Что не нужно включать в учетную политику
Учетная политика организации: образцы на 2022 год, как составить, примеры
Иногда законодательство позволяет организации выбирать между разными вариантами отражения хозяйственных операций или формами «первички». Однако свой выбор организация должна отразить в учетной политике, после чего неукоснительно ее придерживаться. В противном случае инспекторы зафиксируют нарушение правил учета. О том, как грамотно составить учетную политику, читайте в нашей статье.
Что такое учетная политика организации
Есть хозяйственные операции, которые можно отразить по-разному. Правила налогового учета (НУ) и бухучета (БУ) подразумевают несколько способов, и компания вправе выбрать один из них. Приведем примеры:
Кроме того, у организаций есть право выбора: использовать унифицированные бланки первичных документов, либо разработать собственные. Это относится к накладной по форме № ТОРГ-12, графику отпусков, табелю учета рабочего времени, штатному расписанию и проч.
ВНИМАНИЕ
Учетная политика (УП) — это внутренний документ компании, где зафиксированы все выбранные ею способы отражения операций и формы первичных документов. Например, в УП может быть закреплено, что амортизация основных средств начисляется линейным методом. Амортизационная премия не применяется. Стартовая величина резерва расходов по предстоящим отпускам считается по каждому сотруднику. При отгрузке товара используется унифицированная форма накладной ТОРГ-12 и т.д.
Учетная политика для целей бухгалтерского учета
Формировать УП для целей бухучета должны все юридические лица. Это следует из пункта 3 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Придерживаться УП обязаны как головной офис, так и каждый филиал, подразделение и представительство организации (п. 9 ПБУ 1/2008).
Учетная политика должна, в частности, обеспечивать:
СПРАВКА
Рабочий план счетов — один из элементов УП для целей бухучета. Из всех счетов (утв. приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н) организация выбирает те, которые будет использовать в своей работе. В крайнем случае, с разрешения Минфина, допустимо ввести новый счет. Для этого можно задействовать «свободные» номера из утвержденного плана (см. «План счетов бухгалтерского учета в 2021 году»).
Учетная политика для целей налогового учета
Если Налоговый кодекс допускает различные способы учета, компания должна выбрать один из них и закрепить в своей УП.
ВАЖНО
Отступать от утвержденной учетной политики нельзя. На это указал Конституционный суд в определении от 12.05.05 № 167-О. Там говорится, цитируем: «Однако, избрав конкретный вариант такой политики, каждый налогоплательщик включается в соответствующий механизм налогообложения и в силу этого лишается возможности использовать другой».
Кто составляет учетную политику организации
Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.
Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.
Требования к оформлению учетной политики предприятия
Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.
На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.
СПРАВКА
Приказ разрешено составить в свободной форме. Главное, поставить номер, дату и подпись. А также перечислить лиц, которые отвечают за соблюдение УП.
Что касается самой политики, то ее можно изложить в тексте приказа, либо оформить в виде приложения. Чаще всего составляют две политики: отдельно налоговую и отдельно бухгалтерскую. В каждой из них оформляют несколько разделов: «основные средства», «распределение на прямые и косвенные расходы», «создание резервов» и т.д. Допустимы и любые другие варианты, если они отвечают нуждам компании.
Утверждение учетной политики
По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.
Сроки утверждения учетной политики для бухучета и для целей налогового учета — разные:
ВАЖНО
Менять учетную политику в середине отчетного или налогового периода не возбраняется. Но для это нужны существенные основания. Их два. Первое — появление новых операций или нового вида деятельности. Второе — поправки в законодательстве о налогах и сборах, либо в федеральных или отраслевых стандартах. Для целей БУ есть дополнительное основание — разработка или выбор более эффективного способа ведения бухучета.
Как составить учетную политику организации на 2022 год
Нужно отразить изменения, которые вступят в силу. Вот основные новшества:
Учетная политика
Определение
Учетная политика – это совокупность вариантов ведения бухгалтерского и налогового учета и составления отчетности. Учетная политика вырабатывается каждой организаций самостоятельно. При этом происходит выбор вариантов учета в рамках предусмотренных нормативными актами. Также в учетной политике находят отражения выбранные организацией способы учета, которые неоднозначно трактуются в бухгалтерском или налоговом законодательстве.
Основным документом, регламентирующим выработку организацией учетной политики, является Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). Однако отсылки к учетной политике содержатся во многих других ПБУ. Учетная политика для целей налогообложения упоминается в Налоговом кодексе РФ.
Примерами положений учетной политики являются: способ списание стоимости материально-производственных запасов (по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; ФИФО), метод амортизации основных средств и нематериальных активов и др. См. пример учетной политики.
Структура учетной политики
Обычно положения учетной политики разделяют на положения учетной политики для целей бухгалтерского учета и положения учетной политики для целей налогового учета. Как правило, и те и другие утверждаются в рамках одного внутрифирменного документа – приказа об учетной политике.
К приказу учетной политики обычно оформляют приложения: рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы используемых организацией первичных документов и др. информацию, являющуюся частью учетной политики.
Утверждение и изменение учетной политики
Учетная политика утверждается организацией до наступления или в самом начале финансового года. Утверждать учетную политику ежегодно, если она не претерпела изменений, не требуется.
Изменять учетную политику организация может в установленных ПБУ 1/2008 случаях. В частности, при изменении законодательства, при существенном изменении условий хозяйствования и др. Обычно изменения производятся с начала отчетного года. При этом не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.
Как составить учетную политику
Удобный способ быстро подготовить учетную политику – онлайн помощник » Мастер учетной политики». Сервис позволяет по шагам, с подсказками выбрать применимые для организации варианты ведения бухгалтерского и налогового учета (всего ок. 60 пунктов).
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Новое в учетной политике на 2022 год
Какова суть и функция учетной политики
Учетная политика (УП) бывает для целей бухучета или для целей расчета налогов. Это два совершенно разных документа. В этой статье мы сосредоточим свое внимание на бухгалтерской УП, так как именно в этой учетной политике в 2022 году изменения ожидаются глобальные.
Про суть и назначение УП для БУ можно прочитать в законодательных нормативных актах:
ВАЖНО! Учетная политика — это совокупность способов ведения бухгалтерского учета на предприятии.
В УП следует прописывать те методы учета, для которых законодательство установило различные варианты на выбор, или же те, которые вообще не прописаны.
Те способы учета, которые применяются однозначным, установленным законом способом, в УП можно не прописывать.
УП утверждается один раз не позднее 90 дней с даты создания субъекта и применяется планомерно из года в год. Утверждать ее заново каждый год не надо.
Есть всего лишь несколько причин для внесения корректив в УП.
Рассмотрим на схеме, какие события вызывают изменения учетной политики предприятия.
Почему все меняют УП в 2022 году
Причина изменения учетной политики — ПБУ в новой редакции. Вернее, отмена некоторых ПБУ и введение в действие новых стандартов с 2022 года.
Подробнее о ФСБУ 6/2020 можно прочитать в статье.
Указанные ФСБУ носят обязательный порядок с 1 января 2022 года. Однако законодательство допускало их применение и раньше этого срока. Организации делали выбор о сроке начала применения ФСБУ самостоятельно.
Поэтому если учет по новым ФСБУ был начат раньше 2022 года, то и изменения в УП были внесены начиная с года применения новых стандартов.
Те, кто не сделал этого ранее, внесут изменения с 2022 года.
Нельзя не упомянуть еще один новый ФСБУ № 5/2019 «Запасы», обязательный к применению с 2021 года.
Изменения в учетную политику из-за ФСБУ 5/2019 организации вносили в 2020 году, меняя учет в 2021 году.
Перечисленные стандарты обязательны к применению почти всеми коммерческими организациями с некоторыми оговорками и нюансами, поэтому мы пишем, что учетную политику меняют все. И если даже допустить, что основные средства, аренда и капитальные вложения могут быть не у всех, то под новый стандарт запасов меняем учетную политику мы все, так как запасы присутствуют у каждой фирмы.
Итак, основная причина изменения учетной политики с 2022 года — это изменение требований законодательства.
Какие изменения внести в учетную политику в связи с применением каждого нового ФСБУ
Далее рассмотрим, что есть нового в учетной политике на 2022 год в разрезе каждого введенного стандарта.
Запасы
В отношении условий применения этого стандарта в учетную политику вносят следующие пункты:
Основные средства
С 2022 года все организации должны применять новый ФСБУ 6/2020 «Основные средства».
Посмотрите, какие изменения в учетную политику из-за ФСБУ 6/2020 «Основные средства» придется внести:
В КонсультантПлюс есть подробный материал о внесении изменений в учетную политику в связи с новым ФСБУ 6/2020 «Основные средства». Если у вас нет доступа к системе, получите его бесплатно на пробной основе.
Аренда
Новый стандарт «Аренда» внес самые большие изменения в порядок учета. И если прочие новые стандарты заменили старые стандарты, то аналогов арендному ФСБУ не было. Здесь приближение изменений учетной политики к МСФО максимально.
Арендатор в своей УП отражает следующее:
Арендодатель отражает в УП:
Не уверены, что знаете, как перейти на учет аренды по-новому с 2022 года? Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и ознакомьтесь с пошаговым алгоритмом действий по началу применения ФСБУ 25/2018.
Капвложения
В учетной политике в отношении применения ФСБУ 26/2020 отражаем:
Подробнее о ФСБУ 26/2020 мы писали в статье.
Для внесения изменений в учетную политику необходимо составить приказ. Образец для изменений учетной политики из-за ФСБУ 5/2019, ФСБУ 6/2020 и прочих стандартов вы сможете скачать бесплатно, кликнув по картинке ниже:
Помните, что с 2022 года применяется еще один новый ФСБУ 27/2021, о котором мы подробно писали в статье «Как работать по новому ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухучете».
Корректировки в УП вносят только в определенных случаях. Например, при изменении законодательства. С 2022 года становятся обязательными к применению четыре новых ФСБУ. Этот факт организациям следует отразить в УП.
Распространенные вопросы
Какие положения изменить в разделе налогового учета учетной политики?
по какой стоимости учитывать стоимость актива, т.к. его стоимость может отличаться от исторической стоимости.
О других нововведениях в части налога на имущество читайте в статье «Налог на имущество: изменили сроки уплаты, частично отменили декларацию».
Налоговые регистры, как правило, разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно. Документ в обязательном порядке должен содержать следующие реквизиты (ст. 313 НК РФ):
Инструкция по составлению учетной политики
Учетная политика для целей бухгалтерского учета
Общие положения
Способы ведения бухгалтерского учета, предусмотренные учетной политикой организации, применяются всеми ее филиалами, представительствами и иными подразделениями (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения.
При составлении учетной политики организации руководствуются законодательством РФ, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, а также требованиями ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утв. Приказом Минфина РФ от 09.12.1998 № 60н, которое устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами. Однако каждая организация составляет учетную политику «самостоятельно исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности» 1.
Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается приказом или распоряжением ее руководителя 2.
Принятая учетная политика применяется организацией последовательно из года в год3. Внесение изменений допускается в случаях, определенных действующим законодательством РФ 4.
В то же время утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли в деятельности организации впервые, изменением учетной политики не считается.
Далее организация должна отразить в учетной политике способы ведения бухгалтерского учета 6.
1. Классификация и порядок признания организацией доходов При составлении этого раздела необходимо учитывать, что доходы организации, согласно внесенным в ПБУ 9/99 изменениям7, подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы.
Целесообразность создания этого резерва каждая организация определяет самостоятельно и закрепляет принятое решение в учетной политике.
Следующий элемент учетной политики обычно относится к торговым организациям.
Если организация занимается розничной торговлей, то нужно отразить метод оценки товаров при их приобретении по фактической себестоимости или по продажным ценам.
Под НЗП понимается продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки изделия 17.
Остаток по счетам 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства» на конец месяца показывает стоимость НЗП 18.
7. Учет расходов будущих периодов Этот раздел касается расходов, произведенных организацией в отчетном периоде, но относящихся к следующим отчетным периодам. Учет данных расходов осуществляется на счете 97 «Расходы будущих периодов».
Не забудьте: в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности за отчетный год необходимо раскрыть существенные способы ведения организацией бухгалтерского учета 24. |
Учетная политика для целей налогового учета
Общие положения
Система налогового учета определяется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
Как правило, применяемая в организации программа налогового учета включает в себя аналитические налоговые регистры, на что в учетной политике делается соответствующая ссылка.
Затем организация должна отразить следующие элементы налоговой учетной политики.
Поэтому в данном разделе учетной политики может, например, найти отражение позиция, касающаяся включения или невключения таможенной пошлины в первоначальную стоимость основного средства 28.
В целях налогообложения прибыли организации имеют право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ 29.
Таким образом, если налогоплательщик решил воспользоваться данной нормой, то это будет являться элементом его учетной политики.
В налоговом учете налогоплательщик имеет право создавать резерв под предстоящие расходы на ремонт основных средств 30. Соответствующее решение он должен закрепить в своей учетной политике.
2. Налоговый учет амортизируемого имущества в виде нематериальных активов В данном разделе учетной политики должна быть отражена информация о порядке формирования первоначальной стоимости и методе начисления амортизации по нематериальным активам 31.
3. Метод оценки сырья и материалов при их списании в производство
Для налогообложения прибыли доходы от реализации товаров (работ, услуг), учитываемые по ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, учитываемые по ст. 250 НК РФ, признаются налогоплательщиком по методу начисления34 либо по кассовому методу 35.
При выборе кассового метода признания доходов необходимо помнить об ограничении, которое предусмотрено п. 1 ст. 273 НК РФ.
Организации имеют право на определение даты получения дохода по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.
6. Налоговый учет расходов
В первую очередь здесь следует предусмотреть метод признания расходов в целях налогообложения прибыли.
Следующий пункт учетной политики относится к организациям, которые в налоговом учете признают доходы и расходы по методу начисления.
Для целей налогообложения прибыли расходы налогоплательщика на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.
Учитывая требования НК РФ, налогоплательщик должен в учетной политике закрепить перечень прямых расходов 37.
Затем необходимо привести порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы).
Хотелось бы напомнить, что на данном этапе налогоплательщик самостоятельно определяет такой порядок распределения прямых расходов38 (формирования стоимости НЗП), который подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.
Обратите внимание! Дальнейшая процедура оценки остатков готовой продукции на складе на конец текущего месяца производится одинаково всеми налогоплательщиками в порядке, установленном п. 2 ст. 319 НК РФ. |
8. Создание резерва по сомнительным долгам Порядок формирования резерва по сомнительным долгам носит для налогоплательщика добровольный характер.
В целях налогообложения прибыли «сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией» 39.
В соответствии с п. 2 ст. 265 НК РФ к убыткам налогоплательщика, приравненным к внереализационным расходам, отнесены суммы безнадежных долгов, а также суммы других долгов, нереальных к взысканию.
Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода.
9. Проценты по долговым обязательствам Этот раздел учетной политики будет иметь место при наличии у налогоплательщика каких-либо долговых обязательств.
Помните: при составлении учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета каждая организация должна учитывать специфику своей деятельности. |
1) п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»
2) п. 3 ст. 6 Федерального закона № 129-ФЗ; п. 5, 9 ПБУ 1/98
3) п. 6 ПБУ 1/98; ст. 6 Федерального закона № 129-ФЗ
4) п. 16 ПБУ 1/98; ст. 6 Федерального закона № 129-ФЗ
5) п. 5 ПБУ 1/98; п. 3 ст. 6 Федерального закона № 129-ФЗ
7) п. 1 Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 № 116н
8) ПБУ 6/01; Методические указания по учету основных средств, утв. Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н
9) ПБУ 5/01; Методические указания по учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н
10) п. 16 ПБУ 5/01; п. 73 Методических указаний по учету материально-производственных запасов
11) п. 25 ПБУ 5/01; п. 20 Методических указаний по учету материально-производственных запасов
12) План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н
13) п. 203-205 Методических указаний по учету материально-производственных запасов
17) п. 63 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н
18) План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению
19) п. 64 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ
20) п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ
22) План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению
23) Приказ Минфина РФ от 26.12.2002 № 135н
28) ст. 257, пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ
33) пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина
Составляем положение об учетной политике в организации
Положение по учетной политике на 2022 год: законодательные требования
При составлении положения об учетной политике (УП) необходимо принять за основу требования законодательства, а именно положений следующих документов:
Разработка положения об учетной политике:
С 01.01.2022 станет обязательным к применению ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот». Напомним, что график докумментооборота является обязательным приложением к учетной политике.
Как организовать документооборот для целей бухгалтерского учета по новому ФСБУ 27/2021, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
В положении об учетной политике могут найти отражение и иные необходимые для организации учета решения, например:
Правила, отражаемые в учетной политике, обычно относятся к учетам 2 видов (бухгалтерскому и налоговому), между которыми не всегда существует тождество.
Примеры учетной политики для бухучета, а также для различных систем налогообложения, есть в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Там же можно составить УП для собственной организации на специальном конструкторе. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.
Структура положения об учетной политике организации
В отношении структуры положения об учетной политике обязательные требования и указания отсутствуют, поэтому перед его составлением разработчикам необходимо самостоятельно определить все основные структурные составляющие:
Как отразить порядок учета НДС в учетной политике, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ бесплатно.
О том, какие учетно-организационные вопросы часто выделяют в отдельные положения, читайте в материалах:
Нюансы разработки Положения об учетной политике
Организации обязаны вести два вида учета: бухгалтерский и налоговый. Поэтому в составе положения об учетной политике эти вопросам отводятся отдельные разделы, а при достаточном их объеме составляются два отдельных документа, каждый посвященный своей политике.
Если вы разрабатываете учетную политику для бухгалтерского учета, учтите следующие нововведения, обязательные к применению всеми налогоплательщиками, включая упрощенцев, с 01.01.2022:
Как организации перейти на учет аренды (лизинга) по новому ФСБУ 25/2018, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
При формировании раздела, посвященного бухучету, важно помнить, что те организации, которые попадают по своим критериям в разряд «малых» (критерии малого бизнеса указаны в законе о развитии малого и среднего предпринимательства от 24.07.2007 № 209-ФЗ, постановлении Правительства РФ от 04.04.2016 № 265), могут существенно облегчить себе процесс разработки учетной политики — для них разрешена простая система учета (без двойной записи) и отчетности.
О том, какие нюансы упрощенного учета можно предусмотреть в учетной политике малой компании, читайте в статьях:
В налоговом разделе УП приводятся избираемые организацией способы НУ. Если выбрать из предложенных НК РФ способов не представляется возможным — отсутствуют готовые методики по тем или иным аспектам, учетные алгоритмы разрабатываются организацией самостоятельно. Такие ситуации возникают, к примеру, если хозяйствующий субъект:
Итоги
При составлении положения об учетной политике юрлица необходимо учесть законодательно установленные требования и допущения, рационально выбрать учетные методы, а также ответственно подойти к разработке тех вопросов, которые связаны со спецификой работы и особенностями структуры организации.
Распространенные вопросы
Как в учетной политике отразить электронный документооборот с контрагентом?
В учетной политике нужно прописать порядок применения электронного документооборота с контрагентами, если вы планируете его применять. В общем разделе учетной политики логично установить основные правила электронного документооборота с контрагентами (в каких случаях, при каких условиях и в каком порядке он применяется).
Сформулировать можно следующим образом: «Обмен электронными документами производится по ТКС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи лиц, уполномоченных приказом генерального директора, через оператора электронного документооборота»
Детальный порядок электронного документооборота установите в специальном разделе. Например, если вы планируете использовать его при выставлении счетов-фактур, можете включить в учетную политику такое правило:
«Выставление счетов-фактур осуществляется в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением УКЭП уполномоченного лица через операторов электронного документооборота, обеспечивающих обмен документами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, в Порядке, утвержденном Приказом Минфина России от 05.02.2021 № 14н».
Подробнее об организации ЭДО в организации читайте здесь.
Можно ли привлечь к ответственности за отсутствие учетной политики?
Если же из-за нарушения будет занижена налоговая база, то штраф составит 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ).
Как утвердить изменения в учетной политике?
Изменения в учетную политику можно вносить только с начала нового года либо в случае появления новых нормативных актов, вступающих в силу в середине года.