Что не характерно для мезосом
Бактерии
Строение бактерий
Спешу сообщить, что на данный момент установлено однозначно: мезосомы это складки цитоплазматический мембраны, образующиеся только лишь при подготовке бактерий к электронной микроскопии (это артефакты, в живой бактерии их нет).
В состоянии споры бактерии очень устойчивы к изменениям температуры, механическим и химическим факторам. При изменении условий среды на благоприятные, бактерии покидают спору и приступают к размножению.
Энергетический обмен бактерий
Бактерии получают энергию за счет окисления веществ. Существуют аэробные бактерии, живущие в воздушной среде, и анаэробные бактерии, которые могут жить только в условиях отсутствия кислорода.
Получают энергию бактерии путем хемо- или фотосинтеза. Среди хемосинтезирующих бактерий можно встретить нитрифицирующие бактерии, железобактерии, серобактерии.
Важно заметить, что клубеньковые бактерии (азотфиксирующие) не осуществляют хемосинтез: клубеньковые бактерии относятся к гетеротрофам.
Среди фотосинтезирующих бактерий особое место принадлежит цианобактериями (сине-зеленым водорослям). Благодаря им сотни миллионов лет назад возник кислород, а с ним и озоновый слой: появилась жизнь на поверхность земли и аэробный тип дыхания (поглощение кислорода), которым мы сейчас с вами пользуемся 🙂
Биотехнология
Бактерии используются для получения антибиотиков (тетрациклина, стрептомицина, грамицидина), широко применяемых в медицине. Бактерии также применяют в пищевой промышленности, где их используют для получения молочнокислых продуктов, алкогольных напитков.
Классификация бактерий по форме
При микроскопии становятся заметны явные отличия форм бактерий.
Размножение бактерий
В ходе бинарного деления бактерия делится на две дочерние клетки, являющиеся генетическими копиями материнской. Деление в среднем происходит раз в 20 минут, популяция бактерий растет в геометрической прогрессии.
Бактериальные инфекции
Многие патогенные бактерии приводят к развитию тяжелых заболеваний у человека. На настоящий момент при бактериальных инфекциях применяются антибиотики, дающие хороший эффект.
От некоторых болезней: дифтерия, коклюш и т.д. разработаны вакцины, дающие стойкий пожизненный иммунитет. После вакцинации образуются антитела к возбудителю, вследствие чего организм становится защищен от подобных инфекций: при встрече с возбудителем человек не заболевает, или переносит болезнь в легкой форме.
К бактериальным инфекциям относятся: чума, дифтерия, туберкулез, коклюш, гонорея, сифилис, тиф, столбняк, брюшной тиф, сальмонеллез, дизентерия, холера. Ниже вы можете видеть возбудителей данных заболеваний и место их локализации в организме.
При проведении медицинских процедур локального кварцевания (облучения УФ отдельных участков) тела следует надевать защитные очки для избежания ожога сетчатки глаза. При кварцевании помещений следует покинуть их по той же причине.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Тесты по биологии по теме «Бактерии»(10-11 класс профильный уровень)
Тесты по теме «Бактерии : строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности» для 10-11 классов при подготовке к ЕГЭ. Элективный курс.
Учитель биологии МКОУ «Каменская средняя школа»
1.Бактерии были описаны в 1676 году:
Б) Грегором Менделем
В) Антони ван Левенгуком
Г) Теодором Шванном
2.Размеры бактерий достигают:
Г) от 10 до 150 мкм
3.Что не характерно для мезосом:
Б) могут служить местом прикрепления ДНК во время репликации
В) содержат гидролитические ферменты
Г) на их поверхности локализованы ферменты, принимающие участие в дыхательных процессах
4.Клеточная стенка бактерий содержит:
5. Какая функция не характерна для капсулы и слизи бактериальной клетки?
А) участвуют в формировании колоний
Б) служат дополнительной защитой
В) являются производными клеточной стенки
Г) расположены снаружи от плазматической мембраны
6. Бактерии могут обладать устойчивостью к действию антибиотиков благодаря :
В) наличию плазмидов
Г) способности образовывать колонии
7.Кольцевая молекула ДНК бактерий :
А) находится в ядре
Б) содержит интроны и экзоны
Г) не содержит ни интронов ни экзонов
8. 40% от массы бактерии могут составлять рибосомы, так как
А) бактерии размножаются с высокой скоростью
Б) могут образовывать колонии в виде шариков, нитей, плёнок.
В) содержат нуклеоид
Г) устойчивы к антибиотикам.
9. На рисунке изображены :
10. Что не характерно для размножения бактерий:
А) трансформация и коньюгация
Г) деление клетки надвое
11. По способу питания бактерии являются:
А) гетеротрофы и хемотрофы
Б) автотрофы и паразиты
В) гетеротрофы, фототрофы и хемотрофы
Г) автотрофы и миксотрофы.
12. Особенности, характерные для спирилл:
А) являются возбудителями сифилиса
Б) вызывают бруцеллез у животных
В) патогенных форм не обнаружено
Г) бактерии в виде запятой.
13. Соотнесите целое и часть
А) молочнокислые бактерии
Б) бактерии симбионты
В) возбудители заболеваний
Г) нет таких бактерий
А) имеют зеленые пигменты бактериохлорофиллы
Б) переводят молекулярный азот в нитраты
В) способны окислять молекулярный
Г) используют солнечный свет
Д) фотосинтез происходит в анаэробных условиях без выделения кислорода
Е) окисляют двухвалентное железо в трехвалентное
15. Верны ли утверждения
1) Фотосинтез у фотоавтотрофных бактерий протекает в анаэробных условиях с выделением кислорода.
2) Нитрифицирующие бактерии способны окислять аммоний до нитратов.
3) Сапрофиты питаются мертвыми органическими веществами.
4) Стафилококки вызывают пищевые отравления.
5) Диплококки являются возбудителями ангины и скарлатины.
6) У бактерий отсутствует цитоскелет, аппарат клеточного деления и мембранные органеллы, характерные для эукариот.
7) Клубеньковые бактерии фиксируют молекулярный азот только в симбиозе с бобовыми растениями.
8) В 1 см 3 почвы содержится до 400 тыс. бактерий.
9) Смолистые выделения хвойных растений обладают бактериостатическим действием.
10) Бактерии- симбионты в кишечнике человека синтезируют витамины группы В и витамин К.
Ответы:1-В, 2-А, 3-В, 4-Г, 5-Г, 6-В, 7-В, 8-А, 9-Б, 10-В, 11-В, 12-В, 13-Б;
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-033184
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Из опыта работы. Проверка знаний по теме «Прокариоты. Бактерии» в 10-м профильном классе
Разделы: Биология
Двадцатипятилетний опыт работы учителем биологии привел меня к следующим выводам, которыми я руководствуюсь в своей повседневной работе.
Хочу поделиться опытом изучения темы “ Прокариоты. Бактерии.” в 10-м профильном классе.
Мои учащиеся обучаются в сельской школе, многие будут сдавать ЕГЭ по биологии. Поэтому свою работу я планирую с учетом этих особенностей.
Изучение темы “Прокариоты. Бактерии.” (да и других тем), я выстраиваю следующим образом:
Второй урок начинается с проверки знаний в игровой форме.
Учитель предлагает ученикам перейти к листам самоконтроля. Листы самоконтроля они получили от учителя на первом уроке после ознакомления с теоретическим материалом по прокариотам. Это было домашним заданием подготовиться отвечать по листам самоконтроля. Одно из главных требований к листам самоконтроля: ответы должны быть четкими, продуманными, аргументированными.
Назначаются два “консультанта” (из наиболее сильных учащихся, они помогут учителю “оценить” ответы одноклассников.
Ответы к обучающей карте: 1- б, в; 2 – в; 3 – а; 4 – в; 5 – б; 6 – а; 7 – б; 8 – а; 9 – в; 10 – б.
“Консультанты” озвучивают правильные ответы к обучающей карте, ученики красными маркерами отмечают количество правильных ответов в своей обучающей карте.
Ответы к контрольной карте: 1) б; 2) б; 3) в; 4) г; 5) а, г; 6) б; 7) в; 8) б, в; 9) г; 10) а.
Учащиеся сами подсчитывают количество правильных ответов, выясняют не совсем понятные для них вопросы.
Цель, поставленная учителем достигнута, весь класс активно работает, закрепляет полученные знания, умело использует их работе с тестами.
На следующем уроке учитель предложит познакомиться с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ по изученной теме. Хорошее теоретическое усвоение темы позволит им успешно выполнить тестовые задания из методических пособий по ЕГЭ.
Учащиеся получают домашнее задание: выполнить тесты с выбором нескольких правильных ответов.
Правильные ответы: 1 – б; 2 – б, в, д; 3 – г; 4 – б, в, г; 5 – б, в; 6 – а, в, г; 7 – а, б, в, г, д.
Что не характерно для мезосом
Подробное решение параграф § 26 по биологии для учащихся 10 класса, авторов Пасечник В.В., Каменский А.А., Рубцов A.M. Углубленный уровень 2019
Вопрос 1. Какие царства живых существ обитают на Земле?
Царство Бактерий; Царство Растений; Царство Животных; Царство Грибов.
Вопрос 2. Представители каких царств чаще всего являются возбудителями болезней человека?
Вопрос 3. Сколько молекул ДНК содержат бактерии?
Бактерии содержат одну единственную молекулу ДНК, имеющую кольцевую форму, и расположена она в цитоплазме.
Вопрос 4. Что такое мезосомы? Почему учёные долгое время считали их клеточными органоидами?
С конца 70 — х гг. прошлого столетия считается, что мезосомы являются артефактами, т. е. искусственными структурами, возникающими при повреждении цитоплазматической мембраны во время воздействия на неё различных веществ — фиксаторов, красителей и т. п. Было установлено, что в живых клетках, а также таких, которые не подвергаются химическому воздействию, никаких структур, напоминающих мезосомы, не образовывалось. Так что, несмотря на то, что до сих пор это название иногда встречается в биологической литературе конца прошлого века, в настоящее время большинство учёных убеждены в том, что никаких специальных выростов мембран в живых бактериальных клетках нет.
Учёные долгое время считали мезосомы клеточными органоидами, т.к. считали, что в мезосомах расположено большинство ферментов бактериальных клеток. Считалось даже, что эти мезосомы выполняют функции ЭПС, митохондрий, пластид, аппарата Гольджи и лизосом.
Вопрос 5. Назовите функции спор у бактерий.
Защита и сохранение бактерии в неблагоприятных условиях; расселение бактерии. Споры у бактерий не служат для размножения!
Вопрос 6. Приведите примеры болезней, вызываемых у людей бактериями.
Самые распространенные заболевания человека, вызванные бактериями: туберкулез; пневмония; сифилис; менингит; бруцеллез; гонорея; сибирская язва; дифтерия; дизентерия; сальмонеллез; лептоспироз.
Вопрос 7. Используя дополнительные источники информации, подготовьте краткое сообщение (на 3—5 мин) об археях. Представьте тезисы своего сообщения.
На протяжении большей части XX века прокариоты считались единой группой и классифицировались по биохимическим, морфологическим и метаболическим особенностям.
Впервые археи были выделены в качестве отдельной группы прокариот на филогенетическом древе в 1977 году Карлом Вёзе и Джорджем Эдвардом Фоксом.
Археи на молекулярном уровне заметно отличаются как от бактерий, так и от эукариотов. Отличия наблюдаются в компонентах синтеза белка, структуре клеточной стенки, биохимии (только среди архей есть метаногены) и устойчивости к факторам внешней среды (большая часть — экстремофилы).
Отдельные клетки архей достигают от 0,1 до 15 мкм в диаметре и могут иметь различную форму: шара, палочки, спирали или диска, дольчатые, идеально прямоугольные и др. У архей обнаружены белки, родственные компонентам цитоскелета других организмов, а так же показано присутствие филаментов в их клетках, однако у архей, в отличие от других организмов, эти структуры плохо изучены. Археи размножаются бесполо: бинарным делением, фрагментацией, почкованием. В отличие от бактерий и эукариот, ни один известный вид архей не формирует спор.
Первое время считалось, что археи населяют только места с экстремальными условиями: горячие источники (там обнаружены первые представители архей), солёные озёра. Однако к концу XX века микробиологи пришли к выводу, что археи — большая и разнообразная группа организмов, широко распространённая в природе. Многие виды архей населяют вполне обычные среды обитания, например, почвы или воды океана.
Археи вторично используют такие элементы, как углерод, азот и серу в своих различных средах обитания. Хотя такие превращения необходимы для нормального функционирования экосистемы, археи могут также содействовать вредным изменениям, вызванным деятельностью человека, и даже вызвать загрязнение.
Тезисы: 1. Археи — домен живых организмов (по трёхдоменной системе Карла Вёзе наряду с бактериями и эукариотами). 2. Археи — микроорганизмы, живущие не только в экстремальных условиях. 3. Очень просто устроенные организмы. 4. У архей есть признаки и бактерий и эукариот.
Вопрос 8. Сформулируйте правила профилактики бактериальных заболеваний.
Для профилактики инфекционных патологий рекомендуется следить за чистотой в помещении, регулярно проветривать его, 2 — 3 раза в неделю проводить влажную уборку средствами, содержащими антибактериальные вещества. Помимо этого необходимо соблюдать другие меры профилактики: соблюдать личную гигиену; периодически обеззараживать (промывать) предметы обихода в горячей воде; после посещения общественных мест — мыть руки с мылом; не контактировать с больными людьми; овощи и фрукты несколько раз промывать; мясо и рыба требуют мытья и термической обработки; при порезах раны сразу нужно продезинфицировать и оградить от внешних воздействий (забинтовать); принимать витамины и минералы для поднятия иммунитета (особенно во время сезонных эпидемий); применять бактериальные вакцины (после консультации врача), особенно планируя выезд за рубеж.
Вопрос 9. Как бактерии используются в хозяйственной деятельности человека?
В пищевой промышленности применяются молочнокислые бактерии и дрожжи. Молочнокислые бактерии и дрожжи используют при сквашивании молочных продуктов и овощей, переработке какао — бобов, изготовлении дрожжевого теста.
В бродильной микрофлоре, помимо молочнокислых бактерий, присутствуют дрожжи, состоящие с бактериями в сложных симбиотических отношениях. Подобная бродильная закваска с дрожжами используется в хлебопекарной промышленности, особенно при выпечке ржаных хлебов.
При изготовлении твердых сыров используют пропионовокислые бактерии.
В промышленности бактерии используют для избирательного извлечения вещества из сложных соединений, растворяя их в воде (железобактерии, серобактерии). Таким образом извлекаются полезные химические вещества из руд, производственных отходов, удаляются ненужные примеси — мышьяк из руд цветных и черных металлов.
Создание многих медицинских препаратов создано на основе бактерий (антибиотики, инсулин и интерферон, ферменты сенной палочки Bacillus subtilis разрушают продукты гнилостного разложения).
Современные биотехнологии позволяют осуществлять производство ферментов, гормонов, антибактериальных препаратов и витаминов.
ГК «Униконс»
Продвижение и реализация комплексных пищевых добавок, антисептиков и др. продукции.
«Антисептики Септоцил»
Септоцил. Бытовая химия, антисептики.
«Петритест»
Микробиологические экспресс-тесты. Первые результаты уже через 4 часа.
«АльтерСтарт»
Закваски, стартовые культуры. Изготовление любых заквасок для любых целей.
Бактерии/Строение бактерий
Бактерии представляют собой наиболее изученную группу микроорганизмов. Величина их в среднем колеблется от 0,4 до 10 мкм (табл. 1). Однако известны бактерии, размеры которых достигают большей величины — до 50 мкм.
По форме бактерии подразделяются на несколько групп, основные из которых: кокки — шаровидной формы; палочки (бактерии и бациллы); вибрионы и спириллы — изогнутые и спирально извитые формы; спирохеты — длинные, тонкие, сильно извитые (рис. 1).
Размеры и форма тела бактерий могут значительно изменяться под влиянием различных факторов внешней среды. Под действием кислот, щелочей, температуры, в результате накопления в среде продуктов жизнедеятельности и других факторов могут возникать клетки, нетипичные по форме и даже уродливые.
Строение бактерий
Между строением бактерий и строением высших форм живых организмов имеется существенная разница. Высшие организмы построены сложно — в них различают органы, состоящие из тканей, которые в свою очередь сложены из отдельных клеток. Схематично это выглядит так; организм→органы→ткани→клетки.
Бактерии же представлены лишь одной клеткой, которая и является полностью самостоятельным организмом (рис. 2).
Клетка бактерий окружена плотной оболочкой, состоящей из двух слоев: наружного (клеточной стенки) и внутреннего (цитоплазматической мембраны — цитоклетка).
Оболочка выполняет защитные функции, придает клеткам постоянную, характерную для них форму (кокка, палочки, спириллы и др.).
Она обладает свойством полупроницаемости — через нее питательные вещества проникают в клетку, а продукты жизнедеятельности клетки (продукты обмена) выходят в окружающую среду. Это относится к веществам, находящимся в сильно диспергированном виде в водных растворах (истинные растворы). Крупные же молекулы, с большой молекулярной массой, через оболочку не проходят. Функция регулятора обмена веществ присуща всей оболочке, но в большей мере — цитоплазматической мембране.
Наружный, сравнительно рыхлый слой оболочки у некоторых бактерий может ослизняться, образуя капсулу. Толщина капсулы может во много раз превосходить диаметр клетки. Капсулы не являются обязательной частью клеток — они образуются под влиянием условий внешней среды. Капсулы, по-видимому, служат защитным покровом, участвуют в регуляции водного обмена, защищая клетки от высыхания. По химическому составу капсулы состоят в основном из полисахаридов, гликопротеидов.
Слизеобразующие бактерии, быстро размножаясь на поверхности субстратов, вызывают их порчу. Жидкие среды они могут превращать в сплошную слизистую массу. Это явление иногда наблюдается в молоке, пиве, сахаристых экстрактах из свеклы и др. Слизеобразование активнее происходит при пониженных температурах (от —2 до 10 °С). Важной частью клеток является цитоплазма — прозрачная, полужидкая масса белковой природы; наружная, более плотная часть цитоплазмы — цитоплазматическая мембрана. Во внутренней» жидкой, бесструктурной части цитоплазмы находятся важные клеточные структуры — рибосомы, мезосомы, ядро, запасные питательные вещества и др.
С возрастом в результате старения белковой коллоидной системы меняются свойства цитоплазмы. Она принимает ячеистое строение с образованием вакуолей.
Вакуоли — полости в цитоплазме, заполненные клеточным соком. По современным представлениям они являются резервуаром, где локализуются вредные для жизни клетки вещества, которые не представляется возможным удалить во внешнюю среду. Рибосомы — зернистые образования, расположенные во всей цитоплазме. По химической природе они являются рибонуклеопротеидами. В них осуществляется синтез клеточных белков из поступающих веществ.
Мезосомы — это сильно складчатые, различной формы тельца, расположенные в пограничном с оболочкой слое цитоплазмы. В них протекают энергетические процессы — освобождение энергии в результате окисления некоторой части органических веществ пищи. Здесь же синтезируются энергоемкие вещества клетки, например аденозинтрифосфорная кислота (АТФ).
Ядро бактерий в отличие от других одноклеточных организмов некомпактно. Вещества ядра равномерно распределены по всей цитоплазме. О наличии в бактериальной клетке веществ, присущих ядру, судят по обнаруживаемым в ней дизоксирибонуклеиновым кислотам (ДНК). ДНК является носителем информации о наследственных свойствах клетки. Именно ядро ответственно за передачу всех признаков родительских организмов потомству (форма, типичные размеры, физиологические свойства и др.).
При размножении каждая вновь образуемая клетка бактерий получает полный набор нуклеиновых кислот, имеющихся у родительского организма. Свойства организма зашифрованы в структурных особенностях ДНК. В связи с некоторыми отличиями в функциях и строении аппарата наследственной информации бактерий от ядра других организмов, его чаще называют нуклеотид, или генофор. Дифференцированное, т. е. отграниченное от цитоплазмы, ядро характерно лишь для некоторых бактерий — нитчатых, миксобактерий.
Запасные питательные вещества часто наблюдаются в цитоплазме. Они имеют вид гранул или капелек. Однако их наличие не является постоянным признаком для микроорганизмов и зависит от физико-химических особенностей среды обитания. Они накапливаются в благоприятных условиях, при обилии углеводного питания и расходуются на энергетические цели и для построения различных структур тела клеток (пластические цели), когда условия в отношении питания менее благоприятны. Гранулы могут быть представлены крахмалом, гликогеном, белком волютином. Запасный жир образует мелкие шарообразные капли. Кроме этого, в цитоплазме разных бактерий могут наблюдаться гранулы или капельки коллоидной серы, кальция, пигментов и др.
Жгутики представляют собой скрученные нитевидные образования, выступающие из-под цитоплазматической мембраны над поверхностью клетки. Жгутики являются органами движения. Расположение их может быть одиночное (монотрихиальное), пучком на одном или обоих концах клетки (лофотрихиальное) и по всей клетке (перитрихиальное) (рис. 3). Сокращения и изгибания жгутиков позволяют клетке передвигаться на свежие участки субстрата, приводят к «вентилированию» окружения клетки, освежению самого субстрата вокруг нее. Наибольшей подвижностью обладают монотрихи, наименьшей — перитрихи. Жгутики очень тонки и при механических воздействиях, с возрастом легко теряются клетками.
Наличие жгутиков характерно не для всех бактерий, а лишь для некоторых палочковидных и шаровидных.
Бактерии, имеющие извитую форму тела, чаще передвигаются за счет волнообразного изгибания тела. Отдельные виды бактерий способны медленно передвигаться по поверхности за счет сокращений тела, вызывающих периодическое изменение формы клетки.
Некоторые бактерии на поверхности тела имеют многочисленные образования, подобные жгутикам, но тоньше и короче их. Это так называемые «пили», или реснички. Они необходимы для прочного прикрепления клеток к субстрату.