Что не может помочь выбрать нужное произведение
Как научиться получать максимум от художественной литературы: 9 лайфхаков
В школе нас научили читать буквы, но не книги. Нам выдавали огромные списки литературы, которые самые смелые проглатывали, не понимая и не запоминая прочитанное. Значит ли это, что художественная литература не нужна? Нет! Мы уже рассказали, что такое библиотерапия и зачем читать фикшн. А теперь объясняем как: с чего начать, как не бросить, как лучше запоминать прочитанное и как преодолеть психологические проблемы, которые мешают нам взяться за чтение.
Как выбрать подходящую книгу
Самый ответственный этап — выбор произведения. Правильно выбранное произведение с большей вероятностью срезонирует с вашим мироощущением и доставит вам удовольствие.
Если вы — начинающий читатель, избегайте книг, в которых:
Ресурсы, которые помогут с выбором
С чего начать чтение
Чтение книги нужно начинать с разогрева. Он помогает создать реалистичные ожидания от выбранного произведения, усилить любопытство и получить в дальнейшем больше удовольствия.
Перед тем, как читать, выясните, что за книга попала к вам в руки.
Ответы на эти вопросы позволят более осознанно воспринимать текст.
Какое занудство!
Если всё это вам кажется нудным, используйте альтернативный вариант и отдайтесь на волю случая. Зайдите в книжный магазин, выберите издание с самой симпатичной обложкой или то, которое приятнее держать в руках. Также можно прочесть страницу из середины книги, и если было интересно — брать.
Как не бросить книгу
Мы все знаем, что в любом деле важна дисциплина, но мало кому удается соблюдать ее даже в занятиях, которые мы выбираем сами. Есть пара способов быть более надежным читателем.
Во-первых, создайте ритуал чтения книги. Ритуал — это наделенное смыслом действие, для которого создаются определенные условия. Нужно выделить на чтение специальное время в ежедневной рутине. Например, привязать чтение к кофепитию: каждое утро после завтрака садиться в удобное кресло и читать, пока напиток не закончится. Дочитывать главу, закрывать книжку, мыть чашку… Пусть смысл этого действия будет в том, чтобы настроиться на спокойный и приятный день. Если же по утрам вы торопитесь, отлично работает чтение перед сном. Привязка к распорядку дня позволяет ввести новую привычку безболезненно. А само чтение станет ценно для вас как процесс.
Во-вторых, используйте лайфхаки для усиления мотивации. Для нашего организма стыд и гордость более убедительны, чем рациональные доводы. Эти эмоции появились в ходе эволюции человека как социального примата, чтобы поддерживать и регулировать просоциальное поведение в сообществе. Так же, как страх возник для того, чтобы уберечься от опасности, или гнев — чтобы защищаться. Предвкушение чувства гордости или боязнь стыда мотивируют. Зная это, можно применить следующие способы:
Бросать книгу недочитанной — плохо?
Если причина желания бросить начатую книгу в том, что не получается найти к себе подход, нужно работать с мотивацией. На закрепление новой привычки нужно не меньше полутора месяцев, а то и больше. Но бывает, что книжка действительно не подошла: оказалась скучной, непонятной или вызвала отторжение. В таком случае бросить ее недочитанной — лучшее, что можно с ней сделать. Только вам судить, что вам нужно.
Что делать с сопротивлением чтению
Иногда родители и учителя заставляют нас читать слишком агрессивно. Из-за заявлений в духе «Пока не прочитаешь, гулять не пойдешь!» чтение начинает ассоциироваться с пыткой.
Хорошо, что теперь мы выросли, никто больше не заставит писать сочинение по скучному Чернышевскому или уныло заполнять летний читательский дневник, и можно больше не читать никогда — с такой установкой многие отказываются от книг, вступая во взрослую жизнь.
Но на самом деле свобода выбора подразумевает не только возможность самому решать делать что-то или не делать — но и возможность решать, что именно и каким образом делать. То, что мы выросли, означает, что наконец можно читать так, как хочется и только то, что нравится. Читайте под одеялом ночью, вырывайте страницы для украшения рабочего места и рисуйте в книгах: никто больше не станет ругать за нарушение правил, которых в действительности не существует.
Анастасия Башлыкова, психолог, психодраматерапевт сервиса Zigmund.Online:
Первое: стрессовое состояние, в котором теряется способность воспринимать новую информацию. То есть человек не может воспринимать книжку, которую его заставляют читать, и не может получить от чтения удовольствие.
Но есть ложные установки: „надо читать“ и „все культурные люди читают книги“. В первом случае непонятно, кому это надо. Во втором — установка оценочная, то есть не очень здоровая. Ими руководствоваться не стоит».
Читайте также
Почему детей заставляют читать насильно?
Как правило, насильно заставляют читать своих детей только те родители, которые сами не увлекаются чтением и не понимают, в чём удовольствие от него. Это еще одна причина, по которой дети не хотят читать («Почему я должен делать то, что другие не делают, почему я должен, а они нет?!»). Читающие родители обычно показывают своим примером, что читать — классно, и дети начинают читать, подражая им. Такие родители могут обсудить книги с детьми — и этим их заинтересовать.
Как использовать книгу для погружения в поток
Американский психолог Михай Чиксентмихайи исследовал ощущение счастья и выяснил, что люди чувствуют максимальное удовлетворение, находясь в состоянии потока — в полной сосредоточенности на деятельности, которой они занимаются.
Умение входить в поток определяет не только уровень удовольствия, которое вы получите от чтения, но и качество усвоения информации. В состоянии потока информация приходит в мозг более упорядоченной и лучше закрепляется в памяти. Чтобы входить в это состояние, нужно научиться концентрировать внимание на чем-то одном.
Чтобы войти в поток, необходимо:
Как извлечь пользу из прочитанного
«Осмысление — это разнообразная умственная деятельность, способствующая лучшему научению. Вы восстанавливаете в памяти свой прошлый опыт, соотносите его с новым и мысленно отрабатываете те действия, которые должны будете совершить в следующий раз».
Из книги об эффективном обучении Питера Брауна и Генри Рёдигера «Запомнить всё»
Этот совет применим и для чтения художественной литературы: припоминание и переосмысление приобретенной информации полезны для ее лучшего усвоения.
Вот два способа переосмыслить прочитанное:
Как понимать художественную литературу
Важно понимать, что художественная литература глубоко субъективна и не дает единственно верных ответов на вечные вопросы. Не нужно пытаться искать в книге истину. К ней стоит относиться как к мнению конкретного человека, написавшего ее, которое можно сопоставить со своим опытом и подумать: согласны вы или нет? Поэтому и говорят, что литература расширяет кругозор, заставляя нас воспринимать непривычные точки зрения на жизнь.
Чтобы простимулировать размышления, задавайте себе вопросы во время и после чтения:
Поиск ответов на эти вопросы развивает мышление. На самом деле изначально идея школьных сочинений была именно в том, чтобы научить детей думать и спровоцировать дискуссии и споры. Но об этом как-то забыли. Вдумчивое чтение дает возможность пережить гораздо больше инсайтов, чем простое поглощение текста.
Разбор для продвинутых
Понимание символов и других художественных приемов приходит с опытом, но можно ускорить этот процесс. Книга Томаса Фостера «Искусство чтения» настраивает мозг на анализ разных литературных фишек и учит смотреть вглубь текста, а не читать поверхностно, ограничиваясь уровнем сюжета. В конце автор дает список литературы для отработки навыков.
Полезно ли скорочтение
Скорочтение — способность быстро воспринимать текст. Обычно оно подразумевает не последовательное чтение слова за словом, а беглый просмотр всего текста, который позволяет уловить только общую суть. Такой способ чтения фикшна обесценивает его, так как не дает насладиться художественными достоинствами произведения: ритмом и темпом текста, подбором слов и т. д.
Как увеличить скорость без потери качества
Под скорочтением можно понимать и такие навыки, как подавление внутреннего проговаривания слов или умение контролировать движения глаз и не возвращаться к уже прочитанному. Эти приемы ускоряют восприятие текста, но не в ущерб смыслу.
Выбрать бумажную или электронную книгу
В каком формате читать — личный выбор каждого. Назову только преимущества бумажных и электронных книг (приложения-читалки в телефоне не считаются).
Сборник советов о том, как правильно выбрать книгу под себя
Даже людям, предпочитающим лишь определенные жанры литературы, бывает сложно подобрать для себя что-то интересное. Поэтому многие и сталкиваются с тем, как выбрать книгу, которую захочется прочесть и получить от этого удовольствие. Многочисленные авторы частенько радуют своих читателей новинками, и сейчас их столько, что осилить все практически невозможно. А ведь многие интересуются не только литературой современных авторов, поэтому вопрос выбора актуален – сделав его правильно, вы отдадите предпочтение самым интересным для вас изданиям.
Содержание:
Зачем читать?
С самого детства нам объясняют, в чем польза чтения, преувеличить ее невозможно, равно как и невозможно заменить другими способами получения информации, развития.
Вот зачем нужно читать:
Польза чтения огромна, поэтому это увлечение невозможно заменить каким-либо другим, какие бы высокие технологии ни пришли в наш мир.
Критерии для выбора книг
Пока не прочтешь, не узнаешь, стоит ли то или иное произведение вашего внимания. И часто речь не о том, что оно является некачественным, низкопробным, а о том, что оно будет (или не будет) хорошим выбором именно для вас. Поэтому в вопросе, как выбрать книгу, следует ориентироваться на некоторые важные критерии.
Интерес
Каждый человек имеет свои предпочтения, в том числе и в литературе. Мы любим разные жанры, тематики, и то, что одним кажется захватывающим и увлекательным, другими может восприниматься совершенно иначе. Если произведение кажется неинтересным, то и читать его с удовольствием и упоением не получится. Интересный сюжет, изложение заставляют прочесть произведение быстро, увлечься этим процессом, после чего вам захочется окунаться в него снова и снова.
Но нужно учитывать и такой нюанс как смена или появление новых интересов со временем. Например, вы не любите детективы, но не исключено, что в один прекрасный момент вы с наслаждением прочтете творение Агаты Кристи. Поэтому, если вы обратились к другу с просьбой «помоги выбрать книгу», и он вам посоветовал произведение в том жанре, который вы ранее не считали одним из своих любимых, не спешите сразу отказываться от идеи ознакомиться с ним – возможно, пришло время пересмотреть свои взгляды, и оно вам понравится.
Отзывы
Мнения других людей тоже могут оказаться полезными. Конечно, у каждого свои интересы и предпочтения, но можно хотя бы учитывать отзывы тех, у кого они схожи с вашими. Не обязательно ограничиваться только мнением друзей, знакомых – его часто высказывают и те, кто любит читать, на просторах интернета – различных сайтах, форумах, в соцсетях.
Необходимость
В ряде случаев вопрос, как выбрать жанр книги перед нами не стоит, поскольку есть задача ознакомиться с литературой определенной тематики, содержания. Следовательно, речь не идет о подборе литературы на основании собственных предпочтений.
Польза
Из произведения читатель должен почерпнуть ценную информацию, которая будет не только интересной, но и может быть использована в жизненной или профессиональной практике. Независимо от того, читаете вы книгу жанра фэнтези, любовный роман, детектив или научную литературу, польза может быть извлечена из любой из них.
Читабельность
Этот критерий во многом определяет то, какую книгу выбрать, поскольку от него зависит, как она воспринимается читателем. Важен слог, стиль изложения, насколько легко воспринимается текст, понятен ли он. В этом аспекте немалую роль играет даже разбивка текста на структурные составляющие.
Чем больше в нем диалогов, чем короче абзацы, чем менее витиеватые слова и фразы используются, тем лучше он воспринимается. Далеко не многим людям понравятся произведения, в которых на несколько страниц сплошной «простыней» описывается природа, погода, настроение или образ героев. Многих это отпугнет и отобьет желание прочесть текст.
Кроме того, значение имеет цвет, тип, размер шрифта, качество печати и тип бумаги. Эти критерии влияют на восприятие взрослых, но еще более важными они являются, если выбираем книгу ребенку. Чем она ярче, красочнее, более иллюстрированная, чем более понятен, разборчив, но, при этом, красив шрифт, тем она привлекательнее для него. К слову, книгу следует ребенку выбирать тоже с учетом его интересов.
Ищите книги одной серии
Книжная серия представляет собой книги, которые издатель по различным критериям определяет как составляющие одной какой-либо последовательности. Как правило, они печатаются в одном и том же издательстве, а узнать их можно по схожему оформлению (фону, стилю, шрифту). Таким образом, уже глядя на обложку, вы сможете определить, входит ли произведение в ту или иную серию.
Одна из разновидностей книжных серий – авторские серии, в которые могут входить произведения не только одного автора, но и нескольких, но рекомендованы они одним и тем же писателем. Выпускаться они могут в любом жанре – детектив, фэнтези, фантастика, роман, юмористическая проза, научная публицистика.
Как это влияет на то, как выбрать книгу для чтения? Обычно, если читателю нравится хотя бы одно из произведений серии, то его, скорее всего, заинтересуют и другие, входящие в нее.
Считается, что выпуск таковых – это коммерческий ход современных писателей, благодаря которому они стараются выделиться и «раскрутить» свое имя. Тем не менее, многие эксперты в области книгоиздания считают, что это хороший подход, который позволяет формировать рынок качественной литературы. Благодаря ему есть возможность изучить спрос читателей и пополнять библиотеки и полки книжных магазинов настоящими бестселлерами, которые становятся популярными среди многих поклонников чтения.
Читайте аннотацию
Чтобы выбрать интересную книгу, следует ознакомиться с ее кратким содержанием. Не бойтесь потерять интерес к ней, поскольку из аннотации вы не узнаете, как именно будут развиваться события, описанные в ней, и какой будет развязка. Зато вы сможете уловить сюжетную линию, определить жанр выбранной книги, что и позволит понять, стоит ли вам почитать ее.
Прочтите страницу-другую
Не попробуешь – не поймешь. Такой принцип действует и в случае выбора литературы. Не поленитесь ознакомиться с началом произведения – это даст вам многое:
Не стесняйтесь читать «сомнительные» на взгляд окружающих книги
На вкус и цвет, и книг в том числе, как известно, не все мы друг другу товарищи. Это как в любви, дружбе, стиле одежды, гастрономических предпочтениях. Ведь мы не спрашиваем у окружающих, кого нам любить, с кем дружить, какую одежду носить и что есть.
Кто-то предпочитает выбрать книгу фэнтези, кому-то по нраву любовные романы, кто-то в восторге от детективов, а есть и «всеядные» в этом вопросе книгоманы. Наверняка у вас было такое, что произведение, которое посоветовал вам кто-то, вы не оценили как достойное вашего внимания, даже если это мировой бестселлер. При этом, вам может прийтись по душе то из них, о котором вообще мало кто знает.
Формируйте собственный вкус, создавайте свой список литературы, которая является ценной и интересной для вас. К слову, это поможет не только получать наслаждение от чтения, но и формировать свою индивидуальность, развивать личность, имеющую собственное мнение и умеющую его отстаивать. Делая независимый выбор, не оглядываясь на точку зрения окружающих, вы станете интересным собеседником для окружающих, которые из ваших уст смогут узнать, возможно, что-то новое для себя.
Впрочем, вокруг нас есть и люди, которые имеют схожие с нашими вкусами и предпочтениями. Важно найти в своем окружении единомышленников, и вот к их мнению о том или ином произведении вы можете прислушаться.
Читайте объемные книги
Этот совет можно рассматривать в друг разных плоскостях – по отношению к взрослым и в отношении того, какие книги часто выбирают дети.
Издания с сотнями страниц, а если еще и в нескольких томах – способ на длительное время погрузиться в мир полюбившихся героев, с которыми порой так сложно расстаться по окончанию прочтения. Обычно они характеризуются глубоким содержанием, сюжетом, наполненным разными линиями, поворотами, переплетениями. У читателя есть возможность досконально раскрыть, проанализировать образы героев, проникнуться обстоятельствами их жизни, которые меняются, судьбы которых переплетаются. Это заставляет переживать за них, вместе с ними обдумывать, как следует поступить в той иной ситуации, как повлиять на те или иные обстоятельства.
Говоря об объемности, следует учитывать и какие книги выбирают дети. Один из трендов – объемные варианты. Они пестрят не просто иллюстрациями, а «живыми» картинками. Они имеют 3-D формат, поэтому буквально оживают при открытии книги. Последнюю можно не только читать, рассматривать объемные изображения – с ними можно играть, раскрашивать их, раскладывать. Все это увлекает детей, при этом, способствуя развитию их мышления, воображения, моторики.
При подборе литературы для ребенка выберите цвет книг, не забывая о том, что они любят все яркое, красочное. Но привлекательные для них тона, картинки не должны быть «ядовитыми», «кислотными», поскольку это может негативно повлиять не только на зрение, но и на психику малыша.
Тест «пятьдесят страниц»
Его автор – издатель, автор Игорь Манн. Суть этого теста очень проста – если произведение не впечатлило читателя к моменту прочтения им 50-й его страницы, дальше на него время можно не тратить. Оно может быть скучным, неинтересным, не полезным и т. д. Но, начиная чтение, мы часто ждем, что вот-вот сюжет начнет завлекать новыми поворотами, динамика описываемых событий будет стремительно расти, а слог автора начнет радовать легкостью. Но так бывает не всегда, и на протяжении всего прочтения мы этого так и не дожидаемся. Так вот, этого и не произойдет, если не произошло к 50-й странице.
Ежегодно писатели и издательства радуют читателей тысячами новых произведений, и даже если последние выбирают самые лучшие из них, времени на прочтение их всех все равно не хватит. Так зачем тратить его на попытки заставить себя осилить-таки то, что осиливаться никак не желает? Когда мы выбираем лучшую книгу, те из них, которые провалили тест «пятьдесят страниц», можно не просто отложить в сторонку до лучших времен, подходящего настроения, удачной комбинации звезд… Их можно сразу кому-либо подарить. Дело в том, что, если произведение не зацепило с первого раза, шансы на то, что оно сделает это со 2-го, 3-го или 10-го раза, стремятся к нулю.
Как книги подстраиваются под новых читателей?
Этот вопрос следует рассматривать не только с точки зрения содержания. Да, сегодня выпускаются тысячи произведений «на злобу дня», описываемые в них события вписываются в картину мира современного человека, его реалии. Они в большинстве своем понятны, легко воспринимаются, но это вовсе не значит, что только они могут быть интересными, ведь незыблемую классику, например, никто не отменял.
Каким же тогда образом литература подстраивается под новых читателей? Под этим мы можем понимать новые способы подачи и получения информации, которыми нас одарил технический прогресс. Атмосфера, которая создается от запаха страниц, их шелеста, ощущений, которые дарит прикосновение к ним, неповторима. Она усиливает наслаждение от чтения, делая его более уютным, приятным.
Скачать произведение можно не только на планшет, телефон, ноутбук, компьютер – можно ознакомиться с тем, как выбрать электронную книгу – гаджет, который специально для этого предназначен. Преимуществами его является то, что он удобен для глаз читателя, мобилен и компактен. Экран ридера при правильном выборе не отсвечивает, не отдает блики, глазами воспринимается как страница настоящего бумажного варианта.
Электронную свою книгу вы можете брать с собой, чтобы наслаждаться любимым занятием в любом месте – в транспорте, на отдыхе, во время перерыва на работе и т. д. При этом, скачать на специальных сайтах вы можете много бесплатных произведений – как творений малоизвестных авторов, так и настоящих мировых бестселлеров.
Не все новые пользователи знают, как выбрать книгу онлайн. Но делается это просто. Они размещены по разделам – по жанрам, по авторам, а на некоторых сайтах и по времени издания. Следовательно, нужно найти интересующий жанр, изучить представленный список произведений, прочесть аннотацию и понять, хотите ли вы прочесть то или иное из них. В библиотеке выберите книгу, начните ее читать – сначала 1-2 страницы для первого ознакомления с сюжетом. Не забудьте и о тесте «пятьдесят страниц», и, если выбранная литература его прошла, продолжайте наслаждаться выбранным творением.
Как советовать книги друзьям?
Мы не в праве навязывать кому-либо свое мнение, но ведь каждому человеку хочется обсудить с кем-то понравившееся произведение, и наиболее этот процесс интересен, когда подобные беседы ведутся с близким человеком. Никто не говорит о том, что его придется заставлять читать ту литературу, которая нравится вам, но его можно мотивировать иначе на прочтение того или иного произведения.
Используйте действенные приемы, чтобы ненавязчиво, но эффективно подтолкнуть человека к этому:
Итак, выберите нужные книги из своего списка – те, которые вы хотели бы посоветовать друзьям, и, используя перечисленные приемы, сделайте это.
Подводите итоги
После прочтения читатель обычно еще какое-то время находится под впечатлением от него, в воображении всплывают образы героев, описанные обстоятельства и события. По окончанию чтения нелишним будет проанализировать прочитанное, сделать выводы, вынести для себя уроки, опираясь на сюжет книги, ее действующих лиц.
Используйте все описанные приемы при выборе литературных произведений, чтобы не тратить свое время и усилия на те из них, которые окажутся для вас скучными, неинтересными, бесполезными. Чтение должно приносить удовольствие и пользу – это главные критерии, по которым вы сможете назвать книгу качественной.
«Не нужно идти за толпой»: как научиться выбирать книги и получать удовольствие от чтения
Издатель «Горького» и директор магазина «Фаланстер» Борис Куприянов — о том, как полюбить литературу и можно ли обойтись без «Анны Карениной».
Светлана Козлова для Skillbox Media
Борис Куприянов — известный российский издатель и публицист, один из соучредителей книжного магазина «Фаланстер» в Москве. Он также является генеральным директором популярного онлайн-издания о книгах и чтении «Горький». С 2009 года — член экспертного совета Международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fiction. С 2012 по 2015 год был одним из руководителей Московского городского библиотечного центра. Деятельность Бориса помогла москвичам по-новому взглянуть на библиотеку как таковую. Борис преподаёт на совместном курсе Skillbox и «Горького» «Как выбирать книги».
В интервью Борис рассказал:
Обозреватель Skillbox Media, руководитель отдела «Бывший СССР» в «Ленте.ру». Эксперт по постсоветскому пространству. Интересуется политической философией и современной культурой.
Как правильно выбирать книги
— Как вы относитесь к распространённым в интернете спискам книг, которые «обязательно должен прочесть уважающий себя человек»?
Вас пытаются подчинить перечню книг, в котором «главное», «модное» и «правильное».
Не смотрите на списки книг. Читайте то, что вам нравится. Вы не прочтёте после 40 лет «Трёх мушкетёров», если не читали их раньше. И не стоит этого делать. Можно прочитать другие книги, не обязательно художественные, которые дадут те же знания, что и произведение Дюма.
— А по каким критериям вы сами выбираете книги, учитывая, что вокруг вас их так много?
— Есть темы, которые меня волнуют. Есть детали, на которые я обращаю внимание при выборе книги: оглавление, вступительная аннотация, где она издана и кто её написал. Бывает, что я открываю книгу в случайном месте и смотрю, нравится мне текст или нет, интересен ли он.
Есть критерий Бродского, о котором мы писали в «Горьком». Он говорил, что, если вы хотите понять, интересна ли вам книжка или нет, нужно открыть параллельно ей классическую поэзию, которую вы знаете и любите. Затем начать читать одну страницу выбранной вами книги, потом — поэзию. Через 10 минут вы поймёте, что для вас приоритетнее сейчас.
Если вы захотите читать выбранную книгу — она вам подходит, если погрузились в поэзию — нет.
— Вы сделали целый курс «Как выбирать книги». Этому действительно нужно учить? И что в итоге — слушатели курса научатся качественно оценивать тексты?
— Все люди так или иначе оценивают книги, даже на уровне «нравится или не нравится». Всем книга или интересна, или нет. Но мы хотим в курсе дать некоторую навигацию, объяснить, как вести поиск книг, которые вам стоит прочесть.
Мы расскажем, как не бояться не прочитать какие-то книги и что-то пропустить. Попытаемся снять у читателей определённый барьер и помочь им смотреть на выбор книг проще. Мы покажем некоторые приёмы, как выбирать те книги, которые вам действительно нужны.
А ещё в курсе объясняем простую вещь: не нужно вестись на хайп и общую моду. Нужно не стесняться чего-то не читать. Если вы не прочли «Анну Каренину», — а многие, думаю, этого не сделали, — желательно её прочесть. Но если вы не можете этого сделать — не мучайте себя. Вам нужно что-то другое, важное, что можно получить из иной литературы.
Главное — не нужно идти вслед за толпой и мейнстримом.
Если книжка очень модная, а вы её открываете и она вам не нравится — не стоит мучать себя и дочитывать её до конца. На курсе вы проработаете свои критерии выбора книг, которые могут не соответствовать общему модному подходу: в конечном счёте, любой критик точно такой же читатель, как и вы, тем более в наше время.
Читать или слушать классику?
— Как считаете, какой формат лучше: бумажный, электронный или аудио?
— Все форматы хороши. Но какие-то книги в принципе нельзя слушать, их нужно именно читать, например из-за особенной языковой игры и структуры, которую не считать в аудиоформате. Точно так же одни книги надо и полезно читать в электронном виде, а иные — нельзя или трудно.
Важно также, когда и как вы читаете — утром или перед сном, на ходу или целенаправленно.
Многое зависит от текста и пристрастия, удобства человека. По воле судеб я много читаю электронных книг, хотя больше люблю бумажные. Русскую литературу, признаться, больше слушаю, потому что немало времени провожу в машине и трачу его на художественные произведения — классику или книги, которые считаются сейчас модными. Но есть произведения, которые принципиально не могу слушать или даже читать в электронном виде.
— То есть нельзя сказать, что форматы конкурируют друг с другом?
— Они друг друга дополняют. Форматы — это только способы, носитель. Текст — вот важная история. Вам будет сложно воспринимать многогранный и важный текст в аудио или видео. В электронном варианте вы не сможете листать живые страницы и возвращаться к ностальгическим пометкам, сделанным карандашом.
Но в целом проблемы выбора формата не существует, она надуманная.
— Вы упомянули о книгах, которые считаются сейчас модными. Как вы думаете, почему одна литература становится классикой, а какая-то забывается?
— Есть тысячи разных факторов, которые объясняют, почему конкретная книга остаётся с читателями или забывается. Некоторые из них очень специфичны, и описать их непросто. Бывает, например, что книга была забыта, а потом внезапно о ней вспомнили, восстановили её в памяти и она стала классикой. Происходит и так, что однажды книга была очень известна, потом забыта, потом вновь стала известна. Или когда известная книга была забыта незаслуженно.
При этом книга, которая вам нужна, может не быть модной, популярной или классической. На меня очень сильно воздействовала сага Ивана Наживина «Распутин». Это большая семейная история о предреволюционных и послереволюционных годах, где описана русская жизнь с огромным количеством героев. Но эта книга, в отличие от «Доктора Живаго» или «Хождения по мукам», совершенно неизвестная и забытая. В тот момент, когда я её читал, она мне очень помогла и сподвигла на многие мысли и действия.
И такие книги есть у каждого. Вопрос в том, находит их читатель или нет. Есть разные теории. Например, что книга находит человека сама, то есть когда он сам вчитывает в произведение связанные с собой мысли. На мой взгляд, это очень частое явление.
Выбираем свой книжный магазин
— При этом немалую роль в открытии и переоткрытии имён для читателей играют книжные магазины и издательства…
— Всё верно, они проводят определённую экспертизу. Если вы покупаете книги и любите какое-то одно издательство, то вы примерно знаете, что оно готово для вас подготовить, что оно вам даст, а что нет. Зная уровень, например, поэтической серии «Билингва» издательства «Текст», вы понимаете, что увидите хороший перевод и качественную поэзию. То же самое и с магазинами — это дополнительный уровень экспертизы. Если вы ходите в авторский магазин (а в большинстве случаев все независимые книжные — авторские), то это некий ваш выбор. Выбор, которому книжный магазин соответствует.
— Какие книги покупатели никогда не найдут на полках «Фаланстера»?
— У нас есть принципы, что продавать, а что нет. Например, читатели не найдут у нас книг по шахматам. Не потому, что мы не любим шахматы, просто так исторически сложилось. Кроме того, у нас практически нет детективов. Люди, которые приходят к нам за книгами, прекрасно знают о нашем выборе. Это нормальная, распространённая история. Так, у нас очень мало эзотерики, но есть целые магазины, которые на ней специализируются.
Читатели заходят, узнают, что нам нравится и не нравится, и делают свой выбор — покупать им у нас книги или нет. Например, в Санкт-Петербурге есть замечательный книжный «Подписные издания». Он построен совершенно по другим принципам. Но это не мешает ему быть прекрасным, одним из моих самых любимых магазинов. Он хорошо работает, он интересен.
— Каковы конкурентные преимущества «Фаланстера»?
— Конкурентное преимущество у нас только одно. Мы занимаемся своим делом достаточно долго. Ещё одно конкурентное преимущество не обеспечиваем мы сами себе, а нам его обеспечивает государство. Это в целом про тяжёлые условия, в которых существует малый бизнес.
В центре Парижа — не перестаю это говорить — на три с половиной миллиона жителей 700 книжных магазинов. В Москве на 15 миллионов — 160 книжных. Многие из них при этом не специализируются исключительно на книгах. Поэтому, к сожалению, у нас конкуренции нет. И новые книжные магазины, которые открываются в Москве, — это скорее наши друзья, нежели конкуренты. У них у всех другой выбор книг, другой подход, другое отношение к клиентам.
— Ваше любимое книжное место в России и в мире?
— Сложно назвать то или иное место книжным. Да, мне безумно нравится улица Муфтар в Латинском квартале Парижа. Хотя там, кажется, всего лишь один книжный магазин. Мне импонирует лондонская Bloomsbury Square — площадь, которая ассоциируется с издательством Bloomsbury Publishing PLC, хотя оно находится не там. На Блумсбери есть магазин журнала London Review of Books, но само ощущение площади очень литературное.
Никогда в жизни не был, но мечтаю побывать в маленьком городке Кейп-Код, связанном с «Моби Диком». Мне очень нравится Чаринг-Кросс в Лондоне — там много книжных магазинов, которые я люблю. Нравится и спуск к Золотому Рогу от улицы Истикляль в Стамбуле, где есть масса букинистических магазинов и лавок, где торгуют городским мусором. Он весь пропитан Памуком от начала до конца — или Памук пропитан этим районом. Сложно сказать.
Почти с каждым местом ассоциируется какая-то книга, поэтому его можно назвать книжным. Но очень сложно сказать, пропитывает ли произведение место или наоборот. Например, Шекспир никогда не был в Италии, однако, когда мы бываем в Вероне, у нас возникают определённые ассоциации с ним. Я никогда не был в Дублине. Но большая часть «Улисса» была написана Джойсом в Триесте. Там-то я как раз был, но всё равно городом «Улисса» для меня остаётся именно Дублин — то место, которое мне хочется посетить.
Если говорить о самых любимых книжных местах — наверное, это Пески и Невский проспект в Санкт-Петербурге. Там вспоминается сцена, когда по Невскому едет один из героев «Петербурга» Белого и думает о жителях Васильевского острова. У Петра Вайля есть замечательная книга «Гений места», где он как раз рассматривает эти связи…
— Есть ли книги, которые вы любите время от времени перечитывать?
— Конечно. Я, например, могу очень долго погружаться в книжку, которую читал в детстве. Могу в течение полугода перечитывать «Хаджи-Мурата», к примеру. И я читал его почти каждый день по несколько страниц. В самых различных форматах, даже аудио, хотя этот текст сложно воспринимать таким образом. Сейчас перечитываю «Некуда» Лескова, к которому возвращаюсь не первый раз.
— Что читаете сейчас?
— Каждый день я читаю одну или две книги. Если говорить о художественной литературе, то только что по долгу службы с большим удовольствием перечитывал «Охранную грамоту» Пастернака. Если говорить о модном — «Доктор Гарин» Сорокина.