ИКТ-компетентность в рамках профессионального стандарта педагога
Информационно-коммуникативная компетентность в новом профстандарте
Хорошая новость: если вы читаете эту статью на сайте, то, скорее всего, владеете основными ИКТ-компетенциями. Рассмотрим подробнее, что именно требует новый стандарт.
«Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно»
Обратите внимание на уточнение про эффективность. Не так давно в школах наблюдалась тенденция: применять технологии везде, технологии ради технологий. Однако те или иные инструменты не всегда бывают уместными (например, на некоторых занятиях по физкультуре). При этом упускаются из виду действительно важные инструменты. Не у всех детей достаточно развит навык использования малой вычислительной техники, а зря: инженерный калькулятор выпускники имеют право использовать на ЕГЭ (по химии, физике, географии). Авторы корпорации «Российский учебник» стараются восполнить этот пробел. Так, ученики часто работают с калькуляторами при прохождении курса «Алгебра и начала математического анализа. 10 класс» Г.К. Муравина и О.В. Муравиной.
«Формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате»
Не секрет, что многим ученикам комфортнее общаться в интернете, чем взаимодействовать вживую с одноклассниками и учителями. Задача педагога в новых условиях: научить правильно пользоваться общедоступными инструментами коммуникации, объяснить ребенку, как использование тех или иных сервисов может повлиять на жизнь, познакомить с лучшим, что предлагает формат гипермедиа. Для этого педагогу, разумеется, необходимо самому разобраться в сервисах и сделать правильные шаги.
Также профстандарт педагога ориентирует на применение ресурсов дистанционного обучения, организацию публичных выступлений детей на интернет-форумах и интернет-конференциях, профессиональное использование элементов информационной образовательной среды (с учетом возможного отсутствия некоторых элементов непосредственно в школе).
Что теперь должен уметь учитель?
Из профстандарта учителя математики и информатики:
Нестерова И.А. ИКТ-компетентность // Энциклопедия Нестеровых
Понятие ИКТ-компетентности в современной педагогике
В настоящее время компьютеры и иные информационные технологии прочно обосновались в жизни как педагогов, так и учащихся. Без навыков владения ПК в современном мире очень сложно, так как компьютеризация проникла во все сферы деятельности.
Потенциал ИКТ в образовании огромен. Современная педагогика не смогла пройти мимо такого явления. Соответственно в науке возникли различные трактовки ИКТ. Отдельно ученые уделили внимание изучению термина «ИКТ-компетенция».
В таблице 1 отражены ключевые подходы к определению ИКТ-компетентности.
Таблица 1. Трактовка ИКТ-компетентности в педагогике
ИКТ-компетентность – уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной, образовательной и иной деятельности..
ИКТ-компетентность – это совокупность знаний, умений и опыта деятельности, причём именно наличие такого опыта является определяющим по отношению к выполнению профессиональных функций.
О.Н. Шилова М.Б. Лебедева [6]
ИКТ-компетентность – это способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий
Л.Н.Горбунова и А.М. Семибратов [3]
ИКТ-компетентность – это готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей профессиональной деятельности».
Рассмотрев существующие трактовки термина ИКТ-компетентность можно выделить общую трактовку согласно которой:
ИКТ-компетентность – это способность использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества.
Рисунок 1. Основные аспекты ИКТ-компетенции
ИКТ-компетентность включает в себя несколько компонентов, благодаря которым она может считаться независимой единицей педагогической компетенции по ФГОС нового поколения. Базовая структура ИКТ-компетентности представлена в таблице 2.
Таблица 2. Структура ИКТ-компетентности
ИКТ- компетентность педагога
ИКТ-компетентность педагога является важным элементом уровня квалификации современного учителя. В условиях роста требований к уровню преподаванию предметов в школе, владение ИКТ позволяет индивидуализировать процесс обучения и внедрить новшества, которые позволят улучшить усвоение информации учащимися и повысить их заинтересованность в образовании.
Современные стандарты требуют соответствия ИКТ-компетентности учителя содержанию, компоненты которого отражены на рисунке 2.
Рисунок 2. Содержание ИКТ-компетентности учителя
Современный педагог осваивает ИКТ в несколько этапов, которые повышают уровень его профессионализма. В педагогической науке специалисты рассматривают каждый из этапов отдельно. Так первый этап предусматривает освоение информационно-коммуникационных компетенций учителя, связанных с организацией обучения учащихся. Второй этап характеризуется формированием педагогических ИКТ-компетентностей, связанных с совершенствованием учебного процесса, в режиме сетевого педагогического взаимодействия.
Повышение квалификации учителей сегодня становится одной из наиболее важных задач в период перехода школ на профильное обучение. Поднять систему повышения квалификации на новый уровень возможно путем информатизации, которая невозможна без развития ИКТ-компетентности педагога [2].
Модель ИКТ-компетентности существующая в современных стандартах позволяет учителю развиваться поступательно, постоянно расширять свои знания и возможности на педагогическом поприще.
Рисунок 3. Модель ИКТ-компетентности
В ИКТ – компетентности выделяются элементы, которые формируются и используются в отдельных предметах, в интегративных межпредметных проектах, во внепредметной активности. В то же время, освоение ИКТ-компентентности в рамках отдельного предмета содействует формированию метапредметной ИКТ-компетентности, играет ключевую роль в формировании универсальных учебных действий.
Оценка ИКТ-компетентности
Существующие подходы к образованию требуют постоянного контроля и оценки уровня ИКТ-компетентности педагога. Главной целью оценки ИКТ-компетентности является диагностика динамики развития и своевременное выявление «застойных явлений» и пробелов.
К числу ключевых подходов к оценке ИКТ-компетентности педагога относится мониторинг. Он направлен на изучение и выбор актуальных методов по устранению недостатков в ИКТ-компетентности. Современная концепция мониторинга ИКТ-компетентности учителя основана на трудах известного педагогога Л.В.Кочегаровой [5]. Мониторинг, как метод оценки ИКТ-компетентности выполняет функции контроля за качеством обучения педагогов. К числу ключевых функций можно отнести следующее:
Базовый уровень ИКТ-компетентности педагога должен включать в себя систему умений и навыков, которые представлены на рисунке ниже.
Рисунок 4. Базовый уровень ИКТ-компетентности педагога
В настоящее время ИКТ-компетентность педагогов может оцениваться через экспертную оценку разработок их уроков. Рассматриваются технологические карты уроков отдельного педагога и производится сравнение зафиксированного в плане уровня использования ИКТ и реального. По итогам сравнения выставляется определенная оценка.
Представленная ниже диагностическая позволяет быстро оценить уровень ИКТ-компетентности педагога. Оценка производится при помощи расстановки балов в соответствии с уровнем того или иного умения указанного в диагностической карте:
Знания, умения, навыки.
Знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, назначения устройств компьютера
Знание назначения программных продуктов (Windows, MS Office), их функций и возможностей
Знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет)
Умение набрать текст в Word
Умение создать электронную таблицу в Excel
Умение создать диаграмму по электронной таблице в Excel
Умение создать простую презентацию к уроку
Умение создать презентацию к уроку с гиперссылками, звуком и пр.
Знание ППС по предмету
Умение устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой
Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР
Умение извлекать и отбирать информацию из Интернет по преподаваемой дисциплине
Умение выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса
Владение методиками создания собственного электронного дидактического материала.
Использование ИКТ для оформления тематического планирования
Использование ИКТ для мониторингов по своему предмету
Использование ИКТ для оформления различных отчетов по предмету
Использование ИКТ для анализа процесса обучения
Умение сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося
Применение инструментов организации учебной деятельности учащегося.
Дистанционно поддерживать учебный процесс, например, через Дневник.ру.
Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (Интернет-олимпиады, конкурсы, викторины…)
Создание банка КИМов, тестовых заданий
Стремление к самообразованию в рамках ИКТ
Взаимодействие и сотрудничество с родителями с помощью ИКТ (эл. почта, Дневник.ру)
Умение эффективно строить процесс общения с различными участниками ОП с помощью ИКТ
В научной литературе можно встретить достаточно много определений термина «информационная компетенция». В каждом из них, в зависимости от области научных знаний, ученые акцентировали тот или иной аспект данного вида компетенции.
Приобретение информационной компетентности открывает перед учителями и обучающимися широкий спектр возможностей, обогащающих образовательную среду и позволяющих сделать процесс преподавания-обучения более динамичным.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации
этих целей возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно- коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Одной из основных тенденций, определяющих требования к уровню ИКТ-компетентности современного учителя, является смещение акцентов с задач технологического уровня (относящихся к владению конкретными инструментами, конкретными программными продуктами) на педагогический.
Расширился круг умений, относимых к ключевой компетентности, поскольку соответствующие умения закреплены Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) на начальной ступени обучения в метапредметных результатах обучения школьников и в курсе «Математика и информатика», а также ФГОС основной школы в метапредметных результатах выпускника основной школы и в курсе информатики (V – IX или VII – IX кл., что должно обеспечивать формирование ИКТ-компетентности у всех школьников. Школьный стандарт нового поколения помимо основных ценностей и основных понятий определяет «системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования». К ним относятся и требования к уровню квалификации учителей, зафиксированные ФГОС. Образовательным организациям общего образования передана ответственность за выполнение указанных требований ФГОС по формированию информационной образовательной среды школы и организации обучения педагогов активному использованию ресурсов такой среды. Информационная образовательная среда должна включать электронные образовательные ресурсы, «электронный» дневник и журнал, школьный сайт, среду для электронного портфолио учеников и учителей и др.
Под ИКТ-компетентностью педагога понимается не только использование различных информационных инструментов, но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
При формировании ИКТ-компетентностиработников образования необходимо использовать следующие общие стратегии решения задач: 1) проблемный подход; 2) определение информационных нужд; 3) тактика сбора информации; 4) умение работать с источниками информации; 5) умение синтезировать информацию, получаемую из разных источников; 6) творческий подход к решению задач; 7) критичность мышления.
Для формирования базовой ИКТ-компетентности педагогу необходимо:
наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ;
овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office;
использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;
формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.
И согласно новому положению об аттестации, если учитель не владеет компьютером, то он не может быть аттестован на первую или высшую категорию.
Для повышения уровня ИКТ-компетентности учителю необходимо:
участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике;
участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах;
использовать при подготовке к урокам, на факультативах,в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров;
обеспечить использование ресурсов Интернет;
формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;
разрабатывать собственные проекты по использованию ИКТ.
Следует отметить, что время на предварительную подготовку учителя при использовании ИКТ на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, что значительно облегчает эту подготовку в дальнейшем.
Включение ИКТ в учебные классы заставляет учителей осваивать совершенно другой подход к обучению. Он требует изменения роли учителя от функции лектора к практике разработчика, поскольку педагог до начала курса должен разрабатывать новые цифровые материалы и занятия в Интернете и применять в классе совершенно новые способы преподавания и обучения. Чтобы изучить, как разработать и развить учебные среды, основанные на ИКТ, до их использования в классе, нужно намного больше времени, чем предоставляется на традиционных курсах повышения квалификации, и больше специализированной помощи.
Необходимо предоставить учителям значительное время на развитие своих идей, навыков и разработок.
Программу повышения уровня ИКТ компетентности необходимо строить с опорой на следующие дидактические принципы:
избегание рутинных задач;
логическое членение материала;
интеграция знаний, умений и навыков;
творческая роль учителя;
Использование ИКТ в школе призывает к командной работе, и учителя с различным уровнем подготовки должны работать вместе, образуя временные или постоянные команды, вкладывая в общее дело свои знания в различных предметных областях и свои личные качества. Равноправное взаимодействие и коллегиальность вносят значительный вклад, помогая педагогам работать в соответствии с новыми способами обучения.
Результаты проведенного исследованию профессиональной деятельности современного учителя в аспекте самооценки его ИКТ-компетентности позволяет заключить, что ИКТ-компетентность современного учителя является одним из важнейших показателей успешности его деятельности и одновременно – необходимой предпосылкой для дальнейшего повышения уровня его профессиональной компетентности, что определяет значимость разработки системы повышения квалификации современного педагога, ориентированной на системное использование ИКТ. Предлагаемые сегодня модели повышения квалификации позволяют решить некоторые задачи повышения уровня ИКТ-компетентности современного учителя, однако обладают рядом недостатков и не позволяют в полной мере решить проблемы активного использования учителем ИКТ в своей профессиональной деятельности.
Профессиональная компетентность педагога в условиях реализации ФГОС В наше «стремительное» время к современному детскому саду предъявляются требования, при которых повышение уровня управления становится объективной.
Информационная компетентность как основа профессиональной компетентности современного педагога Информационная компетентность как основа профессиональной компетентности современного педагога ДОО. Вы никогда не сумеете решить возникшую.
Информационная компетентность педагога библиотекаря как составная часть профессиональной компетентности Информационная компетентность Информационная компетентность педагога-библиотекаря как составная часть профессиональной компетентности.
Консультация «Компетентность педагога в общении с родителями» Ведущая роль в организации взаимодействия с родителями дошкольников принадлежит воспитателю. От него зависит установление партнерских отношений.
Консультация для воспитателей «Коммуникативная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения» На современном этапе, в связи с введением ФГОС в дошкольное образование, с разработкой на государственном уровне системы программных мероприятий,.
Профессиональная компетентность педагога как условие социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Садыкова Таслима Нурисовна.
Речевая компетентность как основа коммуникативной культуры педагога Состояние дошкольного образования в нашей стране, перспективы его обновления делают настоятельной задачу повышения и развития языковой культуры.
Социально-коммуникативная компетентность педагога как условие социально-коммуникативного развития у детей В последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками.
Консультация «ИКТ — компетентность педагогов ДОУ» Статья на тему: «ИКТ — компетентность педагогов ДОУ» Детский сад- часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы,.
«ИКТ-компетентность как профессиональная характеристика современного педагога»
Методическая разработка на тему:
«ИКТ-компетентность как профессиональная характеристика современного педагога»
ВЫПОЛНИЛА: Вершинина Марина Николаевна,
МКОУ «СОШ № 4» города Аши,
1. ИКТ-компетентность в профессиональной деятельности 4
1.1. Понятие «ИКТ-компетентность учителя» 4
1.2. Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности
1.3. Перечень компетенций учителя-предметника в сфере ИКТ
1.4. Структура ИКТ-компетентности учителей 10
1.5. Уровни формирования ИКТ-компетентности учителя 12
2. Пути формирования ИКТ-компетентности учителей 14
3. Дистанционные образовательные технологии как инструмент повышения ИКТ-компетентности учителя 17
Список литературы 21
Профессия учителя одна из немногих, где требуется постоянное саморазвитие, самосовершенствование. Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и предусматривает необходимость непрерывного образования, процесса постоянного повышения своей профессиональной компетентности.
Основная цель перехода на федеральные государственные стандарты второго поколения состоит в достижении нового качества образования – качества, отвечающего современным социально-экономическим условиям России. Для обучения, воспитания и развития поколения, растущего в условиях информационно насыщенной среды необходимы изменения в системе образования, ее информатизация.
Сегодня у любого преподавателя имеется в распоряжении целая гамма возможностей для применения в процессе обучения средств ИКТ – это информация из Интернета, многочисленные электронные учебные пособия, словари и справочники, презентации, программы, автоматизирующие контроль знаний, новые виды коммуникации – чаты, форумы, электронная почта, телеконференции и многое другое. Благодаря этому актуализируется содержание обучения, возможен интенсивный обмен между участниками образовательного процесса.
При этом учитель не только образовывает, развивает и воспитывает ребенка, но с внедрением новых технологий он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития. Стремительное развитие и появление все новых возможностей использования компьютера в образовании заставляет искать различные подходы к организации процесса повышения квалификации учителей в сфере ИКТ.
Задача формирования и развития ИКТ-компетентности педагогов стоит на всех уровнях государственной системы педагогического образования. Однако, реальная обстановка в школах сейчас такова, что, несмотря на широкое вхождение ИКТ в школьную практику, одной из основных причин, тормозящих процесс информатизации образования, является недостаток кадров, владеющих новыми технологиями и способных включать их в свою профессиональную деятельность. В условиях широкого применения новых информационных технологий и различной компьютерной техники в образовательном процессе, этих знаний учителю оказывается недостаточно.
В современных условиях педагогу недостаточно быть только пользователем, необходимо говорить о повышении ИКТ-компетентности педагога, являющейся его профессиональной характеристикой.
Целью данной работы является изучение ИКТ-компетентности в профессиональной деятельности современного педагога.
— дать понятие ИКТ-компетентности учителя;
— проанализировать уровни становления ИКТ-компетентности учителя; структуру ИКТ-компетентности;
— предложить пути формирования ИКТ-компетентности современного педагога.
1.1.Понятие «ИКТ-компетентность учителя»
В научной педагогической литературе множество работ посвящено уточнению и разведению понятий «компетенция», «компетентность». «Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Для разделения общего и индивидуального будем отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция» и «компетентность»:
С позиций системного повышения квалификации профессионализм учителя рассматривают как синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие.
Формированию ИКТ-компетентности учителей уделяется в последнее время пристальное внимание. Под компетенцией (подразумевая ИКТ-компетенции) А.А. Елизаров понимает совокупность знаний, умений и опыта деятельности, причём именно наличие такого опыта, является определяющим по отношению к выполнению профессиональных функций.
О.Н. Шилова и М.Б. Лебедева определяют ИКТ-компетентность как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.
В.Ф. Бурмакина и И.Н.Фалина под ИКТ-компетенцией подразумевают уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков. В этом определении на наш взгляд подменяются понятия «компетенция» и «компетентность», в том понимании, которое мы определи выше.
Компетентность педагогов в области ИКТ рассматривается Л.Н.Горбуновой и А.М. Семибратовым «как готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей профессиональной деятельности».
Профессором Е.К. Хеннером информационная компетентность понимается как совокупность знаний, умений и навыков, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям (ИТ), а также способность к выполнению педагогической деятельности с помощью ИТ. В соответствии с этим, информационная компетентность складывается из трех компонентов: знать, уметь пользоваться, уметь применять в учебной деятельности.
По-мнению ученых (Панина Т.С., Дочкин С.А., Клецов Ю.В.) информационно-коммуникационная компетентность в профессиональной деятельности современного преподавателя это:
— способность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
— его, уже состоявшееся, личностное качество, характеристика, отражающая реально достигнутый уровень подготовки в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности;
— особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих правильно оценивать ситуацию и принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности, используя ИКТ.
Таким образом, под ИКТ-компетентностью учителя мы будем понимать личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности.
1.2.Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя:
Для того, чтобы учитель мог выполнять все вышеперечисленное, необходима организация методической, организационной, технической и мотивационной поддержки.
На практике, педагоги не очень активно используют ИКТ на уроках по ряду объективных причин:
1.3. Перечень компетенций учителя-предметника в сфере ИКТ
1. Наличие общих представлений о дидактических возможностях ИКТ.
2. Наличие представлений о едином информационном пространстве образовательного учреждения, назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях и возможностях их использования в образовательном процессе.
3.Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах и тенденциях рынка электронных изданий в секторе общего образования, ориентированных на предметно-профессиональную деятельность, цифровых образовательных ресурсах, выполненных в ходе реализации Федеральных целевых программ.
4. Владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс.
5. Владение приёмами организации личного информационного пространства, интерфейсом операционной системы, приёмами выполнения файловых операций, организации информационно-образовательной среды как файловой системы, основными приёмами ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений и электронных образовательных ресурсов.
6. Владение приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий (раздаточных материалов, презентаций и др.):
a) вводом текста с клавиатуры и приёмами его форматирования;
b) подготовкой раздаточных материалов, содержащих графические элементы, типовыми приёмами работы с инструментами векторной графики;
c) приёмами работы с табличными данными (составлением списков, информационных карт, простыми расчётами);
d) приёмами построения графиков и диаграмм;
e) методикой создания педагогически эффективных презентаций (к уроку, выступлению на педсовете, докладу и т.п.);
7. Владение простейшими приёмами подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов, используемых в образовательной деятельности на основе растровой графики:
a) приёмами коррекции и оптимизации растровых изображений для последующего использования в презентациях и Web-страницах;
b) приёмами вывода изображений на печать, записи на CD.
8. Владение базовыми сервисами и технологиями Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности:
a) приёмами навигации и поиска образовательной информации в WWW, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе;
b) приёмами работы с электронной почтой и телеконференциями;
c) приёмами работы с файловыми архивами;
d) приёмами работы с интернет-пейджерами (ICQ, AOL, и т.п.) и другими коммуникационными технологиями.
9. Наличие представлений о технологиях и ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса и возможностях их включения в педагогическую деятельность.
10. Владение технологическими основами создания сайта поддержки учебной деятельности:
a) наличием представлений о назначении, структуре, инструментах навигации и дизайне сайта поддержки учебной деятельности;
b) наличие представлений о структуре web-страницы;
c) владение простейшими приёмами сайтостроения, обеспечивающими возможность представления образовательной информации в форме сайта – файловой системы;
d) владение приёмами публикации сайта поддержки учебной деятельности в Интернет.
1.4. Структура ИКТ-компетентности учителей
Учитывая разработанные ЮНЕСКО Рекомендации (СТРУКТУРА ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ. РЕКОМЕНДАЦИИ ЮНЕСКО. Редакция 2.0. 2011) система повышения квалификации в условиях модернизации современного российского образования должна претерпевать существенные изменения. Основное направление изменений связано с проблемой профессиональной готовности работников школы к решению задач в области информатизации образования. Учителя и руководители школы далеко не всегда осознают, что информатизация школы связана, прежде всего, с обновлением содержания образования, методов и организационных форм учебной работы, в том числе, как следствие использование средств ИКТ для решения своих повседневных задач. (см. Уваров А.Ю., Структура ИКТ-компетентности учителей и требования к их подготовке: Рекомендации ЮНЕСКО 2.0).
Коллективом международных экспертов была разработана система ИКТ-компетентности педагогов, представленная в виде матрицы. Были рассмотрены три наиболее крупных подхода к информатизации общества:
3. Производство знаний
Реализация подхода «Производство знаний» (Knowledge Creation- KC) преследует цель формирования у учащихся навыков жителей общества знаний, которые необходимы для производства новых знаний, включая: умение общаться, сотрудничать, экспериментировать, критически мыслить, заниматься творчеством.
Сегодня подход «Производство знаний» задает вектор развития информатизации образования в мире: переход к технологической модели «1:1», развитие личностно-ориентированного обучения с использованием индивидуализированных учебных планов, использование мобильного обучения и др. Однако, на практике он развертывается лишь в очень небольшом количестве школ в мире. Массовый переход к нему в наиболее развитых странах еще только начинается.
Эти подходы задают одно измерение матрицы компетенций. Другое измерение связано с аспектами профессиональной компетентности учителя. Авторы Рекомендаций выделили шесть аспектов, которые затрагивают все стороны работы учителей:
Именно на пересечении этих двух измерений (подходы к информатизации и аспекты профессиональной компетентности учителя) и образуется матрица структуры ИКТ-компетентности педагогов) [1, с.24].
1.1.Уровни становления ИКТ-компетентности учителя
Процесс формирования ИКТ-компетентности учителя должен носить развивающий характер. Развитие ИКТ-компетентности проявляется в переходе на новый, более совершенный уровень компетенции.
Рассматривая различные подходы к уровням становления ИКТ-компетентости учителя, можно выделить следующие классификации: базовый и предметно-ориентированный уровень (по А.А. Елизарову); базовый, общий, профессиональный (по М.Б. Лебедевой и О.Н. Шиловой); базовый, углубленный, профессиональный (по М.А. Горюновой).
На основании рассмотренных классификаций предлагаем выделить следующие уровни формирования ИКТ-компетенции учителя:
На данном уровне происходит накопление базовых знаний, умений и навыков, необходимых для знакомства с компьютерной грамотностью и решения образовательных задач средствами ИКТ-технологий. Применение ИКТ на данном уровне минимально (владение общими приемами создания, редактирования, сохранения, копирования и переноса информации в электронном виде, представление информации средствами презентационных технологий, освоение навыков поиска информации в сети Интернет и т.д.).
На данном уровне происходит освоение ИКТ и формирование готовности к внедрению в образовательную деятельность специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета. ИКТ становятся для учителя инструментом в осуществлении прикладной деятельности (оценка потенциала Интернет-ресурсов, степени их интерактивности и информативности с позиций предметной области; анализ программных средств и ресурсов сети с учетом основных технологических, экономических, эргономических и технических требований; оценка качества, средств и форм представления в Интернет программно-технологического и информационного обеспечения и др.).
На данном уровне целесообразно говорить о создании новых инструментов для осуществления информационной деятельности, о разработке и использовании собственных электронных средств учебного назначения для решения профессиональных и личных задач.
Рассмотрев различные подходы к уровням становления ИКТ-компетентости учителя и проанализировав несколько классификаций мы предлагаем выделить три уровня формирования ИКТ-компетенции учителя: базовый, углубленный, профессиональный.
2. Пути повышения ИКТ-компетентности педагогов
В последние годы широко развернута система обучения педагогов ИКТ-технологиям. Существуют различные проекты, курсы повышения квалификации, благодаря которым педагоги могут научиться использовать базовые информационные технологии в своем повседневном труде. Однако не все учителя, освоившие ИКТ, могут эффективно использовать полученные знания и навыки в профессиональной педагогической деятельности, так как владение персональным компьютером на уровне пользователя не сопровождается разработкой педагогических основ организации обучения с использованием компьютерной техники и не означает умения эффективно использовать персональный компьютер в решении профессиональных задач.
В сфере образования происходят интенсивные процессы формирования новых информационных ресурсов и предоставления новых образовательных сервисов, в том числе, сетевых. Поэтому процесс подготовки учителей к использованию ИКТ не может носить только единовременный и краткосрочный характер (традиционно учителя повышают квалификацию 1 раз в пять лет). Если же цель – привить информационную грамотность всему педагогическому коллективу, повысить имеющийся уровень информационно-коммуникационной компетентности коллектива, то обучение необходимо организовать в стенах родной школы. Процесс обучения, может быть представлен несколькими этапами. На первом этапе происходит повышение формирование и развитие базовой ИКТ-компетентности, т.е. формирование оптимального инварианта знаний и умений, связанных с использованием ИКТ в учебном процессе на уровне пользователя.
Второй этап связан с подготовкой тьютора, наставника обучения (педагога-тьютора или учителя-тьютора), который должен обладать организационно-управленческой ИК-компетентностью, рассматриваемой как способность и готовность передать свои знания в сфере ИКТ коллегам и учащимся. Роль тьютора в процессе повышения ИК-компетентности значительна и многообразна. Позицию тьютора может занимать методист, руководитель методического объединения, завуч, выполняющий методическую функцию. В нашей школе в эту группу входят, педагоги, владеющие технологиями на достаточном уровне. Предназначение тьютора в системе повышения информационно-коммуникационной компетентности определяется задачей подготовки педагогов, обладающих компетенцией технологического уровня.
О присвоении учителем информационной компетентности второго уровня можно судить на основе анализа его практической деятельности, которой присущи, в этом случае, следующие особенности: — внутренняя мотивация, потребность и готовность к проведению уроков с использованием ИКТ;
-общение в сетевых сообществах, пользование социальными сервисами; — создание и использование в учебном процессе собственных простейших и имеющихся программных продуктов, образовательных сайтов.
— применение новых технологических решений в учебном процессе: телеконференции, видеоконференции, цифровые, интерактивные доски и др.
На следующем этапе осуществляется формирование предметно-углубленной ИКТ-компетентности учителя, соответствующей осознанному методически грамотному использованию ИКТ в преподавании своего предмета (этот этап может следовать как за вторым, так и за первым этапом, не каждый учитель может и должен выполнять роль тьютора). Обладание предметно-углубленной компетентностью позволяет учителю стать педагогом-консультантом.
Далее следует этап, связанный с формированием корпоративной ИКТ-компетентности, обладание которой позволяет видеть и решать в команде проблемы, связанные с внедрением ИКТ в образовательный процесс школы, быть исследователем в этой области, инициатором сетевого межшкольного взаимодействия и т.п.
Для повышения уровня ИКТ-компетентности учителю можно:
· участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике;
· участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах;
· использовать при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров;
· обеспечить использование коллекции ЦОР и ресурсов Интернет;
· формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;
· разрабатывать собственные проекты по использованию ИКТ.
Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока. Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом меняет характер педагогической деятельности. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать».
Формирование ИКТ-компетентности современного педагога, в большей степени, происходит в стенах родной школы. Поэтому руководству общеобразовательного учреждения целесообразно организовать деятельность, направленную на поэтапное становление данной компетенции у каждого педагога.