Что не критиковали античные мыслители авторитет древних мудрецов
Тема 1.3 Выдающиеся философы античности
Тема 1.3 Выдающиеся философы античности
Основные понятия и термины по теме: синкретичность, космоцентричность, натурфилософия, гуманизм, эллинизм, неоплатонизм, идеализм, Эйдос, гедонизм, атараксия, киники, стоики, апейрон.
План изучения темы:
Краткое изложение теоретических вопросов
Ментальная схема
Инфографика
Вопросы по инфографике
1. Назови и дай характеристику двум особенностям античной философии.
2. Как называлась школа Аристотеля и кто был его учеником?
3. Кого из античных мыслителей приговорили к смертной казни? Как именно проходила сама казнь?
4. Соотнесите между собой;
Применял метод спора | |
Диоген | Был из греческого полиса Кития |
Ввели понятие «атома» — неделимая частичка | |
Зенон | Его учителем был Платон |
Сократ | Его школа называлась «академия» |
Аристотель | Считается первым в мире нарурфилософом |
Левкипп, Демокрит | Называл себя «собакой» |
Считается первым в мире нарурфилософом | |
Эпикур | Софист, оппонент Сократа |
Считал первоисточником жизни апейрон | |
Платон | Называл себя «собакой» |
Протагор | Его настоящее имя – Аристокл; он был учителем Аристотеля |
Фалес | Его школа называлась «лицей» |
Анаксимандр | Его школа называлась «Сады», ввел понятие атараксии |
В споре рождается истина
Античная (Древнегреческая) философия возникает в VII – VI веках до н.э.
К тому времени в Древней Греции существовало достаточно развитое рабовладельческое общество, со сложной социально классовой структурой и формами разделения труда, носившими уже специализированный характер. Возрастает и роль интеллектуально-духовной деятельности, приобретая
черты профессионализма. Развитая духовная культура, искусство создавали благоприятную почву для формирования философии и философского мышления. Так, Гомер и его творчество, достаточно отметить его“Иллиаду” и “Одиссею”, оказали огромное воздействие на многие стороны духовной жизни греческого общества того периода. Можно образно сказать, что все “античные философы и мыслители “вышли из Гомера”. А позднее многие из них обращались к Гомеру и его произведениям как аргументу и доказательству.
Вначале философия выступает в форме мудрствования.
Так, “семь мудрецов”:
2) Питтон Митиленский,
5) Клеобул Лионтийский;
7) Хилон из Лакедемонии пытались в афористической форме осмыслить существенные стороны бытия мира и человека, которые имеют устойчивый, всеобщий и общезначимый характер и определяют действия людей.
В форме афоризмов они вырабатывали правила и рекомендации для действия людей, которым люди должны следовать, чтобы избегать ошибок:
“Чти отца своего” (Клеобул),
“Знай свое время” (Питтон);
“Плохое в своем доме скрывай” (Фалес).
Они носили скорее характер полезных советов, чем философских высказываний. В полезности и выражается их ограниченный, но рациональный смысл. В силу чего они являются общеприменимыми. Но уже у Фалеса высказывания приобретают и собственно философские характер, поскольку в них фиксируются всеобщие свойства природы, которые вечно существуют. Например, “больше всего пространство, ибо оно все содержит в себе”, “Сильнее всего необходимость, ибо она имеет власть”. В них лишь намек на философские проблемы, но не сознательная их постановка.
Именно Фалес считается первым философом!
Но уже в рамках “Милетской школы философов” формируется собственно философский подход к пониманию мира, ибо они сознательно ставят и пытаются ответить на такие фундаментальные вопросы: Един ли мир и в чем выражается его единство? Имеет ли мир (в данном случае природа) свою первооснову и первопричину своего существования? Ответ на такие вопросы нельзя получить на основе своего жизненного опыта, а лишь посредством мышления в абстрактных, обобщенных понятиях.
“Милетские философы” обозначают объективно существующую природу особым понятием “космос”, (в греческом языке – вселенная, мир). Отсюда появляется один из первых теоретических способов познания мира – космологизм (космос + логос, знание).
Особенности античной философии:
— синкретичность (человек — часть природы);
— космоцентричность (человек есть часть космоса – вселенной).
Для античной философии характерен поиск смысла жизни через понятия любви, свободы, счастья, гармонии.
1. Натурфилософы (досократики): Фалес (вода), Гераклит (огонь), Демокрит, Левкипп (атом), Пифагор (число), Анаксимандр (апейрон). Все натурфилософы пытались найти «первоисточник» жизни.
2. Гуманистический период: Сократ, софисты (Протагор). Сократ первым обратил внимание на то, что человек отличается от всего живого на Земле своей Душой, поэтому философия становится гуманистической, т.е. изучающей человека.
3. Классический период: Платон (идеализм), Аристотель (логика). Платон и Аристотель считаются теоретиками философии.
4. Эллинизм: киренаики (Аристипп), гедонизм (Гегесий), эпикурейцы (Эпикур), киники (Диоген из Синопа), стоики (Зенон из Кития). Эпоха эллинизма дает начало практической философии (философы не только теоретически обосновывают свои идеи и живут согласно им, например, Диоген жил в бочке).
5. Неоплатонизм: Плотин.
Как уже было сказано, первым философов принято считать Фалеса – натурфилософа.
Уроки философии в тот период как правило проводились на улице, в форме разговора между учителем и его учениками
Гераклит Эфесский
«О природе»
«Все течет, все меняется.-
В одну и ту же реку нельзя войти дважды»
Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира, в то время как вода — лишь одно из его состояний. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода — в землю («путь вниз», который сменяется «путём вверх»). Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем — остыла.
Первый философ
(ионическая школа)
« Что трудно? — Познать самого себя. Что легко? — Давать советы другим.»
Фалес полагал, что все [рождается] из воды; все возникает из воды и в неё превращается. Начало элементов, сущих вещей — вода; начало и конец Вселенной — вода. Все образуется из воды путем её затвердевания/замерзания, а также испарения; при сгущении вода становится землей, при испарении становится воздухом. Причина образования/движения — дух, «гнездящийся» в воде.
«Начало — половина целого».
«По торной дороге не ходи»
«Не разламывай хлеб надвое»
«Не ешь сердца своего»
В основе вещей лежит число, учил Пифагор, познать мир — значит познать управляющие им числа. Изучая числа, они разработали числовые отношения и нашли их во всех областях человеческой деятельности. Числа и пропорции изучались с тем, чтобы познать и описать душу человека, а познав, управлять процессом переселения душ с конечной целью отправить душу в некое высшее божественное состояние.
представитель милетской школы натурфилософии, ученик Фалеса.Автор первого греческого научного сочинения, написанного прозой («О природе», 547 до н. э.). Ввел термин «закон», применив понятие общественной практики к природе и науке. Анаксимандру приписывают одну из первых формулировок закона сохранения материи («из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению»). Источником происхождения всего сущего Анаксимандр полагает некое бесконечное, «нестареющее» [божественное] начало — апейрон — которому присуще непрерывное движение.
Демокрит Абдерский,
ученик Левкиппа, один из основателей атомистики.
«Лучше изобличить собственные ошибки, чем чужие».
«атом» — неделимая частице вещества, обладающая истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей
«О природе»
«Бытие есть, а небытия — нет».
Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли. Основные его тезисы таковы:
«Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём.
Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет».
Его деятельность — поворотный момент античной философии.
Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика Сократа – искусство спора) и отождествлением добродетели и знания он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности.
Майевтика — метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.
«В споре рождается истина»
«Я знаю только то, что ничего не знаю».
«Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны!»
Познай себя и ты познаешь самое главное….
ПЛАТОН 428 или 427 до н. э., — 348 или 347 до н. э., — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя — Аристокл, Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий».
Сочинения Платона написаны в форме высокохудожественныхдиалогов.
Основатель философского направления – идеализма.
Мир подчиняется Идее (Эйдос) — живёт, существует и развивается в соответствии с общими закономерностями, теми правилами, что устанавливают идеи. Идеи — основа всего мира. Они не видны людям и их нельзя почувствовать, так как чувства не позволяют познать истинную природу вещей (вода, деревья и весь остальной материальный мир — существует, но людям остаются неизвестны причина их существования, предназначение, смысл их бытия). Высшая идея (главная) — идея абсолютного блага (агатон); мировой Разум; Божество.
«Человек существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях».
АРИСТОТЕЛЬ 384 до н. э., — 322 до н. э., — древнегреческий философ и учёный.
С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского.
В 335 до н. э. основал Ликей (Лицей, или перипатетическую школу). Перипате́тики (от греч, «прогуливаться, прохаживаться») Название школы возникло из-за привычки Аристотеля прогуливаться с учениками во время чтения лекций.
Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.
«Первая философия» Аристотеля (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: о материи и форме, действующей причине и цели, возможности и осуществлении.
Материя — многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна.
Форма — это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи
Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы. Энтеле́хия — внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат;
«Платон мне друг, но истина дороже» «В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро»
СОКРАТ – ПЛАТОН- АРИСТОТЕЛЬ
(три кита философии)
Философы эпохи эллинизма.
ЖИЗНЬ – удовольствие
ГЕДОНИЗМ
Основоположником считается Аристипп (435—355 гг. до н.э.), современник Сократа. Аристипп различает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души. При этом не делается различия между видами удовольствия, каждое из которых в своей сущности качественно похоже на другое. Путь к счастью, по мнению Аристиппа, лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Смысл жизни по Аристиппу находится именно в физическом удовлетворении.
КИРЕНАИКИ или киренцы,последователи школы, основанной в IV в. учеником Сократа, Аристиппом из Кирены. Представитель – Гегесий. По учению этой школы, единственная цель в жизни — наслаждение (гедонистическая или эвдемонистическая точка зрения), которое и является высшим благом добродетель — уменье господствовать над своим наслаждением и управлять своими желаниями. Также представители данной школы выступали против изучения природы. Впоследствии Киренская школа перешла в эпикурейскую. Гегесий же приходил к отрицательным результатам. Удовольствие или недостижимо, или обманчиво, и решительно перевешивается страданием.
ЭПИКУРЕЙСТВО Эпикур описывает удовлетворение как принцип удавшейся жизни. Удовлетворённость желаний Эпикур считает свободой от неохоты и отвращений. Целью в данном случае является не само удовлетворение, а избавление от страдания и несчастья: в философии счастья Эпикура идёт речь о его достижении с помощью атараксии — освобождения от боли и беспокойства, не повышенным потреблением земных благ, а благодаря заострённому вниманию к истинно необходимым потребностям, к числу которых Эпикур причисляет дружбу.
ЖИЗНЬ — умеренность
(в переводе- «собака»)
Основатель школы Антисфен Афинский, развивая принципы учителя, стал утверждать, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным, — Антисфен стал утверждать, что для достижения блага жить следует «подобно собаке», то есть сочетая в себе:- простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям;- умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя;- верность, храбрость, благодарность
Диоген из Синопа. Он, проповедуя аскетический образ жизни, презирал роскошь, довольствуясь одеждой бродяги, используя для жилья винную бочку, а в средствах выражения зачастую был настолько прямолинеен и груб, что снискал себе имена «Собака» и «сумасшедший Сократ».
СТОИКИ
Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит. (Сенека)
Гераклит
его еще называли «Темным» философов, потому что свои идеи он выражал витиевато, то есть сложно для понимания.
Вспомним историю! Именно благодаря тому, что Петр Первый выбрал в качестве соперников России сильнейшую армию Шведов, наша страна смогла создать одну из лучших армий и сильнейший флот.
А вот еще история: подчиненная настолько не любила своего босса, что всегда педантично вчитывалась в его бумаги. что бы прокритиковать его. Когда она решила уволится, босс расстроился. почему? Ненавидя его одна реально находила ошибки в тексте! Так кто оставался в выигрыше?
Лабораторные работы/Практические занятия – не предусмотрено
Задания для самостоятельного выполнения
На основе философских концепций гедонистов, эпикурейцев, киников, стоиков напишите доклад (выступление) на одну из тем:
— «Сократ и Платон – учителя европейской цивилизации»
— «Проект утопического государства Платона»
— «Древнегреческие циники (Диоген из Синопа). Цинизм в современном мире»
— «Смысл жизни: удовольствия или умеренность?»
Список рекомендуемой литературы:
Форма контроля самостоятельной работы
Работа выполняется в электронной форме и высылается на проверку с указанием № группы, Ф.И.О. студента преподавателю на почту.
Вопросы для самоконтроля по теме:
Античная философия (греки и римляне)
|
Апологеты христианства в Древней Греции говорили, что «множество греческих философов убедительно аргументировали множество истин, противоречащих друг другу и тем самым убедительно доказали, что методами философии Истина недостижима». Неужели это так? Почитаем-ка сами идеи этих древних мудрецов.
Древнегреческая философия
Этапы развития философии в Древней Греции (из Википедии):
По изучаемым проблемам древнегреческая философия прошла следующие периоды:
Античная философия до Сократа
Другими античными авторами в этот список включались Акусилай, Анаксагор, Анахарсис, Ариотодем, Лас, Леофант, Лин, Орфей, Памфил, Периандр, Пифагор, Ферекид, Эпименид, Эпихарм, Эфор. Например, Диоген Лаэртский в состав Семи мудрецов вместо Мисона указывает Периандра.
За ней следует школа элеатов, занимавшихся философией бытия (ок. 580—430 гг. до н. э.). К ней принадлежали Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский, Мелисс.
Одновременно с этой школой существовала школа Пифагора, исследовавшая гармонию, меру, числа, к которой наряду с другими принадлежали Филолай (кон. V в. до н. э.), врач Алкмеон (ок. 520 до н. э.), теоретик музыки, философ и математик Архит Тарентский (ок. 400—365 до н. э.). Её приверженцем был также скульптор Поликлет Старший (кон. V в.до Р. X.).
Великими одиночками являются Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит (вместе со своим полулегендарным предшественником Левкиппом и демокритовской школой). Они завершают досократовскую космологию.
К этому же архаическому периоду можно отнести и ранних софистов (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик).
Классическая античная философия
В начале IV в. до н. э. некоторыми учениками Сократа были основаны философские школы. Представителей этих школ называют сократиками. К сократическим школам относятся:
У Сократа были и другие ученики, которые не дали начала отдельным школам: Главкон из Афин, Кебет, Критон, Менедем, Симмий, Симон-кожевник, Эсхин. Слушателем Сократа был также писатель Ксенофонта. Благодаря его сочинениям мы знаем об учении Сократа.
Благодаря трём самым выдающимся представителям греческой философии — Сократу, Платону и Аристотелю — Афины примерно на 2000 лет стали центром европейской философии. Сократ впервые в истории ставит вопрос о личности с её решениями, диктуемыми совестью, и с её ценностями. Платон создаёт философию как законченную мировоззренчески-политическую и логико-этическую систему; Аристотель — науку как исследовательски-теоретическое изучение реального мира.
Сторонники Платона группируются в школу, известную под названием Академии (древняя Академия — 348—270 до н.э., средняя — 315—215 до н.э., новая — 160 до н.э. — 529 н.э.). Важнейшие представители средней Академии — Аркесилай и Карнеад; новой — Цицерон и Марк Теренций Варрон (116-28 до н.э.). За Академией следует т. н. «средний» (в отличие от «нового») платонизм, куда наряду с другими входили Плутарх Херонейский (ок. 45 — 120) и Фрасилл (комментатор Платона и придворный астролог Тиберия).
Сторонники Аристотеля (ученика Платона, критиковавший некоторые положения своего учителя), большей частью известные учёные, занимавшиеся вопросами конкретных наук, назывались перипатетиками; среди более древних перипатетиков наряду с другими известны ботаник и характеролог Теофраст, теоретик музыки Аристоксен (ок. 350 до н. э.), историк и политик Дикеарх из Мессины; среди более поздних перипатетиков — физик Стратон, географ и астроном Аристарх Самосский (ученик Стратона, ок. 250 до н. э.) и Клавдий Птолемей (ок. 150 н.э.), врач Гален, комментатор Аристотеля Андроник Родосский (ок. 70 до н. э.).
Диоген Лаэртский о происхождении философии
Было бы ошибкой приписывать варварам открытия эллинов 🙂 (Диоген Лаэртский)
Занятия философией, как некоторые полагают, начались впервые у варваров: а именно у персов были их маги, у вавилонян и ассириян – халдеи, у индийцев – гимнософисты, у кельтов и галлов – так называемые друиды и семнофеи [?] (об этом пишут Аристотель в своей книге «О магии» и Сотион в XXIII книге «Преемств»); финикийцем был Ох, фракийцем – Замолксис, ливийцем – Атлант. Египтяне уверяют, что начинателем философии, хранимой жрецами и пророками, был Гефест, сын Нила; от него до Александра Македонского прошло 48 863 года, и за это время было 373 солнечных затмения и 332 лунных. [. ] А от магов, первым из которых был перс Зороастр, и до падения Трои, по счету платоника Гермодора (в книге «О науках»), прошло 5000 лет; по счету же Ксанфа Лидийского, от Зороастра до переправы Ксеркса прошло 6000 лет, причем после Зороастра следовал длинный ряд магов-преемников – и Остан, и Астрампсих, и Гобрий, и Пазат, вплоть до сокрушения Персии Александром Македонским.
И все же это большая ошибка – приписывать варварам открытия эллинов: ведь не только философы, но и весь род людей берет начало от эллинов. В самом деле, достаточно припомнить, что именно среди афинян родился Мусей, а среди фиванцев – Лин.
Мусей, сын Евмолпа, первый, по преданию, учил о происхождении богов и первый построил шар; он учил, что все на свете рождается из Единого и разрешается в Едином. Умер он в Фалере [этрусское название Валерии].
От Евмолпа, отца этого Мусея, получил свое имя афинский род Евмолпидов.
Лин, по преданию, был сыном Гермеса и музы Урании; он учил о происхождении мира, о путях солнца и луны, о рождении животных и растений. Поэма его начинается так: Было время, когда все в мире явилося вместе.
Вот таким образом началась у эллинов философия, самое имя которой чуждо варварской речи.
Те, кто приписывают открытие философии варварам, указывают еще и на фракийца Орфея [скорее всего, их было 2], называя его философом, и притом древнейшим. Но я не уверен, можно ли называть философом человека, который говорил о богах так, как он; да и вообще не знаю, как назвать человека, который бесстыдно приписывает богам все людские страсти, в том числе такие мерзкие дела, которые редкому человеку и на язык придут. Сказание гласит, что Орфей был растерзан женщинами [Орфей-2?]; но в македонском городе Дне есть надпись о том, что он погиб от молнии [Орфей-1?]:
Музами здесь погребен Орфей, златолирный фракиец,
Зевса, владыки небес, дымным перуном сражен.
Сторонники варварского происхождения философии описывают и то, какой вид она имела у каждого из народов.
Халдеи занимались астрономией и предсказаниями.
Маги проводили время в служении богам, жертвоприношениях и молитвах, полагая, что боги внемлют только им; рассуждали о сущности и происхождении богов, считая богами огонь, землю и воду; отвергали изображения богов, в особенности же различение богов мужеского и женского пола. Они составляли сочинения о справедливости; утверждали, что предавать покойников огню – нечестиво, а сожительствовать с матерью или дочерью – не нечестиво (так пишет Сотион в XXIII книге); занимались гаданиями, прорицаниями и утверждали, будто боги являются им воочию, да и вообще воздух полон видностей, истечение или воспарение которых различимо для зоркого глаза. Они не носили золота и украшений, одежда у них была белая, постелью им служила земля, пищей – овощи, сыр и грубый хлеб, посохом – тростник; тростником же они прокалывали и подносили ко рту кусочки сыра за едой. Колдовством они не занимались, как свидетельствуют Аристотель в книге «О магии» и Дион в V книге «Истории»; последний добавляет, что, судя по имени, Зороастр был звездопоклонником, и в этом с ним согласен Гермодор. Аристотель в I книге «О философии» считает, что маги древнее, чем египтяне, что они признают два первоначала – доброго демона и злого демона и что первого зовут Зевс и Оромазд, а второго – Аид и Ариман; с этим согласны также Гермипп (в I книге «О магах»), Евдокс (в «Объезде Земли») и Феопомп (в VIII книге «Истории Филиппа»), причем последний добавляет, что, по учению магов, люди воскреснут из мертвых [т.е., это не только египетская идея], станут бессмертными и что только заклинаниями магов и держится сущее; то же самое рассказывает и Евдем Родосский. А Гекатей сообщает, что сами боги, по их мнению, имели начало. Клеарх из Сол в книге «О воспитании» считает гимнософистов [йогов] учениками магов, а иные возводят к магам даже иудеев. Между прочим, сочинители книг о магах оспаривают рассказ Геродота: они утверждают, что Ксеркс не пускал стрел в солнце и не погружал оков в море, ибо маги считают солнце и море богами, и что кумиры богов Ксеркс ниспроверг тоже в согласии с учением магов.
Египтяне в своей философии рассуждали о богах и о справедливости. Они утверждали, что началом всего является вещество, из него выделяются четыре стихии и в завершение являются всевозможные живые существа. Богами они считают солнце и луну, первое под именем Осириса, вторую под именем Исиды, а намеками на них служат жук, змей, коршун и другие животные (так говорят Манефон в «Краткой естественной истории» и Гекатей в I книге «О египетской философии»), которым египтяне и воздвигают кумиры и храмы, потому что обличие бога им не ведомо. Они считают, что мир шарообразен [!], что он рожден и смертен; что звезды состоят из огня, и огонь этот, умеряясь, дает жизнь всему, что есть на земле; что затмения луны бывают оттого, что луна попадает в тень Земли; что душа переживает свое тело и переселяется в другие [!]; что дождь получается из превращенного воздуха; эти и другие их учения о природе сообщают Гекатей и Аристагор. А в заботе своей о справедливости они установили у себя законы и приписали их самому Гермесу. Полезных для человека животных они считают богами. Говорят также, будто они изобрели геометрию, астрономию и арифметику. Вот что известно об открытии философии.
Философию философией [любомудрием], а себя философом [любомудром] впервые стал называть Пифагор, когда спорил в Сикионе с Леонтом, тираном Сикиона или Флиунта (как пишет Гераклид Понтийский в книге «О бездыханной женщине»); мудрецом же, по его словам, может быть только бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней – «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ [«любомудр»] – это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости. Мудрецы назывались также софистами [мудрователями], и не только мудрецы, но и поэты: так называет Гомера и Гесиода Кратин в «Архилохах», желая похвалить этих писателей.
Мудрецами почитались следующие мужи: Фалес, Солон, Периандр, Клеобул, Хилон, Биант, Питтак; к ним причисляют также Анахарсиса Скифского, Мисона Хенейского, Ферекида Сиросского, Эпименида Критского, а некоторые и тирана Писистрата [!]. Вот кто были мудрецы.
А именно преемником Фалеса был Анаксимандр, за ним следовал Анаксимен, затем – Анаксагор, затем – Архелай, затем – Сократ, который ввел этику; за Сократом – сократики, и среди них Платон, основатель Старшей академии, за Платоном – Спевсипп и Ксенократ, затем Полемон, затем Крантор и Кратет, затем Аркесилай, с которого начинается Средняя академия; затем Лакид, начинатель Новой академии, затем Карнеад, затем Клитомах; вот как эта философия завершается Клитомахом. Хрисиппом же она завершается так: учеником Сократа был Антисфен, за ним следовал киник Диоген, затем Кратет Фиванский, затем Зенон Китийский, затем Клеанф, затем Хрисипп. А Феофрастом она завершается так: учеником Платона был Аристотель, а учеником Аристотеля – Феофраст. Вот каким образом завершается ионийская философия.
Италийская же философия такова [тоже от ионийцев]: учеником Ферекида был Пифагор, за нам следовал сын его Телавг, затем Ксенофан, затем Парменид, затем Зенон Элейский, затем Левкипп, затем Демокрит, затем многие другие, в том числе Навсифан (и Навкид) 19, а за ними – Эпикур.
Философы разделяются на догматиков и скептиков. Догматики – это все те, которые рассуждают о предметах, считая их постижимыми; скептики – это те, которые воздерживаются от суждений, считая предметы непостижимыми.
Некоторые философы оставили после себя сочинения, а некоторые совсем ничего не писали. Среди последних – Сократ, Стильпон, Филипп, Менедем, Пиррон, Феодор, Карнеад, Брисон, а по мнению иных, также и Пифагор и Аристон Хиосский (если не считать нескольких писем). По одному лишь сочинению оставили Мелисс, Парменид, Анаксагор. Много написал Зенон, еще больше Ксенофан, еще больше Демокрит, еще больше Аристотель, еще больше Эпикур, еще больше Хрисипп.
Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие – этиками, за рассуждение о нравах; третьи – диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика – о жизни и о свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики, и для этики. До Архелая [включительно] существовал только один род – физика; от Сократа, как сказано выше, берет начало этика; от Зенона Элейского – диалектика.
В этике существуют 10 школ: академическая, киренская, элидская, мегарская, киническая, эретрийская, диалектическая, перипатетическая, стоическая, эпикурейская. Основателем старшей академической был Платон, средней – Аркесилай, новой – Лакид; основателем киренской – Аристипп Киренский; основателем элидской – Федон Элидский; основателем мегарской – Евклид Мегарский; основателем кинической – Антисфен Афинский; основателем эретрийской – Менедем Эретрийский; основателем диалектической – Клитомах Карфагенский; основателем перипатетической – Аристотель Стагирийский; основателем стоической – Зенон Китийский; эпикурейская же школа прямо названа по Эпикуру.
Впрочем, Гиппобот в своей книге «О философских школах» перечисляет 9 школ и учений: во-первых, мегарскую, во-вторых, эретрийскую, в-третьих, киренскую, в-четвертых, эпикурейскую, в-пятых, Анникеридову, в-шестых, Феодорову, в-седьмых, Зенонову стоическую, в-восьмых, старшую академическую, в-девятых, перипатетическую; ни кинической, ни элидской, ни диалектической он не упоминает [?].
Пирроновскую школу из-за неясности ее воззрений по большей части тоже не включают в счет, а некоторые считают, что отчасти она является школой, отчасти же нет. Ее можно считать школой постольку, поскольку школой мы называем тех, кто придерживается (или делает вид, что придерживается) того или иного истолкования видимых явлений; на этом основании действительно можно говорить о скептической школе. Если же школой называть тех, кто привержен к известным догмам и придерживается их, то здесь нельзя говорить о школе, ибо догм у нее нет.
Вот каковы в философии начала, преемственности, деление на части и деление на школы. К этим школам не так давно Потамон Александрийский прибавил еще одну, эклектическую, отобрав из всех школ то, что ему хотелось. По его мнению (как он пишет в книге «Первоосновы»), критериев истины существует два: первый – тот, который выносит решение, то есть ведущее начало души, и второй – тот, благодаря которому выносится решение, например ясный и точный образ; началами всего являются вещество, деятель, качество и место, то есть «из чего», «что», «как» и «где». Конечно же, целью, к которой все стремится, он считал жизнь, совершенную во всех добродетелях, но вместе с тем не лишающую и тело его благ, как природных, так и внешних.
Теперь мне следует повести речь о самих этих мужах, начиная с Фалеса.
Древнегреческие философы
Другие философы Эллады (не упомянутые Диогеном Лаэртским):
Развитие философии в Древнем Риме
Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение. (Спиноза)
Основные направления античной философии
Античная греческая философия явилась парадигмой философствования на все времена. Охват проблематики в ней был универсальным и проблеме образования человека греческие мыслители также уделяли внимание.
Софизм и его влияние на общегреческое образование (пайдея)
Первоначально греческая философия была космоцентрична, и её поворот в сторону человека начинается с софистов. Главными темами софистики были этика, язык, искусство, политика, риторика, воспитание, всё то, что сегодня мы называем культурой. Софистам принадлежит идея, что добродетель не зависит от благородства крови и основывается только на знании. Исследование истины для них было равнозначно её распространению. С софистами педагогическая деятельность приобретает новое значение, т.к. проблему воспитания они выдвинули на первый план. Понятие культуры и образования греки, начиная с софистов, обозначили многогранным словом «пайдейа» (воспитание и образование детей, составная часть слова «энцикло-педия»). Именно софистам, их пайдейе обязана западная модель воспитания, основанная на принципе «диффузии знания».
Пайдейа – это вселенская образованность как проявление заложенного в человеке стремления к самореализации в условиях развитой культуры. Это слово включало в себя идею человека как меры всех вещей, призыв к человеку «познай самого себя!», идею человека-гражданина, верховенство человеческого разума, а также идеалы демократии и гуманизма. Греческая «пайдейа», создав мифы о Прометее, Аполлоне, Дионисе, тем самым заложила основы различных культурных традиций. Не случайно, А. Ф. Лосев считал миф «чудом» (Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.- 1991.- СС. 134-160). Без греческой пайдейи не существовало бы ни античности как исторической эпохи, ни западноевропейского мира культуры. И хотя слово это существовало у греков до Платона и содержание его можно встретить у греческих писателей (Гомера расплывчато и в художественной форме изложил пайдейю в первых четырёх главах «Одиссеи»), концептуальное оформление этой программы мы встречаем только в период классики.
Основная идея пайдейи как философии образования – индивидуация, т.е. выявление природного потенциала индивида, выявление его «творческого ядра», по словам В. Вышеславцева. В каждом индивиде, согласно этой концепции, заложена потребность выделиться, отличиться (не случайно целью каждого грека были слава и общественное признание его заслуг), и воспитатель должен был идти навстречу этой потребности воспитанника, изучая особенности его психики. Мощным средством развития психической жизни ребёнка был миф. Это была «отправная точка» греческой пайдейи, принёсшая колоссальные результаты в греческой и в европейской культуре.
Пайдейа была теорией образования интеллектуально свободных граждан. Интеллектуальная традиция, в частности, традиция философствования в Греции возникла и проходила становление как традиция свободного философствования и таковой она была завещана последующему европейскому мышлению. Это объяснялось тем, что греки не имели фиксированной и нерушимой догматики [как, например, на Востоке] – у них не было священных книг, плодов божественного откровения, не было касты жрецов, хранителей догмы (идеологов, а идеология, как известно, ложное сознание), что и обрекало с самого начала греческих мыслителей на поиски истины и блага.
Философия циников
Сумка, палка, плащ, подстилка, миска и каша –
Но и такое добро в тягость для пса-мудреца.
Видя, как мальчик-пастух хлебал над ручьем из ладоней,
Крикнул он: «Миска, прощай! Ты для меня ни к чему».
(Эпитафия на Диогена)