Что не определяет содержание образовательного процесса по музыкальному развитию
Новые требования к музыкальному воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС
Наталья Николаевна Перегудова
Новые требования к музыкальному воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС
«Музыкальное воспитание –
это не воспитание музыканта,
а прежде всего воспитание человека».
Новые требования, предъявляемые ФГОС к дошкольному образованию, влекут за собой и изменение требований к компетентности не только воспитателей, но и музыкальных руководителей.
Исходя из вышесказанного, музыкальный руководитель в соответствии с требованиями ФГОС обязан:
— обеспечить равные условия и возможности для каждого ребенка в области музыкального развития, не зависимо от его пола, национальности, уровня образованности и развития;
— обладать высоким уровнем компетенций и применением их в практической деятельности;
— руководствоваться в своей деятельности Федеральными государственными требованиями к структуре программы и ее объему, к условиям ее реализации и к результатам освоения программы.
Музыкальное образование в ДОУ не ограничивается только музыкальными занятиями. К основным формам организации музыкальнойдеятельности дошкольников относятся:
• Непосредственная образовательная деятельность (музыкальные занятия);
• Использование музыки в повседневной жизни детей в ДОУ;
• Праздники и развлечения;
• Музыкальное образование детей в семье.
Но, все же, основной формой организации музыкальной деятельности в ДОУ, с помощью которой мы достигаем наиболее эффективного и целенаправленного музыкального воспитания, обучения и развития детей, являются музыкальные занятия.
С введением ФГОС ДО, музыкальное воспитание «представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции, а по отношению к ребенку дошкольного возраста в этом вообще мало смысла, для нас важно научить ребенка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи.
Задачи музыкального воспитания интегрируются и в другие образовательные области. Так, например, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» речь идет о формировании представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. В образовательной области «Познавательное развитие» музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Образовательная область «Физическое развитие». Музыкально-двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребенка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере». В образовательной области «Речевое развитие» речь идёт о развитии звуковой и интонационной культуры речи. Таким образом, интеграция задач музыкального воспитания в другие образовательные области, которая предусмотрена ФГОС ДО, способствует созданию целостного образа мира, в который входит ребенок.
Таким образом, главная задача музыкального воспитания в ДОУ, на мой взгляд,звучит так: «воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию». Отсюда музыкальное воспитание подрастающего поколения в нашей стране понимается как процесс передачи ему общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью его подготовки к будущей работе во всех областях жизни. Ребенок, усваивая способы музыкально-художественной деятельности, всесторонне обогащает свою личность».
В дошкольном учреждении музыкальное воспитании детей курирует музыкальный руководитель, но, как показывает многолетняя педагогическая практика, успех зависит не только от него, но и от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как за пределами музыкальных занятий также происходит обогащения детей музыкальными впечатлениями, как в повседневной жизни детского сада, так и в семье.
И в заключении хотелось бы отметить, что ФГОС предполагает использование инновационных технологий в музыкальном воспитание детей таких как ИКТ, квесты, импровизации, анимационные танцы и флешмобы, музыкотерапию, работу с родителями, которая предполагает проведение мастер-классов, литературных гостиных, использование ИКТ для взаимообогащения педагогического мастерства, акции, выездные конкурсы, проекты, интерактивные досуговые мероприятия.
Интегрированный подход к музыкальному воспитанию дошкольников. Тематическая неделя «Мы поедем в зоопарк» Основные направления образовательной работы Формы организации образовательной деятельности Средства, методы, приемы в работе с детьми в.
Конспект тематического занятия по музыкальному воспитанию в старшей группе «Классическая музыка в детском саду» тематического занятия по музыкальному воспитанию в старшей группе Тема: «Классическая музыка в детском саду» Цель занятия: приобщать.
Комплексно–тематическое планирование по музыкальному воспитанию в средне–старшей и старше–подготовительной группах.1 часть Комплексно – тематическое планирование по музыкальному воспитанию в средне – старшей и старше – подготовительной группах (на сентябрь и.
Комплексно-тематическое планирование по музыкальному воспитанию в средне-старшей и старше-подготовительной группах на март Комплексно-тематическое планирование по музыкальному воспитанию в средне-старшей и старше-подготовительной группах (март)Тема. «Самая лучшая.
Комплексно–тематическое планирование по музыкальному воспитанию в средне–старшей и старше–подготовительной группах на декабрь Комплексно – тематическое планирование по музыкальному воспитанию в средне – старшей и старше – подготовительной группах (на декабрь). 3.
Комплексно-тематическое планирование по музыкальному воспитанию в средне-старшей и старше-подготовительной группах на ноябрь Комплексно – тематическое планирование по музыкальному воспитанию в средне – старшей и старше – подготовительной группах (на ноябрь). 2.
«Особенности содержания и проведения музыкальных занятий в дошкольном образовательном учреждении»
Просмотр содержимого документа
««Особенности содержания и проведения музыкальных занятий в дошкольном образовательном учреждении»»
«Особенности содержания и проведения музыкальных занятий в дошкольном образовательном учреждении»
Музыкальное занятие — это форма образовательной работы с детьми, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка.
Музыкальные занятия являются основной формой образовательной работы с детьми, в ходе которой воспитанники получают основные знания, умения и навыки, где происходит обучение детей различным видам музыкальной деятельности: слушанию, пению, музыкально-ритмическим движениям и игре на детских музыкальных инструментах. Музыкальное занятие самое сложное по своему построению в д/саду, так как чередование различных видов музыкальной деятельности требует от детей внимания, сосредоточенности, волевых усилий. Трудность построения занятия заключается в том, что педагогу необходимо умело переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, не снижая эмоционального подъема, когда звучат произведения, различные по тематике и настроению.
Основная цель музыкального руководителя – научить детей слушать, любить и понимать музыку. Музыкальная деятельность дошкольников на занятии состоит из многочисленных действий. Например, при усвоении песни ребенок внимательно слушает музыкальное вступление к песне, старается вовремя начать ее, улавливает заданный темп, все это взаимосвязано с музыкальным занятием, так как только на занятиях педагог достаточно профессионально и доступно обязан дать ребенку знания, которые важны для него и в дальнейшем пригодятся ему в жизни. Совокупность навыков позволяет ребенку справиться с более сложными поставленными задачами. Каждое проведённое занятие должно анализироваться педагогом для того, чтобы с максимальной эффективностью использовать время пребывания каждой возрастной группы в музыкальном зале.
На музыкальных занятиях воспитываются положительные качества личности:
— занятия объединяют детей совместными действиями, радостными, эстетическими переживаниями;
— учат культуре поведения, требуют определённой сосредоточенности;
-способствуют проявлению умственных усилий, инициативы, творчества. Музыкальное занятие влияет на другие формы организации детей:
— самостоятельная музыкальная деятельность проявляется активнее на основе полученных знаний и умений;
— праздники и развлечения проходят успешнее, т.к. на музыкальном занятии заранее ведётся предварительная подготовка.
Большой вклад в разработку теории и практики обучения дошкольников в процессе музыкальных занятий внесли известные отечественные учёные-педагоги: Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Н. А. Метлов и их ученики, которые продолжали вести активный поиск новых форм и методов обучения детей — Зимина А. Н., Радынова О. П. и др.
Содержание музыкальных занятий
Содержание занятия зависит от поставленных целей, задач, учебных заданий и возраста детей. В содержание музыкального занятия включаются различные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, ритмика (музыкальные игры и танцы), обучение музыкальной грамоте, игра на детских инструментах. Объем знаний по этим видам деятельности определен в программе «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, где представлены задачи музыкального воспитания для каждой возрастной группы детского сада. Дополнительно к типовой программе музыкальные руководители используют и другие приоритетные программы: «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, «Ладушки» И. М. Каплуновой и И. А. Новоскольцевой, «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, «Синтез» и «Гармония» К. В. Тарасовой и др.
На музыкальных занятиях осуществляется общевоспитательная работа, развиваются специальные музыкальные способности, формируется творческое, инициативное отношение к учебному материалу. Требования к качеству усвоенных навыков усложняются и повышаются от группы к группе.
Отличительным является то, что детей обучают сразу нескольким видам музыкальной деятельности (слушанию, пению, движению, игре на детских музыкальных инструментах, т. д.), чего нет на занятиях по рисованию, лепке, математике и др.
Это вызывает определённые трудности в проведении занятия:
– трудность построения занятия, так как педагогу необходимо умело переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, не снижая их эмоционального подъема.
– другая трудность — последовательность разучивания учебного материала:
усвоение навыков в процессе обучения;
повторение, закрепление, исполнение выученного материала.
Например, из трех песен, над которыми ведется работа, одна усвоена хорошо и выразительно исполняется, другая прослушивается впервые, третья только разучивается.
Аналогичен процесс обучения ритмике — в новой пляске дети постепенно усваивают её отдельные элементы, а знакомую музыкальную игру повторяют.
При составлении музыкального занятия необходимо учитывать следующие требования:
1.Задания, которые требуют достаточной умственной активности, большого внимания, следует давать детям в начале занятия.
2.Перед пением, не рекомендуется выполнять сложные физические упражнения, так как они нарушают ритм дыхания и мешают качественному пению.
К концу занятия необходимо снизить интенсивность движений и общую нагрузку.
Характер деятельности вызывает различные эмоции у ребят. Веселая, интересная игра повышает активность, поэтому ее лучше провести не в начале занятия, а после выполнения более сложных заданий.
В практике обучения считается целесообразным распределение различных видов деятельности в такой последовательности:
а) во вводной части занятия даются небольшие музыкально-ритмические упражнения, чаще тренировочного характера (отдельные элементы танца, построения, необходимые для новой пляски, хоровода, праздничного шествия). Эти движения организуют внимание детей и подготавливают к выполнению более сложных заданий;
б) после упражнений ребята садятся, слушают музыку и поют. Пение включает разнообразные вокальные упражнения, выполнение творческих заданий, упражнения на развитие музыкального слуха, разучивание 2-3 песен;
в) следующим этапом обучения является музыкально-ритмическая деятельность в форме игры, веселой пляски, хоровода. Спокойные задания, чередуясь с динамичными, позволяют распределять физическую нагрузку равномерно.
Структура занятия должна быть гибкой и варьироваться в зависимости от возраста дошкольников, содержания, особенностей материала.
Педагог должен проявлять активность и творчество, продумывая построение музыкальных занятий.
Музыкальные занятия подразделяются на виды и типы:
Виды музыкальных занятий зависят от количества участия в них детей:
Фронтальные — одна возрастная группа.
Индивидуальные — проводятся после музыкального занятия с отстающими и талантливыми детьми 2-3 минуты.
Небольшими группами — 4-6 детей, с целью подготовки детей к празднику, обучения игре на детских музыкальных инструментах и т.д. не более 10-15 мин.
Объединённые занятия — перед праздником объединяются 2, 3 возрастные группы, с целью решения организационных задач.
В зависимости от содержания и структуры занятия подразделяются на:
—1 тип — традиционные или типовые занятия решают сразу несколько учебно-воспитательных задач, где присутствуют все или почти все виды музыкальной деятельности детей. Использование традиционных занятий обеспечивает систематичность в обучении, постепенность, последовательность в усвоении учебного материала, в усвоении детьми определённых знаний, умений, навыков.
—2 тип — доминантные занятия. В структуре данного типа занятии доминирует, преобладает какой-либо один из видов музыкальной деятельности (слушание, пение, ритмика, игра на музыкальных инструментах). Такие занятия используются для преодоления отставания детей в том или ином виде музыкальной деятельности.
—3 тип — тематические занятия. Отличительной чертой структуры тематических занятий является то, что в них музыкальный материал по всем видам музыкальной деятельности объединён единой темой, которая является сквозной во всех видах музыкальной деятельности и реализуется средствами музыкального искусства. Тематика занятий может быть различной, например: «Золотая осень», «Времена года», «Любимые игрушки», «Жанры музыки», «Средства музыкальной выразительности» и т.д. Это итоговые занятия, которые проводятся 1 раз в месяц.
—4 тип — комплексные занятия. Это занятия, в основе которых лежит одна тема. Она реализуется средствами нескольких видов художественной деятельности: художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, театрализованной. Музыка является важной связующей частью занятия. Наиболее сложной является та часть комплексного занятия, в которой дети выполняют задания по изобразительной деятельности, поэтому воспитатели группы проводят с детьми предварительную работу, связанную с подготовкой необходимых материалов. Тематика комплексных занятий может быть разнообразной: образы природы («Зимушка-зима», «Встречаем птиц»), праздники («Самая любимая» «Проводы масленицы»), жизнь, быт людей («Весёлая ярмарка», «Умелые руки»,) и др. Комплексные занятия не просты по своей организации, поэтому проводятся один раз в квартал. В подготовке и проведении занятия принимают участие музыкальный руководитель и воспитатели группы. Оно длится примерно на 5-7 мин. дольше, чем обычное занятие.
Организация и построение музыкальных занятий
Для музыкальных занятий в детском саду должна быть создана определенная обстановка. Обычно они проводятся в зале, куда не проникают посторонние шумы, мешающие процессу сосредоточения, восприятия музыкальных произведений и выполнения заданий. На занятия дети должны являться в удобной для движений одежде или специальных костюмах, мягкой обуви — чешках. Перед началом каждого занятия помещение проветривается, пол протирается влажным способом. Во время карантина, наложенного на ту или иную группу, а также в младшей группе в начале года занятия проводятся в групповой комнате на вокальном материале или с музыкальными игрушками-инструментами. В летнее время занятия по возможности проводятся на свежем воздухе.
Для музыкальных занятий в режиме дня отведено постоянное время, установлена определенная их продолжительность: 2 раза в неделю преимущественно в утренние часы в каждой возрастной группе, по 15-18 минут в младших, 18-25 — средней, 25-30 — старшей, 35-45 — подготовительной к школе группах.
Во время пения и слушания музыки детям следует сидеть на стульях, поставленных рядами, как можно ближе к инструменту по правую руку от музыкального руководителя. Стулья должны соответствовать возрасту и росту детей.
Пособия к занятию готовятся заранее и лежат так, чтобы их было удобно взять и положить в ходе занятия без излишней затраты времени. Дети не должны долго ожидать начала занятия, так как это их дезорганизует и утомляет.
На типовых занятиях при пении и слушании музыки можно зафиксировать места посадки. Например, в младших группах самые маленькие по росту, а также отличающиеся неустойчивым вниманием, беспокойные дети сидят в первом ряду, чтобы лучше видеть и слышать задания и исполнение музыки педагогом. В средней и старших группах в первом ряду сидят дети с несформированным слухом, небольшим диапазоном голоса, недостаточно дисциплинированные и вновь поступившие. Такое размещение позволяет им лучше слышать правильное пение педагога и детей, сидящих сзади. Они ежеминутно находятся под контролем музыкального руководителя и воспитателя. По мере необходимости дети меняются местами. На других занятиях посадка детей определяется видами деятельности, методикой работы педагога.
Роль воспитателя в организации музыкальных занятий.
Активно участвует в процессе обучения детей на музыкальных занятиях: в младших группах воспитатель поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). В средней и старшей группах помогает разучиванию песен и вместе с музыкальным руководителем оценивает исполнение уже выученного произведения
При обучении младших дошкольников музыкально-ритмическим движениям, воспитатель участвует во всех видах движений (упражнения, пляски, игры), активизируя тем самым малышей.
В средней, старшей и особенно подготовительной группах воспитатель действует по мере необходимости: показывает какое-либо движение, напоминает то или иное построение, даёт детям отдельные указания в пляске, музыкальной игре и т.д.
4.Воспитатель стимулирует творчество детей: подсказывает тему, распределяет роли, намечает в общих чертах развитие сюжета.
5.Воспитатель должен хорошо знать музыкальный репертуар своей возрастной группы в разных видах музыкальной деятельности.
Совместная работа и взаимопомощь музыкального руководителя и воспитателя приводит к желаемым результатам в решении задач общего музыкального воспитания дошкольников.
Коллективу детского сада следует относиться к музыкальным занятиям с должным вниманием. Во время их проведения недопустимы окрики, громкие разговоры, приходы и уходы взрослых. Недопустим и подход к некоторым детям, как к будущим музыкантам, танцорам. Подобное отношение воспитывает у одних детей тщеславие, зазнайство, у других вызывает чувство зависти, обиды. На занятиях все дети должны вести себя непосредственно, искренне переживать удачи и неудачи друг друга, испытывать чувства доверия и симпатии к педагогам и уверенности в своих силах.
Одним из главных условий воспитания культурного слушателя является глубокое эмоциональное переживание содержания музыкальных произведений. Возникает оно на основе интереса. Учитывая удивительную особенность детского воображения — его активность при восприятии музыки — следует опираться на имеющийся у детей музыкальный опыт, не навязывать им в процессе обучения готовые движения, формулировки, а вызывать ощущение, что музыка — важная часть жизни: не развлечение, не дисциплина, которую изучают, а нечто, создаваемое самим человеком. Процесс музыкального воспитания всегда должен быть понятен ребенку, эмоционально увлекателен, чтобы он не только воспринимал, но и размышлял о воспринятом, умел слушать и слышать.
Поэтому в младших группах по большей части проводятся тематические музыкальные занятия игрового плана, вызывающие лишь положительные эмоции по отношению к окружающему. Одной из основных задач таких занятий является воспитание интереса к музыке, желания слушать ее, петь, плясать, играть в ее сопровождении. В средней группе занятия приобретают более четкую структуру. В процессе их проведения детям предъявляются требования правильного и выразительного выполнения учебных заданий. Используя все виды занятий, в старшей группе педагог добивается освоения программных требований каждым ребенком.
Методические подсказки по ФГОС ДО: книга для музыкальных руководителей
В книге представлены методические рекомендации по музыкальному развитию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В пособии содержатся практические материалы по организации и планированию образовательного процесса во всех видах детской музыкальной деятельности. Также представлены материалы по аттестации музыкальных руководителей, в которой есть материалы по разработке и планированию деятельности по теме самообразования. Предназначена для музыкальных руководителей ДОУ.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методические подсказки по ФГОС ДО: книга для музыкальных руководителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Раздел 1. Организация образовательного процесса по ФГОС ДО
1.1. Каковы современные тенденции развития образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
Модернизация дошкольного образования определила существенные изменения в практике работы дошкольного учреждения. Наметились основные тенденции развития образовательного процесса. Педагогу необходимо знать эти тенденции и проектировать образовательный процесс в соответствии с ними.
Основные тенденции развития образовательного процесса:
5. Информатизация и компьютеризация.
Организация педагогической деятельности в соответствии с современными тенденциями развития образовательного процесса.
1. Гуманизация. Образовательный процесс должен быть ориентирован на личность воспитанника, раскрытие его способностей, создание условий для самореализации; гармонии отношений с окружающими. Обучение носит личностно-ориентированный характер.
Основными характерными чертами такого обучения являются:
— приоритет развития над обучением;
— знания, умения и навыки как средство развития личности;
— использование активных методов обучения;
— включение в процесс обучения рефлексии, самоанализа и самооценки.
2. Психологизация. О психологизации образовательного процесса можно судить по количеству психологических понятий и терминов, которые сопровождают педагога каждый день. «Развитие», «эмоциональность», «творчество», «способности», «мышление», «воображение», «память», «познание», «восприятие», «рефлексия» — это всё психологические категории. Но речь идет не о количестве психологических понятий и категорий, а о построении на их основе процесса образования и развития дошкольников.
Необходимо повышение уровня психологической компетентности всех взрослых (включая родителей), взаимодействующих с ребёнком, в том числе:
— знание возрастных особенностей и закономерностей психического развития дошкольника;
— организация психолого-педагогического сопровождения в процессе образовательной работы с детьми;
— формирование психологической культуры педагогов и родителей.
Результатом психологизации образовательного процесса для всех участников образовательных отношений является:
— повышение творческой активности;
— повышение уровня рефлексивности.
3. Технологизация. Реализация задач современного образовательного процесса невозможна без системного подхода в решении педагогических проблем. Это значит, что при проектировании и организации самого процесса должна соблюдаться технологичность, то есть определенный алгоритм действий, система способов и средств, которые гарантируют результат.
Технологичность образовательного процесса определяется:
— наличием образовательной цели и задач;
— поэтапным описанием способов достижения заданных результатов;
— системным применением психолого-педагогических и технических средств представления, восприятия и переработки информации;
— системным использованием обратной связи с целью корректировки и оценки эффективности образовательного процесса;
— гарантированностью достигаемых результатов.
— активизируется образовательный процесс, создаются условия для творческой деятельности воспитанников, их познавательной самостоятельности, развития способностей;
— повышается профессиональный уровень педагога — он способен разрабатывать модели, проекты, авторские программы, технологии образования дошкольников и т. д.
4. Интеграция. Сущность интегрированного образовательного процесса заключается во взаимосвязи и взаимопроникновении всех компонентов этого процесса для формирования у дошкольника целостной картины окружающего мира.
Компонентами образовательного процесса в данном случае будут:
— образовательные области развития воспитанников;
— различные виды детской деятельности;
— формы взаимодействия педагогов с детьми;
— методы обучения и воспитания;
— взаимосвязь развивающих, обучающих и воспитательных задач.
Системообразующим фактором является комплексно-тематическое планирование, поэтому интеграция компонентов образовательного процесса будет естественной необходимостью для раскрытия темы.
В результате интеграции образовательного процесса дошкольник не только познает картину мира, но и овладевает способами усвоения знаний. У него появляется мотивация для самовыражения, готовность творчески выражать себя.
5. Информатизация и компьютеризация. Разработка информационной составляющей образовательного процесса предусматривает:
1). Создание необходимой материально-технической базы по информатизации образовательного процесса. Предполагается наличие компьютеров, ноутбуков, мультимедийной системы, интерактивной доски и другой компьютерной техники.
2). Обеспечение рационального и эффективного использования современных ИКТ. Использование ИКТ в образовательной деятельности педагогов направлено на повышение результативности образовательного процесса. Должна быть сформирована электронная библиотека для педагога (дидактические и методические материалы, электронные пособия и др.) и для детей (презентации, дидактические игры, мультфильмы и др.).
Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению, предоставляя возможность воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке.
3). Информационную интеграцию педагогов и родителей. Подразумевается информирование семей дошкольников о деятельности ДОУ и группы, о рекламе образовательных услуг, о современных технологиях развития детей и т. д.
6. Регионализация. Следует учитывать особенности региона в процессе выстраивания стратегии педагогической деятельности и конкретного ее планирования. Региональное содержание образовательного процесса определяется как комплекс климатических, исторических, культурных структурных элементов, которые связанны между собой региональными характеристиками.