Что не характерно для системно деятельностного подхода ответ

Статья на тему «Системно-деятельностный подход, его характерные черты и способы внедрения на уроках»

Системно-деятельностный подход, его характерные черты

и способы внедрения на уроках.

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока. Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов :

1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1.Уроки «открытия» нового знания;

3.Уроки общеметодологической направленности;

4.Уроки развивающего контроля.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель : расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Образовательная цель : коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель : формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель : формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель : контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

1.предъявление контролируемого варианта;

2.наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

3.сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;

4.оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

1.написание учащимися варианта контрольной работы;

2.сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

3.оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Критерии результативности урока.

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

1.Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2.Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3.Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4.Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5.Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6.На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7.Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8.Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9.Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10.Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11.Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12.На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель –ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Алгоритм конструирования урока открытия новых знаний

1. Выделить и сформулировать новое знание.

2. Смоделировать способ открытия нового знания.

3. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.

4. Определить необходимые ЗУНы и способы их повторения.

5. Подобрать упражнения для этапа актуализации (согласно необходимых ЗУН и мыслительных операций).

6. Смоделировать затруднение и способ его фиксации.

7. Смоделировать диалог или проблемную ситуацию.

8. Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.

9. Определить приёмы организации первичного закрепления.

10.Подобрать задания на этап повторения.

11.Провести анализ урока по конспекту.

12.Внести коррективы в план – конспект.

Требование к учителю

1. Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!

2. Добиваться от учеников аргументированных ответов.

4. Чётко и точно формулировать задание.

5. Способность к импровизации.

6. Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.

Учитель не актёр, а режиссёр!

Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.

Источник

Системно-деятельностный подход в образовании

Автор: Малюгина Татьяна Игоревна

В связи с официальным введением новой версии Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям стал обязательным для всех учителей страны. Перед учителем становится задача формирования знаний в соответствии с новыми стандартами; универсальных учебных действий; формирование компетенций.

Термин «системно-деятельностный подход» применим к любой теории или системе обучения. В любом типе обучения выделяются определённые деятельности, и эти деятельности, как правило, задаются, организуются и реализуются с помощью той или иной системы.

Деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Система (от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Основной результат обучения – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.

Системно-деятельностный подход предполагает:

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. В программе ОУ в соответствии с ФГОС планируется формирование УУД в нач.школе.

Дидактические принципы системно-деятельностного подхода:

Системно-деятельностный подход позволяет на каждой ступени общего образования:

Система Эльконина-Давыдова разрабатывалась с 1958 г. на базе экспериментальной школы № 91 Российской академии образования. Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов.

Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках. Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения по системе

Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне.

Развивающее обучение в системе Эльконина-Давыдова должно формировать у школьников теоретическое мышление, то есть должно быть ориентировано не только на запоминание фактов, но и на понимание отношений и причинно-следственных связей между ними. Под теоретическим мышлением понимается словесно выраженное понимание человеком происхождения той или иной вещи, того или иного явления, понятия, умение проследить условия этого происхождения, выяснить, почему эти понятия, явления или вещи приобрели ту или иную форму, воспроизвести в своей деятельности процесс происхождения данной вещи. На этом в системе Эльконина-Давыдова построены логика и содержание учебных предметов и организация учебного процесса, в основе которого должна лежать теория формирования учебной деятельности и её субъекта. В данном случае ученик усваивает не столько знания вообще, а учится учиться во процессе формирования универсальных учебных действий, развития теоретического мышления, аналитических способностей у школьника, развитие у ученика логики научного познания от абстрактного к конкретном

Итак, Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Источник

Характеристика системно-деятельностного подхода

В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Системно-деятельностный подход предполагает:

— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

— переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

— ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

— признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

— учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

— обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Обучение деятельности предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя. Как писал Выготский, «то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно».

Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты:

— учебная задача;

— учебные действия;

— действия самоконтроля и самооценки.

15 Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Требования к структуре ООП НОО

Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы (п.16.)

1) пояснительная записка;

2) планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

3) учебный план начального общего образования;

4) программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

5) программы отдельных учебных предметов, курсов;

6) программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

7) формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

8 )программа коррекционной работы;

9) система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Требования к условиям реализации ООП НОО

Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательную программу своего учреждения, основу которой составляют основные образовательные программы по ступеням образования, разрабатываемые ОУ на основе данного федерального государственного образовательного стандарта, базисного федерального учебного (образовательного) плана и примерных основных образовательных программ с учетом возрастных возможностей детей, запросов и потребностей детей и их родителей.

Перед началом разработки ООП образовательное учреждение должно определить главную цель (миссию) программы, учитывающую ее специфику, характеристики групп обучающихся и конечные результаты образования в виде набора предметных знаний, умений и навыков, ключевых компетентностей и социального опыта.

Образовательные учреждения дополняют определенные данным ФГОС ОО цели основной образовательной программы, как в области воспитания, так и в области обучения с учетом ее профиля, а также особенностей типа образовательного учреждения, потребностей детей и их родителей.

ООП ступени образования включает в себя: цели образования на данной ступени, учебный (образовательный) план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество образования обучающихся, а также программы внеучебных видов деятельности, учебных, общественно-полезных и социальных практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Образовательные учреждения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы (в части состава дисциплин (модулей), установленных в учебном плане, или (и) в части содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной, общественнополезной и социальной практик, или (и) методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом развития психолого-педагогической науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, придерживаясь рекомендаций по обеспечению гарантии качества в общем образовании с помощью таких мер, как :

· разработка стратегии по обеспечению качества образования выпускников;

· мониторинг, периодическое рецензирование образовательных программ;

· разработка объективных процедур оценки уровня предметных знаний и умений обучающихся и ключевых компетентностей выпускников;

· обеспечение компетентности педагогического состава;

· регулярное проведение самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями;

· информирование общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

5.1.2. При разработке основных образовательных программ должны быть определены возможности образовательного учреждения в формировании компетентностей выпускников. Образовательное учреждение обязано сформировать образовательную среду, создать условия, необходимые для развития личности.

Образовательное учреждение обязано способствовать развитию социально-воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие ученического самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных обществ.

5.1.3 Содержание основных образовательных программ разрабатывается на основе фундаментальных ядер учебных предметов (дисциплин), которые представлены в виде специально выделенных основных способов предметных действий и понятийных средств как матрицы учебного предмета.

5.1.4 Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в образовательном процессе современных образовательных технологий с учетом особенностей каждой ступени образования, активных и интерактивных форм проведения учебных занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся.

Любая технология должна иметь определенную специфику в зависимости от возраста учащихся и содержания изучаемого материала.

Так, в начальной школе требования к технологиям могут быть следующие:

· использование разнообразных технологий безотметочного обучения – безотметочная система оценивания на протяжении всей начальной школы, обучение детей само- и взаимооцениванию, свобода выбора школами системы оценивания;

· расширение деятельностных форм обучения, предполагающих приоритетное развитие творческой и поисковой активности во всех сферах школьной жизни, в том числе, и в учении;

· построение образовательного процесса с использованием технологий организации учебного сотрудничества – существенное расширение видов совместной работы учащихся, их коммуникативного опыта в совместной деятельности, постепенный переход от устных к письменным видам коммуникации, в том числе – с использованием возможностей информационных технологий;

· использование игровых технологий, способствующих решению основных учебных задач на уроке.

5.1.5. В программе каждого учебного предмета (модуля, курса) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетентностями в целом по ООП.

5.1.6 Основная образовательная программа должна содержать дисциплины (элективные курсы) по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по образовательным областям. Порядок формирования элективных курсов обучающихся устанавливает Педагогический совет образовательного учреждения.

5.1.7 Максимальный объем учебных и внеучебных занятий обучающихся может составлять от 28 до 36 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной, самостоятельной учебной работы по освоению основной образовательной программы и элективных курсов, устанавливаемых образовательным учреждением дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

5.1.8 Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы составляет от 18 до 25 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

5.1.8 Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять не менее 4-5 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

5.1.9 Образовательное учреждение обязано обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы.

5.1.10 Образовательное учреждение обязано ознакомить обучающихся и их родителей с их правами и обязанностями при формировании ООП. Целесообразно заключить договор между образовательным учреждением и родителями, обучающимися и родителями для определения ответственности всех субъектов образования за конечные результаты освоения основных образовательных программ.

5.2Кадровое обеспечение образовательного процесса

Реализация основных образовательных программ всех ступеней общего образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научно-методической деятельностью и повышением своей квалификации.

На основе ФГОС должен формироваться социальный заказ системе педагогического образования, выражающийся в требованиях к подготовке нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей жизни.

Требования к компетентности педагога определяются функциональными задачами, которые он должен реализовывать в своей деятельности, и могут конкретизироваться по ступеням общего образования в соответствии с возрастными особенностями ученика, типом и видом учебного заведения, особенностями педагогической теории, лежащей в основе организации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении.

Аттестация педагогических кадров должна быть напрямую связана с результатами выполнения основных образовательных программ каждой ступени образования и должна проводиться не реже одного раза в пять лет.

Повышение квалификации педагогов и руководящих работников образования является необходимой составляющей педагогической и управленческой деятельностями и может проходить в разных формах и в различных учреждениях и организациях, имеющих лицензию на образовательную деятельность.

5.3Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса

Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной образовательной программы.

Федеральный перечень учебников должен формироваться на основе новых требований к современному учебно-методическому комплексу, включающего в себя учебник, печатные материалы для учащихся (тетради, хрестоматии, сборники заданий, атласы, цифровые образовательные ресурсы и т.п), методические материалы для учителей.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по всем образовательным областям учебного (образовательного) плана, изданными за последние 5 лет.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные справочно-библиографические и периодические издания в расчете 5-6 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного сбора и обмена информацией, беспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам с использованием скоростного Интернета (скорость должна составлять не менее _100 мбит/с)

Нормативным сопровождением стандарта, является пакет документов, регламентирующих условия реализации основных образовательных программ с учетом достижения целей, устанавливаемых государственным образовательным стандартом:

· Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, Строительные нормы и правила.

· Перечни рекомендуемой учебной литературы.

Документ содержит список таких элементов, которые необходимы для реализации образовательной программы обще?го образования.

· Перечни учебного оборудования для общеобразовательных учреждений. Номенклатура этого документа адекватна требованиям стандарта и обеспечивает потребности реализации основных образовательных программ.

· Перечни необходимых информационных ресурсов, в том числе ИКТ.

· Требования к оснащению учебных и административных помещений общеобразовательных учреждений.

Данный документ может содержать также требования к экспертизе (аттестационные листы или карты) каждого учебного кабинета, на основании которых можно проводить оценку предметных кабинетов не только по показателям полноты комплекта оборудования, но и по параметрам эргономико-дидактической приспособленности материальных условий кабинета к реализации государственного образовательного стандарта.

Установление четкой взаимосвязи и взаимообусловленности результатов освоения основных образовательных программ, организации и содержания образовательного процесса, его ресурсного обеспечения позволяет создать систему эффективного управления качеством образования в общеобразовательном учреждении.

5.4.Финансово-экономическое обеспечение образовательного процесса

Образовательные программы, имеющие социальную значимость для местного сообщества, региона в целом могут финансироваться дополнительно в рамках программно-целевого метода.

Программы дополнительного образования образовательной организации, реализуемые за рамками стандарта, могут финансироваться на конкурсной основе в рамках программно-целевого метода

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *