Что не обсуждают в приличном обществе
О чем не говорят в приличном обществе
Что это за общество — приличное? Это общество людей трезвых, образованных и не матерящихся, или же успешных, порочных, выставляющих свой достаток напоказ? Нас заставили думать что приличным называется сборище жидкостульных людей, собравшихся совсем не для того же самого, что и в «теплой компании» — не для откровенных разговоров о том, что действительно интересно, а для того, чтобы показать себя в максимально выгодном свете и продемонстрировать высокий моральный и интеллектуальный уровень. И пока яркий оратор в стильных очках голосит о метафизике, стоящий рядом и льстиво ухмыляющийся толстяк думает только о том, когда будут наливать. И, конечно же, все думают о том, с кем бы переспать, как иначе.
Чем почтеннее общество, тем нелепее предрассудки и табу, царящие в нем. Но обо всем нужно рассказать максимально подробно.
Три кита
Есть три кита: религия, политика, здоровье. Эти киты помогли бы тебе раскрыться и завоевать внимание аудитории, но проблема в том, что лучше их никогда не трогать. Наложи на них своеобразное табу, пелену запрета и никогда ее не снимай. Первые две темы вызывают споры, жаркие и серьезные. В приличном обществе, как мы помним, все хотят показать свою эрудицию и благосостояние, а не вступать в словесные перепалки. К тому же, скорее всего, твою речь о месте либертарианства в мире и религиозной вседозволенности вежливо проигнорируют и задавят разговорами о чем-то более приземленном. И твоя попытка прослыть эрудитом выйдет тебе боком, скорее всего, люди будут избегать общения с таким конфликтным и радикальным (в их понимании) человеком. Проще говоря, на тебя будут смотреть как на пьяного родственника, который испортил праздник. Так что вбей себе в голову, что тебе плевать на мнение уважаемых людей относительно гамбургской встречи Путина и Трампа.
Под особым запретом все темы, которые так или иначе касаются секса и интимной стороны жизни. Честно говоря, трудно представить, как такой разговор может вообще возникнуть в приличном обществе. «Знаете, я тут посмотрел на эту дыню… Вы видели эту дыню? Так посмотрите! Видите, как из нее вычистили косточки? Эта картина напоминает мне Оксану, мою бывшую. Знаете, что мы только не вытворяли. Тут кто-то что-то про бездуховность сказал, вот вы, по-моему. Ой, мы такие вещи вытворяли, что рассказать — никто не поверит!» — так, что ли? Это, конечно, утрированно, но любое упоминание своей личной жизни будет смотреться так же неуместно. Ну а спрашивать о чужой — вообще преступление, даже невинные вопросы о жене и детях могут смутить.
Ладно, если ты сблизишься с кем-нибудь из присутствующих, а затем вы уединитесь с бутылкой коньяка и будете рассказывать друг другу про своих женщин. Но это будет уже личный разговор.
Деньги
Легко задеть чужие чувства, обсуждая кто и сколько зарабатывает. О личных финансах говорить не принято даже в тех странах, где не считается зазорным обсуждать, например, темы секса. Потому что в этих странах, как назло, с деньгами у народа беда. Табу на разговоры о финансах касается любых ситуаций и распространяется оно не только на вопросы о зарплате, но и на хвастовство покупками. Так что не нужно фарсить часами за много тысяч и рассказывать, как ты выбирал себе машину подороже. Человека, который с трудом наскребает на новые ботинки, такая беседа если и не заставит броситься на тебя с ножом, то точно расстроит.
Твои проблемы
Вполне может случиться так, что ты проникнешься любовью к присутствующим, мосты любви и дружбы возведутся быстрее, чем ожидалось, и тебе захочется открыть перед ними душу, пожаловаться на жизнь, признаться, что всё на самом деле не так уж и шоколадно. Позыв достойный, но лучше этого не делать. Если для тебя кабальный кредит, однообразная работа или сварливая жена — всего лишь триггеры, то для кого-то из присутствующих они вполне могут быть причиной различных бед.
Обсуждать присутствующих
В приличном обществе не обсуждают присутствующих. Особенно того самого присутствующего, который всех собрал. Это просто скотская наглость. Если человек хочет что-то рассказать о себе и спросить мнение окружающих, он это сделает, дав тем самым разрешение на обсуждение собственной персоны. Но и в этом случае нужно держаться в рамках. Если ничего подобного он не говорил и советов не просил, держи свое мнение при себе. Потому что этикет этого не одобрит, а люди, которым ты рассказываешь про безупречную желтизну зубов и воспаленные десны хозяина торжества, могут оказаться близкими ему людьми.
На какие темы не принято говорить в компании?
Казалось бы, в кругу друзей можно обсудить все что угодно. На самом деле есть темы, которые психологи советуют никогда, ни за что и ни при каких условиях не затрагивать в компании
Казалось бы, в кругу друзей можно обсудить все что угодно. На самом деле есть темы, которые психологи советуют никогда, ни за что и ни при каких условиях не затрагивать в компании.
Тема 1: политика
Чем опасна: неприятный осадок
Разговор на эту тему даже в том случае, если не возникнет существенных разногласий, все равно будет закончен с взаимным чувством недовольства. Не случайно этикет в самых разных странах предписывает не касаться политики ни в дружеской компании, ни в разговоре с коллегами, ни за званым ужином, ни во время тихих посиделок на кухне. Даже в своей семье это лучше не обсуждать. Кстати, психологи и социологи утверждают, что популярность темы политики говорит о неблагополучии общества.
Тема 2: религия
Чем опасна: велик риск выглядеть неграмотным, легко оскорбить другого человека
Еще более опасная тема. Во-первых, чрезвычайно сложная – нужно быть очень образованным человеком, чтобы говорить о религии со знанием дела. Во-вторых, очень тонкая – легко оскорбить собеседника, совершенно того не желая. Поэтому лучше и не начинать.
Тема 3: деньги
Чем опасна: легко задеть чужие чувства
О личных финансах говорить не принято даже в тех странах, где не считается зазорным обсуждать, например, темы секса. Табу на разговоры о финансах касается любых ситуаций, и распространяется оно не только на вопросы о зарплате,
но и на хвастовство покупками.
Человека, который с трудом наскребает на новые ботинки ребенку, новость о приобретении вами новой машины если и не расстроит, то точно не прибавит оптимизма, даже если он за вас рад. Не нужно задевать чужие чувства.
Тема 4: здоровье
Чем опасна: неприятная тема
В общих чертах затрагивать вопросы здоровья можно, но тут есть опасность скатиться на личные примеры, а это уже неуместно. Вряд ли кому-то приятно слушать о том, что именно, где и как сильно у вас болит, как вы это лечили и прочие сугубо личные вещи. Говорить о здоровье могут близкие, но только в формате обмена новостями, рассуждения на эту тему заведут на опасную зыбкую почву, с которой трудно будет выбраться благополучно.
Тема 5: обсуждение присутствующих
Чем опасна: переход на личности
В приличном обществе не обсуждают присутствующих. Если человек хочет что-то рассказать о себе и спросить мнение окружающих, он это сделает, дав тем самым разрешение на обсуждение собственной персоны. Но и в этом случае нужно держаться в рамках. Если ничего подобного он не говорил и советов не просил, держите свое мнение при себе. Переход на личности – тяжкий грех с точки зрения этикета и вечный повод для конфликтов. А уж стопроцентное табу – осуждение присутствующего человека.
Семь вещей, о которых нельзя говорить на работе
В последние дни в офисах и на улицах постоянно разгораются дебаты на политические темы. Некоторые из них заканчиваются вполне мирно, а некоторые приводят к конфликтам, которые впоследствии отзовутся на взаимодействии между сотрудниками и подразделениями. Порой разговор, начинавшийся, казалось бы, вполне мирно, заканчивается обвинениями, а то и личными оскорблениями. Линии разлома проходят между личностями и отделами, вчера еще увлеченно работавшими над общими проектами.
Стоит ли обсуждать с коллегами политику? И какие еще темы не стоит поднимать в разговоре в офисе, чтобы избежать конфронтации?
Универсальных советов не существует. В любом случае вам придется каждый раз думать и самостоятельно решать, будет ли та или иная тема подходящей для разговора с коллегами, клиентами и бизнес-партнерами. Многое зависит от самой ситуации, в которой вы заводите разговор, от происхождения вашего собеседника (в разных странах и культурах различные темы могут оказаться под запретом). И все-таки постараюсь дать несколько универсальных советов, которые вам пригодятся.
1. Во-первых, в хорошем обществе не принято говорить о политике. Да, у каждого из нас имеется солидный запас знаний и воззрений в области истории, политологии, тактики и стратегии действий в тех или иных условиях. Да, каждый считает себя обладателем единственно верной точки зрения. Но если вы предпочитаете сохранять в офисе рабочую обстановку, а не сеять раздор, воздержитесь от обсуждения политических событий.
Опять же, учитывайте, с кем разговариваете. В некоторых культурах разговоры о семье в принципе считаются неприличными.
Тем более не стоит обсуждать подробности интимной жизни и пристрастий сослуживцев. Это тема очень сложная, личная и не подходит для бесед на работе (если только вы не врач соответствующего профиля).
4. Все, что касается индивидуальных вкусов (в музыке, литературе, живописи, одежде, кино и т.д.), обсуждать можно, но осторожно. Громко заявив, что ненавидите the Beatles или считаете современную отечественную эстраду единственно достойной музыкой, вы можете навсегда лишиться доверия коллеги или клиента с противоположным мнением. Говорят, о вкусах не спорят. Вот и не давайте поводов для таких споров, говорите о личных пристрастиях осторожно и не впадайте в крайности.
7. И последнее, но не менее важное табу: никаких разговоров на темы, касающиеся расовых, национальных, половых и прочих различий. Как минимум, вы же не хотите, чтобы вас обвинили в дискриминации и шовинизме? Кроме того, затрагивая подобные темы вы можете спровоцировать конфликт между собеседниками.
Запретные темы для разговора на работе
Психолог, коуч Елена Толкач — о деловом этикете и секретах общения с коллегами и партнерами.
После пятнадцати лет работы коучем для бизнесвумен во Франции я пришла к выводу, что мои клиенты достигали большего финансового и карьерного роста, если правильно строили свое общение на работе. Разговоры с коллегами и партнерами — отличный способ познакомиться ближе и наладить отношения, которые могут сослужить вам хорошую службу как в профессиональном, так и в личном плане. Тем не менее существуют темы, которых не стоит касаться при общении, если не хотите осложнений и ущерба для своей репутации.
Общеизвестные запретные темы
Политика. Эксперты по этикету давно советуют не обсуждать политику на работе или общественных мероприятиях, и на это есть веские причины: политические предпочтения могут вызвать серьезные трения даже среди близких людей. Держите свое мнение о политических кандидатах, партиях и событиях при себе.
Религия. Религиозные убеждения людей очень личные и могут включать сильные культурные или семейные привязанности. Избегайте разговоров о религии и не делайте ничего, что может быть воспринято как прозелитизм (попытка обратить в свою веру).
Межличностные отношения
Ваше отношение к коллегам, начальникам или партнерам по бизнесу. Нам не всегда нравятся люди, с которыми приходится работать. Однако неприязнь к человеку иногда приводит к тому, что вы делитесь своим мнением о ком-то с другими. Говоря «Он глуп, мне интересно, как он до сих пор здесь работает» или «Эта компания отстой, я не могу дождаться, чтобы расторгнуть с ними договор», вы можете испортить отношения, что негативно отразится на рабочем климате и производительности. Кроме того, такие высказывания могут повлиять на вашу карьеру и даже стать поводом для изменения условий сотрудничества с партнером.
Рабочие проблемы. Если у вас проблемы с высшим руководством, коллегами или партнерами, не выражайте свое разочарование открыто. Если проблема незначительна, уместно поговорить с психотерапевтом, супругом или надежным другом, который не связан с вашей работой.
Ваше желание сменить работу, партнера по бизнесу. Не рассказывайте никому о своих планах — они станут известны начальству. Однако, если вы намерены взять на себя больше ответственности и хотите построить новый бизнес или карьеру, вашему руководителю (бизнес-партнеру) обязательно следует знать об этом. Только не говорите слишком много, пока не будете полностью готовы к переменам.
Финансы
Финансовые проблемы нельзя обсуждать по двум причинам. Во-первых, ваши коллеги могут подумать, что вы говорите о них, чтобы попросить ссуду, повышение зарплаты или изменение условий договора. Вторая проблема, справедливо это или нет, в том, что многие негативно оценивают людей, у которых есть финансовые проблемы, включая руководство вашей компании и нынешних сотрудников.
Дорогие покупки. Не рассказывайте на работе о дорогих отпусках или недавней покупке высококлассной электроники. Упоминание о крупных тратах может вызвать недовольство менее обеспеченных коллег по офису, а также сделать вас уязвимыми для воровства. Сведите к минимуму упоминание о своем образе жизни и имуществе, чтобы обеспечить себе безопасность и сохранить отношения на рабочем месте.
О личном
Семейные проблемы. Не рассказывайте коллегам о домашних проблемах — сотрудники могут доложить руководству, а то посчитает, что семейные сложности плохо скажутся на вашей работе. Некоторые люди расценивают обсуждение семейных проблем с третьими лицами как предательство и даже измену. Это может стать поводом для ссор и серьезных разногласий в семье.
Проблемы со здоровьем. Говорить о здоровом образе жизни, фитнесе и диетах — это нормально, но ситуация кардинально меняется, когда дело доходит до обсуждения вопросов здоровья. Если у вас есть проблемы со здоровьем, не рассказывайте о них на рабочем месте. Вы можете просто упомянуть, что собираетесь пойти к врачу, или вообще избежать этого разговора. Если вам нужен отпуск по болезни, попросите его; однако даже в этом случае от вас не требуется чрезмерной детализации.Смотрите также: Деловой этикет и переписка
Спорные хобби и занятия. Некоторые увлечения лучше держать в секрете. Например, участие в опасных или спорных мероприятиях, таких как прыжки с парашютом, охота, а также активное участие в общественной или политической деятельности. Это может вызывать у ваших коллег зависть или осуждение.
Практика воспитания детей. У каждого свои представления о воспитании детей, многие из которых они унаследовали от родителей, бабушек и дедушек. Споры по поводу поощрений и наказаний в воспитании никогда не будут разрешены, по крайней мере, на рабочем месте, поэтому ограничьте обсуждение воспитания детей школьными рекомендациями и рассказами об их спортивных или академических достижениях.
Интимная жизнь. Это одна из главных запретных тем для разговоров с коллегами. Не ставьте людей в неловкое положение и оградите себя от сплетен.
Пять запретных фраз, которые нужно перестать произносить прямо сейчас
Как и в бизнесе, на рабочем месте каждое слово имеет значение. Даже если вы избегаете щекотливых тем и необоснованных суждений, вы, вероятно, все равно произносите фразы, которые могут повлиять на ваш профессиональный имидж.
«Мне за это не платят» или «Это не моя ответственность». Допустим, кто-то из членов команды или даже начальник просит помочь с задачей, хотя вы уже и так по уши в работе. Сказав «Мне за это не платят», вы сообщаете о нежелании вносить свой вклад в общую цель. Если вы не можете чем-то помочь, попробуйте передать это иначе, скажите: «Я могу помочь вам в этом, но тогда срочный проект, который нужен сегодня к 17:00, я закончу только завтра».
«Я ничего не могу с этим поделать». Даже если вам нужно сообщить начальнику или партнеру о невыполнении поставленной задачи, не показывайте свое негативное отношение. Вместо этого лучше скажите: «Давайте обсудим, что можно сделать в этих обстоятельствах?».
«Я думаю…» или «Может быть, выход…». Руководству или партнерам нужны четкие результаты, как и вашей команде, которая работает над проектом вместе с вами. Используя такие «слабые» слова, вы демонстрируете неуверенность и обесцениваете свой вклад в результат. Особенно опасны такие заявления для тех, кто работает с клиентами. Отбросьте сомнения и скажите что-нибудь вроде «На основании финансовой отчетности я уверен, что…» или «Я считаю, что наш продукт будет…».
«Я не знаю». Когда начальник или партнер просят у вас совета и получают такой ответ, будьте готовы к тому, что однажды они усомнятся в вашем профессионализме. Конечно, вам не нужно знать все, что они могут спросить. Однако вы всегда можете предложить обсудить ситуацию еще раз или проверить, как другая компания действовала в аналогичной ситуации. Другими словами, предлагайте решения, а не говорите «нет».
«Это несправедливо». Не жалуйтесь и не распространяйте слухи, если вас обошли по службе. Если вы уверены, например, что ваш вклад в проект был проигнорирован, представьте факты своему боссу или высшему руководству.
Подсказки для ведения комфортного разговора
Что делать, если вам трудно завязать разговор с коллегами или партнерами из-за неуверенности в себе:
Наблюдайте. Внешний вид человека, способ самовыражения и язык тела — это факторы, которые подскажут темы для разговора.
Слушайте. Способность слушать и слышать — самая важная в личных и профессиональных отношениях. Она развивает взаимопонимание, помогает лучше узнать человека и выбрать темы для разговора.
Доверяйте друг другу. Во время разговора важно оставить в стороне страх осуждения, чтобы не ограничивать себя в отстаивании своих взглядов на тот или иной вопрос.
Задавайте открытые вопросы. Это нужно, чтобы лучше узнать своих коллег.
Говорите о собеседнике, спрашивайте его — люди любят говорить о себе.
Лучшие темы для разговора
Погода: всегда будет важным предметом для разговора.
Еда: расскажите о последнем ресторане, который вы посетили.
Текущие события: упомяните актуальные темы, возможно, связанные с работой или учебой, для создания коллективного разговора.
Культура: расскажите коллегам о вчерашних телешоу, фильмах, сериалах, книгах, выставках или шоу, которые вам понравились.
Спорт: обсуждаем футбол или занятие пилатесом, пешие или велосипедные прогулки, которые были у вас накануне.
Путешествия: расскажите забавный случай, который произошел с вами или с кем-то другим в отпуске.
Какие запретные темы в приличном обществе, о чем лучше не говорить?
Считаются запретными темы интимных отношений. О таком можно пошушукаться с близкой подружкой, но уж точно не обсуждать в приличном обществе.
Темы отношений с родственниками, особенно если они несут негативный характер, тоже лучше приберечь для обсуждений с подругами.
Туда же отнесу и «туалетные» темы: как после жирной еды пучит желудок, как после риса начинается запор, как расстроился желудок из-за отравления.
И не стоит говорить о деньгах. Озвучивать свои доходы, и тем более спрашивать о таком окружающих, считается неприличным.
В приличном обществе обычно поддерживаются нейтральные или положительные темы. Довольно поверхностные, без акцента на личных эмоциях и без негатива. Если обсуждаются новости, то без бурной критики политиков, если обсуждается работа — то без сплетен о коллегах и осуждения начальства.
Поэтому после бесед в приличном обществе у меня создается впечатление, что там все счастливы: дома тишь да гладь, на работе все хорошо, здоровье не хромает. Но зачастую выясняется, что это иллюзия, просто считается неприличным обсуждать свои неурядицы.
Термин «приличное общество» может подразумевать под собой что угодно. Вряд ли найдётся какая-то группа людей, которая изначально про себя будут говорить, что они — неприличное общество. Но если смотреть в суть, то можно сказать, что единого списка для всех просто не существует. Потому что в разных компаниях, в разных культурных сообществах и в разных социальных группах различаются понятия «хорошо и плохо» и «прилично и неприлично».
В одной компании неприлично обсуждать личную жизнь других людей, кем бы они при этом ни были, а в другой — это может быть одной из самых любимых и популярных тем. То же самое можно сказать о религиозной тематике. Где-то говорить на эту тему принято, а где-то — не рекомендуется.
Но всё-таки чаще всего не приветствуется обсуждение таких тем, как какие-то низменные инстинкты или естественные потребности человека. Хотя и тут, конечно, могут найтись исключения. Исходя из этого, общий вывод таков — перед тем, как затрагивать какие-то темы, которые могут оказаться конфликтными, стоит сначала разобраться, что именно в этой компании таковым считается. А до этого стоит либо обсуждать абсолютно нейтральные темы, либо поддерживать разговор на ту, тему, которую уже начал кто-то другой.