Что не может быть мягким зеленым и теплым подчеркни
Тетрадь 1
Занятие 5. Слова-братья
Цель: уточнить и расширить представления детей о синонимах; формировать умение подбирать синонимы к данным словам, находить лишнее слово в ряду синонимов; развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, чувство рифмы, воображение, артистические способности.
Оборудование: у учащихся — цветные карандаши.
Ребята, вы уже познакомились в первом классе со словами-синонимами. Что это за слова? (Синонимы — это слова, близкие по значению, но разные по звучанию, иначе — слова—приятели. Например, прекрасный — чудесный, смелость — отвага, дрожать — трястись.)
Кошка, тигр, пантера, лев, рысь, гепард — это звери из семейства кошачьих. Они из одной семьи, но их нельзя назвать одинаковыми, ведь у них разные размеры, разная окраска, разная масса. Как лев внешне не похож на кота, так и синонимы внешне не похожи друг на друга, но по смыслу они схожи. Так в одной семейке оказались синонимы: дом, здание, изба; в другой семейке: сообразительный, находчивый, догадливый; в третьей: победить, одолеть, разгромить. И таких семеек в русском языке очень много. Синонимы делают нашу речь богаче, красивее. Если мы знаем синонимы, нам не придется повторять одно и то же слово, мы сможем заменить его синонимом.
Послушайте сказку, которая называется «Слова-братья».
Старые люди рассказывают, что в древнем государстве Языкознании встречались бродячие слова. Они появлялись то здесь, то там, одинаково смотрели на людские горести и радости. Сказывают, что даже на одном языке разговаривали. Много у этих слов было общего. А счастья не было. Словно тени, слонялись они по стране, одинокие, несчастные, нигде не находили себе пристанища. И что самое грустное — они никак не могли встретиться друг с другом.
Но однажды прошел слух, что в городе Синонимии появился волшебник, который всех одиноких и неприкаянных делает счастливыми. Со всей страны съехались разные слова в этот город. Очень уж хотелось им найти поскорее друзей. Волшебник (а был он очень мудрым человеком) выстроил их в один синонимический ряд и повелел им друг друга братьями величать. И назвал он их одним словом — синонимы. Никто из них не потерял своей красоты, яркости, а только лучше стал, как всякий счастливый.
Ребята, кто из вас запомнил название сказки? Как ещё можно называть синонимы, помимо того, что мы называем их слова-приятели? (Слова-братья).
Задание 1. Из ряда слов выберите те, которые являются синонимами записанных в таблице слов с тем же количеством букв. Впишите их в таблицу.
Слова: кукиш, резкий, речь, слово, старый, конец, низкий, потёмки, доброта.
Ответ. Речь, конец, старый, потёмки.
Задание 2. Отметьте «лишнее» слово, не являющееся синонимом данного.
Грустный — печальный, унылый, глубокий.
Храбрый — смелый, звонкий, отважный.
Слабый — ломкий, короткий, хрупкий.
Крепкий — прочный, надёжный, далекий.
Задание 3. Раскрасьте одним цветом слова синонимичных пар.
Ответ. Месяц — луна, азбука — алфавит, печаль — грусть, конь — жеребец.
Задание 4. Прочтите стихотворение. Назовите синонимы. Закройте тетрадь. Я буду читать стихотворение, пропуская каждое второе слово синонимичной пары. Ваша задача — хором назвать его.
Неделя русского языка во 2 классе
Неделя русского языка во 2 классе
привить любовь к русскому языку, пробудить интерес к нему как учебному предмету;
повысить общую языковую культуру;
углубить и расширить знания, получаемые на уроках;
воспитывать у учащихся бережное отношение к родному слову;
развивать интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время.
формирование интереса к русскому языку, как к учебному предмету;
повышение общей языковой культуры.
Объявление о начале предметной недели русского языка
Списать каллиграфически правильно: соблюдая правила написания и соединения букв пословицу о русском языке.
Велик и могуч русский язык.
Списать каллиграфически правильно: соблюдая правила написания и соединения букв отрывок из стихотворения, указать название и автора.
И подушка, как лягушка,
Угадай загадку, запиши отгадку
1. Звонко струи бьют в ведро,
Что это такое? (молоко)
2. Буквы знать, уметь читать,
Честным быть, трудолюбивым.
Кто же это учит вас
Быть и умным, и счастливым?(учитель)
3.Кто меня на плечи взял?
Кто меня с земли поднял?
И сказал мне «Молодец!»
Впиши недостающие буквы так, чтобы получились словарные слова
М..лина с. лома т. традь
р. кета п. том л. сица
с. лют п. льто адр. с
м. роз св. бода вос. мь
День второй: «Игротека»
1. Найди в фантазийном слове части двух хорошо известных слов- названий кухонных принадлежностей. Запиши эти названия.
2.Что не может быть мягким, зелёным и тёплым? Подчеркни правильный ответ.
Трава свитер плед лимонад
3. Замени всего одну букву в каждом слове, чтобы получилось новое слово
Это загадка, по условиям которой из данного слова путём замены одной буквы, получается новое слово:
1. Со звуком С я не вкусна,
Но в пищу каждому нужна.
С М берегись меня, не то
Я съем и платье, и пальто.
2. С К я в школе на стене,
горы, реки есть на мне.
Тоже в школе я стою.
3. Хоть мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю,
Но К на Ц перемени,
Найди синонимы и соедините их.
День третий: «Грамматический бой»
1. Подчеркни твёрдые согласные в скороговорке:
ЛЕТЕЛИ ЛЕБЕДИ С ЛЕБЕДЯТАМИ.
2. Расшифруй слова, подчеркни «лишнее» слово:
ЫТКАВ, МИДОПОР, РОТПО, КОРОМВЬ
3. Выполни математические действия и запиши получившееся слово:
СПОР + А – РОСА + АР + ТА = ________________________
4. Добавь одну букву в начале слова, чтобы получились новые слова:
5. Раздели текст на предложения. Поставь точку там, где это необходимо:
ПОДУЛА ЗИМА ХОЛОДОМ СВЕРКАЕТ ПЕРВЫЙ ЧИСТЕНЬКИЙ СНЕЖОК ПОЛЕТЕЛИ ЛИСТЬЯ С ДЕРЕВЬЕВ РУМЯНИТ ЩЕКИ ЛЕГКИЙ МОРОЗ.
6. Буквы заблудились. Составь слова.
7. Разбери слова по составу:
ЗВЁЗДОЧКА, МОРЯКИ, ПЕРЕЛЕСОК, БЕРЁЗОВАЯ.
8. Какую орфограмму в слове надо проверить? Подбери и запиши проверочные слова:
День четвёртый: «Самый грамотный»
Наступила шумная весна. Тает последний снег. Звенят под деревьями весёлые ручьи. Душистой смолой пахнут почки. С раннего утра до позднего вечера разными голосами поют на лесной поляне птицы.
Вылезли из своих жилищ жучки, паучки, букашки. Вышел из своего зимнего домика ёжик. Он не хотел вставать. Холодный ручеёк забрался в его сухую постельку и разбудил ежа. Мелькнула серая тень. Это полевая мышь пробежала по узкой тропинке. Скоро побегут хлопотливые муравьи.
Все рады весне! (75 слов)
Слова для справок: паучки, постелька, хлопотливые.
День пятый : «Игротека». Подведение итогов
1. Незнайка в своём письме допустил ошибки, исправь их.
Летам я са свей сабакай булькай был на даче Дачя была у леса Утром я пошол на речьку. Над вадой кружылис чяйки. Я поймал щюку и два лищя
2. «Назови одним словом»
Храбрый человек _________________________________
Болтливый человек _________________________________
Ленивый человек _________________________________
Мудрый человек _________________________________
Богатый человек _________________________________
Грубый человек _________________________________
Сильный человек _________________________________
Весёлый человек _________________________________
3. Сосчитай, сколько звуков и сколько букв в словах
Юла- ____________________ ёж- ______________________
4. «Колодец, дай воды напиться»
Колодец позволит воды напиться тому, кто найдёт «лишнее» слово.
Воды, водитель, подводный, водянистый.
Водитель, наводнение, паводок, водолаз.
5. «Кто больше найдёт»
Из букв слова ТРАНСПОРТ составьте, как можно больше новых слов:
Конкурс «Угадай героев сказки»
Девочка, которую вылепили из снега старик со старухой .
Как звали пуделя в сказке о деревянном мальчугане?
Мальчик, которого смастерил папа Карло из полена .
Маленькая девочка, ростом с дюйм, появившаяся в чашечке цветка .
Озорной, весёлый мальчик – луковка .
Имя лисы из сказки про Буратино .
Сказочный герой с пропеллером, живущий на крыше .
Имя ослика, друга Винни Пуха, который потерял свой хвостик .
Девочка, потерявшая на балу хрустальную туфельку .
Самый круглый сказочный герой, который ушёл от дедушки и бабушки .
Подведение итогов. Награждение победителей
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-448593
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Однородные члены предложения
Чтобы ребенку правильно находить однородные члены предложения и выделять их запятыми на письме необходимо знать правило и алгоритм рассуждения.
Самое главное! Необходимо понимать, что однородные члены предложения:
Однородные члены предложения могут могут быть как главными (однородные подлежащие и однородные сказуемые), так и второстепенными членами (однородные определения, однородные дополнения и однородные обстоятельства).
Примеры однородных членов предложения
Однородные подлежащие:
К кормушке подлетели воробьи и синички.
Кто? воробьи (сущ.), кто? синички(сущ.)
Воробьи что сделали? подлетели, синички что сделали? подлетели
Воробьи и синички — однородные подлежащие, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — существительным.
Однородные сказуемые:
Капли дождя падают с неба и барабанят по крышам домов.
Капли что делают? падают (гл.), капли что делают? барабанят (гл.)
Падают и барабанят — однородные сказуемые, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — глаголом.
Однородные определения:
В небо полетели красные, голубые и жёлтые шары.
шары какие? красные (прил.), шары какие? голубые (прил.), шары какие? жёлтые (прил.)
Красные, голубые и жёлтые — однородные определения, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — прилагательным.
Однородные дополнения:
В деревне пахло яблоками и дымком.
Пахло чем? яблоками (сущ), пахло чем? дымком (сущ.)
Яблоками и дымком — однородные дополнения, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же падежный вопрос и выражены одной частью речи — существительным.
Однородные обстоятельства:
Около реки было спокойно и легко.
Было как? спокойно (нар.), было как? легко (нар.)
Спокойно и легко — однородные обстоятельства, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — наречием.
В устной речи однородные члены предложения выделяются паузой, а в письменной запятыми. Существуют определенные правила, согласно которым ставятся запятые.
В схемах однородные члены обозначаются кружком. Схемы помогают лучше понять, какие знаки препинания необходимо ставить при однородных членах предложения.
Знаки препинания при однородных членах
В чаще леса живут звери, птицы, насекомые.
Я люблю не тёплый, а горячий чай.
Солнце прорывалось сквозь облака, но тучи все равно вновь скрывали его.
Яблоки красивые, да пресные.
В воскресенье мы купались в озере и катались на лодке.
Я люблю читать стихи и сказки, рассказы и повести.
В кафе продавалось и мороженое, и пирожные, и торты.
Предложите ребенку придумать свои предложения к каждой из схем. Это упражнение можно выполнить как устно, так и письменно.
Однородные члены предложения: упражнения
Карточка 1
2. Из пары предложений составь и запиши одно предложение с однородными членами.
Галки кричали тревожно. Галки кричали громко.
Карточка 2
2. Из пары предложений составь и запиши одно предложение с однородными членами.
Ветер срывал с деревьев листья. Ветер кружил листья на дороге.
Карточка 3
2. Составь и запиши предложение с однородными определениями.
Карточка 4
2. Составь и запиши предложения с однородными подлежащими и сказуемыми.
Карточка 5
В октябре большие стаи птиц собираются на лугу или на берегу реки. Они шумят волнуются. Потом птицы поднимаются и летят на юг. Также ведут себя вороны галки. Осенью можно увидеть в небе огромные стаи волнующихся и кричащих вороньих. Покричат а потом остаются зимовать в городах и сёлах.
2. Составь и запиши предложения с однородными подлежащими и сказуемыми.
Карточка 6
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.
Карточка 7
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.
Карточка 8
2. Составь и запиши предложение с однородными определениями.
Карточка 9
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.
Карточка 10
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.
Карточка 11
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.
Карточка 12
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.
Карточка 13
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.
Карточка 14
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.
Карточка 15
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.
Карточка 16
2. Допиши. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
Карточка 17
2. Допиши. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
Карточка 18
2. Составь и запиши 3 предложения с однородными подлежащими, сказуемыми и определениями.
В конце 4 класса учащиеся пишут ВПР по русскому языку. Первая часть представляет собой диктант с грамматическими заданиями. Одно из заданий обычно связано с однородными членами.
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Согласные звуки
Дек 16
Согласные звуки
Упражнение 105, с. 49
105. Прочитайте. Впишите в пустые клетки буквы. Если вы правильно это сделаете, то у вас получатся разные слова.
Сегодня мне приснился удивительный сон.
Упражнение 106, с. 49
106. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.
Серый волк в глухом лесу
Встретил рыжую лису.
Упражнение 107, с. 50
107. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Автор использовал слова с повторяющимися звуками, чтобы передать шуршание.
Упражнение 108, с. 50
108. Рассмотрите рисунки и обозначения звуков.
О с а, г у с и, р о з а, г и р я.
Упражнение 109, с. 51
109. Прочитайте. Впишите в предложения пропущенные слова.
Буквой «и краткое» обозначается согласный звук [й’]. Буквой «и» обозначается гласный звук [и].
Слова для справок: гласный, согласный.
Упражнение 110, с. 51
110. Найдите среди слогов слова. Подчеркните их. Помогите собачке собрать из слогов слова со звуком [й’] и записать их.
Незнайка, шайка, чайка, случай, тройка, майка, мойка, лайка, стройка, муравей, муравейник, чайник.
Над морем кружилась белоснежная чайка.
Упражнение 111, с. 52
111. Произнесите слова по их звуковым записям. Рядом запишите каждое слово буквами.
[край’] кра й [край’á] кра я
[л’э́й’ка] ле й ка [й’э́л’и] е ли
[трóй’ка] тро й ка [й’óлка] ё лка
[играй’ут] игра ю т [й’ýжный’] ю жный
В некоторых словах звуков больше, чем букв, потому что звук [й’] «прячется» в е, ё, ю, я.
Упражнение 112, с. 52
112. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова.
Слова для справок: домой, скорей, пей, мой.
Упражнение 113, с. 52
113. Прочитайте. Каких животных так называют? Запишите названия животных.
Упражнение 114, с. 53
114. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова так, чтобы получились рифмованные строки.
Слова для справок: телеграмма, Анна, колонна.
Упражнение 115, с. 53
115. Прочитайте. Откуда эти строки?
Жил человек рассеянный
На улице Бассéйной.
Это строки из произведений Корнея Ивановича Чуковского «Айболит» и Самуила Яковлевича Маршака «Вот какой рассеянный».
Доктор Айболит прочитал телеграмму от больных зверей.
Упражнение 116, с. 54
116. Подберите имена, в которых есть удвоенные согласные.
Упражнение 117, с. 54
117. Прочитайте. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. Запишите их.
Слова для справок: ссора, аппетит, можжевельник, шоссе, Римма, коллекция.
Упражнение 118, с. 55
118. Прочитайте. Подчеркните слова, которые правильно разделены для переноса.
о-бла-ко скамей-ка су-ббота
об-лако скаме-йка суб-бота
Упражнение 119, с. 55
119. Запишите буквы, которыми могут быть обозначены:
а) и твёрдый, и мягкий согласный звук:
б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х
б) только твёрдый согласный звук:
в) только мягкий согласный звук:
Упражнение 120, с. 55
120. Назовите изображённые предметы. Произнесите каждый звук, который обозначен пропущенной буквой.
Упражнение 121, с. 56
121. Прочитайте. Чем интересны выделенные слова?
В выходной, весной как раз,
Вол Василий вёз воз ваз.
Налетел на старый вяз.
Вот и кончен наш рассказ.
Вол Василий вёз целый воз с вазами.
Упражнение122, с. 56
122. Прочитайте. Произнесите звуки, которые часто повторяются в словах скороговорок.
Л ё н я и Л и л я л е д енцы д е л и л и.
Л ё н я ломом колол л ёд п е р ед домом.
Упражнение 123, с. 56
123. Впишите в кружки буквы, которые могут указывать на мягкость предшествующего согласного звука в слове:
Упражнение 124, с. 57
124. Прочитайте.
Упражнение 125, с. 57
125. Прочитайте.
Ры с ь м е н ьше л ьва.
М ед в е д ь бо л ьше б ел к и.
Упражнение 126, с. 57
126. Выпишите из словаря антонимов две пары слов, в которых в первом слоге есть мягкий согласный звук. Подчеркните буквы, которые обозначают этот звук.
Белый медведь занесён в Красную книгу России.
Упражнение 127, с. 58
127. Прочитайте. Произнесите звуки, обозначенные выделенными буквами.
Здравствуй, гостья-зима!
Упражнение 128, с. 58
мишка шишка
львёнок зайка
лиса мышка
петушок поезд