Что не нужно обеспечивать волонтерам в культурном учреждении

Программа «Волонтеры культуры»

Информация о реализации программы «Волонтеры культуры» федерального проекта «Создание условий для реализации творческого потенциала нации» («Творческие люди») национального проекта «Культура»

В рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» разработана программа «Волонтеры культуры», которая направлена на обеспечение поддержки добровольческих движений, в том числе в сфере сохранения культурного наследия народов Российской Федерации, включая деятельность по сохранению исторического облика малых городов.

Основными задачами программы являются формирование общества волонтеров, задействованных в добровольческой деятельности в сфере культуры, обеспечение методологической, информационной, ресурсной поддержки деятельности, в том числе в сфере сохранения культурного наследия народов Российской Федерации, а также популяризация добровольческого движения в сфере культуры путем организации форумов и практических сессий.

На реализацию программы «Волонтеры культуры» до 2024 года включительно предусмотрено финансирование в размере 100 млн. руб. ежегодно.

Основные достижения программы:

– создана и регулярно обновляется база данных «Волонтеры культуры» – информационного ресурса волонтеры-культуры.рф, благодаря которой добровольцы и добровольческие движения участвуют в деятельности по сохранению культурного наследия и проведению культурно-просветительских и творческих мероприятий. Кроме того, база аккумулирует информацию о количестве волонтеров и мероприятий, в которых они приняли участие;

– 29 проектов получили ресурсную поддержку на организацию и проведение мероприятий, направленных на сохранение и восстановление объектов культурного наследия и деревянного зодчества с привлечением добровольцев. Всего в проектах, поддержанных ведомством, приняли участие более 3000 человек в возрасте от 14 лет;

– в рамках фестиваля творческих сообществ «Таврида-АРТ» Проведен первый Всероссийский форум волонтеров культуры «Первый.Культурный». Для участия было подано 1 155 заявок, отобраны – 500 человек. В рамках форума проведено 92 программных мероприятия, организована полезная программа в 5 городах Республики Крым, организовано 6 специальных проектов с партнерами программы;

– проведен Всероссийский конкурс лучших волонтерских проектов. Конкурс проводился в целях выявления успешных и перспективных волонтерских инициатив в сфере культуры, имеющих широкий социальный эффект и возможность тиражирования в субъектах Российской Федерации;

– реализован пилотный проект «Практическая сессия «Волонтеры наследия». За 8 смен продолжительностью от 7 до 14 дней 2 000 добровольцев из 38 регионов Российской Федерации своим трудом сохраняли исторический облик одного из древнейших городов России – Печоры Псковской области;

– в 35 субъектах Российской Федерации при активном участии региональных органов исполнительной власти в сфере охраны памятников, отделений ВООПИиК, добровольческих градозащитных объединений с привлечением волонтеров проведено более 90 мероприятий по ремонту объектов культурного наследия и благоустройству территорий. Региональными органами власти в сфере культуры и охраны памятников оказана необходимая организационная и экспертно-методическая помощь волонтерам. Всего в 2019 году волонтеры провели работы по благоустройству на 981 объекте культурного наследия;

– на тему добровольчества (волонтерства) и благотворительности в 2019 году завершено производство 7 неигровых фильмов, в 2020 году – 1 неигрового фильма, и еще 2 неигровых фильма находятся в производстве в настоящее время;

– в пяти городах России: Печоры, Москва, Санкт-Петербург, Казань и Симферополь реализован проект «Школа волонтеров наследия», направленный на знакомство граждан с темой сохранения объектов культурного наследия;

– организована работа онлайн-курса «Волонтеры культуры» на базе сервиса Добро.Университет (edu.dobro.ru). Цель онлайн-курса – повышение уровня знаний в сфере культурного волонтерства среди волонтеров, руководителей и представителей учреждений культуры и волонтерских объединений с использованием образовательных технологий и посредством внедрения лучших практик по ключевым направлениям развития волонтерства в сфере культуры;

– сформирован «Сборник волонтерских практик в сфере культуры». В сборнике представлен анализ сущностных характеристик волонтеров, определены специфика и ключевые направления их деятельности. Материалы сборника адресованы работникам учреждений культуры, сотрудникам НКО в сфере культуры, организаторам волонтерской деятельности, координаторам программ культурного волонтерства, а также лидерам волонтерских групп.

В соответствии с Концепцией развития добровольчества в Российской Федерации до 2025 года будет организовано проведение просветительских мероприятий для работы на объектах культурного наследия или содействия в организации и проведении культурно-массовых мероприятий.

– сформированы региональные сообщества, определены 65 региональных общественных координатора в регионах;

– Минкультуры России, проводит два конкурса, целью которых является ресурсная поддержка волонтерских инициатив и популяризация волонтерства в сфере культуры.

– На Всероссийский конкурс волонтерских центров в сфере культуры, в рамках реализации программы «Волонтеры культуры» нацпроекта «Культура» поступило 336 заявок из 70 регионов. К отбору допущено 180 заявок. Победителями конкурса станут 10 волонтерских центров. Каждый получит денежный приз в размере 100 тыс. рублей на целевое использование по поддержке и развитию добровольчества.

– На конкурс грантов волонтерской деятельности в сфере культуры среди некоммерческих организаций, работающих с добровольцами подано более 250 заявок. Больше всего заявок поступило по направлению «Добровольческие проекты содействия в организации и проведении массовых мероприятий в сфере культуры» – 83. Размер грантового фонда конкурса – 60 миллионов рублей.

– выпущен второй сборник волонтерских практик, отличительной особенностью которого является перечисление конкретных реализованных проектах и мероприятиях на территории 60 субъектов Российской Федерации. Также в сборнике представлена информация о кураторах управления деятельностью волонтеров культуры в субъектах Российской Федерации.

1. Перечень мероприятий, реализуемых в рамках программы «Волонтеры культуры», запланированных для проведения в 2020 году:

· Школа волонтеров наследия. Срок проведения: август – ноябрь 2020 года. Регионы проведения: г.Москва, г.Санкт-Петербург, Республика Крым, Республика Татарстан, Псковская область, Орловская область, Самарская область, Владимирская область, Саратовская область, Ленинградская область;

· Международный волонтерский лагерь в онлайн-формате. Срок проведения: октябрь 2020 года;

· Панельная сессия в рамках Санкт-Петербургского Международного культурного форума. Срок проведения: ноябрь 2020 года.

· Панельная сессия и выставочная программа в рамках Международного форума добровольцев. Срок проведения: декабрь 2020 года. Место проведения: г.Москва.

Таким образом, за период с 2019 по 2024 годы в программе «Волонтеры культуры» примут участие 100 000 добровольцев. Будет сформирован социальный институт добровольчества в сфере сохранения культурного наследия в масштабах страны, а также отработаны альтернативные механизмы вовлечения в культурный и хозяйственный обороты объектов культурного наследия.

Источник

Что не нужно обеспечивать волонтерам в культурном учреждении

от 29 ноября 2016 года N 36550-ОФ/Д01и

Считаем целесообразным направить методические материалы в государственные и муниципальные учреждения, оказывающие социальные услуги гражданам, социально ориентированные некоммерческие организации, органы местного самоуправления, а также обеспечить публикацию методических материалов на официальных порталах органов государственной власти субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Методические материалы по привлечению и организации добровольцев и добровольческих организаций государственными и муниципальными учреждениями

1. Область применения

Действие Методических рекомендаций распространяется на государственные и муниципальные учреждения, оказывающие услуги в социальной сфере.

2. Цели, задачи и формы добровольного труда, задачи организации добровольного труда

Модельный проект положения о порядке организации и использования труда добровольцев в государственном (муниципальном) учреждении социальной сферы приведен в Приложении N 1

2.2. Добровольный труд реализуется посредством двух форм добровольного участия граждан в деятельности учреждения:

— предоставление добровольческих социальных услуг;

— выполнение добровольческих работ.

2.5. Следует учитывать, что добровольцы учреждения, прямо или косвенно:

— содействуют/помогают учреждению в достижении его целей и решении конкретных задач клиентов учреждений;

— улучшают качество жизни клиентов учреждения и благосостояние общества в целом;

— распространяют информацию о деятельности учреждения;

— распространяют идеи и принципы социального служения среди населения;

— распространяют гуманитарные ценности в обществе.

В то же время, для организации, важным объектом является доброволец. Задачи, связанные с организацией его труда касаются не только непосредственно предоставляемых добровольцем услуг или выполняемых работ, но и с удовлетворением его потребностей и интересов. Это является основой мотивирования людей к добровольному труду и предоставляет добровольцам разнообразные стимулы.

Таким образом, в центре организации добровольного труда всегда находится человек, его потребности и интересы.

2.7. Задачи организации добровольного труда в учреждении определяются на основе потребностей учреждения и его клиентов. Однако решающим фактором успешной организации добровольного труда граждан являются дополнительные задачи, которые формируются на основе потребностей и интересов самих добровольцев, с учетом их возрастных групп, и прямо связаны с мотивированием людей к добровольной работе.

2.8. Дополнительные задачи учреждения при организации добровольной работы молодежи:

— вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях личностного и гражданского развития;

— наработка практики, помогающей определиться с дальнейшей профессиональной ориентацией

— предоставление возможности молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание;

— развитие творческой и созидательной активности молодежи;

— интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

К прикладным задачам относятся:

— обучение молодых граждан определенным трудовым навыкам и стимулирование профессиональной ориентации;

— содействие получению навыков самореализации и самоорганизации для решения социальных задач;

— сохранение профессиональных навыков, знаний и компетенций после получения профессионального образования в период временного отсутствия работы, занятости;

— замещение асоциального поведения социально ориентированным, обеспечение содержательного времяпровождения;

— гуманистическое и гражданское воспитание;

— обеспечение определенного временного формата занятости молодежи (замещающего обычные общественные работы) в период социально-экономического кризиса;

— формирование кадрового резерва.

2.9. Дополнительные задачи учреждения при организации добровольной работы людей среднего возраста:

— обеспечение потребностей, которым нет места в основной профессиональной деятельности, такие, как милосердие, сострадание, забота;

— содействие получению необходимого опыта, знаний и навыков для собственной повседневной жизни, решения проблем членов семьи, реализации собственных идей и социальных проектов;

— предоставление возможности быть полезным другим, заслужить уважение, быть причастным к значимой социальной деятельности учреждения;

— предоставление возможности применить собственные знания и навыки, творческие способности, которые не реализуются в процессе основной профессиональной деятельности.

2.10. Дополнительные задачи учреждения при организации добровольной работы людей старшего/пожилого возраста:

— обеспечение потребностей, которые не удовлетворены в семье, такие, как передача опыта, забота, милосердие, сострадание;

— содействие в решении проблем, связанных с возрастом и состоянием здоровья;

— содействие получению необходимых знаний и навыков для повышения качества собственной повседневной жизни и самопомощи;

— компенсация дефицита общения и отвлечение от личных проблем, связанных с возрастом и одиночеством;

— предоставление возможности продления активной, наполненной смыслом жизни;

— предоставление возможности применения имеющегося жизненного и профессионального опыта;

— обеспечение содержательного досуга.

3. Планирование добровольных работ в учреждении

3.1. Способы работы с добровольцами

При планировании добровольных работ в учреждении важно понимать наличие двух альтернативных способов работы с добровольцами:

3.1.1. Партнерское взаимодействие с некоммерческой организацией, которая полностью организует труд добровольцев и отвечает за их действия, обеспечивает ресурсное, методическое, информационное сопровождение деятельности добровольцев. Между учреждением и НКО заключается Соглашение о сотрудничестве (Соглашение о совместной деятельности), в котором закреплены:

— права и обязанности сторон, взаимная ответственность

— порядок взаимодействия и согласования проводимых мероприятий

— порядок допуска добровольцев на территорию учреждения

— прочие существенные моменты по усмотрению учреждения

Преимущества данного способа:

— учреждению нет необходимости выделения штатной единицы, ресурсов для работы с добровольцами

— учреждение снимает с себя необходимость выполнения большого объема организационной работы по привлечению, отбору, подготовке и организации труда добровольцев. Эту работу за него выполняет партнерская НКО (или несколько НКО)

— учреждение может разделить или полностью снять с себя дополнительные расходы по организации труда волонтеров

— ответственность за действия добровольцев несет НКО

— учреждение в ряде случаев получает возможности привлечения благотворительных средств и иных ресурсов от партнерской НКО

Недостатки данного способа:

— учреждение не контролирует единолично добровольцев НКО, и формулирует задачи добровольцев совместно с НКО-организатором труда добровольцев

3.1.2. Организация труда добровольцев силами учреждения

Преимущества данного способа:

— учреждение создает сообщество добровольцев, которым может напрямую ставить задачи

— учреждению нет необходимости искать и выстраивать взаимодействие с партнером из числа НКО

Недостатки данного способа:

— необходимость выделения штатной единицы (от одного до целого отдела) для работы с добровольцами

— необходимость выделения дополнительных ресурсов для обеспечения работы с добровольцами (помещение, компенсация проезда и питания, компенсация медицинского обследования и т.п.)

— необходимость регулярного выполнения учреждением большого объема непрофильной работы по организации труда добровольцев, проведение отбора, обучения и сопровождения добровольцев самостоятельно

— полная ответственность учреждения за деятельность добровольцев

— отсутствие возможности привлекать дополнительные ресурсы от партнерской НКО

3.2. Планирование взаимодействия и закрепление договоренностей при партнерском взаимодействии с некоммерческой организацией

3.2.1 Планирование добровольческой деятельности в учреждении начинается с определения, какая именно добровольческая деятельность необходима. Либо с рассмотрения предложений о дополнительных волонтерских программах от некоммерческих организаций.

3.2.2 После определения направлений добровольческих работ и услуг или с целью ознакомиться с возможными предложениями от НКО, целесообразно ознакомиться с наличием на территории партнерских НКО, которые располагают необходимым опытом организации труда добровольцев, ресурсами, репутацией. Информацию о таких НКО учреждение может получить в региональном органе исполнительной власти, ответственным за поддержку некоммерческого сектора или за развитие добровольчества (волонтерства). В ресурсных Центрах поддержки добровольчества. Или в сети Интернет.

Источник

Что не нужно обеспечивать волонтерам в культурном учреждении

Что не нужно обеспечивать волонтерам в культурном учреждении

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Что не нужно обеспечивать волонтерам в культурном учреждении

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Что не нужно обеспечивать волонтерам в культурном учрежденииОбзор документа

Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2019 г. № 1828 “Об особенностях участия добровольцев (волонтеров) в работах по сохранению объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов культурного наследия”

В соответствии с абзацем четвертым пункта 6 статьи 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

Положение об особенностях участия добровольцев (волонтеров) в работах по сохранению объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов культурного наследия;

перечень видов работ по сохранению объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов культурного наследия, в которых могут участвовать добровольцы (волонтеры).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 декабря 2019 г. N 1828

Положение
об особенностях участия добровольцев (волонтеров) в работах по сохранению объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов культурного наследия

2. Участие добровольцев (волонтеров) в работах по сохранению объектов культурного наследия осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Положением.

Привлечение добровольцев (волонтеров) для участия в работах по сохранению объектов культурного наследия в соответствии с потребностями лицензиата осуществляется организатором добровольческой (волонтерской) деятельности либо добровольческой (волонтерской) организацией в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящего Положения.

4. Добровольцы (волонтеры) могут привлекаться к работам, указанным в перечне видов работ по сохранению объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов культурного наследия, в которых могут участвовать добровольцы (волонтеры), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 1828 «Об особенностях участия добровольцев (волонтеров) в работах по сохранению объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов культурного наследия».

5. Между организатором добровольческой (волонтерской) деятельности либо добровольческой (волонтерской) организацией и лицензиатом должен быть заключен договор об организации добровольческой (волонтерской) деятельности на конкретном объекте культурного наследия, к участию в работах по сохранению которого предполагается привлекать добровольцев (волонтеров). В договоре указывается следующая информация:

а) перечень видов работ по сохранению объектов культурного наследия, к участию в которых привлекаются добровольцы (волонтеры);

б) условия осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности;

в) сведения об уполномоченных представителях, ответственных за взаимодействие со стороны организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации и со стороны лицензиата, для оперативного решения вопросов, возникающих при взаимодействии;

г) порядок, в соответствии с которым лицензиат информирует организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческую (волонтерскую) организацию о потребности в привлечении добровольцев (волонтеров);

д) возможность предоставления лицензиатом мер поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», помещений и необходимого оборудования;

е) возможность добровольного учета деятельности добровольцев (волонтеров) в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства);

ж) ответственность организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации и лицензиата за нарушение условий участия в работах по сохранению объектов культурного наследия в рамках договора, заключенного между ними;

з) иные положения, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

6. Добровольцы (волонтеры) участвуют в работах по сохранению объектов культурного наследия на основании договора с организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организацией.

7. Организатор добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческая (волонтерская) организация ведет списки добровольцев (волонтеров), участвующих в работах по сохранению объектов культурного наследия.

8. Организатор добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческая (волонтерская) организация и лицензиат перед тем, как допустить добровольца (волонтера) к участию в работах по сохранению объекта культурного наследия, обеспечивают прохождение им в установленном порядке инструктажа по технике безопасности.

9. Запрещается нахождение на территории объекта культурного наследия во время проведения работ по его сохранению добровольцев (волонтеров), не включенных в списки, указанные в пункте 7 настоящего Положения.

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 декабря 2019 г. N 1828

Перечень
видов работ по сохранению объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов культурного наследия, в которых могут участвовать добровольцы (волонтеры)

Добровольцы (волонтеры) могут участвовать в следующих видах работ по сохранению объектов культурного наследия:

а) ремонтные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии объекта культурного наследия и не изменяющие его особенностей, составляющих предмет охраны объекта культурного наследия;

б) работы по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования, в том числе работы по приспособлению инженерных систем и оборудования, за исключением реставрации представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия;

в) работы по благоустройству территории объекта культурного наследия.

Обзор документа

Правительство РФ определило виды работ по сохранению объектов культурного наследия, в которых могут участвовать добровольцы (волонтеры), и порядок участия.

Установлены особенности заключения соответствующих договоров.

Источник

Что не нужно обеспечивать волонтерам в культурном учреждении

Что не нужно обеспечивать волонтерам в культурном учреждении

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Что не нужно обеспечивать волонтерам в культурном учреждении

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Что не нужно обеспечивать волонтерам в культурном учрежденииОбзор документа

Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2018 г. № 2950-р Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в РФ до 2025 г.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

разработать меры, направленные на содействие развитию добровольчества (волонтерства);

руководствоваться положениями Концепции, утвержденной настоящим распоряжением, при решении задач, направленных на поддержку и развитие добровольчества (волонтерства).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 27 декабря 2018 г. № 2950-р

Концепция
развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года

1. Введение

Добровольчество (волонтерство) является деятельностью в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях решения социальных задач в таких сферах, как образование, здравоохранение, культура, социальная поддержка и социальное обслуживание населения, физическая культура и спорт, охрана окружающей среды, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

Содействие развитию и распространению добровольческой (волонтерской) деятельности отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики.

Содействие развитию добровольчества (волонтерства) способствует развитию и укреплению потенциала социально ориентированных некоммерческих организаций.

В последние годы наблюдается устойчивый рост числа граждан и организаций, участвующих в добровольческой (волонтерской) деятельности, расширяются масштабы реализуемых ими программ и проектов. Свое участие в добровольческой (волонтерской) деятельности в настоящее время подтверждают 15 процентов опрошенных взрослых российских граждан. В то же время, по данным социологических опросов, свою готовность работать на добровольной основе декларировали 50 процентов опрошенных.

Таким образом, остается значительным разрыв между числом граждан, заявляющих о потенциальной готовности участвовать в добровольческой (волонтерской) деятельности, и числом граждан, реально ее осуществляющих. Это связано, в частности, с недостатком информации о деятельности добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров), неразвитостью инфраструктуры поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности, слабостью межсекторного и межведомственного взаимодействия по вопросам развития добровольчества (волонтерства), а также с общей неустойчивостью многих российских некоммерческих организаций, что ограничивает их возможности быть организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности.

Основными целями развития добровольчества (волонтерства) являются расширение возможностей для самореализации граждан, повышение роли добровольчества (волонтерства) в общественном развитии, формирование и распространение добровольческих (волонтерских) инновационных практик социальной деятельности.

Основными задачами развития добровольчества (волонтерства), обеспечивающими достижение указанных целей, являются:

создание условий, обеспечивающих востребованность участия добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров) в решении социальных задач, а также повышение признания добровольчества (волонтерства) в обществе;

поддержка деятельности существующих и создание условий для возникновения новых добровольческих (волонтерских) организаций;

развитие инфраструктуры методической, информационной, консультационной, образовательной и ресурсной поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности;

расширение масштабов межсекторного взаимодействия в сфере добровольчества (волонтерства), включая взаимодействие добровольческих (волонтерских) организаций с другими организациями некоммерческого сектора, бизнесом, органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, средствами массовой информации, международными, религиозными и другими заинтересованными организациями.

Развитие добровольчества (волонтерства) основано на соблюдении прав и свобод граждан в ходе их участия в добровольческих (волонтерских) проектах и инициативах, обеспечении равных условий для осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности для всех категорий граждан независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, вероисповедания и принадлежности к различным социально-профессиональным группам.

2. Основные направления реализации добровольческой (волонтерской) деятельности

Развитие добровольчества (волонтерства) предполагает наращивание компетенций добровольцев (волонтеров) и добровольческих (волонтерских) организаций по различным направлениям осуществляемой деятельности, включая сферы здравоохранения, образования, социальной поддержки населения, культуры, физической культуры и спорта, охраны окружающей среды, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказания правовой помощи населению и другие сферы.

Основными направлениями добровольческой (волонтерской) деятельности в области образования являются участие и содействие добровольцев (волонтеров) в реализации просветительских программ и проектов, а также в развитии дополнительных компетенций для детей и взрослых.

Добровольческая (волонтерская) деятельность в образовании может реализовываться в том числе через осуществление просветительской и консультативной деятельности, наставничества, тьюторства, в формате «обучение через добровольчество (волонтерство)», предполагающем участие преподавателей и обучающихся в добровольческих (волонтерских) проектах и программах образовательных организаций всех уровней образования, реализации совместных благотворительных программ образовательных организаций, социально ориентированных некоммерческих организаций и коммерческих организаций с использованием их профессиональных компетенций.

Работа добровольцев (волонтеров) в таких формах, как юридические клиники на базе образовательных организаций высшего образования и ряд других, обеспечивает профессиональный рост добровольцев (волонтеров).

В области образования предусматривается дальнейшее развитие добровольчества (волонтерства) в сфере гражданско-патриотического воспитания, что предполагает в том числе:

оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны и боевых действий, взаимодействие с ветеранскими организациями;

благоустройство памятных мест и воинских захоронений, содействие в увековечении памяти погибших при защите Отечества;

участие добровольцев (волонтеров) в организации акций, посвященных памятным событиям в истории России.

В сфере здравоохранения основными направлениями осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности являются:

содействие в оказании медицинской помощи гражданам;

содействие в формировании здорового образа жизни населения, профилактике возникновения и распространения заболеваний;

пропаганда донорства крови и ее компонентов;

информационная, консультативная, просветительская, досуговая и иная поддержка пациентов медицинских организаций по месту их нахождения;

помощь в уходе за пациентами в лечебных и реабилитационных учреждениях.

Добровольчество (волонтерство) в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения включает участие добровольцев (волонтеров) в оказании безвозмездной помощи гражданам, нуждающимся в социальной поддержке и социальном обслуживании, в том числе:

содействие в оказании помощи в организациях социального обслуживания (домах-интернатах (пансионатах) для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, в том числе детских, центрах социального обслуживания населения, центрах социальной адаптации и других);

содействие в оказании социальных услуг на дому;

содействие в осуществлении социального обслуживания нуждающихся;

содействие в оказании помощи лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также обеспечение профилактики социального сиротства;

содействие в реализации программ социализации выпускников учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, людей с ограниченными возможностями здоровья, людей с наркотической и алкогольной зависимостью, инвалидов, лиц, освобожденных из мест лишения свободы и иных нуждающихся категорий населения.

Основными направлениями добровольчества (волонтерства) в сфере культуры являются:

поддержка деятельности организаций культуры;

содействие в организации и проведении массовых мероприятий в сфере культуры;

участие в осуществлении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

вовлечение деятелей культуры и искусства в добровольческую (волонтерскую) деятельность.

Основными направлениями развития добровольчества (волонтерства) в сфере физической культуры и спорта являются:

участие в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий;

участие в организации и деятельности объектов спорта;

участие в организации и проведении спортивных мероприятий среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

участие в пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта;

вовлечение в добровольческую (волонтерскую) деятельность известных спортсменов, профессиональных работников сферы физической культуры и спорта.

В сфере охраны природы основными направлениями развития добровольческой (волонтерской) деятельности являются:

содействие восстановлению природных экосистем, очистке природной среды от мусора, в том числе в организации раздельного сбора отходов;

содействие природоохранной деятельности;

содействие формированию экологической культуры и экологического просвещения;

участие в охране животного мира, сохранении и восстановлении среды его обитания;

содействие в оказании помощи осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями учреждениям в сфере сохранения в естественном состоянии природных комплексов и содействие в работе по выявлению фактов нарушения лесного законодательства Российской Федерации.

В сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций к основным направлениям развития добровольчества (волонтерства) относятся:

популяризация и освоение с участием добровольцев (волонтеров) профилактических мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и пожаров, основных способов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

участие добровольцев (волонтеров) в ликвидации пожаров и последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

развитие наставничества, предполагающего участие профессиональных спасателей и работников профессиональной пожарной охраны в обучении спасателей-добровольцев и добровольных пожарных.

Важной сферой добровольчества (волонтерства) является содействие в поиске пропавших людей, а также содействие органам внутренних дел и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка в добровольных народных дружинах.

В целях обеспечения доступности правовой поддержки населения обеспечивается предоставление безвозмездных услуг в рамках деятельности юридических клиник и некоммерческих организаций, осуществляющих содействие защите прав и свобод граждан.

Самоорганизация добровольчества (волонтерства) по месту жительства выступает важнейшим ресурсом развития территориального общественного самоуправления в целях благоустройства и озеленения территории, организации досуга детей и подростков, помощи пожилым.

Выделяется инклюзивное добровольчество (волонтерство), добровольчество (волонтерство) граждан старшего возраста, добровольчество (волонтерство), реализуемое в семейных формах, и корпоративное добровольчество (волонтерство).

Инклюзивное добровольчество (волонтерство) предполагает включение в добровольческую (волонтерскую) деятельность людей с ограниченными возможностями здоровья и предусматривает:

поддержку добровольческих (волонтерских) инициатив людей с ограниченными возможностями здоровья, включая привлечение, отбор и обучение таких добровольцев (волонтеров) с учетом различной степени ограничения их возможностей;

реализацию программ индивидуального и поддерживающего сопровождения людей с ограниченными возможностями здоровья, способствующих их вовлечению в добровольческую (волонтерскую) деятельность;

формирование доступной среды для реализации добровольческой (волонтерской) деятельности людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обеспечение специально оборудованных рабочих мест, возможностей безбарьерного общения, обеспечение транспортом к месту проведения мероприятия и сопровождение на первых этапах работы;

привлечение людей с ограниченными возможностями здоровья в качестве организаторов и участников мероприятий в сфере добровольчества (волонтерства);

создание позитивного имиджа инклюзивного добровольчества (волонтерства).

Вовлечение людей пенсионного и предпенсионного возраста в добровольческую (волонтерскую) деятельность повышает востребованность в обществе старшего поколения, укрепляет межпоколенческие связи и способствует сохранению традиций.

Добровольчество (волонтерство), реализуемое в семейных формах, обеспечивает преемственность ценностей добровольчества (волонтерства) между поколениями.

3. Содействие развитию добровольчества (волонтерства)

Содействие развитию добровольчества (волонтерства) органами государственной власти и органами местного самоуправления планируется осуществлять в следующих направлениях:

создание условий, обеспечивающих востребованность деятельности добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров);

поддержка добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров);

формирование и развитие инфраструктуры поддержки добровольчества (волонтерства).

Для создания условий, обеспечивающих востребованность деятельности добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров), на федеральном уровне необходимо:

развитие механизмов координации поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности;

рассмотрение вопросов взаимодействия с добровольческими (волонтерскими) организациями на заседаниях общественных советов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, экспертного совета по развитию добровольчества (волонтерства) при Общественной палате Российской Федерации;

распространение лучших практик через организацию и мониторинг участия добровольцев (волонтеров) в деятельности государственных и муниципальных учреждений;

развитие единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства).

На уровне государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления необходимы:

формирование организационных механизмов поддержки добровольчества (волонтерства);

формирование координационных органов по поддержке добровольчества (волонтерства) в субъектах Российской Федерации, муниципальных районах и городских округах;

регулярное рассмотрение вопросов взаимодействия с добровольческими (волонтерскими) организациями на заседаниях общественных советов и консультативных органов;

расширение практики привлечения добровольцев (волонтеров) к деятельности государственных и муниципальных учреждений, распространение лучших практик в этой сфере через проведение мониторинга;

содействие в привлечении добровольцев (волонтеров) к участию в решении вопросов местного значения;

разработка и реализация программ обучения государственных и муниципальных служащих по тематике взаимодействия с добровольческими (волонтерскими) организациями и добровольцами, в том числе в форме программ совместного обучения.

В целях поддержки добровольческих (волонтерских) организаций планируется использовать следующие инструменты:

предоставление субсидий добровольческим (волонтерским) организациям, а также социально ориентированным некоммерческим организациям, привлекающим добровольцев (волонтеров);

установление решениями субъектов Российской Федерации пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций для добровольческих (волонтерских) организаций и юридических лиц, осуществляющих пожертвования добровольческим (волонтерским) организациям;

оказание добровольческим (волонтерским) организациям имущественной поддержки;

организация и содействие в организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций;

реализация мер нематериальной поддержки граждан, участвующих в добровольческой (волонтерской) деятельности;

содействие включению мероприятий по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности в программы предприятий в рамках реализации социальной ответственности бизнеса;

содействие распространению информации о деятельности добровольцев (волонтеров) в средствах массовой информации и через социальную рекламу;

обеспечение аналитического сопровождения добровольческой (волонтерской) деятельности;

совершенствование статистики добровольческой (волонтерской) деятельности.

В целях формирования и развития инфраструктуры поддержки добровольчества (волонтерства) планируется использовать следующие инструменты:

поддержка организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческих (волонтерских) организаций;

содействие созданию и развитию добровольческих (волонтерских) центров, основными направлениями деятельности которых являются:

популяризация и продвижение ценностей добровольчества (волонтерства);

вовлечение граждан различных возрастов и категорий в добровольческую (волонтерскую) деятельность;

обучение добровольцев (волонтеров), руководителей и специалистов добровольческих (волонтерских) организаций;

организация и предоставление психологической помощи, содействие в психологической реабилитации добровольцев (волонтеров), участвующих в деятельности, связанной с особыми условиями;

развитие взаимодействия с органами власти и государственными учреждениями в интересах расширения добровольческой (волонтерской) деятельности;

реализация инициатив, направленных на активное вовлечение добровольцев (волонтеров), организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организаций в деятельность, направленную на решение вопросов местного значения;

создание и развитие добровольческих (волонтерских) организаций на базе образовательных организаций всех уровней образования и информирование молодежи о потенциальных возможностях развития профессиональных компетенций при реализации добровольческой (волонтерской) деятельности;

интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

Также будет обеспечиваться развитие добровольческих (волонтерских) ассоциаций, таких, как Ассоциация волонтерских центров, ассоциация некоммерческих организаций «Союз волонтерских организаций и движений», автономная некоммерческая организация «Центр развития юридических клиник», а также развитие общественных движений, объединяющих добровольческие центры и организации в сетевые сообщества, такие, как Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы», Всероссийское общественное движение «Волонтеры-медики», Общероссийское общественное движение по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России», Всероссийская общественная молодежная организация «Всероссийский студенческий корпус спасателей» и другие.

Применение новых цифровых информационно-коммуникационных технологий позволит создать дополнительные каналы и способы привлечения добровольцев (волонтеров), будет содействовать эффективному управлению добровольческой (волонтерской) деятельностью, укреплению связей между добровольцами (волонтерами) и организациями, откроет новые возможности в осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности, в том числе людям с ограниченными возможностями здоровья.

4. Взаимодействие с корпоративным сектором

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными полномочиями могут взаимодействовать с организациями в целях содействия реализации корпоративных добровольческих (волонтерских) программ, предусматривающих участие сотрудников предприятий в реализации социально значимых проектов и мероприятий, направленных на решение социальных проблем и развитие местных сообществ, в том числе в рамках деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.

В целях распространения корпоративного добровольчества (волонтерства) и укрепления уровня его общественного признания будет обеспечиваться масштабирование корпоративных добровольческих (волонтерских) проектов при содействии Национального совета по корпоративному добровольчеству.

5. Международная деятельность

Развитие добровольчества (волонтерства) предполагает открытость к международному сотрудничеству.

Международное сотрудничество в сфере добровольчества (волонтерства) осуществляется в целях:

развития сотрудничества Российской Федерации с другими странами и международными организациями;

содействия развитию народной дипломатии;

консолидации усилий добровольцев (волонтеров) различных стран при реализации совместных проектов и инициатив, в том числе на территории Российской Федерации.

Основными направлениями международного сотрудничества являются:

координация добровольческих (волонтерских) проектов и инициатив с деятельностью интеграционных структур;

обмен опытом в области разработки и реализации добровольческих (волонтерских) проектов, координация и поддержка деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере добровольчества (волонтерства) в разных странах;

расширение практики участия добровольцев (волонтеров) в добровольческих (волонтерских) проектах и программах в странах ближнего и дальнего зарубежья, а также иностранных добровольцев (волонтеров) в добровольческих (волонтерских) проектах и программах Российской Федерации.

6. Ожидаемые результаты

Основными результатами реализации настоящей Концепции планируются:

обеспечение условий и расширение возможностей для участия граждан Российской Федерации в добровольческой (волонтерской) деятельности;

увеличение количества граждан, участвующих в добровольческой (волонтерской) деятельности;

расширение масштабов межсекторного и межведомственного взаимодействия и сотрудничества в сфере добровольчества (волонтерства);

повышение эффективности реализуемых добровольческих (волонтерских) программ;

расширение участия добровольцев (волонтеров) в оказании услуг в социальной сфере различным категориям и группам населения;

увеличение вклада добровольческих (волонтерских) организаций в решение актуальных социальных задач;

рост поддержки добровольчества (волонтерства) в обществе и расширение участия граждан и организаций в добровольческой (волонтерской) деятельности.

7. Финансовое обеспечение реализации настоящей Концепции

Настоящая Концепция реализуется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также внебюджетных источников.

Реализация Концепции осуществляется заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с установленными полномочиями в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном законе (решении) о бюджете на финансовый год и плановый период на соответствующие цели.

Обзор документа

Разработана Концепция развития добровольчества (волонтерства) в РФ до 2025 г. Она предусматривает:

— субсидирование добровольческих (волонтерских) организаций и социально ориентированных НКО, привлекающих добровольцев (волонтеров);

— установление на уровне регионов пониженных ставок налогов на прибыль и имущество для добровольческих (волонтерских) организаций;

— оказание таким организациям имущественной поддержки;

— подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных НКО;

— включение мероприятий по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности в программы предприятий в рамках реализации социальной ответственности бизнеса;

— освещение деятельности добровольцев (волонтеров) в СМИ и через социальную рекламу.

На базе добровольческих (волонтерских) центров планируется обучать добровольцев (волонтеров), руководителей и специалистов добровольческих (волонтерских) организаций. Через такие центры будут развивать взаимодействие с органами власти и госучреждениями, продвигать ценности добровольчества (волонтерства), а также интегрировать молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *