических чтений, работу классных руководителей
2. Привлечение педагогов к созданию авторских разработок по проблемам гражданско-патриотического воспитания
Взаимодействие с ведомственными и общественными организациями
1. Участие в городских, окружных, Всероссийских конкурсах, проектах
2. Разработка плана работы по реализации комплексной программы
3. Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта по гражданско-патриотическому воспитанию
4. Разработка совместных программ и планов по вопросам воспитания подростков
5. Проведение совместных мероприятий профилактического характера
6. Проведение КТД годового цикла
классные руководители, учителя-предметники
1.7 Содержание программы
Акция «Обелиск у дороги», «Адрес ветерана», «Вренная юность».
Акция «Доброта спасет мир», посвященная Дню защиты детей, Дню пожилого человека, Дню матери.
Уроки мужества, посвященные Дню Победы Дню защитников Отечества.
Проведение памятных дней:
День вывода войск из Афганистана;
День защитников Отечества.
Торжественная линейка, митинг «Памяти погибших в Великой Отечественной войне посвящается…»
Классные часы о Днях воинской славы.
Конкурс сочинений «Память жива», посвященных участникам войны.
Подготовка материалов для краеведческого дневника Мучкапского района, «Святые заступники Руси», «С любовью к России…», «Компьютер XX 1 век», «Моё Отечество- мои земляки», «Война 1812 года», акция «Военная юность» и т.д
Конкурс литературных произведений «Я — гражданин России».
Классный час «Мои права».
Правовая игра «А гражданином быть обязан».
Классный час «Обязанность, долг, присяга».
Правовой час «Ты и закон».
Конкурс проектов «Моя родословная».
Тематические классные часы «Государственные символы России», «Обычаи и традиции моей страны».
Тематический классный час «Урок мира».
Участие в олимпиаде по православной культуре «ОПК» (2011, 2012, 2013,2014) открытой всероссийской интеллектуальной олимпиаде «ОВИО» по истории (2012-2014)
Военно-спортивная игра «Зарница». (школьный этап)
Тематические классные часы «Слава тебе, победитель солдат!», «Есть такая профессия — Родину защищать».
Спартакиаде школьников по военно-прикладным и техническим видам спорта.
Конкурс патриотической песни «Когда поют солдаты».
Конкурса чтецов «На войне, как на войне».
Конкурс рисунков на тему «Сердцу милая Родина».
Конкурс стенгазет «России верные сыны».
Конкурс рисунков «Я только слышал о войне».
Театрализованный конкурс «Литературные произведения о войне».
Литературно-музыкальная композиция «Победный май».
2. Кадровое обеспечение Программы
Кадровые ресурсы в реализации проекта: администрация школы, учителя-предметники, классные руководители Краснокустовского филиала, работники КДЦ, администрация Краснокустовского сельского совета.
3.Материально-техническое обеспечение Программы
Ресурсы партнёров: здание Краснокустовского КДЦ, территория памятника и непосредственно сам памятник павшим воинам землякам, архивные материалы из истории посёлка Красный Куст.
Конечными результатами программы должны стать:
создание системы патриотического воспитания в школе;
внедрение в практику педагогической деятельности передовых форм и методов патриотического воспитания;
сохранение и развитие у школьников чувства гордости, любви к Родине, родному краю, школе;
формирование у школьников готовности к вооружённой защите Родины;
активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества;
повышение интереса учащихся к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств;
расширение участия школьников в военно-прикладных и технических видах спорта;
воспитание у школьников уважения к подвигу отцов;
привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников;
расширение и совершенствование информационной базы пропаганды патриотического воспитания в школе;
расширение методологической базы патриотического воспитания в системе образования;
активизация творческого потенциала педагогов в деле патриотического воспитания.
Ожидаемые результаты по этапам реализации Программы:
Проектный этап: получение целостной картины состояния гражданско-патриотического воспитания в школе и сформированности гражданственности как личностного качества у членов школьного сообщества.
Практический этап: активация деятельности в рамках гражданско-патриотического воспитания.
Аналитический этап: изменение социальной и гражданской позиции членов школьного сообщества; определение системы дальнейшей деятельности по ГП воспитанию школьников.
5. Оценка эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей (индикаторов), включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, использование современных технологий воспитательного воздействия.
В результате осуществления Программы ожидается:
повышение эффективности патриотической работы;
повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;
формирование гражданской грамотности учащихся;
внедрение новых форм работы в гражданско-патриотическое воспитание и повышение эффективности патриотической работы;
обеспечение духовно-нравственного единства в школе, снижение степени идеологического противостояния, возрождение духовных ценностей школьников;
улучшение условий для формирования патриотических чувств.
Количественными результатами реализации Программы должны стать:
доведение числа систематически занимающихся патриотической работой школьников до уровня 50%;
привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и как следствие снижение числа школьников, совершивших правонарушения;
повышение уровня воспитанности и нравственности учащихс
Данный проект и разработанная в рамках проекта программа «Я- гражданин России» являются не завершёнными. Гипотеза проекта ещё не подтверждена, но на данном этапе реализации проекта можно частично подтвердить гипотезу, так как созданы условия для формирования системы гражданско-патриотического воспитания и видны результаты гражданско-патриотического воспитания. Активность обучающихся в различных мероприятиях повысилась; чувствуется заинтересованность и высокая результативность: обучающиеся в различных конкурсах и соревнованиях являются победителями, либо призёрами, активно участвуют в спортивных мероприятиях и т.д.
Вывод: таким образом, выбор методов и приёмов в реализации гражданско-патриотического проекта «Я – гражданин России» определён верно.