Что не относится к человеческому капиталу интеллект духовное развитие деньги здоровье

Человеческий капитал

Что не относится к человеческому капиталу интеллект духовное развитие деньги здоровье. Смотреть фото Что не относится к человеческому капиталу интеллект духовное развитие деньги здоровье. Смотреть картинку Что не относится к человеческому капиталу интеллект духовное развитие деньги здоровье. Картинка про Что не относится к человеческому капиталу интеллект духовное развитие деньги здоровье. Фото Что не относится к человеческому капиталу интеллект духовное развитие деньги здоровье

Именно человеческий капитал (ЧК) влияет на производительность труда, а следовательно, и на рост самого бизнеса, поэтому развитию ЧК так важно уделять должное внимание. В статье рассматриваем, что собой представляет категория, как она классифицируется и как изменяется.

Понятие и структура ЧК

Что не относится к человеческому капиталу интеллект духовное развитие деньги здоровье. Смотреть фото Что не относится к человеческому капиталу интеллект духовное развитие деньги здоровье. Смотреть картинку Что не относится к человеческому капиталу интеллект духовное развитие деньги здоровье. Картинка про Что не относится к человеческому капиталу интеллект духовное развитие деньги здоровье. Фото Что не относится к человеческому капиталу интеллект духовное развитие деньги здоровье

Сейчас о об этом капитале много говорят не просто так. Для большинства уже очевидно, что знания, профессионализм сотрудников, творческий потенциал влияют на продуктивность их работы и, соответственно, на прибыльность предприятий, где они задействованы. Если смотреть шире, то влияет ЧК и на благосостояние всей страны, поэтому его развитию в общем, а также развитию здравоохранения, образования в частности, уделяется так много внимания.

Надо сказать, что человеческий капитал — это сложная категория, которая исследуется не одно десятилетие.

Отсюда следует, что вложения в развитие такого капитала — это инвестиции, которые позволяют сохранить и приумножить эти способности.

Структура

Есть разные подходы к структуре человеческого капитала. Так, чаще всего в нём выделяют следующие базовые фонды (активы):

Могут выделяться и другие фонды: капитал конкурентоспособности, мобильности, творческий капитал и т. д.

Более того, эти фонды могут разрабатываться на разных уровнях: микро- (индивид, семья), мезо- (регион, корпорация), макро- (страна).

Также важно отметить составляющие человеческого капитала, а именно: ментальность народа, к которому принадлежит человек, качество образования, здоровье, конкуренция и пр.

Классификация человеческого капитала

Именно для развития национального капитала осуществляются инвестиции в образование, здравоохранение, культуру, науку и т. д.

Теория человеческого капитала

Идею важности труда и способностей человека выдвигали ещё Адам Смит, Давид Рикардо. Они писали, что способности человека, его образование влияют и на производительность рабочего, и на экономический рост страны. Карл Маркс развил эти идеи, настаивая на важности вложений в формирование рабочей силы (по сути, он считал человека основным капиталом). Были и другие экономисты, которые разделяли эти взгляды, правда, называли капиталом не человека, а его способности, умения, знания.

В то же время основоположниками теории человеческого капитала называют американских экономистов Теодора Шульца и Гэри Беккера.

Также надо сказать, что Беккер выделял три базовые формы ЧК, а именно: общие знания, специальные (формируются в труде) и другие (это умение искать более перспективное место работы).

Огромный вклад в развитие человеческого капитала внесли также: Лестер Туроу, Джейкоб Минсер, Ростислав Капелюшников, Сергей Дятлов и др.

Стадии воспроизводства человеческого капитала

Применение такого подхода к управлению человеческим капиталом позволяет ускорять инновационные процессы и способствовать развитию предприятия.

Концепция человеческого капитала

Считается, что концепция ЧК сформировалась в 60 гг. ХХ века. Понятие «человеческий капитал» в экономике описывается как ресурс, способность человека приносить доход в результате вложений в него на образование и развитие навыков, необходимых для работы. Такое отношение к человеку формировалось ещё в рабовладельческом строе, когда люди работали за еду и ночлег, обеспечивая своим трудом прибавочную стоимость.

Позже времена изменились, но, по сути, человек продолжил продавать свои знания, навыки и свой труд. В конце ХIХ и в начале ХХ веков экономисты и дальше развивали эту мысль в своих работах, считая знания и квалификацию работников их капиталом.

Надо отметить и концептуальные положения теории ЧК, сформированные Т. Шульцом, а именно:

Что включает

ЧК включает индивидуальную и производственную деятельность, а именно:

То есть наблюдается кругооборот: человеческий капитал повышает эффективность производства, а оно, в свою очередь, снова вкладывает средства в развитие этого капитала.

Влияние ЧК на рост, экономическое развитие предприятий и масштабирование

Одно из утверждений, на которых основывается теория человеческого капитала, сводится к тому, что развитие ЧК ведёт к экономическому развитию и повышению благосостоянию общества. Влияет оно положительно и на развитие предприятия, на котором работает человек, поскольку от уровня способностей и умений этого человека зависит его производительность труда. Более того, развивая свои умения, он может повышать эффективность, ценность своей работы, а значит, и эффективность самого производства, и результаты предприятия.

Интересно, что некоторые экономисты даже отмечают, что есть такое понятие, как человеческий капитал предприятия. И он представляет собой сумму ЧК каждой категории сотрудников. Иными словами, есть:

То есть общий ЧК в компании зависит от капитала каждого человека. И это ещё одно свидетельство того, что важно ответственно подходить к выбору сотрудников, а также к их развитию, тем более что, как показывает практика, производительность компании зависит от самого слабого игрока. И понять, почему так происходит, несложно. Организация — это последовательность функций, за каждую из которых отвечает определённый человек или люди (отдел). Соответственно, если какая-то из функций не выполняется, работа идёт не по плану, что сказывается на объёмах производства, прибыли.

Чтобы распределить эти функции, необходимо внедрить оргсхему. Благодаря ей в будущем будет легче масштабировать бизнес, ведь все функции, должностные обязанности, инструкции у вас окажутся уже на руках.

Взаимосвязь развития ЧК и предприятия

Обратите внимание, что и человеческий капитал, и предприятие, когда растут, проходят одни и те же этапы:

Тенденции развития ЧК в современных условиях

На уровне государства последние несколько лет отмечается увеличение расходов на образование. Правда, эксперты отмечают, что важно также менять подход к нему. То есть повышать цифровую грамотность учащихся, развивать их коммуникативные навыки, стимулировать их к непрерывному образованию.

Также поднимаются вопросы усовершенствования системы здравоохранения. Необходимо думать, как помогать людям преодолевать хронические заболевания, повышать качество жизни и т. д.

На уровне предприятий меняются подходы к кадровой политике. Внимательнее подбирается персонал, осуществляется его деловая оценка, стимулирование. Разрабатываются и совершенствуются системы повышения квалификации сотрудников.

Выводы

В статье мы рассмотрели, что такое человеческий капитал и из чего он складывается (а это интеллектуальный капитал, здоровье, профессиональные качества, культура). Развитие этих составляющих влияет как на производительность человека, так и на результаты предприятия, где он работает, а также качество жизни всего общества. Именно поэтому собственнику бизнеса так важно уделять достаточно внимания работе с людьми на всех этапах взаимодействия с ними (отбор и подбор персонала, повышение квалификации, повышение мотивации). По сути, это инвестиции (вкладывается время, деньги, усилия), которые при правильном подходе окупятся с лихвой.

Источник

Человеческий капитал

Опубликовано 23.06.2021 · Обновлено 23.06.2021

Что такое Человеческий капитал?

Человеческий капитал – это нематериальный актив или качество, не указанные в балансе компании. Его можно классифицировать как экономическую ценность опыта и навыков работника. Это включает в себя такие активы, как образование, обучение, интеллект, навыки, здоровье и другие вещи, которые работодатели ценят, такие как лояльность и пунктуальность.

Концепция человеческого капитала признает, что не весь труд равен. Но работодатели могут улучшить качество этого капитала, инвестируя в сотрудников – образование, опыт и способности сотрудников имеют экономическую ценность для работодателей и для экономики в целом.

Человеческий капитал важен, потому что считается, что он увеличивает производительность и, следовательно, прибыльность. Таким образом, чем больше компания инвестирует в своих сотрудников (то есть в их образование и обучение), тем более продуктивной и прибыльной она может быть.

Понимание человеческого капитала

Часто говорят, что организация хороша ровно настолько, насколько хороши ее люди. Директора, сотрудники и руководители, составляющие человеческий капитал организации, имеют решающее значение для ее успеха.

Расчет человеческого капитала

Поскольку человеческий капитал основан на инвестировании навыков и знаний сотрудников через образование, эти вложения в человеческий капитал можно легко подсчитать. Менеджеры по персоналу могут рассчитать общую прибыль до и после любых инвестиций. Любую рентабельность инвестиций в человеческий капитал можно рассчитать путем деления общей прибыли компании на ее общие инвестиции в человеческий капитал.

Ключевые моменты

Особые соображения

Человеческий капитал и экономический рост

Некоторые правительства признают, что эта связь между человеческим капиталом и экономикой существует, и поэтому они предоставляют высшее образование за небольшую плату или бесплатно. Люди, которые участвуют в рабочей силе и имеют высшее образование, часто будут иметь большую зарплату, а это означает, что они смогут больше тратить.

Обесценивается ли человеческий капитал?

Рассмотрим сотрудника, обладающего специальными навыками. Если он переживет длительный период безработицы, он, возможно, не сможет сохранить этот уровень специализации. Это потому, что его навыки могут перестать быть востребованными, когда он, наконец, вернется на работу.

Точно так же человеческий капитал кого-то может обесцениться, если он не может или не хочет внедрять новые технологии или методы. И наоборот, человеческий капитал того, кто их усыновит, будет.

Краткая история человеческого капитала

Идея человеческого капитала восходит к 18 веку. Адам Смит упомянул эту концепцию в своей книге «Исследование природы и причин богатства народов», в которой он исследовал богатство, знания, обучение, таланты и опыт нации. Адамс предполагает, что улучшение человеческого капитала посредством обучения и образования ведет к более прибыльному предприятию, что увеличивает коллективное богатство общества. По словам Смита, это победа для всех.

Шульц считал, что человеческий капитал, как и любая другая форма капитала, предназначен для повышения качества и уровня производства. Это потребует вложений в образование, обучение и получение дополнительных льгот для сотрудников организации.

Но не все экономисты согласны. По словам экономиста из Гарварда Ричарда Фримена, человеческий капитал был сигналом таланта и способностей. По его словам, для того, чтобы бизнес стал действительно продуктивным, необходимо обучать и мотивировать своих сотрудников, а также инвестировать в капитальное оборудование. Он пришел к выводу, что человеческий капитал не является производственным фактором.

Критика теорий человеческого капитала

Теория человеческого капитала вызвала много критики со стороны многих людей, работающих в сфере образования и обучения. В 1960-х годах теория подвергалась нападкам прежде всего потому, что она узаконивала буржуазный индивидуализм, который считался эгоистичным и эксплуататорским. К буржуазному классу относились представители среднего класса, которые, как считалось, эксплуатировали представителей рабочего класса.

Также считалось, что теория человеческого капитала обвиняет людей в любых дефектах, которые происходят в системе, и в превращении рабочих в капиталистов.

Источник

Человеческий капитал — что это такое

Общество — это люди, а люди представляют собой социальные слои. Главным образом, ценность каждого социального слоя определяется наличием в нём доли человеческого капитала.

1. Что означает человеческий капитал

Его уровень в каждом социальном слое зависит от соотношения концентрации в нем людей, обладающих способностями выше, чем у других.

Само по себе понятие «капитал» означает дословно – «главное имущество». Это совокупность активов, которыми располагает человек.

Если объединить понятие «капитал» со значением слова «человек» – то можно уверенно сказать, что речь идет о ценности личных и профессиональных качеств.

В данном случае, под такими активами подразумеваются:

Это нематериальные активы. Это уровень образования и образованности человека.

Предназначение любого капитала – создание прибыли, богатства. Не является исключением и человеческий капитал. Он тесно связан с общей производительностью труда на конкретном предприятии, в компании, в конкретном обществе, городе, регионе, стране.

На английском языке «человеческий капитал» пишется как «human capital».

Впервые это словосочетание произнес Джейкоб Минсер в 1956 г, а затем воспользовался этим определением Теодор Шульц в 1961 г. Тогда впервые было зафиксировано неравенство итоговых доходов при общих исходных данных о труде и инструментах.

2. Составляющие человеческого капитала

Внутренние убеждения человека, а равно – его увлечения и желание развиваться обычно определяют социальные факторы:

Главной составляющей человеческого капитала служат накопленные к конкретному моменту времени опыт и знания.

По сути, человеческий капитал – это не что иное, как качества человека.

Отличие человеческого капитала одного социального слоя от другого состоит в сравнении конкурентоспособности уровня накопленных каждым из них интеллектуальных способностей.

3. Финансирование в человеческий капитал

Существуют различные способы вложений в человеческий капитал. Тот факт, что это приносит прибыль – обусловлено тем, что личные и деловые качества конкретного специалиста или группы рабочих способствуют созданию экономического благосостояния для всех сторон.

Инвестиции в человека обычно подразумевают повышение его трудоспособности. Например, это может быть спонсорство:

Чтобы установить размер инвестиций, следует определить исходный уровень – набор информации, которую в себе несёт конкретный человек на данный момент времени, и сопоставить её с желаемым конечным результатом.

4. Индекс человеческого капитала

Оценивается человеческий капитал с помощью индекса. При расчетах используется специальная методология. Учитываются:

Экономистами предложен метод оценки индекса по формуле. В нее входят такие показатели, как:

Учитывается динамика развития человека от года к году, смена мест его работы, должности, дополнительного образования, результаты деятельности, причины для повышения. Это определяет способность человека приносить доход.

Согласно расчётам, в России человеческий капитал на 2019 г. составляет 46% из 70% возможных в сравнении со странами Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР). При этом, доля людей с высшим образованием в России выше, чем в странах ОСЭР. Качество образования находится на одинаковом уровне.

5. Как управлять человеческим капиталом

Финансирование в потенциал человека даёт инвестору такую же прибыль, как и от вложения в любой другой проект.

Здесь также есть риски:

Человеческий капитал – это высшая форма управления:

В конечном итоге, качество управления отображается в экономических показателях.

Можно сказать, что качество и количество информации, которую несёт в себе человек, напрямую влияет на экономические показатели не только на предприятии, в компании, но и в городе, регионе или в стране. Имеющаяся у людей информация определяет рост этих показателей, что, соответственно, влияет на конкурентоспособность на мировом рынке.

Человеческий ресурс – это главная ценность страны. Например, в компании Билла Гейтса доля человеческого капитала составляет около 50%, что позволяет его бренду в своем сегменте быть лидером на мировом рынке программного обеспечения операционных систем.

Источник

А ты знаешь, что такое «человеческий капитал»?

На современном этапе экономика в развитых странах стала технотронной, что отображается в единстве «человек – компьютер – автоматизированные средства производства». Именно поэтому социально-экономическое развитие во второй половине прошлого века и в начале нынешнего характеризуется растущей ролью человеческого фактора. В таких условиях человек, являющийся является главной производительной силой, должен быть вооружен средствами производства и знаниями, то есть быть достаточно образованным. Информационное обеспечение является способом передачи известный и помогает человеку в осуществлении целесообразных трудовых действий, но не выполняет их вместо него. В настоящее время все большую ценность приобретает интеллектуальный труд, генерирующий знания. Именно поэтому в современной экономике человеческие ресурсы играют определяющую роль в достижении конкурентных преимуществ и обеспечении качественных параметров экономического роста.

Наращивание интеллектуальных преимуществ является залогом достижения успеха. В сформированных экономических условиях развитие интеллектуального фактора более эффективно, чем, например, капиталоемкое совершенствование организации использования разных устаревших технологий. По мнению Питера Дракера «независимо от того, какими материальными ресурсами обладает система, сами по себе они не приумножаются. И государство, и фирма развиваются энергией и интеллектом составляющих их людей» [1].

Сейчас трудовые ресурсы предприятия все чаще рассматриваются как человеческий капитал. Следует отметить, что понятия «трудовые ресурсы» и «человеческий капитал» не являются синонимами. Трудовые ресурсы могут преобразоваться в капитал, но для этого необходимо создать условия, обеспечивающие возможность реализовать человеческий потенциал в результатах деятельности организации. То есть если человек занят в общественном производстве, а трудовые ресурсы приносят реальный доход и создают богатство, то их можно назвать капиталом.
Эффективность развития предприятия и экономики государств в целом в огромной степени зависит от того, сколько средств и в какой момент времени они направляются на развитие человеческого капитала. Данный вид вложений приносит значительный по объему, длительный по времени и интегральный по характеру экономико-социальный эффект, поэтому является наиболее выгодным с точек зрения человека, предприятия и всего общества в целом. Так, в США, по некоторым оценкам, часть инвестиций в человеческий капитал составляет более 15% ВВП, который превышает валовые инвестиции в дома, оборудование и складские помещения [2].

По данным сайта auditfin.com в развитых странах 60% прироста национального дохода обусловлены приростом знаний и образованности общества. Американские учёные подсчитали величину ВВП, производимого работниками, имеющими длительность образования в 10,5; 12,5 и более 14 лет: оказалось, что именно третья группа (с образованием более 14 лет) даёт свыше половины ВВП. Подобные исследования несколько лет назад проводились и в России. По данным «Российской газеты» результаты были сходными: люди с высшим образованием, составляющие четверть работающих, производили 56% стоимости национального дохода.

Что не относится к человеческому капиталу интеллект духовное развитие деньги здоровье. Смотреть фото Что не относится к человеческому капиталу интеллект духовное развитие деньги здоровье. Смотреть картинку Что не относится к человеческому капиталу интеллект духовное развитие деньги здоровье. Картинка про Что не относится к человеческому капиталу интеллект духовное развитие деньги здоровье. Фото Что не относится к человеческому капиталу интеллект духовное развитие деньги здоровье

В настоящее время проблеме формирования, развития и использования человеческого капитала, уделяется значительное внимание. Такие украинские ученые, как Е.А. Гришнова, А.М. Колот, В.Н. Петюх, В.М. Данюк, В.И. Куценко, Г.И. Евтушенко, Т.И. Шпарага, Я.М. Дуткевич, В.П. Антонюк, И.Н. Лащенко, Ю.Б. Скаженик, А.В. Лохмач и многие другие исследуют сущность человеческого капитала и специфику его формирования в Украине [3, 10, 11, 12, 13, 14].

Появление теории человеческого капитала связано с научными трудами Вильяма Пэтти, Адама Смита, Альфреда Маршалла. Окончательное формирование теории человеческого капитала относится к 50-60 гг. XX века. Теоретические основы были сформулированы американским экономистом Теодором Шульцем, а базовая теоретическая модель была разработана Гэри Беккером. Беккер первым осуществил статистически объективный подсчет экономической эффективности процесса образования, определив отдачу от вложений в учебу как отношение доходов к расходам. По оценкам Г. Беккера эффективность составляет 12-14% годовой прибыли [15, 16, 17, 18, 19].

По мнению автора для определения дохода от высшего образования необходимо сопоставить доходы лиц, окончивших колледж, и тех, кто окончил только среднюю школу. При этом в расходы на учебу можно, вместе с прямыми расходами, включать недополученный доход учениками за годы учебы, что измеряется ценностью времени, потраченного ими на обучение. Несмотря на наличие большого количества оппонентов, теория человеческого капитала является одной из основных в области исследований, посвященных человеческим ресурсам.

Одним из спорных остается вопрос формирования человеческого капитала. Определение которого является важным аспектом в рассмотрении всей системы восстановления человеческого капитала. Формирование человеческого капитала нужно исследовать как процесс поиска, возобновления и усовершенствования высококачественных продуктивных характеристик человека, с которыми он выступает в общественном производстве. Факторы, от которых зависит формирование человеческого капитала возможно объединить в следующие группы: социально-демографическая, институциональная, интеграционная, социально-ментальная, экологическая, экономическая, производственная, демографическая, социально-экономическая (рис. 1) [21, с.41].

Что не относится к человеческому капиталу интеллект духовное развитие деньги здоровье. Смотреть фото Что не относится к человеческому капиталу интеллект духовное развитие деньги здоровье. Смотреть картинку Что не относится к человеческому капиталу интеллект духовное развитие деньги здоровье. Картинка про Что не относится к человеческому капиталу интеллект духовное развитие деньги здоровье. Фото Что не относится к человеческому капиталу интеллект духовное развитие деньги здоровье

Рис.1: Группы факторов, формирующих человеческий капитал

Из этого можно сделать вывод, что категория человеческий капитал является сложным структурно системным объектом социально-экономического исследования. О.А. Гришнова считает, что человеческий капитал – это экономическая категория, которая характеризует совокупность сформированных и развитых в результате инвестиций производительных способностей, личных черт и мотиваций индивидов, которые находятся в их собственности, используются в экономической деятельности, способствуют росту производительности труда и благодаря этому влияют на рост доходов (заработков) своего владельца и национального дохода [3, с.34].

Таким образом, человеческий капитал стоит рассматривать на национальном, региональном, отраслевом уровнях, а также на уровне предприятия и отдельного человека. На макроэкономическом уровне человеческий капитал включает вклад региона, страны в уровень образования, профессиональной подготовки и компетентности, здоровья и так далее. Этот уровень состоит из совокупности человеческого капитала всего населения региона или страны. На уровне предприятия человеческий капитал представляет совокупную квалификацию и продуктивные способности всех его работников. На уровне индивида человеческий капитал – это знания, умения, накопленный опыт и другие производственные характеристики, приобретаемые человеком в процессе учебы, профессиональной подготовки, практического опыта с помощью которых он может получать доход.
Американский ученый Дж. Кендрик выделяет вещественную и невещественную формы человеческого капитала. К вещественному капиталу, воплощенному в людях, он относит расходы, необходимые для физического формирования человека, то есть расходы на воспитание детей (без учета расходов на их образование). К невещественному человеческому капиталу Дж. Кендрик относит накопленные расходы на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных расходов на охрану здоровья и расходы на перемещение рабочей силы. Он считает, что понятие «человеческий капитал» отображает не только количественную оценку квалификационно-образовательного потенциала, но и расширяет границы понятия «капитал», отображая всех работающих в роли предпринимателей, имеющих собственность, приносящую прибыль. В такой трактовке каждый работник, который имеет определенный, растущий уровень образования и практического опыта, становится владельцем «индивидуального капитала», вклады в который увеличивают его будущие доходы. При таком подходе принципиальная грань между общественными классами стирается, остаются только различия в масштабах предпринимательской собственности, а не в отсутствии таковой у работников. В этом случае роль предпринимательства постоянно уменьшается, и владельцами все большей части капитала становятся работники [9, с.15].

М.М. Критский считает, что человеческий капитал осуществляется как обогащение жизнедеятельности человека и общества, основанное на экономии непосредственного труда. Основной закон движения человеческого капитала выражает единство экономии труда и обогащения этой жизнедеятельности. Человеческий капитал является самообогащением жизнедеятельности людей, которая реализуется в качестве их жизни [8, с.117].

Понимание человеческого капитала как совокупности общественно-целесообразных производственных знаний, навыков, способностей дает основания для таких важных обобщений:

Нет единства во взглядах исследователей на проблему соотношения человеческого капитала и физического. Одной из главных проблем настоящего времени выступает разграничение понятий «человеческий капитал» и «рабочая сила». Одни считают эти два понятия синонимами, другие – дают определение, похожие по содержанию. По мнению О.Ф. Лискова, чтобы сформировать рабочую силу – товар, который выставляется на продажу, индивид должен выбрать необходимые элементы человеческого капитала, входящие в состав рабочей силы, то есть рабочая сила состоит из некоторых необходимых элементов человеческого капитала [5, с.6].

Большинство подобных черт физического и человеческого капиталов, сформулированных С.А. Дятлом, справедливы:

Существует еще ряд аналогий человеческого и физического капитала. Например, оба приносят доход владельцу, оба являются неотъемлемыми составляющими экономического роста. Принятие решений об инвестировании и их последствиях анализируются одинаково как для физического, так и для человеческого, капиталов [5, с.10].

Русский экономист А.Ф. Лысков отмечает, что важнейшим свойством человеческого капитала является его динамический характер. В человеческий капитал постоянно добавляются элементы под воздействием тех или других обстоятельств, а значение уже существующих уменьшается, увеличивается или совсем удаляются. Так изменяется величина самого человеческого капитала. Зачастую рассматривается только позитивная динамика человеческого капитала, но и негативная динамика имеет влияние на производственный процесс и на успешность предприятия в целом. Еще одной особенностью человеческого капитала является характер риска, который принимает на себя предприниматель, покупая рабочую силу [5, с.5].

Другие российские ученые считают, что человеческий капитал имеет двойной характер. В широком значении его нужно рассматривать как социально-экономическую форму существующего качества человеческого потенциала в масштабах определенного общества. В узком значении – это та его часть, которая продуктивно используется предпринимателями для получения прибыли и носит признаки переменного капитала К. Маркса. Теория человеческого капитала делит его на два вида: общий и специфический. Общий капитал состоит из общей подготовки работника, позволяющей ему работать по разным профилям на многих предприятиях, оплачиваемой им самим. Специфический капитал – это подготовка, связанная непосредственно с деятельностью определенного предприятия и им оплачиваемая [6, с.5].

При высвобождении работника потери несут обе стороны: предприятие зря потратило деньги на обучение, а работник – не сможет перенести приобретенные знания в другую организацию. Сотруднику важно остаться на предприятии, поскольку при смене рабочего места ему придется осваивать специфическую подготовку с нуля. Предприятие, в свою очередь, держится за работника, потому что на рынке труда нет такого специфического ресурса. Ярким примером специфического человеческого капитала являются работники наукоемкой промышленности, такой как атомная, авиастроительная. Поэтому закрытие такой промышленности приводит к обесцениванию специфического человеческого капитала.

Человеческий капитал также классифицируют по формам:

Человеческий капитал, являясь частью совокупного капитала, представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы [23].

Существует классификация по видам расходов, инвестиций в человеческий капитал. И.В. Ильинский выделяет классификацию по видам расходов и инвестиций в человеческий капитал разделенную на следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры. Капитал здоровья представляет собою инвестиции в человека, осуществляемые с целью формирования, поддержки, улучшения и укрепления его здоровья и работоспособности. Он является основой для человеческого капитала вообще [24]. Капитал образования состоит из расходов на образование человека, начиная с общего среднего образования и продолжая учебой в ходе трудовой деятельности. К капиталу культуры относят расходы на постоянное повышение культурного уровня человека.

Различат два вида капитала по форме потребления:

Стоит также иметь в виду, что в теории человеческого капитала понятия «капитал» трактуется иначе, чем в методологии К. Маркса, который писал, что «капитал – это не вещь, а определённое, общественное, принадлежащее определённой исторической формации общества производственное отношение, которое представлено в вещи и придаёт этой вещи специфический общественный характер» [4]. В марксистской теории это понятие рассматривается исходя из социально-классовых позиций, как отношения собственности и контроля над средствами производства. В классической английской политэкономии понятие капитал совмещали два аспекта: во-первых, контроль над факторами производства и, во-вторых, право на получение будущего дохода. Неоклассическая теория связывает понятие капитал со способностью приносить доход [3, 34].

Связь человеческого капитала и капитала можно проследить посредством понятий рабочая сила и переменный капитал, который направляется предпринимателем на приобретение рабочей силы. Рабочая сила являет собой ту часть человеческого капитала, которую индивид готов продать предпринимателю для получения от последнего жизненных средств для себя и своей семьи в форме заработной платы. К. Маркс считал, что «становясь товаром, рабочая сила, как и любой другой товар, имеет два свойства: стоимость и потребительскую стоимость». Первое интересно для рабочего, потому что это и есть цена рабочей силы, которая равняется величине его заработной платы. Второе представляет интерес для работодателя, так как именно с помощью продуктивного потребления рабочей силы создается добавочная стоимость, которая присваивается предпринимателем [5, с.7].
Сторонники теории человеческого капитала на примере получения образования обосновывают растущую стоимость капитала: если увеличение образовательного уровня работника влечет получение дополнительного заработка, который превышает стоимость подготовки, то расходы на получение образования характеризуются как инвестиции в человеческий капитал. Критики теории человеческого капитала считают, что не существует саморастущей стоимости, то есть капитала. Это обосновывается тем, что необходимым условием увеличения стоимости квалификации является работа самого работника, она не растет сама по себе [3, с.36].

В настоящее время растут роль науки и образования, усиливается значение интеллектуальной деятельности во всех сферах производства. Интеллектуальный труд, представляющий собой деятельность людей по производству, усвоению и практическому применению знаний, приобрел господствующее положение. Проявляется этот процесс двояко: растет роль таких отраслей социальной сферы, как образование и наука; усиливается значение интеллектуальной деятельности внутри других отраслей народного хозяйства. Эти тенденции способствуют формированию и совершенствованию образовательного, профессионального, научного, духовного потенциала общества и являются важнейшими факторами социально-экономического прогресса [7, с.48]. В начале XX века, по оценке А. Маршалла, численность работников физического труда в пять раз превосходила численность занятых интеллектуальным трудом. Сейчас в развитых странах более 60% экономически активного населения заняты умственным трудом, а в США – 75% [6, с.6].
Весьма убедительные фактические данные о кардинальных сдвигах в пропорциях капиталовложений, которые произошли за последние столетия, цитируются в статье В. Щетинина «Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки». Если в XVII–XVIII вв. в общей массе капитала удельный вес человеческого капитала не превышал 10%, то к 1913 г. поднялся почти до 33%. Но и эти пропорции резко изменились во второй половине XX в. и особенно за последние два десятилетия в связи с информационной революцией. По странам Запада доля накопленных инвестиций в человеческий капитал в совокупном фонде их капитализированных расходов на развитие поднялась, по минимальным оценкам, до 56-57% в 1973 г. и 67-69% (в США до 74-76%) в 1997–1998 гг. (табл. 1) [7, с.43].

Несомненной заслугой теоретиков человеческого капитала является признание первостепенной роли человека в общественном производстве. Это связано с усилением роли образования, которое становится основным ресурсом и источником формирования высокоразвитой рабочей силы. Следует отметить, что отечественные предприятия в настоящее время имеют в своем распоряжении достаточно высокий потенциал человеческого капитала. В 2002 г. 25,5% всех работников Украины закончили вузы I-II уровней аккредитации, еще 22,6% – вузы III-IV уровней аккредитации, в промышленности удельный вес таких работников был соответственно 25 и 15,1%.
Теория человеческого капитала может быть применена как аналитический инструмент при выявлении экономической эффективности образования. Сторонники этой теории четко определили его индивидуальный экономический эффект для отдельного человека. Главным результатом экономической отдачи образования является прирост дохода работника благодаря повышению его образовательного и профессионального уровня. Теоретики человеческого капитала основываются на том, что расхождения в заработке отражают разницу в производительности труда. Доход от образования рассчитывается как разница в пожизненных заработках тех, кто имеет неодинаковое образование. К расходам образования кроме непосредственных расходов включается также недополученный доход. Это тот потенциальный заработок, который человек мог бы получить, если бы работал, а не учился [7, с.43].

Теория человеческого капитала приобрела значительное общественное распространение и признание в мировой научной мысли. Постоянно проводятся научные исследования и выходят множество научных публикаций по этим вопросам. К сожалению, сегодня вопросы, связанные с исследованием проблем формирования, сохранения и повышения эффективности использования человеческого капитала Украины, являются одними из самых неисследованных в общей структуре экономической науки.

В настоящее время назрела необходимость в стратегии всестороннего обучения в течение всей жизни человека, состоящей из учебы в раннем детстве, начального образования, улучшенной системы перехода от обучения к труду при наличии более тесных связей между сферой образования и рынком труда, и из эффективных систем обучения, которые предоставляют возможность пребывания в сфере образования в течение всей жизни [1]. Однако для того, чтобы это стало осуществимым необходимы постоянные инвестиции в человеческий капитал, как на индивидуальном уровне, так и на уровне предприятия и государства.

Деление инвестиций в человеческий капитал на индивидуальном уровне, на уровне предприятия и государства целесообразно также из-за того, что степень недоинвестирования на этих уровнях разная. По своей природе человек является, с одной стороны, физическим существом, а с другой стороны – общественным. В силу этого он выступает носителем как определенных природных индивидуальных способностей и талантов, которыми владеет от рождения и которыми его наделила природа, так и накопленных знаний, умений, навыков, полученных в процессе общественной жизнедеятельности и благодаря затратам определенных физических, материальных и финансовых ресурсов.

Природные способности человека и приобретенные общественные качества по своей экономической роли подобны природным ресурсам и физическому капиталу. Это проявляется в том, что в своем первоначальном состоянии человек, подобно природным ресурсам, не приносит никакого экономического эффекта. Но после осуществления определенных расходов и подготовки формируется индивидуальный человеческий капитал и набор индивидуальных компетенций, которые впоследствии потенциально могут приносить доход, подобно физическому капиталу.
Индивидуальный человеческий капитал будет приносить доход только в том случае, если человек имеет возможность занять себя в общественном производстве путем организации собственной деятельности или продажи своей рабочей силы предпринимателю. Именно это обосновывает целесообразность использования индивидуального человеческого капитала. Для превращения индивидуального человеческого капитала в производственный необходимы определены условия, которые бы обеспечили реализацию человеческого потенциала в результатах его деятельности.
Получение образования и начало трудовой деятельности является начальным этапом формирования индивидуального человеческого капитала. Следующий этап является более длительным. Он основан на приобретении профессиональной квалификации и жизненного опыта. Человеческий капитал представляет собой невещественные блага длительного пользования, которые накапливаются и реализуются в результате производственной деятельности людей во времени. Наиболее важной чертой капитала является то, что он сам является продуктом производства. Человеческий капитал как продукт производства представляет собой накопленные в процессе обучения и трудовой деятельности знания, умения и навыки. Человеческий капитал, как и любой другой, способен накапливаться. Накопление человеческого капитала начинается с дошкольного образования и продолжается в течение всей общественной деятельности.

Основным инструментом формирования человеческого капитала как на индивидуальном уровне, так и на уровне предприятия и государства является инвестирование в человека. Инвестициями в человеческий капитал являются все виды вложений в человека, которые могут быть оценены в денежной или другой форме и носят целесообразный характер, то есть способствуют росту производительности труда и повышению доходов на всех трех уровнях. Текущие расходы осуществляются с тем расчетом, что они будут неоднократно компенсированы более высоким уровнем доходов в будущем.

Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в охрану здоровья и образование, а также в постоянное профессиональное обучение. Расходы на здравоохранение, которые включают в себя здравоохранение, улучшение образа жизни, и другие, создают условия для повышения качества и эффективности использования человеческого капитала. Особенностью таких вложений является то, что они способствуют лучшему восприятию знаний, умений и навыков и соответственно способствуют повышению производительности труда человека. Общее и профессиональное образование, в свою очередь, улучшает качество и уровень знаний человека, а, следовательно, и улучшает качество человеческого капитала в целом.

В сравнении с инвестициями в другие формы капитала, инвестиции в человеческий капитал является наиболее выгодными с точки зрения как отдельного человека, так и всего общества в целом, поскольку приносят достаточно значительный по объему, длительный по времени и интегральный по характеру экономический и социальный эффект [20, с. 48-56].

Инвестирование является важной предпосылкой формирования человеческого капитала, однако еще не является развитием. Развитие человеческого капитала происходит как в процессе первоначальных вложений, так и последующего инвестирования, которое происходит в процессе практической деятельности человека. То есть развитием человеческого капитала является процесс создания производственных способностей человека с помощью инвестиций в специфические процессы его деятельности.

Особо следует отметить, что личная мотивация является очень важным и необходимым условием для того, чтобы процесс круговорота человеческого капитала (рис. 2) носил завершенный характер. Благодаря этому процессу происходит качественное возобновление человеческого капитала посредством появления новых потребностей рынка производства товаров, которые постоянно растут и требуют новых компетенций и при котором повышение уровня знаний и практических навыков людей сопровождается развитием возможностей их практической реализации. За счет этого увеличиваются индивидуальные доходы, и растет национальный доход страны.

Что не относится к человеческому капиталу интеллект духовное развитие деньги здоровье. Смотреть фото Что не относится к человеческому капиталу интеллект духовное развитие деньги здоровье. Смотреть картинку Что не относится к человеческому капиталу интеллект духовное развитие деньги здоровье. Картинка про Что не относится к человеческому капиталу интеллект духовное развитие деньги здоровье. Фото Что не относится к человеческому капиталу интеллект духовное развитие деньги здоровье

Эффективное управление трудовой карьерой предусматривает наличие необходимой информации о том, что происходит с работниками на разных этапах их карьеры. Для этого на предприятии могут проводиться специальные исследования, результаты которых оформляют в виде карьерогаммы, которая дает возможность отслеживать трудовую биографию работника.

Каждый этап трудовой карьеры работника соединен не только с уровнем должности, но и с определенным этапом в жизни. Ученые выделяют такие этапы трудовой карьеры: предыдущий, становление, продвижение, сохранение, завершение и пенсионный [26, с.229].

Предыдущий этап (до 25 лет) связан с получением среднего или высшего образования, профессии. В этот период человек может изменить несколько видов деятельности в поисках наиболее подходящей, которая бы удовлетворяла все его потребности. Если такая деятельность определена, начинается процесс самоутверждения работника как личности.

Становление (25-30 лет) – это период освоения полученной профессии, приобретения опыта, навыков. На этом этапе формируется квалификация, возникает необходимость независимости, создается семья, которая стимулирует работника к увеличению дохода.

Этап продвижения (30-45 лет). В этот период происходит процесс роста, продвижения по службе, начинается процесс самовыражения, растет потребность в самоутверждении, достижении высшего статуса и уровня оплаты труда.

Этап сохранения (45-60 лет) характеризуется действиями закрепления достигнутых результатов, наступает наивысший уровень усовершенствования квалификации, знаний, умений, опыта, мастерства, начало уважения, растет потребность в самовыражении. Человек достигает вершин независимости и самоутверждения.

Завершающий этап (60-65 лет) – поиск замены, передача знаний, умений молодежи, подготовка к выходу на пенсию. Наступает стабилизация самовыражения, растет уважение, усиливается интерес к другим источникам дохода.

Пенсионный этап (после 65 годов) – выход на пенсию, подготовка и ведение нового вида деятельности, самовыражение в новой сфере деятельности, стабилизация уважения, заботы о здоровье, размере пенсии [27, с.277].

Проанализируем этапы трудовой карьеры работника нашего предприятия, табл. 2.

Таблица 2 – Карьера начальника финансово-экономического департамента нашего предприятия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *