Что не относится к элементам проекта
Основные элементы проекта
Все показатели, характеризующие проект, систематизированы, обозначены, им даны названия, и они связаны с конкретными элементами проекта.
Показатели основных элементов проекта
Показателям основных элементов проекта присвоены определенные имена и предварительно определен их тип (цифровой, символьный, даты и т.д.).
Для описания каждого элемента проекта определенного типа используется одинаковый набор показателей, но значения этих показателей могут отличаться.
Часть показателей, описывающих каждый элемент проекта, заранее определена для пользователя – этим показателям также даны названия, заранее определен их тип, но их смысл предварительно не определен.
Последние версии Project отличаются возможностью установить формулы для вычисления пользовательских показателей элементов проекта при помощи специального интерфейса. Затем эти формулы будут вычисляться программой автоматически.
Запомнить смысл и название всех показателей элементов проекта в Project довольно непросто. Далее опишем имеющие наиболее важное значение и чаще всего применяемые на практике показатели основных элементов проекта.
Первым элементом проекта является собственно сам проект.
Второй элемент проекта – это работа.
Также можно выделить две группы показателей второго элемента проекта, характеризующих работы, входящие в состав проекта – собственно описание работы и взаимосвязь работ.
Третьим основным элементом проекта является ресурс.
Ресурсов, используемых при реализации проекта, может быть много, но для каждого ресурса предусмотрены также две группы показателей – описание ресурса и календарь ресурса.
Описывая четвертый элемент проекта также можно выделить две группы показателей: общие данные о назначении ресурсов текущей работе и сведения о назначении ресурсов в данном интервале времени.
Марина Ромазанова
Графический дизайнер, интернет-маркетолог, дизайнер машинной вышивки.
Элементы проектной деятельности
Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Логика построения проекта соответствует общей структуре проектной деятельности.
Проект включает следующие основные компоненты:
Выполняя творческие проекты, учащиеся овладевают основами проектирования, технологии, коммуникации и рефлексии, учатся приобретать новые знания и умения, а также интегрировать их. Навыки работы с материалами, инструментами, информацией учащиеся получают по мере реализации той или иной идеи в процессе выполнения различных проектов. Наиболее важными результатами выполненных учащимися проектов являются: реализованный на практике объект проектирования (изделие, услуга, мероприятие), оформленное описание проекта (дневник проектирования или проектная папка), освоенные в ходе проектной деятельности знания и умения, развитые личностные качества и способности школьников. Большинство учителей технологии испытывают затруднения при организации работы учащихся над описанием проекта. Это связано с тем, что от школьников часто требуется выполнение длинных записей из разных источников информации. Естественно, что такая деятельность резко снижает их мотивацию к работе над проектами. Поэтому проектная папка не должна включать много страниц письменного (печатного) текста. Большая часть материалов, входящих в описание проекта, должна быть представлена в виде рабочих эскизов, рисунков, чертежей с поясняющими и аналитическими комментариями к ним. Не следует также тратить дополнительное время на чрезмерно качественное оформление проектной папки (исключением являются экзаменационные проекты). Учащимся необходимо объяснить, что описание проекта должно отражать, в первую очередь, ход работы их мысли и логику проектной деятельности
Тематика проектных заданий должна быть достаточно широкой и разнообразной, чтобы охватить возможно больший круг вопросов программы предмета «Технология» и учесть интересы учащихся. Организуя учебное проектирование, учитель должен уметь осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, для этого нужно использовать различные по уровню сложности проектные задания. Занятия по учебному проектированию можно организовать в виде игры, используя ассоциативные методы поиска решений: метод мозгового штурма, морфологический анализ, метод фокальных объектов и др. Учителю не следует предлагать учащимся наилучший вариант решения проблемы. Он должен создавать условия для творческого и успешного осуществления работы учащихся над проектом, постоянно стимулируя их интерес к проектированию.
Элементы проектной деятельности необходимо формировать во время работы над проектом и вне её.
Структура проекта
Понимание проекта как структурированного информационного объекта, подчиняющегося логическим суждениям и формальным правилам, является основой профессиональных методов управления проектом.
Структура проекта (англ. Project Structure) – это основные его части (элементы), необходимые и достаточные для эффективного осуществления процесса управления проектом.
Построение структурных моделей проекта осуществляется по определенным принципам и методам. Для выявления и осознания целей, состава и содержания проекта, организации планирования и контроля процессов его осуществления необходимо определить и построить структуру работ проекта, используя методы декомпозиции.
Структура декомпозиции работ (англ. Work Breakdown Structure – WBS) является графическим представлением проекта, т. е. совокупностью взаимосвязанных элементов проекта различных степеней детализации. Количество уровней детализации зависит от класса и сложности проекта, а также от разработчиков и исполнителей.
Принятая структура проекта с выделенной в ней иерархией устойчивых элементов образует основу информационного языка проекта, на котором общаются все его участники и ведется документирование.
В зависимости от вида проекта разрабатываются и используются различные структурные модели. Наиболее существенные из них показаны на рисунке 1.
Рисунок 1. Структура проекта
Каждую из функций управления проектом, представленных на рисунке 1, можно подвергнуть декомпозиции и внутренней структуризации. Примеры декомпозиции функций управления предметной областью ИСП, управления конфликтами, а также управления проектом по временным параметрам изображены на рисунке 2.
Можно осуществить декомпозицию любой функции управления проектом, а структура и уровни декомпозиции, степень детализации зависят от целей и задач реализуемого проекта. Например, вполне очевидно, что декомпозиция функции управления предметной областью ИСП в жилищном строительстве будет отличаться от декомпозиции той же функции для проекта организации производства новых материалов для авиакосмической промышленности.
К структуре проекта предъявляются следующие требования:
Ответственность за структурирование и декомпозицию работ возлагается на заказчика, подрядные предприятия, консультантов и других участников проекта. Разделение работ на этапы является основой для управленческого контроля в процессе реализации проекта.
Элементы проектной деятельности
Основными элементами проектной деятельности являются субъект и объект проектирования, его цель, технология (как совокупность операций), средства, методы и условия проектирования.
Субъектом проектирования —отдельные личности или организации, коллективы, социальные институты, ставящие своей целью преобразование действительности.
Кроме субъектов проектирования, участниками разработки и реализации содержательной части проектов (особенно на этапе его внедрения) могут быть:
государственные и негосударственные организации, научные и экспертные советы, способные взять на себя ответственность за разработку, обоснование, экспертизу проектов, способные привлечь внимание населения, СМИ к проектам;
— общественность, группирующаяся вокруг конкретных программ, проектов.
Объектами проектирования могут быть:
— объекты материальной природы (например, объектом проектирования может быть строительство нового административного здания или создание нового компьютера); в результате реализации проекта появляется новый объект, вещь, предмет; вместе с тем проектироваться могут новые свойства — назначения и функции старой вещи; подобные объекты чаще связаны с техническим проектированием;
— нематериальные (невещные) свойства и отношения (например, есть такие проекты, которые направлены не на достижение материального результата, а на получение информации о клиентах, изменение нашего отношения к той или иной проблеме). Такие проекты называются «проектами влияния». Примером служат:
— процессы (например, проектирование систем воздействия— идеологий, систем воспитания и т. д. В этих системах имеет значение и идейная конструкция — концепция и соответствующие инструменты внедрения идей в сознание людей. Здесь широкий простор для разработки соответствующих социальных технологий, проектирования новых каналов коммуникации, стандартных алгоритмизированных элементов деятельности и т. д.);
— организации и структурные подразделения (в рамках проектирования организаций реализуются замыслы разного масштаба — проектируются, например, учреждения социальной службы, отрасли производства, управления и т. д.);
— мероприятия (акции) (подготовка мероприятий может производиться с применением проектных методик. Это прежде всего относится к массовым мероприятиям — спортивным, праздничным, общественным и т. д.);
Каждый из выделенных объектов проектирования обладает определенной спецификой, определенными чертами. При проектировании важно выявить закономерности, характерные для данного типа объектов, применяя особые методики наряду с общими принципами и подходами.
Среди характеристик проектирования особое место занимают условия проектной деятельности или проектный фон. Это совокупность внешних по отношению к объекту проектирования условий, существенно влияющих на его функционирование и развитие. Речь идет о необходимости учета местных условий. Какие-то возможности, альтернативы могут быть реализованы, а какие-то нет — это зависит от местных условий, окружения проекта, внешних ограничений.
Цель проектирования — разработка определенного будущего состояния системы, процессов, отношений.
Средства — совокупность приемов и операций для достижения цели. В общем плане средства проектирования можно определить, как все то, при помощи чего, получается, анализируется информация о состоянии процессов и тенденций их развития. Сюда же относятся средства, при помощи которых ведется непосредственное проектирование, создаются словесные описания, таблицы, схемы, сети взаимодействий.
Методы — это пути и способы достижения целей и решения задач. В практике проектирования наиболее часто используются такие методы, как мозговой штурм, экспертная оценка, метод аналогий, сетевое планирование, календарное планирование, структурная декомпозиция, имитационное моделирование, ресурсное планирование и т. д.
В рамках проекта методы и средства конкретизируются совокупностью планируемых мероприятий. Практические мероприятия определяют направления, формы и содержание деятельности, привлекают дополнительные ресурсы, необходимые для реализации целей каждого этапа. Мероприятия могут быть направлены непосредственно на решение проблемы, а могут быть необходимы для их финансового обеспечения (аукционы, платные услуги), для формирования благоприятного общественного мнения населения через СМИ
Классификация проектов
Методы управления проектами зависят от масштаба проекта, сроков реализации, качества, ограниченности ресурсов, места и условий реализации. Все названные факторы являются основанием для выделения различных типов проектов, их классификации:
1) по масштабу — микропроект, малый, средний, мегапроект:
— микропроект — это чаще всего форма представления индивидуальной инициативы, получившей признание окружающих. Микропроект делается для себя и своих. Он может не требовать внешнего финансирования, специального оборудования, может создаваться из подручных средств;
— малые проекты невелики по масштабу, просты и ограниченны объемами. Так, в американской практике малые проекты связанны с объемом капиталовложений в размере 10–15 млн. долл., трудозатратами до 40–50 тыс. чел. Типичный пример малого проекта — модернизация действующих производств. Специфика малых проектов состоит в том, что они допускают некоторое упрощение в процедуре проектирования и реализации (простой график, руководитель — одно лицо, необязательно создание команды проекта и т. д.);
— средние проекты наиболее распространены в практике. Они имеют сравнительно небольшую длительность — 2–5 лет, требуют более тщательной проработки всех подсистем проекта и предполагают более значительные затраты;
— мегапроекты — это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью выделенными ресурсами, отпущенным временем. Мегапроекты обладают высокой стоимостью — до 1 млрд. долл., трудоемкостью — до 2 млн. чел., длительностью реализации — 5–7 лет;
2. по сложности — простой, организационно сложный, технически сложный, ресурсно сложный, комплексно сложный;
2. по срокам реализации — краткосрочный, средний и долгосрочный. Краткосрочные проекты требуют для своей реализации примерно год, максимум два, краткосрочные проекты обычно реализуются на предприятиях по производству новинок различного рода, опытных установках, восстановительных работах. Коммерческие проекты часто реализуются как краткосрочные. Среднесрочные проекты осуществляются за 3–5 лет. Длительность осуществления долгосрочных проектов 10–15 лет;
2. по требованиям к качеству и способам его обеспечения — бездефектный, модульный, стандартный. Бездефектные проекты направлены на повышение качества продукции или услуг; модульные — на обеспечение качества по какому-либо определенному направлению;
2. по уровню участников — международный, отечественный, государственный, территориальный, местный;
3. по характеру проектируемых изменений проекты делятся на инновационные и поддерживающие (реанимационные, реставрационные). Задача инновационных проектов — внедрение принципиально новых разработок. Основная цель поддерживающих проектов — сохранить status quo. Поддерживающие проекты, в свою очередь, можно разделить на антикризисный, чрезвычайный, проект реформирования, проект реструктуризации;
2. по сферам и направлениям деятельности — строительный, инжениринговый, финансовый, исследовательский (маркетинговый), технический, технико-экономический, консалтинговый, научно-технический, экологический, социальный, политический и т. д.;
10. по затрачиваемым ресурсам и получаемой прибыли — коммерческий (получение прибыли), социальный (достижение социальных целей). По признаку преобладающей направленности социальные проекты могут быть: информационно-просветительскими, обучающими, реабилитационными (психологическая, социально-психологическая, трудовая реабилитация), физкультурно-оздоровительными, художественно-творческими, культурными;
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТОВ (РАБОТ)
Пояснительная записка
Пояснительная записка должна содержать следующие структурные элементы:
— этикетку (на обложке);
— задание на курсовой, дипломный проект (работу);
— заключение (выводы и рекомендации);
— библиографический список или список использованных источников;
— приложения (при необходимости).
Наименования структурных элементов проекта (работы) «Содержание», «Определения», «Обозначения и сокращения», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников (библиографический список)», «Приложение» служат заголовками структурных элементов проекта (работы). Заголовки структурных элементов следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая. Переносы в словах заголовков не допускаются.
В основную часть входят разделы, выполненные в соответствии с заданием проекта (работы). Количество разделов определяется кафедрой, по которой выполняется проект (работа).
Изменение структуры пояснительной записки курсового, дипломного проекта (работы) устанавливается руководством университета.
1.2 Листы графических документов
Содержание листов графических, технологических, архитектурно-строительных и геологических документов курсовых, дипломных проектов (работ) устанавливается и конкретизируется руководителем проекта (работы) по согласованию с консультантами разделов.
При выполнении чертежей, эскизов, схем должны быть соблюдены требования, установленные национальными стандартами РФ.
Правила выполнения листов графических документов курсовых, дипломных проектов (работ) описаны в [2, 3, 4, 5].
Требования к содержанию структурных элементов
1.3.1 Этикетка. На рисунках А1 и А2 (приложение А) приведены примеры оформления этикеток на обложку дипломных и курсовых проектов (работ).
1.3.2 Титульный лист. Титульный лист является первой страницей работы, номер на нем не проставляется.
Образцы титульных листов входят в Положение об итоговой аттестации выпускников УГТУ, утвержденное ученым советом [27].
В число основных эстетических требований к оформлению титульного листа входит выбор и соподчиненность размеров шрифта для написания реквизитов (не более четырех), симметричное расположение текста относительно левого и правого полей листа.
Все слова на титульном листе должны быть написаны полностью, без сокращений, за исключением сокращенного названия вуза (аббревиатуры), которое размещают в скобках после полного наименования.
1.3.3 Задание. Разработка и утверждение задания регламентирует важные вопросы выполнения работы: порядок выполнения данной работы, цель работы и требования к содержанию, структуре и оформлению работы:
— порядок выполнения и представления работы (даты приемки, защиты);
— необходимые разделы и графические материалы;
— необходимые технико-экономические обоснования;
— сроки выполнения работы;
Вместе с заданием в качестве его первого пункта утверждается тема работы.
Задание на выполнение проекта (работы) находится в папке текстовых документов после титульного листа и включается в нумерацию работы, но номер на нем не проставляется.
1.3.4 Содержание. Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, библиографический список (список использованных источников) и наименование приложений с указанием страниц, с которых начинаются эти элементы пояснительной записки.
1.3.5 Введение. Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой проблемы, основание и исходные данные для разработки темы работы.
Во введение должны быть показана актуальность и новизна темы.
Введение не должно содержать требований, текст введения не делится на структурные элементы (пункты, подпункты и т.п.).
1.3.6 Основная часть. В основной части работы приводятся данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной работы.
Содержание разделов основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти разделы показывают умение студента сжато, логично и аргументировано излагать материал.
1.3.7 Заключение. Заключение должно содержать:
— краткие выводы по результатам выполненной работы;
— оценку полноты решений поставленных задач;
— оценку технико-экономических показателей.
Выводы должны содержать все то новое, что удалось выявить, изучить или описать в ходе работы.
1.3.8 Библиографический список (список использованных источников). Библиографический список содержит сведения об источниках литературы использованных при оформлении работы, приведенные по определенным правилам, оформление по ГОСТ 7.1-2003 [7].
Порядок выполнения библиографического списка по [8].
1.3.9 Приложение. Материал, дополняющий основную часть работы, оформляют в виде приложений. В приложениях целесообразно приводить графический материал большого объема или формата, методы расчетов, описания приборов, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ПК.
По статусу приложения могут быть обязательными, рекомендуемыми или справочными.
В тексте работы должны быть ссылки на все приложения.
1.3.10 Объем пояснительной записки. Объем пояснительной записки должен быть в пределах 100 страниц рукописного или 70–90 страниц печатного текста. Примерное соотношение между отдельными частями пояснительной записки следующее: содержание – до 2 страниц, введение – не более 5 страниц, заключение – не более 5 страниц, библиографический список – не более 4 страниц. Большую часть пояснительной записки занимает основная часть, следует избегать больших диспропорций между разделами.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТОВЫМ ДОКУМЕНТАМ
2.1 Регламентация требований к оформлению пояснительных
записок
Отсутствие единых государственных стандартов на оформление пояснительных записок в известном смысле затрудняет установление, изучение и выполнение указанных требований. Существующие стандарты только в той или иной степени отражают отдельные вопросы, связанные с требованиями к оформлению пояснительных записок.
Основные стандарты, устанавливающие общие требования к оформлению пояснительных записок:
— ГОСТ 7.32-2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД). Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления [9].
— ГОСТ 2.105-95. Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам [10].
— ГОСТ 7.9-95. СИБИД. Реферат и аннотация [6].
— ОСТ 29.115-88.Оригиналы авторские и текстовые издательские [11].
В этой ситуации целесообразно при выполнении письменных работ руководствоваться:
— требованиями национальных стандартов к оформлению документации в смежных областях (см. выше);
— внутренними требованиями к оформлению документации, действующими в университете (колледже);
— методическими рекомендациями, определяющими порядок оформления пояснительных записок по данной дисциплине;
— указаниями руководителя (консультанта), непосредственно курирующего выполнение данной работы.
В наилучшей степени общие требования к оформлению пояснительных записок отражают ГОСТ 7.32-2001, ГОСТ 2.105-95 [9, 10].
2.2 Общие правила оформления пояснительной записки
Изложение текста пояснительной записки рекомендуется выполнять по требованиям ГОСТ 7.32, ГОСТ 2.105 [9, 10].
Страницы текста и включенные в пояснительную записку иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 по ОСТ 9327 [12]. Допускается применение формата А3 при наличии большого количества таблиц и иллюстраций данного формата.
Текст пояснительной записки следует печатать, соблюдая следующие рекомендации:
— поля: верхнее – не менее 20 мм, нижнее – не менее 20 мм, левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм;
— колонтитулы – 1,25 см;
— абзацный отступ – 1,25 см;
Допускается написание пояснительной записки чертежным шрифтом по ГОСТ 2.304 [13].
Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах и т.д., применяя шрифты разной гарнитуры.
Вне зависимости от способа выполнения пояснительной записки качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц, распечаток с ПЭВМ должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения.
При выполнении пояснительной записки необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему тексту. В пояснительной записке должны быть четкие, нерасплывшиеся линии, буквы, цифры и знаки.
Повреждения листов пояснительной записки, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графики) не допускаются.
Страницы текста пояснительной записки следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту.
Нумерация страниц проставляется по решению кафедры: справа по нижнему полю листа – по ГОСТ 2.105 [10] или по центру нижнего поля листа – по ГОСТ 7.32 [9].
Титульный лист, задание и листы согласования с консультантами включают в общую нумерацию страниц пояснительной записки, номер страницы на них не проставляют.
Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц работы.
Для текстовых конструкторских разделов основной части проекта (работы) для первых листов используется форма 2 ГОСТ 2.104 [15] основной надписи и дополнительных граф к ней (рисунок А3, приложение А). Для последующих текстовых листов конструкторских разделов проекта (работы) применяется форма 2а ГОСТ 2.104 [15] основной надписи (рисунок А4, приложение А). По решению кафедры дополнительные и боковые графы могут не использоваться.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
3.1 Оформление структурных элементов пояснительной записки
(ПЗ)
Наименования структурных элементов пояснительной записки «СОДЕРЖАНИЕ», «ОПРЕДЕЛЕНИЯ», «ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ (БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК)», «ПРИЛОЖЕНИЕ» служат заголовками структурных элементов работы. Заголовки структурных элементов следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая. Переносы в словах заголовков не допускаются.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.