Что не относится к элементам механизма государства
Тема 4. Политическая система современного общества. Государство
Цель раскрыть сущность и структуру политической системы общества.
Оглавление
Понятие политической системы
Политическая власть затрагивает интересы огромных масс людей и выражается в руководстве обществом со стороны социальных групп, занимающих господствующие позиции в экономической жизни. Это руководство проявляет себя в конечном счете как обязательное и осуществляется как при непосредственном участии социальных сил, так и через соответствующие институты, группы и их политических лидеров.
Через столкновение и согласование воли различных общественных сил принимаются решения, имеющие властный характер и способные оказать влияние на разные стороны жизни общества. Механизмом, отражающим многообразные интересы социальных групп и трансформирующим их в политические решения, является политическая система общества.
Со времени возникновения классов развитие общества приобрело политический характер, а управление им стало осуществляться с помощью соответствующей политической системы.
Процесс управления опирается на взаимодействие между членами больших социальных групп и правящей группой (центром принятия политических решений). Для обеспечения непрерывности, связанности и иерархической координации этих воздействий возникают организации, рассматриваемые их создателями в качестве средства эффективного осуществления поставленных целей.
Организации (формальные и неформальные) создаются как господствующим классом (группой), так и группами, ему противостоящими.
Организации различным образом взаимосвязаны, между ними устанавливаются взаимоотношения. В результате возникает сложный социальный механизм — политическая система общества.
Сущность и структура политической системы
Существуют две основные концепции политической системы.
Общим для них является то, что политическая система рассматривается как определенная структура, элементы которой взаимосвязаны.
В отечественной и зарубежной литературе как правило указывается на четыре главные группы элементов.
В зависимости от субъектного состава политические отношения можно разделить на три группы:
Особенно велика значимость политической идеологии, которая занимает в политическом сознании ведущее место и служит определяющим фактором изменения и развития сферы политической психологии.
Состояние политического сознания, его направленность, степень зрелости и динамика выражаются в общественном мнении.
Для функционирования политической системы исключительно большое значение имеет характер доминирующей в обществе политической культуры, которая является качественной характеристикой всей политической жизни, политических отношений.
Через политические принципы и нормы получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои. В свою очередь, при помощи этих принципов и норм политико-властные структуры доводят до сведения общества, социальных групп, отдельных индивидов свои цели, обоснование принимаемых политических решений и определяют модель поведения, которой будут руководствоваться все участники политической жизни.
Политическая организация
Рассмотрим подсистему политических институтов, т. е. политическую организацию общества, связанную с функционированием политической власти. Учитывая степень их вовлеченности в политическую жизнь, реализацию власти, можно выделить три вида организаций: собственно политические; несобственно политические; неполитические.
Собственно политические организации прямо и непосредственно осуществляют политическую власть в полном объеме либо, по крайней мере, к этому стремятся. Осуществление власти или борьба за власть — это главное в их деятельности. Собственно политическими организациями являются государство и политические партии.
Несобственно политическими являются организации, деятельность которых связана с осуществлением политической власти, но это лишь один из аспектов их функционирования. Примером этого являются профессиональные союзы. В нашем обществе к несобственно политическим организациям относятся также молодежные организации, кооперация, народные и национальные движения, фронты и т. д.
Отдельную группу составляют организации неполитические. В силу специфики своих функций они, по сути не участвуют в осуществлении политической власти. Примером таких организаций в наших условиях являются добровольные спортивные общества, различные творческие союзы и т. д. Следует заметить, что существует другой подход, когда политические организации общества разделяют на собственно политические и несобственно политические организации. Последние относятся к политической организации теми аспектами своей деятельности, которые прямо связаны с участием в осуществлении политической власти.
Таким образом, политическая организация включает в себя:
а) государство (основной институт политической системы);
б) политические партии;
в) массовые общественные движения, организации и инициативы граждан.
Важнейшим элементом политической организации общества является государство. Оно, будучи опорой существующей общественной системы, концентрирует в себе основную полноту власти, оказывает значительное воздействие на деятельность других элементов политической организации, выражает политическую природу строя. Роль государства проявляется в следующем:
а) государство обладает монопольным правом в рамках определенной территории на осуществление от имени всего общества или какой-то его части внутренней или внешней политики, издание законов, нормативных актов, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов;
б) государство характеризуется как всеобъемлющая, универсальная политическая организация классового общества, как политическая оболочка последнего, как устройство общества;
в) государство обусловлено также характером производственных отношений и способом производства в целом. Оно является надстройкой над экономическим базисом, поэтому в своем функционировании выполняет волю тех классов, которые доминируют в материальном производстве.
Значительную роль в жизни современного общества играют политические партии. Это атрибут любой развитой политической системы. Они являются выразителями интересов и целей определенных классов и социальных групп, принимают активное участие в функционировании политической власти либо оказывают на нее опосредованное влияние. Характерным для деятельности партий является их стремление сплотить различные слои вокруг своих идеалов и программ, оказать влияние на население, на формирование его политического сознания.
Без сомнения, одним из главных назначений политической партии является достижение политической власти (и прежде всего государственной), овладение аппаратом власти с тем, чтобы реализовать представляемые партией социальные интересы. Политическая партия, особенно если она становится правящей, участвует в разработке политического курса страны и его осуществлении, оказывает влияние на выдвижение лидеров государства и формирование состава правительственных учреждений. Партии являются основными поставщиками кадров для законодательных, исполнительных и судебных органов.
Партии, действующие в современном мире, весьма разнообразны, нередко противоположны по своей социальной сущности и функциям, идеалам и программным установкам, внутреннему строению и месту в политической системе. Особенно злободневным в настоящее время является вопрос о соотношении одно- и многопартийности.
Следует отметить, что вопрос этот должен разрешаться не на основе абстрактных принципов. И тем не менее, формирование одно- или многопартийной системы зависит от целого ряда факторов конкретно-исторического характера: расстановки и соотношения социальных сил, удовлетворенности или неудовлетворенности общественности деятельностью уже имеющихся партий, степени готовности общественных групп создавать свои политические партии, достигнутого обществом уровеня политической свободы, доминирующей в обществе политической культуры, наличия или отсутствия демократических традиций и т. д.
В настоящее время в нашем обществе проявляется тенденция к многопартийности. Сама реализация этой тенденции стала возможной в результате демократизации общества, перехода от командно-административной системы к плюралистической политической системе.
Существенным элементом политической организации общества являются общественные организации и объединения. К ним можно отнести добровольные формирования, возникшие в результате свободного и сознательного волеизъявления граждан, решивших объединиться на основе общности интересов. Это — профессиональные союзы; народные и национальные фронты и объединения; женские, ветеранские и молодежные организации; различные творческие союзы, ассоциации и целый ряд других объединений.
Общественные организации и объединения принимают участие в формировании органов государственной власти, осуществляют законодательную инициативу, участвуют в выработке решений государственной власти и управления, представляют и защищают законные интересы своих членов в государственных и общественных органах. В настоящее время повышается роль общественных организаций и объединений в жизни общества. Это полностью относится к жизни нашего общества. Активность, инициатива, самостоятельность в решении вопросов, входящих в их компетенцию, — таково существо требований, которые предъявляются сегодня к деятельности общественных организаций и объединений. Их сила в творческой, самодеятельной природе, опоре на массы.
Политическая организация общества представляет собой одну из подсистем общества наряду с экономической и духовной, выделяемых по принципу сферы жизнедеятельности социальных групп. Что же отличает политическую организацию общества от других его систем и организаций?
Это значит, что она осуществляет верховную власть в обществе, что ее решения обязательны для всего общества и каждой его подсистемы.
Располагая верховной властью в обществе, политическая организация, тем не менее, представляет собой надстройку, предопределяемую экономическим базисом и социальной структурой общества.
Названные особенности могут быть отнесены к политической организации различных типов. Они наполняются конкретным социальным содержанием в каждой социально-экономической формации, на каждом этапе ее развития.
Итак, политическая система общества — это сложный комплекс политических отношений, политического сознания, политических и правовых норм, государственных институтов, политических партий, общественных организаций, в рамках которого происходит политическая жизнь общества и осуществляются государственная власть и управление.
Типология политических систем
Современные политические системы различаются по устройству основных институтов политической власти и политическому режиму.
Президентская форма правления, когда правительство возглавляет непосредственно президент республики (при этом в большинстве случаев пост премьер-министра отсутствует), существует в США, во многих странах Латинской Америки, Африки, в ряде государств Азии.
Из президентов европейских стран обязанности главы правительства по конституции исполняет только президент Швейцарской Конфедерации:
Политическая система современной России также принадлежит к данному типу. Главой государства и исполнительной власти является Президент, который избирается всенародным голосованием и обладает обширными полномочиями, закрепленными Конституцией. Вместе с тем Президент может назначить Председателя Правительства только после утверждения кандидатуры Государственной думой. Назначение Генерального прокурора происходит также только после утверждения кандидатуры, предложенной Президентом, Советом Федерации. Есть и другие особенности разграничения полномочий.
Под политическим режимом понимают систему методов осуществления политической власти.
Политический режим — это совокупность приемов и методов властвования, фактическое состояние конкретных политических отношений, прав и свобод граждан, степень их политической активности, состояние законности.
При определении политического режима принимают во внимание следующее:
Ряд данных определяют политический режим как органическое единство:
Режим при этом определяется тремя основами:
В современных условиях можно выделить основные политические режимы:
Сущность политической системы проявляется и в ее функциях.
Функции политической системы
Основные функции современных политических систем принято разделять на внутренние и внешние. В обобщенном плане они заключаются в следующем.
Общие особенности функционирования политических систем:
а) адаптация системы к изменившимся условиям (самовоспроизводство, самообновление, самонастраиваемость);
б) конечным элементом представления об обществе как о множестве систем является человек. Именно он должен стоять в центре внимания политики, т. к. от человека зависит функционирование всей системы в целом;
в) любая система характеризуется определенной целостностью своих весьма противоречивых элементов. Общество, рассматриваемое как система, представляет собой сложное движущееся множество самых разных, противоречивых и даже исключающих друг друга, процессов и структур, но для каждого из них есть свое место, все они оказываются необходимыми для функционирования системы и обеспечения ее равновесия и устойчивости.
Для полного, всестороннего познания политической системы необходимо глубокое изучение каждого из ее элементов, их взаимосвязи и взаимодействия.
Политическая система является сложной, многогранной подсистемой общества. Ее оптимальное функционирование имеет важное значение для жизнедеятельности и нормального развития как общества в целом, так и составляющих его социальных групп и индивидов.
Понятие государства
Государство является основным институтом политической системы современного общества. Проблема государства имеет много различных граней и аспектов. Так, с точки зрения философо-социологического анализа государство рассматривается как надстройка над экономическим базисом. Юридический аспект анализа касается проблемы устройства государства как общественного института, его функционирования, правового регулирования общественной жизни через различные отрасли права. Политико-экономический аспект в отличие от первых двух дает возможность подойти к анализу государственного развития, к государству в целом как к орудию регулирования экономических процессов.
Политологический же аспект анализа выражается в подходе к государству как явлению политической жизни общества, который регулирует взаимоотношения между классами, социальными группами и слоями, а также между различными государствами. Все эти аспекты анализа органически связаны между собой, т. к. речь идет об одном и том же явлении, т. е. о познании сущности процессов, происходящих в жизни общества.
Государство можно понимать трояко:
Сущность государства
Государство — явление историческое. В философской и политологической литературе существуют различные теории возникновения и развития государства как социального организма. Так, например, в рамках теологической теории государство и различные аспекты государственной власти объясняются волей сверхприродного существа или абсолютного разума, в том числе и космического происхождения.
Согласно патриархальной теории, творцом которой был английский мыслитель XVIII в. Р. Филмер, государство возникло в процессе механического соединения родов в племена, племен в более крупные общности, вплоть до государственных объединений. При этом на всех этапах развития государства сохраняется принцип патриархальной опекунской власти, характерной для первичных форм. Следовательно, согласно этой теории, государство — это развитая форма патриархального осуществления власти.
В XVII—XVIII вв., одновременно с развитием европейского абсолютизма, возникла теория «общественного договора». Наиболее известными её представителями стали Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк и др.
В данной теории государство является результатом своеобразного пакта, договора, заключеного между суверенными властителями и подданными. Причина договора понималась по-разному. Например, Т. Гоббс в своей работе «Левиафан» (человек-государство) считал, что государство- это естественное состояние человеческого общества.
Ж.-Ж. Руссо оценивал «естественное состояние» счастливой гармонией индивида с природой, которая может нарушаться действием различного рода случайных факторов, таких как стихийные бедствия, появления частной собственности и т. д. Такие факторы заставляют людей объединяться в коллективы, а затем и в государственные образования. Следствием этой необходимости, по мнению Руссо, и был «договор всех со всеми», провозгласивший народ коллективным обладателем политической власти.
В XIX в. широкое распространение получила теория «насилия».
Наиболее известными представителями этого направления стали Е. Дюринг и Л. Гумплович. Согласно этой теории, государство, в его первоначальной форме, возникло как орудие господства победителей над побежденными. Такая точка зрения довольно долго была широко распространена и в современных политологических построениях, посвященных развитию, функционированию и предназначению современных государств.
Диалектико-материалистическая политологическая теория происхождения и развития государства исходила из того, что в связи с разделением общества в силу объективных причин на классы государство становится неотъемлемой частью общественной жизни.
Основные признаки государства
Одним из признаков государства является наличие публичной власти, опирающейся на определенный механизм принуждения, правовые санкции, деятельность особого слоя лиц, профессией которых является государственная служба. Эта государственная власть не совпадает непосредственно с интересами населения, хотя она и декларирует себя носительницей таких интересов. Основными орудиями принуждения выступают: армия, полиция, милиция, суды, тюрьмы, аппарат слежки и тому подобные органы. Управленческие функции осуществляет само правительство, которое опирается на многочисленную армию чиновников.
Другим основным признаком является суверенность. Суверенность государства означает, что оно обладает всей полнотой политической власти по отношению к субъектам, действующим в пределах его границ. Естественно, что суверенность государства предполагает уважение этого принципа со стороны других государств.
Будучи формально-правовым принципом и политической директивой, суверенность не есть безусловная политическая норма с точки зрения реальных международных и внутригосударственных отношений.
Внеправовой, политический смысл суверенности государства — обеспечить обществу самостоятельное и независимое существование и развитие. В современных условиях объем суверенности государства является ограниченным, т. к. государство не может быть независимым, например, от военной или экологической опасности, от других государств мирового сообщества.
Следующим основным признаком государства является всеобщность. Государство включает в сферу своего воздействия всех людей, в том числе и граждан других государств, находящихся на его территории.
Привилегии и иммунитет, признаваемые за дипломатическими представителями и иными категориями иностранных граждан, не означают их освобождения от необходимости подчинения действующим в данном государстве законам. Более того, даже дипломатическая неприкосновенность не освобождает их от законопослушания. Наоборот, привилегии и иммунитет должны облегчать выполнение ими возложенных государственных обязанностей.
Государство действует в рамках установленных им же самим законов, и деятельность государственных органов всегда осуществляется со ссылкой на ее легитимность, тогда как все другие организации подчинены праву — праву выступать как «техника» деятельности государства и одновременно как создаваемый государством регулятор отношений социального общежития.
Отличительным признаком государства является территория, определяемая границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств, которые подтверждаются формально-договорной основой. Для удобства управления и эффективного выполнения властных функций территория государства всегда делится на административные единицы.
Таким образом, вышеперечисленные признаки позволяют не только отличить государство от других общественных организаций, но и видеть в нем необходимую форму существования и развития общества в современных условиях.
Государство — это организация политической власти экономически господствующего класса.
Оно возникает в результате процессов дифференциации общества на различные социальные группы. Связанное с ней усложнение общественной жизни требовало особого органа, который бы полномочно осуществлял регулирование и управление многообразными функциями общественного целого.
Однако в разросшемся обществе, в основе которого лежала теперь уже экономическая дифференциация, вполне естественным оказалось и расхождение интересов у разных групп людей. Но общество должно было функционировать как единое целое; следовательно необходим был орган, осуществляющий управление обществом, выработку способов и форм взаимоотношения между различными социальными группами, решение вопросов, связанных с войной и миром и т. д., т. е. осуществляющий реальную власть. Подобная власть концентрировалась в руках экономически господствующих классов и других социальных групп. Для осуществления власти требовались определенные органы — административно-чиновничий аппарат, законодательство, суды, армия и т. д., в совокупности представляющие собой государство.
Правящий класс выступает от имени всего общества, поэтому его политическая организация (государство) есть и форма организации общества в целом. Следовательно, деятельность государства включает выполнение общих дел и специфические функции, вытекающие из противоречивости и разнообразия интересов различных классов и социальных групп.
В такой ситуации классовый характер современных государств можно свести к следующим основным элементам:
а) государство защищает основной интерес экономически господствующего класса;
б) государство координирует реализацию классовых и групповых интересов в обществе, исходя из долговременных политических и экономических интересов экономически господствующего класса.
Государство является основным элементом политической системы общества, концентрируя в себе большую совокупность свойств и средств, необходимых для осуществления политической власти.
Оно обладает монополией на принуждение всего населения в рамках определенной территории, правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов.
Атрибуты государства не являются раз и навсегда данными, неизменными, одинаковыми для времен и периодов. В истории общества существовали и продолжают существовать различные типы государства и разные его формы, выражающие социальную направленность всего его механизма как орудия господства того или иного класса, тех или иных общественных сил.
Тип государства определяется типом господствующих в обществе производственных отношений. Истории известны следующие типы государств: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое, а теперь можно говорить и о переходных типах.
Формы государства
Форма государства — это внутренняя организация государственной власти. Она детерминирована конкретно-историческими условиями развития политических отношений в той или иной стране; расстановкой классовых и социальных сил; национальными и иными традициями. Один и тот же тип государства может иметь разные формы и, наоборот, одна и та же форма может быть присуща разным типам государства. Критериями для определения формы государства являются:
а) форма правления или отношения между центральными органами государственного аппарата;
б) политический режим, представляющий собой совокупность средств и методов осуществления государственной власти (например, авторитарный, тоталитарный, демократический, фашистский и т. д.);
в) структура государства, характеризующаяся соотношением сфер компетенции между центральной властью и территориальными органами государственной власти (унитарное государство, федеративное, конфедеративное).
Известны следующие формы государства:
Кроме того, в современных условиях существуют такие формы государства как конституционная монархия, парламентская республика, президентская республика и др. Каждое государство создает определенную систему механизмов, обеспечивающих поддержание соответствующих политических взаимоотношений, воздействий правящих классов на народные массы, тот или иной стиль деятельности всей иерархической государственной структуры.
Функции государства
Все виды активности государства классифицируются как функции.
Любое конкретное государство всегда выполняет две группы функций: внутренние и внешние. Они тесно взаимосвязаны между собой и охватывают все сферы жизнедеятельности общества: экономическую, социальную, политическую, духовную и международную.
К внутренним функциям современного государства относятся:
а) хозяйственно-экономическая функция. Выполняя эту функцию, государство выступает как предприниматель, оно планирует и осуществляет (координирует) экономические процессы;
б) функция социальной защиты граждан. Государство организует и обеспечивает социальную опеку, общественные компенсации, охрану здоровья и восстановление трудоспособности граждан. При этом уровень социальной защищенности граждан того или иного государства зависит от многих факторов;
в) культурно-воспитательная функция. Государство проявляет определенную заботу о развитии культуры, науки, образования. Уровень этой заботы также зависит от сущности конкретного государства, его особенностей;
г) функция защиты прав и свобод граждан. Государство дает определенные гарантии всем членам общества, права, свободы и обеспечивает политический плюрализм, демократию и защиту людей. Естественно, что все это могут гарантировать только демократические государства, а не тоталитарные. Все вышеперечисленные внутренние функции государства проявляются в динамике, во взаимодействии и взаимообусловленности. Все они имеют генетическую связь с внешними функциями.
Внешние функции государства можно классифицировать, исходя из характера политических интересов, проявляющихся в структуре международной деятельности государства. В самой структуре международных отношений можно выделить три важнейших вида государственных интересов: обеспечение суверенитета и территориальной целостности; сотрудничество с различными государствами и их коалициями; сосуществование государств и их совместная деятельность по решению глобальных проблем. Естественно, что этим трем видам государственных интересов соответствуют и три вида внешних функций:
а) обеспечение национальной безопасности, защита отечества от внешних врагов;
б) развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами, сотрудничество в экономической, политической, духовной и военной сферах;
в) обеспечение мирного сосуществования между народами и государствами, совместное решение глобальных проблем современности.
Для реализации как внутренних, так и внешних функций государство располагает определенной организационной структурой. В современном государстве выделяют следующие органы государственной власти:
Функции государства не являются раз и навсегда данными. Они динамичны, подвержены изменениям в силу различных, как объективных, так и субъективных, факторов. Таким образом, государство является самым важным и сложным типом общественной организации. Его сущность, тип и функции определяются экономическим базисом общества и существующей в нем социально-классовой структурой.
Функции государства реализуются с помощью соответствующих государственных органов. В современных государствах различают шесть элементов организационной структуры государственного аппарата:
Существуют две основные, альтернативные по отношению друг к другу, доктрины организации государственного аппарата:
а) доктрина тройственного разделения властей, согласно которой законодательная, исполнительная и судебная власти должны взаимно дополнять, сдерживать и контролировать друг друга;
б) доктрина единства власти, согласно которой мандат на осуществление тех или иных государственных функций дает представительская власть, т. е., строго говоря, исполнительные и судебные органы действуют лишь от «лица» власти, не являясь ее субъектами.
Истории человечества известны различные типы государств. В настоящее время в теоретическом и политико-практическом отношениях особое место принадлежит правовому государству.
Правовое государство как рациональная политико-юридическая форма социальной жизни принадлежит к фундаментальным общечеловеческим ценностям, таким как права человека, демократия и др.
Таким образом, среди элементов политической системы общества государство занимает ведущее место. Это обусловлено той ролью, которую оно играет в жизни общества.
Политическая система общества отражает многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают определенное давление на политическую власть. В случае соответствующего признания эти интересы реализуются при помощи политико-управленческих структур через политические процессы и принятие определенных политических решений.
Несущим каркасом в политической организации общества, с помощью которого реализуется соответствующий интерес людей, является ее структура. Именно в ней отражены все принципы институтского построения власти. В политической организации общества проходит нерв социально-экономической, политической и духовной жизни общества.
Важнейшей проблемой политологии являются исследование вопроса и выработка практических рекомендаций, касающихся обеспечения динамической деятельности, политических систем как в спокойных условиях, так и в условиях глубоких преобразований и реформ.
Политическая система относится к классу открытых систем: она испытывает различные воздействия не только внутренних, но и внешних факторов.
Политическая система отличается некоторыми особенностями любой живой системы. В случае угрозы сильного воздействия политическая система может проявить способность к сопротивлению, часто независимо от того, положительное это вохдейсвие или негативное.
Разные системы обладают разными механизмами сопротивления внешнему воздействию. Внутренние кризисы, противоречивость процессов присущи политическим системам, они служат критериями, свидетельствующими о необходимости соответствующих корректировок политики либо системы.
Политическая наука, разрабатывая теорию политических систем, не может не интересоваться проблемами разработки общей теории жизненных процессов в политике. Общая теория систем стремится интегрировать итоги изучения биологических, физических, психологических, социальных систем, а также теории кибернетики, физики, математики, информации и контроля, моделирования.