Что не относилось к преобразованиям 1950 х гг в социальной сфере

71. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

71. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

И все же экономическая история Советского Союза была бы неполной без изучения больших изменений, которые происходили на рубеже 1950-1960-х гг. в социальной сфере и коснулись в первую очередь городского населения.

Главным среди других был Закон о пенсионном обеспечении, введенный в июле 1956 г., который затронул интересы миллионов людей. Размер пенсий зависел от стажа работы и возраста. Мужчины могли уйти на пенсию в возрасте 60 лет при 25-летнем стаже работы, женщины – в 55 лет при 20-летнем стаже (это было гораздо ниже возрастного ценза, установленного в большинстве западных стран).

Вопрос о пенсионном обеспечении для колхозников решился только в 1965 г. Пенсии по старости стали получать мужчины в возрасте 65 лет, женщины – 60 лет и только в том случае, если они продолжали жить в своем колхозе. Для тех же, кто на старости лет перебрался в город к детям до наступления пенсионного возраста (даже при наличии необходимого трудового стража), вопрос о пенсии вообще не стоял, они как бы выпадали из сферы социального обеспечения, поскольку «порвали связь со своим хозяйством».

Увеличился оплачиваемый отпуск по беременности и родам с 70 до 112 дней (56 рабочих дней до и 56 – после родов).

В середине 1950-х гг. началось массовое жилищное строительство, которое было переведено на промышленную основу. Стали возводиться дома из железобетонных панелей, что заметно сокращало сроки строительства, правда, порой за счет ухудшения условий проживания. И все же, несмотря на небывалый размах строительства домов, жилищная проблема оставалась далекой от разрешения. Очередь на получение квартиры продвигалась медленно, и очень часто ее скорость зависела от производственных показателей данного работника, от его активного участия в общественной жизни коллектива, от отношений с начальством и других факторов, что позволяло делало возможным давление на конкретных людей. В 1958 г. было принято решение приостановить на 20 лет выплату денег по государственным займам, поскольку средств у государства на это не было. Партийно-государственный аппарат был недоволен постоянными и непредсказуемыми реорганизациями, которые доставляли массу беспокойства, а преимуществ не давали никаких. Среди недовольных было большое количество военных из-за масштабного и социально необеспеченного сокращения вооруженных сил. Ведь в конце 1950 – начале 1960-х гг. ликвидировались многие высокооплачиваемые генеральские должности, а сотни тысяч офицеров были буквально брошены на произвол судьбы. Росло недовольство среди интеллигенции из-за постепенного запрета на либерализацию духовной жизни и постоянного вмешательства партийных органов в творческую сферу. Рабочие и крестьяне устали от шумной борьбы за «светлое будущее» при постепенном ухудшении повседневной жизни. Рабочие были недовольны ростом цен и снижением тарифных ставок. Крестьяне возмущались бесконечными экспериментами в сельском хозяйстве, которые так и не смогли привести к эффективному функционированию аграрного сектора, импортом продуктов питания, которые страна вполне способна была произвести сама.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Социальная карта — механизм государственного и муниципального управления в сфере социальной поддержки населения

Социальная карта — механизм государственного и муниципального управления в сфере социальной поддержки населения Потребности рынкаВ настоящее время на всех уровнях власти проводится большая работа, связанная с реализацией Федерального закона от 22 августа 2004 г.

Налоговые вычеты в социальной сфере

Налоговые вычеты в социальной сфере Следующие вычеты – социальные, они затрагивают такие стороны человеческой жизни, как обучение, лечение и пенсионные накопления (пп. 2–5 п. 1 ст. 219 НК РФ).В совокупности суммы расходов к данным вычетам не могут превышать 120 тысяч рублей,

6. Преобразования в социальной сфере

6. Преобразования в социальной сфере В середине 1950-х гг. был разработан проект мер, предназначенных для улучшения жизни населения. Систематически повышалась зарплата (ежегодно примерно на 6%), особенно у работников с минимальным доходом. Сокращается рабочая неделя с 48 до 40

§ 4 Россия: коренные преобразования типов присвоения

§ 4 Россия: коренные преобразования типов присвоения Можно отметить два основных этапа изменений всей системы имущественных отношений, происходивших в России. Сначала рассмотрим первый этап: с октября (по старому стилю) 1917 г. до начала 1990-х гг. В этот период произошло

6.1 Реформы в социальной сфере

6.1 Реформы в социальной сфере Мы не намерены давать здесь исчерпывающую характеристику содержания и подходов к организации конкретных направлений социальной реформы, каждая из них является предметом глубокой профессиональной разработки. Остановимся только на

7.7. Реформы в социальной сфере

7.7. Реформы в социальной сфере Социальная сфера в целом в силу различных обстоятельств осталась практически не затронутой рыночными преобразованиями. Благоприятные возможности 1992–1994 годов упущены.Между тем необходимость реформ в этой сфере становится все более

4. Пётр Великий и Преобразования

4. Пётр Великий и Преобразования Представления о всеохватных Преобразованиях государственной жизни, которые вызревали вследствие мучительных поисков выхода из мировоззренческого, а как следствие, и общегосударственного кризиса всю вторую половину ХVII века, обобщил и

11 МЕНЕДЖМЕНТ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

11 МЕНЕДЖМЕНТ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ Социальная сфера – это вид деятельности, предмет которой составляют человек и его потребности. Социальная сфера – сфера воспроизводства человека, семьи, трудовых коллективов и других социальных групп, которая включает условия труда и

Деятельность преобразования

Деятельность преобразования Когда я переставляю стул, когда я работаю в каком-то технологическом процессе, когда я подсчитываю какие-то значения — каждый раз работает эта схема. Мы получаем некоторый исходный материал, захватываем его, применяем к нему определенные

49. Понятие социальной защиты, ее основные направления в сфере труда

ПРОГРАММА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ Д. Коттер (1995) выделил 8 шагов, которые необходимо пройти для преобразования организации:1. Понимание необходимости срочных перемен:? исследование реальной рыночной и конкурентной ситуации;? выявление и обсуждение рисков, потенциальных рисков и

2. К чему преобразования, если все и так хорошо?[7]

2. К чему преобразования, если все и так хорошо?[7] Как следует из названия, первая ситуация, которую мы сейчас рассмотрим, связана с проблемой осознания руководством необходимости перемен. Приверженцы новых подходов к управлению считают вопрос «Когда следует задуматься о

TFM: Преобразования в компании A

TFM: Преобразования в компании A Компания A, которая входит в состав крупной транснациональной корпорации, производит бытовые водонагреватели и бойлеры. Созданная в 1977 году в небольшой европейской стране, эта компания – поначалу семейное предприятие – начала работать по

Приложение Преобразования в Японии

Приложение Преобразования в Японии Не принимай собственное остроумие за мудрость. Еврипид. Вакханки Дуракам мудрость кажется глупостью. Еврипид. Вакханки Мотив появления этого приложения. Весь мир знает о «японском чуде», начало которому было положено в 1950 г. До этого

Реальные преобразования

Реальные преобразования Пер отложил бумаги, которые поначалу не хотел читать дальше заголовка: предположение, что в его овсяно-молочном бизнесе можно использовать опыт гигантского банка, показалось ему слишком натянутым. В отличие от Эрика Пер не испытывал трепета

Источник

BzBook.ru

71. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

И все же экономическая история Советского Союза была бы неполной без изучения больших изменений, которые происходили на рубеже 1950-1960-х гг. в социальной сфере и коснулись в первую очередь городского населения.

Главным среди других был Закон о пенсионном обеспечении, введенный в июле 1956 г., который затронул интересы миллионов людей. Размер пенсий зависел от стажа работы и возраста. Мужчины могли уйти на пенсию в возрасте 60 лет при 25-летнем стаже работы, женщины – в 55 лет при 20-летнем стаже (это было гораздо ниже возрастного ценза, установленного в большинстве западных стран).

Вопрос о пенсионном обеспечении для колхозников решился только в 1965 г. Пенсии по старости стали получать мужчины в возрасте 65 лет, женщины – 60 лет и только в том случае, если они продолжали жить в своем колхозе. Для тех же, кто на старости лет перебрался в город к детям до наступления пенсионного возраста (даже при наличии необходимого трудового стража), вопрос о пенсии вообще не стоял, они как бы выпадали из сферы социального обеспечения, поскольку «порвали связь со своим хозяйством».

Увеличился оплачиваемый отпуск по беременности и родам с 70 до 112 дней (56 рабочих дней до и 56 – после родов).

В середине 1950-х гг. началось массовое жилищное строительство, которое было переведено на промышленную основу. Стали возводиться дома из железобетонных панелей, что заметно сокращало сроки строительства, правда, порой за счет ухудшения условий проживания. И все же, несмотря на небывалый размах строительства домов, жилищная проблема оставалась далекой от разрешения. Очередь на получение квартиры продвигалась медленно, и очень часто ее скорость зависела от производственных показателей данного работника, от его активного участия в общественной жизни коллектива, от отношений с начальством и других факторов, что позволяло делало возможным давление на конкретных людей. В 1958 г. было принято решение приостановить на 20 лет выплату денег по государственным займам, поскольку средств у государства на это не было. Партийно-государственный аппарат был недоволен постоянными и непредсказуемыми реорганизациями, которые доставляли массу беспокойства, а преимуществ не давали никаких. Среди недовольных было большое количество военных из-за масштабного и социально необеспеченного сокращения вооруженных сил. Ведь в конце 1950 – начале 1960-х гг. ликвидировались многие высокооплачиваемые генеральские должности, а сотни тысяч офицеров были буквально брошены на произвол судьбы. Росло недовольство среди интеллигенции из-за постепенного запрета на либерализацию духовной жизни и постоянного вмешательства партийных органов в творческую сферу. Рабочие и крестьяне устали от шумной борьбы за «светлое будущее» при постепенном ухудшении повседневной жизни. Рабочие были недовольны ростом цен и снижением тарифных ставок. Крестьяне возмущались бесконечными экспериментами в сельском хозяйстве, которые так и не смогли привести к эффективному функционированию аграрного сектора, импортом продуктов питания, которые страна вполне способна была произвести сама.

72. СОВЕТСКАЯ ЭКОНОМИКА В ЭПОХУ КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Анализ развития страны в 1960-1980-е гг. представляет немалую сложность. Это один из наиболее противоречивых периодов в истории Отечества, насыщенный драматическими событиями, которые повлияли и на российскую, и на мировую историю.

После смерти И. В. Сталина во главе управление страной оказался Н. С. Хрущев. Желание добиться максимально быстро и с наименьшими затратами впечатляющих результатов на основе отношений и методов, непосредственно вытекавших из сталинской практики, порождало все более авантюристические инициативы, непродуманные административные реформы, экономические и социальные перегибы, которые не замедлили выявить пределы хрущевского проекта и привели к серьезному экономическому и социальному кризису начала 1960-х гг. 1957–1959 гг. были отмечены серией административных реформ и кампаний («кукурузная лихорадка», «мясная кампания» в Рязани, «молочные рекорды» и т. д.), призванных улучшить функционирование экономической системы.

При отсутствии продуманной инвестиционной политики в аграрном секторе (проблема его финансирования осталась нерешенной, так как государство не решалось перенести на розничные цены прибавку, получаемую производителями с 1953–1954 гг.) повышению эффективности сельского хозяйства должны были способствовать две административные реформы. Первая заключалась в ликвидации МТС и передаче техники (тракторов и сельхозмашин) в собственность колхозов, что предполагало лучшее ее использование. Вторая реформа заключалась в новом укрупнении колхозов (83 тыс. в 1955 г., 68 тыс. в 1957 г., 45 тыс. в 1960 г.), что должно было привести к образованию мощных колхозных союзов, способных стать началом подлинной индустриализации сельского хозяйства.

Широкое развитие получило жилищное строительство. Очень выгодными условиями государство поощряло строительство кооперативных квартир. За 10 лет (с 1955–1964 гг.) городской жилищный фонд увеличился на 80 %. Тем не менее после наплыва в города в начале 1930-х гг. десятков миллионов сельских жителей отставание в этой области было столь велико, что, несмотря на достигнутые успехи, в целом жилищный кризис преодолеть не удалось.

В сельском хозяйстве также произошло снижение темпов роста (сельскохозяйственное производство возрастало в среднем на 1,5 % в год в 1959–1964 гг. против 7,6 % в 1953–1958 гг., соответственно 3 % против 9 % – в отношении роста производительности труда). Кризис в сельском хозяйстве был вызван социально-экономическими формами организации хозяйства, отсутствием каких-либо изменений колхозного строя, принципы которого (ценообразование, производственные отношения, планирование), ориентированные в конечном счете на изъятие, делали невозможным расширенное воспроизводство.

15 октября 1964 г. произошла отставка Н. С. Хрущева, Л. И. Брежнев занял пост Первого секретаря ЦК КПСС, а А. Н. Косыгин возглавил правительство.

73. ЭКОНОМИКА РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА. ПОИСКИ НОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ. РЕФОРМЫ 1960-1970-Х ГГ.: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, МЕТОДЫ И ИТОГИ

Кризис политической системы СССР в середине 1960 – середине 1980-х гг. Смена партийного и государственного руководства в октябре 1964 г. означала и смену политического курса.

Экономическое развитие страны настоятельно требовало максимально быстрой разработки и внедрения в производство достижений науки и техники, новейших технологий. Однако это было невозможно при сохранении отжившего хозяйственного механизма и партийно-государственной системы управления экономикой. После хрущевской «оттепели» наступил застой в развитии духовной сферы в первую очередь в литературе и искусстве. Устав от хрущевских реорганизаций и управленческих экспериментов, аппарат в качестве главного своего лозунга выдвинул идею «стабильности кадров», что в большинстве случаев означало пожизненность номенклатурных постов, вело к безнаказанности руководителей, расцвету коррупции, разрыву между словом и делом.

С устранением Н. С. Хрущева возросла роль армейского руководства и органов безопасности. С приходом к власти Л. И. Брежнева увеличилось финансирование оборонных программ.

Принятая 7 октября 1977 г. Конституция (четвертый за 60 лет советской власти основной закон) делала акцент на идее достижения социальной и национальной однородности общества (впервые в качестве социальной базы советской власти наряду с рабочим классом и колхозным крестьянством была названа также народная интеллигенция; говорилось о «новой социальной и интернациональной общности» – советском народе, о едином народно-хозяйственном комплексе СССР и др.).

В марте 1965 г. было объявлено о реформировании сельского хозяйства. Уже в 1970 г. совокупная рентабельность совхозного производства составила 22 %, а колхозного – 34 %. Однако, опираясь в ходе этой реформы исключительно на административные рычаги, власть по-прежнему делала главный акцент на повышении роли Министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве аграрным сектором, а также на увеличении капиталовложений на списании долгов колхозов. Огромные средства, направлявшиеся на развитие сельского хозяйства, использовались крайне неэффективно. В результате за 25 лет (1964–1988 гг.) освоенная пашня сократилась на 22 млн га. Потери сельскохозяйственной продукции составляли от 20 до 40 % от урожая. Страна, обладавшая самыми богатыми в мире черноземными почвами, оказалась самым крупным импортером зерна и продуктов питания. Становилось все более очевидным, что для решения продовольственной проблемы необходимо идти на решительное развитие экономических стимулов к труду.

В сентябре 1965 г. партийное руководство объявило о реформе промышленности. Несмотря на то что и она не покушалась на основы директивной экономики, это была наиболее радикальная реформа за все годы советской власти. Однако уже к концу 1960-х гг. реформа, при том что ее никто не отменял, пошла на убыль. А вместе с тем поползли вниз и плановые показатели. Смена хозяйственного механизма оставалась жизненно важной проблемой.

74. СССР И МИР В СЕРЕДИНЕ 1960 – НАЧАЛЕ 1980-Х ГГ. ПОЛИТИКА РАЗРЯДКИ: НАДЕЖДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

К середине 1960-х гг. международная обстановка оставалась для СССР сложной и противоречивой: единый в прошлом социалистический лагерь находился в состоянии раскола из-за антисоветской деятельности китайского руководства; отношения с Западом вновь осложнялись из-за начавшейся открытой агрессии США во Вьетнаме; политика СССР в странах третьего мира не приносила ожидаемых результатов. Брежневское руководство в своей внешней политике по-прежнему исходило из тезиса о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу СССР и союзных ему стран, в то время как позиции США и НАТО оценивались как ослабленные. Тем не менее к концу 1960 – началу 1970-х гг. после целой полосы кризисов началась постепенная нормализация отношений между Востоком и Западом.

Новое руководство, пришедшее к власти в октябре 1964 г., провозгласило курс на стабилизацию экономики, приоритет научных методов управления.

Реформа 1965 г. на первый план выдвигала экономические методы управления. Это не означало отказа от административной экономики. Администрация получала рычаги воздействия на производство посредством использования интересов трудовых коллективов. Предприятию спускались сверху лишь пять показателей: реализация продукции, ассортимент основных изделий, фонд заработной платы, прибыль и рентабельность. В течение 1965–1967 гг. были повышены цены на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, увеличилась прибыль производителей, было проведено выравнивание уровней рентабельности отдельных отраслей. Но дальше реформа не пошла. Становилось очевидным, что плановая экономика окончательно разладилась, ее резервы исчерпаны, а косметические реформы уже не приносили ощутимого эффекта.

Совершенство политического общества представлялось настолько абсолютным, что не могло подвергаться ни малейшему сомнению. Если экономический механизм перетерпел хоть малейшие изменения, реагируя на экономическую ситуацию, то политический механизм, напротив, отличался стабильностью, основанной на догматах политической культуры и мышления. Четверть века командно-бюрократическая система безраздельно осуществляла свое политическое господство. На протяжении длительного времени безнравственно эксплуатировалась идея авангардной роли рабочего класса в советском обществе. Провозглашая рабочий класс ведущей политической силой, советский партийный аппарат поставил абсолютное большинство рабочих вне политики.

75. ПРЕДЫСТОРИЯ ПЕРЕСТРОЙКИ. ПРЕДПОСЫЛКИ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

К началу 1980-х гг. стало очевидным растущее отставание СССР от ведущих мировых держав как по темпам развития экономики, так и по качественным ее характеристикам. Перебои в снабжении населения элементарными продуктами питания никак не совпадали с лозунгами официальной пропаганды о построении в СССР развитого социализма и успешном продвижении общества к коммунизму. Разрыв между словом и делом больно бил не только по руководству, которое не сумело привести народ в обещанный срок к коммунизму, но и по самой марксистско-ленинской идеологии, сомнения по отношению к которой в обществе постепенно нарастали. Застой и загнивание охватили к этому времени все стороны общественной жизни.

Потребность в реформировании общества, ощущавшаяся на протяжении почти 20 лет, но так и не реализованная, превращалась в неизбежность. Это начинали понимать не только внизу, но и вверху общественной пирамиды.

После смерти Л. И. Брежнева и в период недолгого правления Ю. В. Андропова и К. У. Черненко сформировалось и усилило свои позиции то крыло в руководстве, которое выступало за более радикальное обновление общества. Его признанным лидером стал все более быстро набиравший политические очки М. С. Горбачев. Итак, руководство КПСС провозгласило курс на перестройку.

Термин «перестройка» появился в нашей политической лексике в 1985 г. Апрель 1985 г. положил начало медленным, осторожным реформам, направленным на частичное обновление существующей системы. Перемены, происходившие на протяжении примерно трех последующих лет, отдаленно напоминали ситуацию, сложившуюся в России в конце 1950-х гг.

Причиной начавшейся «перестройки» стало отставание от США в гонке космических вооружений: неспособность в силу экономических причин дать ответ на программу «звездных войн» убедила правящие круги СССР в том, что соревнование в сфере высоких технологий уже почти проиграно (о близости экономического кризиса говорил хотя бы такой факт: в 1971–1985 гг. налицо была отрицательная динамика роста по важнейшим экономическим показателям. Темпы роста национального дохода составляли в восьмой пятилетке 41 %, в девятой – 28 %, в десятой – 21 %, в одиннадцатой – 17 %. Рост производительности труда в восьмой пятилетке был 37 %, в девятой – 25 %, в десятой – 17 %).

Генеральный секретарь М. С. Горбачев поначалу лишь возрождал времена хрущевской «оттепели». Речь шла вовсе не о том, чтобы изменить систему, – существующая вполне устраивала правящие верхи. Систему эту стремились лишь приспособить к новым прежде всего международным условиям.

Отмена крепостного права даже в том варианте, который был реализован Александром II, привела к существенному расширению «степеней свободы» для большинства населения Российской империи. Напротив, в первоначальном проекте перестройки во главу угла ставилась технология, а не человек – ему отводилась непонятная роль «человеческого фактора».

76. РЕФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ. АНАЛИЗ ЛИБЕРАЛЬНЫХ И ДРУГИХ ДВИЖЕНИЙ. КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Причины нынешнего кризиса в экономике надо искать в структуре народного хозяйства страны и отсутствии серьезных стимулов к труду. Все это следует умножить на серьезные ошибки в управлении, допущенные в начале перестройки.

Сначала было «ускорение» – наивная попытка с помощью идеологических заклинаний и призывов «каждого на своем рабочем месте» заставить проржавевший хозяйственный механизм крутиться быстрее. Сократили закупку ширпотреба и бросили валютные средства на закупку техники за рубежом. Результат – минимальный. Решили дать предприятиям хозрасчетную самостоятельность. Но ограниченная свобода обернулась лишь правом бесконтрольного расходования государственных средств и привела к вздуванию цен, сокращению объемов производства и резкому росту денежной массы в наличном обращении.

Решения власти 29 ноября – 1 декабря 1988 г. предусматривали изменение структуры высших органов власти и государственного управления страны, наделение вновь учрежденного Съезда народных депутатов реальными властными функциями, а также изменение избирательной системы – прежде всего введение выборов на альтернативной основе.

По мере утраты политической инициативы КПСС в стране усилился процесс формирования новых политических партий. К XXVIII съезду КПСС (он стал последним в ее истории) правящая партия пришла в состоянии раскола. В ней к этому времени отчетливо прослеживались три основных течения: радикально-реформаторское, реформаторско-обновленческое, традиционалистское. Все они были представлены и в руководстве КПСС.

К лету 1991 г. большинство союзных республик СССР приняло законы о суверенитете, что заставило М. С. Горбачева ускорить разработку нового союзного договора.

В отсутствие президента М. С. Горбачева в ночь на 19 августа 1991 г. был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), который ввел в отдельных районах страны чрезвычайное положение; объявил расформированными структуры власти, действовавшие вопреки Конституции 1977 г.; приостановил деятельность оппозиционных партий и движений; запретил митинги и демонстрации; установил жесткий контроль над средствами массовой информации; ввел войска в Москву. Одновременно с сообщением об указах ГКЧП руководство РСФСР (Президент Б. Н. Ельцин, глава правительства И. С. Силаев, первый заместитель Председателя Верховного Совета Р. И. Хасбулатов) выступило с обращением к россиянам, в котором объявило действия ГКЧП незаконными. В декабре 1991 г. лидеры РФ, Украины и Белоруссии заявили о намерении создать Содружество Независимых Государств (СНГ). Оно объединяло первоначально 11 бывших союзных республик (без Грузии и республик Прибалтики). В декабре 1991 г. Президент М. С. Горбачев ушел в отставку. СССР прекратил свое существование.

77. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА 1987 Г. ПРОГРАММА «500 ДНЕЙ»

В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС новое советское руководство провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главными его рычагами виделись научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора».

Руководство страны приступило к разработке первой за годы перестройки программы экономической реформы. Проект реформы предусматривавал следующие изменения: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально – путем развития кооперативного движения); отказ от монополии внешней торговли; более глубокая интеграция в мировой рынок; сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить партнерские отношения; признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами – агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств). Однако реализация большинства названных мероприятий откладывалась до 1991 г., а перевод лишь 20 % предприятий на аренду растягивался до 1995 г. Требовались радикальные и быстрые реформы, однако власть на них так и не пошла. Летом 1989 г. начались массовые забастовки рабочих, которые стали с тех пор повседневным явлением.

Летом 1990 г. Г. Я. Явлинский, академик С. С. Шаталин и другие видные экономисты разработали программу «500 дней», которая предполагала за этот срок провести приватизацию государственных предприятий и значительно урезать экономическую власть Центра. Данный проект давал реальную основу для экономического союза республик. Но под давлением консерваторов М. С. Горбачев отказался от поддержки этой программы. Была создана согласительная комиссия, которая в поисках компромисса пошла фактически на ее выхолащивание.

В этих условиях руководство России заявило, что начнет осуществление предложенной программы в одностороннем порядке, опираясь на поддержку Запада. Скорректированная программа предусматривала переход СССР к рынку к 1997 г. Однако этот план не был даже обсужден из-за осложнения политической ситуации.

В июне 1991 г. первым Президентом России всенародным голосованием был избран Б. Н. Ельцин.

Его избрание означало по существу поддержку почти 60 % участников выборов курса на радикализацию и ускорение экономических реформ.

78. ДИАЛЕКТИКА «НОВОГО МЫШЛЕНИЯ». НАЧАЛО РАЗОРУЖЕНИЯ. РАЗБЛОКИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ. РАСПАД СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

С приходом к власти в марте 1985 г. М. С. Горбачев, отдавая дань традиции, подтвердил прежние подходы СССР во внешней политике. Однако вскоре не просто наметились коррективы внешнеполитического курса, но и оформилась его новая философско-политическая концепция, получившая название «новое политическое мышление». Ее положения предусматривали: отказ от фундаментального вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистический и капиталистическую); признание мира целостным и неделимым; провозглашение невозможности решения международных проблем силовыми методами; объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов; отказ от принципов пролетарского (социалистического) интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и иными. По существу в этих идеях было мало нового. Заслуга советского руководства заключалась в том, что оно попыталось придать этим идеям вид философской основы новой внешнеполитической доктрины.

Предпринимались усилия и по ослаблению регионального противостояния СССР и США. В 1987 г. в ходе переговоров М. С. Горбачева с Р. Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск. 15 февраля 1989 г. завершился вывод советского воинского контингента из Афганистана. В том же году СССР начал вывод своих войск из Монголии. Отказ СССР от прямого вмешательства в гражданские конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа привел к ослаблению в этих странах военного противостояния и началу поисков национального согласия.

В 1989 г. начался вывод советских войск из стран Восточной и Центральной Европы. Наряду с самим курсом на перестройку ослабление военного присутствия СССР в союзных странах вызвало активизацию антисоциалистических настроений.

Начавшиеся в них процессы демократизации привели в конце 1989 – начале 1990 гг. к «бархатным» революциям в Польше, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В декабре 1989 г. вооруженным путем был свергнут режим Н. Чаушеску в Румынии. В результате проведенного в 1990 г. референдума ГДР вошла в состав ФРГ. Произошла смена руководства в Монголии. На путь реформ встал Вьетнам. В декабре 1991 г. прекратил существование сам СССР.

79. ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА. ПОПЫТКИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. В. С. ПАВЛОВ И ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА

В конце 1990 г. главой правительства стал бывший министр финансов в правительстве Н. И. Рыжкова В. С. Павлов, представлявший интересы консервативных экономических и политических кругов и ВПК. Чтобы остановить центробежные тенденции, был взят курс на ужесточение экономических мер. Никаких разговоров о приватизации и либерализации уже не было.

23 января 1991 г. В. С. Павлов провел изъятие из обращения 50– и 100-рублевых купюр. Одна из причин этой меры заключалась в следующем: дело в том, что операция рубль – форинт – доллар и рубль – злотый – доллар приносила куда больший доход, чем рубль – доллар, ибо курс форинта и злотого по отношению к рублю был искусственно занижен. Обмен крупных купюр, производившийся свободно лишь в размере месячного оклада и сопровождавшийся к тому же замораживанием значительной части вкладов, больнее всего ударил по рядовым гражданам. К тому же накануне обмена многие предприятия и учреждения получили деньги для выплаты заработной платы почти исключительно крупными купюрами.

Обмен денег создавал определенные возможности для стабилизации денежного обращения. Однако этот последний для рубля шанс на выздоровление был сорван дальнейшими шагами правительства. Хотя в апреле 1991 г. номинальная денежная масса была минимальной, срыв стабилизации денежного обращения пришелся именно на апрель, т. е. на момент проведения реформы цен, призванной по идее закрепить результаты январского обмена денежных купюр. В результате этой реформы примерно в 3 раза выросли государственные розничные цены, был достигнут предел покупательной способности населения и произошло снижение кооперативных и рыночных цен.

Однако одновременно правительство пошло на выплату значительных денежных компенсаций. Вследствие этого печатный станок был запущен и уже больше не останавливался. Основными причинами существенного увеличения денежной эмиссии в июне-сентябре был начавшийся распад СССР и отказ бывших республик, а ныне суверенных государств, перечислять средства в союзный бюджет. В этих условиях президент М. С. Горбачев пошел на нарушение союзного законодательства, взяв в июле в обход Верховного Совета из Государственного банка 93 млрд руб. на содержание армии и государственного аппарата. В результате начавшаяся еще до перестройки и сопровождавшая каждый ее шаг инфляция из-за гигантского расширения денежной массы переросла в гиперинфляцию. Реформа цен не изменила положения дел на потребительском рынке. Рост дефицита обгонял рост цен. Правительство рассчитывало на прямо противоположный эффект. Кабинет министров полагал, что с учетом выплат правительственных компенсаций ему удастся снизить жизненный уровень населения на 40 %, приблизив его куровню 1978–1979 гг. В таком случае, по мнению наших министров, население, чтобы сохранить привычный ему уровень жизни, станет снимать со сберкнижек по 2 тыс. руб. в год. Этим поглотится прирост сбережений последних лет и экономика вернется к безыинф-ляционным 1971–1973 гг.

80. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1990-Х ГГ

Осенью 1991 г. положение в экономике СССР ухудшалось буквально на глазах и приближалось к катастрофе. Потребительский рынок почти не существовал, прилавки магазинов в городах были пустыми, торговля проводилась по талонам и визитным карточкам, которые повсеместно не обеспечивались ресурсами. Причем реальная угроза голода в крупных городах возникла не из-за плохого урожая и нехватки продовольствия в стране. Просто сельскохозяйственным предприятиям было невыгодно продавать государству урожай по официальным ценам, и крестьяне выжидали роста закупочных цен. А поскольку цены на черном рынке были в несколько раз выше, то хлеб скупался и вывозился контрабандой за рубеж. Так, к ноябрю 1991 г. правительство закупило менее 20 % урожая.

Дефицит бюджета составлял 20 % ВВП и практически вышел из-под контроля. Иностранные кредиты были полностью исчерпаны, и никто в мире не хотел больше предоставлять их, поскольку в декабре 1991 гг. страна не могла выплатить по ним проценты.

Золотовалютные резервы были исчерпаны и достигли небывало низкого уровня – всего 286,6 т, что было просто несопоставимо с неотложными финансовыми обязательствами и потребностями страны. В преддверии зимы города испытывали большие проблемы с энерго– и теплоснабжением из-за неритмичных поставок топлива.

В этих экстремальных обстоятельствах, требовавших чрезвычайно быстрых и решительных мер, ответственность за судьбу страны в ноябре-декабре 1991 г. взяло на себя российское правительство во главе с Президентом Б. Н. Ельциным, у которого имелось два варианта дальнейших действий.

В соответствии с первым их них следовало сначала стабилизировать экономическую обстановку при помощи традиционных советских методов ужесточения снабженческо-сбытовой системы, сбалансирования цен путем их очередного подъема, расширения сферы карточного распределения потребительских товаров. И только после этого можно было приступать к подготовке условий по либерализации экономики и проведению институциональных реформ. Такую последовательность действий предусматривала программа «500 дней».

Второй вариант открывал перспективу быстрого проведения рыночных реформ в сочетании с некоторыми мероприятиями, направленными на стабилизацию ситуации: ограничением бюджетного дефицита, рестриктивной кредитной политики и т. д. При этом институциональные реформы дополняли бы макроэкономическую стабилизацию.

Президент Б. Н. Ельцин после некоторого колебания сделал выбор в пользу второго варианта, и в ноябре 1991 г. было сформировано новое правительство. В этот период всем казалось, что основная политическая борьба в стране завершена и что все силы должны быть направлены на проведение экономических преобразований. Исходя из этого Президент России приостановил реформу политической системы, сохраняя ее прежней, что, как оказалось позже, было большой ошибкой. Ведь в советской Конституции не было четкого разграничении полномочий между ветвями власти (да этого и не требовалось в условиях тоталитарного строя).

Этот фактор стал в скором времени одним из важнейших препятствий на пути экономических реформ.

81. ПРОДОЛЖЕНИЕ КУРСА РЕФОРМ, ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ

К началу 1992 г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е. Т. Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Центральное место в ней занимали меры по переводу экономики на рыночные методы хозяйствования (меры шоковой терапии).

Главным архитектором шоковой терапии стал вице-премьер правительства Гайдар со своими единомышленниками – молодыми экономистами, сторонниками монетаристских методов управления экономикой – Чубайсом, Шохиным и др. Их программа экономических реформ включала три основных направления: либерализацию цен, свободуторговли, приватизацию. В результате освобождения цен с 1 января 1 992 г. денежные средства населения практически обесценились, в результате оказалось, что покупать акции приватизируемых предприятий уже было не на что. С 1 октября 1992 г. началась выдача всему населению ваучеров (приватизационных чеков, на которые затем можно покупать акции предприятий).

Началась неконтролируемая скупка ваучеров у населения новыми предпринимателями, банкирами. С помощью ваучеров сколачивался первоначальный капитал, а в процессе приватизации возникли многие огромные состояния. Одновременно с освобождением цен упразднилась система централизованного распределения ресурсов. Правительство пыталось добиться стабилизации прежде всего на макроэкономическом уровне (т. е. стабилизировать показатели экономики всей страны, контролируя основные показатели – ВВП, дефицит бюджета, инфляцию, объемы производства). Микроэкономические показатели (на уровне предприятий) выпали из поля зрения правительства, и предприятия в условиях свободных цен, взлетевших в сотни раз, испытывали огромные трудности – не могли закупить сырье и комплектующие, сбыть товар. В российской экономике существовали огромные перекосы: доминировали сырьевые отрасли и ВПК, процветали монополии, многие устаревшие производства выпускали ненужную продукцию, а потребительский рынок был пуст.

При высокой степени монополизации производства производители диктовали свои цены, что привело к их увеличению в 100–150 раз, при росте средней зарплаты в 10–15 раз. Наиболее сильно пострадали бюджетники, начался отток научных кадров и специалистов ВПК в коммерческие структуры и за границу. Медленно разворачивалась приватизация госсобственности и ее децентрализация в отличие от приватизации сферы торговли. Условия были таковы, что значительная доля госсобственности на предприятиях отошла управленческому аппарату, трудовые коллективы, которым предоставлялись преимущества, не смогли ими воспользоваться.

Итоги первого (1992) года реформ:

1) спад промышленного производства – 35 %, взаимные неплатежи предприятий достигли 3,5 трлн руб.;

2) не удалось добиться успеха в финансовой реформе – жесткая кредитная политика под давлением директорского корпуса, депутатов, профсоюзов сменилась политикой уступок;

3) увеличение денежной массы привело к новой волне инфляции;

4) внешний долг рос, на его обслуживание уходила треть годового дохода страны;

5) снижение жизненного уровня, рост социальной напряженности, рост безработицы, забастовки.

82. ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЕДИНСТВА РОССИИ. НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ

Десятки субъектов Российской Федерации – Татарстан, Башкортостан, Якутия (Саха), Удмуртия, Новосибирская, Тюменская области – задерживали или прекращали перечислять налоги в федеральный бюджет. Более того, они начали сами устанавливать цены на товары, производимые на их территории. Отдельные субъекты Федерации все настойчивее предлагали преобразовать ее в конфедерацию. Первым серьезным шагом на пути сохранения единства России стал Федеративный договор, включивший в себя три близких по содержанию договора о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Федерации всех типов.

С некоторыми субъектами позднее были подписаны договоры на особых условиях, расширяющих их права, началось это с Татарстана. Обострились межнациональные отношения в некоторых регионах. Так, произошел конфликт между осетинами и ингушами в 1 992 г. Сначала Чечено-Ингушская республика разделилась на две части, затем произошли кровавые столкновения между ингушами и осетинами. Особенно напряженные отношения сложились у федерального центра с Чечней, приведшие впоследствии к затяжному военному конфликту по наведению конституционного порядка, отличившемуся большими жертвами с обеих сторон и гибелью под бомбежками мирных жителей.

В Россию хлынул поток беженцев с Северного Кавказа, из Закавказья и Средней Азии (с 1991 г. общая их численность достигла 1 млн человек). Две трети из них – русские по национальности.

12 декабря 1993 г. состоялись первые выборы законодательной власти и референдум по одобрению проекта новой конституции (получил одобрение). Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Конституция установила принцип разделения властей на три самостоятельные ветви власти (исполнительную, законодательную и судебную). Главой государства является Президент РФ, избираемый прямым голосованием на четыре года, он определяет основные направления внутренней и внешней политики, формирует Правительство РФ. Президент и Правительство относятся к исполнительной власти. Законодательная власть принадлежит Федеральному Собранию, состоящему из двух палат, – Совета Федерации и Государственной Думы.

Особую остроту и драматичность событиям придавала нестабильность внутриполитической жизни, вызываемая, в частности, напряженностью в межнациональных отношениях. Один из очагов межнациональных конфликтов находился на Северном Кавказе. Лишь при помощи российской армии удалось прекратить возникшие из-за территориальных споров вооруженные столкновения между ингушами и осетинами. В 1992 г. состоялось разделение на две самостоятельные республики Чечено-Ингушетии. Развитие сепаратистского движения в Чечне привело к расколу в руководстве республики и вооруженным конфликтам сепаратистов с официальной властью. В декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены Вооруженные Силы России.

83. ПРИВАТИЗАЦИЯ

1993–1994 гг. стали годами первого этапа приватизации с наращиванием критической массы количественных преобразований, а 1995–1996 гг. – годами второго этапа с переходом к новой модели, основанной на качественных внутриструктурных, а не количественных изменениях.

В России задача быстрого ухода государства из сферы непосредственного управления предприятиями решалась с помощью их массового акционирования и ваучерной приватизации в 1992–1994 гг. В короткий срок была создана законодательная база приватизации, где были прописаны ее формы, методы, варианты льгот для всех категорий акционеров, коллективных и индивидуальных собственников. Российский ваучер был неименным, и на нем стоял денежный номинал, рассчитанный по балансовой стоимости совокупных государственных производственных фондов на 1 июля 1992 г. Трудовые коллективы на ваучерном этапе получили беспрецедентные по мировым мерам льготы, что объяснялось стремлением властей провести первичное закрепление прав собственности достаточно быстрыми темпами и без крупных социальных конфликтов. Поэтому по итогам ваучерного этапа контроль над 75 % приватизированных компаний осуществляли внутренние акционеры, и, таким образом, был создан резерв для неизбежного дальнейшего перераспределения капитала. Пакеты трудовых коллективов быстро размывались, и уже через год после завершения ваучерной приватизации доля внутренних акционеров в капитале компаний существенно снизилась, а внешних – увеличилась почти вдвое. Крупные институциональные инвесторы проявляли интерес в основном к предприятиямтопливно-энергетического комплекса, экспортным предприятиям (черной и цветной металлургии), торговым компаниям. Большинство же приватизированных компаний, особенно в обрабатывающих отраслях, стратегического инвестора не получили. Банки, надеясь на крупные спекулятивные доходы, приобрели за ваучеры множество пакетов акций компаний, оказавшихся совершенно неконкурентоспособными и требовавших огромных инвестиций для рыночной реструктуризации. Результаты ваучерного этапа оказались более скромными, чем ожидалось. Было достигнуто главное – в России началось формирование институциональных основ рыночной экономики и наметились вполне определенные тенденции изменения социальной структуры на базе формирования частного сектора.

Приватизации второй половины 1994 – начала 1996 гг. можно дать оценку почти полной заторможенности и неопределенности, когда резко активизировались спонтанные процессы и бесконечный поток деклараций не имел под собой никакой экономической базы. В целом в первые два года денежной приватизации не произошло приватизационного бума. Предприятия до сих пор не могут рассматривать приватизацию как источник крупных инвестиций.

Последний этап приватизации (начался в 1996 г. и продолжается до сих пор) – самый длительный, ведь конечным его итогом является появление абсолютно устойчивой системы прав собственности. Однако еще рано говорить об итогах приватизации в России, но ясно одно – Россия рано или поздно станет страной с рыночной экономической системой.

84. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1990-Х ГГ

В 1997 г. впервые с начала реформ официальная статистика зарегистрировала некоторый, хотя и незначительный (0,4 %) рост ВВП, который наблюдался в периоде за последние 11–12 лет.

Можно выделить четыре фактора, обеспечившие если не рост, то стабилизацию экономики в 1997 г.:

1) уникальный механизм адаптации в реальном секторе в виде неплатежей;

2) приток финансовых ресурсов из внешнего мира;

3) увеличение предложения денег;

4) рост импорта, ставший возможным благодаря комбинированному действию первых трех факторов. Денежная политика в России в 1992–1997 гг. не была жесткой. Рост денежной массы в 1992 г. сдерживался не более первых трех месяцев. А с начала 1993 г. сам вопрос о степени жесткости или мягкости кредитно-денежной политики в российских условиях потерял значение. Неконтролируемая эмиссия неплатежей компенсировала производителям нехватку денег.

Если в 1993 г. просроченная кредиторская задолженность составляла всего треть денежной массы денежного агрегата М2, то в 1994 г. первая уже превышала последнюю в 1,5 раза, в 1995 г. – в 1,6, в 1996 г. – 1,7 ив 1997 г. – в 2 раза. К неплатежам следует добавить векселя, казначейские и прочие виды освобождения, взаимозачеты, сельские облигации и иные экзотические формы расчетов, с завидной регулярностью изобретаемые как властями всех уровней, так и непосредственно производителями.

За последнее десятилетие XX в. в России наблюдалось три серьезных финансового кризиса(1991, 1994 и 1998 гг.). Каждый сопровождался нагнетанием политической напряженности и завершался формированием новых рыночных институтов.

Кризис 1998 г. явился кризисом инвестиционной системы в целом. Он включал кризис государства как глобального инвестора; кризис международного финансового капитала как кредитора российских реформ; кризис банковской системы, оказавшейся неспособной совместить стабилизацию валютного курса рубля.

Выход из кризиса заключался в усилении роли банковских институтов в финансово-денежном секторе и в экономике в целом. Рациональная денежная система как система финансового капитала несовместима ни с монополией Центрального банка, ни с политической властью олигархов.

Важнейший компонент рыночных реформ – полная взаимная конвертируемость долларов, рублей и финансовых активов на уровне всех субъектов. Долларизация служит внешней стоимостной мерой национальной валюты в условиях крупных сдвигов в экономике, углубленных спадом. Полная внутренняя конвертируемость – это мощный антиинфляционный фактор, так как сбалансированность долларовых и рублевых оборотов в этом случае начинает опираться на спонтанную тенденцию к равновесию.

Итак, третий финансовый кризис вылился в реструктуризацию банковской системы. Он явился кризисом инвестиционной системы в целом. Кризис 1998 г. включал кризис государства как глобального инвестора; кризис международного финансового капитала как кредитора российских реформ; кризис банковской системы, оказавшейся неспособной совместить стабилизацию валютного курса рубля.

85. ДЕНЕЖНАЯ МАССА И ИНФЛЯЦИЯ В 1995 Г

Как и в январе 1994 г., год спустя вновь произошло изъятие из обращения части наличных денег, выпущенных в декабре под обслуживание сезонно возросших доходов населения. Правда, в 1995 г. уменьшилась не только налично-денежная масса, но и (впервые с начала реформ) денежный агрегат М (М), в котором наличность составляет примерно треть. Да и сам масштаб сокращения наличных денег оказался гораздо значительнее, почти 13 %. В результате этого темп роста налично-денежных средств за весь I квартал 1995 г. оказался отрицательным. Однако в силу отмеченных выше факторов во II квартале как М, так и денежная наличность возрастали с гораздо более высоким ежемесячным темпом, превышающим 10 %, что не могло не вызвать беспокойства управительства, поставившего своей целью доведение инфляции до уровня в 2 % в месяц уже в середине года.

С ноября 1994 г. по апрель 1995 г. темпы роста потребительских цен превышали темпы роста денежной массы, взятые с трехмесячным лагом. Темп роста оптовых цен в промышленности опережал темп роста (с лагом четыре месяца) агрегата М в течение еще большего промежутка времени: с октября 1994 г. по май 1995 г. Как следствие, происходило ускорение оборачиваемости денег и снижение реальной денежной массы. Заметим, что и здесь наблюдается прямая аналогия с 1994 г., когда после прохождения некой равновесной точки под влиянием снизившихся инфляционных ожиданий спрос на деньги (в реальном выражении) начал расти.

Необоснованная антиинфляционная политика в течение 1992–1997 гг. выразилась в «зажиме» денежной массы, привела к глобальному росту неплатежей, массовому распространению суррогатов денег, повышению роли бартера в хозяйственных связях. Эти процессы только с первого взгляда представляются техническими: на самом деле за ними скрываются глубокие провалы в организации нормального производства и обращения товаров. Необходимо также отметить потерю Центральным банком эмиссионного дохода, который мог бы образоваться при нормальном росте денежной массы и в свою очередь смягчить проблему государственной задолженности. Натурализация хозяйственных связей, резко уменьшая налоговую базу, позволяла предприятиям снижать налоговые платежи, а то и вовсе их избегать. Уровень цен в сделках, по которым осуществлялся бартер, производились зачеты, применялись суррогаты денег, значительно выше, чем в условиях нормального денежного обращения. Это и рассматривалось как форма зафиксированной инфляции.

Созданная за годы реформ ситуация глобального денежного голода в реальном секторе исключала его нормальное развитие. У предприятий недоставало оборотного капитала, ограниченность свободных денежных ресурсов резко повышала процент, т. е. плату за их привлечение, поэтому кредит был недоступен предприятиям. Суррогаты денег не могли выполнять функцию накопления и сбережения, предприятия теряли возможность сформировать хоть какие-то инвестиционные ресурсы, они утрачивали не только ресурсы для расширения производства, но и стимулы к этому. В конце концов, в результате такого метода подавления инфляции произошло падение производства и еще большее падение капитальных вложений.

86. ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ И ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ

Усилились неблагоприятные тенденции в динамике распределения денежных доходов населения. Если в 1994 г. реальные располагаемые доходы увеличились на 18,9 %, то в январе-июле 1995 г. они упали на 7 %. Прежде всего это было связано с сокращением реальной заработной платы. Номинальная средняя заработная плата в Российской Федерации упала с 354,2 тыс. руб. в декабре 1994 г. до 302,6 тыс. руб. в январе 1995 г. и затем возросла в мае до 430 тыс. руб. При этом реальная заработная плата в первые пять месяцев 1995 г. составляла примерно лишь 70 % от ее уровня в аналогичный период прошлого года. По расчетам Министерства экономики средняя заработная плата, начисленная в апреле 1995 г., составляла в ценах 1991 г. только 27 % от размера средней заработной платы последнего дореформенного месяца. Такого резкого снижения ее реального содержания не было еще за весь период реформ.

Величина прожиточного минимума возросла со 179 тыс. руб. в среднем (202 тыс. руб. для трудоспособного населения) в январе до 274 тыс. руб. (312 тыс. руб.) в июне. Если в 1994 г. средняя оплата труда с учетом дополнительных выплат социального характера могла обеспечить около 2,5 прожиточных минимумов, то в июне среднедушевые денежные доходы 31 % населения (более 46,5 млн человек) были ниже прожиточного минимума. Правительство признало, что такого масштабного падения реальных доходов не наблюдалось уже в течение двух лет.

Преобразования в политической и экономической жизни России, появление разнообразных форм собственности повлекли за собой существенные изменения в процессах формирования, распределения, перераспределения и использования личных доходов населения. С переходом к рыночной экономике значительно возросла роль частного предпринимательства и неформального сектора экономики. Последний является частью сектора домашних хозяйств и представлен так называемым некорпорированными предприятиями, которые ни с юридической, ни с экономической точки зрения неотделимы от их владельцев. Эти предприятия, как правило, не оформляются в установленном порядке, основаны на неформальных отношениях между участниками производства и производят услуги полностью или частично для собственного потребления домашних хозяйств. В России неформальное производство получило распространение в сельском хозяйстве (например, мелкие фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства населения), в строительстве, торговле, в сфере услуг(частный извоз, услуги по репетиторству, юридические услуги и др.). Все это не могло не привести к изменению структуры денежных доходов населения. Если к концу 1980-х гг. основным источником доходов была заработная плата (она составляла в среднем до 80 % совокупного и 90 % денежного дохода семьи), то теперь все большее значение стали приобретать доходы от собственности и индивидуальной предпринимательской деятельности.

Так, если в 1995 г. оплата труда составляла 37,8 %, в 1996 г. 40,7 %, в 1997 г. 38,6 %, то доходы от предпринимательской деятельности и другие доходы 42,6, 39,7, 40,7 % соответственно.

87. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1990-Х ГГ

В 1995 г. имела место некоторая стабилизация экономики, хотя общее падение уровня промышленного производства к концу 1995 г. составило 51 % от уровня 1990 г. Особенно сильным оно было в отраслях, ориентированных на конечный спрос населения (в легкой промышленности – 83 %, в пищевой – 56 %), в отраслях, сопряженных с инвестиционным комплексом (в машиностроении – 59 %, в лесной и деревообрабатывающей промышленности – 59 %, промышленности стройматериалов – 58 %). Меньшим оказалось падение производства в отраслях, имевших рынки сбыта за пределами страны (в топливной и энергетической – 32 %, в цветной металлургии – 21 %, в черной металлургии – 42 %). В металлургии с начала 1994 г. наблюдался устойчивый рост (в черной – 13 %, цветной – 11 %), как и в нефтехимии (19 %), в которой уровень падения к началу 1994 г. составлял более 60 %. Изменение динамики было связано с отменой количественного регулирования экспорта и снижением уровня экспортных пошлин. Позитивным моментом развития экономики стало устойчивое повышение доли услуг в ВВП: с 33 % в 1992 г. до 53 % в 1995 г. В 1996 г. вновь начался спад в тех отраслях, где в прошлом году появились первые признаки роста, – в черной и цветной металлургии, нефтехимии. Ухудшилось финансовое состояние предприятий. В целом по России число убыточных предприятий составило 43 %, а в отдельных отраслях – 60–80 %. Одним из основных неплательщиков оставалось государство.

К 1997 г. объем реального ВВП сократился примерно на 40 %, промышленного производства – на 50 %; причем это падение, во-первых, приобрело устойчивый характер, а во-вторых затронуло все ключевые отрасли народного хозяйства.

Продукция машиностроения (основы современного индустриального развития) уменьшилась в 3 раза, причем практически сошел на нет выпуск вычислительной техники, приборов и средств автоматизации. Размер и характер спада в машиностроении отчетливо демонстрировали, что российская экономика находится в фазе прогрессирующей деиндустриализации. Немногим лучше являлась ситуация в химической и нефтехимической, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, в индустрии стройматериалов; не менее чем двукратное падение и здесь являлось правилом, а не исключением. Полностью была разорена легкая промышленность: производство тканей, например, в 1996 г. сократилось по сравнению с 1991 г. до 20 %, а обуви – до 14 %. Несмотря на опорную для нынешней экономики роль топливно-энергетического комплекса, дающего до 40 % дохода государственного бюджета и половину прибыли от экспорта, эпидемия спада затронула и эту группу отраслей: нефтяная промышленность за годы реформ снизила добычу черного золота и газового конденсата более чем на 100 млн т.

В ходе реформ неуклонно падало производство в агросфере. За пять лет объем продукции сельского хозяйства сократился более чем на треть. Особенно сильно пострадало животноводство, производство продукции которого снизилось на 40 %, спад в растениеводстве превысил 20 %. Капиталовложения в сельское хозяйство, а также внесение минеральных удобрений упали не менее, чем в 5 раз.

88. МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ

Самая поразительная и уникальная черта экономической системы – это величайшая степень независимости реального сектора от денежных потоков и ценовых сигналов. В декабре 1997 г. специальная комиссия провела детальное обследование 210 крупнейших промышленных предприятий, задолженность каждого из которых по платежам в бюджет превышала 1 трлн руб. В среднем по обследованным отраслям он составил 27 %, колеблясь от 5 % в атомной энергетике до 63 % в винно-водочной промышленности. В машиностроении, черной металлургии и угольной промышленности на неденежные формы оплаты приходилось до четырех пятых совокупного дохода отрасли. Остальные доходы были представлены бартером, дву– и многосторонним клирингом, а также прочими неденежными формами расчетов.

В 1994 г. отношение просроченной кредиторской задолженности к ВВП достигло примерно одной четверти и до 1996 г. незначительно колебалось относительно этого уровня. В 1997 г. отношение просроченной кредиторской задолженности к ВВП поднялось до 28,3 %. Совокупный объем всех неплатежей достиг 54,3 % ВВП, в том числе просроченных – 29,2 %. Нарастающая эмиссия квазиденег обеспечивала ему высокую степень независимости от макроэкономической политики правительства и Центрального банка и стало основным фактором роста в российской экономике. Еще один фактор – существенное сокращение относительной налоговой нагрузки на производителей. В промышленности отношение фактически выплачиваемых налогов к добавленной стоимости упало с 38 % в 1996 г. до 27,4 % в январе-августе 1997 г. В строительстве соответствующие показатели составили 28,5 и 17,5 %, отраслях связи – 52,3 и 37,1 %. Снижение относительной налоговой нагрузки опять-таки было навязано самими производителями.

Экономика, в которой неплатежи достигают 30–50 % ВВП, может поддерживать свое существование, если она постоянно подпитывается ресурсами извне. Топливно-энергетический комплекс и его экспортный сектор, т. е. нефть и газ, а также металлургия, деревообрабатывающая и рыбная промышленность десятилетиями играют роль доноров для остальной экономики. В 1997 г. нагрузка на нефтегазовый сектор, электроэнергетику заметно возросла. В структуре просроченной кредиторской задолженности промышленности, на которую приходится около 70 % задолженности конечных потребителей, удельный вес отраслей топливно-энергетического комплекса вырос с 30 % в 1993 г. до более 50 % в 1994 г.

Несмотря на относительно высокие объемы жилищного строительства, для этого сектора характерны те же проблемы, что и для российской экономики планового периода, – увеличение масштабов незавершенного строительства из-за ограниченности финансовых ресурсов заказчика и нерегулярности поступления оплаты за выполненные работы.

Характерной для 1997 г. стала тенденция к стабилизации объемов валового внутреннего продукта и роста производства в промышленности при постепенном ослаблении темпов спада в сельском хозяйстве и на транспорте. Эти процессы протекали при устойчивом замедлении темпов инфляции, укреплении курса рубля по отношению к доллару и сохранении активного внешнеторгового сальдо.

89. СТРУКТУРНЫЙ КРИЗИС В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

За годы реформ Россия претерпела гигантский промышленный спад. Особенно сильным было падение промышленного производства 1993–1994 гг., его темпы приобрели катастрофический масштаб, и спад приобрел самовоспроизводящийся инерционный характер. Лишь к 1995 г. спад существенно замедлился, в 1996–1997 гг. держался на достаточно низком уровне и снова усилился к осени 1998 г. из-за финансового кризиса.

До конца 1993 г. доминировала тенденция роста структурных сдвигов, а с 1994 г. в целом преобладает тенденция снижения их интенсивности. Этот структурный сдвиг определялся ускорением спада в обрабатывающей промышленности: легкой промышленности, машиностроения, химической промышленности, т. е. до 1994 г. основное направление структурных сдвигов – спад производства продукции высокой степени переработки.

Со второй половины 1994 г. структурные сдвиги определялись дальнейшим спадом промышленности высокой степени переработки и стабилизации, а потом и ростом промышленности низкой степени переработки (в основном сектор добывающей промышленности), ориентированной на экспорт.

В агропромышленном комплексе монополия государства на владение землей была отчасти устранена. Была предоставлена возможность частным лицам выходить из составова колхозов и совхозов и создавать фермерские хозяйства. Однако это мало помогло, сельское хозяйство финансировалось государством по остаточному принципу, российская сельскохозяйственная продукция также была неконкурентоспособной.

Кризис платежей в современной российской экономике – одно из наиболее опасных проявлений общего экономического кризиса. Из-за финансового кризиса и обвала банковской системы в августе 1998 г. эта проблема еще более обострилась.

За годы реформ денежная масса в обороте по отношению к ВВП сократилась более чем в 6 раз. Отсутствовала денежная эмиссия на обслуживание текущего хозяйственного оборота.

В условиях массовых неплатежей предприятия не в состоянии были ни определить реальный спрос на свою продукцию, ни нащупать адекватной рыночной цены, ни выявить собственные финансовые возможности. В результате ценообразование на сегодняшний день нельзя назвать рыночным: во многом оно носит произвольный характер, отражает не равновесие спроса и предложения, а инфляционные ожидания производителей и безразличие к цене потребителей. Предприятия остро нуждаются в ориентирах ценообразования. Учитывая различия в экономике, технологии России и западных стран, ориентация на мировые цены подходит далеко не всегда. Утрата предприятиями оборотных средств, резкий рост цен за годы реформ привели к обесценению денежных средств предприятий и их амортизационных фондов. Предприятия могли бы их восстановить, если бы эти фонды не изымались в виде налогов. Существует еще одна, чисто российская проблема, которая во всех развитых странах была бы невозможна, – это невыплаты заработной платы работникам предприятий, финансируемых из государственного бюджета.

90. ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Предпринимательство способствует повышению материального и духовного потенциала общества, создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости. Предпринимательство – это динамический процесс наращивания богатства.

Предпринимательство, как вид деятельности, появилось еще в древности, но современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма. Понятие «предприниматель» появилось в XVIII в. и часто ассоциировалось с понятием «собственник». У его истоков стоял английский экономист Р. Кантильон, впервые внесший термин «предприниматель» в экономическую теорию.

Самая древняя предпринимательская деятельность на территории нашей страны – это обмен добытыми в природе продуктами. На территории нашей страны обмен предположительно начался в эпоху трипольской культуры (IV–III тысячелетия до н. э.). Влияние экономических факторов оказалось в то время скрытым в глубине процессов, где они действовали медленно, но верно. Эти факторы накапливались и давали новое качество жизни. Производство без предпринимательства не двигало общество, а оставляло его на уровне простого воспроизводства. Предпринимательство было связано не с категорией «потребность», а с категорией «интерес». Появились первые древние предприниматели – торговцы-скупщики, чья деятельность была не производительна, но весьма полезна и связана с выгодой, риском; восточные славяне осваивали Восточно-Европейскую равнину в основном без препятствий.

В развитии современного общества экономическая реформа 1965 г. была первой попыткой «открытия заслона» коммерции и предпринимательской деятельности. Она предусматривала ряд мер, в определенной степени подрывавших заслоны предпринимательской деятельности, установленные еще в период первых пятилеток.

Среди таких мер – переход от распределения ресурсов к оптовой торговле ими, расширение практики договорных связей между предприятиями, образование на них фондов экономического стимулирования, введение для предприятий платы за фонды, включая неиспользуемое или неустановленное оборудование, сокращение директив, спускаемых предприятиям центральными органами. Эти и другие меры, направленные на некоторую либерализацию условий хозяйствования, способствовали определенной активизации предпринимательства в официальной экономике. Ее ограниченность и отсутствие предпосылок развития экономики на рыночных принципах хозяйствования привели в начале 1970-х гг. к ее фактическому свертыванию. Но в экономической жизни был дан толчок коммерции и предпринимательской деятельности, остановить который было трудно, что нашло продолжение в образе теневой экономики. Таким состояние экономической жизни страны было до начала 1990-х гг.

Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста российского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его деятельности требуется активизация государственной поддержки предпринимательства на всех уровнях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *