Что не относится к аварийно спасательным работам при ликвидации последствий наводнений

Действия при наводнении

Что не относится к аварийно спасательным работам при ликвидации последствий наводненийНаводнение — значительное затопление определённой территории земли в результате подъёма уровня воды в реке, озере, водохранилище или море, наносящее материальный ущерб экономике, социальной сфере и природной среде.

Основными типами наводнения являются:

3) Сопротивление водному потоку в русле реки вызванное зажором или затором.

Также причиной наводнения может являться авария на гидротехническом сооружении.

Чтобы обезопасить себя, а также своих родных и близких во время чрезвычайных ситуаций связанных с наводнением, необходимо помнить действия, которые следует выполнить при возникновении наводнения.

Подготовка к наводнению:

Если ваш район (населённый пункт) периодически подвергается наводнению, выясните у Администрации городского округа и запомните границы возможного затопления, а также редко затапливаемые места, возвышенные, расположенные в непосредственной близости от мест проживания и кратчайшие пути движения к ним.

Ознакомьте членов семьи с правилами поведения при организованной и индивидуальной эвакуации (отселении), а также в случае внезапного и бурно развивающегося наводнения.

Запомните места хранения лодок, плотов и строительных материалов для их изготовления.

Заранее составьте перечень документов, имущества, продуктов, воды и медикаментов, вывозимых при эвакуации (отселении).

Что не относится к аварийно спасательным работам при ликвидации последствий наводнений
Действия в случае угрозы возникновения наводнения:

Внимательно слушайте информацию о чрезвычайной ситуации и инструкции о порядке действий, не используйте без крайней необходимости телефон, чтобы он был свободным для связи с вами.

Если есть возможность, то необходимо переехать на время половодья к родственникам, друзьям или знакомым, проживающим вне зоны возможного затопления. При отсутствии такой возможности узнайте в Администрации городского округа место сбора жителей для эвакуации (отселения), зарегистрируйтесь на сборном эвакуационном пункте для организации эвакуации и готовьтесь к ней.

В случае переезда к родственникам, друзьям или знакомым проживающим вне зоны возможного затопления, уведомите Администрацию городского округа о месте вашего пребывания с указание адреса и телефонов (при наличии).

Берите с собой только самые необходимые вещи: пакет с документами и деньгами, медицинскую аптечку, трехдневный запас продуктов, постельное белье и туалетные принадлежности, комплект верхней одежды и обуви, фонарь, батарейки. Сложите все в чемоданы (сумки, рюкзаки). Документы и другие предметы первой необходимости упакуйте в водонепроницаемые пакеты.

Разъедините все потребители электрического тока от электросети, погасите огонь в печах, закрепите все плавучие предметы, находящиеся вне зданий, или разместите их в подсобных помещениях.

Перенесите ценные вещи и продовольствие на верхние этажи или закрепите на верхние полки.

Перегоните скот, который есть в вашем хозяйстве, на возвышенную местность.

Действия в зоне внезапного затопления во время наводнения, паводка:

Сохраняйте спокойствие, во избежание паники.

Быстро соберите необходимые документы, ценности, лекарства, продукты и прочие необходимые вещи.

Окажите помощь инвалидам, детям, людям преклонного возраста. Они подлежат эвакуации в первую очередь.

По возможности немедленно оставьте зону затопления.

При отсутствии организованной эвакуации (если вы не успели покинуть здание), до прибытия помощи или спада воды, поднимитесь на верхние этажи. Если дом одноэтажный – займите чердачные помещения и находитесь на верхних этажах и крышах зданий, или других возвышающихся предметах.

Проверьте, нет ли вблизи пострадавших, по возможности окажите им помощь.

Что не относится к аварийно спасательным работам при ликвидации последствий наводненийДо прибытия помощи оставайтесь на верхних этажах, крышах, деревьях или других возвышениях, сигнализируйте спасателям, чтобы они имели возможность быстро вас обнаружить.

При подходе спасателей спокойно, без паники и суеты, с соблюдением мер предосторожности, переходите в плавательное средство. При этом неукоснительно соблюдайте требования спасателей, не допускайте перегрузки плавсредств.

Во время движения не покидайте установленных мест, не садитесь на борта, строго выполняйте требования экипажа.

Самостоятельно выбираться из затопленного района рекомендуется только при наличии таких серьезных причин, как необходимость оказания медицинской помощи пострадавшим, продолжающийся подъем уровня воды, при угрозе затопления верхних этажей (чердака). При этом необходимо иметь надежное плавательное средство и знать направление движения. В ходе самостоятельного выдвижения не прекращайте подавать сигнал бедствия.

Прыгать в воду с подручным средством спасения можно лишь в самом крайнем случае, когда нет надежды на спасение.

Оказавшись в воде, снимите с себя тяжелую одежду и обувь, отыщите вблизи предметы, которыми можно воспользоваться до получения помощи.

Оказавшись во время наводнения в поле (тундре), лесу, нужно занять более возвышенное место.

Основные правила действий при эвакуации по воде:

Самостоятельно эвакуироваться по воде можно только при угрозе ухудшения обстановки или в случае прямой видимости места на незатопляемой территории.

Пешим порядком (вброд) эвакуироваться весной запрещается из-за опасности переохлаждения.

Если вы все-таки оказались в воде снимите с себя тяжелую одежду и обувь, отыщите вблизи предметы, которыми можно воспользоваться до получения помощи.

При эвакуации по воде максимально используйте подручные средства (надувные предметы, автомобильные камеры, доски, бревна, бочки и т.д.).

При пользовании табельными (самоходными) плавательными средствами входите в лодку (катер) по одному, во время движения не меняйтесь местами и не садитесь на борт.

Действия если человек тонет:

Бросьте тонущему человеку плавающий предмет, позовите на помощь. Добираясь до пострадавшего вплавь, учтите течение реки.

Если тонущий не контролирует свои действия, подплывите к нему сзади и, схватив его за волосы, буксируйте к берегу.

Что не относится к аварийно спасательным работам при ликвидации последствий наводненийДействия населения после наводнения:

При подходе к зданию соблюдайте осторожность, проверьте надежность всех его конструкций (стены, полы), остерегайтесь падения каких-либо предметов, порванных и провисших электрических проводов.

При осмотре внутренних помещений следует использовать электрические фонари на батарейках.

Проветрите комнаты, уберите грязь с пола и стен, откачайте воду из подвалов (при наличии) и просушите жилое помещение, обеззаразьте загрязненную посуду, столовые приборы, поверхность мебели.

Проверьте исправность электропроводки, водопровода и канализации. Не пользуйтесь ими до тех пор, пока не убедитесь в их исправности с помощью специалистов.

Выбросите пищевые продукты и запасы питьевой воды, которые были в контакте с водой.

Попавшие в зону затопления колодцы с питьевой водой необходимо осушить для их последующей дезинфекции.

Что не относится к аварийно спасательным работам при ликвидации последствий наводнений

Источник

Глава 4. Действия органов управления при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с наводнением

Глава 4. Действия органов управления при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с наводнением

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти при организации защиты населения и территорий от опасных последствий весеннего половодья и паводков осуществляют свою деятельность в рамках полномочий, установленных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и другими нормативными актами Российской Федерации.

К основным направлениям деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по предупреждению и ликвидации последствий, связанных с паводковыми явлениями, относятся:

планирование и оперативное проведение предупредительных мероприятий по защите от затопления, подтопления паводковыми водами населенных пунктов и объектов экономики, оказанию экстренной медицинской помощи населению с использованием в установленном порядке на эти цели средств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также сил и средств заинтересованных организаций;

обеспечение соблюдения режима хозяйственной деятельности в зонах периодического затопления, подтопления паводковыми водами;

организация проведения необходимых наблюдений за развитием паводковой обстановки, возможными местами образования ледовых заторов, повышением уровня воды на водных объектах и состоянием гидротехнических сооружений в период прохождения весеннего половодья и паводков;

создание и обеспечение готовности резервов финансовых и необходимых материальных ресурсов, а также сил промышленных и транспортных организаций для предупреждения и локализации аварий на гидротехнических сооружениях и других чрезвычайных ситуаций, вызванных прохождением весеннего половодья и паводков;

регулярное рассмотрение вопросов, требующих принятия экстренных мер по уменьшению социально-экономических последствий весеннего половодья и паводков;

руководство работами по ликвидации последствий, связанных с паводковыми явлениями, эвакуации (временного отселения) пострадавшего населения и его жизнеобеспечение.

Подготовка к проведению мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий, связанных с паводковыми явлениями, осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми документами субъекта РФ, решениями КЧС и ОПБ (председателя комиссии) органа исполнительной власти субъекта РФ.

В соответствии со статьей 10 этого же постановления к постоянно действующим органам управления единой системы относятся:

В период весеннего половодья и паводков на водных объектах территорий субъектов РФ должны быть организованы и проведены следующие мероприятия:

определение границ и размеров (площади) зон затопления, количества административных районов, населенных пунктов объектов экономики, площади сельскохозяйственных угодий, дорог, мостов, скотомогильников, линий связи и электропередач, попадающих в зоны подтоплений и затоплений;

определение количества пострадавшего населения, а также временно отселяемых из зоны затопления;

определение разрушенных (аварийных) домов, построек и т.п.;

объемы откачки воды из затопленных сооружений;

количество голов погибших сельскохозяйственных животных;

местоположение и размеры сооружаемых дамб, запруд, обвалований, креплений откосов берегов, водоотводных каналов, ям (сифонов);

определение предварительного размера материального ущерба;

численность привлекаемых сил и средств (личного состава, техники и т.п.);

непосредственные мероприятия по защите населения.

При угрозе возникновения ЧС в период весеннего половодья, связанного с наводнением (подтоплением, затоплением и т.д.), органами управления организуется следующий порядок действий:

оценка сложившейся обстановки;

прогнозирование возможного развития обстановки;

подготовка данных для принятия решения руководителем органа исполнительной власти;

принятие решения на проведение комплекса организационных, инженерно-технических и других мероприятий по предупреждению ЧС или уменьшению ее воздействия на население, объекты экономики и окружающую природную среду.

Органы управления частично или полностью приводятся в готовность и выполняют мероприятия, предусмотренные планом действий для данного режима функционирования.

В условиях угрозы затопления, подтопления основной задачей органов исполнительной власти всех уровней является предотвращение или минимизация ущерба от затопления, а также обеспечение защиты населения и объектов экономики, в том числе мероприятий по жизнеобеспечению населения (ЖОН).

Меры защиты от наводнений подразделяются на оперативные (срочные) и технические (предупредительные).

Организация технических мер.

Заблаговременными (техническими) мерами борьбы с наводнениями являются:

регулирование стока в русле реки;

отвод паводковых вод;

регулирование поверхностного стока на водосбросах;

спрямление русел рек и дноуглубление;

строительство берегозащитных сооружений;

подсыпка застраиваемой территории;

ограничение строительства в зонах возможных затоплений и др.

Использовать комплекс мероприятий в сочетании активных методов защиты (регулирование водостока) с пассивными методами (обвалование, руслоуглубление и т.п.).

Основными направлениями действий органов исполнительной власти субъектов РФ при угрозе затопления являются:

анализ обстановки, выявление источников и возможных сроков затопления;

прогнозирование видов (типов), сроков и масштабов возможного затопления;

планирование и подготовка комплекса типовых мероприятий по предупреждению затоплений;

планирование и подготовка к проведению аварийно-спасательных работ в зонах возможного затопления.

4.1. Последовательность действий органов управления ТП РСЧС в различных режимах функционирования

Режим повседневной деятельности

Режим повышенной готовности

Режим чрезвычайной ситуации

Органы управления ТП РСЧС

Определение основных параметров на паводкоопасный период

Уточнение списков должностных лиц от функциональных и территориальных подсистем по их привлечению в оперативные штабы, совместные оперативные и рабочие группы. Подготовка пакета рабочих документов для работы КЧС и ПБ субъектов РФ в паводкоопасный период (формализованные документы, проекты распоряжений о введении режимов функционирования). Определение сроков и порядка получения прогнозов. Определение сроков и порядка получения оперативной гидрометеорологической информации. Определение сроков, границ и размеров (площади) зон возможного затопления. Определение количества административных районов, населенных пунктов, домов, населения, объектов экономики, дорог, мостов, линий связи, скотомогильников и электропередачи, площади

сельскохозяйственных угодий и других объектов, попадающих в зоны возможных подтоплений и затоплений. Определение сроков и порядка представления информации из муниципальных образований, указанных в прогнозе.

Создание резерва ГСМ, продовольствия, медикаментов, предметов первой необходимости и финансовых средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных паводком, на основе анализа порядка и номенклатуры используемых материально-технических ресурсов при ликвидации ЧС для районов с частой повторяемостью по данным многолетних наблюдений.

Определение необходимых сил и средств

Утверждение необходимой по численности группировки сил и средств на выполнение мероприятий по ликвидации угрозы возникновения ЧС, связанных с паводком. Организация комплекса мероприятий по обводнению торфяников, снего- и водозадержанию, завозу снежных масс на торфяники, устройству плотин, перемычек, недопущению подтопления жилых дачных построек и дорог в целях удержания паводковых вод.

Организация завоза и накопления на тепловырабатывающих объектах, находящихся в зонах возможного подтопления, нормативных запасов жидкого и твердого топлива. Организация регулярного проведения предупредительных мероприятий и разъяснительной работы по предотвращению гибели на водных объектах, принятие мер безопасности на водоемах в период весеннего половодья и паводка через СМИ.

Утверждение необходимой по численности группировки сил и средств на выполнение мероприятий по ликвидации угрозы возникновения ЧС, связанных с паводком.

Определение и утверждение превентивных мероприятий

Определение собственников, находящихся на территории муниципального образования, бесхозяйных гидротехнических сооружений и приведение аварийных гидротехнических сооружений в безопасное состояние.

Планирование эвакуации (населения из зон возможного наводнения и заблаговременное ее проведение при угрозе наводнения).

Уточнение планов эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Подготовка к развертыванию пунктов временного размещения (ПВР) для приема населения, выведенного из зоны чрезвычайной ситуации. Уточнение количества автотранспортных средств, привлекаемых для эвакуации населения в ПВР, а также возможности по эвакуации животных. Проверка готовности ПВР к первоочередному жизнеобеспечению (продуктами питания, питьевой водой, предметами первой необходимости). Определение источника финансирования на проведение мероприятий по эвакуации населения из зоны ЧС, временному размещению и первоочередному жизнеобеспечению населения в ПВР.

Организация работы КЧС и ОПБ субъекта РФ

В соответствии с Методическими рекомендациями по организации деятельности оперативных штабов ликвидации чрезвычайных ситуаций и оперативных групп территориальных органов МЧС России, местных гарнизонов пожарной охраны исх. от 01.11.2013 N 2-4-87-34-14). Необходимо осуществлять следующие меропрития:

Отправление и организация работы в зоне ЧС межведомственных оперативных и рабочих групп. Распределение и направление в район ЧС сил и средств РСЧС для проведения аварийно-спасательных работ.

Контроль доведения оперативного прогноза до муниципальных районов и городских округов.

Организация мониторинга границ и размеров (площадей) зон возможного затопления.

Организация учета административных районов, населенных пунктов, количества населения, объектов экономики, дорог, мостов, линий связи и электропередачи, площади сельскохозяйственных угодий, скотомогильников, свалок твердых бытовых отходов, потенциально-опасных и других объектов, попавших в зоны подтоплений и затоплений.

Контроль выполнения комплекса инженерно-технических мероприятий по проведению АСДНР в зоне ЧС.

Задействование региональных и локальных систем оповещения в случае возникновения реальной угрозы.

Использование ручного и автоматизированного способов оповещения, централизованное управление объектов экономики, принудительное переключение программ вещания радиотрансляционных узлов, радиовещательных и телевизионных станций на передачу сигнала оповещения.

Контроль выполнения комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение заболевания населения, попавшего в зоны затопления, острыми кишечными инфекциями.

Контроль за выполнением мероприятий направленных на снижение вторичных факторов, мероприятий по контролю за санитарной обстановкой, противоэпидемиологических и восстановительных мероприятий.

Финансовое обеспечение пострадавшего населения

определения размера материального ущерба для осуществления компенсационных выплат из федерального и субъектового бюджетов и контроль за их работой; подготовки списков пострадавшего населения, а также установленных законодательством документов для осуществления компенсационных выплат из федерального и субъектового бюджетов.

Органы управления муниципального звена ТП РСЧС

Определение основных параметров на паводкоопасный период

Уточнение списков должностных лиц от функциональных и территориальных подсистем по их привлечению в оперативные штабы, совместные оперативные и рабочие группы. Определение состава межведомственных оперативных групп муниципального образования. Подготовка пакета рабочих документов для работы КЧС и ПБ в паводкоопасный период (формализованные документы, проекты распоряжений о введении режимов функционирования). Определение сроков и порядка получения оперативной гидрометеорологической информации. Определение сроков, границ и размеров (площади) зон возможного затопления. Определение количества населенных пунктов, домов, населения, объектов экономики, дорог, мостов, скотомогильников, линий связи и электропередачи, площади

сельскохозяйственных угодий и других объектов, попадающих в зоны возможных подтоплений и затоплений. Определение сроков и порядка представления информации из населённых пунктов указанных в прогнозе.

Определение опасных параметров на паводкоопасный период в режиме повседневной деятельности

Разработка планов по постановке на учет и определению собственников, находящихся на территории муниципального образования, бесхозяйных гидротехнических сооружений и по приведению аварийных гидротехнических сооружений в безопасное состояние с согласованием в ГУ МЧС России по субъекту РФ. Проведение мероприятий по накоплению на тепловырабатывающих объектах, находящихся в зонах возможного затопления, подтопления, нормативных запасов жидкого и твердого топлива.

Проведение предупредительных мероприятий и разъяснительной работы по предотвращению гибели людей на водных объектах, мерам безопасности на водоемах в период весеннего половодья и паводка.

Определение и утверждение превентивных мероприятий

Утверждение комплекса инженерно-технических мероприятий по укреплению берегов и устоев мостов, подсыпке защитных дамб, транспортных коммуникаций и линий электропередач, дноуглубительных, берегоукрепительных, русловыпрямительных работ, спрямления русел (для малых рек и водотоков) и т.д. Утверждение объемов и мест работ по предварительному ослаблению ледяного покрова для предотвращения образования заторов и зажоров (распиловки, чернения льда, взрывных работ и т.д.).

Создание резерва ГСМ, продовольствия, медикаментов, предметов первой необходимости и финансовых средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных паводком, на основе анализа порядка и номенклатуры используемых материально-технических ресурсов при ликвидации ЧС для районов с частой повторяемостью по данным многолетних наблюдений

Проведение учений и тренировок

Проведение тренировки с межведомственными оперативными группами муниципальных образований на границах зон ответственности. Проведение тренировки по приведению в готовность пунктов временного размещения (ПВР) пострадавшего населения (лицеи, санатории, училища, техникумы, колледжи, школы).

Проведение тренировок по задействованию системы оповещения.

Проверка готовности населенных пунктов

Организация проверки готовности населённых пунктов, указанных в прогнозе, к дождевому паводку. Направление результатов проверки готовности населённых пунктов на заседание КЧС и ПБ субъекта.

Определение необходимых сил и средств

Утверждение необходимой по численности группировки сил и средств на выполнение мероприятий по ликвидации угрозы возникновения ЧС, связанных с паводком.

Проверка имеющихся сил и средств для проведения аварийно-спасательных работ.

Проверка готовности и оснащения оперативных групп, сил и средств муниципального образования и готовность их к реагированию на ЧС, связанные с паводком.

Утверждение необходимой по численности группировки сил и средств на выполнение мероприятий по ликвидации угрозы возникновения ЧС, связанных с паводком. Проверка имеющихся сил и средств для проведения аварийно-спасательных работ.

Проверка готовности и оснащения оперативных групп, сил и средств муниципального образования и готовность их к реагированию на ЧС, связанные с паводком.

Планирование эвакуации (населения из зон возможного наводнения и заблаговременное ее проведение при угрозе наводнения).

Уточнение планов эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Подготовка к развертыванию пунктов временного размещения (ПВР) для приема населения, выведенного из зоны чрезвычайной ситуации. Уточнение количества автотранспортных средств, привлекаемых для эвакуации населения в ПВР, а также возможности по эвакуации животных. Проверка готовности ПВР к первоочередному жизнеобеспечению (продуктами питания, питьевой водой, предметами первой необходимости). Определение источника финансирования на проведение мероприятий по эвакуации населения из зоны ЧС, временному размещению и первоочередному жизнеобеспечению населения в ПВР. Доведение до населения порядка действий и правил поведения в случае осуществления эвакуации.

Организация работы КЧС и ОПБ

В соответствии с Методическими рекомендациями по организации деятельности оперативных штабов ликвидации чрезвычайных ситуаций и оперативных групп территориальных органов МЧС России, местных гарнизонов пожарной охраны исх. от 01.11.2013 N 2-4-87-34-14) следует осуществлять:

Отправление и организацию работы в зоне ЧС межведомственных оперативных и рабочих групп. Распределение и направление в район ЧС сил и средств РСЧС для проведения аварийно-спасательных работ.

Контроль доведения оперативного прогноза до населенных пунктов.

Организация мониторинга границ и размеров (площадей) зон возможного затопления.

Организация учета населенных пунктов, количества населения, объектов экономики, дорог, мостов, линий связи и электропередачи, площади сельскохозяйственных угодий, скотомогильников, свалок твердых бытовых отходов, потенциально-опасных и других объектов, попавших в зоны подтоплений и затоплений. Контроль выполнения комплекса инженерно-технических мероприятий по проведению АСДНР в зоне ЧС.

Задействование местных и локальных систем оповещения в случае возникновения реальной угрозы. Использование ручного и автоматизированного способов оповещения, централизованное управление объектов экономики, принудительное переключение программ вещания радиотрансляционных узлов, радиовещательных и телевизионных станций на передачу сигнала оповещения.

Уточнение планов эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Подготовка по развертыванию пунктов временного размещения (ПВР) для приема населения, выведенного из зоны чрезвычайной ситуации. Уточнение количества автотранспортных средств, привлекаемых для эвакуации населения в ПВР, а также возможности по эвакуации животных. Проверка готовности ПВР к первоочередному жизнеобеспечению (продуктами питания, питьевой водой, предметами первой необходимости). Определение источника финансирования на проведение мероприятий по эвакуации населения из зоны ЧС, временному размещению и первоочередному жизнеобеспечению населения в ПВР. Доведение до населения порядка действий и правил поведения в случае осуществления эвакуации.

Контроль выполнения комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение заболевания населения, попавшего в зоны затопления, острыми кишечными инфекциями. Контроль за выполнением мероприятий по санитарной обстановке, направленных на снижение вторичных факторов и противоэпидемиологических и восстановительных мероприятий.

Финансовое обеспечение пострадавшего населения

определения размера материального ущерба для осуществления компенсационных выплат из федерального и субъектового бюджетов и контроль их работы;

подготовки списков пострадавшего населения, а также установленных законодательством документов для осуществления компенсационных выплат из федерального и субъектового бюджетов.

Ограничение использования некоторых объектов

Принятие решения по результатам обследования или данных прогноза. Производится оценка последствий ограничений для населения и экономики. Компенсация продукции или услуг за счет внешних поступлений. Согласование порядка введения ограничений и получения компенсаций.

Ограничение (прекращение) деятельности предприятий и организаций

Прекращение деятельности потенциально опасных производств или введение ограничения по мощности (объему выпуска продукции) с целью защиты персонала, ценного оборудования, недопущения возникновения вторичных факторов поражения в соответствии с планом функционирования в ЧС для потенциально опасных производств. Решение согласуется на местном и региональном уровнях

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *